Виды толкования по объему
Толкование по объему является одним из результатов применения интерпретатором всех способов толкования в их совокупности. При определении объема толкования сравниваются выводы интерпретатора о смысловом содержании нормы права, полученные на основе применения всей совокупности способов толкования, с выводами об этом содержании, полученными при буквальном понимании смысла текста закона, который может быть как правильным, так и ошибочным. Исходя из соотношения значений текстуальной формулировки нормы права и ее действительного смыслового содержания различают три вида толкования по объему:
1) буквальное (адекватное);
Буквальное (адекватное) толкование – это толкование, при котором установленное интерпретатором действительное смысловое содержание нормы права соответствует буквальному значению ее текстуальной формулировки. Например, ст. 1 Хозяйственного процессуального кодекса Украины гласит: «Соглашение об отказе от права на обращение в хозяйственный суд недействительно». Это положение имеет одно, строго определенное значение. Иное значение этого положения невозможно установить, применяя всевозможные способы толкования в их совокупности. В этом положении буква закона и его смысл совпадают, не имеют расхождений, то есть смысл закона следует понимать буквально.
Распространительное толкование –это толкование, при котором установленное интерпретатором действительное смысловое содержание норм права шире буквального значения ее текстуальной формулировки. Например, в ст. 418 ГК Украины говорится об ответственности хранителя «за утрату, недостачи, повреждение имущества». Здесь, в контексте статьи действительный смысл понятия «утрата» шире буквального значения этого слова. Утрата – любой случай прекращения существования имущества – физическое исчезновение материальной вещи как целостного и полноценного в потребительском отношении объекта не только в результате ее гибели (в огне пожара, во время наводнения и пр.), но и в результате постепенного саморазрушения (при отсутствии заботы о ее сохранности). Или, например, согласно ст.1 Закона Украины «О правовом статусе иностранцев»: иностранец – это не только гражданин иностранного государства, но также и всякое лицо без гражданства. Таким образом, при распространительном толковании действительный смысл закона шире его буквального значения, буквы закона.
Ограничительное толкование –это толкование, при котором установленное интерпретатором действительное смысловое содержание нормы права является уже возможных значений ее текстуальной формулировки. Например, согласно ч. 1 ст. 418 ГК Украины хранитель имущества «освобождается от ответственности за утрату, недостачу и повреждение имущества, вызванные непреодолимой силой». Здесь, в контексте статьи закона выражение «непреодолимая сила» имеет узкий смысл. Подразумевается, что такого рода силой являются действия стихийно-природных явлений (ураган, землетрясение, наводнение и т.п.). Хотя вообще слова «непреодолимая сила» могут пониматься и в ином значении, скажем, психологическом. Известны случаи, когда люди обращались к администрации казино г. Монако с заявлением запретить им вход в казино, поскольку «непреодолимая сила» влечет их к рулетке, карточному столу, чтобы играть. Таким образом, при ограничительном толковании действительный смысл закона является уже возможных значений его буквы. Из числа этих возможных значений выбирается одно – то, которое имел в виду законодатель.
Субъекты толкования права. Официальное и неофициальное толкование.
Субъекты толкования
Нормы права толкуются всеми субъектами, их реализующими. Однако юридическое значение результатов толкований различается в зависимости от того, кто толкует нормы права. А потому важно классифицировать виды толкования по его субъектам.
По этому основанию выделяют официальное и неофициальное толкование. Официальное толкование производится компетентными государственными органами, и его результаты обязательны для всех субъектов права. В свою очередь оно подразделяется на аутентическое и легальное.
Аутентическое толкование выполняет орган, издавший нормативный акт. Какого-то специального разрешения ему для толкования собственных актов не требуется. Он делает это в силу своей компетенции.
Правотворческий орган дает аутентическое толкование как в тексте самого акта (дефинитивные нормы), так и в актах специальных. Например, отдельные положения Гражданского кодекса получили объяснение в Федеральном законе «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Легальное толкование осуществляется органом, специально уполномоченным на то законом. Так, ст. 126 Конституции РФ указывает, что Верховный Суд РФ «дает разъяснения по вопросам судебной практики». Аналогичные разъяснения дает и Высший Арбитражный Суд (ст. 127 Конституции). Исключительная компетенция Конституционного Суда – толкование нормативных актов с точки зрения их соответствия Конституции. Правом официального толкования (разъяснения) избирательного законодательства пользуется Центральная избирательная комиссия.
