Вид судебного толкования трудового законодательства

2. Нормативные акты и органы по рассмотрению трудовых споров

Конституция России в ст. 6, 7, 15, 17, 18, 19, 32, 37, 45, 46, 48 128 содержит основы порядка рассмотрения трудовых споров, которые конкретизированы в других законах.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется гл. 60 (ст. 381–397) ТК.

Порядок разрешения коллективных споров регулируется Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. “О порядке разрешения коллективных трудовых споров” // СЗ РФ. 1995. №48. Ст. 4557 и гл. 61 (ст. 398-418) Кодекса.

Установленный гл. 60 ТК порядок не распространяется на споры о досрочном освобождении от выборной платной должности работников общественных организаций и других объединений граждан по решению их органов, на споры судей, прокуроров, их заместителей и помощников, а также следователей прокуратуры и государственных служащих по вопросам перевода, увольнения (в том числе изменения даты и формулировки причин увольнения), оплаты вынужденного прогула при восстановлении на работе и наложения на них дисциплинарных взысканий. Особенности рассмотрения этих споров устанавливаются иными законодательными актами, в частности специальными законами об этих категориях работников. Но государственные служащие могут со спором обратиться и в суд, так как ст. 9 установлена альтернативная подведомственность споров по их выбору.

При рассмотрении трудовых споров суд применяет не только соответствующие нормы трудового, но и гражданского процессуального права (ст. 3-6, 17, 25, 39, 80, 126, 141, 144, 197, 210 и 407 ГПК РФ).

Большое значение для единообразного применения законодательства при рассмотрении индивидуальных трудовых споров имеют руководящие постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Эти акты не являются источниками права. Но это – вид судебного толкования трудового законодательства, дающий судам руководящие разъяснения по единообразному его применению по конкретным нормам. Во многих случаях эти постановления восполняют пробелы трудового законодательства. Так, есть постановления Пленума Верховного Суда РСФСР по применению судами норм о труде женщин (1990 г.) и о труде молодежи (1993 г.) (Бюллетень Верховного Суда РФ. 1991. №3; 1993. №9) от 20 декабря 1994 г. “Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда” (там же. 1995. №3. С. 9), от 28 апреля 1994 г. №3 “О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья” (там же. 1994. №7).

Для применения норм трудового права при разрешении трудовых споров определенное значение имеют соответствующие решения Конституционного Суда России, а также обобщения судебной практики по трудовым делам (см., например, Комментарий судебной практики. Вып. 2. М., 1995, с. 3–41).

Юрисдикционными органами, рассматривающими индивидуальные трудовые споры по вопросам применения трудового законодательства, являются комиссии по трудовым спорам (КТС) и суды.

КТС образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников избираются общим собранием работников организации, а представители работодателя назначаются в КТС руководителем организации (ст. 384 ТК). По решению общего собрания (конференции) могут быть образованы и КТС отдельных подразделений организации. Тогда представители работников в КТС цеха избираются трудовыми коллективами цехов и других аналогичных подразделений. Цеховые КТС действуют на тех же основаниях, что и общезаводские, в пределах своего подразделения.

В зависимости от органа различаются следующие виды разбирательства индивидуальных трудовых споров:

– КТС как избранным органом трудового коллектива;

– вышестоящими органами для отдельных категорий работников (судьи и др.).

Каждый из видов разбирательства трудового спора является самостоятельным, т.е. со своим началом и концом, порядком вынесения решения по спору и его исполнению. Один и тот же спор может пройти последовательно два вида разбирательства: в КТС и суде, если пожелает спорящая сторона, не удовлетворенная решением КТС. Такой последовательный порядок (начиная с КТС как первичного обязательного органа) принято называть общим порядком в отличие от иных случаев, когда спор решается либо непосредственно судом, либо вышестоящими органами.

Все органы по рассмотрению трудовых споров наделены государством властными полномочиями решать трудовые споры. Поэтому их решения обязательны для исполнения и в специальном утверждении не нуждаются, т.е. они окончательны и могут сразу исполняться, если не обжалованы.

Согласно Закону о коллективных трудовых спорах и гл. 61 Кодекса органами, рассматривающими данные споры, являются: примирительные комиссии, создаваемые для каждого такого спора; посредник; трудовой арбитраж.

Процессуальные и процедурные правоотношения по рассмотрению трудовых споров – это юридическая связь соответствующего юрисдикционного органа с участниками данного спора. Процедурные правоотношения предшествуют, как правило, процессуальным (по приему заявления в юрисдикционный орган, процедурные действия судьи по подготовке судебного заседания по разрешению спора и т.д.). Они возникают при всех видах разбирательства индивидуальных трудовых споров с момента обращения заинтересованной стороны в данный юрисдикционный орган. Основанием их возникновения является именно подача заявления, принятие к производству данного дела, а рассмотрение самого спора – это процессуальные отношения.

