Взбранной воеводе победительная толкование

Взбранной Воеводе победительная!

Всем нам известно, что в Великий пост акафисты не читают. И лишь в этот день, чтобы подчеркнуть величие Богородицы, читается это необыкновенной красоты хвалебное произведение. Более того, это единственный предусмотренный Уставом акафист. Он был написан первым, и все остальные — лишь подражание ему.

В царской России даже была создана специальная комиссия, которая отбирала акафисты как пригодные или не пригодные для богослужения и чтения в храмах. Их было очень много. Но первый Акафист — это уникальное поэтическое произведение, дивное по красоте и глубокое по содержанию.

Состоит он из 24 стихов, по количеству букв греческого алфавита. Каждый стих начинается с определенной буквы. К сожалению, в русском переводе эта особенность Акафиста утрачена, как утрачен и особый ритм песни, уловимый только в греческом варианте.

Еще одна особенность — разделение всех стихов-строф на две чередующиеся группы: первый стих — кондак, второй — икос. Кондак — это византийский гимн, созданный Романом Сладкопевцем. Кстати, авторство Акафиста точно не установлено, создателями предположительно могли быть и прп. Роман Сладкопевец (VI в.), и Георгий Писидийский (VII в.), и патриарх Сергий (VII в.).

Первый кондак Акафиста Богородице — это своего рода вступление. Он настолько торжественен, красив и мелодичен, что поется практически на всех службах. Он является кондаком праздника Благовещения. Слова кондака знакомы почти всем прихожанам:

Взбра́нной Воево́де победи́тельная, я́ко изба́вльшеся от злых, благода́рственная воспису́ем Ти раби́ Твои́, Богоро́дице; но я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую, от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти: ра́дуйся, Неве́сто неневе́стная.

Заканчивается первый кондак Акафиста радостным приветствием архангела Гавриила: «Радуйся, Невесто Неневестная». Но все последующие кондаки заканчиваются словами из Псалтири «Аллилуия». Тринадцатый кондак, заключительный, читается трижды. Он как бы подводит итог всему песнопению.

История установления праздника субботы Акафиста предполагает две версии. Основная — гласит, что Похвала Пресвятой Богородицы вошла в круг церковных праздников в честь неоднократного заступления Царицы Небесной за город Константинополь. Благодаря Ее помощи и заступничеству Царь-град многократно был избавляем от неминуемой гибели от рук и арабов, и персов, и даже россов. Всем известна история чудесного заступления Пресвятой Богородицы от врагов за жителей Константинополя, молившихся во Влахернском храме. Считается, что именно тогда торжествующий народ впервые запел: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!»

Суббота Акафиста, как и все церковные праздники, начинается накануне вечером, в этом случае — в пятницу. ­­Верующие люди стремятся обязательно прийти в храм, чтобы побывать и помолиться на необыкновенном богослужении, соборно, величественно и торжественно воздать похвалу главной Заступнице рода человеческого, поблагодарить Ее за все милости к нам, за помощь и непрестанную молитву за нас ко Господу.

Спасибо Вам за прочтение! Если понравился материал, пожалуйста, поставьте лайк.

Источник

Взбранной воеводе победительная толкование

греч. Τῇ ὑπερμάχῷ στρατηγῷ τὰ νικητήρια,
ὡς λυτρωθεῖσα τῶν δεινῶν εὐχαριστήρια,
ἀναγράφω σοι ἡ πόλις σου, Θεοτόκε•
ἀλλ’ ὡς ἔχουσα τὸ κράτος ἀπροσμάχητον,
ἐκ παντοίων με κινδύνων ἐλευθέρωσον,
ἵνα κράζω σοί: Χαῖρε Νύμφη ἀνύμφευτε.

гл 8
Взбра́нной Воево́дѣ побѣди́тельная,/ я́ко изба́вльшеся от злыхъ,/ благода́рственная воспису́емъ Ти раби́ Твои, Богоро́дице,/ но яко иму́щая держа́ву непобѣди́мую,/ от вся́кихъ насъ бѣдъ свободи́, да зове́мъ Ти:// Ра́дуйся, Невѣсто Неневѣстная!

Читайте также:  Астрологическое толкование даты рождения

Русский перевод (Николая Нахимова)

Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся, Невеста, в брак не вступившая!

Русский перевод (митрополита Филарета)

Бранноподвизающейся за нас военачальнице дары победные и, как избавленные от бед, дары благодарственные приносим Тебе, Богородице, мы, рабы Твои: но Ты, как имеющая державу непреоборимую, освободи нас от всяких опасностей, да взываем Тебе: радуйся, Невеста неневестная!

Русский перевод (о. Амвросия, в миру Д. А. Тимрота)

Тебе, Высшей Обороняющей нас Военачальнице / за избавление от страшных бед / учреждаем Тебе торжества победы благодарственные / мы, рабы Твои, Богородица! / Но Ты, как имеющая власть необоримую, / от всяческих опасностей нас освободи, / да взываем Тебе: / Радуйся, Невеста, брака не познавшая!

