Вопросы толкования сферы объекта и предмета финансового контроля

Объект и предмет финансового контроля.

Объектами государственного и муниципального финансово­го контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования, распределения и использования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ре­сурсы.

Предметом государственного и муниципального финансово­го контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, операции с бюджетными средствами, бухгалтерская документация и т. д.

Субъектами государственного и муниципального финансо­вого контроля являются государственные и муниципальные органы, а также негосударственные организации и учреждения, которые наделены полномочиями проводить мероприятия по проверке соблюдения финансового законодательства.

Подконтрольными субъектами выступают Российская Феде­рация в целом, субъекты РФ и муниципальные образования, органы государственной власти, органы местного самоуправле­ния, организации, предприятия, учреждения и физические лица, совершающие или опосредующие финансовые операции. В системе правоотношений, складывающихся в сфере государ­ственного и муниципального финансового контроля, эти лица становятся адресатами властных предписаний, что и обусловли­вает необходимость контроля за выполнением установленных правил поведения.

1. Задачи финансового контроля.

2. Органы, осуществляющие финансовый контроль.

3. Внутриведомственный финансовый контроль.

4. Внутрихозяйственный финансовый контроль.

5. Общественный финансовый контроль.

Общественный финансовый контроль обусловлен правом граж­дан на создание общественных объединений, закрепленным ст. 30 Конституции РФ. На основании ст. 3 Федерального зако­на от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединени­ях»1 общественные объединения создаются для защиты общих интересов и достижения общих целей, способствуют реализа­ции прав и законных интересов граждан. В сфере финансовых отношений государства объектами общественного финансового контроля могут быть: отчеты об исполнении бюджетов, публи­кующиеся в обязательном порядке; при отсутствии законода­тельных ограничений — аудиторские отчеты и заключения; де­ятельность различных фондов, использующих или распределя­ющих государственные (муниципальные) денежные средства; проведение государственных (муниципальных) лотерей И’?, д. Данный вид финансового контроля имеет целью формирование общественного мнения относительно государственной финан­совой политики, а также делает публичную финансовую дея­тельность более прозрачной.

Среди общественных объединений выделяются те, для кото­рых деятельность в финансово-контрольной сфере не является основной (адвокатура, правозащитные организации и т. д.) и которые образуются специально для осуществления финансового контроля. Так, Указом Президента РФ от 18 ноября 1995 г. № 1157 «О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акцио­неров»1 определена возможность привлечения общественных объединений организаций вкладчиков и акционеров для осуще­ствления контроля за деятельностью на финансовом и фондо­вом рынках России.

Специфический характер правоотношений, складывающий­ся в процессе финансово-контрольной деятельности государ­ства, предполагает наличие у проверяющих субъектов соответ­ствующих экономико-правовых знаний и реальных возможнос­тей по влиянию на финансовую деятельность. Поэтому в целях повышения эффективности общественного контроля создаются общественно-государственные объединения. В соответствии с этим Указом образован Федеральный общественно-государ­ственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров. Фонд представляет собой некоммерческую организацию, учредителя­ми которой являются федеральные органы исполнительной вла­сти, общественные объединения, созданные в целях защиты прав вкладчиков и акционеров, в том числе комитеты по защите обманутых вкладчиков и акционеров. Для наиболее эффектив­ной деятельности Фонд имеет право создавать региональные отделения, а также открывать филиалы и представительства как на территории России, так и за рубежом.

Источник

Финансовый контроль: предмет и объекты контроля. Формы и методы финансового контроля

Государство не может реализовать свою внешнюю и внутреннюю политику, обеспечить выполнение социально-экономических программ, не располагая финансовыми ресурсами, а, также, не осуществляя соответствующий контроль за законным их формированием и расходованием.

Существование финансового контроля обусловлено наличием контрольной функции, присущей финансам. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта и расходованием их по целевому назначению.

Финансовый контроль направлен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов.

Различают следующие методы проведения контроля:

4. анализ финансового состояния;

5. наблюдение (мониторинг);

Проверки производятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчётных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполнения работ, расхода материалов, топлива, энергии и т.д.

Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

По формам проведения финансовый контроль в зависимости от времени его осуществления подразделяется на:

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительных документов и т.д. Таким образом, он способствует предотвращению неправильного, нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также отрицательных финансовых результатов хозорганов в целом. Эта форма финансового контроля позволяет предупредить нарушение законов и нормативных актов.

Читайте также:  Чем обусловлена необходимость толкования уголовно правовых норм

Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций, когда проверяется соблюдение норм и нормативов расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств. Эта форма финансового контроля предполагает системный факторный анализ деятельности предприятий и организаций. Важное значение текущий финансовый контроль имеет в изыскании внутрихозяйственных резервов роста накоплений. Он производится повседневно финансовыми службами для исключения нарушений финансовой дисциплины.

