В рождестве девство сохранила еси толкование

В рождестве девство сохранила еси толкование

Жизнь Богородицы после Вознесения Господня

Как мы знаем из Евангелия, умирая на Кресте, Господь вручил Пресвятую Богородицу попечению апостола Иоанна Богослова. «Же́но, се сын твой», — сказал Господь Богородице, указывая на своего любимого ученика. Затем, обратившись к нему, сказал: «Се мати твоя». «И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин 19:26-27).

О жизни Богородицы после Вознесения Господня мы знаем только из церковного предания. Имеются пространные апокрифические сказания, например, «Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы», а также слова (проповеди) преподобного Андрея Критского, Константинопольского патриарха Германа и три слова преподобного Иоанна Дамаскина. Все эти источники датируются VIII веком. Существуют и более ранние свидетельства. Обстоятельства Успения Богородицы известны в православной Церкви с апостольских времен. Еще в I веке о них писал священномученик Дионисий Ареопагит, ученик апостола Павла.

Кончина Богородицы

Узнав об этом, христиане, жившие в Иерусалиме и окрестностях, собрались, чтобы попрощаться с Богородицей. Чудесным образом и апостолы, которые разошлись по всей земле с проповедью веры Христовой, были собраны в Иерусалиме. Увидев друг друга, они радовались и недоумевали: для чего Господь собрал их в одно место? Апостол Иоанн Богослов, приветствуя их, сказал, что для Божией Матери настало время отойти ко Господу.

Апостолы приветствовали Пресвятую Богородицу, и она возрадовалась и прославила Бога, что Он услышал её молитву и исполнил желание её сердца. Настал час успения Богородицы, и сам Господь пришел взять её душу. Неземной свет осиял горницу, в которой стоял благолепно украшенный одр с лежащей на нем Богородицей, окруженный апостолами. Увидев это, Божия Матерь произнесла:

Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о́ Бозе, Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея —

и, поднявшись с ложа, поклонилась Господу. Без всякого телесного страдания Пресвятая Дева предала душу в руки своего Сына и Бога, как бы уснув.

Погребение Богородицы

Оплакав свою разлуку с Богородицей, апостолы приступили к погребению её пречистого тела. Петр, Павел, Иаков с другими из числа 12 апостолов понесли на своих плечах одр с телом Пречистой. Апостол Иоанн Богослов шел впереди с райской ветвью, которую принес Богородице Архангел Гавриил, а множество христиан сопровождали их с пением, свечами и кадилами. Для бо́льшего прославления Пресвятой Богородицы всемогущая сила Божия исцеляла больных, с верой прикасавшихся к священному одру.

Торжественное шествие направлялось в Гефсиманию, где покоились родители Пресвятой Богородицы и праведный Иосиф Обручник. Озлобленные почестями, воздаваемыми Божией Матери, первосвященники и книжники послали своих слуг, чтобы те разогнали сопровождавших, и са́мое тело Богородицы сожгли. Но произошло чудо: облачный венец, по воздуху сопровождавший шествие, опустился к земле и как бы стеною оградил его. Преследователи слышали шаги и пение, но никого не видели. Многие были поражены слепотой. Иудейский священник Аффония из зависти и ненависти хотел опрокинуть одр, на котором возлежало тело Пресвятой Девы, но Ангел Божий невидимо отсек его руки, которые прикоснулись к гробу. Видя такое чудо, Аффония раскаялся и с верою исповедал величие Матери Божией. Он получил исцеление и стал христианином.

Погребальная процессия достигла Гефсимании. Там апостолы положили тело Богородицы в гроб и закрыли вход в пещеру большим камнем. По промыслу Божию лишь апостола Фомы не было при погребении Богородицы. Придя на третий день, он очень сожалел, что не удостоился благословения Богоматери и не смог проститься с ней. Апостолы, сожалея об этом, решились открыть гроб, чтобы он смог поклониться пречистому телу Божией Матери, но нашли в нем только погребальные пелены — тело Богородицы было взято на небо. Издавна христиане молятся Богородице как заступнице и ходатаице перед Богом. Об этом говорится и в тропаре праздника Успения:

В рожестве девство сохранила еси, и во успении мира не остави, Богородице: престави бо ся к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти душа наша

(Родив Сына, сохранила девство, и после смерти, Богородице, Ты не оставила мира, потому что перешла к жизни, явившись Матерью Жизни (т. е. Господа), и Твоими молитвами избавляешь от смерти души наши).

Читайте также:  Гадание на игральных картах обучение толкования карт расклады

Богослужебные песнопения — это не только умилительные напевы и глубоко поэтичные тексты, но и напоминание всем нам о сути нашей веры. Нет ни одного догмата Церкви, который не был бы раскрыт в богослужении. Каждая служба имеет свои темы и акценты, переплетение молитвословий суточного, седмичного и годового богослужебных кругов создает неповторимый смысловой узор, дающий пищу и сердцу, и уму.

