Восприятие толкование оценка стиха пушкина

Стихотворение А. С. Пушкина «Пророк» (восприятие, истолкование, оценка)

Скачать сочинение
Тип: Анализ стихотворения

Солнцем русской поэзии назвали Александра Сергеевича Пушкина сразу же после его трагической гибели. «Это был не только великий русский поэт своего времени, но и великий поэт всех народов и всех веков… слава всемирная»,- восторженно писал о Пушкине его младший современник Белинский. Гениальное художественное дарование сочеталось в Пушкине с исключительно глубоким светлым умом, с передовым философским и общественным мировоззрением.

Тема поэта и поэзии была ведущей в творчестве Пушкина на протяжении всей его жизни. Менялись идеалы свободы, творчества, вдохновения, счастья, но постоянной оставалась тема поэтического призвания и назначения поэта.

Рассматривая эту тему в творчестве А. С. Пушкина, в первую очередь нужно обратиться к его поэтическому шедевру «Пророк», написанному в 1826 году. Первоначально стихотворение представляло собою часть цикла из четырех стихотворений под заглавием «Пророк», который имел противоправительственное содержание. Три стихотворения цикла были уничтожены и до нас не дошли

В основу стихотворения «Пророк» был положен отрывок из Библии, из шестой главы Книги пророка Исайи. Согласно легенде, Серафим очищает пророка от греха и, повинуясь воле Господа, тот должен выполнить миссию по исправлению людей. Стихотворение Пушкина перекликается с библейским текстом. Мы видим, что поэт прекрасно знал историю призвания к пророческому служению Исайи, размышлял над ней. Пушкин часто обращался к Библии, черпая из нее вдохновение и сюжеты для своих сочинений. В «Пророке» мы находим интерпретацию Пушкиным этой библейской легенды.

Основной прием, использованный Пушкиным в «Пророке» – расширенная метафора. Пророк у автора ассоциируется с поэтом.

Герой стихотворения находится в удручённом состоянии, он томим «духовной жаждой», и тут ему является посланник Божий «шестикрылый серафим». Вдруг с поэтом происходят чудесные, но мучительные превращения. Он наделяется необычной для человека остротой видения окружающего мира. Его ощущения описаны в следующих строках:

Перстами легкими, как сон,

Моих зениц коснулся он.

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Далее Пушкин пишет:

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полёт,

И гад морских подводный ход,

И дальней лозы прозябанье.

Теперь поэт посвящён в тайны мирозданья и одарён тонким чувством восприятия внешнего мира во всём его разнообразии. Он избавлен от сомнений и страха, но и этого мало, чтобы стать пророком:

И он мне грудь рассёк мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнём,

Во грудь отверстую водвинул.

Восстань, пророк, и виждь, и внемли

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Поэт, в понимании Пушкина, – посланник божий. Его дар – это тяжелая ноша. Всевышний дает поэту талант, но заставляет выполнять на земле определенную миссию: исправлять людей, учить их, как нужно поступать, пробуждать в человеке то лучшее, что в нём есть.

В стихотворении нет разбивки на строфы. Четырехстопный ямб, использование перекрестной, парной и кольцевой рифмы создает особую ритмику стиха. Большинство строк начинается с предлога «и», что, с одной стороны, убыстряет темпоритм, а, с другой стороны, повторяет напевность библейского слога.

Особенностью лексики «Пророка» является обилие церковнославянских слов и высокой лексики ( «серафим», «влачился», «перстами», «зеницы», «горний», «мудрыя», «уста», «десницею», «отверстую», «глас», «восстань», «виждь», «исполнись»), что создает общий возвышенный тон стихотворения.

Помимо основной метафоры (пророк – поэт), лежащей в основе произведения, Пушкин использует и другие изобразительно-выразительные средства языка: эпитеты («мрачная пустыня», «вещие зеницы», «горний полет», «грешный, лукавый, празднословный язык»), сравнения («легкими как сон», «как труп») и метафоры («духовной жаждою», « и жало… змеи…в уста…мои…вложил», «глаголом жги сердца»).

