Возьмите врата князи ваша толкование

Псалом 23

Псалом Давиду, единыя от суббот. Последних слов: единыя от суббот нет в Еврейском тексте. Бл. Феодорит свидетельствует, что сии слова он нашел только в некоторых списках (т.е. LХХ), а в Экзаплах 165 не нашел. Потому думают, что они присоединены были впоследствии каким-либо переписчиком, который видел в сем псалме указание на конец творения – т.е. субботу, или воскресение Христово – во едину от суббот. «Настоящий псалом, – говорит св. Афан., – проповедует о вознесении Господнем, о преподавании учения язычникам и о том, как они соделаются достойными небесных селений». По бл. Феод., «псалом сей предвозвещает воскресение, а сверх того и восшествие Владыки на небеса».

1. Господня земля, и исполнение ея. Т.е. все Божие, все сотворено Господом. «В настоящих словах, – говорит св. Афан., – проповедуется царство, какое прияло над язычниками пришедшее Единородное Божие Слово». – Св. Давид как бы отвечает на вопрос: все ли люди призовутся в царство Христово, на небо? И отвечает: все; по вознесении Его на небо, вся земля, со всеми живущими на ней, соделалась Его достоянием, вследствие искупления, и по человечеству: все будут призваны в царство Божие. Это, замечает бл. Феод., направлено против Иудеев, «кои думали, что Господь обладает одною Палестиною, и о них только одних промышляет».

2. Той на морях основал ю есть, и на реках уготовал ю есть. С Евр.: «Ибо Он основал ее на морях, и на реках утвердил ее». «А сим, – говорит бл. Феод., – указует не на создание только, но и на промысл. Ибо земле, которая по природе суха, даровал соразмерную влажность, отвне и посреди ее поместив великие моря, и устроив, что посреди твердых земель протекают весьма многочисленные и великие реки, или струятся источники». – По св. Афанасию, Давид здесь «дает разуметь, что Христос есть Творец земли, и силу Его из того, что такую громаду земли утвердил на водах».

3. Кто взыдет на гору Господню? или кто станет на месте святем Его? Т.е. если Господь Иисус Христос есть Творец всего: то какой путь ведет к Нему? Кто может, способен, достоин взойти на гору Его, и стать на святом месте Его? Иудейские и другие толковники разумеют гору Сион, которая по преимуществу в глазах Евреев была горою священною и Господнею; ибо там был ковчег завета, там был храм Божий – место селения и славы Его. Т.е. кто достойно может предстоять Тебе, Господи, на горе Сион, в храме, во святилище, пред ковчегом завета, коего святость и неприкосновенность ознаменованы столь грозными явлениями? Но Отцы, относя весь псалом к Мессии, разумеют небесный Сион, путь на который открыл людям Сам Господь Иисус Христос. «Горою, – говорит бл. Феодор., – называет здесь не земной, а небесный Сион» (Сн. Евр. 12:22 ). И так, кто из людей достоин пребывать в небесном Сионе? Ответ на это находится в последующем стихе.

4. Тот достоин и способен пребывать в небесном Сионе или Иерусалиме, кто неповинен рукама, и чист сердцем. С Евр.: «тот, у кого руки неповинны и сердце чисто», т.е. неповинны руки от нечистых, порочных дел, а сердце чисто от порока и скверн греховных; иже не прият всуе душу свою, т.е. кто не занимает душу «тленным и преходящим; ибо это, – говорит бл. Феодор., – называет суетным», или по св. Афанас., кто «не высокоумствует». – «Суетностию, говорит он, называет высокоумие». И не клятся лестию искреннему своему, – кто не клянется с обманом ближнему своему. С Евр.: «Кто не клялся душою напрасно, и не божился ложно (ближнему своему)».

5. С Евр.: «Тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего».

6. Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога Иаковля. Таковы по жизни те, которые действительно ищут Господа, ищут лице Бога Иаковля, т.е. Сына Божия, Спасителя мира. Таковы верующие в Него, – те, «которые уверовав Божественной проповеди, оставили отеческих богов, и взыскали Бога Иаковлева» (Бл. Феод.).

