В добродетели будьте рассудительны толкование

О рассудительности

Меру подвига, однако, следует определять по силе каждого. Послушай, что говорит святой Марк Подвижник: «Как медь отличается от железа и железо от хвороста, так отличается одно тело от другого». Один по природе здоров, он может поститься и ничего не есть до вечера, а другой, бедняга, если не поест пару раз в день, свалится и умрет. И именно рассудительность сохранит нас от бросаний в разные крайности. Ведь вред бывает как от чересчур продолжительного поста, так и от перенасыщения чрева, как от чрезмерного бодрствования, так и от многоспания.

Во всем, во всем нам нужно иметь рассудительность, ибо рассудительность – царица добродетелей. Потому что если человек хватается за какой-нибудь подвиг со всей горячностью и при этом не имеет руководителя, то он тут же упадет.

Приходит ко мне сюда как-то один герой и говорит:

– Батюшка, разреши мне читать молитвы святого Василия Великого! [4]

– Нет, не читай их, а то бесы вышвырнут тебя отсюда. Тебе ли читать молитвы святого Василия Великого?

Он едва успел поступить в монастырь, и я должен разрешить ему читать молитвы святого Василия, потому что он, видите ли, зол на бесов!

– Бедная твоя головушка! А если бы ты знал, как диавол злится на тебя и как хочет поругаться над тобой!

Пришел как-то к святому Варсонофию Великому, великому старцу Палестинскому, один монах и сказал ему:

– Ты позволишь мне проклинать бесов и читать молитвы святого Василия?

– Не проклинай их, ибо великое поругание потерпишь от них! Смирись и говори всем братиям: «Прости меня»! Так ты победишь демонов! Ведь диавол всё может сделать, только «прости меня» не говорит, ибо впал в гордыню.

Только одним ты одолеешь диавола – если будешь думать так: «Я прах и пепел, я грешник, я ничего не могу…»

Диавол постится – ведь он никогда не ест, соблюдает девство – он же не женится, бодрствует – а разве он спит когда-нибудь? Значит, ты занят делом, а он сидит зря? Так не бывает. Ты что, думаешь, что обгонишь диавола, если побежишь с ним наперегонки? Да он же в мгновение ока окажется на другом краю земли. Только одним ты его одолеешь – если будешь думать так: «Я прах и пепел, я грешник, я ничего не могу и даже недостоин жить на земле!» Одного лишь смирения боится диавол. Ничего другого он не боится. Ты можешь быть таким ревностным подвижником, каких еще свет не видывал, но если не можешь попросить прощения, то ты поруган им; ты – помело диавола.

Рассудительность нам надо иметь и в беседах, коленопреклонениях, бдении, и в молчании, воздержании от еды, питья и сна, во всех телесных подвигах. Поэтому, братия, да поможет нам милость Божия стяжать чуточку рассудительности, ибо в мире сем много сетей, и всяческих искушений, и недоумений в духовных вопросах. Будем же держаться рассудительности, меры во всем.

Лес не боится того, кто доверху нагружает телегу свою дровами, ибо знает, что, когда тот поедет с горы, ось лопнет, конь упадет, ибо дальше бежать не сможет. Лес боится того, кто каждый день по бревнышку тащит из леса и уносит домой. Так и враг, он не боится того, кто берет широко, ибо останется не пахано. Понемножку, вот так вот. Понемножку, потихоньку-полегоньку!

Вот так и вы приступайте к добродетели – понемножку, чтобы всегда сожалеть, что не сделали большего.

Перевод выполнен по книге: Ne vorbeşte Părintele Cleopa. Vol. 6. Ed. a 2-a. Vânători-Neamţ: Editura Mănăstirea Sihăstria, 2004. Р. 56–59.

[1] См.: Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. Слово 1.

Читайте также:  Гадание на кофейной гуще толкование замочная скважина

[2] Или: мыслительная, раздражительная и вожделевательная части души.

[3] Ср.: Максим Исповедник, святой. Четыре сотни глав о любви. Сотница 4. Гл. 44.

[4] Имеются в виду молитвы свт. Василия на изгнание бесов, входящие в чин отчитки.

[5] Ср.: Феодор Студит, преподобный. Великое оглашение. Ч. 1. Оглашение 63. С. 379.

Источник

Апостол Петр: кто будет причастником Божеского естества?

Какие дерзновенные слова! Именно с них начинается апостольское послание

Святой апостол Петр уже приближался к завершению своего земного пути, когда по Церкви распространилось его второе соборное послание. Мы читаем это послание как духовное завещание апостола, очень проникновенное. Святой Петр напоминает всем про небесные обетования, дабы мы «через них соделались причастниками Божеского естества (греч.: θείας κοινωνοὶ φύσεως, 2 Петр. 1:4). Какие дерзновенные слова! Именно с них начинается апостольское послание. В них кратко выражена тайна обожения.

Кратко, всего три слова! Дальше апостол говорит о пути обожения несколько подробнее, называя всем известные «христианские добродетели». И тоже весьма лаконично: перечисление идет буквально в одно слово. Обычному православному читателю вроде меня никогда не разобраться в этих нескольких стихах из Библии. Наше счастье, что есть святоотеческая традиция: она помогает правильно понимать Новый Завет.