Читайте также:  Толкование сновидений сонник ванги бесплатно

Процессуальное правоотношение возникает между данным органом, с одной стороны, и участником спора – с другой. Каждое лицо, участвующее в деле по рассмотрению спора (спорящие стороны или их представители, свидетели, эксперты), находится в процессуальном правоотношении только с органом, рассматривающим данный спор, т.е. это лицо обладает процессуальными правами и несет процессуальные обязанности только по отношению к этому юрисдикционному органу. Для разных органов, которые рассматривают спор, характер процессуального правоотношения зависит от того, каким законом регулируется процесс рассмотрения.

При различных ранее указанных видах разбирательства трудовых споров возникают три вида процессуальных правоотношений: трудовые процессуальные, гражданско-процессуальные и административно-процессуальные. Каждый определяется по тому юрисдикционному органу, который рассматривает трудовой спор. И один спор может быть связан с двумя видами процессуальных правоотношений при последовательном его рассмотрении в КТС, а затем, если этот спор переносится в суд, возникают гражданские процессуальные правоотношения.

Трудовые процессуальные правоотношения – это урегулированные нормами трудового права отношения по рассмотрению трудовых споров в КТС, примирительной комиссией, с посредником, в трудовом арбитраже, т.е, это юридическая связь юрисдикционного органа, урегулированная нормами трудового права, со спорящими сторонами и другими участниками спора.

Содержанием процессуальных правоотношений является юридическая связь данного юрисдикционного органа с участниками спора, в которой субъекты правоотношения обладают определенными взаимными процессуальными правами и обязанностями. В реализации этих прав и обязанностей проходит и весь процесс рассмотрения трудового спора, когда юрисдикционный орган применяет при решении спора по существу нормы материального трудового права, осуществляя свои властные полномочия по вынесению решения по спору; после этого данные процессуальные правоотношения прекращаются. Но могут возникнуть другие правоотношения, тоже процессуального характера – по принудительному исполнительному производству решений по индивидуальному спору, если они не выполнены добровольно.

По своему характеру все они являются охранительными, а не регулятивными.

Источник

Акты судебного толкования права как результат нормотворческой деятельности

Общепризнано, что официальное толкование правовых норм, особенно в современной действительности, изобилующей огромным количеством правовых актов, крайне необходимо для их правильного понимания, применения, устранения пробелов и коллизий. В идеале цель и задача толкования состоит в установлении истинной воли законодателя, для единообразного применения к ситуациям, выраженным в норме права. Однако проблема официального толкования, в частности судебного толкования, заключается в том, что акты судебного толкования отвечают признакам правовых актов: они общеобязательны, приняты уполномоченным на то органом, формальны.

И определяя содержание той или иной нормы права, посредством обобщения и разъяснения судебной практики, судебный орган фактически определяет должное правило разрешения судебных дел, т.е. устанавливает определенную процессуальную норму, которой будут следовать нижестоящие суды. Судебное толкование в Российской Федерации осуществляет

Конституционный суд, дает толкование положений Конституции РФ, и Верховный суд, дает разъяснение по вопросам судебной практики. Для характеристики актов судебного толкования следует рассмотреть акты толкования Верховного суда РФ. Согласно статье 19 Федерального Конституционного закона «О судебной системе» Верховый суд «в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации дает судам разъяснения по вопросам судебной практики». Сформированная судебная практика ограничена всеми существующими отраслями права в России, а выносимые постановления являются обязательными как для судов общей юрисдикции, так и для арбитражных. Отсюда важно дать теоретико-юридическую оценку выносимым постановлениям, поскольку они определяют направленность применения правовых норм.

В теории российского права предписания, содержащиеся в актах толкования права, следует считать, по мнению Перевалова В.Д., правоположениями, которые не имеют юридической силы, но имеют юридическое значение. Для оценки такого понятия необходимо проанализировать различные Постановления Пленума ВС РФ.

Например, постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 (ред. от 07.02.2017) «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» осуществляет не только толкование-разъяснение статей, но и устанавливает права и обязанности субъектов, не предусмотренные интерпретируемой статьей. Так, дается толкование статьи 393.1 ГК РФ «Возмещение убытков при прекращении договора», где Верховный суд наделяет должника правом предоставления доказательства о недобросовестных действиях кредитора, чего не предусмотрено в самой статье.

