Язык огонь прикраса неправды толкование

Толкование

Язык огонь прикраса неправды толкование

В своем послании Иаков много говорит о языке. Если читать быстро, может показаться, что он думает, что язык живет сам по себе, но, конечно же, на самом деле он говорит о том, что контролирует язык, т. е. о мозге или разуме. Можно сказать, что в послании Иакова под языком подразумевается разум.

Он говорит в Иакова 3:2: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и всё тело». Интересно рассмотреть эту мысль – словами мы выражаем то, о чем мы думаем и даем людям возможность узнать наши мысли. Наши слова показывают, чт? мы за люди и что мы думаем о других людях. Если мы не хотим кого-то обидеть, мы должны узнать их, узнать, во что они верят и что думают. По сути греческое слово «обидеть» обозначает «сделать ошибку». Все мы знаем, как нам неприятно, когда мы в чем-то ошибаемся, в таких случаях мы сильно огорчаемся. Мы этого не хотим, но это происходит, и когда мы уже ошиблись, вернуть всё назад уже невозможно. Мы просто должны принять результат того, что мы сделали. Греческое слово «совершенный» в данном случае обозначает «полный», что в данном случае помогает нам узнать цель Иакова – полный контроль над языком (т. е. разумом) дает возможность контролировать всё остальное в нашей жизни. Тогда мы можем контролировать наше тело, потому что мысли, которые мы высказываем вслух, могут вылиться в действия, которые могут затронуть других. Однако, это касается не только слов, которые мы высказываем вслух. Слова, которые мы говорим сами себе и о которых другие могут не знать, возможно, еще важнее, потому что они соответствуют нашему истинному характеру. Мы можем убедить себя, что можно делать разные глупые и грешные поступки. Мы можем назвать это нашим внутренним языком.

Иаков сравнивает язык с множеством маленьких вещей, которые влияют на что-то значительно б?льшее. Например, в стихе 3 лошадь является очень сильным животным, в то же время удила – простой металлический стержень во рту – позволяют наезднику поворачивать ее или останавливать когда он этого захочет. Удила, как язык, находятся в самом рту. Давайте подумаем, насколько штурвал отличается от корабля по размерам. Удивительно, что такой маленький предмет может управлять таким большим кораблем, направляет его туда, куда его повернут (стих 4). Пока всё идет нормально – мы понимаем, что наш разум может контролировать нас для нашего блага. Но, к сожалению, наш разум может повести нас и в деструктивном направлении.

Чтобы разжечь огонь, нужна всего лишь искра. Когда огонь вспыхнул, он может уничтожить всё на своем пути. Точно так же маленькое замечание может привести к целой серии комментариев, которые нельзя остановить. Подобным образом наш внутренний язык или голос может разжечь разрушительный огонь, который уничтожит правильный подход к богоугодной жизни. Наш разум может нас уничтожить, если он будет направлен на порочные дела. Порочные мысли растут как огонь, который раздувает сильный ветер. И точно так же, как огонь оставляет после себя выжженную землю в руинах, так и огонь нашего разума может оставить нас в духовных руинах.

Так же как и огонь, Иаков в стихе 6 называет язык «прикрасой неправды» – еще одно необычное описание языка. Говоря так, он напоминает нам, что мы всегда должны бороться с миром вокруг нас. В Писании часто используется слово «мир» – это относится ко всему, что противостоит Богу и Его людям. Возможно, здесь Иаков хочет сказать нам, что мы должны быть осторожными, чтобы наш разум не захватили ценности и интересы мира, который не чтит Бога и Его праведные пути. Этот грешный мир может отвергать духовные вещи, которыми должен быть заполнен наш разум. Когда мы впускаем мир в нашу жизнь, мы начинаем смотреть его глазами. Вместо этого, мы должны стараться смотреть на мир так, как на него смотрят Бог и Его Сын. Если подходить с этой точки зрения, мы должны видеть человеческий мир таким, как он есть, мир греха и смерти. Вместо этого мы выбираем жизнь в мире, где правит разум Бога, мир свежий и полный жизни.

