Всадник на белом коне толкование

Что означают четыре всадника Апокалипсиса

Четыре всадника Апокалипсиса стали известны миру благодаря Откровению, авторство которого приписывается Иоанну Богослову, одному из 12 святых апостолов. Эта книга стала завершающей частью Нового Завета. В ней описываются картины последнего дня, во время которого Бог явит свой гнев и падут перед ним и цари, и рабы (Откровение 6:16—17).

Апокалипсис изображается как чудовищная глобальная катастрофа, предшествующая Второму пришествию Божьего Сына. Одной из самых страшных и глубоко символичных сцен является выступление неких Четырех всадников. Богословы и ученые до сих пор спорят, что именно изобразил с помощью этих образов автор Откровения.

Белый всадник

Первым после снятия Агнцем одной из 7 печатей выступает всадник, восседающий на белом коне (Откр. 6:2). Сведения об этом персонаже довольно скудны. Иоанн только указывает, что на голове у того венец, а в руках — лук. «Белый» всадник описывается как «победоносный», т. е. явившийся, чтобы наверняка одержать победу.

Ввиду скудости сведений об этом герое его значение и роль в Апокалиптических событиях трактуются очень противоречиво. Римский богослов, епископ Лиона и отец церкви Ириней Лионский (≈130—202 год н. э.) считал, что этот мифический персонаж символизирует самого Иисуса Христа. По этой причине он является в венце и называется победителем. Белый цвет лошади — знак праведности и чистоты.

Ириней трактовал появление Иисуса во главе «процессии» как знак победы христианства. Более распространена точка зрения его противников, многие из которых настаивают на том, что все всадники Апокалипсиса олицетворяют зло и к Иисусу никакого отношения не имеют.

Рыжий всадник

Вторым на очереди в Откровении выступает всадник с огромным мечом, гарцующий на рыжем коне. Иоанн описывает его более определенно. Второй всадник призван уничтожить на земле мир (Откр. 6:4). Очевидно, что этот персонаж символизирует Войну.

Архиепископ Кесарии, Святитель Андрей (VI—VII) считал, что этот всадник также символизирует жертвы христиан-мучеников, сложивших свои головы за веру. Название рыжего окраса коня в некоторых переводах Евангелия звучит как «красный» или «пламенный». Он обозначает пролитую первыми христианами кровь. Также этот цвет ассоциируется с багряными облачениями римских императоров, кровавых тиранов «развратной Римской блудницы».

Черный всадник

О третьем всаднике Иоанн говорит, что тот держит в руке «меру» и восседает на вороном коне (Откр. 6:5). Далее звучит некий голос, назначающий цену за пшеницу и ячмень, но не позволяющий прикасаться к вину и елею (Откр. 6:6). Во времена Иоанна эта «мера» применялась для взвешивания сыпучих продуктов. Ею пользовались торговцы.

То, что такое мерило держит в руках третий всадник, является символом Голода как в буквальном, так и в переносном смысле. Простая пища — пшеница, ячмень — в последние дни на Земле сильно подорожает или будет в недостатке из-за засух. Вино же и елей, которые используются во время христианских богослужений, останутся нетронутыми. Это намек на спасение людей, живучих пищей духовной.

Вороной окрас коня легко объясняется с точки зрения исторического контекста. Он символизирует цвет винограда, который активно выращивали во времена правления Домициана (81—96 гг.). Римляне делали из него много вина, потакая пьянству правящего класса. В то же время земель, где возделывались зерновые культуры, становилось все меньше, а это грозило населению голодом.

Бледный всадник

Современные пастыри разных церквей трактуют изображенные в Откровении картины с поправкой на события сегодняшних дней. По их мнению, бледно-зеленый конь символизирует ислам, рыжий (красный) — коммунизм, вороной — капитализм. Венценосный всадник на белом жеребце — христианская вера, которая должна в итоге победить. Этой точки зрения придерживается, к примеру, пастырь церкви Конца времен Ирвин Бакстер.

Мормоны трактуют поочередное явление всадников Апокалипсиса как 4 следующие друг за другом периода. Белый конь — символ эры добра и праведности (4—3 тысячелетие до н. э.). Рыжий — времена греха, войн и гнева Божьего, явившегося на землю в виде Потопа (3—2 тысячелетие до н. э.).

