Миф о золотом руне 5 класс

Аргонавты

Некогда в солнечный Беотии, в красивом и богатом городе Орхомене, жил царь Афамант со своей женой Нефелой, богиней облаков. Родилось у них двое детей, и назвали их Фрикс и Гелла. После смерти Нефелы их воспитывала злая мачеха Инб, старавшаяся всячески избавиться от них. Однажды она уговорила женщин города Орхомена испортить посевное зерно. Когда на полях Беотии ничего не уродилось, царь Афамант отправил послов к оракулу в Дельфы узнать, что надо делать, чтобы на поле был урожай. Но послов подкупила злая мачеха Инб; они принесли ложное предсказание и объявили царю, что недород прекратится только тогда, когда Фрикс будет принесен в жертву Зевсу.

argo01

И царю Афаманту пришлось повести на заклание любимого сына. Когда юный Фрикс стоял уже у жертвенного алтаря, послала ему родная мать, богиня облаков Нефела, золоторунного чудесного барана, полученного ею в дар от Гермеса, чтобы спасти Фрикса и Геллу. И вот золотой баран, поднявшись в воздух, понес на себе сестру и брата через моря, долины и горы. Пролетая над морем, бедная Гелла упала со спины барана и утонула, и назвали то море морем Геллы, или Геллеспонтом. Но Фрикса после долгого пути золоторунный баран довез до страны Эа, или Колхиды, что находится на востоке Эвксинского Понта, где протекает река Фасис. Правил той страной в те времена царь-чародей Ээт, сын бога солнца — Гелиоса.
Он ласково принял мальчика, оставил его у себя в доме, и когда Фрикс вырос и стал красивым и сильным юношей, он женил его на своей дочери Халкиопе. В благодарность за свое избавление Фрикс принес в жертву золоторунного барана, а золотое руно подарил гостеприимному царю Ээту.
Ээт повесил это золотое руно, как драгоценность, на высоком дубе в священной роще Аре-са и поставил охранять его страшного, не ведавшего сна дракона.
Долго висело в роще золотое руно, и овладеть им считалось одним из самых тяжелых и опасных подвигов. Стали рассказывать повсюду в Элладе об этом чудесном руне, и захотелось родственникам Фрикса его добыть, так как от этого зависело счастье и спасение их рода.

argo02

Был у царя Афаманта брат Крефсй, который построил в Фессалии прекрасный город Иолк. После своей смерти он оставил править им сына своего Эсона, но городом завладел его младший сын Пелий — человек злой, несправедливый и надменный. Когда у Эсона родился сын, он стал опасаться, как бы жестокий царь Пелий не умертвил ребенка, и потому он объявил, что сын его будто бы умер вскоре после рождения. Устроены были поминки, а на самом деле Эсон тайно отправил его на воспитание к мудрому кентавру Хирону.
Жил мальчик, которого назвали Ясоном, в глухой потаенной пещере кентавра, ухаживали за ним мать и жена Хирона.
Прошли годы, и стал он красивым, сильным юношей. Обучил его Хирон военным доблестям, и когда ему исполнилось двадцать лет, он покинул пещеру кентавра, отправился в родной Иолк, желая вернуть отцовскую власть над городом и отнять ее у Пелия.argo03
По дороге ему пришлось переходить через небольшую, но глубокую реку Энипей. Он встретил на берегу старуху, которая попросила его перенести ее через реку, а была то богиня Гера, ненавидевшая царя Пелия. Ясон не узнал богини и перенес старуху на другой берег. Во время переправы он потерял одну из сандалий, не мог достать ее из речной тины и отправился дальше, обутый на одну ногу. Вот явился он в город Иолк, молодой, красивый и сильный. Одет он был в простую фессалийскую одежду, висела у него на плече пестрая шкура барса, в руке держал он два боевых копья, и народ смотрел на него с изумлением, думая, не сам ли это Аполлон или могучий Арес. Глянул на незнакомца царь Пелий и увидел, что тот обут на одну ногу. Он испугался, вспомнив предсказание оракула, что он должен остерегаться человека, обутого на одну ногу, который спустится однажды с горы в долину Иолка. И вот он насмешливо спросил незнакомца, откуда он родом, и велел отвечать ему правду. И спокойно ответил юноша:
— Я всегда следую совету мудрого Хирона, у которого я прожил двадцать лет в пещере. Я — сын Эсона и вернулся в дом своего отца, чтобы вернуть себе власть, захваченную несправедливым Пелием. Укажите мне дорогу в дом моего отца.
Затем Ясон отправился в дом к своим родным, где был радостно встречен отцом, который за это время уже постарел. Вскоре пришли повидать Ясона его братья, жившие в других городах. Ясон дал им прекрасные подарки и угощал их целых пять дней и ночей, рассказывая о своих странствиях, и наконец на шестой день объявил им, что он хочет тотчас отправиться в дом Пелия и говорить с ним о деле; и они встали и отправились в дом царя. Пелий вышел им навстречу, и Ясон обратился к нему с такими словами:
— Мы с тобой из одного рода и потому не должны прибегать к мечу и копью. Я готов оставить тебе всех быков и овец и все поля, отнятые тобой у моего отца, но отдай мне скипетр и трон добровольно, чтобы не вышло беды.
— Я согласен на это, — ответил ему хитрый царь Пелий. — Но прежде исполни и ты мою просьбу. Тень погибшего на чужбине Фрикса умоляет меня, чтобы я отправился к царю Ээту в Колхиду и достал бы у него золотое руно барана, который некогда спас его от смерти. Но я слишком стар для далекого странствия, и, если ты согласишься на этот подвиг, я обещаю тебе уступить скипетр и власть.
И Ясон, не зная о больших опасностях, которые его ждали в пути, согласился и стал подбирать себе смелых товарищей, которые отправились бы с ним вместе в поход за золотым руном.

