Миф о золотом руне читать полностью

Аргонавты — мифы Древней Греции, Зайцев Ю.

Миф Древней Греции про аргонавтов в пересказе Ю.В. Зайцева. Ясон набрал самых смелых и сильных воинов и отправился в Колхиду за золотым руном.

Богат и славен был город Иолк. Правил в нем коварный царь Пелий, отнявший власть у своего брата Эсона.

Никто не смел выступить против могучего Пелия.

А тем временем у брата Пелия, Эсона, родился сын.

Зная, что жестокий Пелий не пощадит мальчика, Эсо тайно отнес его в горы, поручив его воспитание мудрому кентавру Хирону.

Быстро пролетели годы. Хирон воспитал мальчика сильным и смелым, научил его искусно лечить раны и дал ему прозвище Ясон, что означает «исцелитель».

bg white loading

Ж. Реньо Кентавр Хирон и Ясон

Когда Ясону ис­полнилось двадцать лет, он отправился на родину, в Иолк, чтобы вернуть себе власть.

Уже близок был Иолк, но тут путь Ясону преградила речка, и какая-то старушка попросила царевича помочь ей перейти поток. Сжалился Ясон над старухой и подста­вил ей спину. Во время пере­правы у Ясона соскользнула с ноги сандалия, и на берег он вышел, обутый только на одну ногу. Он снял с плеч старуху, и она тут же приня­ла свой настоящий облик — это была богиня Гера. Боги­ня обещала во всем помогать Ясону, и ободренный царе­вич отправился во дворец Пелия.

Царь Пелий, увидев Ясо­на, пришел в ужас — ведь было ему предсказано, что явится однажды человек, обутый в одну сандалию, и лишит его власти над Иолком. Ясон сказал царю:

— Я пришел, чтобы вернуть трон, который по праву принадлежит мне и моему отцу, Эсону.

— Докажи, что ты досто­ин быть царским наследни­ком! — предложил коварный царь. — Привези мне золо­тое руно, и я отдам власть твоему отцу!

Печальный вышел Ясон из дворца. Его окружили друзья, и он поведал им, что потребовал царь.

— Что это за руно? И отку­да его надо привезти? — спросил кто-то из друзей Ясона. И тогда Ясон расска­зал историю золотого руна.

Золотое руно

Однажды прекрасная богиня облаков Нефела влюбилась в царя Афаманта.

Несколько лет жили они счастливо, но потом богиня покинула царский дворец и вернулась на небо, оставив Афаманту двух детей — сына Фрикса и дочь Геллу.

Пришлось царю вновь искать себе жену, а детям — мать. Новую царицу звали Ино, и была она дочерью царя Кадма.

Невзлюбила Ино детей Нефелы и мечтала погубить их. Однажды случился страшный голод в царстве Афаманта. Царица Ино обманула мужа, сказав:

bg white loading

Но Нефела не дала погубить своих детей. Она послала им подарок бога Гермеса — барана с золотой шерстью. Быстрее ветра баран понес детей по воздуху. В пути не удержалась Гелла на спине барана и упала в море. А Фрике благополучно добрался до далекой страны Колхиды. Царь колхов Ээт сердечно принял маленького беглеца.

По велению богов шкуру бара­на, золотое руно, Фрике повесил в священной роще Ареса. Золотое руно приносит счастье и благоденствие, и каждый правитель мечтает обладать этим сокровищем.

В путь за золотым руном

— Царь Пелий надеется, что я не вернусь, — сказал Ясон своим друзь­ям. — Ведь Колхида очень далеко, а сторожит золотое руно ужасный дра­кон, ни днем, ни ночью не смыкающий глаз. Но я разошлю гонцов по всей стране и позову в поход самых смелых и сильных воинов!

bg white loading

Так он и поступил. И величайшие герои Греции с радостью откликну­лись на призыв Ясона. Были среди них и Геракл, и Орфей, и братья Диос­куры — Кастор и Полидевк, и многие другие герои. А всего в поход за зо­лотым руном отправились пятьдесят человек, по числу весел корабля, который построил великий мастер Apr. Его именем и назвали корабль — «Арго», а тех, кто плыл на нем, — аргонавтами.

Вскоре корабль от­плыл в далекую Колхи­ду. Много приключений ждало героев впереди. На половине пути рас­стался с аргонавтами ве­ликий Геракл — по воле богов, он должен был вернуться в Грецию.