Тоже самое можно увидеть в постановлении от 15.11.2016 № 48 «О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности». Верховный суд дает толкование статьи 76.1 и говорит, что возмещение ущерба и (или) денежное возмещение, могут быть произведены не только лицом, совершившим преступление, но и по его просьбе (с его согласия) другими лицами, о чем не говорится в самой статье, мало того, 2 пункт данной статьи говорит, что «лицо впервые совершившее преступление,… освобождается от уголовной ответственности, если возместило ущерб…»- говорится о самостоятельном возмещении ущерба.

Читайте также:  Современное толкование принципа равенства и справедливости

Особый интерес представляет ситуация в постановлении от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации». Дается толкование статьи 31 Жилищного кодекса, которая определяет лиц, относящихся к членам семьи собственника. При этом говорится «Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи». При этом процедура признания данных лиц не урегулирована в процессуальных законах, а описывается именно в постановлении Пленума ВС РФ в пп. б, п. 11. То есть в данном случае Верховный суд восполнил пробел в законодательстве путем установления процедуры признания лиц членами семьи.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.11.2015 № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего труд спортсменов и тренеров» устанавливает дефинитивные нормы правовых категорий «спортсмен», «тренер», «спортивный режим», что не предусмотрено 54.1 главой Трудового кодекса РФ, в то время как их определения важны для применения норм трудового права. К примеру, спортсмен за нарушение спортивного режима должен привлекаться к дисциплинарной ответственности, согласно Постановлению, а поскольку ТК РФ не дает понимание, что вообще означает спортивный режим, Верховный суд в дополнении к установлению дисциплинарной ответственности устанавливает норму, которая трактует данное понятие.

Еще более важным аспектом в определении положения актов толкования Верховного суда является ссылка нижестоящих судов на Постановления Пленума ВС РФ. Например, в решении Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 16 января 2017 года (2-636/2017) судья ссылается на Постановление «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю», в решении Свердловского областного суда от 14 февраля 2017 года (33-2984/2017) судья ссылается на Постановление «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении судами заявлений, представлений о пересмотре по вновь открывшимся или новым обстоятельствам вступивших в законную силу судебных постановлений». Подобные ссылки также подтверждают тот факт, что некоторые положения актов толкования ВС РФ расцениваются как нормы, которыми судьи руководствуются не как интерпретационными, а как обязательными и имеющими юридическую силу.

Это лишь небольшая часть примеров, которые свидетельствуют о наличии элементов нормотворчества в актах толкования Верховного Суда РФ. Деятельность этого суда сводится не только к разъяснению содержания норм права, но и созданию новых процессуальных положений.

Кроме того, Верховный суд может принимать Постановления, вносящие изменения в ранее принятые акты, что дает основание говорить о его деятельности, как о нормотворческой.

Многие авторы, слыша о судебном нормотворчестве, выраженном в актах толкования, ошибочно начинают расценивать их как юридические прецеденты. На самом же деле юридические прецеденты основаны на конкретном правоотношении и в соответствии с ним вырабатывают определенную норму для разрешения подобных же ситуаций, в то время как акты толкования и содержащиеся в них нормы основаны на определенной норме права, и в зависимости от различных факторов начинают ее «корректировать» для последующего применения судами.

Теория российского права не совсем признает такое явление как судебное нормотворчество, ввиду сложного теоретического обоснования из-за устоявшейся теории разделения властей, где определено четкое место суда, как органа осуществляющего исключительно правосудие. Однако анализ названных примеров свидетельствует о создании судебными органами норм, имеющих юридическую силу.

Источник

РАЗДЕЛ 2. «ТОЛКОВАНИЕ НОРМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА

Тема 1. Общая характеристика толкования норм трудового права

Понятие толкования. Принципы толкования.

Толкование в механизме правового регулирования.

Тема 2. Способы толкования

Общая характеристика способов толкования норм права.

Грамматический (языковый) способ. Логический способ. Систематический способ. Исторический (историко-политический) способ.

Тема 3. Виды толкования по субъектам.

Степень обязательности толкования.

Нормативное и казуальное толкование

Классификация толкования по субъектам. Официальное (аутентичное и легальное) и неофициальное (обыденное, профессиональное, доктринальное) толкование.

Нормативное и казуальное толкование

Официальное нормативное толкование норм трудового права Верховным Судом РФ. Постановление Пленума ВС от 17 марта 2004 г.

Толкование норм трудового права органами исполнительной власти.

Толкование норм трудового права работодателями.

Читайте также:  Николаевич значение и толкование отчества

Тема 4. Официальное нормативное толкование норм трудового права и подзаконное нормотворчество

Официальное нормативное толкование и правотворчество.

Тема 5. Толкование трудового законодательства Конституционным Судом РФ

Общая характеристика официального нормативного толкования норм трудового права Конституционным Судом.

Толкование нормы п. 2 ст. 278 и ст. 279 ТК РФ.

Толкование норм об увольнении профсоюзных активистов с согласия профсоюзного органа.