Вороной — эра Авраама, а также преследований, голода и скитаний еврейского народа (2—1 тысячелетие до н. э.). Бледный конь символизирует последнюю эпоху, которая длится до сих пор и закончится концом света («адом» для все заблудших).

Источник

Глава 6

Здесь описывается вскрытие Агнцем печатей, которыми запечатлена была книга в деснице Всевышнего. Дальнейшее в Апокалипсисе (до 18-й главы) можно рассматривать как «три семерки»: семь печатей, семь труб и семь чаш. Теперь рассмотрим вскрытие семи печатей. Через это картина неба, показанная Иоанну (картина А), соединяется с картиной земли (картина В), которая еще совсем не показана, но постепенно будет наполняться все новыми и новыми образами. Открываются печати небесной книги и показывается, что через это происходит на земле.

Снятие первой печати, означающее апостольское учение

Откр.6:1 И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри.

Первые четыре печати схожи. Каждый раз, как будет вскрываться печать, одно из четырех животных будет громовым голосом призывать Иоанна подойти и посмотреть. Поскольку далее ясно будут перечислены второе, третье и четвертое животные, то ясно, что здесь одно из четырех животных – первое, подобное льву. Этим означена царственная власть апостолов над демонами, т. к. вскрытие первой печати и показывает апостольскую проповедь. Иди и смотри – говорит святому Иоанну Лев. Иоанн подходит.

Откр.6:2 Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить.

Я взглянул. Никто не был достоин посмотреть в эту книгу ни на небе, ни на земле, ни под землею (5,3), но вот открывает ее Божественный Агнец, и посвящается в ее тайны бывший рыбак из Вифсаиды. И вот, конь белый, и на нем всадник. Первые четыре печати, к рассмотрению которых будут призывать четверо животных, показывают нам четырех всадников на конях разного цвета. Последние три печати будут своеобразны. Вот выходит конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить. Этим означена апостольская проповедь Евангелия. Конь белый указывает на светлость и нравственное совершенство апостолов, вышедших на проповедь Евангелия. С Елеонской горы посылает их на это Божественный Учитель: «И будете мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» ( Деян. 1:8 ). Подобно быстрому коню обходят апостолы за тридцать лет землю от Испании до Индии и от Эфиопии до Скифии. Всадник, имеющий лук, – этим и означена собственно евангельская проповедь апостолов, которая стрелой поражала сердца людей и покоряла их Единому Живому Богу и Спасителю Господу Иисусу Христу.

«Кобылице моей в колеснице фараоновой я уподобил тебя, возлюбленная моя» ( Песн. 1:8 ), – говорит Христос о Своей Церкви. А пророк Аввакум говорит о Господе: «Ты восшел на коней Твоих, на колесницы Твои спасительные. Ты обнажил лук Твой. увидев Тебя, вострепетали горы, ринулись воды; бездна дала голос свой, высоко подняла руки свои; солнце и луна остановились на месте своем пред светом летающих стрел Твоих, пред сиянием сверкающих копьев Твоих» ( Авв. 3:8–11 ). О событиях при Иисусе Навине вспоминает пророк Аввакум, но не указывает ли это на Иисуса Назорея, взошедшего в лице Своих апостолов на спасительную колесницу Четвероевангелия, пред которыми, когда они обнажили лук своей проповеди, вострепетали горы иудеев и ринулись воды язычества?! Бездна, в которую через Крест низвержен был лукавый, не подала ли голос свой, и не подняли ли высоко руки свои сдающиеся перед апостолами бесы, которых те изгоняли именем Иисуса?!

Читайте также:  Библия с толкованиями феофилакта болгарского

Солнце и луна, все светила эллинской философии, не остановились ли они на месте своем в Ареопаге пред светом летающих стрел апостольских проповедей, вспомним апостола Павла в Афинах?!