Т. е. в Оригеновом своде разных списков Св. Писания.

Источник

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Пс. 23:7

Свт. Афанасий Великий

Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы

Возмите врата князи ваша. Ангелы, служащие на земле Спасителю, при вознесении Его, дают знать небесным Силам, чтобы отверзли врата.

Толкование на псалмы.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы

Кто — князья, к которым обращается здесь слово Божие? Душою и телом человека, всеми его силами и способностями, его жизнью обладает и располагает ум его. Ум — владыка, царь, священник, князь в малом мире — в человеке. Господь наш Иисус Христос есть Божия Истина. Как Истина принимается исключительно умом, то слово Божие, приглашая человеков к принятию Спасителя, обращается к началу их, к духу, к уму, — говорит: Возмите врата, князи, ваша. В направлении ума к Истине, в пребывании ума в святой Истине — Христе — заключается сущность спасения нашего.

Врата названы вечными: грех, которым мы заразились в нашем корне, в праотцах, бесконечен. Спаситель положил ему конец. Но и теперь грех бесконечен и вечен в тех, которые не признают Спасителя или, признавая Его устами, отрицаются жизнью. Возмите врата, князи, ваша, и возмитеся врата вечная.

Что ж опять значит в Божием приглашении и повелении выражение возмите? Обыкновенно врата отворяются, а здесь узаконяется взятие их. Так! оказалось недостаточным для этих врат — для греха — слово «отверзите», нужно было употребить слово «возьмите»: нужно взять врата, отъять их, уничтожить совершенно. Только в ту душу, которая с решительностью отвергнет грех, которая удовлетворительно очистить себя покаянием, внидет Царь Славы.

Святой Дух, заповедуя взять врата, повелевает и вратам взяться: возмитеся врата вечная. Это знаменует: для первоначального оставления греха и греховной жизни необходимы собственное произволение и усилие человека; но прощение человеку грехов, освобождение от насилия греховных навыков, очищение от греховных качеств, усвоившихся падшему естеству, совершается действием всесвятого и всесильного Божия Духа. Возмитеся врата вечная! Когда возмутся врата вечная, — входит в душу Царь Славы.

Аскетическая проповедь.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 7-10 Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь крепок и силен, Господь силен во брани. Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь сил, Той есть Царь славы

Никто да не подивится, слыша о незнании невидимых сил. Ибо не имеют предведения, и не все знают; ведение же сие имеет одно Божественное естество. Ангелы и Архангелы и другие лики невидимых Сил знают в той только мере, в какой научены. Почему и божественный Апостол, разсуждая о них, сказал: «да скажется ныне началом и властем на небесных Церковию многоразличная премудрость Божия» (Еф.3:10). Если же и из того, что совершается в Церкви, точнее узнают Божию премудрость; то нет ничего страннаго, что горния Силы не познали тайны вознесения Христова, увидев естество человеческое, но не усмотрев сокровеннаго в нем Божества. Но если кто не согласится допустить сию мысль; то пусть из объясненнаго в сем псалме, извлечет решение и для настоящаго места. Выше Пророк наставление о нравственной добродетели представил в виде вопроса и ответа, сказав: «кто взыдет на гору Господню? или кто станет на месте святем Его?» и предложив сей вопрос, присовокупил ответ: «неповинен рукама, и чист сердцем» и т. д. Представь и здесь подобный образ речи, положи, что вопрошающие предлагают вопрос не по незнанию, но чтобы сим провозглашением научить всех человеков о владычестве Восходящаго на небо. Почему ответствующия Силы говорят, что Он Царь славы, как от всех приемлющий славу и имеющий истинное и постоянное царство. Называют же Его и Господом крепким и сильным в брани, потому что разрушил жестокое мучительство диавола, и разсеял обольщение покорных ему демонов. Дается же повеление вратам вечным, чтобы отверзлись, потому что не были еще отверсты для естества человеческаго, и никто из человеков никогда не проходил оными. Но вочеловечившийся Бог-Слово, восприяв наш начаток, возвел оный на небеса, «и седе одесную величествия на высоких» (Евр.1:3), «превыше всякаго начальства и власти и господства, и всякаго имене именуемаго не точию в веце сем, но и во грядущем» (Еф.1:21). Восхищен был и великий Илия, впрочем не на небо, но, «яко на небо» (4Цар.2:11). Так, после перваго вопрошения и ответа, снова одни вопрошают, другие ответствуют, и дознают, что «Господь Сил, той есть Царь Славы», то есть, Творец и Создатель Ангелов и Архангелов и всякаго невидимаго и сотвореннаго естества.

