Толкование сновидений по фрейду доклад

Фрейд «Толкование сновидений»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:40, доклад

Краткое описание

Как не покажется странным, но наука наравне с жестокой критикой в адрес сновидений, считая это полным абсурдом и не признавая за ними определенного значения, выказывает предположения, что сновидения имеют все же определенный смысл, быть может, и скрытый и заменяющий собою другой мыслительный процесс и что речь идет лишь о необходимости раскрыть эту замену, чтобы понять скрытое значение сновидения.

Оглавление

Глава II: «Метод толкования сновидений образец анализа сновидения» (стр.105-131)
Глава III: «Сновидение – осуществление желания» (стр.131-143)
Глава V: «Материал и источники сновидений» (стр.173-189)

Файлы: 1 файл

Доклад.docx

психологии и политологии

Домашняя письменная работа

по предмету «Психология и педагогика».

Фрейд «Толкование сновидений»

Глава II: «Метод толкования сновидений образец анализа сновидения» (стр.105-131)

Глава III: «Сновидение – осуществление желания» (стр.131-143)

Глава V: «Материал и источники сновидений» (стр.173-189)

Как не покажется странным, но наука наравне с жестокой критикой в адрес сновидений, считая это полным абсурдом и не признавая за ними определенного значения, выказывает предположения, что сновидения имеют все же определенный смысл, быть может, и скрытый и заменяющий собою другой мыслительный процесс и что речь идет лишь о необходимости раскрыть эту замену, чтобы понять скрытое значение сновидения.

«Толковать» сновидения можно пользуясь следующими двумя существенно отличающимися методами.

Первый из этих методов рассматривает содержание сновидений как нечто целое и старается заменить его другим понятным и в некоторых отношениях аналогичным содержанием. Это – символическое толкование сновидений.

Однако успех, конечный результат зависит от остроумия, непосредственной интуиции субъекта.

Второй метод – «расшифровка». Он рассматривает сновидение как своего рода условный шифр, в котором каждый знак при помощи составленного заранее ключа может быть заменен другим знаком общеизвестного значения и смысла. Здесь во внимание принимается не только содержание сновидений, но и личность и жизненные условия самого грезящего. Наиболее существенно в этом методе то, что толкование не обращается на сновидение во всем его целом, а на каждый элемент последнего в отдельности.

Как можно заметить для научного рассмотрения темы непригодность обоих популярных методов толкования сновидений, конечно, очевидна.

Однако вскоре автор, как он сам утверждает, в процессе работы со своими пациентами, которые рассказывали о своих снах, пришел к выводу, что есть смысл рассматривать сновидение как симптом и применять к нему тот же метод толкования, что и к последнему.

Для этого необходима, конечно, известная психологическая подготовка больного. От него требуются две вещи: усиления внимания к его психическим воспоминаниям и устранение критики.

Необходимо сказать пациенту, что успех психоанализа обуславливается тем, что он замечает и сообщает все, что проходит у него через мозг и при этом не пытается подавлять мысли. При психоаналитических занятиях автор имел случай заметить, что психическая структура размышляющего человека совершенно иная, чем структура наблюдающего свои психические процессы. При размышлении психический процесс играет большую роль чем при самом внимательном наблюдении, как то показывает даже напряженная физиономия и морщины на лбу человека, погруженного в раздумье.

При обычном размышлении человек сохраняет критику, в силу которой отбрасывает часть возникающих у него мыслей. Самонаблюдатель, напротив того, старается лишь ее подавить. Данный процесс самонаблюдения более удобен, целесообразен на взгляд автора, чем наблюдение над другими.

С помощью полученного таким путем материала можно будет произвести толкование патологических идей, а также и сновидения.

При засыпании «нежелательные представления» появляются наружу вместе с ослаблением произвольного и критического процессов, оказывающие влияние на ход наших преставлений. В качестве причины такого ослабления приводят обычно «утомление».

Первый шаг при применении этого метода учит, что в качестве объекта внимания следует брать не сновидение во всем его целом, а лишь отдельные элементы его содержания.

Данный метод, который впервые был применен автором, серьезно отличается от популярного метода при помощи символизации и одновременно приближается ко второму методу « расшифровывания».

Попытка повествователя разъяснить свой метод толкования была основана на ряде этапов:

Фрейд приводит свой конкретный пример из собственной жизни, в котором реализует вышеуказанный алгоритм и в конце анализа приходит к тому, что содержание сновидения является, таким образом, осуществлением желания, его мотив – желание.

Сновидение полноценное психическое явление. И как уже было доказано оно – осуществление желания. Если сновидение является таковым на самом деле, то откуда же протекает та странная и причудливая форма, в которую облекается последнее? Какие изменения претерпевают мысли, преобразовываясь в сновидение, и откуда проистекает тот материал, который перерабатывается в сновидении? Пока отложим все эти вопросы ненадолго в сторону и пойдем другой дорогой.

Мы видели, что сновидение изображает желание в его осуществленной форме. В наших интересах узнать является ли это общей характерной чертой всех сновидений или же случайным содержанием лишь одного, то есть частный случай.

Первое сновидение, приведенное самим Фрейдом, было осуществлением желания, другое представляет, быть может, осуществление опасения, третье может иметь в своем содержании рефлекс и т. п.

Автор в качестве примера привел очередное сновидение, основываясь на собственном опыте. В нем у грезящего очень сильная жажда. Когда он ее утоляет тем, что ему снится, будто он выпил воды, то он так и не просыпается. Таким образом, мы имеем то, что описанное нами это – сновидение об удобстве.

