Видение пророка иезекииля толкование

Толкование Библии, Книга Пророка Иезекииля

Ветхий Завет

Книга Пророка Иезекииля

Книга пророка Иезекииля.

Введение.

Обычного читателя Библии книга пророка Иезекииля может привести в замешательство бессвязными, на первый взгляд, видениями, непонятным, требующим истолкования, калейдоскопом вращающихся колес и сухих костей. Многих читателей первое «пугающее» впечатление удерживает от того, чтобы попытаться вникнуть в тайны этой книги. Иероним написал о ней, что она «есть океан и лабиринт Божиих тайн». Необычайные формы видений Иезекииля отражали в себе безмерность Божественной славы.

И они же свидетельствовали о несравненной интенсивности духовного опыта этого пророка в познании им «над-вселенского» Бога. Облеченные в загадочные символы, видения Иезекииля приоткрывают завесу над тайным смыслом вещей. Важно отметить также следующее. Если для Иеремии Бог является как бы «внутренним голосом», а Исаия становится «устами Божьими» после потрясения, пережитого им в храме, где он удостоен был созерцания Его славы (Ис. 6), то духовный опыт Иезекииля находит отражение в целой цепи видений, в которых ему открывалась воля Божья. Этот пророк жил в постоянном напряжении от чувства своей близости к иным мирам. Его своеобразные стиль и язык оказали несомненное воздействие на писателей-апокалиптиков последующих времен, таких как Даниил и апостол Иоанн.

Автор.

Иезекииль был «священником, сыном Вузия», деятельность которого происходила «в земле Халдейской» (1:3). Его имя означало «Бог укрепит». Кроме Иеремии и Захарии, только Иезекииль был одновременно священником и пророком; все трое пророчествовали в период вавилонского пленения и после него.

Иезекииль был уведен из Иудеи в Вавилон с первой группой переселенцев, вместе с царем Иехонией, в 597 г. до Р. Х.

Время служения Иезекииля определяется на основании хронологических ссылок в самой книге (1:2; 8:1; 20:1; 24:1; 29:1,17; 30:20; 31:1; 32:1,17; 33:21; 40:1). Все его пророчества «размещены» по хронологическому принципу (начиная с «пятого года пленения» (1:2) и заканчивая его двадцать пятым годом; 40:1); исключение составляют пророчества в 29:1,17.

По свидетельству самого Иезекииля он призван был на служение «в четвертый месяц, в пятый день месяца» на пятом году переселения в Вавилон царя Иехонии (1:1-2). Иехония стал царем в декабре 597 г. до Р. Х., после смерти своего отца Иоакима (4-Цар. 24:1-12). Но царствовал он лишь три месяца, после чего был уведен из Иудеи по приказу Навуходоносора. Пятым годом пребывания Иехонии в плену был таким образом 593 год до Р. Х.; четвертым месяцем был месяц Таммуз, его начало приурочивают к 27 июля 593 года.

Указание Иезекииля позволяет, следовательно, датировать вступление его на служение весьма точно: 31 июля 593 года. Что касается «тридцатого года» (1:1), то однозначно «расшифровать» эту таинственно звучащую цифру богословам не удалось; некоторые склонны видеть в ней указание на возраст в каком начал служение Иезекииль.

Последнее пророчество, датированное Иезекиилем, было произнесено им «в двадцать седьмом году, в первом месяце, в первый день месяца» (Иез. 29:17). На основании несложного подсчета его относят к 571 году (к 26 марта). Таким образом пророческая деятельность Иезекииля охватывала по меньшей мере 22 года (593-571 гг. до Р. Х.).

Историческая обстановка.

Об этом подробно рассказывается во Вступлении к Книге Пророка Иеремии. Книга Пророка Иезекииля была написана в Вавилоне, при царе Навуходоносоре. Многие еврейские изгнанники, жившие в Халдейском царстве, поняли к тому времени, как важно им сохранить на чужбине свои религиозные святыни. Уклад жизни и язык халдеев были сходны с иудейскими, поэтому все, что связывало изгнанников с родиной, была их вера. Они с жадностью читали послания Иеремии, который во всем оказался прав, как теперь они это понимали. Как же теперь они могли сохранить верность своей религии? Бог ответил эту острую нужду в истинном духовном наставнике. И им стал Иезекииль.

