Толкование суры аль фатиха саади

Тафсир

Толкование Корана

Архив рубрики: Сура аль-Фатиха

(7) путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших.

Прямой путь – это путь пророков, правдивых верующих, павших мучеников и праведников, которых облагодетельствовал Всевышний Аллах. Это – не путь тех, что попали под Его гнев, потому что узрели истину, но отвернулись от нее. Именно эта участь постигла иудеев и им подобных. И это – не путь заблудших, которые отвернулись от истины по причине своего невежества и заблуждения, подобно христианам и им подобным. Несмотря на свою лаконичность, эта сура содержит в себе то, чего нет ни в одной другой коранической суре. В ней отражены три составляющие единобожия. Вера в господство одного Аллаха сформулирована в словах «Господу миров». Вера в то, что только Аллах достоин поклонения, выражается в самом имени «Аллах» и в словах «Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи». А вера в то, что только Аллах обладает прекрасными именами и совершенными качествами, вытекает из слов «хвала Аллаху», о чем уже говорилось ранее. Эта составляющая единобожия подразумевает веру во все имена и качества Всевышнего Аллаха, которыми Он сам описал Себя и которыми Его описал Пророк Мухаммад. При этом божественные качества нельзя лишать их истинного смысла и уподоблять качествам творений. В этой суре также содержится доказательство истинности пророческой миссии Мухаммада, которое выражено в словах «Веди нас прямым путем». Поистине, это было бы невозможно, если бы не было пророческого послания. В словах «Властелину Дня воздаяния» содержится указание на то, что люди непременно получат воздаяние за содеянное. Это воздаяние будет справедливым, потому что слово дин ‘воздаяние’ подразумевает именно справедливое возмездие. Эта сура также изобличает ошибочность воззрений кадаритов и джабритов, поскольку в ней утверждается, что все сущее происходит согласно предопределению Аллаха, несмотря на то, что люди обладают правом выбора. Более того, в ней опровергаются воззрения всех приверженцев еретических и заблудших течений, ибо слова «веди нас прямым путем» побуждают мусульман познавать истину и руководствоваться ею в делах. Что же касается приверженцев ереси, религиозных новшеств и заблуждения, то каждый из них непременно отворачивается от прямого руководства. Наряду с этим в этой суре содержится призыв к искреннему служению Всевышнему Аллаху и обращению за помощью только к Нему. В этом состоит смысл слов «Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи». Хвала же надлежит Аллаху, Господу миров!

Это означает: покажи нам прямой путь, направь на него и помоги следовать им. Этот ясный путь ведет к Аллаху и заканчивается в Раю, а пройти по нему может только тот, кто познает истину и руководствуется ею в делах. Это также означает: приведи нас к прямому пути и проведи нас по нему. Первое подразумевает обращение в ислам и отречение от всех других вероисповеданий, а второе – изучение законов религии и претворение их в жизнь на практике. Эта молитва является одной из самых полезных, глубоких и всесторонних молитв в исламе. Аллах обязал людей взывать к Нему этими словами в каждом ракате намаза, потому что каждый человек нуждается в Божьей помощи.

(5) Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи.

В соответствии с грамматикой арабского языка, если местоимение стоит перед глаголом, то действие совершается только в отношении упомянутого лица и никого более. Поэтому обсуждаемое нами откровение имеет следующий смысл: мы поклоняемся Тебе и не поклоняемся никому иному, и мы взываем о помощи к Тебе и не взываем о помощи ни к кому иному. Поклонение упомянуто прежде, чем мольба о помощи, и подобный оборот является примером включения частного в общее, потому что при перечислении общее принято упоминать раньше частного. Наряду с этим такая последовательность слов указывает на то, что право Всевышнего Аллаха превыше права Его рабов. Поклонение – это понятие, охватывающее все слова и деяния, совершаемые как душой, так и телом, которые Аллах любит и одобряет. Мольба о помощи – это обращение к Всевышнему Аллаху с просьбой одарить добром и уберечь от зла, проникнутое верой в то, что это непременно сбудется. Именно поклонение и мольба о помощи являются верным способом обретения вечного счастья и избавления от всякого зла. Помимо этого нет иного пути к спасению. Вот почему очень важно знать, что поклонение обретает свой подлинный смысл лишь тогда, когда совершается ради Аллаха в полном соответствии с наставлениями Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Без выполнения этих двух условий немыслимо никакое поклонение. Несмотря на то, что мольба о помощи является одной из форм поклонения, Всевышний Аллах упомянул о ней отдельно, потому что при совершении любого обряда раб Аллаха нуждается в помощи своего Господа. Без Его помощи человек никогда не сможет исправно выполнять Божьи веления и избегать грехов.

