Основные признаки актов официального толкования
Акты официального толкования можно выделить в группы разъяснений, издаваемых различными компетентными органами. Из этого деления можно определить степень обязательности, форму и порядок доведения до сведения субъектов права. Поэтому акты толкования можно подразделить на:
· акты толкования органов государственной власти;
· акты толкования органов государственного управления;
· акты толкования органов суда, прокуратуры, МВД, арбитража;
· акты толкования общественных организаций.
Многоуровневый характер системы актов официального толкования определяется иерархичностью и сложным составом органов, осуществляющих разъяснение смысла правовых норм. Существуют следующие уровни актов:
· уровень руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ;
· разъяснения судебных коллегий Верховного Суда РФ;
· разъяснения президиумов Верховных судов автономных республик, краевых, областных, городских и районных судов;
При этом приоритет толкования осуществляется по юридической силе.
Проанализировав различные официальные разъяснения, видно, что они представляют собой объективированное выражение уяснения и разъяснения структурных элементов правовых норм. Содержанием акта толкования выступают разъяснение, уточнение либо конкретизация обстоятельств, относящихся к гипотезе, диспозиции либо санкции толкуемой нормы права.[6]
Целостность системы актов официального толкования основана на единстве их юридического содержания, и подтверждается следующими признаками:
1. Акты официального толкования обладают государственной обязательностью, т.к. это одна из форм юридической деятельности компетентных органов. Эта обязательность подтверждается конкретно-надзорными полномочиями вышестоящих органов. Игнорирование официальных разъяснений в процессе реализации правовых норм влечёт отмену правоприменительных актов.
2. Акты официального толкования имеют форму аналогичную другим правовым актам. Они бывают в виде постановлений, указов президиума Верховного Совета РФ и автономных республик, приказы, распоряжения, письма, постановления, инструкции органов отраслевого управления, акты надзора органов суда, прокуратуры и др.
3. Иерархичность актов официального толкования. Для них характерен признак соподчиненности. Во главе системы Конституционные законы, законы и подзаконные акты, т.е. та же последовательность, что и у нормативных актов. Поэтому во главе мы имеем разъяснения конституционных законов и далее разъяснения законов и подзаконных актов.
Из сказанного вытекает вывод с том, что акты официального толкования представляют собой проникнутую внутренним единством иерархическую систему вспомогательных правовых актов. Они служат важным средством правильной и эффективной реализации права путем установленных организациционно-вспомогательных правил понимания и применения действующего законодательства.
Аутентическое толкование
Внутри группы актов официального толкования, имеющих нормативный характер, следует выделить группу актов аутентического толкования (аутентическое,те основанное на первоисточнике). Они издаются органами, установившими разъясняемые нормы. Такие акты обладают повышенной степенью обязательности. Их можно рассматривать как акты правотворчества, которым придана обратная сила. Но в противоположность этому утверждению следует отметить то обстоятельство, что толкуемая норма права и после этого акта существует как основная, а разъяснение носит вспомогательный характер.
Признаки официального толкования.
· деятельность компетентных (уполномоченных) органов.
· разъяснение содержания принципов и норм права для установления смысла правовой нормы.
· результат официального толкования — специальный правовой акт (интерпретационный).
· акт носит обязательный характер, т.е. при применении нормы права обязательно применяется и интерпретационный акт, поскольку без него не может быть уяснено содержание норм права.
Виды официального толкования:
Признаки неофициального толкования.
· деятельность неуполномоченных лиц и организаций по собственной инициативе
· разъяснении содержания принципов и норм права для устанавлиения смысл правовой нормы.
· не носит обязательного характера.
Виды неофициального толкования:
◦ догматическое (стремление установить и использовать неизменные понятия и основополагающие элементы права)
◦ реальное (исходит из представлений об изменчивости права, отражающего результирующий вектор потребностей и направлений развития общества)
◦ специально-юридическое (оперирует не принципами права или конкретной его отрасли, концептуально регулирующими содержание тех или иных правоотношений, а выработанными теорией (доктриной) права технико-юридическими принципами, правилами и подходами)
Способы толкования права.
Языковой способосновывается на знании языка, на котором сформулированы нормы права, на использовании правил синтаксиса, морфологии, словоупотребления. Правила:
Систематический способ вытекает из такого свойства правовых норм, как системность. Он предполагает установление смысла норм права на основе использования знаний о логических связях с другими нормами.
При систематическом толковании важен учет функциональных связей норм права, оказывающих влияние на смысл толкуемой нормы:
· Норме придается тот смысл, который соответствует ее положению в системе права, установленному законодателем.
· Специальная норма, как правило, имеет преимущество перед нормой общего характера, однако принципы-максимы всегда имеют преимущество перед специальными нормами.
· Приоритет отдается нормам источника права, обладающего большей юридической силой.
· Если в юридической норме содержится определение некоего предмета, то при логическом толковании оно должно быть перенесено на другой предмет, оказавшийся по своим признакам тождественным с первым.
· Из двух контрадикторных суждений или одно, или другое является истинным, и поэтому исключается возможность истинности третьего, среднего суждения.