Немного о смысле:
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твой, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Взбранной Воеводе – непобедимой Воеводе (взбранный – непобедимый в бранях – сражениях). Победительная – победное (пение, то есть победную песнь). Яко избавльшеся от злых – так как избавились (буквально: как избавившиеся) от зла (от бед). Благодарственная – благодарственное (благодарственную песнь). Восписуем Ти – воспеваем (буквально: пишем) Тебе. Яко имущая державу – (Ты), как имеющая силу. Неневестная – не вступившая в брак (буквальный перевод греческого слова).

+ Акафист Пресвятой Богородице, начинающийся этим кондаком, написан в VII веке в Константинополе. Это – первый (и прекраснейший) из акафистов, ставший образцом для всех последующих. Все 12 икосов акафиста заканчиваются многократными «перепевами» Архангельского приветствия Пресвятой Деве – «радуйся!», заключительное из которых – Радуйся, Невесто Неневестная! Мы величаем небесную чистоту Неискусобрачной Девы, неизреченно родившей Христа Бога нашего, и в Своей чистоте «Честнейшая Херувим» Невеста Неневестная предстает пред нами как величайшая воительница с силами зла – Взбранная Воевода, имущая державу непобедимую.

Радуйся, Невесто Неневестная! Если мы обратимся к греческому языку, на котором написан акафист, то увидим, что все эти три слова, буквальной точностью переведенные на церковнославянский язык и вошедшие в наше религиозное сознание, должны были восприниматься греками несколько иначе, чем воспринимаем их мы.

Источник

Взбранной воеводе победительная. Рассказ из книги «Отец Арсений»

Текст молитвы с ударениями

Взбра́нной Воево́де победи́тельная, я́ко из­ба́вль­ше­ся от злых, бла­го­да́р­ствен­ная воспису́ем Ти раби́ Твои́ Бо­го­ро́­ди­це: но я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую, от вся́­ких нас бед сво­бо­ди́, да зо­ве́м Ти: Ра́­дуй­ся Не­ве́с­то Не­не­ве́ст­ная.

Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся, Невеста, в брак не вступившая!

Шли недолго. Вижу – мелькают огни станции. Не выходя из леса, парень сказал мне: «На! Оденься! – и бросил мои вещи. – Я отвернусь». Отвернулся, я оделась. Пошли, взял он билет до Москвы, подвел к бачку с питьевой водой и платком вытер мне лицо. Кровь у меня от удара была на голове. Сели в поезд, вагоны пустые, поздно, мы только вдвоем в вагоне. Сели, молчим, а я всё время молюсь про себя, беспрерывно повторяя: «Взбранной Воеводе победительная…» Доехали, вышли из поезда, он спросил: «Где живёшь? Я ответила. Доехали трамваем до Смоленской площади, а потом пошли в Неопалимый проулок ко мне домой. Я молюсь, а он идет молча, только на меня изредка поглядывает. Дошли до дома, поднялись по лестнице, я ключ достала и опять на меня страх напал. А зачем он здесь? Дверь не открываю, стою. Посмотрел парень на меня и пошел от меня. Открыла я дверь, бросилась в комнату и перед иконой Божией Матери Владимирской упала на колени. Благодарю Её, плачу. Сестра проснулась и спрашивает: «Что с тобой?» – молюсь и не отвечаю, молюсь.

Читайте также:  Пословицы о трудолюбии с толкованием

Прошел год. Сижу я дома и занимаюсь, окна открыты, жарко, душно. В квартире мама да я. Вдруг звонок в дверь, мама кому-то открывает и говорит проходите, дома. Я встала вышла в прихожую и замерла. Он, тот самый парень из леса. Стою словно одеревенела, а он вошел, почему-то осмотрел комнату и, не обращая на меня внимания рванулся в угол, где у меня висела икона Владимирской Божьей Матери. Подошел, посмотрел и сказал: «Она! Точно Она!», — постоял некоторое время и подошел ко мне. «Не бойтесь меня, я пришел просить у вас прощения. Простите меня, виноват я перед вами страшно. Простите!» А я стою, окаменевшая, растерянная, а он еще раз сказал: «Простите меня!» — повернулся и вышел. Эта встреча произвела на меня тяжелое впечатление. Зачем приходил? Что было нужно этому бандиту Почему, взглянув на икону Владимирскую он сказал: «Она!»