Властелином называется Тот, Кто обладает царством и властью и в силу этого волен повелевать и запрещать, вознаграждать и наказывать, полновластно распоряжаться своими подчиненными. Кому же принадлежит подлинная власть, станет ясно в День воздаяния. Это – один из эпитетов Дня воскресения, когда люди получат воздаяние за свои благие и скверные деяния. Именно в тот день Божьи творения ясно увидят совершенство власти Аллаха, совершенство Его справедливости и мудрости. Они потеряют все, чем обладали ранее. Цари и подданные, рабы и свободные – все будут равны перед Господом, покорны Его величеству и смиренны перед Его могуществом. Они будут ожидать Его приговора, жаждать Его награды и страшиться Его возмездия. Вот почему Господь нарек себя Властелином Дня воздаяния, хотя Его власть и распространяется на все времена.

Читайте также:  Количество браков по руке фото и толкование с примерами

Это — слова восхваления Аллаха за совершенные качества и деяния, которые Он вершит либо по милости, либо по справедливости. Вся хвала принадлежит Ему, и Он достоин ее целиком и полностью. Он один господствует над всеми мирами. К этим мирам относится все сущее, кроме Самого Аллаха. Он сотворил Вселенную, обеспечил ее обитателей средствами к существованию и облагодетельствовал их великими щедротами, лишившись которых они не смогут просуществовать. Все блага, которыми облагодетельствованы творения, являются дарами Всевышнего Господа.

Господство Всевышнего Аллаха бывает двух видов: всеобщее и частное. Всеобщее господство выражается в том, что Он создает творения, ниспосылает им пропитание и указывает им верный путь, благодаря чему они могут благоустроить свою
жизнь в этом мире. А частное господство проявляется в том, что Аллах воспитывает Своих возлюбленных рабов в духе набожности, помогает им обрести и усовершенствовать веру, защищает их от всего, что может сбить их с прямого пути и отдалить от Него. Сущность этого господства в том, что Аллах облегчает Своим рабам путь ко всякому добру и оберегает их от всякого зла. Возможно, именно поэтому пророки чаще всего в своих молитвах называли Аллаха своим Господом. Да и устремления этих людей были связаны исключительно с частным господством Всевышнего Аллаха.

В этом откровении Всевышний нарек себя Господом миров и тем самым подчеркнул, что Он один творит, управляет и одаряет благами. Он богат и не нуждается в Своих творениях. Напротив, все творения нуждаются в Нем и все­
сторонне зависят от Него.

(1) Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Это означает: я начинаю во имя Аллаха. Из лексического анализа этого словосочетания ясно, что подразумеваются все прекрасные имена Всевышнего Господа.Аллах — одно из этих имен, означающее «Бог, Которого обожествляют и Которому поклоняются, Единственный, Кто заслуживает поклонения в силу Своих божественных качеств — качеств совершенства и безупречности». Прекрасные имена Милостивый и Милосердный свидетельст­вуют о Его великом милосердии, объемлющем всякую вещь и всякую тварь. Милосердия Аллаха в полной мере будут удостоены Его богобоязненные рабы, которые следуют путем Божьих пророков и посланников. А все остальные творения получат лишь часть Божьей милости.
Следует знать, что все праведные богословы единодушно говорили о необходимости веры в Аллаха и Его божественные качества. Господь — Милостивый и Милосердный, то есть обладает милосердием, которое проявляется на Его рабах. Все блага и щедроты являются одним из многочисленных проявлений Его милости и сострадания. То же самое можно сказать и об остальных именах Аллаха.
Он всеведущ, то есть обладает знанием обо всем сущем. Он всемогущ, то есть облладает могуществом и властен над всякой тварью.

Источник

Толкование суры аль фатиха саади

Ниспослана в Мекке. Состоит из 7 аятов.

Прежде чем приступить к тафсиру аятов суры «Фатиха» («Открывающая»), было бы целесообразно ознакомиться с лексическими и терминологическими значениями двух самых распространенных куръанических терминов: «аят» и «сура».