Последующий финансовый контроль осуществляется путем анализа и ревизии бухгалтерской финансовой отчетности по окончании отчетного периода. Предназначен для оценки результатов хозяйственной деятельности и эффективности осуществления финансовой стратегии. Последующий финансовый контроль взаимосвязан с предварительным контролем, базирующемся на нем.

Государственный кредит, его сущность, функции и формы. Содержание и методы управления государственным долгом. Характеристика совокупного государственного долга Российской Федерации.

Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране. В условиях инфляции государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т. е. происходит отток денег из обращения на заранее оговоренный срок.

Использование государственного кредита обусловлено необходимостью удовлетворения потребностей общества за счет бюджетных доходов. Мобилизуемые временно свободные средства населения и юридических лиц используются для финансирования экономических и социальных программ, т.е. государственный кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства. На общегосударственном уровне государственные займы не выражают конкретного целевого характера, тогда как местные органы власти могут использовать мобилизованные средства на благоустройство городских и сельских районов, строительство объектов здравоохранения, культурного, просветительного, жилищно-бытового назначения.

В зависимости от заемщика государственные займы делятся на размещаемые центральными и местными органами управления. По месту размещения государственный кредит может быть внутренним и внешним. Исходя, из срока привлечения средств займы делятся, на краткосрочные (до года), среднесрочные (от го-да до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).

Мобилизация огромных финансовых ресурсов, как следствие, дает большую государственную задолженность. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны.

Государственный долг-это вся сумма выпушенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за конкретный срок.

Государственный внутренний долг Российской Федерации означает долговое обязательство Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.

Государственный внешний долг-это задолженность по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые не могут превышать 30 лет.

Контроль над состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов возлагается на Счетную палату РФ.

Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определение условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.

1. Замещение государственного внешнего долга РФ внутренними заимствованиями, т.е. увеличение размеров государственного внутреннего долга в ближайшие годы будет обусловлено использованием его на погашение внешнего долга.

3. Повышение уровня рыночной ликвидности и расширение круга активных инвесторов.

Государственный внутренний долг является важным инструментом перераспределения доходов в обществе и мобилизации временно свободных средств граждан и хозяйствующих субъектов. С его помощью государство может регулировать многие экономические процессы, включая уровень ссудного процента, степень инвестиционной активности и др.

Источник

Дискуссионные вопросы сущности и видов финансового контроля Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кутырев Юрий Александрович

Текст научной работы на тему «Дискуссионные вопросы сущности и видов финансового контроля»

Дискуссионные вопросы сущности и видов финансового контроля The problems of financial control’s nature and types

Кутырев Юрий Александрович Kutirev Iurii Alexandrovich

Аспирант кафедры государственных и муниципальных финансов ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный

Экономический университет» e-mail: KutyrevYuA@yandex.ru

Аннотация. В статье рассмотрены различные подходы к определению финансового контроля и его видов, предложена собственная точка зрения на содержание финансового контроля, его роль в экономике. Автором разработана система финансового контроля, состоящая из субъекта, объекта, методов и цели финансового контроля. Представлена классификация финансового контроля, исходя из бенефициара контроля.

Abstract. In article considered different problems of financial control’s nature and types, suggested the author’s own view on the financial control content and its role in economics. The author formulated financial control framework, consisting of subject, object, method and purpose of financial control. Proposed classification on financial control based on the beneficiary of control.

Читайте также:  Гадание на картах крестовый расклад толкование

Ключевые слова: финансовый контроль, государственный финансовый контроль, внутренний финансовый контроль, внутренний финансовый аудит, ведомственный финансовый контроль, бенефициар контроля.

Keywords: financial control, state financial control, internal financial control, internal financial audit, department financial control, the beneficiary of control.

Эффективное управление общественными финансами является приоритетной задачей любого государства. Через бюджетную систему осуществляется перераспределение совокупного общественного продукта на

наиболее важные направления функционирования государства, производство общественных благ, создание условий для гармоничного развития общества.

К управлению государственными финансами можно применить стандартные функции управления. Различные авторы выделяют разные функции управления, но мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся функции. Прежде всего, это функция планирования, посредством которой формируются цели и задачи развития, а также показатели, которые необходимо достичь. Функция организации формирует базу для осуществления плана. Функции анализа и регулирования отвечают за быстрое реагирование на любые изменения от плана. Контрольная функция создает условия для обратной связи в системе управления, а также определенные условия для передачи необходимой информации от контролируемого к контролирующему с помощью различных инструментов. Отсутствие системы контроля, включающего получение информации о результатах деятельности, означает отсутствие контроля как такового и ставит под сомнением актуальность принимаемых управленческих решений.

