Яко нищ есмь и окаянен толкование

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Пс. 85:2

Свт. Афанасий Великий

Сохрани душу мою, яко преподобен есмь. Просить услышать его за преуспеяние в добрых делах. Спаси раба Твоего Боже мой, уповающего на Тя. Поскольку наименовал себя преподобным; то снова возвращается к смиренной речи, причисляя себя к рабам Божиим и свидетельствуя, что в едином Боге имеет надежду спасения.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Сохрани душу мою, яко преподобен есмь: спаси раба Твоего, Боже мой, уповающаго на Тя

Как же может быть святым тот, кто беден и убог добродетелью? Так как он признал свою бедность, то именно чрез это признание и стал уже святым. Может быть пророк называет человека святым и потому, что он имел это достоинство до грехо­падения в раю. «Спаси раба Твоего, Боже мой, уповающего на Тебя». Слова пророка способны приклонить Бога к милосердию, потому что Господь ни в каком случае не может отвергать раба Своего, который на Него надеется, но принимает его ради надежды, хотя бы он и имел другие недостатки; на свое рабство указывает пророк, желая привлечь к нам Бога, дабы Он не покидал Своей собственности.

Беседа на псалом 85.

Блж. Феодорит Кирский

«Сохрани душу мою, яко преподобен есмь». Пророк не впал в противоречие, наименовав себя и Езекию вместе и нищим и преподобным; но поелику тот и другой имели врагами людей несправедливых и беззаконных, нимало ими необиженных и желавших им смерти несправедливо; то Пророк и себя и Езекию наименовал преподобным, так как они не подали врагам никакого повода к неприязни. Смысл же слов его таков: сам я по себе «нищ есмь и убог», и не имею достатка в добродетели; но в сравнении с врагами окажусь преподобным; потому что они злочестивы и беззаконны, а я имею познание о Тебе; они утесняли меня несправедливо, а я терплю несправедливое нападение. «Спаси раба Твоего Боже мой, уповающаго на Тя». На Тебя уповал я, Владыка, спаси меня; в награду за упование воздай спасением.

Евфимий Зигабен

Сохрани душу мою, яко преподобен есмь.

Спаси меня, потому что я посвящен или принесен Тебе, как сказано и в 15м псалме. Или же называет преподобным самого себя, как благочестивого в сравнении с нечестивыми его врагами.

Спаси раба Твоего, Боже мой, уповающаго на Тя.

Спаси от угрожающей опасности единственно на Тебя только надеющегося.

Источник

Яко нищ есмь и окаянен толкование

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Толкование утренних молитв, часть 2