Таким образом, Пушкин видит предназначение поэта в следующем: если Бог одарил его поэтическим талантом, то всю силу и красоту своего слова он должен использовать так, чтобы действительно «жечь сердца людей», показывая им подлинную, неприкрашенную правду жизни.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Стихотворение А. С. Пушкина «Пророк» (восприятие, истолкование, оценка)

Смотрите также по разным произведениям Пушкина:

Источник

В данной работе ученица даёт собственное восприятие, истолкование и оценку стихотворения великого поэта А.С.Пушкина.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Стихотворение А.С.Пушкина «Пророк» (восприятие, истолкование, оценка).

Пушкин есть явление

Читайте также:  Толкование уголовного закона в пространстве

русский человек в его развитии, в каком он,

может быть, явится через двести лет.

Читая его творения, можно превосходным

образом воспитать в себе человека.

Ибо раз голос тебе, поэт,

Дан, остальное – взято.

М.И.Цветаева. Есть счастливцы

Александр Сергеевич Пушкин… Это имя каждому из нас знакомо с детства. Он – ярчайшая звезда русской поэзии. Наверное, нет необходимости подробно пересказывать его биографию, так как её знает любой образованный человек. Возможно, стоит лишь вспомнить, что огромное влияние на будущего поэта оказала его няня. Стоит вспомнить и Царскосельский лицей, и дружбу, которой столько стихотворений посвятил Пушкин, и, конечно, невозможно не вспомнить о любви, о семье Александра Сергеевича. Ведь все это нашло отражение в его творчестве.

Но в то же время нельзя забыть о ссылке на юг, о Михайловском, где окончательно созрел поэтический гений Пушкина, о царском гневе, о нелёгкой жизни поэта, предшествующей написанию «Пророка».

В нём автор показывает превращение простого смертного в пророка. Пророк – это избранник, истолкователь воли Бога, способный проникать в суть явлений и говорить правду до конца. Речь поэта соответствует торжественности момента, она насыщена архаизмами и старославянской лексикой (вещие зеницы, глагол, кровавая десница). Неслучайно Пушкин вводит в стихотворение образ шестикрылого серафима, а не просто ангела, что придает «пророку» еще большую торжественность. К тому же она достигается автором интонационно, при помощи сочетания кратких, ярких и выразительных фраз, соединённых союзом и.

Ещё большую выразительность стихотворению придают различные тропы и стилистические фигуры, использованные поэтом. «Пророк» отличается особой ритмикой с использованием ямба, мужской и женской рифмы (томим-серафим, влачился-явился) и нескольких видов рифмовки, например, перекрёстной:

И он мне грудь рассёк мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую воздвинул.

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полёт,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

Этой же цели служит инверсия (моих ушей коснулся он, уста замерзшие) и анафора:

И он к устам моим приник

И вырвал грешный мой язык…

Пророк – это исключительное явление среди людей, это подчеркивают первые строки стихотворения:

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился…

А.С.Пушкин думал, что именно таким должен быть поэт, таким. Чтобы он мог «глаголом жечь сердца людей», чтобы от его слов даже «под камнем что-то дрогнуло», потому что только таким нечеловеческим усилием, таким горячим словом можно изменить мир.

Я считаю, что Александр Сергеевич Пушкин был одним из таких пророков в мировой литературе. Он весь был живое слово, животрепещущий звук. Всю свою он посвятил своему долгу, своему предназначению. Его творчество – это классика мировой литературы, которая прошла сквозь века. Пушкин – величайший гений, и он (жестокий парадокс нашей страны), как все российские гении, пострадал от власти имущих. Но Александр Сергеевич не отказался от своего творчества, от своих принципов и идеалов; ни бытовые проблемы, ни давление общества, ни жестокая цензура не смогли заглушить его голос. Жизнь Пушкина – это короткая, но яркая вспышка, отблеск которой не погас до сих пор и, я думаю, никогда не погаснет, потому что Пушкин – «явление чрезвычайное», яркое, своеобразное, прекрасное и впечатляющее, потому что он – истинный пророк!