Каждый в реальности понимает, что такое сновидение и большинство претворяются, что не имеют представления об этом. Ведь в качестве аргумента можно привести обыкновенную поговорку из немецкой культуры. На вопрос: «Что снится гусям?» идет ответ «Кукуруза». Вся теория, утверждающая, что сновидение представляет собой желания, содержится буквально в этих двух фразах.

Мы видим, что могли бы достичь нашего учения о скрытом смысле сновидения более коротким путем, если бы мы обратились к общеупотребительным оборотам речи.

«Мне и во сне этого не снилось», восклицает в восхищении тот, для кого действительность превзошла все ожидания.

Научившись путем применения нашего метода толкования сновидений раскрывать скрытый смысл последних, далеко оставляющий позади их содержание, мы должны снова подвергнуть рассмотрению отдельные проблемы сновидения.

Отметим три главных особенности памяти в сновидении. Первая состоит в том, что сновидение отдает предпочтение впечатлением предыдущих дней. Следующая гласит, что сновидение производит подбор на основании других принципов, нежели бодрствующая память, оно вспоминает не существенное и важное, а второстепенное и не значительное. Последняя особенность заключается в том, что в его распоряжении находятся наши ранние воспоминания детства; оно производит даже детали из этого периода, которые в бодрственной жизни, как нам кажется, нами давно уже позабыты.

Эти особенности в подборе материала сновидения подмечены исследователями.

Свежее и безразличное в сновидении. В каждом сновидении можно найти связь с переживаниями предыдущего дня. Принимая это, автор начинает толкование с исследования переживаний этого самого дня, вызвавших это сновидение. Чтобы показать насколько постоянно такое взаимоотношение автор приводит в очередной раз пример из своей жизни.

Я написал монографию о каком то растении. Источник: утром в окне одного книжного магазина я видел монографию о цикламене.

В процессе работы З. Фрейд задается вопросом: всегда ли связано сновидения с событиями предыдущего дня или же оно простирается на впечатления более значительного промежутка последнего времени.

Всякий раз, когда ему представляется, будто источником сновидения было впечатление, воспринятое 2-3 дня назад, он при ближайшем рассмотрении убеждается, что это впечатление снова повторилось накануне и что, таким образом, между днем восприятия и сновидением имеется его очевидная репродукция, имевшая место в предыдущий день.

После ряда размышлений автор осознал, что для каждого сновидения существует его возбудитель, принадлежащих к числу тех переживаний, «с момента возникновения которых не прошло еще не единой ночи».

Сновидение может избирать материал из всякого периода жизни лишь постольку, поскольку от впечатлений предыдущего дня может быть протянута мысленная нить этим более ранним. Что же эта преимущественная роль свежих впечатлений? Мы поймем это, если проведем анализ вышеописанного сна (о монографии). Фрейд, учтя его результат, решил, что забывание очень часто является осуществлением бессознательного намерения и, во всяком случае, дает возможность предполагать о скрытом намерении забывающего.

До тех пор как я знал лишь явное содержание этого сновидения, рассуждает автор, оно было связано, по-видимому, лишь с одним впечатлением; после же анализа нашелся и другой его источник в другом переживании того же дня. Первое впечатление, с которым связано сновидение, играет второстепенную роль. Я вижу в витрине книгу, читаю ее заглавие, но содержание ее едва ли интересует меня. Второе же переживание имело высокую психическую ценность.

В содержании сна автор находит намек на безразличное впечатление и поэтому утверждает, что сновидение преимущественно заключает в себе второстепенные впечатления. В толковании же все указывает на важные и значительные переживания. Если определить смысл сновидения по скрытому его содержанию, найденного с помощью анализа, то можно прийти к новому выводу. Разрешается загадка, будто сновидение занимается лишь ничтожными обломками бодрственной жизни; автор не поддерживает утверждение, будто душевная жизнь в бодрственной состоянии не продолжается в сновидении и что сновидение тратит психическую деятельность на ничтожный материал. Он утверждает наоборот: то, что занимает нас днем, владеет нашим мышлением и в сновидении, и мы видим во сне лишь такие вещи, которые дали нам днем повод к размышлению.

То же обстоятельство, что Фрейду снится безразличное впечатление, между тем как само сновидение вызвано гораздо более значительным и важным переживанием, объясняется, по всей вероятности, тем, что здесь перед нами снова искажающая деятельность сновидения, которою которую приписывают особой психической силе, играющей роль цензуры.

Напоследок приведу в краткой форме несколько источников сновидений:

Данная тема достаточно абстрактная, но вызывает любопытство и не поддельный интерес. Невольно задаешься вопросом, что такое сон, что он подразумевает, благодаря чему появляется? Я надеялся найти ответы на эти вопросы в труде З. Фрейда и в какой – то степени я осознал значение и происхождение сновидений.

Данное произведение несложно догадаться вызывает споры, однако Фрейд пытался максимально возможно заложить в основу своих рассуждений научную подоплеку, используя, к примеру, распространенный в разных науках метод познания – анализ и пытаясь брать примеры с действительности.

Автор пытался дать общие очертание тематике, от которой все остальные отвернулись, не считая ее заслуживающей внимание, несмотря на то, что это явление фактически повседневное в жизни каждого индивида, природа которого до сих пор так и не раскрыта и только в силу этого оно уже заслуживает большее, чем порицание.

Читайте также:  Гадание на кофейной гуще женщина с ребенком на руках толкование

Труд Фрейда, в который он вложил колоссальные усилия заслуживает того чтобы с ним ознакомились, а также возможности «лежать на одной полке» с работами других известных личностей, ученых.

