Второе послание петра глава 2 толкование

Глава II

Лжепророки и лжеучители (1–3). Неотвратимость кары Божией на них – на основании прежних примеров наказания Божия (4–9). Подробная характеристика лжеучителей (10–15). Грех Валаама (15–16). Нечестие лжеучителей и ожидающая их гибель (17–22).

Свое пагубное учение лжеучители имеют распространять в народе, руководясь побуждениями корыстолюбия, и будут иметь успех, грозящий гибелью и им, и обольщенным их последователям. «Чтобы показать, что они совершенно чужды божественного учения, говорит, что они употребляют льстивые слова» (блаж. Феофил.).

Во втором (ст. 5) и третьем (ст. 6) примере Апостол обращает мысль читателей уже к библейской истории человечества, причем рядом с карою над нечестивыми указывает и спасение благочестивых. «Для чего же к примерам худых людей он присовокупляет примеры добрых. Апостол как бы так говорит: Бог умеет неизбежно наказывать живущих во грехах, как наказал ангелов согрешивших, людей предпотопных, города Содомские. Умеет награждать и делающих правду, как наградил Ноя, Лота» (блаж. Феофил).

Из приведенных в 2Пет.2:4–8 примеров Апостол делает нравоучительный вывод в духе вообще библейского воззрения на Божественное вознаграждение и возмездие людям (ср. Пс. 33:20 ; Притч 16:4 ; 1Кор 10:13 ; Откр 3:10 ). Все сказано Апостолом «для того, во-первых, чтобы вместе воспомянуть историю о погибели нечестивых и спасении праведных; во-вторых, для того, чтобы через сопоставление их выставить ужасную злобу грешников и светлые совершенства добродетельных; наконец, для того, чтобы убедить своих слушателей возненавидеть нечестие одних по причине наказаний за оное и возлюбить добродетель других по причине ее спасительности» (блаж. Феофил.).

Преподав читателям руководственные наставления касательно осторожности в отношении соблазнов лжеучителей, Апостол теперь переходит к подробнейшей характеристике этих последних. Нравственная распущенность с наклонностью к противоестественным плотским порокам (ст. 10, 14) и дерзость в отношении ко всякой власти (ст. 10–11) особенно выделяются в мрачной характеристике лжеучителей. «Смысл (целой характеристики) такой: они, говорит Апостол, не имеют ничего свойственного чистоте, но пристают к чистому обществу, как пятна на чистой одежде. Когда обольстят кого-нибудь и успеют сделать попавшихся в их сети мужей и жен нечистыми, почитают это дело насаждением, дополняя свое развращение. Они, и пиршествуя с вами, делают это не по любви и общению с другими, но потому, что находят это время удобным для обольщения женщин. Ибо они, имея глаза, смотрят не на что другое, как только на любострастие, и непрестанно имея это в виду и греша, как сыны проклятия, прельщают неутвержденные души. Ибо сердце их приучено ни к чему другому, как только к любостяжанию, т. е. к разврату или корысти, и через тот и другую оставив путь, могший привести их к спасению, они заблудились от него» (блаж. Феофил.).

Продолжая и заканчивая характеристику лжеучителей, Апостол уподобляет их безводным источникам и пустым облакам. «Уподобляет безводным источникам потому, что они утратили чистоту проповеди и сладкую воду жизни. Сравнивает их с облаками, гонимыми ветром, разумея ветер противный, почему и назвал его бурею, так как буря приводит гонимое ею в совершенный беспорядок. Они, говорит, облака не светлые, каковы святые, но темные, полные мрака» (блаж. Феофил.). В ст. 18–19 обратная речь ст. 17 раскрывается со стороны своего смысла и значения. Лжеучители «по суетности произносят речи надутые, привлекая плотскою похотью в разврат тех, которые совершенно избегли оного, или, если некогда и находились в заблуждении, то впоследствии покорили себя Господу. Сами, говорит, будучи рабами упомянутой нечистоты, которую по справедливости и назвал тлением, обещают обольщаемым свободу. А почему они обещают свободу, сами будучи рабами греха, приводит на то прекрасное доказательство: кто какою страстью побежден, тот и раб ее» (блаж. Феофил.).

Источник

Толкование Библии, 2-Послание Петра 2 глава

Новый Завет

2 Послание Петра

IV. Христианская война: лжеучители идут в атаку (глава 2)

По так называемому Миланскому Эдикту, принятому в 313 году. Церковь получила свободу открыто и на законных основаниях проповедывать миру свои доктрины. Но в это же самое время и мирские идеи стали проникать в Церковь, «разбавляя» собой первоначальное учение о Христе, и так продолжалось 1200 лет, до эпохи Реформации. Однако, как видно из второй главы Второго послания Петра, мирские идеи проникли в церковь намного раньше, чем издал император Константин свой знаменитый указ. Вывод, который следует из этого: во все времена верующие должны стоять на страже, ибо мир постоянно угрожает им.

А. Об избавлении от лжеучителей (2:1-9)

Слово «избавил» в стихах 7 и 9 говорит о том, что Бог хочет и может избавлять Своих детей от любых трудностей и опасностей даже и тогда, когда сами они (как Лот) не стремятся к этому избавлению. Но упование на Божию силу не может извинять пассивность верующих: лжеучителям и лжепророкам они обязаны давать бой.

1. РАЗОБЛАЧЕНИЕ ЛЖЕУЧИТЕЛЕЙ (2:1-3)

Однако, новозаветные писатели называли этим словом религиозные группы или секты, например, «саддукейская ересь» (Деян. 5:17), «фарисейская ересь» (Деян. 15:5), либо разного рода фракции, возникавшие на основе лжедоктрин («разномыслия» в 1-Кор. 11:19). Такие ереси пагубны, потому что уводят людей от Христа и таким образом губят их духовно.

Но это противоречит многим другим местам Священного Писания (Иоан. 3:16,5:24; 10:28-29). 2) Слово «искуплены» означает здесь, что они были сотворены Господом, но не спасены Им. Однако, такое понимание меняет смысл «искупления». 3) Лжеучители лишь объявляли себя спасенными Христом. Но это означало бы «читать между строк». 4) Они были искуплены в том смысле, что Христос уплатил выкуп за их грехи, но полученного ими спасения они не реализовали в своей жизни и, значит, остались вне его.

Читайте также:  Акты официального толкования это разновидность правовых актов

Своею смертью Христос покрыл грехи всех людей (1-Тим. 2:6; Евр. 2:9; 1-Иоан. 2:2), однако, действительна она только для тех, кто верует в Него. Такое понимание убедительно свидетельствует как в пользу «неограниченного искупления» (учения, что Христос умер за всех людей), так и против «ограниченного искупления» (учение, будто Он умер только за тех, кто был «предназначен к спасению от начала мира»).

2. О ПРЕЖНИХ БОЖИИХ СУДАХ (2:4-6)

В стихах 4-10а апостол приводит примеры как Божиих судов, так и избавления по Его милости. Сначала он приводит три примера судов (стихи 4-6), а затем пример избавления (Лот, стих 7). Интересно отметить, что стихи 4-9 соответствуют одному предложению, из числа самых длинных в Новом Завете. Петр хотел подтвердить наглядными примерами ту мысль, что Божиего осуждения лжеучителям не избежать, как не избежать его и другим нарушителям Его воли и Слова Его. Это достаточно недвусмысленно подтверждено историей.

2-Пет. 2:5. Петр считал потоп очень важным событием, судя по тому, что в двух своих посланиях три раза упоминает о нем (1-Пет. 3:20; 2-Пет. 2:5; 3:6). Но в восьми душах сохранил семейство Ноя. Кроме самого Ноя, спаслись от потопа его жена, три сына (Сим, Хам и Иафет) и их жены (Быт. 6:10,18). Ной был праведным человеком (Быт. 6:9) и послушным слугою Божиим, построившим ковчег (Быт. 6:13-22). Апостол добавляет к этому, что он был также «проповедником правды», который обличал развращенные нравы своего времени.

Стих этот прежде всего привлекает внимание к беспощадной руке Божией, поразившей допотопную цивилизацию, когда (Бог) навел потоп на мир нечестивых. Может быть, современные лжеучители думают, что избежат Божиего суда, потому что их много? Апостол напоминает таковым и тем, кто готов последовать за ними, что Бог может осудить зло, даже если в него вовлечена вся человеческая раса (как это уже случилось однажды, когда Он погубил ее всю, за исключением восьми человек).

3. «ЗНАЕТ ГОСПОДЬ, КАК ИЗБАВЛЯТЬ» (2:7-9)

Однако, перед лицом Бога ои повел себя как праведник (слово это и производное от него апостол повторяет в 2-Пет. 2:7-8 три раза). Петр свидетельствует о праведности Лота, говоря, что он ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные. Жители Содома и Гоморры вели развратную жизнь и занимались разными беззаконными делами. Лот не просто расстраивался, глядя на них, но именно мучился (эвасанизен, Матф. 8:29) ежедневно наблюдая и слыша мерзкие дела горожан и их разговоры, Лот испытывал подлинную душевную муку.

В 9 стихе подводится итог всему сказанному в стихах 4-9: То конечно знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания. То, что Бог знает, как «избавлять благочестивых от искушения», является великим утешением для верующих, и примером им служат Ной и семь членов его семьи, а также Лот от и его близкие.

Б. Описание лжеучителей (2:10-16)

Лжеучителям не избежать Божиего суда, как не избежали его падшие ангелы, мир в дни Ноя, а также нечестивые обитатели Содома и Гоморры. В стихах 10-16 (также и в 17) апостол описывает лжеучителей, которые начали докучать Церкви у же в первом столетии; он описывает их такими, каковы они были и есть.

2-Пет. 2:10-11а. Апостолы и истинные учителя особо блюли свою чистоту перед Богом. Но лжеучители не считались с нормами достойного поведения в церкви и откровенно потворствовали гнусным своим похотям, подобно жителям Содома и Гоморры; так поступая, они демонстрировали свое неуважение к «начальствам» (Иуд. 1:16,18). Речь здесь идет не о земных «начальниках», а о высших силах, которых эти одержимые духом противоречия безрассудные люди позволяли себе презирать. Словом «начальства» тут переведено греческое слово «Кириотетос», подразумевающее или ангельские силы (Евр. 1:21; Кол. 1:16), или, что еще вероятнее, «власть» Самого Господа (кириос); именно это слово употреблено в 2-Пет. 2:1.

Неудивительно, что эти «дерзкие, своевольные» люди не страшились злословить высших, т. е. сознательно говорить ложь о существах высшего порядка. Здесь слово доксас, которое, возможно, означает падших ангелов. Не исключено, что богохульство лжеучителей выражалось в учении, будто потворство похотям плоти есть ангельский образ жизни, в что Бог якобы не накладывает на людей никаких ограничений в этом вопросе.

2. ПОДОБНЫ ЖИВОТНЫМ (2:12)

2-Пет. 2:12. Лжеучители первого столетия походили на животных, водимых не разумом, а инстинктами («природою»), и инстинкты эти коренились в их грешной натуре. Поддаваясь своим низменным природным страстям, они растлевали себя (Иуд. 1:10). И, как звери в лесу, только того и заслуживали, чтобы их вылавливали и уничтожали. Резкие выражения апостола свидетельствуют о том, насколько угрожающими а его глазах были все эти ереси. В растлении своем истребятся. Петр, по-видимому, говорит о вечной погибели, ожидающей лжеучителей.

2-Пет. 2:13. Они получат возмездие за беззаконие (сравните стих 13). По-гречески это скорее звучит как «тот вред который они причинили другим, воздастся им», сравните Гал. 6:7. Хотя лжеучители старались выступать в роли духовных лидеров, обладающих особыми знаниями, они и не пытались скрывать от других свою повседневную жизнь, которую проводили в разврате, удовольствиях и роскоши. Обманывая, они наслаждались.

Читайте также:  Вечерние молитвы перевод толкование

4. НЕИСПРАВИМЫЕ ГРЕШНИКИ (2:14)

2-Пет. 2:14. Резкими короткими фразами, исполненными гнева и осуждения, клеймит Петр этих еретиков. Если до этого момента можно было только сомневаться в том, что лжеучители наследуют спасение, то теперь апостол захлопывает для них дверь надежды, разоблачая их как неисправимых грешников, фраза глаза у них исполнены любострастна означает, что мысль о блуде охватывала лжеучителей при одном виде женщины. И в этом же смысле надо понимать непрестанного греха (Матф. 3:28).

2-Пет. 2:15-16. Здесь апостол в четвертый раз проводит параллель с текстом из Ветхого Завета, на этот раз из книги Чисел (главы 22-24). Лжепророки подобны животным (2-Пет. 2:12), и прообразом их был Валаам, сын Восоров, животным же и обличенный (Чис. 22:28,30). Кроме того, что Валаам любил мзду неправедную (то же греческое слово адикиас в 2-Пет. 2:13, переведено как «возмездие»), он подстрекал моавитян, чтоб соблазняли израильских воинов, вовлекая их в противозаконные отношения со своими женщинами и тем самым сеяли грех и распущенность в израильском стане (Чис. 31:16; 25:1-3; Откр. 2:14).

И в наше время множество людей настолько предалось жадности и разврату, что их образ жизни иначе как духовным безумием не назовешь. Стяжательство и разврат (которым порой они предаются якобы во имя религии) губят многих. Это и есть «обольщение Валаама» (Иуд. 1:11), тот путь, который он избрал, вместо прямого, истинного пути.