Читайте также:  Комментарии к кодексам это акты толкования

Евфимий Зигабен

Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы

Возмите врата князи ваша

Отселе Давид пророчествует о вознесении Господа на небеса. Он здесь представляет Ангелов, служивших Христу, когда Он находился на земле, восходящими на небеса вместе с возносящимся Христом, и одних идущими Ему на встречу, а других повелевающими хранившим вход в небеса взять врата. Порядок же сих слов должен быть таков: начальники, примите врата ваши. т.е. вы, имеющие власть над вратами небесными, примите их. Поставлено же ваши вместо: над которыми имеете власть. Не сказал отворите, но «возмите», иначе — совершенно примите их, каковым словом изображает невместимую славу Христа имеющего войти. А под вратами надобно разуметь Ангельские стражи и смотрения.

[Под небом здесь должно разуметь воздух, или эфир неба, который ниже тверди, как немного ниже это показывает изъяснитель].

и возмитеся (возвыстесь) врата вечная

Вратами вечными назвал стражи, как вечные, по своей всегдашности. Или вечными потому, что никогда от века не отворялись: они затворены были и тогда, когда Господь, утаившись от всех сил небесных, снизшел долу.

[Что Ангелы о таинстве Божия вочеловечения знали, смотри о том 42-й вопрос с ответом у Божеств. Максима в замечании на слова: и преклонил небеса и сошел в 17-м псалме, хотя способа оного не знали. Слова Феодорита: повелевается им (Ангелам) отворить вечные врата, как никогда для природы человеческой не отворявшиеся. Ибо из людей не прошел их никто. Хотя великий Илия и вознесся, но не на небо, а — как бы на небо].

и внидет Царь славы

Царем славы и Господом славы называется Христос, как преславный и податель славы и как царствующий и господствующей над всеми славными.

Лопухин А.П.

Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы

«Поднимите, врата, верхи ваши». Ворота в древних городах устроились очень низкими, с подъемным верхом. Они называются вечными, так как самого древнего происхождения. Процессия приближалась к Иерусалиму и состояла в несении левитами на плечах Кивота Завета, на крышке которого были украшения из херувимов. Ворота Сиона с неприподнятым верхом были недостаточны, чтобы через них мог пройти Восседающий на Херувимах Господь. Чем знатнее входящее в ворота лицо, тем беспрепятственнее должен быть и вход в них. Здесь же сейчас входит Сам «Царь славы». Этот Царь славы есть Господь сил, «сильный в брани», Тот, Кто является победителем всех народов и Кому Давид обязан взятием и горы Сион от иевусеев.

Прот. Григорий Разумовский

Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы

Исполненный пророческого духа, псалмопевец сначала вопрошает и затем отвечает на тот вопрос Кто взыдет на гору Господню? А в заключение псалма в том же духе пророчествует, что восхождением на Божественную гору, или, что то же, на небо, предупредит всех смертных Сам бессмертный Царь славы, как более всех достойный того, Сам Он внидет во врата вечная, хотя и в образе человека, но с пречистою Своею плотию и в прославленном естестве человеческом. Ангелы Божии, служившие на земле Сыну Божию в совершении Им великого дела спасения рода человеческого, в заключение этого дела сопровождают Господа Иисуса, торжественно вступающего на небо, как бы в некоторый храм, врата которого доселе были заключены грехами людей. При этом ангелами дается повеление небесным силам, чтобы отверзли врата небесные, а самим вратам повелевается, чтобы отверзлись, потому что еще не были отверсты для естества человеческого. Этот самый момент в вознесении Господа нашего на небо и изобразил пророк словами: возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечныя: и внидет Царь славы, – причем ангелы небесные названы князьями, а врата горы Господней названы вратами вечными, как место обитания вечного Царя славы.