И дан был ему венец. Увенчанной правдою и духовным царством лик апостольский вышел он как победоносный на победоносную империю Римскую и покорил ее закланному Агнцу. Вскормленные волчицею покоряются вскормленным Агнцем. Есть предание, что основатели Рима Ромул и Рем были вскормлены волчицею. Апостолы и христиане же вскормлены плотью и кровью закланного Агнца. И чтобы победить. Этим указывается и победная, добровольная, мученическая кончина апостолов, и то, что вышли они, победоносные, на проповедь не для того, чтобы потерпеть поражение, а чтобы победить. Действительно, «бездна. высоко подняла руки свои» ( Авв. 3:10 ), дрогнула земля, рухнуло язычество. Погасли идольские капища, водрузился Крест. Полчища демонов низвергают свои знамена, крестоносное же «знамя Его надо мною» ( Песн. 2:4 ), – поет душа, пораженная стрелою апостольскою и победившая во Христе!

Снятие второй печати, означающее брань неверных против верующих

Откр.6:3 И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри.

Здесь пойдет речь о войне, о той брани, которую поведут неверные против верующих, о священных жертвах мучеников, поэтому и призывает Господь Иоанна посмотреть на это второе животное – тельца, животное жертвенное.

Откр.6:4 И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.

И вышел другой конь, рыжий, или красный. Красный цвет обозначает и ревность пострадавших за Христа, и есть знак кровопролития, которому надлежит быть. И сидящему на нем, на коне рыжем, дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч. Еще Христос сказал ученикам: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» ( Мф. 10:34 ). Так учение Христа, как большой меч, взяло мир с земли, и началась невиданная страшная брань по всей земле. Происходит она и в каждом человеке. «Дьявол с Богом борется, – говорит Достоевский, – а поле брани – сердца людей». Учение Христа разделило людей на верных Ему и неверующих, отвергнувших благочестие. Потекла реками мученическая кровь христиан. И не от меча ли гонителей мученически умерли святые апостолы Иаков, Варфоломей и Павел? И не мученически ли окончили жизнь остальные апостолы и великое множество первых христиан? А сколь много их было в последующие времена! Кто считал число христианских мучеников?! А кто сочтет тех, которым надлежит быть убитым великим мечом гонения антихристова?! Тогда мирное житие для христиан будет отнято от всей земли!

Снятие третьей печати, означающее голод и отпадение нетвердо уверовавших во Христа

Откр.6:5 И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри.

Здесь говорит третье животное, видом как человек, оно призывает Иоанна, указывая ему на немощь человеческую по плоти, ибо предвещает голод, и по духу – ибо указывается на падение в вере нетвердо во Христа уверовавших.

Откр.6:6 Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай.

Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс (то есть малая хлебная мера) пшеницы за динарий (монета, соответствующая дневной плате поденщику), и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай. Так возвещается это бедствие. Конь вороной, то есть черный, означает скорбь, ибо будет она велика. Как черный конь, придет голод на вселенную. У всадника мера в руке, ибо не будет каждому хлеба по нужде его, а будет каждому отмерено, и отмерено весьма мало. Мы видим, что дороже всего становится хлеб ( мера пшеницы за динарий), то есть будет хлебный голод. Так, действительно, великий голод был в осажденном римлянами Иерусалиме (70 год). История повествует, что от голода даже матери съедали своих детей. Но еще больший голод принесет антихристов конь черный, когда каждому будет отмерено. Обещают сегодняшние лжепророки, что каждому будет по потребностям, но придет великая скорбь и не по потребностям будут мерить, а по скудной мере черного всадника.

Интересно, что говорит голос Иоанну: елея же и вина не повреждай. Набросившиеся на вино обезумеют совершенно. Обуздывающему свою плоть в постах и самому налагающему себе меру легче тогда будет пережить скудную меру голодных времен.

И еще одно значение имеет виденное здесь Иоанном. Показан плач об отпавших от веры. Это – година черная. Она, собственно, никогда и не покидала землю. «Вот, тьма покрывает землю, и мрак – народы» ( Ис. 60:2 ). Только временами эта тьма сгущается, а временами – рассеивается. Тяжкая и черная година охватит вселенную и при антихристе. Не принявшие его не смогут ни покупать, ни продавать, и будет голод великий. И вот в такие-то времена многие неутвержденные в вере отпадут. Но есть и стоящие твердо. Их и означает мера пшеницы за динарий, то есть тех, чья вера вполне оценена. Это та многоплодная пшеница, которая будет убрана в житницы Отца Небесного ( Мф. 13:30 ). Но есть и ячмень, и здесь уже три меры ячменя за динарий. То есть вера иных оказалась втрижды дешевле. Невысоко оценил ее всадник, имеющий меру в руке своей. Легка вера этих людей и отпадают они в искушениях. «Текел – ты взвешен на весах и найден очень легким» ( Дан. 5:27 ). Они подобны такому ячменю, который «не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонения за слово, тотчас соблазняется» ( Мф. 13:21 ).

