Толкование шестоднева святыми отцами

Проблемы богословского толкования Шестоднева

«Для меня книга Бытия и особенно Шестоднев — это зашифрованное послание свыше, и всякие попытки его расшифровать сейчас очень условны. Мы должны с доверием отнестись к тому, что это слово Божие. А дальше могут произойти самые неожиданные события, и невозможно исключить, что очень многое из того, что нам сегодня не понять, в момент нам откроется».

Святейший Патриарх Кирилл 1

Шестодневом в богословской науке принято именовать первую главу книги Бытия, в которой повествуется о сотворении Богом мира за шесть дней. Этот отрывок Священного Писания очень важен с точки зрения догматики, так как именно он является основанием учения Церкви о творении мира и человека, о Промысле Божием, о домостроительстве спасения. Читая библейское повествование о том, как Господь одним Своим повелением приводит в существование весь мир, мы проникаемся осознанием Божественного всемогущества; пониманием того, что Бог является источником жизни и самого бытия всего, что нас окружает — видимого и невидимого, материального и ангельского миров.

К сожалению, приходится констатировать, что он совершенно бесплоден для выявления подлинного, глубинного смысла того, о чем нам говорит Шестоднев. Такое противопоставление взглядов внутри христианского миропонимания, какое мы видим в полемике креационистов и эволюционистов, может стать причиной соблазна для верующего человека. Тем более, что и первые, и вторые часто приводят в своих рассуждениях одни и те же цитаты из рассуждений о Шестодневе святых отцов. Вряд ли можно говорить о формировании в таких условиях целостного христианского мировоззрения, особенно у человека, который постоянно сталкивается с естественной наукой в учебе или работе. Вот яркий пример: на школьных уроках биологии детей учат, что наука, якобы, доказала происхождение человека от обезьяны, а, скажем, в воскресной школе они узнают о том, что человек сотворен Богом как совершенно уникальное существо. Очень часто подобные противоречия становятся причиной внутреннего мировоззренческого конфликта не только у подростков, но и у взрослых людей.

Метод толкования Священного Писания, разработанный святыми каппадокийцами, называется прообразовательным или типологическим (от греческого «типос», то есть «образ»). При таком способе понимания историческая реальность описываемых в Библии событий и явлений не отрицается, но в них видятся прообразы будущего, грядущего совершения истории спасения. Например, Адам прообразует Христа — Нового Адама, а Райский сад — Небесное Царствие, уготованное людям в конце времен. Типологическое толкование Ветхого Завета неоднократно встречается и в Новом Завете — особенно в посланиях св. апостола Павла (напр.: Рим. 5:12–18; 1 Кор. 10:1–11; Гал. 4:22–25; Евр. 5:6). Но богословскую разработку оно получает именно у свт. Василия Великого и его ближайших последователей. Далее эта традиция прообразовательного осмысления Шестоднева раскрывается, дополняется другими святыми отцами в соответствии с особенностями их богословской мысли. Так, преподобный Максим Исповедник дополняет богословие Шестоднева учением о Божественных логосах, которые являются как бы идеальными прообразами всех сотворенных Богом вещей, а святитель Григорий Палама — учением о нетварных энергиях. Выходит, что сколь различно мыслили отцы по поводу «деталей» Шестоднева, столь же едины были в понимании его главных богословских идей — того, что Бог является истинным и единственным источником бытия, что для сотворения мира Богу не нужна была первоматерия, что человек есть высшее из всех творений и предназначен быть Бога.

Эта линия богословского толкования вполне может стать основой и для рассмотрения Шестоднева в свете научных данных. Если говорить о том, как толкуется первая глава книги Бытия в наше время, то приходится отмечать крайнюю разнородность таких толкований. Главным образом, они сводятся к полемике между уже упомянутыми креационизмом и эволюционизмом. Однако ограничивать экзегетику Шестоднева только этими позициями — все равно, что ставить его церковное понимание в зависимость от изменчивости научной картины мира. Не всякое буквальное толкование должно непременно подразумевать буквалистский «младоземельный креационизм». К тому же не всякое аллегорическое толкование должно непременно соотносить библейский Шестоднев и эволюцию.

