Проблемы богословского толкования Шестоднева
«Для меня книга Бытия и особенно Шестоднев — это зашифрованное послание свыше, и всякие попытки его расшифровать сейчас очень условны. Мы должны с доверием отнестись к тому, что это слово Божие. А дальше могут произойти самые неожиданные события, и невозможно исключить, что очень многое из того, что нам сегодня не понять, в момент нам откроется».
Святейший Патриарх Кирилл 1
Шестодневом в богословской науке принято именовать первую главу книги Бытия, в которой повествуется о сотворении Богом мира за шесть дней. Этот отрывок Священного Писания очень важен с точки зрения догматики, так как именно он является основанием учения Церкви о творении мира и человека, о Промысле Божием, о домостроительстве спасения. Читая библейское повествование о том, как Господь одним Своим повелением приводит в существование весь мир, мы проникаемся осознанием Божественного всемогущества; пониманием того, что Бог является источником жизни и самого бытия всего, что нас окружает — видимого и невидимого, материального и ангельского миров.
К сожалению, приходится констатировать, что он совершенно бесплоден для выявления подлинного, глубинного смысла того, о чем нам говорит Шестоднев. Такое противопоставление взглядов внутри христианского миропонимания, какое мы видим в полемике креационистов и эволюционистов, может стать причиной соблазна для верующего человека. Тем более, что и первые, и вторые часто приводят в своих рассуждениях одни и те же цитаты из рассуждений о Шестодневе святых отцов. Вряд ли можно говорить о формировании в таких условиях целостного христианского мировоззрения, особенно у человека, который постоянно сталкивается с естественной наукой в учебе или работе. Вот яркий пример: на школьных уроках биологии детей учат, что наука, якобы, доказала происхождение человека от обезьяны, а, скажем, в воскресной школе они узнают о том, что человек сотворен Богом как совершенно уникальное существо. Очень часто подобные противоречия становятся причиной внутреннего мировоззренческого конфликта не только у подростков, но и у взрослых людей.
Метод толкования Священного Писания, разработанный святыми каппадокийцами, называется прообразовательным или типологическим (от греческого «типос», то есть «образ»). При таком способе понимания историческая реальность описываемых в Библии событий и явлений не отрицается, но в них видятся прообразы будущего, грядущего совершения истории спасения. Например, Адам прообразует Христа — Нового Адама, а Райский сад — Небесное Царствие, уготованное людям в конце времен. Типологическое толкование Ветхого Завета неоднократно встречается и в Новом Завете — особенно в посланиях св. апостола Павла (напр.: Рим. 5:12–18; 1 Кор. 10:1–11; Гал. 4:22–25; Евр. 5:6). Но богословскую разработку оно получает именно у свт. Василия Великого и его ближайших последователей. Далее эта традиция прообразовательного осмысления Шестоднева раскрывается, дополняется другими святыми отцами в соответствии с особенностями их богословской мысли. Так, преподобный Максим Исповедник дополняет богословие Шестоднева учением о Божественных логосах, которые являются как бы идеальными прообразами всех сотворенных Богом вещей, а святитель Григорий Палама — учением о нетварных энергиях. Выходит, что сколь различно мыслили отцы по поводу «деталей» Шестоднева, столь же едины были в понимании его главных богословских идей — того, что Бог является истинным и единственным источником бытия, что для сотворения мира Богу не нужна была первоматерия, что человек есть высшее из всех творений и предназначен быть Бога.
Эта линия богословского толкования вполне может стать основой и для рассмотрения Шестоднева в свете научных данных. Если говорить о том, как толкуется первая глава книги Бытия в наше время, то приходится отмечать крайнюю разнородность таких толкований. Главным образом, они сводятся к полемике между уже упомянутыми креационизмом и эволюционизмом. Однако ограничивать экзегетику Шестоднева только этими позициями — все равно, что ставить его церковное понимание в зависимость от изменчивости научной картины мира. Не всякое буквальное толкование должно непременно подразумевать буквалистский «младоземельный креационизм». К тому же не всякое аллегорическое толкование должно непременно соотносить библейский Шестоднев и эволюцию.