Но вот слышим мы милосердный голос от небесного престола (ибо посреди четырех животных не что иное, как престол): елея же и вина не повреждай. Уходит маловерный из Иерусалима из святой Церкви в Иерихон мирской суеты и довольствия и, попав к разбойникам греха и безбожия, падает в вере. Не о них ли притча о милосердном самарянине? ( Лк. 10:30–35 ).

Но не оставляет его Господь. Посылает милосердного самарянина, и тот исцеляет падшего елеем утешения и вином обличения. Так милосердны должны быть и мы к падшим в вере, не отвращаться от них, не повреждать елея и вина, но возливать их им на раны.

В храмах на праздничных службах священник благословляет хлебы пшеничные, пшеницу, вино и елей. Благословляет их нам в снедь и в духовное исцеление и укрепление. Благословенна пшеница – ибо это в вере устоявшие. Нет здесь ячменя – ибо это падшие, но есть вино и елей, исцеляющие падших.

Откр.6:7 И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри.

Откр.6:8 И я взглянул. Жуткое открывается его взору: и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли – умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными.

И ад следовал за ним. Скошены колосья, и тут же их собирают. Куда? Писание говорит об аде и рае, геенне и новом небе, новой земле и новом Иерусалиме, о сиюминутном и вечности. В жизни мы часто говорим «ад» и «рай», имея в виду потустороннюю вечную жизнь в мучениях или в блаженстве. Если же быть догматически точными, то надо различать состояние до Страшного суда и после. До Суда и кончины века есть ад и рай как места пребывания душ усопших людей. Слово «ад» по-гречески означает подземное царство или царство умерших. По-еврейски оно звучит «шеоль». До спасительной жертвы Христа на Кресте души всех умерших сходили в ад. Херувим с огненным обращающимся мечом охранял ворота рая и никто в них не мог войти. Но и праведного, и неправедного, «одна участь постигает их всех» ( Еккл. 2:14 ). О том была и великая печаль. «Это-то и худо во всем, что делается под солнцем, что одна участь всем» ( Еккл. 9:3 ). И не только в смерти уравнивались все, но и после нее попадали все в одно место.

Читайте также:  На бога надейся а сам не плошай толкование

Потому и псалмопевец Давид говорил о себе: «сойду ли в преисподнюю» ( Пс. 138:8 ). Об этом посмертном бытии в шеоле (аду) говорит Екклезиаст как «о днях темных, которых будет много» (11,8).

Так описано вскрытие первых печатей. Они схожи между собой тем, что каждый раз некое животное призывает святого Иоанна подойти и посмотреть. Вид животного соответствует тому, что является перед глазами апостола. Каждый раз выходят всадники на конях разных цветов (белый, рыжий, черный, бледный).

Снятие пятой печати, позволяющее увидеть души святых мучеников

Откр.6:9 И когда Он (Агнец-Христос) снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели.

Пред нами мученики. Их души Иоанн видит под жертвенником. Так здесь называется место нынешнего пребывания душ убиенных мучеников. Место пребывания праведных до Христа называлось «лоно Авраамово» ( Лк. 16:22 ). Авраам –отец верующих ( Рим. 4:11 ), и чадами его были праведники ветхозаветные ( Ин. 8:33 ), в лоне его они и упокаивались. Оно было местом упокоения праведных в аду. Теперь пришел Христос. Его жертва изменила мир. Он умер на Кресте, и Крест становится всемирным жертвенником, на котором совершил Божественную литургию небесный Архиерей по чину Мелхиседека. Христос «пленил плен», вывел души праведных из ада и упокоил их у подножия Креста – этого великого жертвенника. Как тела христиан упокоеваются под деревянным крестом, так и души их в раю упокоеваются «под жертвенником», под Крестом Христовым. Здесь речь о мучениках, которые, подобно апостолу Павлу, «соделались жертвою» ( Фил. 2:17 ) и теперь находятся под жертвенником небесным.