Перед Иезекиилем стояли задачи более сложные чем перед Иеремией и другими палестинскими пророками. Ведь если для Иеремии Вавилон был «бичом Божиим», то Иезекииль жил в этом центре мировой цивилизации, не познавшем истинного Бога. Наступило время, когда ветхозаветная Церковь должна была испытать свою устойчивость в чужом языческом мире. Иезекиилю и тем, кто слушал его, нужно было не только не прельститься величием этого мира и отвергнуть его лжерелигию, но и пронести по дорогам изгнания свое знамя истинной религии.

В построении книги можно выделить следующие четыре особенности:

Читайте также:  Яко по суху пешешествовав израиль толкование

1. Построение книги по хронологическому принципу. Об этом уже говорилось выше. Из главных пророков Иезекииль единственный, столь точно соблюдавший хронологическую последовательность в расположении своих пророчеств. Тот же принцип, однако, присущ и книгам Аггея и Захарии.

4. Стилистические особенности книги. Они определяются обилием пословиц, поговорок, притчей (12:22-23; 18:2-3; 16:44; глава 17; 24:1-14), видений (главы 1-3; 8-11; 37; 40-48), символических действий (главы 4-5; 12; 24:15-27), и аллегорий (главы 16-17). Посредством их Иезекииль облекал свои пророчества во впечатляющие драматические формы, с целью привлечь внимание сограждан, вызвать у них ответную реакцию.

План книги:

I. О суде над Иудой (главы 1-24)

А. О подготовке Иезекииля к служению (главы 1-3)

4. Дух ведет Иезекииля к месту его служения и делает «стражем» дому Израилеву (3:12-27)

Б. Пророчества обличения (главы 4-24)

1. Неповиновение Иудеи и Иерусалима делают суд необходимым (главы 4-11)

2. О тщете ложного оптимизма (главы 12-19)

3. Пророк об истории развращения избранного народа (главы 20-24)

II. О суде над языческими народами (главы 25-32)

А. О суде над Аммоном (25:1-7)

Б. О суде над Моавом (25:8-11)

В. О суде над Едомом (25:12-14)

Г. О суде над землей Филистимской (25:15-17)

1. О разрушении города (глава 26)

2. Плач о Тире (глава 27)

3. О гибели «начальствующего» в Тире (28:1-19)

Е. О суде над Сидоном (28:20-26)

Ж. О суде над Египтом (главы 29-32)

1. О грехе Египта (29:1-16)

2. Пророчество о поражении Египта Вавилоном (29:17-21)

3. О разорении Египта и его союзников (30:1-19)

4. О «рассеянии по народам» египтян (30:20-26)

5. Пророк сравнивает Египет с Ассирией (глава 31)

6. Плач о фараоне (32:1-16)

7. О низвержении народа египетского в преисподнюю (32:17-32)

III. О благословениях на Израиль (главы 33-48)

А. Израиля ожидает новая жизнь (главы 33-39)

4. О благословениях, грядущих на Израиль (глава 36)

5. О восстановлении народа (глава 37)

6. Гнев Божий обрушится на Гога и Магога (главы 38-39)

Б. Об обновлении жизни в Израиле, всех его законов и порядков (главы 40-48)

1. О новом храме (главы 40-43)

2. О новом служении Богу (главы 44-46)

3. О новой земле (главы 47-48)