К слову сказать, в современной экзегетике кроме буквального и иносказательного понимания есть еще целый ряд подходов, которые зиждутся именно на богословских идеях Шестоднева. К таковым можно отнести метаисторический подход. Его суть состоит в том, что любое описываемое в Библии событие — это не просто исторический факт. Это явление в нашем мире некой идеи, божественного замысла или, выражаясь языком прп. Максима Исповедника, божественного действия — логоса. Он проявляется особым образом в разные моменты как Священной Истории, так и истории человечества в целом. Чтобы пояснить это, приведем пример: какое отношение имеет Божественная литургия к Тайной Вечери? Это только лишь воспоминание о ней? Или это ее повторение? Евхаристия — это и есть та самая Тайная Вечеря, на которой Богом и Господом Иисусом Христом было установлено Таинство Причащения Его Тела и Крови. Она не повторяется и не совершается заново. Евхаристия совершилась однажды — в Сионской горнице. Теперь же, на Литургии, неизъяснимым образом мы становимся свидетелями и непосредственными участниками той самой Тайной Вечери.

Читайте также:  Укажите виды толкования уголовных законов по способу толкования

В наше время знание человечества об окружающем мире стало существенно шире, чем полторы тысячи лет назад. Оно проникло в физику взаимодействия элементарных частиц и в тончайшие механизмы передачи и хранения генетической информации. Именно сейчас, как никогда раньше, стало возможно приложить это знание к христианскому пониманию мира как сложнейшего произведения, удивительно премудро составленного Изряднохудожником. Но как при этом не перейти ту грань, за которой начинается непозволительный для толкователя «конкордизм» — «согласовательство»? Ориентиром здесь служит святоотеческий принцип богословского толкования священного текста. Все стороны его осмысления должны быть подчинены выведению его вероучительной значимости. Это касается и возможности применения к толкованию любых естественнонаучных построений. И в этой связи уместно рассматривать Шестоднев как «словесную икону», священное изображение, но только написанное не красками, а языковыми, словесными средствами.

Если Шестоднев мы сравниваем с иконой, то в качестве «окладов» к ней можно представить различные модели соотнесения библейской истории миротворения с естественнонаучными картинами мира. Не сопоставления или сравнения, а именно соотнесения — выявления отношения первой ко вторым. Главное условие здесь — гармоничное сочетание иконы и ее оклада. Иначе говоря, непротиворечие естественнонаучной теории, приводимой в качестве иллюстрации, догматическому содержанию Шестоднева. Она должна как бы оформлять священный текст, но ни в коем случае не «вплетаться» в его толкование. И здесь возможно даже сочетание или одновременное применение нескольких разных научных моделей. В иллюстрировании библейской картины миротворения они могут дополнять друг друга, даже если в научном мире являются конкурирующими гипотезами.

Конечно, концепция «иконности» требует серьезной разработки, в первую очередь, на уровне герменевтической методологии. Однако уже сейчас можно сказать, что в ее рамках возможно найти пути решения многих проблем в такой области диалога науки и веры, как космология — учение о происхождении мира. Будучи продолжением святоотеческой традиции богословского толкования Шестоднева, она может стать той основой, на которой возможно построение универсальной модели осмысления библейской истории миротворения, в которой будут гармонично сочетаться и богословский, и философский, и естественнонаучный аспекты.