Объяснение священной книги псалмов.

Источник

Псалом 23

Псалом Давиду, единый от суббот

Сей псалом относится к одной из суббот, или написан пророчески о Господском дне, в который воскрес Господь. Ибо, как известно, евангелисты назвали его одним из суббот. В конце этот псалом возвещает и о вознесении Господа.

Тогда, говорит, вся земля со всем, что содержится на ней сделалась стяжанием Господа, когда Он воскрес от гроба в нареченный по имени Его день и, явившись ученикам своим, сказал: Мне дана всякая власть на небе и на земле ( Матф.28:18 ). Ибо с того дня земля, над которой прежде господствовали демоны, сделалась Господнею. Везде и в каждой земной стране вместо жертвенников идолам, когда проповедь Евангельская прошла концы вселенной, построены храмы Богу. А исполнение земли составляли люди, наполняющие оную, а всем родом человеческим изобразил ту часть оного, которая уверовала во Христа. Ибо не все люди сделались Господними. А под общим именем «земли» заключил и острова, которые также составляют землю. 76

Вселенная и вси живущие на ней

Надобно знать, что великий Василий, говоря, что основание земли есть одно владычнее повеление Божие, а не вода, или другая стихия, думает, что в сем псалме открывается занятое водою в начале миротворения место. Он говорит, что вода находится на поверхности земли, как бы повышенною и держится и не бежит ни с какой части; говорит еще, что одна и та же вода названа здесь и морем и реками, по своему множеству, как Моисей ту же воду назвал по ее глубине бездною( Быт.1:2 ). А Иоанн Златоуст сими словами доказывает, что вода находится под землею, и что следовательно земля находится на водах, как на основаниях. И это нисколько не странно, потому что землю в начале основал Бог Слово Христос; ибо все чрез Него произошло ( Иоан.1:3 ). 77

Читайте также:  Логическое толкование уголовного закона примеры

Сделав вопрос, пророк теперь отвечает на оный, и руками он изобразил действия, а сердцем – мысли и рассуждения. Посему он говорит, что тот взойдет на гору Господа и может стоять на святом месте, кто имеет дела непорочные,(так как невинным называется непорочный), и помышления чистые. А кто не таков, тот не может восходить на гору Господа и стоять на месте Его святом, «хотя бы он и думал, что имеет право восходить и стоять. Заметь, читатель, что Давид здесь совокупил два предмета – добрые дела и чистые помышления, потому что одно без другого не приносит никакой пользы 80

Иже не прият всуе душу свою

Тот, говорит, взойдет на гору Господа, кто не принял от Бога душу свою на пустое дело, т. е. чтобы любить суетные предметы мира сего. Или можно понимать и так: кто не употребил душу свою на злые дела, как созданную, по Апостолу, на дела добрые, иначе чтобы делать дела хорошие 81

И не клятся лестию искреннему своему

Кто, говорит, имеет взойти на гору Господа, тот не дает клятв с обманом и ложью. Ибо клянущийся ухищряется обманом, или для того, чтобы освободиться от долга взятого уже, или чтобы взять что-либо у другого за свое, хотя сей ему и не должен. Подобные слова сказал Давид и в 14-м псалме. Почему пространнейшего изъяснения о клятве ищи там на слова: «Клянущийся ближнему своему и не отвергавшийся».