Особо следует выделить толкование, имеющее межгосударственное значение. Таковы, в частности, международные правила по толкованию торговых терминов «Инкотермс», изданные Международной торговой палатой, содержащие интерпретации различных юридических положений, используемых участниками международной торговли.
Существует и ненормативное официальное толкование, т.е. правоприменительное толкование. Вторая стадия процесса правоприменения – стадия, на которой выбираются и анализируются (т.е. толкуются) нормы права.
Здесь процесс толкования неразрывно связан с процессом применения.
Неофициальное толкование также реализуется различными субъектами, но результаты его не имеют юридического, общезначимого значения. Его подразделяют на обыденное, профессиональное и доктринальное.
Обыденное толкование может осуществлять любой субъект права. Его точность зависит от уровня правосознания субъекта. Причем от характера такого «житейского» толкования во многом зависит состояние законности, ибо оно является основанием юридической деятельности граждан, их правомерного поведения.
Профессиональное толкование правовых норм дается специалистами-юристами. Критерием выделения этого вида толкования служит не степень знания права, а профессиональная деятельность. Таковым является, например, толкование, осуществляемое прокурором или адвокатом в судебном процессе. Его результаты не обязательны для суда, однако необходимость деятельности этих участников процесса закреплена нормативно (например, в ст. 295 УПК).
Доктринальное толкование производится учеными-юристами, специалистами в области права в монографиях, научных комментариях, статьях и др. Результаты доктри-нального толкования публикуются в особых сборниках, содержащих научно-практические комментарии действующего в той или иной области законодательства. Этими комментариями пользуются практические работники.
В зависимости от того, на какой стадии правового регулирования осуществляется толкование, оно подразделяется на нормативное и казуальное.
В ходе нормативного толкования дается официальное разъяснение нормы в целом безотносительно ее реализации. Таковы, например, аутентическое и легальное толкования, осуществляемые при обобщении юридической практики.
При казуальном толковании норма интерпретируется применительно к конкретному случаю. Это разъяснения, суждения о применяемых нормах, содержащиеся в решениях и определениях коллегий Верховного Суда по отдельным делам.
Виды толкования различают и по объекту толкования, которым может быть либо нормативный акт в целом, либо отдельная норма. Так, в постановлении Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 г. дается толкование указа Президента РФ от 30 ноября 1994 г. «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики». В постановлении же от 25 апреля 1995 г. содержится толкование ст. 34 ЖК РСФСР.
Объектом толкования может быть не только нормативный, но и правоприменительный акт. Подобное толкование осуществляют, например, кассационные и надзорные инстанции. Толкование правоприменительных актов имеет свои особенности. Специфичным является и толкование договоров (ст. 431 ГК РФ).
Наконец, объектом толкования выступает и юридическая практика. Так, рассматривая конституционность ст. 209 УПК РСФСР, Конституционный Суд в своем постановлении от 13 ноября 1995 г. указал, что рассматриваемая норма «по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой, не соответствует положениям ст. 52 Конституции РФ».
Вопрос №65. Виды толкования права и их характеристика
Виды толкования по объему (толкование-интерпретация)
Объем толкования определяется его соотношением с текстом нормы. По объему толкование может быть буквальным, распространительным и ограничительным.
1.При буквальном толкованиисодержание нормы права, установленное в ходе использования всех необходимых для данного случая приемов толкования, совпадает с результатом, полученным на основе простого прочтения ее текста (смысл и буква закона).
2.При распространительном (расширительном) толкованиидействительное содержание оказывается шире буквальной формулы нормы. Распространительно толкуются незавершенные перечни (заканчивающиеся словами «и другое», «и иные). Недопустимо распространительное толкование исчерпывающих перечней (обстоятельств, субъектов и т. д.), распространительное толкование санкций, положений, составляющих исключение из общего правила.