Источник

Толкование сновидений по фрейду доклад

Зигмунд Фрейд считается основоположником теории бессознательного. Несмотря на то что сознание и подсознание изучали и другие ученые, не менее знаменитые, именно Фрейда вспоминают, говоря о подсознании и связанных с ним загадках, в том числе и о сновидениях.

Фрейду принадлежит огромное количество работ по психологии человека, среди которых особенно следует отметить «Толкование сновидений», «Я и Оно», «Тотем и табу», «Остроумие и отношение к бессознательному» и многие другие. Поэтому, пытаясь объяснить природу и причины эротических сновидений, обратимся к теории этого ученого.

Согласно Фрейду, все психические процессы человека подчиняются принципу удовольствия. Мы изначально стремимся к получению удовольствия, а неудовольствие вызывает у нас отрицательные эмоции.

В генитальной фазе, с начала подросткового периода, начинается фаза развитой сексуальности. В этот период сексуальные желания удовлетворяются путем нормальной половой деятельности.

Изучая нервное расстройство у пятилетнего ребенка, Фрейд установил связь между снами мальчика и его фобиями. Кошмары ребенка имели следующее содержание: он боялся потерять мать, так как ему «не к кому будет приласкаться». Наяву же отмечалась повышенная нежность к собственной матери, восприятие ее как объект эротического желания. Фрейд отмечает, что сновидение мальчика представляет собой сновидение наказания и вытеснения (то есть перехода психического сознания в бессознательное и удержания его в бессознательном); наслаждение от ласк матери претворяется в страх и содержание сна кардинально изменяется. Ребенок просыпается, прерывая сон, таким образом вытеснение побеждает механизм сновидения.

Как объясняет сновидение Зигмунд Фрейд? Мы уже говорили о том, что сновидения зависят от пережитого наяву. Кроме того, следует отметить роль раздражителей, действующих на спящего, а также душевной жизни бодрствующего человека. Сновидения имеют различные функции, к которым можно отнести психическую, биологическую и некоторые другие.

Следовательно, и сновидения должны быть разные. Поэтому в первую очередь необходимо установить, какие ассоциации возникают у человека, видящего сон.

Информация, которую получает мозг, перерабатывается следующим образом: вначале происходит концентрация различных образов, потом они искажаются, и вслед за этим формируются символы.

Источник

Особенности анализа сновидений по З. Фрейду

Особенность понятия и становления психоанализа. Характеристика метода свободных ассоциаций. Представления Зигмунда Фрейда о работе сновидения. Проведение исследования грез в качестве невротического симптома. Символизм снов в теории психоаналитика.

Рубрика Психология
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 22.08.2017
Размер файла 50,8 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина Факультет психологии

Кафедра общей и прикладной психологии

З. Фрейд «анализ сновидений»

Введение


Глава 1. Вклад З. Фрейда в становление психоанализа


1.1 Понятие и становление психоанализа


1.2 Роль сновидений в психоанализе


Глава 2. Особенности анализа сновидений по З. Фрейду


2.1 Представления З. Фрейда о работе сновидения


2.2 Символизм сновидений в теории З. Фрейда


2.3 Техника толкования сновидений


Заключение


Выводы


Список использованной литературы


Введение

Актуальность данного исследования связана с тем, что современная психология характеризуется большим количеством векторов приложения усилий работающих психологов, одним из главных среди них выступает психоаналитическое направление, определяемое корнями, уходящими в первичные исследования З. Фрейда.

Неоценима заслуга З. Фрейда в толкование сновидений. Именно он исследовал сны пациентов и выявил скрытые в них противоречия. Концептуальные положения Зигмунда Фрейда легли в основу современного психоанализа, на текущий момент представляющего собой динамично прогрессирующие технологии раскрытия сокровенных свойств человеческой сущности.

Научной базой данного исследования являются работы В. М. Лейбина, В.Н. Лихницкого, Ю.М. Пратусевича, A.M.Руткевича, Г. Шнейдера, А. Шопфа, Дж.Эрнеста и других исследователей психоаналитического метода З. Фрейда.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить понятие и становление психоанализа;

2. Определить роль сновидений в психоанализе;

3. Изучить представления З. Фрейда о работе сновидения;

4. Раскрыть символизм сновидений в теории З. Фрейда;

5. Исследовать технику толкования сновидений.

Гипотеза исследования предполагает, что анализ сновидений может быть эффективным при соблюдении следующих условий:

— знаний психоаналитика о работе сновидений;

— владения методом психоанализа, разработанного З. Фрейдом;

— раскрытия основных механизмов в работе сновидения (символизм, цензура, замещение и др.).

Научная новизна исследования состоит в том, что представленная работа представляет собой комплексное исследование психоаналитического метода толкования сновидений 3. Фрейда.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что изложенные положения и выводы могут быть использованы для дальнейших исследований в области психоанализа.

Практическая значимость исследования состоит в том, что данное исследование может быть использовано для проведения семинарских занятий, спецкурса по психоаналитическим концепциям.

Глава 1. Вклад З. Фрейда в становление психоанализа

Есть два важных момента, которые по мнению исследователя, предшествовали этому. Речь идет о методе венского врача Йозефа Брейера и методе психиатра Ипполита Бернхейма. С первым Фрейду довелось некоторое время вместе работать, а метод доктора Бернхейма З. Фрейд наблюдал на одном из сеансов [6, 12].

Психиатр И. Бернхейм, применял для лечения невротиков метод гипнотического внушения. В 1889 году З. Фрейд присутствовал во время одного из обучающих занятий Бернхейма. Во время этого сеанса воспоминания пациента из самбулического состояния под гипнозом, преодолев сознательное сопротивление больного, были с успехом восстановлены в бодрствующем состоянии.