Слово «аят» имеет несколько лексических значений:

Всевышний Аллах в суре «Бакара» сказал:

«Спроси сынов Исраила: сколько дали Мы им ясных аятов (знамений)?» (аят 211).

Всевышний Аллах в суре «Бакара» сказал:

«Поистине, знак его власти в том, что к вам прибудет ковчег, в нем — спокойствие от Господа вашего…» (аят 248).

Всевышний Аллах в суре «Āли Имран» сказал:

«Поистине, в этом действительно знамение для вас, если вы верующие!» (аят 49).

Всевышний Аллах в суре «Муминун» сказал:

«И сделали Мы сына Марйам и его мать знамением» (аят 50).

Всевышний Аллах в суре «Рум» сказал:

«И из Его знамений — творение небес и земли, и различие ваших языков и цветов. Поистине, в этом — действительно знамения для знающих!» (аят 22).

Арабы говорят: «Люди вышли со своим аятом (со своей общиной)».

Улемы дают следующее определение: «Аят — группа слов, входящих в состав суры Куръана и имеющих свое определенное обозначенное начало и конец».

Следовательно, можно говорить, что каждый аят Куръана несет в себе вышеперечисленные значения: чуда, знака, назидания, необычно удивительного дела, группы слов и доказательства могущества Всевышнего Аллаха.

Знание о каждом аяте Куръана, о начале и конце каждого аята обрел от Всевышнего Аллаха архангел Джабраил алайхиссалам. От него перенял Пророк алайхиссалам, у него — мусульмане.

А самый длинный аят Куръана — аят о «долговых отношениях» в суре «Бакара».

Способность отличать аяты друг от друга, способность разуметь, где их начало и где их конец, помогает в правильном понимании, осмысливании аятов, а также и во многом другом.

Читайте также:  Лежать на трупах толкование сна

В Священном Куръане слово «аят» употребляется множество раз. В одних случаях оно несет в себе все вышеназванные значения, в других — два или три из них, а в третьих — только одно из них. Значения будут поняты правильно только тогда, когда эти едва уловимые оттенки будут различены.

Слово «сура» имеет следующие лексические значения: «местопребывание», «крепость» и «слава». В терминологии улемов «сура — это отдельная группа аятов Куръана с определенным началом и концом». Иными словами, группа замкнутых цитаделью определенных аятов называется сурой. Самая короткая сура Куръана — сура «Кавсар», которая состоит из трех аятов. А самая длинная сура — сура «Бакара», которая состоит из 286 аятов.

Теперь, прося помощи у Аллаха, начнем тафсир суры «Фатиха».

У этой суры несколько названий. Одно из них «Фатиха» — «Открывающая», ибо Куръан открывается, начинается с этой суры. У этой суры множество достоинств, о чем существует немало хадисов.

В хадисе, переданном имамом Ахмадом ибн Ханбалом, говорится: «Когда Убай ибн Каъб прочитал в присутствии Пророка алайхиссалам суру «Фатиха», тот сказал: «Клянусь Тем, Кто распоряжается моей жизнью [Аллахом], подобное не ниспослано ни в Таурате (Торе), ни в Инджиле (Евангелии), ни в Забуре (Писании Давуда алайхиссалам), ни в Фуркане (Куръане)».

Аъузу биллахи минаш шайтанир раджим.

Прошу защиты Аллаха от изгнанного шайтана.

Шайтан восстал против Аллаха — отказался признать Адама и тем самым согрешил, за что Аллах проклял его и изгнал с небес, лишив Своей милости.

Этот смысл вложен в слово раджим. В суре «Нахл» Аллах говорит: «И когда читаешь Куръан (читаемое), проси же защиты у Аллаха от [зла] изгнанного шайтана». Поэтому каждый, кто берется за Священный Куръан, прежде чем приступить к чтению, должен произнести «Аъзузу биллахи минаш шайтанир раджим», иначе станет грешником.

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного

Аллах начал свою книгу со слова «бисмиллах», и мусульмане также должны начинать свои речи и дела со слова «бисмиллах». Пророк в одном из своих хадисов сказал: «Любое стоящее дело будет усеченным, если оно не начато со слова “бисмиллах”». То есть будет безуспешным, незавершенным и неблагодатным.