Лунёва Лилия, ученица 9-а класса МБОУ «СОШ в п. Усть-Омчуг»

Источник

Методическая разработка урока русской литературы «Мое любимое стихотворение А.С.Пушкина «Анчар: восприятие, истолкование, оценка.»
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Методическая разработка урока русской литературы «Мое любимое стихотворение А.С.Пушкина «Анчар: восприятие, истолкование, оценка.»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Суюндикова Минзаля Юлаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Аллабердинская СОШ»

Название предмета : литература

УМК: «Литература 9 класс. Учебник- хрестоматия» для общеобразовательных школ, В.Я. Коровин, В.И. Коровин и др.-М.: «Просвещение», 2014

Уровень обучения : базовый

Тема урока: Мое любимое стихотворение А.С.Пушкина «Анчар: восприятие, истолкование, оценка.

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 8 уроков

Место урока в системе уроков по теме : 3-ый урок

— знать содержание прочитанных произведений;

— Уметь воспринимать и анализировать поставленную задачу.

-уметь осваивать новые виды деятельности;

— участвуя в творческом созидательном процессе, осознавать себя как индивидуальность и одновременно как член общества;

-принимает и сохраняет учебную задачу;

-планирует (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, действует по плану.

— понимает информацию, представленную в изобразительной, схематической и модельной форме.

— вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения

Урок литературы- особенный урок. Вам трудно оценить себя, учителю тоже сложно без обозначенных критериев объективно дать оценку вашей деятельности.

Выберите, в чем вы сможете преуспеть на уроке, поставьте отметку. (Отмечают на картах)

Читайте также:  Гадание на игральных картах на мужчину с толкованием карт

Умение понять тему и идею текста

Умение объяснить характер и поступки героев

Умение найти выразительные средства

Умение привлекать текст для аргументации

Как это лампада бледнеет

Пред ясным восходом зари,

Так ложная мудрость мерцает и тлеет

Пред солнцем бессметным ума.

Да здравствует солнце, да скроется тьма!

-Ребята, слова какого поэта прозвучали в начале нашего урока? Да, это наш Пушкин, который верил в человеческий разум, верил, что жизнь будет построена на разумных основах. Поэзия Пушкина- светлый, неисчерпаемый источник, который как в сказке поит живой водой всех, кто прикасается к нему. Она дарит нам наслаждение, воспитывает добрые чувства, учит любить и понимать жизнь.

-Пушкин в произведениях поднимает разные проблемы. Его стихотворения злободневные, вневременные, социальные, глубокие, ясные, философские.

— Какие изобразительно-выразительные средства я использовала, чтобы дать характеристику поэзии А.С. Пушкина? (эпитеты)

— Попытайтесь объяснить любое значение этих слов.

(Злободневные- важные в данный момент времени, существенные в данный момент;

вневременные-не ограниченные рамками времени;

социальные- связанные с жизнью в обществе;

философские – посвященные раздумьям человека о смысле жизни, о вечных человеческих ценностях, помогающие сформировать целостную картину мира.)

2. Выход на тему урока. Целеполагание.

На сегодняшнем уроке мы познакомимся со стихотворением А.С.Пушкина, которое представляет собой стихотворение –легенду, с глубоким значением и общечеловеческой мыслью. Но прежде, попробуем догадаться, о чем пойдет речь в стихотворении.

Выполните задание №2.

Восстановить фразы, вставив нужные слова. (Работа в парах)

Кто____творит, тому Бог оплатит.

Лицом не красив, да сердем ____________.

Сделал добро, а получилось __________.

_____ не верит, что есть добрые люди.

-Какая тема объединяет пословицы? (Добро и зло).

-Давайте уточним, что для вас добро и зло. Какие ассоциации они вызывают?

Выполняете задание №3 (Добро…., зло…..)

-Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

3. Актуализация знаний. Анализ текста.

История создания стихотворения.

Выступление подготовленного ученика:

— Черновая рукопись «Анчара” имеет точную дату написания: «9 ноября. 1828. Малинники”, а впервые опубликовано в 1832 году в альманахе «Северные цветы”.