Господи Вседержителю, Боже сил и всякия плоти, в вышних живый и на смиренныя призираяй, сердца же и утробы испытуяй и сокровенная человеков яве предведый, Безначальный и Присносущный Свете, у Него же несть пременение, или преложения осенение; Сам, Безсмертный Царю, приими моления наша, яже в настоящее время, на множество Твоих щедрот дерзающе, от скверных к Тебе устен творим, и остави нам прегрешения наша, яже делом, и словом, и мыслию, ведением или неведением согрешенная нами; и очисти ны от всякия скверны плоти и духа. И даруй нам бодренным сердцем и трезвенною мыслию всю настоящаго жития нощь прейти, ожидающим пришествия светлаго и явленнаго дне Единороднаго Твоего Сына, Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, воньже со славою Судия всех приидет, комуждо отдати по делом его; да не падше и обленившеся, но бодрствующе и воздвижени в делание обрящемся готови, в радость и Божественный чертог славы Его совнидем, идеже празднующих глас непрестанный, и неизреченная сладость зрящих Твоего лица доброту неизреченную. Ты бо еси истинный Свет, просвещаяй и освящаяй всяческая, и Тя поет вся тварь во веки веков. Аминь.
Перевод: Господи Вседержитель, Боже сил бесплотных и всякой плоти, на высотах небесных живущий и озирающий долы земные, наблюдающий сердца и помыслы и ясно ведающий тайны человеческие, Безначальный и Вечный Свет, Который не имеет изменений в силе и не оставляет затененного места на Своем пути. Ты Сам, Бессмертный Царь, приими моления наши, которые мы в настоящее время, надеясь на обилие сострадания Твоего, приносим Тебе из нечистых уст; и прости нам прегрешения наши, совершенные нами делом, словом и мыслью, сознательно или несознательно, и очисти нас от всякой нечистоты плоти и духа. И дай нам с бодрствующим сердцем и трезвенною мыслью прожить всю ночь здешней земной жизни, в ожидании наступления светлого и славного дня второго пришествия Единородного Твоего Сына, Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, когда общий Судия придет со славою воздать каждому по делам его. Да найдет Он нас не лежащими и сонными, но бодрствующими и поднявшимися среди исполнения заповедей Его, и готовыми войти с Ним в радость и Божественный чертог славы Его, где непрестанные голоса торжествующих и невыразимая радость видящих несказанную красоту лица Твоего. Ибо Ты истинный Свет, просвещающий и освящающий весь мир, и Тебя воспевает все творение в веки вечные. Аминь.
Грехи делом — когда это дело противно заповеди Божией. Например, если человек предается объедению, пьянству, лакомствам, то грешит против заповеди Божией «Не сотвори себе кумира и всякого подобия». Грехи словом — когда это слово противно воле Божией. Например, праздные разговоры, неприличные слова и песни — грехи словом. Грехи словом — клевета на ближнего, злословие, осуждение. Грехи мыслию — это пожелания, помышления, противные любви к ближнему, когда мы поступаем против заповеди Божией «Не пожелай ничего, что принадлежит ближнему Твоему». Эти грехи столь же тяжки, как грехи делом и словом. Грехи ведением — те, которые мы делаем, зная, что они запрещены законом Божиим, делаем их по страстям нашим по гордости, злобе, лености и т. д. и оправдываем себя ложными доводами. Грехи неведением происходят от немощи естества человеческого. Кто усмотрит погрешности свои? — говорит пророк Давид (Пс. 18, 13) и присовокупляет молитву: От тайных моих очисти меня, то есть от грехов, по немощи и неведению сделанных мною, которые мне или неизвестны, или которых не помню, или которые не считаю даже за грехи.

Читайте также:  Хороший сонник толкование снов ванги

Святый Ангеле, предстояй окаянной моей души и страстной моей жизни, не остави мене грешнаго, ниже отступи от мене за невоздержание мое. Не даждь места лукавому демону обладати мною насильством смертнаго сего телесе; укрепи бедствующую и худую мою руку и настави мя на путь спасения. Ей, святый Ангеле Божий, хранителю и покровителю окаянныя моея души и тела, вся мне прости, еликими тя оскорбих во вся дни живота моего, и аще что согреших в прешедшую нощь сию, покрый мя в настоящий день, и сохрани мя от всякаго искушения противнаго, да ни в коем гресе прогневаю Бога, и молися за мя ко Господу, да утвердит мя в страсе Своем, и достойна покажет мя раба Своея благости. Аминь.
Каждому христианину Бог при крещении дает Ангела хранителя, который невидимо охраняет человека от всякого зла. Поэтому мы и должны каждый день просить Ангела, чтобы он сохранил и помиловал нас.
Перевод: Святой Ангел, поставленный хранить мою бедную душу и несчастную жизнь, не оставь меня, грешного, и не отступи от меня за невоздержание мое; не дай возможности злому демону подчинить меня себе преобладанием этого смертного тела; возьми крепко несчастную и опустившуюся руку мою и выведи меня на путь спасения. О, святой Ангел Божий, хранитель и покровитель бедной моей души и тела, прости мне все, чем я оскорбил тебя во все дни моей жизни, и если я чем согрешил в прошедшую ночь, защити меня в настоящий день; и сохрани меня от всякого искушения вражеского, чтобы мне не прогневать Бога никаким грехом, и молись за меня Господу, чтобы Он утвердил меня в Своем страхе и сделал меня рабом, достойным Своей милости. Аминь.

Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение, и вся скверная, лукавая и хульная помышления от окаяннаго моего сердца и от помраченнаго ума моего. И погаси пламень страстей моих, яко нищ есмь и окаянен. И избави мя от многих и лютых воспоминаний и предприятий, и от всех действ злых свободи мя. Яко благословена еси от всех родов, и славится пречестное имя Твое во веки веков. Аминь.
Перевод: Пресвятая Владычица моя Богородица, Своими святыми и всесильными молитвами отгони от меня, смиренного и несчастного раба Твоего, уныние, забвение, неразумение, нерадение, удали все скверные, лукавые и хульные помыслы из окаянного моего сердца и помраченного ума моего и погаси пламя моих страстей, ибо я убог и несчастен; избавь меня от многих пагубных воспоминаний и помыслов и освободи меня от всяких злодеяний, ибо Тебя благословляют все роды и Пречистое имя Твое славится в веки вечные. Аминь.

