Минимально достаточной является вероятность безошибочного прогноза

ИСХОДНЫЙ

Вариант 1

1. Оценка достоверности полученного значения критерия Стьюдента (t) для малых выборок производится:

а) по специальной формуле

б) по принципу: если t≥2, то P≥95%

2. Размер ошибки средней арифметической величины зависит от:

а) типа вариационного ряда

б) числа наблюдений

в) способа расчёта средней величины

г) разнообразия изучаемого признака

3. Для определения доверительных границ интенсивного показателя в генеральной совокупности необходимо знать следующие параметры:

а) интенсивный показатель в генеральной совокупности

б) интенсивный показатель в выборочной совокупности

в) ошибку репрезентативности

г) число наблюдений

4. Минимально достаточной для медицинских статистических исследований является вероятность безошибочного прогноза:

5. Доверительный интервал – это:

а) интервал, в пределах которого находятся не менее 68 % вариант, близких к средней величине вариационного ряда

б) пределы возможных колебаний средней величины (показателя) в генеральной совокупности

в) разница между максимальной и минимальной вариантами вариационного ряда

Вариант 2

1. Разность между сравниваемыми величинами (средними, относительными) при большом числе наблюдений (n>30) считается существенной (достоверной), если:

б) t больше 1,0 и меньше 2,0

в) t больше или равно 2,0

2. Средняя ошибка средней арифметической величины обратно пропорциональна:

а) числу наблюдений

б) показателю разнообразия изучаемого признака

в) частоте изучаемого признака

3. Минимально достаточной для медицинских статистических исследований является вероятность безошибочного прогноза:

4. Какой степени вероятности соответствует доверительный интервал М±3 m (n>30):

5. Для определения доверительных границ интенсивного показателя в генеральной совокупности необходимо знать следующие параметры:

а) интенсивный показатель в генеральной совокупности

б) интенсивный показатель в выборочной совокупности

в) ошибку репрезентативности

г) число наблюдений

Вариант 3

1. Величина ошибки репрезентативности арифметической прямо пропорциональна:

а) величине самой средней арифметической

б) числу наблюдений (n)

в) величине среднеквадратического отклонения (сигме)

2. Достаточной для медицинских статистических исследований является вероятность безошибочного прогноза:

3. Доверительный интервал – это:

а) интервал, в пределах которого находятся не менее 68 % вариант, близких к средней величине вариационного ряда

б) пределы возможных колебаний средней величины (показателя) в генеральной совокупности

в) разница между максимальной и минимальной вариантами вариационного ряда

4. При n>30 степени вероятности безошибочного прогноза P≥95,5 % соответствует значение критерия Стьюдента (t), равное:

5. Оценка достоверности полученного значения критерия Стьюдента (t) для малых выборок производится:

а) по специальной формуле

б) по принципу: если t≥2, то P≥95%

Вариант 4

1. Оценка достоверности полученного значения критерия Стьюдента (t) для малых выборок производится:

а) по специальной формуле

б) по принципу: если t≥2, то P≥95%

2. Для определения доверительных границ интенсивного показателя в генеральной совокупности необходимо знать следующие параметры:

а) интенсивный показатель в генеральной совокупности

б) интенсивный показатель в выборочной совокупности

в) ошибку репрезентативности

г) число наблюдений

3. Достаточной для медицинских статистических исследований является вероятность безошибочного прогноза:

4. Оценка достоверности различий в результатах исследования производится с помощью:

а) показателя наглядности

б) коэффициента вариации

в) критерия Стьюдента

5. Размер ошибки средней арифметической величины зависит от:

а) типа вариационного ряда

б) числа наблюдений

в) способа расчёта средней величины

г) разнообразия изучаемого признака

Вариант 5

1. Средняя ошибка средней арифметической величины (ошибка репрезентативности) – это:

а) средняя разность между средней арифметической и вариантами ряда

б) величина, на которую полученная средняя величина выборочной совокупности отличается от среднего результата генеральной совокупности

в) величина, на которую в среднем отличается каждая варианта от средней арифметической

2. Величина ошибки репрезентативности арифметической прямо пропорциональна:

а) величине самой средней арифметической

б) числу наблюдений (n)

в) величине среднеквадратического отклонения (сигме)

3. Минимально достаточной для медицинских статистических исследований является вероятность безошибочного прогноза:

4. Разность между сравниваемыми величинами (средними, относительными) при большом числе наблюдений (n>30) считается существенной (достоверной), если:

б) t больше 1,0 и меньше 2,0

в) t больше или равно 2,0

5. Размер ошибки средней арифметической величины зависит от:

а) типа вариационного ряда

б) числа наблюдений

в) способа расчёта средней величины

г) разнообразия изучаемого признака

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

ВХОДНОЙ

Вариант 1

1. Средняя ошибка средней арифметической величины (ошибка репрезентативности) – это:

а) средняя разность между средней арифметической и вариантами ряда

б) величина, на которую полученная средняя величина выборочной совокупности отличается от среднего результата генеральной совокупности

в) величина, на которую в среднем отличается каждая варианта от средней арифметической

2. Размер ошибки средней арифметической величины зависит от:

а) типа вариационного ряда

б) числа наблюдений

в) способа расчёта средней величины

г) разнообразия изучаемого признака

3. Разность между сравниваемыми величинами (средними, относительными) при большом числе наблюдений (n>20) считается существенной (достоверной), если:

б) t больше 1,0 и меньше 2,0

в) t больше или равно 2,0

4. Минимально достаточной для медицинских статистических исследований является вероятность безошибочного прогноза:

5. Доверительный интервал – это:

а) интервал, в пределах которого находятся не менее 68 % вариант, близких к средней величине вариационного ряда

б) пределы возможных колебаний средней величины (показателя) в генеральной совокупности

в) разница между максимальной и минимальной вариантами вариационного ряда

Вариант 2

1. Средняя ошибка средней арифметической величины (ошибка репрезентативности) – это:

а) средняя разность между средней арифметической и вариантами ряда

б) величина, на которую полученная средняя величина выборочной совокупности отличается от среднего результата генеральной совокупности

в) величина, на которую в среднем отличается каждая варианта от средней арифметической

2. Средняя ошибка средней арифметической величины обратно пропорциональна:

а) числу наблюдений

б) показателю разнообразия изучаемого признака

в) частоте изучаемого признака

3. Минимально достаточной для медицинских статистических исследований является вероятность безошибочного прогноза:

4. При оценке достоверности разности полученных результатов исследования разность является существенной (достоверной), при n>30 величина t равна:

5. Оценка достоверности полученного значения критерия Стьюдента (t) для малых выборок производится:

а) по специальной формуле

б) по принципу: если t≥2, то P≥95%

Вариант 3

1. Средняя ошибка средней арифметической величины прямо пропорциональна:

а) числу наблюдений

б) частоте изучаемого признака в вариационном ряду

в) показателю разнообразия изучаемого признака

2. Разность между сравниваемыми величинами (средними, относительными) при большом числе наблюдений (n>30) считается существенной (достоверной), если:

б) t больше 1,0 и меньше 2,0

в) t больше или равно 2,0

3. Доверительный интервал – это:

а) интервал, в пределах которого находятся не менее 68 % вариант, близких к средней величине вариационного ряда

б) пределы возможных колебаний средней величины (показателя) в генеральной совокупности

в) разница между максимальной и минимальной вариантами вариационного ряда

4. Минимально достаточной для медицинских статистических исследований является вероятность безошибочного прогноза:

5. Оценка достоверности полученного значения критерия Стьюдента (t) для малых выборок производится:

а) по специальной формуле

б) по принципу: если t≥2, то P≥95%

Вариант 4

1. Размер ошибки средней арифметической величины зависит от:

а) типа вариационного ряда

б) числа наблюдений

в) способа расчёта средней величины

г) разнообразия изучаемого признака

2. Доверительный интервал – это:

а) интервал, в пределах которого находятся не менее 68 % вариант, близких к средней величине вариационного ряда

б) пределы возможных колебаний средней величины (показателя) в генеральной совокупности

в) разница между максимальной и минимальной вариантами вариационного ряда

3. Минимально достаточной для медицинских статистических исследований является вероятность безошибочного прогноза:

4. Оценка достоверности полученного значения критерия Стьюдента (t) для малых выборок производится:

а) по специальной формуле

б) по принципу: если t≥2, то P≥95%

5. Оценка достоверности различий в результатах исследования производится с помощью:

а) коэффициента корреляции (Pxy)

б) коэффициента вариации (Cv)

в) критерия Стьюдента (t)

Вариант 5

1. Для определения доверительных границ интенсивного показателя в генеральной совокупности необходимо знать следующие параметры:

а) интенсивный показатель в генеральной совокупности

б) интенсивный показатель в выборочной совокупности

в) ошибку репрезентативности

г) число наблюдений

2. Средняя ошибка средней арифметической величины прямо пропорциональна:

а) числу наблюдений

б) частоте изучаемого признака в вариационном ряду

в) показателю разнообразия изучаемого признака

3. Минимально достаточной для медицинских статистических исследований является вероятность безошибочного прогноза:

4. Разность между сравниваемыми величинами (средними, относительными) при большом числе наблюдений (n>30) считается существенной (достоверной), если:

б) t больше 1,0 и меньше 2,0

в) t больше или равно 2,0

5. Доверительный интервал – это:

а) интервал, в пределах которого находятся не менее 68 % вариант, близких к средней величине вариационного ряда

б) пределы возможных колебаний средней величины (показателя) в генеральной совокупности

в) разница между максимальной и минимальной вариантами вариационного ряда

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Занятие 8. Оценка достоверности

ОЦЕНКА ДОСТОВЕРНОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Освоить параметрические методы оценки достоверности результатов статистического исследования и овладеть методикой расчета ошибок средних и относительных величин, доверительных границ этих величин, методикой расчета достоверности разности средних и относительных величин.

Краткое содержание темы:

В практической и научно-практической работе врачи обобщают результаты, полученные как правило на выборочных совокупностях. Для более широкого распространения и применения полученных при изучении репрезентативной выборочной совокупности данных и выводов надо уметь по части явления судить о явлении и его закономерностях в целом.

Учитывая, что врачи, как правило, проводят исследования на выборочных совокупностях, теория статистики позволяет с помощью математического аппарата (формул) переносить данные с выборочного исследования на генеральную совокупность. При этом врач должен уметь не только воспользоваться математической формулой, но сделать вывод, соответствующий каждому способу оценки достоверности полученных данных. С этой целью врач должен знать способы оценки достоверности.

Применяя метод оценки достоверности результатов исследования для изучения общественного здоровья и деятельности учреждений здравоохранения, а также в своей научной деятельности, исследователь должен уметь правильно выбрать способ данного метода. Среди методов оценки достоверности различают параметрические и непараметрические.

Параметрическими называют количественные методы статистической обработки данных, применение которых требует обязательного знания закона распределения изучаемых признаков в совокупности и вычисления их основных параметров.

Непараметрическими являются количественные методы статистической обработки данных, применение которых не требует знания закона распределения изучаемых признаков в совокупности и вычисления их основных параметров.

Как параметрические, так и непараметрические методы, используемые для сравнения результатов исследований, т.е. для сравнения выборочных совокупностей, заключаются в применении определенных формул и расчете определенных показателей в соответствии с предписанными алгоритмами. В конечном результате высчитывается определенная числовая величина, которую сравнивают с табличными пороговыми значениями. Критерием достоверности будет результат сравнения полученной величины и табличного значения при данном числе наблюдений (или степеней свободы) и при заданном уровне безошибочного прогноза.

Таким образом, в статистической процедуре оценки основное значение имеет полученный критерий достоверности, поэтому сам способ оценки достоверности в целом иногда называют тем или иным критерием по фамилии автора, предложившего его в качестве основы метода.

Применение параметрических методов

При проведении выборочных исследований полученный результат не обязательно совпадает с результатом, который мог бы быть получен при исследовании всей генеральной совокупности. Между этими величинами существует определенная разница, называемая ошибкой репрезентативности, т.е. это погрешность, обусловленная переносом результатов выборочного исследования на всю генеральную совокупность.

Средняя ошибка средней арифметической величины определяется по формуле:

img

где σ — среднеквадратическое отклонение n — число наблюдений

Ошибка относительного показателя определяется по формуле:

img PAVUZ3

При числе наблюдений меньше 30 ошибки репрезентативности определяются соответственно по формулам:

img AiTRo

Определение доверительных границ средних и относительных величин

Формулы определения доверительных границ представлены следующим образом:

для средних величин (М): Мген = Мвыб ± tm

для относительных показателей (Р): Рген = Рвыб ± tm где Мген и Рген — соответственно, значения средней величины и относительного показателя генеральной совокупности; Мвы6 и Рвы6 — значения средней величины и относительного показателя выборочной совокупности; m — ошибка репрезентативности; t — критерий достоверности (доверительный коэффициент).

Данный способ применяется в тех случаях, когда по результатам выборочной совокупности необходимо судить о размерах изучаемого явления (или признака) в генеральной совокупности.