В. Разрушительная работа лжеучителей (2:17-22)

Несмотря на то, что еретикам не избежать Божиего суда, апостол говорит о них потому, что они продолжали причинять Церкви огромный вред. Существуют определенные типы людей, которые, кажется, особо предрасположены стать жертвами обольщения. Упомянув о том, что знает Бог, как избавлять от нечестивых, и красочно описав лжеучителей, апостол объясняет теперь, как именно производят еретики свою разрушительную работу в церквах.

I. КОГО «УЛОВЛЯЮТ» ЛЖЕУЧИТЕЛИ (2:17-18)

2. КАКОВЫ ИХ ПРИЕМЫ (2:19)

О ком говорится в этих стихах? Возможны следующие четыре ответа:

1) Некоторые считают, что речь идет о лжеучителях, а не о тех, кого они соблазнили.

3) Третьи полагают, что слова апостола относились и к самим лжеучителям и к их «обращенным», которые таким образом рисковали своим спасением. Это понимание вступает, однако, в противоречие со многими местами Священного Писания, в которых верующим дается гарантия вечного спасения.

4) Существует в такая точка зрения: в этих стихах апостол предупреждал новообращенных верующих, чтобы не попались в сети похоти и разврата, ибо, попавшись, ощутят от греха еще меньше удовольствия, чем ощущали прежде, до своего обращения.

Свинью и собаку можно выкупать, но как сохранишь их чистыми! Ведь жить в грязи для них естественно. Упоминаемые в послании отступники оказываются в еще большем порабощении греху, они еще дальше отступают от истины, еще глубже погрязают в духовной нечистоте, чем раньше. В ваши дни верующие хорошо делают, если внимают предостережениям апостола Петра против лжеучителей, если учатся, как отличать правду от лжи, и учат этому других. Лжеучители навлекают погибель не только на себя, но и на других. Но христиане в состоянии с большим успехом вести духовную войну, если знают своих духовных противников, методы действий еретиков и конечный результат их обманной деятельности.

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Источник

Глава первая

Симон есть сокращенное имя Симеона, как и Митр – Митродора, Мина – Минодора, Февда – Феодосия. С самого начала апостол пробуждает помыслы и души верующих, побуждая их стараться в деле проповеди равняться апостолам. Ибо тогда, как все получили равно драгоценную благодать, несправедливо было бы иметь недостаток в чем-нибудь таком, в чем все оказались равными. Апостол постоянно желает верующим мира, который дал им Христос по воскресении Своем из мертвых и при отхождении к Отцу, взывая: «мир вам» ( Ин. 20, 19, 21, 26 ; Лк. 24, 36 ). И в церкви мы молим Господа, чтобы дал нам «ангела мирна», и священник от святого жертвенника подает народу «мир»; потому что мир есть мать всяких благ. Поэтому и Господь заповедал ученикам Своим, чтобы они при входе в дома прежде всего подавали «мир» ( Мф. 10, 12 ; Лк. 10, 5 ).

Связь такая: вам, которые в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего, приняли с нами равно драгоценную веру, по правде Бога нашего, благодать и мир да умножатся.

Связь такая: да умножатся вам благодать и мир, так как все, потребное для жизни и благочестия, в познании Бога и Господа нашего Иисуса, Его божественной силой, этой благодатью, даровано вам для познания славы и добродетели, за которые дарованы величайшие обетования, дабы вы, удалясь от мирского растления, совершающегося чрез похоть, сделались причастниками Божественного естества. Иначе. Изложение растянуто, но мысль такая: силой Христовой получив бесчисленные блага, мы можем и сделаться причастниками Божественного естества и достигнуть жизни и благочестия; посему должны жить так, чтобы к вере присовокупить добродетель и чрез добродетель преуспевать в благочестии, доколе достигнем совершеннейшего блага, которое есть любовь. Причастниками же Божественного естества мы сделались чрез явление Господа и Бога, который начаток нашего естества соединил в Самом Себе и чрез восприятие освятил; если же начаток свят, то и целое свято.

Читайте также:  Доброе имя лучше большого богатства толкование

дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью:

Связь такая: чтобы вы, освободившись от мирского растления, совершающегося в плотской похоти, сделались причастниками Божеского естества, ибо «удалившись» значит то же, что «освободившись». Следствие мирской похоти называет «растлени ем» потому, что она слагается и вращается около предметов растленных.