Источник

Яко нищ есмь и окаянен толкование

Молитвенное призывание святого, имя которого носишь

\\\ Молитва святому заступнику во всех молитвословах приведена именно в таком, наиболее общем, виде, но на практике часто ее произносят иначе, по церковному обычаю — с именованием чина святости небесного заступника: «Моли Бога о мне, святый Архистратиже Божий Михаиле. »; «Моли Бога о мне, святый пророче Божий Илие. »; «. святый апостоле Божий Петре. »; «. святая равноапостольная Марие Магдалино. »; «. святителю отче Николае. »; «. святый великомучениче и Победоносче Георгие. », «. святый священномучениче. », «. святая преподобномученице. », «. преподобне отче Сергие. », «. преподобная мати Марие. » — и так далее.
В эту часть молитвенного правила хорошо также включить краткие молитвенные воззвания и к другим наиболее почитаемым вами угодникам Божиим. Завершить их можно обращением ко всем святым («Вси святии, молите Бога о нас!»). Хорошо также хотя бы иногда не ограничиваться одним молитвенным воззванием, но прочитать или пропеть тропарь святому (или нескольким поминаемым святым). Тропарь своему святому заступнику следует знать и понимать.

Читайте также:  Псалтирь чтение с толкованием

Давая крещаемому имя святого, Церковь как бы дает право ему войти в Царство Небесное, куда уже переселился святой; вместе с тем Церковь указывает крещаемому этот путь к Царству Небесному, которым шел соименный ему святой,— образ жизни, которым святой прославился. Нарицая человеку имя святого, Церковь как бы связует его духовным союзом с соименным святым, вручает его ходатайству, покрову и заступлению пред Богом. Святые, соименные нам — молитвенники наши пред Богом, хранители, как и ангелы, и наши наставники, наши друзья на Небесах и помощники.

Песнь Пресвятой Богородице

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.
+++ Слова этой, самой древней и самой прекрасной из бесчисленных молитв Божией Матери, взяты из Евангелия — из рассказа о событии Благовещения:
Послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал:
— Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.
Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел:
— Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.
Получив благую весть от Ангела, Пресвятая Дева сразу же пошла к Своей святой родственнице — праведной Елисавете, будущей матери Иоанна Крестителя. Едва Елисавета увидела Пречистую Деву, как исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала:
— Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?

(Лк. 1, 26-31, 41-43)

Святая праведная Елисавета под действием Святого Духа произнесла те же удивительные слова, что и Архангел Гавриил: Благословенна Ты между женами (или, по церковно-славянски: Благословена Ты в женах ). А мы к словам Ангела и праведной Елисаветы добавляем еще: яко Спаса родила еси душ наших, высказывая этим Пресвятой Богородице веру в Ее Божественного Сына, Которого от всего сердца признаем как Спасителя наших душ.

Тропарь Кресту и молитва за Отечество

+++ Крест Христов имеет особенную силу сохранять нас от всякого зла. Эту силу мы и призываем в молитве Кресту на всё достояние Божие — на всё, принадлежащее Христу: на людей Его, то есть православных христиан, которые даже имя Христово носят; на наше Отечество и в особенности на святую Церковь — общество всех истинно верующих, среди которых Господь невидимо пребывает и живёт.
…..
(Помянник о живых и усопших, следующий за этими молитвами в молитвослове, выделен мною в отдельную тему): Помянник

Окончание молитв

Херувимы (по-древнееврейски это слово означает «излияние мудрости») и Серафимы (»пламенеющие») — высшие Ангелы, ближайшие к Богу.