Читайте также:  Православие толкование псалма 90

Чем больше мы изучаем главы 3 и 4 его послания, тем больше мы понимаем, что Иаков на самом деле рассуждает о том, как работает наш разум. Например, добрый человек может быть мудрым и умным (3:13), а его доброта видна в его делах, которые совершаются в кротости. Каждое из этих качеств является продуктом разума. Человек мудр, потому что он собрал вместе всё, что он узнал из прошлого опыта, и тщательно это обдумал. Но важно и то, как он это обдумывал: он должен смириться, не думать с гордостью о себе или о том, что им сделано. Неправильный подход изложен в 3:14-16. Это зависть, если разум позволяет себе сравнивать то, что нам дал Бог, с тем, что другие имеют и это ведет к противостоянию. Это неправильная «мудрость», которую Иаков называет земной и душевной, которая приходит из мира. Мудрость свыше, от Божьего разума, совсем другая. Во-первых, она «чиста», потому что она в разуме, из которого Бог убрал земное мышление. Мудрость, которая, как говорит Иаков, следует из этой чистоты, требует контроля над разумом, вот ее качества: мирна, скромна, полна милосердия, беспристрастна и нелицемерна. Ни одно из этих качеств само по себе не приходит к нам, мы должны хорошо поработать над собой, чтобы закрепить эти качества в нашем разуме. Эта работа, в конце концов, принесет плоды праведности.

Если мы на самом деле хотим увидеть этот результат, мы должны смотреть на Господа Иисуса Христа. Лучше всего, если мы будем стараться проявлять эти качества б?льшую часть времени. Иисус не только говорил о них, но он ими полностью жил. Его разум всегда контролировал его язык, и он всегда его использовал, чтобы рассказывать другим о воле Отца. Фактически он сказал, что если мы хотим узнать волю его Отца, мы должны обратить внимание на то, как говорил, думал и поступал Сын. То, как он себя вел, исходило из его знания слова Отца. Он показал, что то, как Отец поступает с Его народом Израилем, может помочь нам понять Его цель спасения.

Господь Иисус был готов даже умереть на кресте, чтобы исполнить волю Отца и поскольку он это сделал, мы примирились с Богом. Он поможет нам наполнить наш разум тем, что угодно Богу и тогда наш язык не будет слишком активным в земных вещах, а будет в мире с Его мудростью. Сейчас, вспоминая Господа Иисуса с помощью хлеба и вина, давайте подумаем, как он, исполняя волю своего Отца, контролировал свой язык и разум.

Источник

Иакова 3 глава

Предостережение от страсти учительства и вообще от необузданности языка (1–12). Истинная и ложная мудрость (13–18).

Иак.3:1. Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению,

Иак.3:2. ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.

Многие, уклоняясь от трудного дела исполнения заповедей Божиих и от проведения в жизнь принципов истины, правды и любви, склонны заменять дело словом; скудные верою и соответствующими вере добрыми делами, такие люди тем более расположены к злоупотреблению словом, к словопрениям, а также к самозванному учительству. Последнее явление обычно особенно при появлении нового учения. Преимущественно иудеи времени Иисуса Христа тяготели к учительству, за что и обличаемы были Господом (Мф 23:7-8) и св. Апостолом Павлом (Рим 2:17-22). Среди иудео-христиан, читателей послания св. Иакова, также, очевидно, широко была распространенна страсть к самозванному учительству. Зная, как опасно учительство тех, которые сами еще не утверждены в нравственных началах, Апостол Иаков и предостерегает читателей от такого произвольного, самозванного учительства, не касаясь, разумеется, существовавших в первенствующей церкви учителей и евангелистов, нарочито призванных и поставленных на дело проповеди евангельского учения и имевших для учительства особый благодатный дар (1 Кор 12:29; Еф 4:11). Апостол внушает желающим учительствовать строго испытывать к тому способность, более же всего смотреть на то, имеет ли человек самообладание обуздывать язык свой: трудность последнего качества, являясь признаком высокого нравственного совершенства человека, владеющего этою способностью, должна предостерегать большинство людей от попытки принимать на себя столь трудное и ответственное дело, грозящее недостойному учителю лишь большим осуждением. Причина этого – общечеловеческая греховность, особенно проявляющаяся в связи с неправильным употреблением дара слова. Грешат все люди, но самозванным учителям – сугубая опасность греха и наказания. «Некоторые берутся учить тому, чего сами не совершали. Такие учителя, говорит, не получают никакой пользы, но подлежат большему осуждению. Ибо кто учит тому, чего сам не имеет, как имеющий будто бы это, тот достоин осуждения за то, что грешит своим языком» (блаж. Феофил.).

Читайте также:  Фотографироваться сонник толкование снов

Иак.3:3. Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их.

Иак.3:4. Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий;

Апостол здесь употребляет два образных сравнения, чрезвычайно метко выражающих ту мысль (высказанную апостолом во второй половине Иак.3:2), что обуздывающий язык свой может обуздать и все свое тело, все свое существо. «Упомянутая возможность подтверждается двумя примерами… Посмотри: мы налагаем узду на коней, и корабли небольшим рулем, как и коней небольшою уздою, направляем, куда хотим. Так и язык должно управлять здравым разумом, хотя он бывает миром (κόσμος) неправды, в употреблении черни. Ибо миром называет здесь Апостол множество» (блаж. Феофил.). Почему же обуздание языка имеет столь существенно-важное центральное значение в нравственной жизни человека? «Конечно, потому, что язык, как орган слова, участвует в облечении в сознательные образы грехов и пороков всех членов человеческого тела. Мы мыслим словами. Божий грех, восходя на мысль, непременно облекается в образ слов, которые суть произведения языка… Язык человека, поэтому, есть как бы седалище всех пороков, нуждающихся прежде своего осуществления в облечении в образы слов» (еп. Георгий).

Иак.3:5. так и язык – небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает!

Иак.3:6. И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны.

Продолжается изображение в сильных образных выражениях гибельных действий необузданности языка. Вред и разрушительное вообще действие грехов языка уподобляется огромному пожару, начинающемуся от малой искры. Характер или природа этого пожара обозначен гиперболическим выражением «ό κόσμος τής αδικίας, мир неправды (не точны здесь слав. и русск. переводы: »лепота« или «прикраса неправды»), т. е. неправда, ложь и зло всякого рода, проистекающие от злоупотребления человека даром слова. Грехи языка, как органа выдающегося среди других членов тела, оскверняют, заражают все тело, весь духовно-телесный организм человека, все его стремления, намерения и действия. Пожар зла и гибели, зажигаемый необузданностью языка, воспламеняет, опаляет и сожигает огнем страстей весь круг жизни человеческой («колесо бытия, рождения», τόν τροχόν τής γενέσεως), будучи в свою очередь не более, как орудием огня геенского и диавола.

Иак.3:7. Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим,

Иак.3:8. а язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда.

Иак.3:9. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию.

Иак.3:10. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть.

Иак.3:11. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?

Иак.3:12. Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду.

Желая тверже запечатлеть в умах читателей высказанную (Иак.3:10) мысль о неестественности употребления языка для проклятия, между тем как он предназначен для благословения, св. Апостол здесь, ст. 11–12, на примерах – источников, изводящих лишь одного рода воду (горькую, сладкую, соленую) и разных плодовых деревьев – смоковницы, маслины, виноградной лозы, неизменно дающих плоды по роду своему, показывает всю ненормальность, всю, так сказать, противоестественность упомянутого действования языком. Таким образом, человек, проклинавший ближнего своего, созданного по образу Божию, не может искренно и богоугодно прославлять Бога; его прославление Бога может быть лишь неистинным, показным, фарисейским.