Впоследствии З. Фрейдом были введены понятия сопротивления пациента и процесса вытеснения, как защитного механизма психики. Для возможности работы с сопротивлением и вытеснением пациента вместо гипноза был выбран метод свободных ассоциаций. Было введено понятие сознательного заместителя для вытесненного бессознательного [7, 18].

Необходимая аналитическая работа должна дойти до времени полового развития и раннего детства. «Только переживания детства дают объяснение чувствительности к будущим травмам, и только раскрытием и доведением до сознания этих следов воспоминаний, обычно почти всегда позабытых, мы приобретаем силу для устранения симптомов» [10, 180].

Для обоснования своего подхода З. Фрейд ввел понятие Эдипова комплекса и последовательных фаз в психосексуальном развитии человека (оральной, анальной, фаллической и генитальной) [6, 12].

Итак, впервые термин психоанализ был введен З. Фрейдом, который работал над исследованием бессознательных процессов, происходящих в человеческой психике и над глубоко упрятанными в людское подсознание мотивациями. Исходя из основ методики, человеческая природа рассматривается с точки зрения противоборства тенденций антиподов. Именно психоанализ дает возможность увидеть, как бессознательное противостояние влияет не только на личностную самооценку, но и на эмоциональность личности, на ее связи с ближайшим окружением, отдельными общественными институтами.

В статье «Психоанализ» (1923) автор отмечает, что психоанализом называется: «способ исследования психических процессов, недоступных пониманию; основанный на этом исследовании метод лечения невротических расстройств; возникший в результате этого ряд психологических концепций, постепенно развивающихся и складывающихся в новую научную дисциплину» [10, 80].

Таким образом, З. Фрейд довольно подробно объясняет суть психоанализа. Если за исходное определение взять данную З. Фрейдом какую-то одну трактовку, то тем самым ускользает почва для адекватного понимания психоанализа.

Психоанализ расширялся, критиковался и развивался в различных направлениях, преимущественно бывшими коллегами Фрейда, такими как А. Адлер и К. Г. Юнг, а позднее неофрейдистами, такими как Э. Фромм, К. Хорни, Г. С. Салливан, Ж. Лакан и другими [12, 180].

В настоящее время психоанализ представляет методологию, основанную на изучении, выявлении, анализе вытесненных из сознания, скрытых или подавленных тревог индивидуума, которые в явной форме травмировали его психику [7, 56].

Средствами распознавания скрытого в психоанализе являются: метод свободных ассоциаций, толкование сновидений и использование случайных оговорок и ошибочных действий пациента [8, 29].

Основное правило психоанализа гласит: пациент должен говорить всё. «Он должен все говорить, совершенно отказавшись от любого критического выбора, все, что приходит ему в голову, даже если он считает это неправильным, не относящимся к делу, бессмысленным. Следуя этому правилу, мы обеспечиваем себя материалом, который наведет нас на след вытесненных комплексов» [10, 190].

Метод свободных ассоциаций лежит в основе психоанализа и является одним из основных. Закон образования ассоциаций гласит, что если какие-либо объекты воспринимаются одновременно или в непосредственной близости, то впоследствии появление одного из них может повлечь за собой осознание другого [8, 29].

З. Фрейд отмечает, что «больной иногда замолкает, запинается и начинает утверждать, что он не знает, что сказать, что ему вообще ничего не приходит на ум. Однако более тонкое наблюдение показывает, что подобного отказа со стороны мыслей никогда не бывает на самом деле» [10, 190].

Можно выделить основные положения психоанализа:

— человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;

— эти влечения преимущественно бессознательны;

— попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;

— кроме структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;

— конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к эмоциональным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и тому подобное;

— освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание [7, 59].

В настоящее время современный психоанализ представляет собой более двадцати концепций психического развития человека. Между тем подходы к психоаналитическому терапевтическому лечению сильно различаются.

Классический психоанализ З. Фрейда обозначает специфический тип терапии, при котором «анализант» (аналитический пациент) вербализует мысли, включая свободные ассоциации, фантазии и сны. На основе этого аналитик делает вывод о бессознательных конфликтах, которые являются причинами симптомов и проблем характера пациента. Далее аналитик интерпретирует их для пациента, и они вместе находят пути разрешения проблем. Особенности психоаналитических интервенций, как правило, включает конфронтацию и разъяснение патологических защит и желаний клиента [8, 53].

Итак, в настоящее время психоанализ является одним из методов лечения психических расстройств, основанный на теории З. Фрейда. Исследователь, стремясь к максимальному возрождению психического здоровья пациентов, разработал теоретические принципы психоанализа и ввел их в практику. Вследствие своей уникальности, предложенная технология восстановления психического здоровья со временем приобрела широчайшую известность и популярность.

Таким образом, можно сделать следующий вывод. Психоанализ представляет собой психологическую теорию, разработанную З. Фрейдом для выявления вытесненных из сознания скрытых тревог клиента, которые травмировали его психику. В настоящее время «психоанализ» представляет собой научную дисциплину; комплекс мероприятий по исследованию психических процессов; методику лечения нарушений невротического характера.

Читайте также:  Толкование уголовного закона виды толкования по субъекту объему приемам

1.2 Роль сновидений в психоанализе

Основная идея теории психоанализа З. Фрейда состоит в том, что мотивы поведения человека преимущественно им не осознаваемы и потому совершенно неочевидны.