К слову сказать, в современной экзегетике кроме буквального и иносказательного понимания есть еще целый ряд подходов, которые зиждутся именно на богословских идеях Шестоднева. К таковым можно отнести метаисторический подход. Его суть состоит в том, что любое описываемое в Библии событие — это не просто исторический факт. Это явление в нашем мире некой идеи, божественного замысла или, выражаясь языком прп. Максима Исповедника, божественного действия — логоса. Он проявляется особым образом в разные моменты как Священной Истории, так и истории человечества в целом. Чтобы пояснить это, приведем пример: какое отношение имеет Божественная литургия к Тайной Вечери? Это только лишь воспоминание о ней? Или это ее повторение? Евхаристия — это и есть та самая Тайная Вечеря, на которой Богом и Господом Иисусом Христом было установлено Таинство Причащения Его Тела и Крови. Она не повторяется и не совершается заново. Евхаристия совершилась однажды — в Сионской горнице. Теперь же, на Литургии, неизъяснимым образом мы становимся свидетелями и непосредственными участниками той самой Тайной Вечери.
В наше время знание человечества об окружающем мире стало существенно шире, чем полторы тысячи лет назад. Оно проникло в физику взаимодействия элементарных частиц и в тончайшие механизмы передачи и хранения генетической информации. Именно сейчас, как никогда раньше, стало возможно приложить это знание к христианскому пониманию мира как сложнейшего произведения, удивительно премудро составленного Изряднохудожником. Но как при этом не перейти ту грань, за которой начинается непозволительный для толкователя «конкордизм» — «согласовательство»? Ориентиром здесь служит святоотеческий принцип богословского толкования священного текста. Все стороны его осмысления должны быть подчинены выведению его вероучительной значимости. Это касается и возможности применения к толкованию любых естественнонаучных построений. И в этой связи уместно рассматривать Шестоднев как «словесную икону», священное изображение, но только написанное не красками, а языковыми, словесными средствами.
Если Шестоднев мы сравниваем с иконой, то в качестве «окладов» к ней можно представить различные модели соотнесения библейской истории миротворения с естественнонаучными картинами мира. Не сопоставления или сравнения, а именно соотнесения — выявления отношения первой ко вторым. Главное условие здесь — гармоничное сочетание иконы и ее оклада. Иначе говоря, непротиворечие естественнонаучной теории, приводимой в качестве иллюстрации, догматическому содержанию Шестоднева. Она должна как бы оформлять священный текст, но ни в коем случае не «вплетаться» в его толкование. И здесь возможно даже сочетание или одновременное применение нескольких разных научных моделей. В иллюстрировании библейской картины миротворения они могут дополнять друг друга, даже если в научном мире являются конкурирующими гипотезами.
Конечно, концепция «иконности» требует серьезной разработки, в первую очередь, на уровне герменевтической методологии. Однако уже сейчас можно сказать, что в ее рамках возможно найти пути решения многих проблем в такой области диалога науки и веры, как космология — учение о происхождении мира. Будучи продолжением святоотеческой традиции богословского толкования Шестоднева, она может стать той основой, на которой возможно построение универсальной модели осмысления библейской истории миротворения, в которой будут гармонично сочетаться и богословский, и философский, и естественнонаучный аспекты.
чтец Илия Неклюдов,
магистр богословия,
аспирант Московской духовной академии
Шестоднев
Шестодне́в —
1) библейское повествование ( Быт.1:1 ) — ( Быт.2:3 ); раздел вероучения, касающийся Причины, истории и целесообразности шестидневного Творения мира;
2) богословское понятие, обозначающее период создания и формирования мира, включавший шесть Дней Творения, начавшийся первым и завершившийся шестым (и последним) творческим Днём;
3) жанр византийской и древнерусской литературы; экзгетически-апологетическое сочинение, в котором излагаются основы христианских представлений о происхождении и устройстве мира и опровергаются естественнонаучные представления языческих философов, идущие вразрез с христианской космологией (подробнее);
4) богослужебная книга — сокращённый Октоих – собрание воскресных служб всех гласов с присоединением на прочие дни недели службы только из одного какого-либо гласа Октоиха.
Для чего понадобилось вводить в Православное богословие искусственное понятие «Шестоднев»?
Собственно говоря, термин «Шестоднев» не является плодом изобретательства отцов Церкви. В свое время его использовал ещё древний философ Филон Александрийский.
Удобство этого богословского понятия, воспринятого богословием, заключается в том, что оно кратко и ёмко фиксирует и воспроизводит идею о Творении как об особом едином Божественном действии, разворачивавшемся в соответствии с Его предвечными замыслами о мире и (в частности) человеке. Сам мир рассматривается в этой связи как единая цельная система, а человек — как венец видимого мира ( Быт.1:28 ).
В чём состоит ошибочность некоторых точек зрения на Шестоднев?
Еврейское слово «иом», переведенное на русский как «день», допускает трактовку как в смысле суточного периода, так и периода вообще (см.: Дни творения). В этой связи некоторые святые отцы, например, преподобный Ефрем Сирин, полагали что время творения мира ограничивалось шестью сутками. Другие отцы, в их числе блаженный Августин, высказывались более осторожно: утверждали, что нам не дано знать, какого рода были те дни. Оба эти соображения рассматриваются в рамках Православной Догматики в качестве допустимых частных богословских мнений (см.: Теологумен).
Между тем, ряд современных исследователей стремятся истолковать Шестоднев в совершенно ином направлении. В русле этого направления изложенный в Священном Писании порядок Творения рассматривается как логическое, но не хронологическое действие: мир сотворен в одно мгновение, ибо для Бога это было не трудно; стало быть и творческие Дни не суть в собственном смысле дни или периоды, а некие отдельно обрисованные бытописателем задачи, совокупность которых Господь реализовал вне условий времени, разом и вдруг.
Что можно на это сказать? Пятикнижие Моисея — Писание, предназначенное для способствования единения человека и Бога, и следовательно, адресовано огромному количеству людей. Поэтому нет оснований считать, что будто бы Моисей зашифровал в слове «иом» (день) и нарочито скрыл от людей некий особенный, чуждый их восприятию смысл; что будто бы и повествование об обустройстве вселенной, явно представленное в Откровении как хронологический процесс, в действительности — вовсе не процесс. Для чего Моисею вводить людей в заблуждение?
О сотворении мира: Шестоднев
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Содержание страницы
Первая глава книги Бытия и ее толкования
Шестоднев, которым открывает ся библейская Книга Бытия, повествует нам о сотворении Господом мира. Всего в 31 стихе о писывается возникновение земли, создание морей, отделение света от мрака, зарождение жизни. Этот короткий, но насыщенный текст – основа мировоззрения сначала иудеев, а позже христиан. Из него выросла христианская догматика вплоть до учения о Святой Троице.
Вокруг краткой первой главы Библии уже в первые века существования Церкви возника ет обширная литература.
С ейчас слово «Шестоднев» имеет два значения:
Известно множество интерпретаций библейских «шести дней Творения». Среди них произведения:
Необычайный интерес к толкованиям глубокой, чрезвычайно очень символически насыщенной 1 главы Бытия привел к тому, что почти все эти Шестодневы перевели на славянский язык уже в первые века утверждения христианства на землях Б олгарии, Сербии, Рус и.
Беседы Василия Великого
Иконография: Василий Великий, святитель Датировки: XVII в. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 75,5 см, ширина 52 см. В среднике помещено поясное изображение святителя Василия Великого. Правой рукой он благословляет, в левой держит Евангелие.Поступила в 1931 году в составе дореволюционной коллекции музея, первоначальное местонахождение не установлено. Реставрация: ВХНРЦ, 1992 г., реставратор – Чернова Ю.В.Инв. № 655/7. © Череповецкое музейное объединение. Литература:Куликова О.В. Древние лики Русского Севера. Из музейного собрания икон XIV-XIX веков города Череповца. М., 2009. Кат. № 44 (Илл. 45).
Автор Книги Бытия
Василий начинает рассказ о творении с того, кем написано «Бытие», что на греческом языке звучит как «становление». Это пророк израильского народа Моисей. Он жил задолго до греческих философов, так любивших обсуждать вопросы происхождения мира. А потому его мудрость – источник всех их учений.
О сотворении мира
С вятой подробно толкует слово «начало», которое, как показывает Василий, уже само по себе говорит о существовании Бога:
«… не знавшие Бога не допускали, что происхождение всех вещей зависит от разумной причины… Потому одни прибегали к вещественным началам, и причину всех вещей приписывали стихиям мира, другие же представляли себе, что природу видимых вещей составляют атомы и неделимые тела… Подлинно ткут паутинную ткань те, которые пишут это, и предполагают столько мелкие и слабые начала неба, земли и моря. Они не умели сказать: «В начале сотвори Бог небо и землю».