Я читаю Библию не один, и я не первый её читаю. Задолго до меня ее изучали, жили по ней и другим объясняли сложные места православные подвижники.

Одним из таких подвижников был блаженный Феофилакт Болгарский. Как он толкует послание апостола Петра? Причастниками Божеского естества мы становимся через Богочеловека Иисуса Христа: Он и Бог и Человек.

У апостола обозначено таинственное перечисление

Дальше у апостола обозначено непонятное, таинственное перечисление. Приведем его. Святой Петр побуждает христиан:

«Покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа» (2 Петр. 1: 5-8).

Вот такое перечисление. Начинается оно с веры, что вполне понятно: путь к Божественному приобщению перед человеком отрывается, когда он приобретает веру в Иисуса Христа.

Дальше идет слишком общее слово «добродетель». Между прочим, и веру считают добродетелью (и по праву!). А следующее слово — «рассудительность» — разве не добродетель? Благочестие — тоже весьма широкое понятие, оно вбирает в себя и воздержание, и братолюбие.

Получается, остальные звенья можно переставить, а некоторые звенья не упоминать?

Получается, что лишь первое звено в перечисленной апостолом цепочке легко объяснить, оно стоит на своем месте прочно. А остальные звенья можно бы и переставить, а некоторые звенья вовсе не упоминать? Не будем спешить…

Вера является основанием добра. Вот почему на втором месте оказывается добродетель. Под греческим словом добродетель (ἀρετή) Феофилакт подразумевает именно добрые дела. Вера проявляет себя в делах. Без дел вера мертва, как прекрасно подчеркнул апостол Иаков.

Тот верующий, который постоянно упражняется в добрых делах, показывает рассудительность, то есть знание сокровенных тайн Божиих.

Более высокой степенью, чем воздержание, блаженный Феофилакт считает терпение. Оно помогает упрочить дар.

Терпение «произведет всё: и благочестие умиротворит, и упование на Бога усовершит». К этому глубокому толкованию мы вернемся, а сейчас прочтем последнее замечание Феофилакта: «К благочестию присоединится братолюбие, а ко всему этому — любовь».

Теперь, наставленные апостолом Петром и блаженным Феофилактом, еще раз пройдем всю последовательность. Для чего? Мы постараемся соотнести ее с исихастскими ступенями, то есть с лествицей духовного восхождения.

Дорогу к небу открывает вера. Обретение веры мы называем с Евангельских времен обращением к Богу. И это обращение к Богу напрямую связано с покаянием. Вот и первая ступень.

Говорит ли о ней апостол Петр? Конечно, прочтем еще раз:

«Дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью» (2 Петр. 1:4).

Читайте также:  Алфавит что это такое толкование слова

Обращение к Богу, покаяние как раз и удаляет христианина от растления.

Вера проявляет себя в добрых делах, в хранении Божьих заповедей и борьбе со страстями. Вот вторая ступень. На ней христианину потребуется воздержание от зла и понуждение себя на добро. Потребуется много терпеливой целеустремленности, стойкости. Здесь человек отказывается от безумных страстей и приобретает шаг за шагом рассудительность, опытность. Эти ступени являются ступенями очищения. За ними следуют ступени просвещения, или ступени естественного созерцания, когда человек приобретает дар видеть естественный ход вещей «с точки зрения Божественного промысла», может рассуждать о Божественных тайнах.

Благодаря терпению жизнь благочестивого человека умиротворена, в ней нет ропота на судьбу, нет греховного недовольства. «Умиротворение» благочестивой жизни в греческом тексте блаженного Феофилакта описывается без устоявшегося аскетического понятия «мир». Все же русский переводчик по сути прав: к христианину приходит свыше мир. В аскетической традиции это соответствует той ступени, которая называется священное безмолвие, исихия. Вот и третья степень.

Дальше следуют степени, ведущие к совершенству, любви (так по блаженному Феофилакту). У преподобного Иоанна Лествичника подвижническое бесстрастие считается ступенью совершенства.

Опыт христианского совершенства сопряжен с деятельной любовью к ближнему и с любовью к Богу, которая приоткрывает христианину будущие блага и дары Божии. Перечислив веру, добрые дела, рассудительность, воздержание и терпение, благочестие и любовь, он говорит: «Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха… в познании Господа» (2 Петр. 1:8). Комментируя это место, Феофилакт все эти ступени связывает с событием Второго Пришествия Господа Иисуса, когда Христос облистает как солнце, так что слабыми очами невозможно будет на такую славу смотреть. Это уже ступень Божественного созерцания, обожения.

Апостол Петр был среди тех троих, что созерцали славу Христову на горе Фавор

И мы из Евангелия знаем, что три избранных ученика Спасителя созерцали пресветлую славу Христову на горе Фавор. Был среди них и апостол Петр.

Остается сказать, что опыт бесстрастия и Божественного сверхъестественного созерцания избранники Божии испытывают на ступенях совершенства.