Пред нами начинает раскрываться картина Б (см. Приложение 2), картина небесного жертвенника и храма, которая будет постепенно сливаться с картиной А, картиной престола. В сущности, это одна картина, постепенно открывающаяся святому тайнозрителю Иоанну. Можно даже представить, что Иоанн все это видит по образу ветхозаветной скинии. Тогда престол с Сидящим на нем представляется на месте Святого Святых – а этот жертвенник, который теперь показан апостолу Иоанну, – жертвенник всесожжения ( Лев. 4:7; 5:9 ), стоящий на дворе народа для принесения на нем жертв. Внизу этого жертвенника, как жертвы уже принесенные и сожженные, находились души умерших людей, убиенных за слово Божие, которое проповедовали и которого придерживались в жизни. И за свидетельство (мученик по-гречески «свидетель»), за то, что свидетельствовали до конца, за то, что подтвердили искренность своей веры смертью.

Легко свидетельствовать, когда нет гонений. Помоги, Господи, свидетельствовать и тогда, когда это надо запечатлевать мученичеством.

Откр.6:10 И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Снятый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?

Может возникнуть вопрос: а как же любовь к врагам? Да, пока они были на земле, они любили своих врагов, благотворили им и молились за них. Первый христианский мученик архидиакон Стефан, побиваемый камнями, громко молился о своих убийцах: «Господи! Не вмени им греха сего» ( Деян. 7:60 ). Но не вечно это благоприятное время, оно сменяется временем суда. Как говорит Виктор Гюго, человек свободен здесь, но ответствен там. Не злобная мстительность, а святая справедливость взывает о воздаянии. «Говорит кровь Авелева» ( Евр. 12:24 ), взывает к небу о правосудии, доколе «придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного» ( Мф. 23:35 ). В возгласе убиенных мучеников слышится и некоторое недоумение и мольба о праведном суде, о славе Божественного правосудия: доколе, Владыка Святый и Истинный, не воцарится святость и истина?! Таков закон справедливости: неправедность отрицается, неправедный осуждается.

Откр.6:11 И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число.

Но не настало еще время, а убиенным даны были каждому из них одежды белые. Мученики облачаются в белые одежды чистоты и невинности, в светлость добродетелей, в славу того мира. Мы уже не раз видели, что эта белая одежда, эта риза нетления обретается в водах святого крещения. А если человек обратился ко Христу где-нибудь в тюрьме и не имел возможности принять крещение, и его за исповедание веры ведут на казнь? Какое он может иметь упование? Церковь всегда веровала, что таковым мученичество их вменяется в крещение, кровь их – в воду, омывающую грех. Сам Господь о Своей крестной смерти говорит: «Я буду. креститься крещением». А ученикам своим Он предвещает: «И крещением, которым Я крещусь (мученичеством – Г. Ф.), будете креститься» ( Мф. 20:22–23 ). И вот мы видим облаченных в белые одежды, крещеных мученичеством. Потому столь вожделенно мученичество для христиан, что столь высоко вознаграждается.

И сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время. Еще не настало время суда и возмездия, и святые души должны еще покоиться некоторое время. В сравнении с вечностью и в пророческом видении это время кажется весьма малым. Пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число. Первохристианские мученики, которых видит Иоанн, должны успокоиться, ибо не вошло еще полное число мучеников в небесные обители. Еще грядут бесконечные вереницы мучеников последующих гонений: от римских императоров, от мусульман, от безбожников. Еще грядут множество убиенных в великой скорби – антихристовой. Еще не до конца пропиталась земля кровью праведной. У Бога же в Его книге тайн от века предначертано то число убиенных, которое началось с Авеля, потом с христианского первомученика архидиакона Стефана и когда-то завершится оно последним мучеником времен антихриста, имени которого мы еще не знаем. Успокойтесь, убиенные за Христа, еще не все совершили свой подвиг. Когда же исполнится это число, тогда и начнется Страшный суд Божий.

Снятие шестой печати, означающее язвы, наводимые при кончине века

Откр.6:12 И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь.

И когда Он снял шестую печать, я взглянул – тайна за тайной открываются перед Иоанном. Все дальнейшее, описанное под вскрытием шестой печати, можно разуметь буквально как изменения, которые произойдут в естественном порядке вещей. С другой стороны, это образное описание религиозно-нравственных перемен последнего времени. Оно подходит и к разорению, бывшему при Веспасиане и Тите, но в большей мере ко времени антихриста.

И вот, произошло великое землетрясение, что бы это значило? – скорее всего вообще сотрясение, изменяющее порядок вещей. Все последующее представлено как следствие этого сотрясения («трус велий» по-славянски). На землетрясение, как таковое, скорее всего указывает конец 14 стиха (горы и острова двинулись со своих мест). Результатом же сотрясения являются изменения во всем мире: в солнце, луне, звездах. Об этой перемене дел, о великом сотрясении, говорит пророк Аггей: «Ибо так говорит Господь Саваоф: еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы» ( Агг. 2:6–7 ). Христос «ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо. Слова: «еще раз» означают изменение колеблемого, как сотворенного» ( Евр. 12:26–27 ).

Далее описываются события этого великого сотрясения последнего времени. И солнце стало мрачно как власяница. Как и у Исайи пророка сказано: «Я облекаю небеса мраком, и вретище делаю покровом их» ( Ис. 50:3 ). И луна сделалась как кровь.

Читайте также:  Псалом 109 толкование иоанном златоустом

Так и пророк Иоиль говорит: «Солнце и луна померкнут и звезды потеряют блеск свой. И возгремит Господь. содрогнутся небо и земля» ( Иоил. 3:15–16 ). Говорил об этом и сам Христос: «Солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» ( Мф. 24:29 ). Возможно, и буквально будут страшные космические катастрофы; а, с другой стороны, как объясняет блаженный Кирилл Иерусалимский, черный цвет солнца и темно-кровавый цвет луны указывают на душевный мрак тех, которых постигнет гнев Божий. Тогда погаснут все светила, и великие мира сего померкнут. И сейчас при солнечном затмении солнце омрачается, как во власяницу облачившись. А при лунном затмении луна становится красной. Так при апокалиптическом красном цвете луны в последнее время, когда все померкнет, рухнет и изменится, все, чему люди поклонялись, сделается мрачным и обнажит свой зловещий цвет крови.

Скрывается свет солнца и луны для одних, коим предстоит навсегда погрузиться в вечный мрак. Скрывается он и для других, ибо им уже предстоит жить в ином сиянии – непосредственном сиянии света Бога и Агнца.

Откр.6:13 И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои.

Так сейчас наблюдаются иногда метеорные потоки. Тогда же, возможно, великие катастрофы будут в звездных мирах. В Ветхом Завете читаем, как рог рассвирепевшего козла «вознесся до воинства небесного, и низринул на землю часть сего воинства и звезд, и попрал их» ( Дан. 8:10 ). «Видение это относится к концу времени» ( Дан. 8:17 ). Так израильтяне были такими же звездами и воинством небесным, ибо исполняли волю Небесного. Но низвергнуты были. Так же случилось и при разорении Веспасиана и Тита. Падение звезд небесных на землю – это также указание на прельщение верующих (падение небесных на землю), ибо сатана сделает все возможное, «чтобы прельстить, если возможно, и избранных» ( Мф. 24:24 ).

Церковь – смоковница, потрясаемая сильным ветром гонения, роняет незрелые смоквы свои, еще неразвившиеся в зное искушений и не услащенные благодатью. Отпадают неутвержденные и неискренние в вере. А с другой стороны, как незрелые смоквы, падут тогда все земные авторитеты, эти звезды кино и футбола, светила политики и кормчие государств. Они думают, что они звезды, светящие миру на небосклоне, но они всего лишь незрелые смоквы, которые сорвет сильный ветер.

Откр.6:14 И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих.

И небо скрылось, свившись как свиток. Подобное описывает Исайя: «Истлеет все небесное воинство (звезды – Г. Ф.); и небеса свернутся, как свиток книжный; и все воинство их падет, как спадает лист с виноградной лозы, и как увядший лист – со смоковницы» ( Ис. 34:4 ). Таинственное значение этого видения. С одной стороны, это продолжение описания космических катастроф. Великие изменения в мирах звездных, солнце и луне продолжаются катастрофами атмосферы. Не исчезнет она, но после помрачения солнца и луны скроется от глаз людей, будет во мраке сокрыта от них и бесполезна для них. С другой стороны, этим показывается, что не истлению и погибели подлежит небо в последний день, но как бы некоему свиванию и превращению в лучшее (20,11; 21,1). Прежнее небо бежало – свилось, как свиток, и явилось новое. Святой Ириней Лионский в пятом обличительном слове пишет: «Не погибнет и не истребляется ни сущность и ни существо создания (ибо истинен и крепок создавший его)». «Но проходит образ мира сего» ( 1Кор. 7:31 ), в котором совершено преступление.

