Является закрытым и не подлежит расширительному толкованию

Толкование
Содержание

Основания и порядок разглашения сведений, составляющих врачебную тайну

По общему правилу, в соответствии со статьей 13 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» сведения, составляющие врачебную тайну не подлежат разглашению, за исключением случаев, когда есть письменное согласие лица или его законного представителя на разглашение конфиденциальной информации третьим лицам.

Значимость института врачебной тайны является бесспорной, тем не менее, права личности могут быть ограничены. Возможность ограничения прав и свобод граждан закреплена в статье 55 Конституции Российской Федерации, где указано, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом…». Таким образом, перечень случаев, когда разглашение врачебной тайны допустимо, является закрытым и не подлежит расширительному толкованию. Такими случаями являются:

1. Предоставление сведений составляющих врачебную тайну в целях обследования и лечения лиц, которые не способны самостоятельно выразить свою волю

В указанном случае понимается такое состояние пациента, когда медицинское вмешательство необходимо проводить по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека. Или же при отсутствии законных представителей лица, если пациент страдает заболеванием, представляющим опасность для окружающих. Понятие «заболевания, представляющего опасность ля окружающих» нами будет подробно рассмотрено в следующем пункте.

К сожалению, в действующем законодательстве не раскрывается понятие «экстренные показания», однако в Приказе Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 г. № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» содержится перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, а именно:

Таким образом, можно предположить, что наличие одного из вышеуказанных состояний и не способность лица выразить свою волю на медицинское вмешательство является основанием для правомерного разглашения сведений, составляющих врачебную тайну при необходимости.

2. В случае возникновения угрозы распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений

В постановлении Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 г. № 715 указан перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Данный перечень является закрытым и не подлежит расширительному толкованию, следовательно, при наличии одного из указанных в нем заболеваний, допустимо разглашение сведений о диагнозе пациента с целью предотвращения массового распространения инфекционных заболеваний.

В перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих включены следующие болезни:

Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии со статьей 43 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» лицам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и диспансерное наблюдение в соответствующих лечебно-профилактических организациях. А лиц, страдающих туберкулезом и ВИЧ-инфекцией, включают в соответствующий Федеральный регистр, в котором указывается ФИО пациента, место его жительства, паспортные данные, диагноз заболевания и иные необходимые сведения. Данные мероприятия связаны с тем, что указанные выше инфекционные заболевания, характеризуются тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, а также быстрым распространением среди населения.

Как мы уже сказали выше, кроме закрытого перечня инфекционных заболеваний, при возникновении массовых отравлений и поражений также допустимо разглашение сведений, составляющих врачебную тайну.

В соответствии со статьей 1 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. под массовыми неинфекционными заболеваниями, то есть отравлениями, понимают заболевания человека, вызванные воздействием физических и/или химических, и/или социальных факторов среды обитания. То есть, в данном случае происходит массовая интоксикация организма у группы людей, в результате воздействия токсичных веществ путем попадания на кожу и слизистые поверхности, абсорбции через дыхательные пути, употребления с водой или пищей. Массовым признается заболевание, если количество лиц, обратившихся за медицинской помощью, превышает количество пациентов, которое по нормам или сложившейся практике принимает врач в течении одного рабочего дня.

Читайте также:  Нем как рыба значение фразеологизма толкование

3. По запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством

В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона № 3-ФЗ от 07.02.2011 г. «О полиции» в связи с расследуемыми уголовными или находящимися в производстве административными делами полиция вправе запрашивать по мотивированному запросу от медицинских организаций сведения:

Выемка медицинской документации осуществляется на основании судебного решения в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.06.2017 г. № 19 № О практике рассмотрения судами ходатайств о производстве следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав граждан».

Тем не менее, следует учитывать, что при отсутствии согласия лица или его законного представителя сведения, составляющие врачебную тайну, могут быть предоставлены медицинской организацией по запросу дознавателя или следователя в связи с проведением проверки по сообщению о факте преступления, в порядке, предусмотренном статьей 144 УПК РФ.