Аргонавты продолжи­ли путь и прибыли в Вифинию. На берегу встре­тил их жестокий царь племени бебриков Амик. Когда аргонавты попросили о гостеприимстве, Амик засмеялся:

— Я не люблю бродяг, приплывающих на мою землю. Впрочем, если сре­ди вас есть настоящий воин, пусть выйдет и сразится со мной в кулачном бою. А если нет среди вас воинов, то незачем вам и плыть дальше.

Так говорил царь Амик, и гневом наливались сердца аргонавтов. Каждый из них готов был сра­зиться, но первым вышел вперед Полидевк — луч­ший боец среди всех героев. Бросился царь на По­лидевка, но герой встретил его могучим ударом.

И упал Амик замертво. Тут же накинулись на ар­гонавтов бебрики, но герои перебили войско Амика и захватили богатую добычу.

Продолжая путь, аргонавты приплыли к узко­му проливу, вход в который преграждали то сближающиеся, то расходящиеся в стороны ска­лы Симплегады, между которыми не проходил еще ни один корабль. Аргонавты выпустили вперед голубя, который успел пролететь между скал, лишь слегка повредив кон­чик хвоста. Это было благоприятным знаком, и «Арго» благополучно про­шел опасное место — сомкнувшиеся скалы только чуть-чуть задели корму корабля. С тех пор, как проплыл между ними «Арго», Симплегады больше не движутся, оставив проход для кораблей. Преодолев Симплегады, аргонавты проплыли мимо гор Кавказа и наконец добрались до Колхиды.

Неласково встретил аргонавтов царь Колхиды Ээт. Не хотел он расста­ваться с золотым руном и поставил Ясону условие — герой должен укро­тить двух огнедышащих медноногих быков бога войны Ареса и вспахать на них поле, засеяв его зубами дракона.

Никогда не досталось бы аргонавтам сокровище, но богиня Афродита вну­шила могущественной волшебнице Медее — младшей дочери царя Ээта любовь к Ясону.

bg white loading

Влюбленная Медея дала Ясону волшебную мазь, сделавшую его неуязвимым на один день.

И вновь спасла Медея аргонавтов. Она помог­ла Ясону похитить руно и бежала с аргонавтами из Колхиды. Послал за ними погоню Ээт, но не до­гнал беглецов.

Однако золотое руно, добытое с таким трудом, не принесло никому счастья. «Арго» благополучно до­брался до Полка, и Ясон передал руно царю Пелию.

Но за то время, пока Ясон был в походе, погибли от руки коварного Пелия и отец, и брат Ясона. Медея помогла Ясону отомстить Пелию и хитростью заста­вила царских дочерей погубить отца.

Ясон так и не получил власть над Полком.

Трон захватил сын Пелия, Адраст, и изгнал Ясо­на и Медею из города.

…Всеми забытый и покинутый, долго скитался Ясон по разным странам. Однажды странствия привели его на берег моря, где стоял полуразрушенный временем «Арго». Ясон прилег отдохнуть в тени «Арго», но обвет­шавший корабль рассыпался, и Ясон погиб под его обломками.

Источник

Древнегреческий миф про Аргонавтов и золотое руно

74746df6e61295dbd905669f6e95185b

Мифы Древней Греции, известные во всём мире, подарили человеческой культуре легенду о мореплавателях из Эллады.

Рождение мифа

Как гласят мифы Древней Греции, женой царя Афаманта была богиня Нефела, родившая ему детей, — сына Фрикса и дочь Геллу. Однажды, когда в стране был неурожай, боги потребовали принести в жертву потомков главы государства. В обмен они обещали исправить ситуацию.

Всё уже было готово к обряду жертвоприношения, когда Нефела решила спасти своих детей, отправив за ними золотого барана, способного летать. Животное улетело с Фриксом и Геллой в сторону севера, а позже мифическое существо было принесено в жертву Зевсу.

После этих событий потомки Афаманта построили Иолк — порт в Фессалии. Эсона, правившего в Иолке, сверг его сводный брат Пелий. Отрёкшийся от власти Эсон испугался за своё потомство и решил спрятать сына, названного Ясоном, в горах. Мальчик рос среди чистой природы, а воспитывал его кентавр Хирон.

От него же Ясон узнал историю своей настоящей семьи. Сын Эсона возмужал и задумал вернуться в Иолк. По пути в портовый город Ясон помог встретившейся ему старушке перейти на другой берег реки. Он и не подозревал, что на самом деле это была богиня Гера, проверявшая его великодушие. Гера стала покровительницей Ясона.

Явившись к Пелию, Ясон сразу заявил о желании восстановления справедливости. Испугавшийся сына Эсона Пелий решил обмануть своего родственника, сказав, что не может отпустить власть, так как дух Фрикса требует возвращения золотого руна.