Обязательным условием для применения способа является репрезентативность выборочной совокупности. Для переноса результатов, полученных при выборочных исследованиях, на генеральную совокупность необходима степень вероятности безошибочного прогноза (Р), показывающая, в каком проценте случаев результаты выборочных исследований по изучаемому признаку (явлению) будут иметь место в генеральной совокупности.

При определении доверительных границ средней величины или относительного показателя генеральной совокупности, исследователь сам задает определенную (необходимую) степень вероятности безошибочного прогноза (Р).

Для большинства медико-биологических исследований считается достаточной степень вероятности безошибочного прогноза, равная 95%, а число случаев генеральной совокупности, в котором могут наблюдаться отклонения от закономерностей, установленных при выборочном исследовании, не будут превышать 5%. При ряде исследований, связанных, например, с применением высокотоксичных веществ, вакцин, оперативного лечения и т.п., в результате чего возможны тяжелые заболевания, осложнения, летальные исходы, применяется степень вероятности Р = 99,7%, т.е. не более чем у 1% случаев генеральной совокупности возможны отклонения от закономерностей, установленных в выборочной совокупности.

Заданной степени вероятности (Р) безошибочного прогноза соответствует определенное, подставляемое в формулу, значение критерия t, зависящее также и от числа наблюдений.

При n>30 степени вероятности безошибочного прогноза Р = 99,7% — соответствует значение t = 3, а при Р = 95,5% — значение t = 2.

на определение ошибок репрезентативности (m) и доверительных границ средней величины генеральной совокупности (Мген) при числе наблюдений больше 30

Условие задачи: при изучении комбинированного воздействия шума и низкочастотной вибрации на организм человека было установлено, что средняя частота пульса у 36 обследованных водителей сельскохозяйственных машин через 1 ч работы составила 80 ударов в 1 минуту; σ = ± 6 ударов в минуту.

Задание: определить ошибку репрезентативности (mM) и доверительные границы средней величины генеральной совокупности (Мген).

Вычисление средней ошибки средней арифметической (ошибки репрезентативности) (m):

Вычисление доверительных границ средней величины генеральной совокупности (Мген). Для этого необходимо:

а) задать степень вероятности безошибочного прогноза (Р = 95 %);

б) определить величину критерия t. При заданной степени вероятности (Р=95%) и числе наблюдений меньше 30 величина критерия t, определяемого по таблице, равна 2 (t = 2). Тогда Мген = Мвыб ± tm = 80 ± 2×1 = 80 ± 2 удара в минуту.

Вывод. Установлено с вероятностью безошибочного прогноза Р = 95%, что средняя частота пульса в генеральной совокупности, т.е. у всех водителей сельскохозяйственных машин, через 1 ч работы в аналогичных условиях будет находиться в пределах от 78 до 82 ударов в минуту, т.е. средняя частота пульса менее 78 и более 82 ударов в минуту возможна не более, чем у 5% случаев генеральной совокупности.

на определение ошибок репрезентативности (m) и доверительных границ относительного показателя генеральной совокупности (Рген)

Условие задачи: при медицинском осмотре 164 детей 3 летнего возраста, проживающих в одном из районов городе Н., в 18% случаев обнаружено нарушение осанки функционального характера.

Задание: определить ошибку репрезентативности (mp) и доверительные границы относительного показателя генеральной совокупности (Рген).

Вычисление ошибки репрезентативности относительного показателя:

Вычисление доверительных границ средней величины генеральной совокупности (Рген) производится следующим образом:

необходимо задать степень вероятности безошибочного прогноза (Р=95%);

при заданной степени вероятности и числе наблюдений больше 30, величина критерия t равна 2 (t = 2). Тогда Рген = Рвыб± tm = 18% ± 2 х 3 = 18% ± 6%.

Вывод. Установлено с вероятностью безошибочного прогноза Р=95%, что частота нарушения осанки функционального характера у детей 3 летнего возраста, проживающих в городе Н., будет находиться в пределах от 12 до 24% случаев.

Оценка достоверности разности результатов исследования

Данный способ применяется в тех случаях, когда необходимо определить, случайны или достоверны (существенны), т.е. обусловлены какой-то причиной, различия между двумя средними величинами или относительными показателями.

Обязательным условием для применения данного способа является репрезентативность выборочных совокупностей, а также наличие причинно-следственной связи между сравниваемыми величинами (показателями) и факторами, влияющими на них.