Аллах достоин всяческой хвалы за сотворение мира, за все живое, в кое Он вдохнул жизнь, воспитателем коего является, дает пропитание, наделив уделом.

Он милостив ко всем: к неверным и к верующим мусульманам, одаряет их благами. Эти качества, входящие в понятие «Милостивый», в арабском языке выражены одним словом — «Рахман». Слово «Рахман» употребляется только применительно к Аллаху, поскольку это качество в подразумеваемом объеме присуще только Ему.

Другое качество, выраженное арабским словом «Рахим», является специфическим, имеет значение «проявляющего милосердие в Судный день только к правоверным верующим». Это слово применимо и к другим, в том числе и к Пророку саллаллаху алайхи васаллам.

Ссылаясь на указание «Стяжайтесь нравами Аллаха» (то есть «обретайте нравы Аллаха»), улемы говорят, что каждый, кто читает этот аят, должен стремиться быть добрым и милосердным.

Словосочетание явмуд дин обозначает на русском языке «День суда», то есть «Судный день». Слово «дин» в арабском языке выражает такие понятия, как «расчет», «наказание», «вознаграждение». В «явмуд дин» — в Судный день — рабам божьим вновь будут возвращены жизни и они подвергнутся расчету за содеянное. Праведник будет вознагражден, а грешник — наказан. Читая этот аят, правоверному подобает помнить о страшном Судном дне, когда судейство будет принадлежать только Самому Аллаху, и, дабы не устыдиться перед Ним, следует готовиться к этому дню.

Под словом «поклоняемся» (арабское «ибадат») многие привыкли подразумевать лишь такие действия, как совершение намаза, держание поста, поминание Аллаха, чтение Куръана. Верно, все это представляет собой поклонение Аллаху, но вместе с тем выполнение любого угодного Аллаху дела — тоже ибадат Ему. Значит, человек, исполняющий указы Аллаха, постоянно пребывает в ибадате, то есть поклоняется Ему.

Аллах велит добывать себе пропитание только халалным (дозволенным) путем — значит, те, кто добывает себе хлеб насущный дозволенным шариатом путем, поклоняются Аллаху. Разумеется, расценивая как поклонение дозволенные пути заработать на пропитание, не следует отвергать остальные деяния. Например, никто не вправе оставлять намаз и пост. Таким образом, «Иййака наъбуду» означает: «Будем делать только то, что велишь Ты». А это не что иное, как великое обещание, даваемое Аллаху. Да сделает всех нас Аллах из числа верных исполнителей своих обещаний.

Также и «Иййака настаъиин» означает «лишь к Тебе взываем о помощи». Обычно арабы, прося о помощи, употребляют различные формы слова истиъана — когда они прилагают усилия в каком-либо деле, но не справляются сами, то есть не хватает сил. Также и в данном священном аяте словосочетание «Иййаака настаъиин» передает смысл: когда мы прилагаем все свои усилия и стараемся по мере своих возможностей, но не справляемся, то мы просим помощи только у Тебя. Не предпринимая ничего, лежа, предаваясь лени, помощи не просят. Как видим, в обоих случаях — и в поклонении, и в прошении помощи — обращение к Господу звучит во множественном числе. В Исламе — это выражение духа общности, единства и солидарности.

Читайте также:  Все мне позволительно но не все полезно толкование православие

Слово «хидая» — наставление на правильный путь — по словарю означает: «напутствовать любезно, с благоволением, в правильном направлении». По мнению улемов, существует несколько степеней хидаи — наставления на путь истины.

К примеру, глаза могут видеть только до определенного расстояния и предмет определенной величины. Иногда органы чувств могут и ошибиться. Например, всем известно, что человеку, едущему на большой скорости, красный цвет кажется зеленым. Как мы видим, хотя вторая степень преобладает над первой и является более полноценной, ее не хватит для обеспечения человека счастьем в двух мирах. Возникает вопрос: существует ли более совершенная хидая, чем эта? На этот вопрос ответ таков: да, существует более совершенная хидая, и это — наставление разума.