Читайте также:  Лучшие расклады таро с толкованием

Иак.3:13. Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью.

После столь подробного раскрытия мысли о необходимости и трудности обуздания языка, Апостол возвращается к главному предмету своего увещания (Иак.3:1) – не стремиться многим к учительству. Истинным учителем может быть лишь человек мудрый, σοφός, ( евр. хакам) и разумный, επιστήμων ( евр. набок): в библейско-еврейском употреблении (см., напр., Втор 1:13, 4:6) эти два понятия, весьма близко родственные друг другу, выражают полный объем теоретической и практической мудрости. Св. Апостол, направляя речь против злоупотреблявших словом, оттеняет практический момент (мудрый или разумный) докажи на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью«. В приложении к христианскому учителю это наставление Апостола напоминает наставление Спасителя апостолам о голубиной кротости при змеиной мудрости (Мф 10:16).

Иак.3:14. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину.

Иак.3:15. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская,

Иак.3:16. ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое.

Имея в виду ниже (Иак.3:17) полно охарактеризовать истинную мудрость, Апостол здесь показывает, что не есть истинная мудрость. Признаками такой неистинной мудрости являются: горькая зависть или ревность в дурном смысле (ζήλος πικρός) и сварливость (εριθεία) – свойства, прямо противоположные »мудрой кротости» (Иак.3:13). Эта неистинная мудрость, являющаяся лишь пародиею на истинную мудрость, имеет и происхождение, прямо противоположное мудрости небесной. Ложная мудрость отнюдь не нисходит свыше от Бога (Иак.1:15); напротив, всецело земная, επίγειος, исключительно принадлежит миру, враждебному Богу (Иак.IV:4); не духовная, а душевная, ψυχική; не божественная, а бесовская, δαιμωνιώδη (ст. 15). Такой характер и такое происхождение этой лжемудрости свидетельствуется ее плодами, каковы: «неустройство и все худое» (ст. 16), что абсолютно чуждо Бога, ибо Бог не есть Бог нестроения, но мира (1 Кор 14:33).

Иак.3:17. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна.

Иак.3:18. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир.

Для плодотворного и спасительного учительства нужна «мудрость, сходящая свыше», т. е. от Бога (Иак.1:17). По изображению Апостола Иакова, мудрость эта, прежде всего, чиста, αγνή: чистота и святость суть основные свойства истинной мудрости. Затем следующие три качества ее составляют противоположность ревности и сварливости ложной мудрости: истинная мудрость: а) мирна, ειρηνική, – распространяет вокруг себя только мир; б) кротка или скромна, επιεικής; в) послушлива, уступчива, ευπειθής. Далее следует самое положительное свойство истинной мудрости: «полна милосердия и добрых дел» – богата делами благотворительной любви, составляющей существенное свойство благочестия (Иак.I:27). Наконец – «беспристрастна и нелицемерна», αδιάκριτος χ. απόκριτος – чужда сомнений в истинах веры и абсолютно искренна, прямодушна.

«Таким образом, указано семь качеств божественной мудрости: она представляет собою как бы семицветную прекрасную радугу, все цвета которой суть разложения одного основного цвета мудрости – ее чистоты и святости» (еп. Георгий).

В заключительном, 18, стихе главы указывается, что плодами истинной мудрости – в противоположность пагубным плодам мудрости ложной (Иак.3:16) – являются праведность и мир как у проповедников истинной мудрости, так и у приемлющих слово их проповеди. «Человек, одаренный истинною премудростию и призванный к проповеданию Евангельского учения, возвещает его, наблюдая приличное христианской вере спокойствие и согласие с теми, которые семя слова Божия кротким и спокойным сердцем приемлют и к плодотворению себя доброю землею оказывают» (иеромон. Феоктист).

Комментарии Лопухина на послание Иакова, 3 глава

Источник

Оцените статью
Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Добавить комментарий

Adblock
detector