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Источник

Толкование на пророка Иезекииля

Телесные очи созданы для того, чтобы им быть судиями наружного вида и цветов, и когда здоровы, судят правильно и весьма верно, а в болезненном состоянии погрешают против своего долга, и во многом нарушают справедливость, потому что или вовсе не видят, или, в одном усматривая другое, свойство видимого не различают верно. Душевное же зрение, как телесным очам сообщает сказанную нами действенность, так получило от Создателя и другую силу, по которой, не только различает наружный вид, цвет, запах, вкус и другие подобные качества, но судит слова и помыслы, отличает злочестивых от благочестивых, познает различие между божественными и человеческими и, одним словом, по слову мудрого Соломона, «разумеет притчу и темное слово» и «речения премудрых и гадания» ( Притч. 1, 6 ). Но все это различает, когда благоустроено и свободно от неверия, когда же омрачено таковым туманом, с ним бывает то же, что и с телесными очами, и оно видит одно вместо другого или совершенно не видит, по причине овладевшей страсти. Впавши в этот недуг, иные предпринимали обвинять божественное Писание, особенно же пророческие предвещания, как покрытые неясностью. Им справедливо может сказать богомудрый Павел: «аще ли же есть покровено блоговествование наше, в гибнущих есть покровено» ( 2Кор. 4, 3 ); ибо «премудрость глаголем в совершенных» ( 1Кор. 2, 6 ). Согласно с сим и то, что Владыка и Спаситель наш сказал святым Апостолам: «вам дано есть разумети тайны царствия, онем же не дано есть» ( Матф. 13, 11 ); и показывая причину сего, немедленно присовокупляет Господь: «яко видяще не видят, и слышаще не разумеют» ( Матф. 13, 13 ), потому что они добровольно навлекают на себя облако неведения: «внегда же обратятся» ко Господу, как говорит божественный Апостол, «взимается покрывало» ( 2Кор. 3, 16 ). Посему не для всех неясно божественное, а только для тех, которые слепотствуют по своей воле. Но им надлежало бы обратить внимание и уразуметь, что все драгоценное не легко достается людям. И жемчужину скрывает в себе морская глубина; а также и цвет царской багряницы, и золотоносные и среброносные жилы, не на поверхности земли, а сокрыты в недрах ее. Да и в домах дрогоценнейшее в имуществе храним внутри в кладовых, приложив к дверям цепи, запоры, печати. И из намерений свих более важные обыкновенно объявляем искреннейшим друзьям, а не просто всем. Но божественное всего нами сказанного досточестнее, и в такой же мере превосходнее, в какой невидимое выше видимого, мысленное выше чувственного, пребывающее выше мимо текущего. Поэтому надлежит почтить сие большим хранением, и говоря Владычним словом, не метать «бисера пред свиниями» ( Матф. 7, 6 ). И действительно приобретение того, что у всех под руками, удобно пренебрегается; a приобретаемое с трудом превожделенно и весьма любезно.

Читайте также:  Дружба это толкование слова

Сверх сего к сказанному должно присовокупить еще и то, что предречения божественных Пророков заключают в себе обвинение беззакония иудеев, а язычникам возвещают обетование благ, и пророчеству необходимо надлежало быть прикровенным, чтобы иудеи, обычно порабощенные зависти, осмелившись злоумышленно отвратить от других обетованные им блага, не уничтожили самых книг, в которых оные изображены. А что и сие служило причиною кажущейся неясности, свидетельствуют о том самые события, потому что в древности действительно оставалось сие невнятным для иудеев, чтобы сохранилась преданная письмени память о благословении язычников. Когда же пророчество пришло в исполнение, и за письменами последовали самые дела; тогда предвещания Пророков сделались ясными и внятными, потому что читающее пророческие книги находят истолкование в самых событиях. Посему никто, особливо же из питомцев благочестия, да не дерзнет укорять Божественного Духа за неясность словес Его; а напротив того, желая уразуметь священные словеса, да взывает с богомудрым Давидом: «открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего» ( Пс. 118, 18 ). Ибо, конечно, получит просимое, кто просит знания сего на пользу себе. И мы, принося моление сие Владыке, Который, по слову божественного Давида, «умудряет слепцы» ( Пс. 145, 8 ), а по слову блаженного Исаии, тех, «иже во тме, и иже во мгле» ( Ис. 29, 18 ), осмелимся приступить к истолкованию богомудрого Иезекииля, постараемся исследовать, сколько возможно для нас, глубину сего пророчества, и извлекаемую из сего общую пользу предложит всем благочестивым. Итак, прежде истолкования изложим вкратце содержание.