Евреи вместо книг употребляли свитки, сворачивание которых означало не уничтожение их, но сокрытие написанного. Небо-свиток видит Иоанн. Значит, небеса не исчезнут, а подобно человеку перейдут в новое состояние. «В начале Ты, Господи, основал землю и небеса – дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся» ( Евр. 1:10–12 ). Приближается пришествие Господне, и само небо, свившись как свиток, отвращается от земли, погрязшей и утонувшей в грехах.

Бесшумно и неожиданно скрылось небо, свившись как свиток, так неожиданно будет и пришествие Христово на Суд. Безмолвно взирало небо на все события истории человеческой, все записало, что видело под солнцем. Но вот кончилась история, и, как прочитанная книга, обратно свилось в свиток небо.

Под небом разумеются и ангелы, которые, видя бездну беззаконий, грехов и страданий последнего времени, не смогут более взирать и отвратят в печали лики свои.

И всякая гора и остров двинулись с мест своих. Великие землетрясения будут тогда, а может, и оживут вулканы. О том и Сам Господь предупреждал, что будут землетрясения по местам» ( Мф. 24:7 ). Чтобы пробудить нас от нашего духовного сна и заставить бодрствовать перед пришествием Христа, Бог заставляет сотрясаться саму землю. Но не от наших ли беззаконий содрогается земля?!

Под горами можно также разуметь царей и владык, а под островами – их народы, так же можно понимать и пастырей с их церквами. Все поколеблется и сдвинется с привычных своих мест.

Откр.6:15 И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор.

Грянули все эти бедствия – и цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные (здесь имеются в виду сильные по искусству, а не по физической силе – Г. Ф.), и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор. Все земные обитатели всех сословий будут в ужасе от происходящего. Из перечисления сословий мы видим также, что организация и структура общества так до конца мира принципиально и не изменится. Проходят века и тысячелетия, меняются формы человеческого общежития, но неизменной остается его несправедливая и грешная суть. Общество, зараженное проказой греха, не может исцелиться само по себе. Не помогут тут ни реформы, ни революции, ни наука. Христос сказал: «Царство Мое не от мира сего» ( Ин. 18:36 ). А где нет Христа, там нет истины и справедливости. Поэтому земные царства и общества обречены на извечную несправедливость, покуда не положит этому конец страшный день Суда. Потому Церковь не за справедливое общество и права человека борется, а призывает людей к покаянию. Зовет их в мире этом жить миром иным. Но тонет в мирском шуме этот зов, только во всё большую бездну беззаконий ввергается общество. Но наступит день, когда в крайнем отчаянии все сословия, скрывшись в пещеры и ущелья гор (тошно станет в городах до невозможного), начнут взывать.

Откр.6:16 И говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца.

Сегодня люди всё это не хотят видеть, не хотят признавать. Огульно всё отрицают и живут, как во дни Ноевы. Гонятся за наслаждениями, не предчувствуя страшной катастрофы. Как жителям Содома, им все эти предостережения смешны ( Быт. 19:14 ), а уже сгущаются тучи, готовые излить огонь и серу. Тогда возопиют все. Но кончится время покаяния. И те, кто не желает ныне взывать к Богу, ангелам, святым, воззовут тогда к мертвым стихиям, горам и камням. И не о спасении воззовут к Всевышнему, но чтобы хоть мертвые камни, засыпав их, скрыли бы грозный лик Сидящего на престоле Бога-Отца и отвратили гнев Агнца-Христа. Сегодня – время покаяния. Сегодня Христос любвеобильно простирает ко всем Свои пронзенные руки. Тогда же кончится лето благоприятное ( Иер. 8:20 ), жатва прошла, а мы не спасены – остается только гнев Агнца.

Откр.6:17 Ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?

Наступает Страшный суд. Изливается гнев Божий. Кто может устоять? Никто.

Источник

Оцените статью
Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Adblock
detector