Ясон приносит Пелию золотое руно. Источник: wikipedia.org

Ясон не дрогнул, нашёл добровольцев, среди которых были Геракл, Тесей, братья Кастор и Полидевк, певец Орфей и многие другие. Вскоре был построен корабль, предназначенный для путешественников. Он получил название «Арго», по имени судна и получили прозвище участники морского странствия — аргонавты. Под музыку Орфея герои и отправились в путешествие из Иолка.

Начало путешествия

Впервые аргонавты остановились на Лемносе. Враждебные жительницы острова, незадолго до этого убившие всё мужское население за измены с фракийскими девушками, приготовились атаковать путников.

Однако вместо битвы они устроили совет, на котором прозвучала мысль о том, что без мужчин всё население Лемноса вымрет. Поэтому аргонавтов впустили в город Мирину. Многие мореплаватели нашли там свою любовь, от этих союзов родились дети. Но Геракл, остававшийся верным своей жене, начал упрекать аргонавтов за бездействие, и путешествие продолжилось.

Лоренцо Коста, Арго. Источник: pinterest.com

Отплыв с Лемноса, аргонавты достигли Мраморного моря, ночью обойдя пролив, подчинённый царю Трои Лаомедонту. Высадились путешественники на полуострове под названием Арктон. Их с радостью встретил местный царь, пригласивший путников на свою свадьбу. Во время праздника на людей, оставшихся сторожить корабль, напали чудовища, имевшие шесть рук.

Они вылезли из земли, но их атаку быстро отбили. После этого инцидента путники отправились в сторону Босфора. По пути туда их настиг сильный ветер, отогнавший судно в сторону. На мореплавателей напали хорошо экипированные войска, часть из которых пала, сражаясь с аргонавтами, а другая — бежала. Вскоре Ясон обнаружил, что ветер принёс судно к восточному берегу Арктона, и царь Кизика, с которым они ещё недавно пировали на свадьбе, лежит мёртвым — он принял аргонавтов за пиратов и пал в бою с ними.

Путники похоронили славного царя. После нескольких дней, отличавшихся плохой погодой, вызванной смертью царя, они смогли продолжить путешествие.

В море у аргонавтов разгорелся спор: Геракл предложил устроить соревнование на лучшего гребца. В итоге полубог победил, последним сдался Ясон. Правда, энтузиазм подвёл Геракла — греческий богатырь сломал весло, и «Арго» встал возле берега. Вечером того же дня Геракл нашёл дерево, которое можно было превратить в весло.

Однако герой узнал о том, что его оруженосец Гилас пропал. Помощник Геракла влюбился в нимф и отправился в подводный грот с ними. Сын Зевса отправился искать оруженосца. Не дожидаясь Геракла, Ясон приказал аргонавтам отплывать утром.

Стремясь добыть золотое руно, аргонавты прошли ещё через множество приключений. Они участвовали в Олимпийских играх, приняв вызов от сына Посейдона Амика, сражались с войсками бебриков, совершили ритуал жертвоприношения, чтобы задобрить бога морей, спасли царя Салмидесса Финея от гарпий. Кстати, последний помог пробраться аргонавтам через скалы и подсказал, что добыть золотое руно им поможет Афродита. Аргонавты преодолели скалы Симплегады, сталкивающиеся друг с другом.

Путники пустили перед собой голубя — он пролетел, пострадал лишь хвост птицы. После этого мореплаватели проплыли через природных «охранников» Босфора, ударивших только по кормовому украшению судна. За этим последовало нападение опасных стимфалийских птиц, от которых путники скрылись на острове Ареса. Там же, кстати, аргонавты приняли в свои ряды беженцев, выброшенных ночью во время бури на берег.

Медея — любимая женщина и спасение Ясона

Вскоре корабль аргонавтов прибыл в Колхилду. Богини-покровительницы путников смогли уговорить Афродиту вызвать в Медее любовь к Ясону.

Предводитель аргонавтов попросил местного правителя отдать ему золотое руно, пообещав сделать всё, что захочет Ээт. Царь, не желавший расставаться с легендарной реликвией, придумал для Ясона невыполнимое задание: ему необходимо было запрячь царских огнедышащих быков в плуг, распахать на нем поле бога войны Ареса, засеять его зубами дракона и перебить закованных в броню ратников, которые вырастут из этих зубов.