Человеческая природа рассматривается З. Фрейдом с точки зрения противоборства тенденций антиподов. Именно психоанализ дает возможность увидеть, как бессознательное противостояние влияет не только на личностную самооценку, но и на эмоциональность личности, на ее связи с ближайшим окружением, отдельными общественными институтами. Обычно источник конфликта локализован в условиях приобретенного индивидом опыта, а поскольку люди одновременно социальные и биологические существа, их основным биологическим устремлением оказывается поиск наслаждений с одновременным избеганием от любой формы боли [15, 81].

Именно в предсознательном сосредотачивается значительное число фантазийных побуждений и желаний индивида. При этом если достаточно сосредоточиться на цели, то вполне можно перенаправить такие желания в сознательное. Те события, которые из-за существующих моральных и нравственных ориентиров индивида отрицаются им как допустимые, а быть может, расцениваются как болезненные и потому перемещаются в бессознательную часть. Именно эта часть приобретенного опыта оказывается отделенной от двух других стеной. Поэтому следует понять, что психоанализ сконцентрирован на исследовании имеющихся взаимосвязей между частями сознательного и бессознательного. Стоит отметить, что психоанализ в психологии оперирует глубинными аналитическими механизмами, такими как: исследование самопроизвольных поступков, совершаемых в обыденной жизни; исследования с использованием независимых ассоциаций, через интерпретацию снов.

З. Фрейд позволил сновидениям стать предметом научных исследований. Впервые он проявил интерес к сновидениям, когда понял, что его пациенты склонны спонтанно рассказывать о своих снах. Вскоре он начал систематически включать толкование сновидений в свою практику наряду с гипнозом и методом свободных ассоциаций. В конце девятнадцатого века З. Фрейд исследовал механизм сновидений. Приложив идеи и методы психоанализа к проблеме сновидения, исследователь разрабатывает свою теорию сновидений.

«В предисловии к третьему английскому изданию «Толкование сновидений» в 1931 году семидесятипятилетний Зигмунд Фрейд писал: «Эта книга в полном соответствии с моими нынешними представлениями содержит самое ценное из открытий, которые благосклонная судьба позволила мне совершить. Озарения подобного рода выпадают на долю человека, но только раз в жизни» [10, 191].

В отличие от многих своих современников, изучавших сновидения с физиологической точки зрения, З. Фрейд задался целью показать, что сновидения доступны толкованию.

З. Фрейд отмечал роль психоанализа в толковании сновидений: «Психоанализ поднимает значение сновидения до полноценного психического акта, имеющего смысл, определенное намерение и назначение в душевной жизни индивида и к тому же идущего далее простой констатации чуждости, нелогичности и абсурдности сновидения» [12, 268].

Исследователь предпринял попытку осмысления сновидений, выдвигая постулат о том, что сновидения доступны толкованию. З. Фрейд писал: «Толкование сновидений является фундаментом психоаналитической работы, а его результаты представляют важнейший вклад психоанализа в психологию».

З. Фрейд следовал обыденным представлениям о сновидениях как имеющих значение в жизни человека. При этом он исходил из того, что сновидения имеют смысл и их толкование способствует пониманию душевной жизни людей. В этом отношении Фрейд как бы отошел от предшествующих научных концепций, авторы которых не придавали значения смыслу сновидений.

Рассматривая сновидение в качестве невротического симптома, свойственного всем здоровым людям, Фрейд выдвинул ряд предположений, которые легли в основу психоаналитического метода толкования сновидений.

Первое предположение состояло в том, что сновидение представляет собой не физиологическое, соматическое, а психическое явление. Сновидение есть продукт и проявление видевшего сон человека.

Второе предположение З. Фрейда состояло в утверждении, что видевший сон знает свое сновидение. Когда его расспрашивают о сновидении, то чаще всего он отвечает, что ничего не знает о нем и не имеет ни малейшего представления о его смысле. Но, по мнению З. Фрейда, на самом деле видевший сон знает о смысле своего собственного сновидения.

Третье предположение исследователя было основано на том, что первая пришедшая в голову мысль о своем сновидении дает самое точное объяснение. Психоаналитический метод толкования сновидений заключается в том, что видевшего сон спрашивают, откуда у него это сновидение. Первое же его высказывание по данному поводу считается объяснением [15, 82].

Анализ сновидений включает в себя установку, в соответствии с которой при спокойном самонаблюдении целесообразнее иметь дело не со сновидением в целом, а с составляющими его элементами. Если человека спросить, чем вызвано его сновидение и что оно означает, то обычно он ничего не может сказать. Поэтому необходимо разбить сновидение на элементы, обратить внимание на отдельные его символы и осуществлять самонаблюдение и анализ их. Тогда о пришедших в голову мыслях нельзя будет сказать, что они являются произвольными, совершенно не связанными с содержанием сновидения.

Итак, можно сделать вывод о том, что основным способам изучения психики психоанализ относит в первую очередь толкование сновидений. Анализ сновидений является незаменимым инструментом в арсенале приемов терапии психоаналитика. Для Фрейда сны стали ключом к теоретическому постижению подсознания. Кроме того, он интерпретировал сны людей, которые не страдают от психических заболеваний, предложив, таким образом, универсальный поход к анализу сновидений.

Глава 2. Особенности анализа сновидений по З. Фрейду

З. Фрейд разработал собственную технику толкования сновидений. Исследователь проводил анализ сновидений пациентов, раскрывал смысл и значение их снов. Такой анализ был направлен на расшифровку их бессознательного содержания.