В последней строфе вместо «князь” было напечатано «царь”, что вызвало подозрение в присутствии иносказания в произведении у главы III Отделения Бенкендорфа, и Пушкину пришлось давать объяснения. Шеф жандармов просил Пушкина ответить, как могло появиться это стихотворения без разрешения царя.

It is a poison-tree that pierced to the inmost
Weeps only tears of poison. Coleridge.

Эпиграф взят из трагедии Кольриджа «Раскаяние” (д. I, явл.1).

Перевод звучит так:

«Вот древо яда; пронзенное до сердцевины,
Оно плачет лишь ядовитыми слезами”. Кольридж. (Англ.)

— Как вы считаете, почему поэт обратился к этому сюжету?

Звучит запись стихотворения «Анчар” (возможно чтение наизусть учителем).

Жанр и композиция стихотворения.

— На сколько частей можно разделить стихотворение?

— О чем говорится в каждой части?

— Озаглавьте части стихотворения сроками из него.

— Докажите, что стихотворение построено на основе антитезы.

Основные темы и идеи стихотворения.

Образная система стихотворения. Работа с текстом. 1 часть.

У.:- Найдите ключевые образы природы, изображенные в первой части стихотворения. Запишите их в тетрадь в виде схемы:

— Проверьте свои записи:

— Какими мы видим эти образы у Пушкина? Найдите эпитеты, характеризующие их, и выпишите в тетрадь.

— Давайте проверим ваши записи.

— Какой мы видим пустыню у Пушкина?

— Что мы узнаем о степях?

— Какой эпитет подбирает Пушкин слову «день”?

— Что подразумевает слово «зелень”? Сочетание «зелень мертвая” воспринимается как нарушение норм природы.. Выражение «мертвая зелень” содержит оксюморон, т. е. эпитет, который соединяет несоединимое (гиперссылка).

— Каким мы видим песок в стихотворении?

— Назовите Стихии природы, которые, приходя с Анчаром в соприкосновение, делаются разрушительными. Ветер, сталкиваясь с деревом смерти, получает страшное название «вихорь черный” и, пролетая мимо него, становится носителем зла.

— Что значит слово «тлетворный”? (гиперссылка) Оно из высокой славянской лексики имеет два корня — тлен (разрушение, гибель, уничтожение) и творить (создавать).

— А каким становится дождь, соприкоснувшись с деревом смерти? В стихотворении нагнеталось значение жажды — «раскаленный”, «чахлый”, «жаждущий” и др. В пятой строфе появляется дождь, который должен был бы восприниматься как счастливое избавление от мук жажды. Но в искаженном мире зла и дождь становится источником смерти.

— Каков основной образ второй строфы? В первой строфе говорилось о бесплодии пустыни, во второй природа рождает анчар, как бы опровергая свою бесплодность. В день гнева порождает анчар. В сказках многих народов существуют рассказы о том, как злое существо — ведьма — в минуту гнева порождает чудовищное дитя, которое сама ненавидит. Она наделяет его способностью причинять людям зло и нести несчастья.

Читайте также:  Приснилась змея толкование сна

— Какими дарами награждает мать свое дитя? (они противоестественны):

Грозный часовой; один во всей вселенной; дерево смерти.

— Какие глаголы и деепричастия передают движение смертоносного яда?

— Как ведут себя птица, тигр и почему?

— Кому угрожает анчар?

Вывод: «Зло всем угрожает и охраняет себя, зло огромное, вселенское, зло заключается в себе самом, зло существует в природе”. Закон природы: все живое избегает зла.

Работа над языком стихотворения

У.:- Пушкин упорно и тщательно работал над стихотворением: сохранилось более 200 поправок и вариантов к нему. Сопоставьте такие строки:

В пустыне мертвой и глухой…
В пустыне тощей и глухой…
В пустыне чахлой и глухой…

— Чем последний вариант точнее и богаче двух первых?