Аргонавты готовятся к походу.

П еред отплытием в далекую Колхиду Ясон объездил всю Элладу, созывая славных героев в далекий поход. Все обещали помочь Ясону. Среди них находились знаменитый певец Орфей, крылатые сыновья Борея, братья Кастор и Полидевк, Геракл, Линкей, Адмет, сын Пелия Акает, друживший с Ясоном, и много других отважных мужей. argo04
Вот собрались наконец смелые мореплаватели в Иолке. За это время был построен у подножия горы Пелион под руководством Афины, благоволившей к Ясону, большой крепкий пятидесятивесельный корабль. Строил его знаменитый строитель Apг, и назван был тот быстроходный корабль «Арго», а герои, собравшиеся плыть на нем, — аргонавтами.
Вделала Афина в корму корабля кусок священного дуба из рощи оракула Додоны, и взяла под свою защиту аргонавтов могущественная Гера, которая была благодарна Ясону за то, что он однажды зимой перенес ее на плечах через реку.
Когда корабль «Арго» стоял уже в иолкской гавани, готовый к отплытию, аргонавты решили избрать предводителя похода, и все назвали Геракла, но он отклонил от себя эту честь и указал на Ясона. Принял тогда на себя предводительство Ясон и распределил по жребию места на корабле, и пришлось по два гребца на каждое весло. Взялись за среднее весло Геракл и Анкей, кормчим выбрали героя Ти’фия, а зоркого Линкея — рулевым.
На других веслах сидели аргонавты Пелей и Теламон — отец Аякса, а внутри корабля находились братья Кастор и Полидевк, Нелей, Адмет, певец Орфей, Менетий, Тесей и его друг Пирифой, отрок Гилас, спутник Геракла, и Эвфем, сын Посейдона.
Перед отплытием привели двух больших быков и принесли их в жертву Аполлону; принесли жертвы также и Посейдону, и на другое утро, на ранней заре, разбудил аргонавтов кормчий Тифий. Взялись гребцы за весла, и плавно отплыл из гавани «Арго» и вышел в открытое море.
Попутный ветер надувал паруса, и под звуки песен Орфея, без помощи весел, весело шел корабль по волнам, и слушали песни Орфея рыбы, и, вынырнув из « морской глубины, плыли за кораблем, как стадо, идущее за флейтой своего пастуха.

Источник

ГЛАВА 5 ЯСОН, МЕДЕЯ И ЗОЛОТОЕ РУНО

ЯСОН, МЕДЕЯ И ЗОЛОТОЕ РУНО

Золотая шерсть (золотое руно) принадлежала овну, спасшему жизнь детям Афаманта – сыну Фриксу и дочери Гелле – от принесения их в жертву Зевсу из-за ненависти к ним мачехи Ино. Согласно легенде, златокудрый овен забрал детей из их дома в Орхомене и понес по воздуху на восток. Дети сидели у него на спине и держались что было сил. Но, пролетая над узким проливом, разделяющим Европу и Азию, Гелла упала в море, и ее поглотили вечно шумящие морские волны. С той поры море, где погибла Гелла, стало называться Геллеспонтом36. А Фрикс полетел дальше, над Черным морем, пока овен не достиг далекой Колхиды. Ее царь Ээт37 встретил Фрикса очень радушно, и в знак благодарности мальчик пожертвовал овна Зевсу, а удивительную шкуру животного отдал правителю Колхиды. Ээт оставил золотое руно на хранение в священной роще бога войны Ареса под присмотром свирепого дракона, никогда не смыкавшего своих глаз.

Зачем Ясону золотое руно? Понятно, что оно не нужно ему лично, поход за руном – это один из многочисленных подвигов героев, которые считались невозможными, но которые необходимо было совершить по требованию жестокого властителя, в данном случае Пелия, царя Иолка. Ясон был сыном Эсона, законного правителя этой страны, единокровного брата Пелия. Некоторые историки считают, что Пелий намеревался царствовать только до тех пор, пока Ясон не повзрослеет, чтобы управлять самостоятельно. Однако такая точка зрения более чем сомнительна, потому что, когда Ясон вырос и потребовал законную власть, Пелий отослал его добывать золотое руно. