В философии в толковании пространства и времени можно выделить подходы

Подходы к пониманию пространства и времени. Современное понимание

На основе рассмотренных ранее подходов к определению пространства и времени можно выделить два основных, фундаментальных подходов:

1) Субстанциональная концепция, понимающая пространство и время как самостоятельные сущности.

2) Реляционная концепция, которая определяет пространство и время как производное от взаимодействия движущихся тел [2].

Главным примером первой концепции может служить метафизическая точка зрения, основанная на ньютоновской физике. Как уже было сказано, она рассматривала пространство и время как нечто абсолютное: пространство как абсолютную протяженность, а время – как абсолютную длительность. Тем самым пространство и время выступают в качестве самостоятельных сущностей – субстанций, существующих сами по себе, независимо от материальных объектов, но оказывающих на них влияние.

Дальнейшее развитие естествознания, научные открытия второй половины XIX в. отбросили идею об абсолютно независимом пространстве и времени и доказали диалектическую идею о наличии глубокой внутренней связи между материальными системами, пространством, временем и движением. Появилась реляционный подход к определению времени и пространства. Главным примером такой концепции является точка зрения Альберта Эйнштейна. В общей теории относительности было показано, что метрические свойства пространства определяются распределением и движением тяготеющих масс и что силы тяготения в каждой точке этого пространства зависят от ее метрики. Теория гласит, что вблизи тяжелых объектов геометрические свойства пространства начинают отклоняться от эвклидовых, а темп течения времени замедляется. Частная (или специальная) теория относительности установила связь пространства и времени между собой. Так, преобразования Лоренца позволяют признать сокращение длины отрезка в направлении движения и замедление хода времени. Было также показано, что пространство и время представляют собой единый четырехмерный пространственно-временной континуум [2], [3].

На основании новейших открытий был сделан вывод, что сами пространство и время производны от конкретных физических событий и взаимодействий. Они не являются самостоятельными сущностями. Реально только физическое событие, которое можно описать в пространственно-временных характеристиках. Таким образом, в философии пространство и время выступают как важнейшие атрибуты бытия, характеризующие функцию физических отношений между собой. В этом отношении неприемлема точка зрения субъективного идеализма, для которого пространство и время являются созданием нашего сознания. Так, согласно взглядам Юма, мир состоит из восприятий, и люди, якобы не знают и не могут знать, скрывается ли что-нибудь за ними. Задача ума состоит в том, чтобы установить связи, ассоциации между восприятиями, которые либо находятся одно подле другого, либо следуют одно за другим. В первом случае возникает ассоциация пространственной смежности, во втором случае – временной. Пространство и время, таким образом, существуют только в восприятии и лишены объективности [3].

Читайте также:  Накрывать стол толкование сна

Современное представление о свойствах пространства и времени так же модифицировались с течением времени. В данный момент они несколько отличаются от классических свойств, выведенных Ньютоном. В гносеологическом плане наиболее важным свойством пространства и времени является их объективность, независимость от сознания. К числу важнейших онтологических характеристик пространства и времени относится их неразрывная связь со структурными уровнями бытия. Кроме этих общих свойств пространства и времени существуют и более специфические. К числу важнейших свойств времени относятся его одномерность и необратимость: время имеет одно измерение и течет в одном направлении – от прошлого к будущему. Время также однородно, так как его течение в замкнутых системах не вызывает изменение энергии этих систем. Специфическими свойствами пространства являются его трехмерность, однородность, изотропность. Трехмерность пространства означает, что все материальные объекты имеют три измерения: длину, ширину, глубину. Однородность пространства говорит о том, что оно не вызывает изменения импульса тела и не изменяет момента количества движения тела, в нем отсутствуют какие-либо выделенные точки. Изотропность означает равноправность всех возможных направлений [3].

Источник

Основные концепции пространства и времени

В истории философии сложились различные подходы к пониманию сущности пространства и времени. Основными из них являются субстанциальная и реляционная концепции.

Согласно субстанциальной концепции пространство и время – это особого рода сущности или особые субстанции, которые существуют сами по себе, независимо друг от друга, вещества и поля. Согласно реляционной концепции пространство и время – это система взаимодействующих объектов и событий.

Эти концепции пространства и времени нашли свое преломление в идеализме и материализме, метафизике и диалектике. Для субъективного идеализма свойственно отрицание объективного характера пространства и времени. Так, немецкий философ И.Кант утверждал, что пространство и время являются априорными (т.е. до опытными) формами чувственного созерцания действительности, иначе говоря, они присущи не внешнему миру, а сознанию человека.

