Явление троицы аврааму толкование

Толкование

«Ветхозаветная Троица» или «Гостеприимство Авраама?»

Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»

И к онография Святой Троицы — замечательный пример того, как развивалась иконопись: от простой иллюстрации библейских событий к зримому богословию.

На иконе с изображением трех ангелов можно увидеть Авраама и Сарру. Образ называется «Гостеприимство Авраама». Вспомним Книгу «Бытие». Здесь описано, как Господь в виде трех мужей явился Аврааму у дубравы Мамре. Авраам радушно принял гостей. Он велел Сарре сделать пресные хлебы и отдал отроку приказание заколоть «нежного и хорошего» теленка. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели (Быт 18:8). Один из странников сказал Аврааму, что через год у них с Саррой будет сын.

До нас дошли ранние изображения «Страннолюбия Авраама» на стенах катакомб (II-IV вв.) и базилик в Риме и Равенне (IV-V вв.). Библейский сюжет изложен подробно: Авраам встречает трех мужей (крылья появятся гораздо позже), подает им тельца, Сарра печет хлебы или стоит возле дома. Через несколько столетий мы видим «Гостеприимство» в Охриде, Каппадокии, Грачанице. Русь переняла эту иконографию. Например, явление мужей Аврааму — часть росписи святой Софии в Киеве (XI век).

Иконография включает в себя трех ангелов за столом с угощением, прислуживающих Авраама и Сарру, отрока, закалывающего тельца. Иногда Авраам и Сарра беседуют с гостями. На фоне помещены дом Авраама, Мамврийский дуб и горки. На знаменитой фреске Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине в Великом Новгороде (XIV век) фигуры ангелов образуют круг, ангел в центре своими крыльями как бы обнимает остальных.

Явление трех мужей Аврааму понимается в христианстве как прообраз Троичного Бога. Символический смысл этого события отразился и в иконографии «Гостеприимства». Но полнее всего догмат о Троице, образ троичности Божества выражен в иконе преподобного Андрея Рублева. Нет Авраама, нет Сарры, и на фоне уже не дуб Мамврийский — а древо вечной жизни. Не конкретный дом — а образ Божьего домостроительства. Три ангела восседают на престоле, а перед ними — чаша с головой тельца. Это образ Предвечного Совета.

Рублевский извод называют «Троицей Живоначальной», «Святой Троицей», «Ветхозаветной Троицей». На Стоглавом Московском соборе 1551 года было решено: «Писать живописцам иконы с древних образцов, как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев и прочии, а подписывать “Святая Троица”».

Однако в иконописи ничего не происходит резко, и долгое время существовали оба извода. Есть примеры иконы Троицы с житием, на которой изображено несколько событий, например, вывод Лота из Содома. Сегодня эта иконография ушла в прошлое, если только речь не идет о воссоздании икон или фресок. Но мы можем видеть образы «Гостеприимства Авраама» в старинных храмах и в музейных экспозициях.

Читайте также:  Пример логического толкования уголовного закона

Источник

Свидетельства о Святой Троице в Ветхом Завете

Учение о Святой Троице присутствует в Священном Писании с самых первых страниц его. Это значит, что это учение возникло не вдруг, но было как бы таинственно сокрыто было в библейских строках до тех пор, пока его раскрыли отцы Церкви. Святые отцы своим духовным взором увидели эти места в Священном Писании и разъяснили их верующим.

Итак, мы видим, что Моисей упомянул в первых двух стихах книги Бытия Сына Божия как « начало » и причину творения, Бога Отца как « Бога », творящего небо и землю, Святого Духа как « Духа Божиего », оживотворяющего воды.

Рассказ об этом помещен в 18 главе книги Бытия: « И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него ». Сначала Моисей называется тех, кого увидел Авраам мужами, затем сам Авраам, обрашаясь к ним, называет их «Владыкой», а в следующей главе явившихся Аврааму Моисей называет «теми двумя Ангелами». Так кто же все-таки явился ему? Явился ему Бог Троица в виде трех Ангелов как и сказал сам Моисей в начале 18 главы: «И явился ему Господь..». И если в беседе с Авраамом учствовали Три Ангела, символизирующие все Три Ипостаси, то в Содом в следующей главе направились только Два Ангела, к Которым праведник Лот обращается также как и Авраам, называя их «Владыкой»: « Но Лот сказал им: нет, Владыка! вот, раб Твой обрел благоволение пред очами Твоими.. » (Быт. 19: 18-19).

В православной традиции такое понимание нашло отражение в виде всем известной иконы Святой Троицы преподобного Андрея Рублева. Именно этот библейский сюжет и такое его понимание легли в основу этой иконы. На этой иконе Три Ипостаси изображены в виде Трех Ангелов, сидящих за трапезой, именно так как и было видение Аврааму.

Также и в каноне празднику Святой Троицы об этом видении поется: «Ты древле явился Аврааму яко явился еси Триипостасный, единствен же естеством Божества, богословия истиннейшее образно явил еси, и верно поем Тя, единоначальнаго Бога и трисолнечнаго».

5 . Пс.109:1 «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих».

Тайна Святой Троицы, приоткрытая в книге Бытия, продолжает раскрываться в поэзии Псалтири. Сам Господь Иисус Христос в Евангелии обратил внимание на это место: « Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его» (Матф.22:43-46) Иудеи не смогли ответить Ему потому, что не понимали, что Давид называет Мессию Христа Господом потому, что Он действительно Господь и Бог. Таким образом в этом месте Ветхого Завета мы встречаем указание на Отца и Сына.