Хранящий, говорит, вышеизложенное получит от Господа благодать и дар в настоящей жизни, то есть, делающий добрые дела и имеющий чистые мысли, также удаляющийся от суетного и неклянущийся ложно 82

И милостыню от Бога Спаса своего

Производящий, говорит, вышесказанное получит милость от Господа в будущей жизни. Ибо и самый праведник, как человек, имеет нужду в милости Божией, потому что если Бог не снизойдет к людям своею милостью и сострадательностью, то не оправдается пред Ним ни один живой человек, как говорит тот же Давид: не оправдается пред Ним всяк живой ( Пс.142:2 ). Какие дела людей сами по себе могут оказаться достойными воздаяния царством небесным? Подлинно никакие.

Сей, говорит, род богоугодно живущих и сохраняющих выше-означенные добродетели, сей по истине есть род тех мужей, которые ищут Господа, или которые любят Его, ибо кто любит, тот и ищет.

Ищущих лице Бога Иаковля

Богом Иакова почитаем был у Евреев Отец, а лицем Отца – Сын: видевший, говорит, Меня видел Отца ( Иоан.14:9 ). Часто Давид в псалмах своих упоминает о Иакове. Это потому, что он был отец 12-ти колен иудейских. Или иначе можно понимать это так: род таковых-то ищет видеть Бога в будущем веке, когда лицем к лицу, как говорит Павел, увидят Бога достойные ( 1Кор. 13:12 ).

Отселе Давид пророчествует о вознесении Господа на небеса. Он здесь представляет Ангелов, служивших Христу, когда Он находился на земле, восходящими на небеса вместе с возносящимся Христом, и одних идущими Ему на встречу, а других повелевающими хранившим вход в небеса взять врата. Порядок же сих слов должен быть таков: начальники, примите врата ваши. т.е. вы, имеющие власть над вратами небесными, 83 примите их. Поставлено же «ваши» вместо: над которыми имеете власть. Не сказал отворите, но «возмите», иначе – совершенно примите их, каковым словом изображает невместимую славу Христа имеющего войти. А под вратами надобно разуметь Ангельские стражи и смотрения.

Вратами вечными назвал стражи, как вечный, по своей всегдашности. Или вечными потому, что никогда от века не отворялись: они затворены были и тогда, когда Господь, утаившись от всех сил небесных, снизшел долу 84

И внидет Царь славы

Царем славы и Господом славы называется Христос, как преславный и податель славы и как царствующий и господствующей над всеми славными.

Услышав повелительные слова ангелов снизу, начальствовавшие над дверями второго неба, или тверди, были в недоумении, как знавшие доселе только одного Царя славы Триипостасного Бога, Которого они почитали обитавшим на вышенебесном месте. Притом и одежда плоти Христовой заставила их ужаснуться; почему и вопрошают повелевавших: кто этот Царь славы, о котором говорите? 85

Господь крепок и силен, Господь силен в брани

Сими словами ответствуют снизу находящимся выше давшие им повеление ангелы: они говорят, что Господь, Которого вы знаете, крепок и силен и еще, что Господь силен в бранях. Повторение слов – Господь и сильный ведет высших ангелов к познанию возносящегося и в то же время это удвоение возвышает победу одержанную вознесшимся над жестоким властителем диаволом. Ибо, сразив, Он поверг его, поразил и умертвил его крестом как копием и дротиком.

Начальствующие на втором небе, или тверди, услышав сказанное служившими Христу ангелами и обрадовавшись сею вестью касательно спасения людей приняли стражи, которые имели. Сверх сего они повелевают теми же словами и начальствующим над дверями первого неба, находящегося выше тверди.

Ангелы первого неба, услышав сказанные пред сим повелительным тоном слова ангелов, начальствующих на низшем небе, или тверди, равным образом стали недоумевать и вопрошать дающих им сие повеление.