Функции управления в сфере государственных финансов реализуются в рамках бюджетного процесса: составления бюджета, его рассмотрения и утверждения, исполнения и контроля на всех этапах бюджетного процесса. Каждый орган власти выполняет определенную роль в этой системе управления финансами. Для осуществления перераспределения в соответствии с планом и выявления отклонений в системе управления государственными финансами формируются органы, осуществляющие финансовый контроль. Посредством финансового контроля создаются условия для обратной связи.

Исходя из определений, можно выделить следующие элементы, присущие системе финансового контроля:

1. Субъект, осуществляющий финансовый контроль. В каких-то определениях указывается, что это государственный орган, в других, что это субъект контроля. В период СССР категория финансы в основном относилась к государственному сектору экономики. В современной России определение финансов понимается несколько шире: затрагивается еще коммерческий сектор и сектор домашних хозяйств, в рамках которых также осуществляет контроль над процессом формирования и использования денежных фондов. В этой связи выделим субъекта финансового контроля как первый элемент финансового контроля;

2. Определения включают в себя того, кого контролируют (объект, государственные органы, учреждения, организации), т.е. объект финансового контроля;

3. Авторы определений выделяют определенные формы и методы, которые используются при осуществлении контроля;

4. В определениях также указывается, что у финансового контроля есть определенная цель (эффективность управления финансами, выявление отклонений).

Контроль является неотъемлемой частью системы управления. Аналогично можно предположить, что финансовый контроль является функцией управления финансами. В этой связи, система финансового контроля является неотъемлемым элементом системы управления финансами, а системе свойственно наличие определенных элементов построения этой системы. Ранее выделено 4 элемента системы финансового контроля, которые часто применяют ученые по определению финансового контроля: субъект финансового контроля, объект финансового контроля, цель финансового контроля и методы финансового контроля. Система финансового контроля представлена на рисунке 1.

Цель финансового контроля

Рис. 1. Система финансового контроля (источник: разработано автором)

Субъект финансового контроля является контролирующим лицом. Объектом финансового контроля выступает контролируемое лицо.

Цель финансового контроля представляет собой конечный результат, ради которого осуществляется финансовый контроль. Финансовый контроль является основой для повышения эффективности управления финансами. Цель финансового контроля является своеобразным базисом для остальных элементов системы финансового контроля, которая создает необходимость для осуществления финансового контроля как такового.

Отсутствие одного элемента финансовой системы говорит об отсутствии системы в целом.

Можно выделить различные классификации финансового контроля:

1. по субъектам: государственный, внутрихозяйственный,

аудиторский, внешний [10,с.288];

2. по времени проведения: предварительный, текущий, последующий [5,с.22];

3. по способу получения доказательств: документальный и фактический [5,с.22];

4. по формам (приемам и способам организации совокупности контрольных процедур): проверка, ревизия, надзор, наблюдение (мониторинг) [1,с.193];

5. по характеру взаимоотношения между субъектом и объектом: внешний (субъект и объект финансового контроля функционально независимы друг от друга) и внутренний финансовый контроль (субъект находится внутри организационной структуры объекта финансового контроля) [10,с.288],[6, с. 70];

6. по регламенту осуществления: обязательный и инициативный [10,с.288];

7. по подчиненности: горизонтальный и вертикальный;

8. иные классификации.

С точки зрения управления финансами важным является понимание взаимосвязи между различными видами контроля. Рассмотрим связь между внутренним и внешним, горизонтальным и вертикальным видами контроля (рис.2).

Вертикальный финансовый контроль имеет характер подчиненности, в то время как горизонтальный финансовый контроль подразумевает равнозначность субъекта и объекта финансового контроля.

Внутренний финансовый контроль характеризуется контролем внутри организации, а внешний финансовый контроль представляет собой контроль вне организации.

Читайте также:  Дараган практика толкования транзитов

Существует проблемы отнесения финансового контроля к определенному виду. Обычно подразумевается, что субъект внешнего финансового контроля находится за пределами контролирующего, а субъект внутреннего финансового контроля находится соответственно внутри организации [4,с.22].

Если классифицировать внутренний финансовый контроль исходя из того, что субъект и объект финансового контроля находятся внутри

Дискуссионность подходов к классификации внутреннего и внешнего финансового контроля порождает необходимость дополнительного исследования данного вопроса. С нашей точки зрения, можно осуществить классификацию исходя из конечного получателя результатов контрольной деятельности и определить его как выгодоприобретателя или бенефициара финансового контроля.

Можно выделить несколько бенефициаров финансового контроля, т.е. субъектов контроля, которые являются конечными получателями результатов финансового контроля:

1. Государство (органы государственной власти и местного самоуправления);

2. Собственник, учредитель, ведомство;

3. Другая организация;

4. Руководитель организации.