чтец Илия Неклюдов,
магистр богословия,
аспирант Московской духовной академии

Источник

Шестод­нев

Шестодне́в

1) биб­лей­ское повест­во­ва­ние ( Быт.1:1 ) — ( Быт.2:3 ); раздел веро­уче­ния, каса­ю­щийся При­чины, исто­рии и целе­со­об­раз­но­сти шести­днев­ного Тво­ре­ния мира;

2) бого­слов­ское поня­тие, обо­зна­ча­ю­щее период созда­ния и фор­ми­ро­ва­ния мира, вклю­чав­ший шесть Дней Тво­ре­ния, начав­шийся первым и завер­шив­шийся шестым (и послед­ним) твор­че­ским Днём;

3) жанр визан­тий­ской и древ­не­рус­ской лите­ра­туры; экз­ге­ти­че­ски-апо­ло­ге­ти­че­ское сочи­не­ние, в кото­ром изла­га­ются основы хри­сти­ан­ских пред­став­ле­ний о про­ис­хож­де­нии и устрой­стве мира и опро­вер­га­ются есте­ствен­но­на­уч­ные пред­став­ле­ния язы­че­ских фило­со­фов, идущие враз­рез с хри­сти­ан­ской кос­мо­ло­гией (подроб­нее);

4) бого­слу­жеб­ная книга — сокра­щён­ный Октоих – собра­ние вос­крес­ных служб всех гласов с при­со­еди­не­нием на прочие дни недели службы только из одного какого-либо гласа Окто­иха.

Для чего пона­до­би­лось вво­дить в Пра­во­слав­ное бого­сло­вие искус­ствен­ное поня­тие «Шестод­нев»?

Соб­ственно говоря, термин «Шестод­нев» не явля­ется плодом изоб­ре­та­тель­ства отцов Церкви. В свое время его исполь­зо­вал ещё древ­ний фило­соф Филон Алек­сан­дрий­ский.

Удоб­ство этого бого­слов­ского поня­тия, вос­при­ня­того бого­сло­вием, заклю­ча­ется в том, что оно кратко и ёмко фик­си­рует и вос­про­из­во­дит идею о Тво­ре­нии как об особом едином Боже­ствен­ном дей­ствии, раз­во­ра­чи­вав­шемся в соот­вет­ствии с Его пред­веч­ными замыс­лами о мире и (в част­но­сти) чело­веке. Сам мир рас­смат­ри­ва­ется в этой связи как единая цель­ная система, а чело­век — как венец види­мого мира ( Быт.1:28 ).

Читайте также:  Толкование снов яблоки на яблоне

В чём состоит оши­боч­ность неко­то­рых точек зрения на Шестод­нев?

Еврей­ское слово «иом», пере­ве­ден­ное на рус­ский как «день», допус­кает трак­товку как в смысле суточ­ного пери­ода, так и пери­ода вообще (см.: Дни тво­ре­ния). В этой связи неко­то­рые святые отцы, напри­мер, пре­по­доб­ный Ефрем Сирин, пола­гали что время тво­ре­ния мира огра­ни­чи­ва­лось шестью сут­ками. Другие отцы, в их числе бла­жен­ный Авгу­стин, выска­зы­ва­лись более осто­рожно: утвер­ждали, что нам не дано знать, какого рода были те дни. Оба эти сооб­ра­же­ния рас­смат­ри­ва­ются в рамках Пра­во­слав­ной Дог­ма­тики в каче­стве допу­сти­мых част­ных бого­слов­ских мнений (см.: Тео­ло­гу­мен).

Между тем, ряд совре­мен­ных иссле­до­ва­те­лей стре­мятся истол­ко­вать Шестод­нев в совер­шенно ином направ­ле­нии. В русле этого направ­ле­ния изло­жен­ный в Свя­щен­ном Писа­нии поря­док Тво­ре­ния рас­смат­ри­ва­ется как логи­че­ское, но не хро­но­ло­ги­че­ское дей­ствие: мир сотво­рен в одно мгно­ве­ние, ибо для Бога это было не трудно; стало быть и твор­че­ские Дни не суть в соб­ствен­ном смысле дни или пери­оды, а некие отдельно обри­со­ван­ные быто­пи­са­те­лем задачи, сово­куп­ность кото­рых Гос­подь реа­ли­зо­вал вне усло­вий вре­мени, разом и вдруг.

Что можно на это ска­зать? Пяти­кни­жие Моисея — Писа­ние, пред­на­зна­чен­ное для спо­соб­ство­ва­ния еди­не­ния чело­века и Бога, и сле­до­ва­тельно, адре­со­вано огром­ному коли­че­ству людей. Поэтому нет осно­ва­ний счи­тать, что будто бы Моисей зашиф­ро­вал в слове «иом» (день) и наро­чито скрыл от людей некий осо­бен­ный, чуждый их вос­при­я­тию смысл; что будто бы и повест­во­ва­ние об обу­строй­стве все­лен­ной, явно пред­став­лен­ное в Откро­ве­нии как хро­но­ло­ги­че­ский про­цесс, в дей­стви­тель­но­сти — вовсе не про­цесс. Для чего Моисею вво­дить людей в заблуж­де­ние?

Источник

О сотворении мира: Шестоднев

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Содержание страницы

Первая глава книги Бытия и ее толкования

Шестоднев, которым открывает ся библейская Книга Бытия, повествует нам о сотворении Господом мира. Всего в 31 стихе о писывается возникновение земли, создание морей, отделение света от мрака, зарождение жизни. Этот короткий, но насыщенный текст – основа мировоззрения сначала иудеев, а позже христиан. Из него выросла христианская догматика вплоть до учения о Святой Троице.

Вокруг краткой первой главы Библии уже в первые века существования Церкви возника ет обширная литература.

С ейчас слово «Шестоднев» имеет два значения:

Известно множество интерпретаций библейских «шести дней Творения». Среди них произведения:

Необычайный интерес к толкованиям глубокой, чрезвычайно очень символически насыщенной 1 главы Бытия привел к тому, что почти все эти Шестодневы перевели на славянский язык уже в первые века утверждения христианства на землях Б олгарии, Сербии, Рус и.

Беседы Василия Великого

Иконография: Василий Великий, святитель Датировки: XVII в. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 75,5 см, ширина 52 см. В среднике помещено поясное изображение святителя Василия Великого. Правой рукой он благословляет, в левой держит Евангелие.Поступила в 1931 году в составе дореволюционной коллекции музея, первоначальное местонахождение не установлено. Реставрация: ВХНРЦ, 1992 г., реставратор – Чернова Ю.В.Инв. № 655/7. © Череповецкое музейное объединение. Литература:Куликова О.В. Древние лики Русского Севера. Из музейного собрания икон XIV-XIX веков города Череповца. М., 2009. Кат. № 44 (Илл. 45).

Автор Книги Бытия

Василий начинает рассказ о творении с того, кем написано «Бытие», что на греческом языке звучит как «становление». Это пророк израильского народа Моисей. Он жил задолго до греческих философов, так любивших обсуждать вопросы происхождения мира. А потому его мудрость – источник всех их учений.

О сотворении мира

С вятой подробно толкует слово «начало», которое, как показывает Василий, уже само по себе говорит о существовании Бога:

«… не знавшие Бога не допускали, что происхождение всех вещей зависит от разумной причины… Потому одни прибегали к вещественным началам, и причину всех вещей приписывали стихиям мира, другие же представляли себе, что природу видимых вещей составляют атомы и неделимые тела… Подлинно ткут паутинную ткань те, которые пишут это, и предполагают столько мелкие и слабые начала неба, земли и моря. Они не умели сказать: «В начале сотвори Бог небо и землю».

О «невидимости и неустроенности» земли

Неустроенной земля была потому, что еще не завершилось творение: не появились ни растения, ни животные. Потому, утверждает Василий, неправы те язычники, кто полагают бездушную материю началом всего: ведь без Бога у нее одно свойство – «неустроенность».

Читайте также:  Восьмерка кубков таро толкование

Невидимость же земли – отсутствие того, кто мог бы видеть ее красоту. Конечно, речь идет о человеке. Ведь все творение мира происходит ради него.