Признание неконституционным нормы подп. «и» пункта 7 Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию и абзаца второго пункта 16 постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 13 декабря 1979 года N 1117 «О дальнейшем укреплении трудовой дисциплины и сокращении текучести кадров в народном хозяйстве».

Календарно-тематический план

по спецкурсу «Толкование норм трудового законодательства»

№ № Краткое наименование темы Всего часов Лекции Семинары Приме­чание
Общая характеристика толкования норм трудового права.
Способы толкования.
Виды толкования по субъектам. Степень обязательности толкования. Нормативное и казуальное толкование.
Официальное нормативное толкование норм трудового права и подзаконное нормотворчество
Толкование трудового законодательства Конституционным Судом РФ.
ИТОГО
ВСЕГО

Вопросы к зачету

ЛИТЕРАТУРА

1. Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 15 марта 2005 г. № 3-П //Российская газета, № 57, 23.03.2005

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 марта 2004 года № 138-О// «Российская газета», № 125, 16.06.2004, «Вестник Конституционного Суда РФ», № 5, 2004

3. Определение Конституционного суда Российской Федерации от 4 декабря 2003 г. № 421-О // «Собрание законодательства РФ», 02.02.2004, № 5, ст. 404.

4. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» // Российская газета, 8.04.2004.

5. Черданцев А.Ф.Толкование права и договора. М., 2003.

6. Общая теория права. Курс лекций. Под общей редакцией профессора В. К. Бабаева, Нижний Новгород, 1993. Лекция 16.

7. Теория государства и права. Учебник / С.С. Алексеев, С.И. Архипов, В.М. Корельский и др.; под ред. С.С. Алексеева. М., 1998. Гл. 24.

8. Снигирева И.О. Толкование норм Трудового кодекса РФ и других актов трудового законодательства // Новый Трудовой кодекс Российской Федерации и проблемы его применения (материалы Всероссийской научно-практической конференции 16-18 января 2003 г.) / Отв. ред. К.Н. Гусов. ТК Велби, 2004.

9. Акопов Д.Р. Подзаконные источники трудового права и акты судебного нормативного толкования //Журнал российского права, 2006, № 7.

10. Лушников А.М., Лушникова М.В. О толковании трудового договора //Правоведение, 2005, № 2.

11. Орловский Ю. Судебная практика по применению Трудового кодекса Российской Федерации. // Хозяйство и право, 2004, № 5.

РАЗДЕЛ 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА

Часть 1. Понятие занятости и основные направления

Государственной политики

По обеспечению занятости населения

Тема 1. Занятость и безработица: понятие и виды

Понятие и виды занятости. Безработица: понятие, виды, причины. Государственные программы обеспечения занятости населения: история и современность.

Тема 2. Субъекты, обеспечивающие решение

Проблемы занятости

Органы общей компетенции, участвующие в обеспечении занятости.

Органы специальной компетенции. Федеральная служба по труду и занятости. Координационные комитеты содействия занятости. Негосударственные организации, оказывающие услуги в сфере трудоустройства и занятости.

Часть 2. Правовое регулирование увольнения работников

Тема 3. Понятие и порядок увольнения

Понятие увольнения и порядок его проведения. Содействие занятости в условиях массового увольнения. Определение критериев массового увольнения.

Тема 4. Правовая и социальная защита

Увольняемых работников

Льготы и компенсации работникам, увольняемым из организаций. Дополнительные гарантии занятости при увольнении для отдельных категорий населения.

Часть 3. Правовой статус безработного

Понятие безработного. Порядок признания граждан безработными. Права и обязанности безработного.

Тема 6. Социальная защита безработных

Пособие по безработице. Материальная помощь. Иные формы социальной защиты безработных.

Часть 4. Организационно-правовые формы

Обеспечения занятости

Тема 7. Правовая организация трудоустройства

Понятие и формы трудоустройства. Порядок трудоустройства. Понятие подходящей работы.

Тема 8. Профессиональная подготовка

Как одна из форм обеспечения занятости

Переобучение, повышение квалификации, профессиональное обучение по направлению службы занятости. Профессиональная ориентация и психологическая поддержка. Организация профессионального обучения незанятого населения. Обеспечение стипендией. Опережающее профессиональное обучение кадров.

Целевая контрактная подготовка специалистов.

Тема 9. Помощь безработным в организации собственного дела

Обучение основам предпринимательской деятельности. Содействие безработным гражданам, желающим организовать собственное дело.

Тема 10. Трудоустройство в другой местности

Порядок оказания гражданам содействия в трудоустройстве в другой местности. Содействие гражданам, переселяющимся для работы в сельскую местность Трудоустройство граждан Российской Федерации за рубежом.

Источник

Оцените статью
Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Adblock
detector