Читайте также:  Правильное толкование слова дьяк

6. О святом Духе. О Третьем Лице Святой Троице в Ветхом Завете ясно и отчетливо говорит богодухновенный пророк Исаия, когда предсказывает пришествие Мессии Христа: « И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень , дух премудрости и разума , дух совета и крепости , дух ведения и благочестия ; и страхом Господним исполнится» (Ис.11:1-3). Дух Божий открыл великому пророку то, что видел Иоанн Креститель в то время, когда крестил Христа в водах Иордана. Господь наш обладал полнотой даров Святого Духа — пророк Исаия изображает эту полноту в виде семи даров — премудрости и разума, совета и крепости, ведения и благочестия и страха Божия. И действительно Господь наш Иисус Христос в полноте обладал всеми этими дарами.

Итак, мы видим с вами, что Ветхий Завет с древнейших времен говорит нам о Боге Троице, о том что Бог Един по Существу, но Троичен в Лицах. Постараемся отложить в памяти эти свидетельства, но не на дальние полки своей памяти, а ежедневно прославляя Троицу в своей жизни. Взирая на икону Святой Троицы, будем стремиться к единству Церкви, единству между нами верующими, такому единству которым едины Отец, Сын и Дух.

Источник

Авраам

Авраам жил в стране Халдейской, недалеко от Вавилона. Он был потомком Сима и, со всем своим семейством, сохранил истинную веру в Бога. Он был богат, имел много скота, серебра и золота, и много слуг; но не имел детей и скорбел об этом.

Бог избрал праведного Авраама, чтобы сохранить истинную веру, через его потомство, для всего человечества. А чтобы оградить его и его потомство от родного ему языческого народа (потому что среди родных людей – язычников скорее можно было научиться идолопоклонству), Бог явился Аврааму и сказал: «Выйди из земли твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя и возвеличу имя твое. И благословятся в тебе все племена земные», то есть в этом народе – в его потомстве, со временем родится обещанный первым людям Спаситель мира, Который благословит все народы земли.

Аврааму было в то время семьдесят пять лет. Он повиновался Господу, взял жену свою Сарру, племянника Лота и все имение, которое они приобрели, всех слуг своих, и переселился в землю, которую указал ему Господь. Земля эта называлась Ханаанскою и была весьма плодородна. Там жили тогда хананеяне. Это был один из самых нечестивых народов. Хананеяне были потомками Ханаана, сына Хамова. Здесь Господь снова явился Аврааму и сказал: «Всю землю, которую ты видишь, Я дам тебе и твоему потомству». Авраам устроил жертвенник и принес Богу благодарственную жертву.

Читайте также:  Белые куры толкование снов

После этого земля Ханаанская стала называться обетованною, то есть обещанною, так как Бог обещал дать ее Аврааму и его потомству. А теперь она называется Палестиною. Находится эта земля на восточном берегу Средиземного моря, и по средине ее протекает река Иордан.

Когда стада Авраама и Лота так размножились, что им становилось вместе тесно и между их пастухами стали происходить непрестанные споры, тогда они решили дружелюбно разойтись.

Авраам сказал Лоту: «Да не будет раздора между нами, так как мы родственники. Не вся ли земля пред тобою? Отделись же от меня; если ты – направо, то я – налево».

Лот выбрал себе долину иорданскую и поселился в Содоме. А Авраам остался жить в земле Ханаанской и поселился близ Хеврона, у дубравы Мамры. Там около дуба Мамрийского, он раскинул свой шатер и устроил жертвенник Господу. Этот дуб Мамрийский и до сих пор еще растет в Палестине, около города Хеврона.

Спустя немного времени после того, как Лот поселился в Содоме, соседний царь Еламский напал на Содом, разгромил город и взял в плен людей и имущество. В числе пленников был и Лот.

Авраам, узнав об этом, тотчас же собрал своих слуг (318 человек), пригласил на помощь соседей, догнал неприятеля, напал на него и отбил всю добычу.

Когда Авраам возвращался, его встречали с торжеством. Мелхиседек, который был священником Бога Всевышнего и царем Салимским, принес Аврааму в дар хлеб и вино и благословил его.

О Мелхиседеке – его происхождении и смерти ничего неизвестно. Имя Мелхиседек значит царь правды: слово салим значит мир. Мелхиседек прообразовал собою Иисуса Христа: как Мелхиседек был вместе священником и царем, так и Иисус Христос есть Первосвященник и Царь. Как о Мелхиседеке не указано ни начала, ни конца жизни его – он как бы во веки жив, – так и Христос есть вечный Бог, Царь и Первосвященник; и мы называем Иисуса Христа – Первосвященником во век по чину Мелхиседекову. И как Господь наш Иисус Христос дал нам под видом хлеба и вина тело и кровь Свою, т. е. Святое Причастие, так и Мелхиседек, прообразовавши Спасителя, принес Аврааму хлеб и вино, и как старший благословил Авраама.

Авраам с благоговением принял от Мелхиседека благословение и подарил ему десятую часть своей добычи.

ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию, в кн. «Бытие» ( Быт. 12–17 ).

Источник

Оцените статью
Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Добавить комментарий

Adblock
detector