О небе как «тверди»

Уже во времена Василия «твердость» неба вызвала сомнения, а то и насмешки образованных греков. Но, утверждает святой, Писание вовсе не говорит о небе как плотном веществе.

«Но в Писании обыкновенно, что имеет силу и неуступчиво, то называется твердью. Так, часто употребляется сие слово и о сгустившемся воздухе», именно таково небо.

Есть у слова также иное значение – твердь как символ надежды на Бога. Ведь сотворение неба, по Василию – сотворение также Ангельского мира.

О появлении растений, произращаемых землей

Святой обращает особое внимание на слова «да произрастит земля былие травное», сказанные Богом Своему творению. Они для него – повод к восхищению разнообразием земных плодов, красотой мира, и, конечно, его Творцом.

Сотворение светил

Зачем же светила? Библия ясно пишет – для знамений «во времена, и в дни, в лета» (Быт. 1:14). Проповедник объясняет, что по ним действительно можно узнавать о погоде, возможной засухе, ветре. Сам Господь приводит пример в Евангелии: «… будет ненастье, потому что небо багрово» (Мф. 16:3).

Однако, настоящее безумие – видеть знамения светил как указание не на погодные условия, а на «жребий жизни».

«Говорят: этот будет кудряв волосом и с голубыми глазами, потому что родился в час Овна, и таково по виду сие животное… Что же может быть смешнее сего? Овен, от которого берешь ты время рождения человека, есть одна из двенадцатых частей неба, в которой находящееся солнце касается весенних знаков… Но если смешно говорить таким образом, то гораздо смешнее усилие придавать достоверность учению от вещей, между которыми ничего нет общего».

Рождение жизни на земле

– отдельные беседы посвящены пресмыкающимся, птицам, животным ; интересны замечания святителя о премудром устроении разных зверей, птиц, рыб

«Животные, удобно уловляемые, бывают многоплоднее. Поэтому зайцы и дикие козы рождают детей помногу, а дикие овцы по двойне, чтобы не оскудел род, истребляемый плотоядными зверями. Напротив того, животные, пожирающие других, рождают детей понемногу. Посему львица едва бывает матерью и одного льва… Таким образом ни одно существо не оставлено без Промысла, и ни одно не лишено надлежащего попечения»

Толкования и влияние

Творение Иоанна экзарха Болгарского

Шестоднев Иоанна экзарха Болгарского

В начале X в. Иоанн экзарх из Болгарии перевел основную часть бесед, сделав их основой собственного «Шестоднева». Свою книгу, по собственному признанию, основанную на «Гексамероне» св. Василия, Иоанн посвятил своему другу, царю Симеону, любителю книжности и учения.

В книге Иоанна 6 бесед, по числу дней творения. Это – как бы гимн сотворенной Богом природе, восхищение, любовани е творением Создателя.

«Увидав же небо, украшенное звездами, солнцем и месяцем, и землю — злаками и деревьями, и море, рыбами всякими наполненное, бисером и всякими завитушками ракушек, и переходя к человеку, как бы ума лишаюсь от удивления и не могу понять, откуда в таком малом теле столь высокая мысль, способная обойти всю землю и выше небес взойти».

« О разных чудовищных рыбах и птицах »

Иконы

Кроме сотворения мира, по центру таких икон находятся изображения грехопадения Адама и Евы, Благовещения, Рождества Христова, Распятия, Воскресения. Иногда по углам образа – Евангелисты, а по краю расположены клейма с изображением святых. Это могут быть как вспоминаемые Церковью в определенные дни (во вторник – св. Иоанн Предтеча, четверг – свт. Николай), так и особо почитаемые угодники Божии.

Начало мира – великое таинство. Этим так притягательны первые слова Книги Бытия. Их хочется перечитывать. А потом оглядываться вокруг, на явные свидетельства мудрости Божией, разлитой повсюду. Благодаря Шестодневам наши предки смогли, восхищаясь красотой творения, не потерять радости о его Создателе.

Источник

Оцените статью
Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Adblock
detector