Господь сил, той есть Царь славы

Этот ответ ангелов тверди к ангелам первого неба: они говорят, что крепкий Господь и податель сил; Он Царь славы. Или иначе Владыка сил; Он тот, которого мы назвали Царем славы.Надобно знать, что евреи прилагают сей и предыдущий псалом к находившимся в вавилонском плену иудеям. Притом предыдущий псалом прилагают к тому обстоятельству, когда иудеи возвратились из Вавилона в Иерyсалим; так как оный содержит радостные вещи, а сей псалом прилагают к тому, когда еще находились в плену, с одной стороны потому, что он утешает в печальных обстоятельствах плена их, с другой, что он учит не скучать чужою страною, в которой они находились – тем, что Бог есть Господь всей земли, также тем, что каждый из них может угодить Богу на всяком месте. Но иудеи изобличаются явно самым порядком псалмов; ибо ежели б это было так, как они говорят, то следовало бы тому быть поставлену после сего, как повествующему о радостных предметах, бывших после плена. Кроме сего они обличаются и словами оного псалма, ибо из него видно, что милость Божия осталась на иyдеях во всю жизнь их, как говорит о том оный псалом: и милость твоя будет следить за мною; во ВСЕ дни жизни моей. Притом какие врата вечные имеет Иерycaлим, о которых говорит сей псалом, не говоря уже о других доказательствах? 86

Читайте также:  Ибн сирин толкование снов по алфавиту машина

Другой толковник говорит, что поелику некоторые называли тварь безначальною и вечною, а некоторые – созданною от злого творца и еще иные созданною от другого и обладаемою теперь лукавым; то посему Давид, называя свою землю Господнею, а не одну Иудею, сим отвергнул все упомянутые неправые мнения и показал, что вся она от начала до ныне принадлежит Господу, и не только земля, но и полнота ее, т. е. все что на земле. Это он сказал по причине еллинов, думавших, что животные, растения, и прочие на земле не созданы одним, но разными богами. Отдельно же упоминает о вселенной, отсекая ее от другой земли и полагая особо. Итак земля Господня; но люди, не властные сами в себе, по великой суетности думают, что они господствуют над землею, хотя и слышат, что Господня земля. Итак, когда земля и что на ней принадлежит Господу, то ни тот, кто лишается отечества и имущества, не беспокойся, ни ненасытимый и гордый не превозносись, но знай, что обладаешь чужим (у Никиты).

Здесь кажется сделано опущение, которое, быть может, восполняется так: Почему Ему, как всемогущему, легко было повелением своим основать землю как на воде, так и без воды; ибо хотя и предположим, что вода находится под землею, но и она содержится повелением Божиим и следовательно все равно как если бы мы сказали, что земля основывается на ничем, как написано у Иова: Вешающий землю на ничем ( Иов.26:7 ).

Божеств. Кирилл иносказательно под реками разумел Апостолов, которые умственными реками наполняют подсолнечную и высокое небесное слово разносят по земле. А иные иносказательно также изъясняют сии слова так: под вселенною разумеют Церковь, под морями, или купели крещения, или по свойству их горькому – искушения, ибо чрез искушение Господь составил Церковь, а под реками – сладкие дары Святаго Духа. Ибо Он приготовил и украсил ее к принятию Святаго Духа, от которого, как из источника текут разнообразные дарования (у Никиты)

Феодорит горою называет не земной Сион, но небесный, на который указал блаженный Павел, говоря: вы приступили к горе Cиону и граду живого Бога – Иерусалиму небесному ( Евр.12 ).

Слова Кирилла: Слово сие возводит на гору Божию только того, кто по всему чист, кто ни по разуму, ни по мысли, ни по делам, нисколько не оскверняет пребыванием во зле душу свою. И Вел. Василий: вот немногими словами указал совершенное истребление греха, производимого делом и мыслию.

Другой толковник говорит: Два значения содержит слово «всуе» или суетное. Называется суетным и излишнее; в этом значении мы говорим: такой-то напрасно трудится. Суетным также называется что-либо вредное; таково значение в сих словах: суетны сыны человеческие. в веках, чтобы сделать неправду. Итак прекрасное дело не принимать души своей на суетное, – лишнее иди вредное (у Никиты).