Начинать знакомство с литургическим богатством Церкви лучше с наиболее емких по смыслу ключевых песнопений праздников — тропарей и кондаков. Если вы думаете, что передать содержимое нескольких разделов учебника по догматическому богословию одной фразой невозможно, сейчас самое время убедиться в обратном.

Итак, тропарь Успения Пресвятой Богородицы, который не раз будет повторяться и на вечерне, и на утрене, и на Божественной литургии не только в сам день праздника, но и все девять дней попразднства: о чем идет речь в этом песнопении?

В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

1. О приснодевстве Божией Матери. Мы верим, что Она была Девой до рождения Спасителя, при самом рождении и осталась Девой после этого события.

Необычный способ рождения в мир Богочеловека предсказывал пророк Исаия: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14). Об этой тайне идет речь на первых страницах Евангелия: она приводит в недоумение Саму Деву: «как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк. 1:34) — и смущает Иосифа, который «будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее» (Мф. 1:19).

Человеческий ум не в состоянии постичь эту тайну и начинает придумывать более «реалистичные» вещи. Это касается не только Иосифа, но и многих наших современников, выдумавших ряд версий этого события — от почти благочестивых до откровенно богохульных. Точку в споре, какая из версий истинная, ставит посланный Богом ангел: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1:20-21).

Христос на Кресте вручил Своей Матери все человечество в лице Иоанна Богослова: «Се сын Твой» (Ин. 19:26). Ее помощь людям, Ее молитва за весь мир не прекратилась с Ее телесной смертью. Для Нее все мы — и праведные, и грешные, и добрые, и злые — дети, которых жалко, и которым хочется помочь вырасти нормальными людьми. Нормальными — с точки зрения Неба.

У Бога нет мертвых, у Него все живы. После смерти человек движется в том же направлении, что и до нее: если для него центром жизни был Бог, если он искренне любил ближних и стремился помогать им, меняется не суть, а форма этих отношений. Именно поэтому мы молимся Божией Матери и святым и имеем многочисленные свидетельства их помощи и поддержки — не только в книгах и рассказах, но и в личном опыте.

3. О том, что праведники наследуют вечную жизнь.

В Вечность родиться тоже можно по-разному: или готовым к ней, или нежизнеспособным. Гусеница, не захотевшая расстаться со своими рогами и челюстями и отрастить крылья, не сможет взлететь в небо. Человек, не стремившийся к Вечной Жизни еще при жизни земной, не будет знать, что делать с обрушившимся на него пространством любви. А тот, кто уже из этого мира видит мир горний, без труда сориентируется там, когда придет время.

Нужна инструкция по отращиванию крыльев? Евангелие и жизнеописания людей, у которых это получилось: святых и, конечно же, Божией Матери.

4. О том, что Дева Мария — Мать Того, Кто сказал о Себе: «Я — путь, истина и жизнь».

Читайте также:  Сказка о рыбаке и рыбке толкование

На вопрос апостола Фомы, каким путем идти в Жизнь Вечную, Христос сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). Как это — через Него? Что это за путь?

Другой возможности достичь Царствия Небесного, кроме как поверить Иисусу Христу как Царю и Богу, полюбить Его всем сердцем и стремиться исполнять Его волю, нет. Такая жизнь — это не тюрьма и не казарма со сплошным «низзя» заповедей и уставных предписаний, а полные тепла, света и радости отношения любящих и любимых. В этом — и жизнь, и истина.

И, конечно же, если полюбил Христа, невозможно не полюбить и Ту, благодаря Кому стало возможным Боговоплощение и все последующие евангельские события — в том числе Крест и Воскресение, после которых наша земная жизнь заканчивается не тупиком, а дверью в Вечность.

Смерти нет. Это лейтмотив не только Пасхи, но и Успения. Само слово «успение» (засыпание, сон) — не столько синоним, сколько антоним слова «смерть». Мертвые лежат в гробах, а уснувшие просыпаются полными сил и радуются новому дню.

Уверенность в том, что только так и должно быть, звучит в тропаре Успения Божией Матери.

6. О силе материнской молитвы Пресвятой Богородицы.

Народная мудрость гласит: молитва матери и со дна моря достанет. Это более чем верно в отношении Божией Матери. Она нашла в Себе силы усыновить тех, кто распял Ее Сына — а можно ли представить себе большее дно, чем убийство кроткого и любящего Бога?

Конечно же, лучше не падать, а падая — сразу вставать, но в жизни все бывает очень по-разному. Если кажется, что это конец, что надежды нет, что лучше бы и не родиться вообще… не спешите погибать. Попросите о помощи Божию Матерь. Просто попросите. А потом, если будет желание, выясняйте в умных книгах, почему именно Она имеет власть Своей молитвой избавлять нас от смерти.