Пророк сей начал пророчествовать в пятый год пленения Иоакимова, или Иехониина. Пленение же сие, по мнению некоторых, было не первое, но для Иерусалима третье, для колена Иудина четвертое, а для всего Израиля шестое. Ибо первый Феглаффеласар отвел в плен большую часть десяти колен. Второй Саламанасар, поработив жителей Самарии и окрестных городов, удалился с ними. Третий Сеннахирим, как осаждал прочие города Иудейские и многих пленников отвел в преселение, так, с великим злочестием вознамерившись ополчиться против Иерусалима, понес воздаяние за богохульство, и погубив воинство, пораженное Божиею карою, с немногими возвратился в отечество. После сего четвертый Навуходоносор, воцарившийся в третье лето царствования Иоакима, сына Иосина, с многочисленным воинством пришел в Иудею; и, взяв многие таланты золота и серебра, немалое число пленников из царского рода и несколько священных сосудов, возвратился оттуда, наложив дань на царя. По прошествии же немногого времени Иоаким не захотел платить обещанную дань; и Навуходоносор, в одиннадцатое лето его царствования, и в восьмое – своего владычества, снова ополчается на Иерусалим, умерщвляет Иоакима, повелевает бросить его со стены, и долгое время оставляет не погребенным, всех же чиновных взяв в плен и над оставшимися поставив царем Иоакима, называемого и Иехониею (а был он сын Иоакима), ушел в Вавилон. Когда же прошло три месяца с немногими днями, узнав, что Иоаким возмутился, снова приходит, и связав его, уводит с немалою толпою пленников, а царем поставляет дядю его, брата первого Иоакима, сына Иосина, Матфанию, иначе Седекию, обязав его клятвою, что сохранит к нему приязнь и будет в свое время платить дань. Но поелику он также нарушил клятву, не захотел платить дани, не сохранил и приязни, а убежал к египтянам, то Навуходоносор, собрав большое войско, пришел снова и, овладев городом и пленив жителей, сжег царский дворец, Божий храм, и все великолепные здания, и всех тех, которые не погибли от голода и избежали вражеского меча, отвел пленниками; не только все сосуды, сделанные из серебра и золота, но и столпы, устроенные из меди и все прочее перенес в Вавилон. Посему пленение Иехониино, по мнению некоторых, было не первое, но для Иерусалима третье. И о сем дают нам знать четвертая книга царств, книга Паралипоменон и божественный Пророк Даниил. Ибо так начинает он и пророчество: «в лето третие царства Иоакима царя Иудина, прииде Навуходоносор царь вавилонский на Иерусалим, и воеваше нань. И даде Господь в руце его Иоакима царя Иудина, и от части сосудов храма Божия» ( Дан. 1:1, 2 ), и чрез несколько слов продолжает: «и рече царь ко Асфанезу старейшине евнухов своих ввести от сынов плена» сынов Израилевых «и от племене царска» ( Дан. 1:3 ). Посему первое иерусалимское пленение было в третий год царствования Иоакимова, а это был первый год царствования Навуходоносорова. И о сем извещает нас тот же Пророк, говоря так: «в лето второе царства Навуходоносорова, coниe виде» ( Дан. 2, 1 ). А второе пленение, как сказал я, было в одиннадцатый год царствования Иоакимова, и в восьмой – владычества Навуходоносорова. Третье же – в первый год царствования Иехонии, сына Иоакимова, и в девятый владычества Навуходоносорова. И о сем ясно дает нам знать блаженный Пророк Иеремия; и кто хочет сличить годы, тому не трудно в ясности дознать сие у оного Пророка. Посему Иезекииль начал пророчествование в пятый год пленения Иоакима, именуемого и Иехониею, и это был пятый также год царствования Седекии, который был вместо Иехонии поставлен царем Иудейским. Дан.