Слова одного толковника: Сей приимет благословение от Господа, или похвалу и славу, ибо вместе с единокровными ему услышит пред престолом Божиим: Приидите благословенные Отца моего. Он приимет и милостыню от Бога. Ибо и все исполнившее и имеющие добрую coвесть спасаются по милости и благодати. Почему? Ибо никто не похвалится, что он имеет чистое сердце, и даже не дерзнет сказать, что он чист от греха. Итак благословению, говорит, будет сопутствовать милостыня, чем не допускает вкорениться в нас надменности. И Феодорит сказал: Весьма кстати присовокупил к благословению милостыню. Ибо так называемые воздаяния только по Божию человеколюбию подаются людям. И ВСЕ правды человеческие не могут равняться даже с данными Богом дарами, а тем более с будущими, превосходящими и помышление человеческое.

Под небом здесь должно разуметь воздух, или эфир неба, который ниже тверди, как немного ниже это показываете изъяснитель.

Что Ангелы о таинстве Божия вочеловечения знали, смотри о том 42-й вопрос с ответом у Божеств. Максима в замечании на слова: и преклонил небеса и сошел в 17-м псалме, хотя способа оного не знали. Слова Феодорита: повелевается им (Ангелам) отворить вечные врата, как никогда для природы человеческой не отворявшиеся. Ибо из людей не прошел их никто. Хотя великий Илия и вознесся, но не на небо, а – как бы на небо.

Слова Григория Б.: принимающее (Ангелы высшие) недоумевают по причине тела и знаков страдания, с которыми Он ныне возносится, после того как с ними не снисходил; и посему они вопрошают: кто это? А сопровождавшие отвечают, что Это Господь, крепкий и сильный во брани, во всем, что творил и творит и в настоящей победе за человечество. Другой толковник говорит: как вознесшийся на небо Господь возносил от земли и земное тело; то посему небесные силы, видя восходящую на небо плоть, удивлялись и, принимая, вопрошали: кто это пришедший из Едома, то есть из земных (стран) и от Восора, то есть, плоти? а указывавшие и провождавшие Его говорили: возмите врата. Он больше. Не могут врата ваши вместить Христа. Итак они должны быть повыше, дабы могли принять сделавшегося от страдания высшим (у Никиты). Феодорит также: слыша слова невидимых сил, никто не удивляйся незнанию их. Они не все предузнают, или знают. Одна только Божия природа имеет такое знание; Ангелы же и Архангелы и другие сообщества невидимых сил знают по мере изучения. Посему ничего нет неприличного в том, что высшие силы не знают тайны вознесения Христова, и что он, видя природу человеческую, не видят в ней сокрытого Божества. Если же кто не допускает сего, (что Ангелы не знали тайны вознесения), то, пусть думает так, что вопрошающие не потому вопрошают, что не знают, но потому что сею состоящею из вопросов и ответов проповедью желают научить всех людей касательно принадлежащего Восходящему владычества.

Здесь заметь слова Божеств. Кирилла Иерусалимского: Слова: «возмите врата, князи ваши», говорит Дух Святый, повелевающий ангелам отворить врата неба. А Григорий Нисский говорит: заметь мне, что дважды говорит: возмите врата и что на двойной вопрос, дает двойной и ответ и выслушай причину, что восходящий есть тот, который прежде снисшел. Посему первое повеление о принятии врат показывает снисхождение Единородного. А по исполнении домостроительства, чтобы показать и восхождение Его, опять употребляет те же слова, повелевая ускорить принятие врат, чтобы снисшедший без плоти взошел с плотью (у Никиты).

Источник: Толковая псалтирь Евфимия Зигабена (греческого философа и монаха) изъясненная по святоотеческим толкованиям (пер. с греч.), Изд. 3-е. – Киев: тип. Киево-Печерской Лавры, 1907. – 1162 с.

Вам может быть интересно:

3. Толкование на Псалтирь – Псалом 23 – профессор Александр Павлович Лопухин

5. Толкование на псалмы – святитель Афанасий Великий

6. Толкование на Псалтирь – протоиерей Николай Вишняков

Источник

Оцените статью
Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Adblock
detector