И тут напрашивается вопрос: «Значит, с помощью ума можно все распознать, он может наставить на путь истины?» Многие ответят: «Да». Но мусульмане скажут: «Даже ум не способен полностью определить правильный путь, не способен на полноценную хидаю, взгляните, что происходит в мире: все, используя ум, идут разными путями, и каждый считает свой путь правильным. В целом же все поступают вопреки друг другу. И чаще всего берут для себя за образец постыдные для разума вещи. Из этого можно заключить, что только разум сам по себе не может должным образом напутствовать, наставить человека на путь счастья в обоих мирах — земном и загробном. Есть еще наставление — хидая, которая правит и умом». И это четвертая — высшая степень наставления на путь истины.

Именно поэтому мусульмане в своих намазах постоянно читают эти благородные аяты, просят Всевышнего Аллаха о наставлении на правильный путь, о том, чтобы их пребывание на этом, достигнутом ими пути Ислама было продолжительным.

6, 7. Путем тех, которых Ты облагодетельствовал, не подпавших под гнев и не впавших в заблуждение.

Облагодетельствованными оказываются пророки, правдивые, мученики и благочестивые мусульмане.

«Подпавшие под гнев» — это те, кто подвергся гневу Аллаха по многим причинам, в том числе за убийство пророков, за невыполнение данных перед Аллахом обещаний и многое другое. Но самое главное — за то, что они не следовали тому, о чем знали. Аллах дал им знание, а они не использовали его, то есть будучи сведущими, не последовали по указанному пути. Таким образом, не следует повторять ошибок, допущенных ими.

Еще одна категория — «впавшие в заблуждение». Эта категория людей впала в заблуждение по нескольким причинам. Но самое главное, для достижения своих целей они избрали свой путь, а не тот, который указал им Аллах. Они, считая себя повинными перед своим пророком и желая угодить ему и снискать его довольство, по-своему устанавливали разные молитвы, обряды, придумывали вероучения, следовать которым им не повелевал Аллах, тем самым они усугубляли свое положение. Их путь — неверный путь. Значит, смысл аята в следующем: «О Аллах, веди нас по пути пророков и праведных, не по пути тех, кто подпал под гнев, и тех, кто впал в заблуждение!».

Аяты этой суры хоть и короткие, но вобрали в себя величественный смысл. Поэтому суру эту называют Уммул Куръан — Мать Куръана. В ней изложены восхваление Всевышнему Аллаху, Его сифаты, дано описание, что Он — Владыка дня Воскрешения и Суда. В ней упоминаются ибадат, ихлас, дуа, прошение Аллаха с мольбой, дается упоминание о благочестивых уммах и участи тех, кто шел по неверному пути и был нечестив.

Именно поэтому суру «Фатиха» предписано читать в каждом ракъате [3] намаза, и она читается повторно много-много раз. При этом подобает читать ее, вникая в смысл.

В хадисе кудси, переданном имамом Насаи от прославленного сподвижника Абу Хурайры радияллаху анху, Аллах говорит:

«Я разделил намаз между Мной и Моим рабом на две части, Я дам ему все, что он попросит». Когда он (раб божий) скажет «Алхамду лиллахи Раббил аламин», Аллах скажет: «Мой раб возблагодарил Меня».

Когда он скажет «Ар-Рахманир Рахим», Аллах скажет: «Мой раб восхвалил Меня».

Когда раб божий скажет «Малики явмид дин», Аллах скажет: «Мой раб возвеличил Меня».

Когда раб скажет «Иййаака наъбуду ва иййаака настаъиин», Аллах скажет: «Это то, что между Мной и рабом Моим, — Я дам ему все, что он у Меня попросит».

Когда раб скажет «Ихдинас сиротал мустакиим, сироталлазиина анъамта алайхим гойрил магдуби алайхим валаддооллийн», Аллах скажет: «Это относится к Моему рабу. Я дал, что он попросил».

[1] «Фатиха», будучи открывающей Священный Куръан сурой, также является началом 1-го джуза, первого из тридцати условных частей Куръана.

[2] Первый аят суры «Йа Сиин», от которого и происходит название суры.

[3] Ракъат — цикл в намазе, состоящий из определенных деяний (фард, ваджиб и сунна). Эти деяния, в свою очередь, делятся на определенные действия (афъал) и фразы (азкар). В том числе, в одном ракъате намаза совершаются кийам, тилават, рукуъ и две саджды (кийам — стояние в намазе, рукуъ — особый поясной поклон Аллаху, саджда — особый земной поклон Аллаху).

Из книги Тафсир Хилал.

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.

Источник

Оцените статью
Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Adblock
detector