Потом началась война, был 1943 год. Голодали мы ужасно. Я работала в госпитале медсестрой, сестра болела, но училась в седьмом классе, а мама еле ходила от слабости. Жизнь была тяжелой, но я все-таки находила время и заходила в церковь. Пришла как-то я усталая, дежурила двое суток подряд, есть нечего, сестра лежит, мама лежит. Ослабли обе. Решила затопить печку, руки трясутся болят. Слышу, стучат в дверь, открываю, стоит лейтенант с палкой и большим вещевым мешком: «Я к вам!» Спрашиваю: «Кто вы?» Он не отвечает, втаскивает в комнату мешок, потом говорит: «Тот я! Андрей!» – и тогда я мгновенно узнаю его. Он развязывает мешок, садится на стул без приглашения и начинает вынимать что-то из мешка. На столе появляются банки с тушенкой, сгущенным молоком, сало, сахар, чай и еще что-то. Потом завязывает опустевший мешок и говорит: «Ранен я был тяжело, несколько месяцев по госпиталям валялся, думал не выживу. Лежал, вас вспоминал и Матери Божией молился, как Вы тогда. Говорили врачи, что умру, безнадежен, но Матерь Божия меня спасла, выжил, живу, а эти продукты брат мой мне притащил от радости, что меня в госпитале разыскал, он тут под Москвой в председателях колхоза ходит. Наменял — и ко мне.

Встал, подошел к иконам, перекрестился и приложился к иконам, потом подошел ко мне и опять как в прошлый раз, сказал: «Простите меня Бога ради. Прошу. Гнетет меня прошлое беспрерывно. Тяжело мне».

Мама спрашивает меня: «Маша, что с тобой и кто этот человек?» Я ей все и рассказала. Выслушала она меня и говорит: «Не знаю, Маша, почему ты тогда спаслась, но чтобы ни было, так как он поступил, прося у тебя прощения – это хороший человек. Ты должна его простить и молиться за него».

Читайте также:  Когда ты идешь с соперником своим к начальству толкование

Спас нашу семью тогда Андрей своей помощью. Недели две его не было, а потом, к маме он приходил раз пять без меня и каждый раз приносил много продуктов и часами с мамой разговаривал. Шестой раз он пришел вечером, подошел ко мне и опять сказал: «Простите Вы меня!» разговорилась я с ним. И он все рассказал как было и что произошло тогда в лесу. Рассказал он почему они напали на меня. Рассказал, как наклонился надо мной и услышал, что я что-то шепчу, удивился, не понял – и вдруг увидел стоящую рядом Женщину и Она остановила его повелительным жестом, и когда он меня во второй раз бросил на землю, то опять эта Женщина властно Своей рукой заслонила меня, и тут стало ему страшно. Решил отпустить меня, довел до станции, увидел, что я не в себе, и повез в Москву. «Мучила меня совесть постоянно, не давала покоя, понял, что неспроста всё это было. Много думал о той Женщине. Кто Она? Почему меня остановила? Решил пойти к вам, попросить прощения и расспросить о той Женщине. Пришел к вам, трудно и стыдно было идти, страшно, но пришел. Вошел к вам и увидел на стене образ Матери Божией Владимирской и сразу понял, кто была эта Женщина. Ушел от вас и стал узнавать всё, что можно было узнать о Божией Матери. Всё, всё узнал, что мог. Верующим я стал и понял какое Великое и Страшное было мне явление и я совершил тяжкое прегрешение. Cильно повлияло на меня всё произошедшее, я стал другим человеком.

История возникновения

История гласит о том, что Благовещение до десятого века проходило в седьмой день недели, а перед ним проводились чтения акафиста или других речей, которые восхваляли Богородицу. После этого дату празднования перенесли на шестой день пятой недели, которая следует за Великим Постом. Такое решение было принято в знак признательности Богородице за ее многократное покровительство перед вражескими войсками. Именно этот день был назначен для чтения акафиста Богородице.

Впервые он был услышан всеми посетителями в Влахернском храме Константинополя, который осадили недруги. Отдельные предания повествуют о том, что этот вражеский флот разбил шторм, который поднялся вследствие того, как Риза Божьей Матери была опущена в морские воды. В честь этого события и была спета нардом победоносная песня.

Как гласят некоторые источники, авторство текста принадлежит некому Георгию Писидийскому, который был дьяконом в церкви Константинополя. Спустя определенный временной промежуток он стал частью прочих посвящений Богородице. Пресвятую Деву в нем называют военноначальницей.

Икона Божией Матери «Взбранной Воеводе Победительная»

По благословлению достопочтимого Схиархимандрита Илия, в честь возвращения Крыма домой, была написана икона «Победительная»

5 октября 2020 года на подворье Патриарха Московского и Всея Руси, в Соборе Святого благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского в Ново-Переделкино, была освещена икона «Победительная».

Осенью 2020 года по благословению Схиархимандрита Илия, икона прошла с молитвенным стоянием по 18 монастырям и 16 скитам Афона. Икона «Победительная» была благословлена Афонским старцем Гавриилом и иноками святой горы Афон, прошла Царским Крестным ходом со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, побывала в десятках военных частях Юга России. Тысячи православных мирян приложились к «Победительной» иконе, сотни чудес явил святой образ истинно верующим православным христианам.

Источник

Оцените статью
Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Adblock
detector