По З. Фрейду, сновидения представляют собой психические явления, которые являются отражением чего-то существующего в душе индивидуума, о чем сам человек не подозревает. Таким образом, клиент никогда не осознает истинный смысл своего сновидения. Работа психоаналитика, соответственно, сводится к тому, чтобы раскрыть перед человеком этот смысл. З. Фрейд использовал метод свободных ассоциаций к отдельным частям сновидения, чтобы с помощью пациента раскрыть истинную сущность сна. Процесс толкования заключался в переводе явного содержания сновидения (то есть его сюжета) в скрытое содержание [1, 142].

Поэтому сновидения бывают так запутанны, и зачастую бессмысленны. Причина в том, что, что одна сила формирует желание (бессознательное), а другая (цензура) его искажает.

Везде, где в сновидении есть пропуски, в них виновата цензура, она может использовать и другие средства искажения сновидения. Наряду с пропусками цензура производит перегруппировку и модификацию сна. В результате явное сновидение становится совершенно непохожим на его скрытые мысли.

Как правило, цензуре подвергаются достойные осуждения, неприличные в нравственном, социальном отношениях бессознательные влечения человека. Все они отвергаются цензурой.

З. Фрейд исходил из того, что работа сновидения дает несколько результатов. К этим результатам или достижениям работы сновидения могут быть отнесены следующие: сгущение, смещение, превращение мыслей в зрительные образы, вторичная обработка [19, 81].

Своеобразное психосексуальное направление классического психоанализа подразумевает прохождение аналитиком и анализируемым определенных психических процессов.

Процесс перенесения З. Фрейд описывает следующим образом: «Тот, чья потребность в любви не получает полного удовлетворения в реальности, вынужден обращать на всякое новое лицо, с которым сталкивается, свои либидозные надежды. Поэтому вполне естественно, что активная сила либидо обращается также и на личность врача» [12, 203].

«Врач должен признать, что влюбленность пациентки вынуждена аналитическим положением и не может быть приписана превосходству его особы и что у него нет никакого основания гордиться таким «завоеванием», как это назвали бы вне анализа» [12, 203].

Контрперенос представляет собой ответные бессознательные чувства аналитика к своему пациенту. «Это явление представляет собой одну из главных опасностей для психоаналитика, оно может привести к психическому заражению обоих».

Процесс переработки сопротивлений начинается с того, что «врач открывает никогда не узнаваемое анализируемым сопротивление и указывает на него пациенту. за указанием на сопротивление не следует непосредственно его прекращение. Нужно дать больному время углубиться в неизвестное ему сопротивление, переработать его, преодолеть его…» [3, 57].

«Эта переработка сопротивлений становится на практике мучительной задачей для анализируемого и испытанием терпения врача. Но именно эта часть работы оказывает самое большое изменяющее влияние на пациента, и ею аналитическое лечение отличается от всякого воздействия путём внушения» [7, с. 85].

Итак, можно сделать вывод о том, что работа сновидения является примером бессознательной переработки процесса мышления. Перевод скрытого сновидения в явное является работой сновидения. Стремление добраться от явного сновидения до скрытого и есть толкование сновидений. Работа сновидения дает несколько результатов, а именно: сгущение, смещение, превращение мыслей в зрительные образы, вторичная обработка. Все это искажает сновидение и затрудняет его толкование.

2.2 Символизм сновидений в теории З. Фрейда

З. Фрейд считал себя вынужденным включить главу о символизме в сновидениях в позднее издание «Интерпретации сновидений». В предисловии к третьему изданию 1911 года он написал: «Мой собственный опыт, так же как и работы Вильгельма Штекеля и других, с тех пор научили меня формулировать более верную оценку степени и важности символизма в сновидениях (или, скорее, в бессознательном мышлении)» [20, 17].

Как отмечает В. М. Лейбин, З. Фрейд исходил из того, что элемент сновидения представляет собой символ бессознательной мысли сновидения. Для разных элементов сновидения можно найти одни и те же переводы или замещения, являющиеся постоянными, неизменными. То есть существует такое постоянное отношение между элементом сновидения и его переводом, замещением, которое он назвал символическим [3, 162].

В работе «Введение в психоанализ. Десятая лекция. Символика сновидения» Зигмунд Фрейд пишет: «Сущностью символического отношения является сравнение, хотя и не любое сновидение выражает в символах не все, а только определенные элементы скрытых мыслей сновидения» [13, 67].

Если вам приснились императоры или королева, значит, такой сон символизирует, по мнению З. Фрейда, родителей. Менее нежно сновидение относится к детям. Дети символизируются маленькими зверенышами, паразитами. Рождение почти всегда изображается посредством какого-либо отношения к воде, в воду или бросаются, или выходят из нее. Это означает материнское отношение к спасаемому. Умирание заменяется во сне.

Итак, З. Фрейд использовал образы, возникающие в сновидениях, для интерпретации посланий из бессознательного, характерное для них трактование. Он проследил определенные взаимосвязи между некоторыми видами переживаний и элементами сновидений, которые появляются даже у психически здоровых людей. Он утверждал, что формирование визуальных ответов (сновидений) в ответ на раздражитель не случайно. Так же он выяснил, что части явного послания содержат в себе и элементы со скрытым смыслом. Эти проявления Фрейд назвал символами сновидения, которым он приписывал постоянное значение.

Символы представляют собой единственные элементы сновидений, которые могут быть истолкованы аналитиком без помощи сновидца. Символы имеют постоянное, универсальное значение, которое не зависит от того, в чьем именно сновидении эти символы появляются [10, 167].