Аргонавты. Источник: diletant.media

Ясон мог погибнуть, выполняя задание Ээта, если бы не влюблённая в него Медея. Девушка подарила вождю аргонавтов волшебную мазь богини Гекаты. Мазь делала человека неуязвимым. Ясон ответил взаимностью Медее и предложил уплыть в Элладу вместе с ним. Ночью он принёс Гекате жертву, а днём уже выполнял поставленные Ээтом задания. С помощью мази и советов возлюбленной Ясон справился со всеми трудностями.

Царь был шокирован подвигами Ясона, в эту же ночь вместе с Медеей отправившегося за золотым руном. С помощью заклинаний девушка усыпила дракона, сторожившего сокровище. Ясон забрал руно, и аргонавты, а вместе с ними и Медея, отправились домой, опасаясь преследований Ээта, не желавшего прощаться с реликвией.

Аспирт, сын Ээта, отправился в погоню за аргонавтами. Его войска хотели напасть на «Арго». Однако до боя не дошло, так как Медея заманила брата в храм, стоявший на берегу, где с ним разделался Ясон. Воспользовавшись замешательством колхидян, аргонавты выиграли время и отбились от преследователей.

Прибыв в Коркиру, которая тогда называлась Дрепаной, колхидяне обнаружили, что «Арго» стоит напротив островка Макрида, а вся команда празднует благополучное окончание плавания. Преследователи потребовали от местных властей выдать Медею и золотое руно Ээту. Однако молодые люди обманули царя Колхиды, быстро сыграв свадьбу — по законам Медея имела право в этом случае остаться с Ясоном.

Корабль аргонавтов прошёл Сциллу и Харибду, пение сирен, сильные ветры и мощные волны, унёсшие команду путешественников в безжизненную пустыню, спастись в которой людям Ясона помог лишь ритуал жертвоприношения и источник, ранее добытый Гераклом.

Медея вновь спасла аргонавтов, напоив враждебного великана Талоса, бросавшего камни во всякого, кто приблизится к острову Крит, снотворным напитком. Пока чудовище спало, девушка вбила ему гвоздь в единственную вену, шедшую от шеи к щиколотке.

Позже аргонавтам на помощь пришли силы бога Аполлона, спасшего путников от бури, осветив им маршрут золотыми стрелами. Наконец мореплаватели прибыли в Иолк. Ясон принес золотое руно Пелию, но тот не выполнил своего обещания и не вернул вождю аргонавтов царского трона.

Источники

Материалы по теме

А вот ещё:

Как появился человеческий язык ТОП-6 теорий

1280px pieter bruegel the elder the

Вопрос о происхождении языка занимал многих выдающихся мыслителей, но ставился и решался весьма различно. Так для известнейшего ученого Потебни это являлось вопросом «о явлениях душевной жизни, предшествующих языку, о законах его образования и развития, о влиянии его на последующую душевную деятельность, т.е. вопросом чисто психологическим».

По его мнению, именно через психологическое наблюдение современных процессов речи может быть найден ключ к пониманию того, как эти процессы совершались на заре человечества

Известны тео­рия звукоподражания (стоики, Лейбниц), теория эмоцио­нальных выкриков-междометий (Ж.Ж. Руссо, Д. Н. Кудрявский), теория общественного договора (тот же Ж.Ж. Руссо, Адам Смит), теория трудовых ритмических выкриков (Л. Нуаре), теория «семиотического скач­ка»— внезапного означивания (К. Леви-Стросс) и др.

Уже один перечень показывает, что дело идет не столько о теориях, сколько о гипотезах, чисто умозрительно произведенных от общих философ­ских воззрений того или иного автора. И такое положение в этом вопросе не случайно: происхождение языка вообще как неотъемле­мой принадлежности человека нельзя ни непосредственно наблю­дать, ни воспроизвести в эксперименте. Возникновение языка скры­вается в глубинах предыстории человечества. Но рассмотрим каждую теорию в отдельности.

1. Звукоподражательная теория

Принципы звукоподражательной теории попытался обосновать в конце 17 начале 18 века Лейбниц (1646-1716). Великий немецкий мыслитель рассуждал так: существуют языки производные, поздние, и существует язык первичный, «корневой», из которого образовывались все последующие производные язык.

По мысли Лейбница, звукоподражание имело место прежде всего в корневом языке и лишь в той мере, в какой «производные языки» развивали дальше основы корневого языка, они развивали вместе с тем и принципы звукоподражания. В той же мере, в какой производные языки отходили от корневого языка, их словопроизводство оказывалось всё менее «естественно звукоподражательным» и всё более символическим. Лейбниц также приписывал некоторым звукам связь с качеством.