· Для всякого суждения должно быть приведено достаточное основание его истинности, доказательство того, почему именно дело обстоит так, а не иначе (принцип достаточного основания).
· Блее рациональному толкованию, соответствующему естественному порядку вещей («золотое правило» толкования).
· Из двух одинаково возможных и рациональных смыслов нормы следует предпочесть тот, при котором норма представляется более справедливой.
· Если все возможные варианты толкования одинаково рациональны и справедливы, следует избрать тот из них, который представляется наиболее милостивым.
· Норма, содержащаяся в позднейшем по времени законодательном акте имеет преимущество перед той, которая была установлена предыдущим актом, регулировавшим такие же общественные отношения, если иное не установлено законом.
· Если из нормы законодателем были исключены либо, наоборот, она была пополнена теми или иными условиями или признаками, то нельзя толковать ее так, будто она все еще подразумевает прежнее содержание
· При толковании норм права должны приниматься во внимание те исторические условия и обстоятельства, в которых они действуют и которые воздействуют на понимание их содержания субъектами правореализации.
Функциональный способопирается на знание факторов и условий, в которых функционирует, действует, применяется толкуемая норма права. Используются оценки и аргументы, относящиеся к сфере политики, правосознания, морали и т. д. У норм разные функции, и это важно иметь в виду при их толковании и применении.
С помощью оценочных терминов обозначаются самые различные явления: ситуации и состояния, действия, результаты действий, исключительность, мотивы и побуждения, причины — уважительные, неуважительные, предметы, вещи, их свойства и т. д.
Специально-юридическое толкование обусловлено наличием в правовой науке и в законодательстве специфических терминов и понятий, которые приходится «растолковывать» тем, кто в них не сведущ, кто не является специалистом в данной области. От грамматического данный способ толкования отличается тем, что здесь толкуются не отдельные слова и выражения, не их соединения, а целые юридические конструкции, понятия, институты. Они взаимосвязаны, но не тождественны.
Телеологические (целевое) толкованиенаправлено на выяснение тех целей, которые преследовал законодатель, издавая тот или иной нормативный правовой акт. Нередко такие цели указываются в самом акте, как правило, в преамбуле (во вступительной части). Но цели закона могут также логически вытекать из его содержания, общей направленности.
Социологическое толкование направлено на выявление содержания правовой нормы исходя из предположения о той практической цели, которую мог преследовать законодатель при ее установлении. Оно всегда имеет форму толкования телеологического. Основанием для такого способа толкования является либо практический опыт, либо данные социологических исследований, то есть внешние по отношению к закону источники.
Существует определенная иерархия различных видов юридического толкования. Так, официальное толкование имеет преимущество перед неофициальным. Грамматический, логический и систематический виды толкования (текстуальные виды), являются наиболее достоверными, и, если с их помощью удается выяснить действительный смысл нормы, ему следует отдавать предпочтение перед результатами всех других, не текстуальных видов толкования.
Структура толкования права (основные элементы).
В структуре толкования правовых норм выделяют: субъекта толкования, объект толкования, правовые действия, приёмы и способы, результат, форму.
Виды толкования по субъектам.
В зависимости от субъектов толкование делится на: официальное и неофициальное.
Признаки официального толкования.
1.Это деятельность компетентных (уполномоченных) органов.
2.Официальное толкование состоит в разъяснении содержания принципов и норм права, в результате которого устанавливается смысл правовой нормы.
3.Результатом официального толкования является специальный правовой акт (интерпретационный).
4.Этот акт носит обязательный характер, т.е. при применении нормы права обязательно применяется и интерпретационный акт, поскольку без него не может быть уяснено содержание норм права.
Официальное (нормативное) толкование может быть аутентическим и легальным.
Официальное толкование по признаку юридических последствий делится на нормативное и казуальное.
Признаки неофициального толкования.
1.Это деятельность неуполномоченных лиц и организаций, которая осуществляется по собственной инициативе
2.Неофициальное толкование состоит в разъяснении содержания принципов и норм права, в результате которого устанавливается смысл правовой нормы.
3.Результатом неофициального толкования является комментарий к закону, выступление адвоката в суде и т.д.
4.Оно не носит обязательного характера.
Выделяется обыденное, профессиональное, доктринальное толкование.
Интерпретационный акт.
Интерпретационный акт является одной из разновидностей правового акта, а следовательно, отвечает его основным характеристикам, признакам.
Признаки интерпретационный акта.
1.Имеет письменную документальную форму, предполагающую особую структуру акта, специально-юридический язык, наличие обязательных реквизитов.
2.Издание интерпретационного акта от имени особого властного субъекта, компетенция которого предусматривает возможность издания таких актов.
4.Регулятивный характер правового акта, т.е. его направленность на упорядочение, регулирование общественных отношений.
5.Ненормативный характер интерпретационных актов, т.е. такой акт не содержит новых правовых норм он лишь разъясняет содержание толкуемых норм права.
6.При утрате нормативным актом юридической силы утрачивает своё значение и интерпретационный акт.
Функции толкования.