Женские гениталии символически представлены в виде полых объектов, которые могут вмещать вещи: валы, ямы и пещеры. То же самое может символизировать дом с подъездами, проходы и двери, церкви, часовни, дворцы, особняки, крепости и даже сам ландшафт. Такие материалы как дерево и бумагу, а также предметы, изготовленные из них: столы, книги символизируют женские гениталии. Типичные женские символы среди животных, улитки и мидии. Яблоки, персики и фрукты в целом символизируют грудь [13, 166].

По мнению З. Фрейда, символы сновидения можно понять благодаря их интерпретации. Сами же символы сновидения в основном носят сексуальный характер.

Рассмотрим сон и его толкование, описанный в практике З. Фрейда под названием «Красивое сновидение». Клиент, который, страдает клаустрофобией, рассказывает свой сон:

Элементы сновидения, в которых одни люди находятся наверху, а другие внизу, указывают на фантазии сексуального характера, занимающие моего пациента и в качестве подавленных инстинктов стоящие в несомненной связи с его неврозом.

Эпизод с господином, который ругал итальянского короля, относится через посредство свежего и самого по себе индифферентного переживания к проникновению лиц низшего сословия в высшее общество» [13, 167].

Многие сны, которые, прежде казались загадочными, становятся более понятными при рассмотрении их сквозь призму символов Фрейда. Исследователь утверждает, что ни одно сновидение не должно считаться случайным, оно может быть подвергнуто анализу, который сделает понятным его настоящее содержание. Хотя символы сновидения часто позволяют произвести прямую интерпретацию, все же следует, прежде всего, проверить скрытые смыслы. Сон может быть понятен только в контексте психологического фона самого человека [2, 42].

С теоретической точки зрения Фрейд классифицировал символическое воспроизведение как механизм работы сновидений. Она служит цели подавления и превращения нежелательного содержания в нераспознаваемое. Все же рассматриваемые символы являются, по его мнению, частью не бессознательного, а, скорее, предсознательного. Фрейд склонялся к мнению, что существует группа предсознательных символов, которые являются всеобщими для всех человеческих существ, как своего рода проязык. Фактически тогда они не подавляются, а, скорее, используются для подавления. Позже, в своей работе по символизму Эрнст Джонс (1916) поддерживал мнение, что этот слой символики не является врожденным, но должен быть заново создан каждым индивидуумом.

Итак, можно сделать следующий вывод, мир символики сновидений многообразен. Элемент сновидения представляет собой символ бессознательной мысли сновидения. Однако проявление символов в сновидениях ограничено. Сновидение выражает в символах не все, а только определенные элементы скрытых мыслей человека. Как выяснил З. Фрейд, большинство символов используются в сновидении для выражения сексуальных объектов, отношений, действий. Аналитик должен использовать язык символики для интерпретации посланий из бессознательного. Чтобы толковать сновидения ему нужно иметь представление о символике.

Толкование сновидений составляет основу психоаналитической работы. При терапевтической работе средствами психоанализа сновидениям клиентов должно уделяться самое пристальное внимание. Нередко бывает так, что из одного рассказанного человеком сновидения аналитик узнает о его психическом состоянии значительно больше, чем из многочисленных бесед.

З. Фрейд уделял значительное внимание не только раскрытию работы сновидения, но и его толкованию, которое основано на теоретических положениях о природе и работе сновидениях.

Толкование сновидений предполагает обращение к символическому языку бессознательного с целью перевода его на доступный для современного человека язык. Тот понятный для него язык сознания, к которому он апеллирует в повседневной жизни.

Интерпретация символов сновидения подкрепляется использованием метода свободных ассоциаций для раскрытия смыслов вложенных в сновидение. Когда клиент ощутил спонтанный поток мыслей и чувств, его просят описать его как можно более полно. Основным правилом этого метода является открытое описание потока своих мыслей, не подвергая их цензуре Необходимо создать условия вербализации, обнажить ненаказующее пространство признания, в котором симптом утрачивает свою силу перед могуществом выговаривающего его слова [4, 52].

Для некоторых людей для восстановления в памяти какого-либо обстоятельства необходимо З. Фрейд использовал ассоциативные связи, предлагал вспомнить предшествующие и последующие факты, отдельные моменты, увидеть и узнать какой-либо предмет, относящийся к событию.

Общее представление о технических приемах классического психоанализа можно получить из следующих разъяснений З.Фрейда:

1. «Я настаиваю на совете укладывать больного на диван, между тем как врач должен занять место позади его так, чтобы больной его не видел. Так как во время слушания я сам отдаюсь течению моих бессознательных мыслей, то не хочу, чтобы выражение моего лица давало пациенту материал для толкования или оказывало влияние на то, что он говорит» [10, 258].

2. Не следует указывать пациенту, о чем он должен говорить. «Безразлично, с какого материала начинать лечение, с истории ли жизни, истории болезни или детских воспоминаний… больному говорят: «Прежде чем я смогу вам что-нибудь сказать, мне нужно многое о вас знать, будьте добры рассказать мне о себе всё, что вы о себе знаете» [10, 259].

3. Надо говорить все. Не существует тайн и нескромности по отношению к третьим лицам. Нельзя скрывать ни имена, ни даты, ничего. Этому требованию «вы должны подчиниться» [10, 260].

4. «Необходимо устранить всякое сознательное воздействие на свою способность запоминать и всецело отдаться своей «бессознательной памяти. Нужно слушать и не заботиться о том, запоминаешь ли что-либо. Анализируемый часто утверждает, что сделал уже раньше какое-нибудь сообщение, между тем можно его уверить, что это сообщение сделано теперь впервые» [10, 231].