4. При оказании медицинской помощи лицам, не достигшим 15-летнего возраста, а также лицам больным наркоманией, не достигшим возраста 16-ти лет, с целью информирования их родителей или законных представителей

В данном случае сообщение родителям или законным представителям несовершеннолетнего лица сведений о состоянии его здоровья является необходимой мерой, в связи с тем, что они обязаны заботиться о здоровье своих детей в соответствии со статьей 63 Семейного кодекса РФ.

Хотелось бы отметить, что в современных реалиях необходима корректировка данной нормы, так как лица, достигшие возраста 15 лет, но не достигшие совершеннолетия, то есть 18 лет, имеют право на получение информации о состоянии своего здоровья лично. В данном случае, родители или законные представители без согласия их ребенка не могут получить доступ к врачебной тайне, а в данном возрасте подростки склоны скрывать информацию от своих родителей. В тоже время, с родителей не снимается ответственность за состояние здоровья их детей, что входит в противоречие с действующим законодательством.

Группой парламентариев инициировано внесение поправок в ч. 2 ст. 22 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» законопроектом № 835025-7 в части распространение права родителей на получение информации о здоровье их несовершеннолетних детей до достижения ими возраста 18-ти лет, который в данный момент находится на рассмотрении в Комитете Государственной Думы по охране здоровья. Принятие указанных поправок, на наш взгляд, смогло бы устранить существующий пробел в действующем законодательстве и существенным образом повлиять на состояние здоровья несовершеннолетних в связи с тем, что лечение заболеваний, а не сокрытие их от взрослых по различным причинам, является приоритетной задачей в части сохранения здоровья будущего поколения.

5. В случае наличия обстоятельств, которые позволяют полагать, что вред здоровью был причинен в результате противоправных деяний

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 г. № 565н « Об утверждении Порядка информирования медицинскими организациями органов внутренних дел о поступлении пациентов в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий» медицинские организации передают в территориальные органы МВД России по месту нахождения медицинской организации о поступлении или обращении пациентов при наличии у них следующих признаков причинения вреда здоровью:

6. При проведении военно-врачебной экспертизы

В связи с тем, что в соответствии со статьей 61 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» военно-врачебная экспертиза производится в целях определения годности к военной службе, установления причин увечий и заболеваний военнослужащих разглашение сведений составляющих врачебную тайну является необходимым для определения состояния здоровья лица и принятия решения о призыве на военную службу, поступлении в военные образовательные организации среднего или высшего образования, призыве на военные сборы и прочее.

На основании Постановления Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» по окончании проведения военно-врачебной экспертизы медики предоставляют заключение (врачебно-военный исход) в котором указываются результаты обследования и лечения и дают основание для вынесения заключения о категории годности гражданина к военной службе. С указанным документом знакомятся в военных комиссариатах, где выносится заключение о месте службы, роде войск (месте альтернативной гражданской службы) или освобождении от военной службы.

7. В случае расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, либо несчастного случая с обучающимся во время его нахождения в организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также в случае несчастного случая с лицом, проходящим спортивную подготовку и не состоящим в трудовых отношениях с физкультурно-спортивной организацией

Раскрытие врачебной тайны о состоянии здоровья лица при указанных выше несчастных случаях является необходимой мерой для всестороннего и полного расследования причиненного вреда здоровью.

Читайте также:  Основной вопрос философии и его различные толкования

В Приказе Минздравсоцразвития РФ №275 от 15.04.2005 г. «О формах документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве» содержится учетная форма № 315-у «Медицинское заключение о характере и полученных повреждений здоровья в результате несчастного случае на производстве и степени их тяжести». В соответствии со статьей 229.2 Трудового Кодекса РФ медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждений, причиненных здоровью работника или причине его смерти, является обязательным составляющим при расследовании каждого несчастного случая.

8. В случае обмена информацией между медицинскими учреждениями с учётом соблюдения требований законодательства о персональных данных

Обмен информацией между медицинскими учреждениями может проводится с различными целями, но в основном он осуществляется для обеспечения:

В целях единообразного функционирования информационных систем были подготовлены и выпущены «Методические рекомендации по обеспечению функциональных возможностей медицинских информационных систем медицинских организаций» утвержденные Минздравом РФ от 01.02.2016 г.