О «невидимости и неустроенности» земли
Неустроенной земля была потому, что еще не завершилось творение: не появились ни растения, ни животные. Потому, утверждает Василий, неправы те язычники, кто полагают бездушную материю началом всего: ведь без Бога у нее одно свойство – «неустроенность».
Невидимость же земли – отсутствие того, кто мог бы видеть ее красоту. Конечно, речь идет о человеке. Ведь все творение мира происходит ради него.
О небе как «тверди»
Уже во времена Василия «твердость» неба вызвала сомнения, а то и насмешки образованных греков. Но, утверждает святой, Писание вовсе не говорит о небе как плотном веществе.
«Но в Писании обыкновенно, что имеет силу и неуступчиво, то называется твердью. Так, часто употребляется сие слово и о сгустившемся воздухе», именно таково небо.
Есть у слова также иное значение – твердь как символ надежды на Бога. Ведь сотворение неба, по Василию – сотворение также Ангельского мира.
О появлении растений, произращаемых землей
Святой обращает особое внимание на слова «да произрастит земля былие травное», сказанные Богом Своему творению. Они для него – повод к восхищению разнообразием земных плодов, красотой мира, и, конечно, его Творцом.
Сотворение светил
Зачем же светила? Библия ясно пишет – для знамений «во времена, и в дни, в лета» (Быт. 1:14). Проповедник объясняет, что по ним действительно можно узнавать о погоде, возможной засухе, ветре. Сам Господь приводит пример в Евангелии: «… будет ненастье, потому что небо багрово» (Мф. 16:3).
Однако, настоящее безумие – видеть знамения светил как указание не на погодные условия, а на «жребий жизни».
«Говорят: этот будет кудряв волосом и с голубыми глазами, потому что родился в час Овна, и таково по виду сие животное… Что же может быть смешнее сего? Овен, от которого берешь ты время рождения человека, есть одна из двенадцатых частей неба, в которой находящееся солнце касается весенних знаков… Но если смешно говорить таким образом, то гораздо смешнее усилие придавать достоверность учению от вещей, между которыми ничего нет общего».
Рождение жизни на земле
– отдельные беседы посвящены пресмыкающимся, птицам, животным ; интересны замечания святителя о премудром устроении разных зверей, птиц, рыб
«Животные, удобно уловляемые, бывают многоплоднее. Поэтому зайцы и дикие козы рождают детей помногу, а дикие овцы по двойне, чтобы не оскудел род, истребляемый плотоядными зверями. Напротив того, животные, пожирающие других, рождают детей понемногу. Посему львица едва бывает матерью и одного льва… Таким образом ни одно существо не оставлено без Промысла, и ни одно не лишено надлежащего попечения»
Толкования и влияние
Творение Иоанна экзарха Болгарского
Шестоднев Иоанна экзарха Болгарского
В начале X в. Иоанн экзарх из Болгарии перевел основную часть бесед, сделав их основой собственного «Шестоднева». Свою книгу, по собственному признанию, основанную на «Гексамероне» св. Василия, Иоанн посвятил своему другу, царю Симеону, любителю книжности и учения.
В книге Иоанна 6 бесед, по числу дней творения. Это – как бы гимн сотворенной Богом природе, восхищение, любовани е творением Создателя.
«Увидав же небо, украшенное звездами, солнцем и месяцем, и землю — злаками и деревьями, и море, рыбами всякими наполненное, бисером и всякими завитушками ракушек, и переходя к человеку, как бы ума лишаюсь от удивления и не могу понять, откуда в таком малом теле столь высокая мысль, способная обойти всю землю и выше небес взойти».
« О разных чудовищных рыбах и птицах »
Иконы
Кроме сотворения мира, по центру таких икон находятся изображения грехопадения Адама и Евы, Благовещения, Рождества Христова, Распятия, Воскресения. Иногда по углам образа – Евангелисты, а по краю расположены клейма с изображением святых. Это могут быть как вспоминаемые Церковью в определенные дни (во вторник – св. Иоанн Предтеча, четверг – свт. Николай), так и особо почитаемые угодники Божии.
Начало мира – великое таинство. Этим так притягательны первые слова Книги Бытия. Их хочется перечитывать. А потом оглядываться вокруг, на явные свидетельства мудрости Божией, разлитой повсюду. Благодаря Шестодневам наши предки смогли, восхищаясь красотой творения, не потерять радости о его Создателе.