3.При ограничительном толкованиидействительное содержание оказывается «уже» буквального смысла нормы.
Ограничительное толкование может вытекать из наличия специальной нормы. Специальная норма ограничивает сферу действия общей нормы, делает из неё изъятия. Она как бы отменяет действие общей нормы в той части, на которую рассчитана специальная норма. Действие этого правила показано выше применительно к толкованию ст. 105 УК РФ и ст. 34 СК РФ.
Недопустимо ограничительное толкование незаконченных перечней.
Виды толкования по субъектам
В качестве субъекта толкования может выступать любое лицо, однако юридическое значение толкования, его обязательность для правоприменителей при этом будут неодинаковы. Они зависят от правового положения субъекта, толкующего норму права. По субъектам толкование подразделяется на официальноеи неофициальное.
1. Официальное толкованиедается органами, уполномоченными на это государством. Оно является обязательным для других субъектов и подразделяется на аутентичное илегальное.
— Аутентичное толкованиедается органом, издавшем толкуемый нормативный акт. Специального полномочия на аутентическое толкование не требуется. Оно вытекает из правотворческого полномочия органа. Если соответствующий государственный орган наделен правом издавать нормативные акты, то отсюда следует, что он вправе давать разъяснение этим актам.
— Легальное толкованиеосновывается на законе. В этом случае тот или иной орган наделяется правом давать толкование актам, изданным другими органами.
Официальное толкование как аутентическое, так и легальное может быть казуальным или нормативным.
Казуальное толкованиедается применительно к отдельному случаю (казусу). Все органы, применяющие нормы права, могут давать казуальное толкование. Решение суда, мотивирующие применение той или иной нормы права, являются казуальным толкованием закона.
Президиум Верховного суда РФ, рассмотрев какое-либо дело в порядке надзора, отменяя решение нижестоящего суда, в своем определении дает толкование применительно к данному делу. Для других дел, которые будут решаться в дальнейшем на основе данной статьи закона, это толкование уже не будет иметь силы. Значение актов казуального толкования, даваемого вышестоящими инстанциями, проявляется в том, что эти акты выступают для нижестоящих органов в качестве образцов понимания и применения закона. Нижестоящие инстанции всегда ориентируются на практику толкования и применения законов вышестоящими органами и обычно следуют ей.
Иногда в литературе принципиальные положения, содержащиеся в решениях высших судебных инстанций по конкретным делам, называют прецедентами. Но этот прецедент является лишь примером для подражания, для понимания и применениязакона. Формальной обязательности для других дел он не имеет и не является прецедентом в смысле источника права, как это существует в англосаксонских правовых системах.
Нормативное толкованиедается применительно к рассмотрению всех дел определенной категории. Такое толкование носит общий характер, формально обязательно при рассмотрении всех дел, разрешаемых на основе истолкованной нормы. Это нормы о нормах. В них предписывается, как следует понимать и применять другие правовые нормы.
Нормативное толкование законов дается обычно в постановлениях Пленумов Верховного суда РФ, Высшего Арбитражного суда РФ по определенной категории дел. Правом толкования Конституции РФ наделен Конституционный суд РФ.
Акты судебного нормативного толкованияне должны иметь нормативной новизны, не должны содержать ничего, чего бы не было в толкуемых законах. Сами по себе они не действуют и не могут быть положены в основу решений судов. Они служат лишь аргументом, основанием в пользу того или иного понимания и применения нормы права. Они принимаются в целях правильного и единообразного понимания и применения законов, но не в целях их поправок и дополнений.
Особое место занимают решения Конституционного суда РФ,связанные с толкованием Конституции РФ и проверкой конституционности нормативных актов. Конституционный суд не может давать толкование Конституции по собственной инициативе. Толкование дается только по письменному запросу субъектов, перечисленных в ч. 5 ст. 125 Конституции РФ (Президент РФ, Совет Федерации, Государственная дума, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов Федерации). Толкование носит нормативный характер, оно обязательно для всех субъектов.
Вышестоящие судебные органы рассылают нижестоящим обзоры практики с анализомнедостатков толкования и применения законов. Подобного рода документы имеют скорее информативный и рекомендательный, чем предписывающий характер.