Для объективного идеализма свойственно отрицание всеобщего характера пространства и времени, т.к. они являются порождением духовного нечеловеческого начала. Например, согласно немецкому философу Гегелю, абсолютная идея существует вне времени и пространства и производит их только на определенном этапе своего развития.

Читайте также:  Гадание на кофейной гуще толкование символов подкова

Для метафизического (не диалектического) подхода характерен отрыв пространства и времени друг от друга и от материи. В этом отношении показательна концепция классической механики Ньютона, где абсолютное пространство – пустое вместилище, абсолютное время – чистая математическая длительность.

Диалектико-материалистический подход утверждает, что пространство и время – это объективные и всеобщие формы существования движущейся материи. В начале XX в. русский марксист В.И.Ленин писал: «В мире нет ничего, кроме движущейся материи, и движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени» (кн.: «Материализм и эмпириокритицизм»).

Диалектико-материалистиеское понимание пространства и времени сводится к следующему.

Пространство – это отношения порядка расположения и протяженности одновременно сосуществующих объектов. Основные свойства пространства: трехмерность, связность, симметричность, единство непрерывности и прерывности, однородности и неоднородности и др.

Трехмерное пространство описывается декартовой системой взаимно перпендикулярных координат X,Y, Z. Пространство характеризуется наличием у материальных объектов высоты, ширины, длины, объема, углов. Метрические параметры пространства связаны с тремя измерениями реального пространства. Время – это отношения последовательности существования и длительности сменяющих друг друга состояний и явлений.

Основные свойства времени: одномерность, асимметричность, однородность, однонаправленность, необратимость. «Стрела» времени показывает направление темпоральности, т.е. движения времени. Необратимость времени вытекает из необратимости природных процессов.

Диалектическая концепция взаимосвязи пространства – времени – движения – материи подтверждается в науке неевклидовыми геометриями (Лобачевского, Бойля, Римана) и теорией относительности (Эйнштейна).

Источник

Учение философии о пространстве и времени

Исторически сложились два подхода в понимании про­странства и времени.

Диалектика (греч. dialektike) – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Научному пониманию Д. предшествовала долгая история, и само понятие Д. возникло в ходе переработки и даже преодоления первоначального смысла термина. Уже античная философия с большой силой подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное. Сам Аристотель отличает “Д.” от “аналитики” как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве. Платон вслед за элеатами (Элейская школа) определяет истинное бытие как тождественное и неизменное, тем не менее в диалогах “Софист” и “Парменид” обосновывает диалектические выводы о том, что высшие роды сущего могут мыслить только таким образом, что каждый из них есть и не есть, равен себе самому и не равен, тождественен себе и переходит в свое “иное”. Поэтому бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречия есть необходимое условие для побуждения души к размышлению. Это искусство и является, по Платону, искусством Д. Развитие Д. продолжали неоплатоники (Плотин, Прокл). Шеллинг вслед за Кантом развивает диалектическое понимание процессов природы. Вершиной в развитии домарксистской Д. была идеалистическая Д. Гегеля. Гегель “впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал связь этого движения и развития”Д. не только “онтологическое”, но и гносеологическое учение, логика, рассматривающая мышление и познание равным образом в становлении и развитии, поскольку вещи и явления есть то, чем они становятся в процессе развития, и в них, как тенденция, заложено их будущее, то, чем они станут. В этом смысле и теория познания рассматривается материалистической Д. как обобщенная история познания и каждое понятие, каждая категория, несмотря на свой предельно общий характер, отмечены печатью историчности. Главной категорией материалистической Д. является противоречие. В учении о противоречиях она вскрывает движущую силу и источник всякого развития; в нем содержится ключ ко всем остальным категориям и принципам диалектического развития: развитие путем перехода количественных изменений в качественные, перерыв постепенности, скачки, отрицание исходного момента развития и отрицание самого этого отрицания, повторение на высшей основе некоторых сторон, черт первоначального состояния.

Читайте также:  Дайте толкование слов давеча нынче намедни

В новое время возникает понимание М. как антидиалектического способа мышления, как результат односторонности в познании, рассматривающего вещи и явления неизменными и независимыми друг от друга, отрицающего внутренние противоречия как источник развития в природе и обществе. Исторически это было обусловлено тем, что научно-философское познание, которое в древности и в эпоху возрождения рассматривало природу в целом, в движении, ведущем к развитию, теперь, в связи с углублением и дифференциацией научного знания, расчленяло ее на ряд изолированных областей, рассматриваемых вне связи друг с другом. Впервые термин “М.” в смысле антидиалектики употребил Гегель. Маркс и Энгельс, обобщая данные наук и общественного развития, показали научную несостоятельность метафизического мышления и противопоставили ему материалистической диалектики.

Источник

Оцените статью
Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Adblock
detector