Принимая звукоподражание как принцип происхождения языка, как принцип, на основании которого возник «дар речи» у человека, Лейбниц отвергает значение этого принципа для последующего развития языка. Недостатком звукоподражательной теории можно назвать следующий: сторонники этой теории рассматривают язык не как общественное, а как естественное (природное) явление.

2. Теория эмоционального происхождения языка и теория междометий

Важнейшим её представителем был Ж-Ж Руссо.(1712-1778). В трактате о происхождении языков Руссо писал, что «страсти вызвали первые звуки голоса». По мнению Руссо, » первые языки были певучими и страстными, и лишь впоследствии они сделались простыми и методическими». По Руссо получалось, что первые языки были гораздо богаче последующих. Но цивилизация испортила человека. Вот почему и язык, по мысли Руссо, испортился и из более богатого, эмоционального, непосредственного сделался сухим рассудочным и методическим.

Эмоциональная теория Руссо получила своеобразное развитие в19- 20 веке и стала называться теорией междометий. Один из защитников этой теории русский лингвист Кудрявский (1863-1920) считал, что междометия были своеобразными первыми словами человека. Междометия являлись наиболее эмоциональными словами, в которые первобытный человек вкладывал различные значения в зависимости от той или иной ситуации.

По мнению Кудрявского, в междометиях звук и значения ещё были соединены неразрывно. Впоследствии, по мере превращения междометий в слова, звук и значения разошлись, причем этот переход междометий в слова и был связан с возникновением членораздельной речи.

3. Теория звуковых выкриков

Эта теория возникла в 19 веке в трудах вульгарных материалистов (немцев Нуаре, Бюхера). Она сводилась к тому, что язык возник из выкриков, сопровождавших коллективный труд. Но эти трудовые выкрики могут быть только средством ритмизации труда, они ничего не выражают, даже эмоции, а являются лишь внешним, техническим средством при работе.

4. Теория социального договора

С середины 18 века появилась теория социального договора. Сущность этой теории состоит в том, что в более поздние этапы развития языка возможно договориться о тех или иных словах, особенно в области терминологии. Но совершенно очевидно, прежде всего для того, чтобы «договориться о языке», надо уже иметь язык, на котором «договариваются».

5.Человеческое происхождение языка

Немецкий философ Гердер говорил о чисто человеческом происхождении языка. Гердер считал, что язык человека возник не для общения с другими людьми, а для общения с самим собой, для осознания своего собственного я. Если бы человек жил в совершенном одиночестве, то и тогда, по мнению Гердера, у него возник бы язык. Язык явился результатом «тайного соглашения, которое душа человека заключала сама с собой».

6.Трудовая теория Энгельса

Особо следует остановиться на трудовой теории Энгельса. В связи с трудовой теорией происхождения языка следует прежде всего назвать незаконченную работу Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». В «Введении» к «Диалектике природы» Энгельс разъясняет условия появления языка: «Когда после тысячелетней борьбы рука, наконец, дифференцировалась о ноги и установилась прямая походка, то человек отделился от обезьяны, и была заложена основа для развития членораздельной речи…»

Какими бы искусными архитекторами мы ни считали муравьёв и пчёл, но они не ведают, что говорят: их труд инстинктивный, их искусство не сознательное, и они работают всем организмом, чисто биологически, не применяя орудия труда, а потому никакого прогресса в их труде нет.

Первым орудием человека стала освободившаяся рука, иные орудия труда развились как добавление к руке (палка, мотыга, грабли); ещё позднее человек перекладывает тяжесть труда на слона, верблюда, лошадь, а сам управляет ими. Появляется технический двигатель и заменяет животных. «Коротко говоря, формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась путём модуляций для всё более развитой модуляции, а органы рта постепенно научались произносить один членораздельный звук за другим».

Таким образом, язык мог возникнуть только как коллективное достояние, необходимое для взаимопонимания. Но не как индивидуальное свойство той или иной очеловечившейся особи.

Существуют также иные теории о происхождении языка. Например, теория жестов (Гейгер, Вундт, Марр). Все ссылки на наличие якобы чисто «жестовых языков» не могут быть подтверждены фактами; жесты всегда выступают как нечто вторичное для людей имеющих звуковой язык. Среди жестов нет слов, жесты не связаны с понятиями.

Также неправомерно выводить происхождение языка из аналоги с брачными песнями птиц как проявления инстинкта самосохранения(Ч. Дарвин), тем более из пения человеческого (Руссо, Есперсен). Недостаток всех перечисленных выше теорий в том, что они игнорируют язык как общественное явление. Вопрос о происхождении языка может быть решён. Решений может быть много, но все они будут носить гипотетический характер.

Источник

Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Adblock
detector