Министерства, ведомства, их управления и отделы рассылают на места документы инструктивно-разъяснительного характера: информационные письма, указания и т. д., в которых тоже могут содержаться разъяснения нормативных актов, указания о порядке их применения.
Официальное толкование актов субъектов Федерации определяется их законами. Здесь существуют разные варианты. Например, конституции республик и уставы других субъектов Федерации толкуются их конституционными или уставными судами или самим законодательным органом.
2. Неофициальное толкованиеосуществляется научными учреждениями, учеными, адвокатами, юрисконсультами и т. д. Оно необязательно для других субъектов, его значение зависит от обоснованности и аргументированности выводов интерпретатора. Выделяют разновидности неофициального толкования:
— доктринальное, которое делается учеными-юристами в монографиях, статьях, комментариях к закону и т. д.;
— профессионально-юридическоетолкование, исходящее от юристов-практиков;
— обыденноетолкование.
В теории государства и права акты толкования могут классифицироваться по различным основаниям:
I. По юридической природе:
II. По юридической силе:
1)акты официального толкования (указы, разъяснения, постановления государственных органов, обязательные для правоприменительных органов);
2)акты неофициального токования (комментарии кодексов, учебники, монографии и другие акты доктринального толкования.
III. По типу официального толкования:
1) акты нормативного толкования (разъяснения Пленума Верховного суда, Пленума Высшего Арбитражного суда и акты разъяснения Конституционного суда);
2) акты казуального толкования (разъяснения судов и административных органов по конкретным делам).
Толкование права разделяется на различные виды.
По субъектам толкования выделяют:
1. Официальное толкование дается уполномоченными на то субъектами, содержится в специальном акте, влечет юридические последствия. В свою очередь официальное толкование разделяются на:
1) нормативное (общее) толкование – это толкование непосредственно текста правовой нормы, когда в силу ряда причин (например: использования двухсмысленных терминов) возникает необходимость обеспечить единообразное ее понимание для всех заинтересованных лиц. Результаты – общеобязательны.
Нормативное толкование может быть:
— аутентичным – осуществляемое тем же органом, который издал правовую норму;
— легальным – осуществляемым иным органом по специальному на то уполномочию.
2) казуальное (индивидуальное) толкование – толкование правовой нормы применительно к конкретному случаю. Результаты обязательны только в рамках конкретного дела (суды, другие органы).
2. Неофициальное толкование – это толкование правовых норм, осуществляемое неуполномоченными на то лицами, не порождает юридических последствий. Неофициальное толкование разделяется на:
— обыденное – осуществляется в быту любыми гражданами;
— профессиональное – адвокаты, нотариусы;
По объему толкования выделяют:
1. Буквальное (адекватное) толкование – это полное соответствие текстового выражения правовой нормы и ее смысла.
2. Расширительное (распространительное) толкование – это несоответствие текстового выражения нормы и ее смысла, когда действительное содержание нормы оказывается шире буквальной ее формулы.
3. ограничительное толкование – это несоответствие текстового выражения нормы и ее смысла, когда действительное содержание нормы уже буквальной ее формулы.
Способы толкования – это совокупность приемов и средств, направленных на установление содержания правовых норм.
Основные способы толкования права:
1) грамматический способ толкования (некоторые авторы именуют его языковым или филологическим) – это толкование правовых норм, основанное на грамматическом (т.е. с использованием правил синтаксиса, морфологии, правописания и т.д.) анализе текста правовых норм (казнить – нельзя помиловать);
2) исторический способ толкования – это толкование правовых норм, основанное на учете конкретно – исторических условий, в которых принималась та или иная норма права (четвертование, колесование);
3) логический способ толкования – это толкование правовых норм, основанное на логических приемах мышления;
4) систематический способ толкования – это толкование правовых норм, основанное на анализе их взаимодействия и положения в нормативном акте, в институте права, отрасли права, т.е. рассмотрении как звена системы;
5) специально – юридический способ – это толкование, основанное на профессионально – юридических аспектах анализа правовых норм (исследование техник – юридических конструкций правовых норм, раскрытие содержания юридических терминов, понятий, категорий).