Показывает степени преуспеяния. На первом месте вера, так как она есть основание и опора добра. На втором месте добродетель, то есть дела, ибо без них, как говорит апостол Иаков: «вера мертва» ( Иак. 2, 26 ). Далее рассудителъность. Какая же рассудительность? Знание сокровенных тайн Божиих, которое доступно не для всякого, но для того только, кто постоянно упражняется в добрых делах. Затем воздержание. Ибо и оно нужно достигшему до означенной меры, чтобы не возгордился величием дара. А как при кратковременном воздержании нельзя упрочить за собой дар (ибо страсти, несмотря на сдерживающую их свободу, всегда любят стремиться к худшему), то должно превзойти терпение. Оно произведет все, и благочестие умиротворит, и упование на Бога усовершит. К благочестию присоединится братолюбие, а к всему этому любовь, которую апостол Павел называет «совокупность ю совершенства» ( Кол. 3, 14 ). Ибо любовь явила силу свою и над Сыном Божиим и над Отцом Его: Отца расположила отдать Возлюбленного Своего ( Ин. 3, 16 ), а Сына пролить Кровь Свою за нас ( 1Ин. 3, 16 ).

Слеп ( μυωπάζων ). Выражение это подразумевает мышей ( μυων ), которые под землею постоянно остаются в слепоте. Изречение апостола Петра подобно сказанному апостолом Иаковом, именно: «кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале» ( Иак. 1,23 ). Ибо узнав, что чрез очищение святым крещением он омыт от множества грехов, он должен знать, что вместе с очищением он получил и святость, должен бодрствовать, чтобы таким образом сохранить то освящение, без которого никто не увидит Господа; а он забыл. Посему, говорит, братия мои, «более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание» ( 2Петр. 1, 10 ); то есть то огласительное учение, которое вы слышали при вашем избрании, и быть неукоризненными в звании, чтобы не быть вам осужденными в забвении дара Божия, но пребыть твердыми в вашем звании.

так поступая, никогда не преткнетесь,

хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине.

Чтобы при постоянном напоминании об одном и том же не подумали, будто их осуждают в праздности, и не опечалились, апостол прибавил: «хотя вы знаете и утверждены в настоящей истине». А в объяснение причины постоянного напоминания прибавил то, что он знает, что скоро последует разрешение его от тела.

Некоторые понимают это с такой перестановкой слов: «буду стараться и после моего отшествия приводить вас всегда на память», то есть каждодневно и непрерывно вспоминать, и отсюда выводят мысль, что святые и по смерти помнят остающихся здесь и молятся за живущих. Справедливость сего каждодневно усматривают те, которые призывают божественную благодать святых. Так понимают одни; но другие понимают иначе. Последние читают и понимают сей стих просто: буду стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда помнили это, то есть мы непрерывно повторяем вам одно и то же для того, чтобы обратить вам это в привычку, чтобы вы чрез постоянное и неизменное усвоение сего избавились от обвинения в непослушании и незнании, но и после смерти моей завещание о сем хранили твердо и неизменно.

Требуя со стороны верующих строгого внимания к своему благовествованию и долго настаивая на этом, хотя они знают и не раз слышали, апостол говорит теперь: не напрасно я останавливаюсь на этом, но потому, что сознаю всю важность этого. Почему же? Потому что, когда мы возвещали вам силу и пришествие Господа, мы не пользовались человеческой мудростью в отношении к вам и не обольщали вашего слуха красноречием, как язычники и еретики. Ибо язычники обольщают красотой и поэмами, а еретики – вымыслами (вероятно, они уже начинали и тогда появляться). Ничего такого нельзя подозревать в нас. Ибо мы преподали вам учение простым, безыскусным словом, как и Павел говорит коринфянам ( 1Кор. 2, 4, 13 ), и преподали то, что своими глазами видели, когда вместе с Ним восходили на святую гору. Апостол говорит о славе Единородного, которая явлена была апостолам в Преображении, и о гласе Отца, который слышали они сошедшим на Господа с неба от Отца. А как мы из самых дел узнали предвозвещенное пророками, то и почитаем пророчество их вернейшим. Ибо слова оправдались событиями. Поэтому и вы хорошо делаете, что внимаете пророчеству, то есть предсказаниям пророков, хотя пророки в свое время говорили и не совсем ясно.

Не потому, что есть какое-либо пророчество о сошедшем с неба гласе Отца, но потому, что из этого гласа Отца с неба, засвидетельствовавшего сыновство Иисуса Христа, мы убедились, что все открытое чрез пророков непререкаемо относится к Тому, о ком свидетельствует Отец. А свидетельство Отца о сыновстве Господа нашего Иисуса Христа мы знаем троекратно: одно – при Крещении ( Мф. 3, 17 ), другое – пред страданиями, когда сказано: «и прославил, и еще прославлю» ( Ин. 12, 28 ). И третье – на горе Фавор ( Мф. 17, 5 ).

Источник

Оцените статью
Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Adblock
detector