Обмен информацией между медицинскими учреждениями осуществляется всегда с неукоснительным соблюдением норм действующего законодательства о защите персональных данных с целью недопущения распространения сведений, составляющих врачебную тайну.

9. При осуществлении учета и контроля в системе социального страхования

В связи с тем, что в соответствии с действующим законодательством выплаты застрахованным лицам при наступлении страхового случая производятся из бюджета фонда социального страхования, то последний, в свою очередь, имеет право на учет и контроль за расходованием бюджетных средств.

Следует обратить внимание, на то, что основными статьями расходов в системе социального страхования являются: выплаты пособий по листкам временной нетрудоспособности, санаторно-курортное лечение, выплаты в связи с наступлением инвалидности и иные страховые случаи, касающиеся временной или стойкой утраты трудоспособности лица. Закономерно предполагать, что контроль за выдачей больничных листков и правомерностью установления инвалидности является целесообразным, так как на выплаты расходуются бюджетные средства. При проведении такого рода проверок в подавляющем большинстве случаев для анализа экспертам требуется медицинская карта больного. Предоставление в данном случае необходимой документации, содержащей врачебную тайну, является необходимым для осуществления контроля за действиями медицинских работников, влекущими правовые последствия в виде наступления страхового случая и назначения указанных выплат.

10. При осуществлении контроля качества и безопасности медицинской деятельности

Контроль качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии со статьей 87 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» осуществляется в формах государственного, ведомственного и внутреннего контроля. Контроль за медицинской деятельностью является необходимым условием нормального функционирования системы здравоохранения в связи с тем, что благодаря ему удается пресечь и/или выявить правонарушения при осуществлении медицинской деятельности.

Доступ к сведениям, составляющим врачебную тайну, при осуществлении контроля за качеством и безопасностью медицинской деятельности необходим при проведении проверок соблюдения медицинскими организациями порядков и стандартов оказания медицинской помощи, соблюдения порядков проведения медицинских экспертиз, осмотров, освидетельствований, диспансеризаций.

Так, например, в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 3810н от 07.06.2019г. «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется с целью обеспечения прав граждан на доступную и качественную медицинскую помощь, соблюдение требований по обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности.

Во исполнение указанных целей все медицинские организации вне зависимости от формы собственности должны проводить:

Следовательно, во исполнение указанных целей возникает необходимость в доступе к сведениям, составляющим врачебную тайну, без анализа которых не представляется возможным осуществления в полном объеме контроля за качеством и безопасностью медицинской деятельности.

Обобщая рассмотренные нами случаи разглашения врачебной тайны без согласия лица, можно сказать, что все они являются оправданными и необходимыми. В некоторых случаях они направлены непосредственно на защиту жизни и здоровья самого пациента, в других случаях на защиту окружающих лиц. Принимая во внимание, что данный перечень является закрытым и не подлежит расширительному толкованию, недопустимо говорить о возможных незаконны ограничениях прав и свобод лица, в связи с разглашением сведений, составляющих врачебную тайну.

Источник

Виды толкования норм права по объёму

Как известно, результатом толкования применяемой нормы права служат полная ее ясность и точность, отсутствие двойного смысла. Если говорить более точно, то между «духом» и «буквой» закона не должно быть расхождений, т. е. между смыслом нормы и словесным ее выражением не должно быть различий.

Читайте также:  Композит по хшановской толкование

В зависимости от результатов толкования различают 3 его вида:

1) буквальное (адекватное);

2) расширительное, или распространительное;

3) ограничительное.