+++ Вторая половина молитвы — «Честнейшую Херувим. » (она до сих пор и самостоятельно употребляется в богослужении) — сложена в VIII веке святым Космой, епископом Маиумским. По преданию, песнь эта была сложена им в Великую Пятницу, день, особо скорбный для Божией Матери. Пресвятая Богородица после этого явилась преподобному и с радостным лицом сказала: «Приятны Мне песни твои, но эта приятнее всех других; приятны Мне те, которые поют духовные песни, но никогда Я так близка не бываю к ним, как когда поют они эту новую песнь твою». Слова «Честнейшую Херувим» восходят к похвальному слову Богоматери Ефрема Сирина: «Честнейшая Херувимов, несравненная пред всеми небесными воинствами. »
В X веке эта избранная Богоматерью песнь получила еще более чудесное начало.
В одном из монастырей Святой Горы Афон послушник молился в своей келье. В дверь постучали, вошел незнакомый, прекрасный видом инок и присоединился к песнопению. Когда афонский послушник собрался начать величание Богоматери «Честнейшую Херувим. », гость остановил его и пропел иное, неизвестное начало: «Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего», и уже к этим, неизвестным дотоле, словам прибавил окончание: «Честнейшую Херувим».
Умилился афонский инок и дивными словами, и звуками ангельского голоса и стал просить незнакомца-инока, чтобы он написал ему начало заветной песни. Но в келье не оказалось ни пергамента (на котором писали до изобретения бумаги), ни чернил. Тогда гость попросил принести каменную плиту и концом пальца написал на плите пропетые им слова. Подавая плиту изумленному иноку, он сказал: «Отныне всегда так пойте и вы, и все православные христиане» — и стал невидим. Тогда инок понял, что его посетил ангел Божий.
С тех пор осталась в Церкви эта удивительная молитва, в которой к вдохновенному творению человеческому присоединилась песнь ангельская: с 980 года песнопение по соборному определению Церкви стало петься в новой, полной редакции.

Читайте также:  Алистер кроули таро толкование

Примечание. От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается припев и ирмос 9-й песни пасхального канона:
Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый; людие, веселитеся!
Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе, Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего.
Это замечание относится и к молитвам на сон грядущим.

Слава, и ныне: Господи, помилуй. (Трижды)
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь.

Мальцев Вячеслав Георгиевич

православный христианин

Спаси Господи. Ваш В.


Елена Викторовна Тростникова

православный христианин

Тема: #25555
Сообщение: #709114
25.11.03 13:06

Ответ на #709091 | Плиско Игорь Антонович православный христианин Не показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Может, в комментариях к молитвам приводить еще и разночтения с
пояснениями к ним? Например, о «внезапно/напрасно/внезапу Судия приидет».

Идея очень правильная, но нуждается в соборном воплощении: замечать и собирать. Ясное дело, что и знать всех разночтений один человек не может, и даже зная о них, порой с трудом припомнит, в каком источнике они встречались. Здесь вы, по-моему, мне ба-льшой форы дадите. Буду признательна за все указания!
Спаси Христос!


Плиско Игорь Антонович

православный христианин
(невоцерковленный)

Тема: #25555
Сообщение: #709091
25.11.03 12:42

Ответ автору темы | Елена Викторовна Тростникова православный христианин Не показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Есть еще идея. Может, в комментариях к молитвам приводить еще и разночтения с
пояснениями к ним? Например, о «внезапно/напрасно/внезапу Судия приидет».


Елена Викторовна Тростникова

православный христианин

Тема: #25555
Сообщение: #708951
25.11.03 09:56

Ответ на #708652 | Мальцев Вячеслав Георгиевич православный христианин Не показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Спаси Христос, Вячеслав Георгиевич!
Дополнение Ваше очень естественно и необходимо.

Мальцев Вячеслав Георгиевич

православный христианин

Тема: #25555
Сообщение: #708652
24.11.03 20:04

Ответ автору темы | Елена Викторовна Тростникова православный христианин Не показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Дорогая Елена Викторовна.

Я бы чуточку изменил одну фразу, написав ее так:

«Святая праведная Елисавета, услышав «целование Мариино» и исполнившись, Святаго Духа произнесла те же удивительные слова, что и Архангел Гавриил: Благословенна Ты между женами (или, по церковно-славянски: Благословена Ты в женах). И добавила : «И благословен плод чрева Твоего». А мы к словам Ангела и праведной Елисаветы добавляем еще: яко Спаса родила еси душ наших, высказывая этим Пресвятой Богородице веру в Ее Божественного Сына, Которого от всего сердца признаем как Спасителя наших душ и тел.

Спаси Господи. Ваш В.

Дайвинг


Горный туризм



Водный спорт


Путешествия



Фридайвинг


Сноуборд

Источник

Оцените статью
Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Adblock
detector