В этой связи, можно классифицировать финансовый контроль по основным бенефициарам финансового контроля:

1. Государственный (муниципальный) финансовый контроль;

2. Вертикальный (ведомственный) финансовый контроль;

3. Горизонтальный финансовый контроль;

4. Внутренний финансовый контроль.

В случае государственного (муниципального) финансового контроля конечным получателем выступает государственный (муниципальный) орган. Например, для проверки используемых бюджетных средств на соответствие целям, на которые они выделялись.

Вертикальный или ведомственный финансовый контроль осуществляется в интересах собственника, учредителя или ведомства за деятельностью принадлежащих или учрежденных ими организаций.

Горизонтальный финансовый контроль осуществляется в интересах третьего лица с целью проверки достоверности предоставляемой информации объектом контроля. Например, с целью оценки кредитоспособности и пр.

В рамках данной работы горизонтальный финансовый контроль не будет рассматриваться, так как он не является предметом нашего исследования.

Исходя из определения финансового контроля, представленного ранее, можно дать определение государственному (муниципальному) финансовому контролю, вертикальному (ведомственному) финансовому контролю, внутреннему финансовому контролю.

осуществляющего контроль, с целью повышения эффективности управления государственными (муниципальными) финансами.

Бюджетный кодекс Российской Федерации разделяется государственный и муниципальный финансовый контроль на внутренний и внешний, предварительный и последующий1. Разделение происходит в зависимости от принадлежности к определенной ветви власти и контрольных полномочий.

Возникает некоторая путаница в классификации финансового контроля, так как органы внутреннего государственного и муниципального финансового контроля, т.е. органы исполнительной власти, осуществляют внешний контроль, поскольку независимы от объекта контроля. Внутренний контроль, сам по себе, подразумевает контроль, осуществляемый внутри организации, учреждения и получатель информации ограничивается руководителем организации, учреждения, а внешний подразумевает контроль, осуществляемый вне организации.

1 Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ. Ст. 265.

Однако государственные органы также осуществляют внутренний финансовый контроль и даже органы государственного (муниципального) финансового контроля, осуществляют внутренний финансовый контроль, что напрямую влияет на качество государственного (муниципального) финансового контроля.

Например, Бурцев В.В. считает, что подразделения внутреннего контроля в государственных органах являются частью государственного финансового контроля [2,с.45].

Помимо изучения сущности государственного (муниципального) финансового контроля, ведомственного финансового контроля, внутреннего финансового контроля по отдельности, можно определить их взаимосвязь, поскольку они все являются частью системы финансового контроля.

С нашей точки зрения, внутренний финансовый контроль и ведомственный финансовый контроль в государственных органах является особой разновидностью внутреннего финансового контроля и внутреннего ведомственного финансового контроля. Исходя из выделенных трех видов основных бенефициаров контроля, можно составить схему взаимосвязи различных видов финансового контроля. Результаты представлены на рисунке 3.

Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ. ст. 160.2-1.

О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ. ст. 100.

/ Государственный \ (муниципальный) финансовый (бюджетный) контроль

Рис. 3. Взаимосвязь видов финансового контроля по бенефициару финансового контроля (источник: разработано автором)

Таким образом, в широком смысле, а не в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, государственный (муниципальный) финансовый контроль может быть, в том числе, государственным (муниципальным) ведомственным финансовым контролем, государственным (муниципальным) внутренним финансовым контролем и государственным (муниципальным) внутриведомственным финансовым контролем.

В государственном (муниципальном) ведомственном финансовом контроле бенефициаром финансового контроля ведомственный государственный или муниципальный орган.

В государственном (муниципальном) внутреннем финансовом контроля бенефициаром финансового контроля является руководитель государственного (муниципального) органа.

В связи со спецификой результаты внутреннего финансового контроля в государственных (муниципальных) органах становятся предметом изучения ведомственной организацией, что выводит бенефициара финансового контроля от руководителя к ведомству. Поэтому государственный (муниципальный) внутриведомственный финансовый контроль является специфической разновидностью государственного (муниципального) финансового контроля, в которой бенефициаром финансового контроля выступают одновременно ведомство и руководитель государственного (муниципального) органа.

В Бюджетном кодексе Российской Федерации отсутствует такие виды финансового контроля как ведомственный финансовый контроль и внутриведомственный финансовый контроль.

Проведенное автором исследование не снимает все вопросы сущности и видов финансового контроля, но их дополнительное изучение необходимо для совершенствования теоретической и практической базы финансового контроля. Предложения автора, включая разработанную классификацию финансового контроля исходя из бенефициара (выгодоприобретателя) финансового контроля, могут послужить важным шагом для повышения эффективности осуществления финансового контроля.

Источник

Оцените статью
Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Adblock
detector