Читайте также:  Акты официального и неофициального толкования

Вам может быть интересно:

1. Толкование на пророка Иеремию – блаженный Феодорит Кирский

Источник

Глава 2

Призвание к пророчеству

Когда вышний голос ласково ободрил пророка, и он успокоился от первого испуга перед явлением, он призывается быть пророком («посылаю» уже у Исаи технический термин; Ис.6:8 ) Израиля (вместо «сынам» LXX читали близкое по начертанию «дом»: беней-бет), который к сожалению едва уже достоин называться этим высоким именем «богоборца», а скорее упорно не послушными язычниками («людям»; евр. «гоим», ко времени Иезекииля должно было стать нравственно-религиозным термином вместо прежнего этнологического смысла, почему может быть LXX-ю намеренно опущено). Впрочем, Израиль, с самого начала существования («отцы» здесь в самом широком смысле) и до сего самого дня не отличался верностью: по Иезекиилю в отличие, например, от Иеремии ( Иер 2.2 ). Израиль испорчен до своих первоисточников ( Иез 16.3 ).

Упорство Израиля как бы усилилось через длинный ряд поколений и у теперешнего ( «эти сыны» ) лицо потеряло способность краснеть и стыдливо поникать взорами, а сердце стало недоступно для убеждения. «Скажешь им: так говорит», т. е. будешь пророком, который есть уста Божии, – «Господь Бог» – Адонай Иегова. Двойное имя Божие в еврейском тексте кн. Иезекииля употреблено 228 раз против 218 раз простого «Господь» (Иегова), и в большинстве случаев трудно указать причину для такого, а не другого имени: двойное имя должно бы стоять в более торжественных случаях, но видимо переписчики позволяли себе здесь свободу.

Пророк не должен умолкать, будут ли его слушать или нет. Хотя последнее, ввиду известного упорства Израиля, несомненно, но дело не в мгновенном успехе проповеди: результаты деятельности Иезекииля лежат в будущем, когда исполнение его пророчеств и главным образом угроз обнаружит в нем пророка; если же в нем признают истинного пророка, то вместе признают говорившего через него Истинным Богом, а это составляет первое предварительное условие будущего обращения Израиля. Разница у LXX в начале стиха: «аще убо услышат и убоятся» (благоприятная для евреев, как и опущение «гоим» в 3 ст.) произошла от того, что частица «им», кроме «ли» значит и «если» ( Нав 24.15 ; Еккл 2.13 ), а второй глагол вместо «йехдалу» (перестанут) прочитан «йедхалу» (убоятся). «Мятежный дом» – до того любимое название Израиля у пророка Иезекииля, что оно для него почти собственное имя, и это было тем возможнее, что первоначально все еврейские собственные имена имели нарицательное значение.

Уверенный в своем будущем торжестве, пророк может спокойно сносить все это и продолжать свое дело. Поминутно выставляется на вид упорство народа, с которым Иезекиилю придется иметь дело, в надежде, что это упорство возбудит тем большее рвение со стороны пророка, что он с тем большею готовностью будет воспринимать сообщаемые ему откровения и не позволит обнаружить с своей стороны что-либо подобное этому упрямству толпы, примеры чего были среди пророков (Валаам, Иона, иудейский обличитель Иеровоама) Иезекииль должен тотчас доказать делом свое послушание: пусть он съест то, что Бог вот дает ему. Пророк посмотрел, что было в протянутой к нему руке, и увидев, что от него, действительно, требуется почти невозможное. Чья была рука, пророк не решается сказать: Иеремия же прямо говорил: «И простер Господь руку Свою» ( Иер 1.9 ).

Вам может быть интересно:

3. Книга пророка Иезекииля – преподобный Ефрем Сирин

Источник

Оцените статью
Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Adblock
detector