Формулы определения достоверности разности представлены следующим образом:

img iMsWO

для средних величин

img BVvtdd

для относительных показателей

где t — критерий достоверности, m1 и m2 — ошибки репрезентативности, М1 и М2 — средние величины, Р1 и Р2 — относительные показатели.

Если вычисленный критерий t более или равен 2 (t ≥ 2), что соответствует вероятности безошибочного прогноза Р равном или более 95% (Р ≥ 95%), то разность следует считать достоверной (существенной), т.е. обусловленной влиянием какого-то фактора, что будет иметь место и в генеральной совокупности.

на оценку достоверности разности средних величин

Задание: оценить достоверность различий средних значений пульса у водителей сельскохозяйственных машин до и после 1 ч работы.

img JvwZ9m

Вывод. Значение критерия t = 3,5 соответствует вероятности безошибочного прогноза Р > 99,7%, следовательно можно утверждать, что различия в средних значениях пульса у водителей сельскохозяйственных машин до и после 1 ч работы не случайно, а достоверно, существенно, т.е. обусловлено влиянием воздействия шума и низкочастотной вибрации.

на оценку достоверности разности относительных показателей

Условие задачи: при медицинском осмотре детей 3 летнего возраста в 18% (m = ± 3%) случаях обнаружено нарушение осанки функционального характера. Частота аналогичных нарушений осанки при медосмотре детей 4-летнего возраста составила 24% (m = ± 2,64%).

Задание: оценить достоверность различий в частоте нарушения осанки у детей 2 возрастных групп.

img ykoJFm

Вывод. Значение критерия t=1,5 соответствует вероятности безошибочного прогноза Р

Типичные ошибки, допускаемые исследователями при применении способа оценки достоверности разности результатов исследования

При оценке достоверности разности результатов исследования по критерию t часто делается вывод о достоверности (или недостоверности) самих результатов исследования. В действительности же этот способ позволяет судить только о достоверности (существенности) или случайности различий между результатами исследования.

При полученном значении критерия t

Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения. Под ред. чл.-корр. РАМН, проф. В.З.Кучеренко. М., «Гэотар-Медиа», 2007, учебное пособие для вузов

Власов В.В. Эпидемиология. — М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. — 464 с.

Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник для вузов. — М.: ГЭОТАР-МЕД, 2007. — 512 с.

Медик В.А., Юрьев В.К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению: Часть 1. Общественное здоровье. — М.: Медицина, 2003. — 368 с.

Кучеренко В.З., Агарков Н.М. и др.Социальная гигиена и организация здравоохранения (Учебное пособие) — Москва, 2000. — 432 с.

С. Гланц. Медико-биологическая статистика. Пер с англ. — М., Практика, 1998. — 459 с.

Что означает оценка достоверности результатов исследования?

Назовите способы оценки достоверности результатов исследования.

Что показывает ошибка репрезентативности?

Как вычисляется ошибка репрезентативности для средних величин и относительных показателей?

В чем заключается назначение способа определения доверительных границ?

Как определяется величина критерия t при вычислении доверительных границ при числе наблюдений меньше 30 и при n>30?

В чем заключаются назначение способа оценки достоверности разности результатов исследования?

При каком значении критерия г разность между двумя средними величинами можно считать достоверной (существенной)?

Что такое «вероятность безошибочного прогноза»?

Какие величины необходимы для определения доверительных границ средней величины генеральной совокупности?

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ: Выберите один или несколько правильных ответов:

Размер ошибки средней арифметической величины зависит от: а) типа вариационного ряда; б) числа наблюдений; в) способа расчета средней величины; г) разнообразия изучаемого признака.

Доверительный интервал — это: а) интервал, в пределах которого находятся не менее 68% вариант, близких к средней величине данного вариационного ряда; б) пределы возможных колебаний средней величины (показателя) в генеральной совокупности; в) разница между максимальной и минимальной вариантами вариационного ряда.

Для медико-социальных статистических исследований минимальной достаточной является вероятность безошибочного прогноза: а) 90%; б) 95%; в) 99%.

Какой степени вероятности соответствует доверительный интервал М ± 3m при n > 30: а) 68,3%; 6)95,5%; в) 99,7%.

Оценка достоверности полученного значения критерия Стьюдента (t) для малых выборок производится: а) по специальной формуле; б) по принципу: если t > 2, то Р > 95%; в) по таблице.

При оценке достоверности разности полученных результатов исследования разность является достоверной (существенной), если при n >30 величина t равна: а) 1,0; 6) 1,5; в) 2,0; г) 3 и более.

Источник

Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Adblock
detector