2) В отдельных случаях может возникнуть некоторое несоответствие между действительным содержанием нормы и ее оформлением, заключающееся в том, что словесная формулировка бывает уже или шире, чем та мысль, которую законодатель вложил в нее. В таких случаях говорят о расширительном или ограничительном толковании.
Расширительное толкование нормы права, иногда его называют распространительным, имеет место тогда, когда словесное выражение нормы уже ее действительного смысла, т. е. «дух» закона шире его «буквы». Например, в Конституции РФ закреплено: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону» (ч. 1 ст. 120). В действительности имеются в виду не только законы, принятые представительными законодательными органами власти, но и подзаконные акты.
Расширительное (распространительное) толкование — это несоответствие текстового выражения нормы и ее смысла, когда действительное содержание нормы оказывается шире буквальной ее формулы.
Так, в ст. 19 Конституции РФ говорится о том, что «все равны перед законом и судом». Однако здесь слово «закон» толкуется расширительно, поскольку помимо законов есть и другие нормативные акты (указы Президента, постановления Правительства и др.).
Аналогично обстоит дело с содержанием ст. 4 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, где, в частности, указывается, что «сотрудник органов внутренних дел в своей служебной деятельности руководствуется требованиями законов». Помимо законов действует достаточно большое количество подзаконных правовых актов, регламентирующих различные аспекты деятельности полиции.
Еще пример. Норма, регламентирующая обстоятельства, смягчающие уголовную ответственность (ст. 61 УК РФ), предусматривает возможность учесть в качестве смягчающего любое обстоятельство, не зафиксированное в тексте статьи.

В целом все нормы, содержащие слова «другие», «и т. д.», «иные», «прочие» (т.е. формулирующие открытый перечень), предполагают расширительное толкование.
Недопустимо распространительное толкование:

· исчерпывающих, законченных перечней (обстоятельств, субъектов и т.д.);

· положений, составляющих исключение из общего правила.

3) Ограничительное толкование применяется в случаях, когда словесное (текстуальное) выражение нормы шире содержательного ее смысла. Например, перечисленные в Уголовном кодексе обстоятельства, отягчающие наказание, всегда толкуются ограничительно или буквально, но никогда не могут толковаться расширительно (ст. 63). А обстоятельства, смягчающие наказание, подлежат расширительному толкованию, поскольку в ст. 61 УК РФ указывается, что при назначении наказания могут учитываться в качестве смягчающих обстоятельств и другие, не предусмотренные данной статьей.
Ограничительное толкование — это несоответствие текстового выражения нормы и ее смысла, когда действительное содержание нормы оказывается уже буквальной ее формулы.
Так, ст. 167 УК РФ, предусматривающая ответственность за умышленное уничтожение или повреждение имущества, толкуется ограничительно, поскольку она не охватывает случаи, указанные в специальной норме — ст. 346 (умышленное уничтожение или повреждение военного имущества).
Другой пример. В ч. 1 ст. 32 Конституции РФ предусмотрено, что «граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей». Очевидность смысла того, что термином «граждане» в данном случае обозначаются лишь взрослые, дееспособные люди, а не дети и психически и умственно больные взрослые, позволила законодателю избежать конкретизации рассматриваемого положения и используемого термина. Здесь имеет место случай, когда буква закона гораздо шире его смысла и когда требуется его ограничительное толкование.

Следует отметить, что недопустимо ограничительное толкование незаконченных перечней.

Не подлежат распространительному или ограничительному толкованию термины, определенные легальной дефиницией, если такое толкование выходит за ее рамки.

Расширительное и ограничительное толкование относятся к исключительным видам; как правило, используется буквальное толкование. Обычно считается, что не могут расширительно толковаться нормы, устанавливающие какие-либо ограничения или более строгую ответственность, а также санкции норм права. Если же в тексте нормы использованы такие обороты, как «и другие» условия или обстоятельства, «иные», «и так далее», то они предполагают расширительное толкование.

Толкование нормы права и нормативных правовых актов тесно связано с их конкретизацией. Конкретизация нормативных предписаний чаще всего осуществляется в процессе подзаконного правотворчества. Но нормы права могут конкретизироваться и при их толковании. Это характерно, например, для решений Конституционного Суда РФ. В своих решениях и при толковании конституционных норм он конкретизировал конституционные положения о трехкратном представлении Президентом РФ в Государственную Думу кандидатуры на пост Председателя Правительства РФ, о подсчете голосов при голосовании федеральных законов в Государственной Думе и Совете Федерации. Конкретизация, безусловно, вносит нечто новое в содержание правового установления, поэтому конкретизацию норм могут осуществлять только субъекты толкования, обладающие соответствующими полномочиями.

Источник

Оцените статью
Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Добавить комментарий

Adblock
detector