Эти же мысли повторяются и в кондаке праздника:

В молитвах Неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Источник

Во Успении мира не оставила еси, Богородице

Сегодня мы празднуем Успение Пресвятой Богородицы. Успение – потому что Она как бы уснула, не умерла. Слово «умерла» не может быть применимо к Той, Которая была Матерью Источника жизни, Матерью Сына Божия.
Нельзя применить здесь и слово «кончина» в смысле конца, кончины земной жизни, потому что «в Рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси, Богородице». Она – мир не оставила, а если не оставила, значит, Ее жизнь на земле не кончилась. Это непостижимо, но это так.
То, что сказал Ее Предвечный Сын, исполнилось в Ней в высшей степени: Кто верует в Меня, не узрит смерти вовек.
Когда блаженный Андрей, Христа ради юродивый, был в райских обителях, то он видел там многих святых, видел ангельские чины, но не видел Матери Божией. «А где же, – спросил он, – Матерь Божия?» «А Ее, – говорят, – здесь нет. Она на земле».
И действительно, Она по земле ходит. На Почаевской горе даже есть след Ее ножки, откуда истекает источник Почаевский. Матерь Божия «мира не оставила».
Поэтому слово «Успение» во всей полноте свидетельствует то, что произошло. Матерь Божия как бы почила – и вскоре проснулась… Заснула как бы в том теле, в котором Она жила на земле, а проснулась уже в преображенном теле, в воскресшем.
Таково особое благоволение Бога к Матери Божией. И это прежде всего за Ее величайшее и непостижимое смирение: Яко призре на смирение Рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди.
И в тот момент, когда Она это говорила, Ее уже ублажал род человеческий в лице праведной Елизаветы: Откуду мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне. Се бо яко бысть глас целования Твоего во ушию моею, взыграся младенец радощами во чреве моем. Иоанн Креститель прославляет Ее пришествие радостью, а праведная Елизавета уже ублажала Ее пришествие. И позднее уже жена некая говорит: Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие.
А после Воскресения Христова уже весь мир прославлял Матерь Божию.
Наша православная вера особенно Матерь Божию прославляет. И всякое отклонение от истинной веры, православной веры, заключается прежде всего в удалении от почитания Матери Божией и Честного Креста Господня.

Читайте также:  Видеть песок во сне толкование сна

Пост перед праздником Успения установлен святыми отцами по подобию Великого поста – по строгости он такой же, потому что Великий пост предваряет крестные страдания, жертву крестную и воскресение Христа Бога нашего, а пост Успенский предваряет успение и воскресение Матери Божией.
Пост Успенский начинается с выноса креста, а кончается чином погребения, который как бы знаменует собой Великую Пятницу Великого поста, за которой следует воскресение.
Чувство меры, чувство полноты в почитании Матери Божией только в православной вере, где Она занимает первое, высшее и достойнейшее место после Иисуса Христа, Сына Божия. Она превыше всей твари, всего творения. Но Православная Церковь отвергает католический догмат о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы.
Предстательство Матери Божией за людей имеет в своей основе непостижимую Божественную любовь. У Матери Божией та полнота любви, которая только может быть у человека.
И множество икон, явленных Ею здесь, на земле, имеют наименованием именно выражение этой любви неизреченной: «Заступница усердная рода христианского», «Всех скорбящих Радость», «Взыскание погибших», «Споручница грешных», «Нечаянная Радость», «Милующая», «Спасение утопающих», «Утоление в печалех».
И праздник Ее Успения несет в себе какую-то особую печать тишины, любви, печали, которая светится. Светилен этого праздника – песнопение, которое поется в конце канона, – своим напевом, своим содержанием венчает весь канон, выражает особую тишину, особый покой. Тот покой, о котором Господь Иисус Христос сказал: Научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим.

В этот день и в природе все успокаивается, и земля приносит свои плоды, и душа человека пребывает в покое и радости.
И нужно стараться из года в год, от праздника к празднику сохранять это состояние души, которое дается нам этим светлым, радостным днем.
Будем чаще обращаться к Матери Божией, Которая мира не оставила, и настолько милосердна Она, Заступница наша, что, по преданию святых отцев, последнее предстательство за нас, которое будет на Страшном суде, – это предстательство Матери Божией.
Одна раба Божия, которая болела тяжелой болезнью много лет, еще при жизни в видении проходила мытарства. И когда она почувствовала, что их пройти невозможно и что полки бесовские уже смыкаются над ней, уже не пропустят к вратам Царства Небесного, то возопила: «Матерь Божия! Спаси!» – и сразу вся нечисть от нее отступила.
Есть повествование о том, как душу одного человека несли ангелы к вратам Царства Небесного, и приступили к ней нечистые духи, обличая ее во многих прегрешениях. Их последнее обвинение, против которого эта душа уже ничего не могла возразить, было в том, что она отреклась от Бога! И эта душа вспомнила, что она легкомысленно когда-то сказала: «А может, ничего и нет…» Ангелы уже не могли защитить эту душу. И все молитвы были бессильны для ограждения от этой нечисти, и только при вопле души: «Матерь Божия! Заступница усердная!» – вся нечисть отлетела, погоня бесовская осталась позади.
Эти примеры говорят о том, насколько всесильно и всемогуще предстательство Матери Божией.
Будем чаще обращаться в своих молитвах к Матери Божией. Она, как малых детей, нас и любит, и балует.

«В Рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша».

Источник

Оцените статью
Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Adblock
detector