Хорошо читать апостола Петра не в одиночку, хорошо вникать в смысл его послания, опираясь на святоотеческую традицию.

[1] Толкование на Деяния и Послания святых апостолов Блаженного Феофилакта Болгарского. В трех тт. Т. Первый: Толкование на Деяния апостолов и на Соборные послания святых апостолов Иакова, Петра, Иоанна, Иуды. М., 2009. С. 402.

[2] У блаженного Феофилакта употреблено хорошо известное аскетическое понятие «страстей» (PG 125: 1257D).

Источник

2 Петра 1:5-11: «прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей»

В отрывке из второго послания Петра мы читаем:

2 Петра 1:5-7:
«То вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь».

Должно ли что-либо прилагаться к нашей вере? Апостол Петр говорит: «Да». Что же должно прилагаться к вере? Петр перечисляет: добродетель, рассудительность, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие и любовь. Обратите внимание, что он не говорит: «Если вы хотите, то можете использовать этот предложенный список». Наоборот, он делает акцент, говоря: « Прилагая к сему все старание ». Пребывать в вере – значит прилагать все старания, чтобы соблюдать те вещи, о которых говорит Петр. Кто должен прилагать старания? Ответ очень прост: « Мы ». Да, мы нуждаемся в Божьей помощи и силе. Однако эта сила не будет принуждать нас соблюдать написанное. Она призвана помогать нам в соблюдении Слова Божьего.

В Галатам 5:22-26 Павел говорит о тех же вещах, что и Петр, но иными словами:

Оба апостола призывают нас: «Следуйте образу нового человека, а не ветхого; обновляйте ваш разум; прилагайте добрые качества к своей вере».

Читайте также:  Карты таро значение и толкование каждой карты бесплатно видео

Возвращаясь к отрывку из 2 Петра, давайте предположим, что человек, несмотря на призыв Слова Божьего дополнять свою веру добрыми качествами, не прилагает к этому никаких усилий. Что тогда произойдет? Ответ можно найти, глядя на происходящее с человеком, который, наоборот, прилагает старания. Во 2 Петра 1:8 записано:

« Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа ».

Если мы прилагаем старания, чтобы дополнить нашу веру добрыми качествами, тогда мы не останемся «без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа». Следовательно, тот, кто не соблюдает этого, не прилагая стараний дополнить свою веру, останется без успеха и плода в познании нашего Господа Иисуса Христа. Петр продолжает:

2 Петра 1:9:
«А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих».

Тот, кто не прилагает стараний дополнить свою веру добрыми качествами, был назван слепым. Человек, позабывший о том, что был прощен и очищен от прежних грехов, похожий на раба из притчи о прощении 10000 талантов, который забыл о щедрости и прощении своего господина. Петр продолжает говорить:

2 Петра 1:10:
«Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание ; так поступая, никогда не преткнетесь».

Почему мы должны стараться делать твердым наше звание и избрание, если это уже навсегда было сделано в прошлом, в тот момент, когда мы поверили? Потому что мы в тот момент только лишь начали путь нашей веры. Теперь эта вера должна укорениться в нас. Она должна стать «твердой» и быть дополненной добрыми качествами. Она должна начать приносить плоды. Петр говорит нам:

2 Петра 1:11:
« Ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа».

«Ибо так», в значении «поступая таким образом», «таким образом», «из-за этого», откроется «свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя». Каким образом? Мы читаем об этом в предыдущих стихах. Прилагая старания, чтобы дополнить свою веру добрыми качествами, о которых говорил Петр, делая твердым наше звание и избрание, мы не останемся без успеха и плода и свободно войдем в Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.

Эти размышления побуждают меня задать вопрос: «Означает ли это, что тех людей, которые прилагали все старания, чтобы сделать свою веру «плодоносной», ожидает очень теплый приём в Царстве Господа, а тех, которых можно назвать «бесплодными», в Царстве Божьем ожидает холодный приём?» Перечитайте главы 2 и 3, а также слова Господа о том, кого Он будет приветствовать в Своем Царстве. Принимая во внимание слова, сказанные нашим Господом, я полагаю, что только готовые к встрече с Господом будут приняты в Царство Небесное. Это не означает, что только совершенные и безгрешные будут приняты в Царство. Один Господь совершенен и безгрешен. Это означает, что мы заботимся о нашей вере и, пусть черепашьими шагами, но идем по пути нашей веры, стремясь к праведной жизни. Когда человек стремится жить по вере, но порой оступается и падает, то это сильно отличается от ситуации, когда грех становится обыкновением и игнорируется все, что связано с верой человека. Дверь Царства Небесного не будет отрытой ни для пяти неразумных дев, ни для лукавого и ленивого раба, ни для человека, не пребывавшего на Христовой лозе. Пусть эти примеры послужат для нас уроком.

Пусть мы, наоборот, будем заботиться о нашей вере и, несмотря на свои ошибки и падения, прилагать к ней «добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь…. Ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа».

Источник

Оцените статью
Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Adblock
detector