Анчар, как верный часовой,
Растет один во всей вселенной…
Анчар, как грозный часовой,
Стоит – один во всей вселенной…

— Сравните следующие две строфы:

И тигр, в пустыню забежав,
В мученьях бьется, издыхает.
Паря над ней, орел стремглав,
Кружась, безжизненный, спадает.
К нему и птица не летит

И тигр нейдет — лишь вихорь черный
На древо смерти набежит
И мчится прочь, уже тлетворный.

— Что принципиально новое внес Пушкин во второй редакции?

Работа с текстом. 2 часть.

У.:- А.П.Куницын говорил: «Все люди как нравственные существа между собою совершенно равны, ибо все имеют одинаковую природу, из которой проистекают общие права человечества”. Как вы понимаете это высказывание?

— Но человек нарушает извечные законы природы, позволяющие изолировать зло. В самом человеческом обществе, основанном на тирании и рабстве, зло становится законом:

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом…

— Но почему мог человека человек послать к анчару? Начинаются поиски следующей строки: «Послал к анчару властным словом”, «Послал к анчару самовластно”, «Послал к анчару равнодушно”, И наконец, «Послал в пустыню властным взглядом”, и строка приобретает окончательную форму: «Послал к анчару властным взглядом”.

«И тот послушно в путь потек”.

Принес – и весь он изнемог,
И лег он, испуская крики,
И умер смелый раб…
Принес, и ослабел,
И лег… и умер бедный раб…
Принес — и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.

— Сравните две редакции – чернового и чистового варианта. (Пушкин вычеркивает образ раба, проявляющего активность, кричащего, создается образ еще страшнее, это раб, молчаливо соглашающийся с тем, что он должен погибнуть ради злой воли и, более того, согласен принести гибель другим. Именно послушание раба, его покорность, готовность, жертвуя жизнью, выполнить волю деспота (ведь князь все равно отнял бы у него жизнь, независимо от того, покорился ли бы он или же выразил протест!) служат делу деспотизма. Раб — не только жертва, но и распространитель зла).

— Какие старославянизмы и архаизмы использует поэт при описании раба? (хладный, ветвь, чело) придают строфе трагическое звучание: вернувшийся раб смертельно болен.

Какие глаголы подчеркивают предопределенность судьбы раба? Принес, ослабел, лег, умер.

— Почему действия князя обозначены однокоренными глаголами послал, разослал? Почему князь назван непобедимым?

— Найдите прием градации в данном отрывке стихотворения.

— Обратите внимание на фигуру раба, нарисованного пером поэта. Случайно ли она появилась в черновике? Почему Пушкин, например, не нарисовал царя?

Мы сегодня проделали большую, серьезную работу. С помощью пушкинского стихотворения «Анчар» ответили на сложные, философские вопросы.

Возвращаемся к началу урока. Пушкин- певец свободы! Так ли это? Докажите. Какова главная мысль(идея) произведения?( «Корзинка идей»).( Главная мысль- активный протест Пушкина против беспредельной власти одного человека над другим.)

Кто страшнее, по мнению Пушкина, ужасное порождение природы или деспотическая власть человека над человеком?( Пушкин предупреждает в образе анчара о власти как жестокой и беспощадной. Анчар- символ, зловещее предупреждение: неограниченная власть губительна для человека.

Рефлексия. Чему нас учит Пушкин?( Каждый имеет право на жизнь и свободу. Необходимо уметь противостоять злу.)

Сможете ли оценить свою работу, согласно критериям?

Хотите стать чуть-чуть Л.Н.Толстым? Дополните высказывание:

« Из всех наук, который человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно… как можно….(Л.Н.Толстой)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок построен на основе работы с листом-картой, имеет историко-литературную направленность.

Анализ лирического произведения.

Анализ композиции, структуры стихотворения с целью раскрытия их роли в идейно-образной структуре произведения; применения знаний по теории литературы с целью выяснения изобразительных средств яз.

Разработка урока развития речи в 10 классе. Цель урока:повторить знания о поэтической речи.

Источник

Оцените статью
Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Adblock
detector