5. Работа со сновидениями относится к одному из основных методов в психоанализе. «После того как ему сообщали содержание сновидения, Фрейд начинал задавать об отдельных элементах этого сновидения один и тот же вопрос: что рассказчику приходит в голову относительно этого элемента, когда он думает о нём?» [10, 210]. В понимании бессознательных потребностей, выраженных в сновидениях, по мнению Фрейда, лежит ключ к пониманию самой проблемы.

Классический психоанализ не рассчитан на людей старше 50 лет: «Лица в возрасте за 50 лет утратили пластичность душевных процессов, на которые рассчитывает терапия» [3, 141].

Не следует использовать психоанализ для близких и родных людей: «Что касается обращения с «родственниками», то в этом отношении я сознаюсь в своей полной растерянности и питаю вообще мало доверия к индивидуальному воздействию на них» [3, 140].

При неврозах опасно подталкивать человека быть сильнее, чем он на то способен. «Изрядное количество тех, кто теперь спасается в болезни, не выдержит при предполагаемых условия конфликта, а быстро погибнет или наделает таких бед, которые окажутся худшими, чем их собственное невротическое заболевание» [3, 142].

Некоторые пациенты просят освободить их от какого-то одного конкретного симптома, «но они переоценивают при этом избирательную силу анализа. Разумеется, врач-аналитик может многого достичь, но он не в состоянии точно определить, что он сможет сделать» [3, 143].

Классический психоанализ является длительным процессом. На вопрос, сколько может продлиться лечение, Фрейд отвечал словами Эзопа: «Чтобы ответить о длине дороги, нужно знать шаг путешественника и скорость его движения» [10, 252].

«Я разрешаю каждому оборвать лечение, когда ему заблагорассудится, но не скрываю от него, что прекращение лечения после непродолжительной работы не даст никакого успеха и, как незаконченная операция, легко приведет его в неудовлетворительное состояние» [12, 254].

Работа по толкованию сновидений требует вдумчивого отношения буквально к каждой мелочи, к каждому символу. В.М. Лейбин советует еще раз попросить пациента, чтобы он снова пересказал свое сновидение, не давать поспешную интерпретацию.

Следует отметить, что анализ сновидения здорового человека предполагает подробную и детальную проработку всех его элементов, однако толкование сновидения больного ограничено терапевтическими задачами.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что толкование сновидений составляет основу психоаналитической работы. Работа со сновидениями относится к одному из основных методов в психоанализе. Сновидениям клиентов должно уделяться самое пристальное внимание. Работа по толкованию сновидений требует вдумчивого отношения к мелочам.

Заключение

Ни одно направление не приобрело столь громкую известность за пределами психологии, как психоанализ. Его идеи влияли на искусство, литературу, медицину и другие области науки, связанные с человеком.

В истории психоанализа теория сновидений занимает особое место, знаменуя собою поворотный пункт. Благодаря ней психоанализ сделал шаг от психотерапевтического метода к глубинной психологии.

З. Фрейд, стремясь к максимальному возрождению психического здоровья пациентов, разработал теоретические принципы психоанализа и ввел их в практику.

В своих трудах З. Фрейд осветил коренные вопросы устройства внутреннего мира личности, ее побуждений и переживаний, конфликтов между ее вожделениями и чувством долга, причин душевных надломов, иллюзорных представлений человека о самом себе и окружающих.

Вклад З. Фрейда в анализ сновидений огромен. Он показал, что сон не бессмыслица, а искаженное, замаскированное осуществление вытесненного желания. Его метод анализа сновидений, их толкование используется с целью открыть бессознательные скрытые конфликты.

Его результаты оказались настолько важными и существенными, что фактически предопределили дальнейшее направление развития психоанализа. З. Фрейд заложил основы о бессознательной деятельности человека, цензуре, вытеснении, механизмах искажения и замещения, превращении логической мысли в различные образы, сопротивлении, символике. Благодаря изучению работ Фрейду, можно понять свое душевное состояние, свои тайные желания, разобраться во снах, а так же понять мысли, настроения и чувства другого.

Выводы

Психоанализ представляет собой психологическую теорию, разработанную З. Фрейдом для выявления вытесненных из сознания скрытых тревог клиента, которые травмировали его психику. В настоящее время «психоанализ» представляет собой научную дисциплину; комплекс мероприятий по исследованию психических процессов; методику лечения нарушений невротического характера.

Основным способам изучения психики психоанализ относит в первую очередь толкование сновидений. Анализ сновидений является незаменимым инструментом в арсенале приемов терапии психоаналитика. Для Фрейда сны стали ключом к теоретическому постижению подсознания. Кроме того, он интерпретировал сны людей, которые не страдают от психических заболеваний, предложив, таким образом, универсальный поход к анализу сновидений.

Работа сновидения является примером бессознательной переработки процесса мышления. Перевод скрытого сновидения в явное является работой сновидения. Стремление добраться от явного сновидения до скрытого и есть толкование сновидений. Работа сновидения дает несколько результатов, а именно: сгущение, смещение, превращение мыслей в зрительные образы, вторичная обработка. Все это искажает сновидение и затрудняет его толкование.

Мир символики сновидений многообразен. Элемент сновидения представляет собой символ бессознательной мысли сновидения. Однако проявление символов в сновидениях ограничено. Сновидение выражает в символах не все, а только определенные элементы скрытых мыслей человека. Как выяснил З. Фрейд, большинство символов используются в сновидении для выражения сексуальных объектов, отношений, действий. Аналитик должен использовать язык символики для интерпретации посланий из бессознательного. Чтобы толковать сновидения ему нужно иметь представление о символике.

Источник

Оцените статью
Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Adblock
detector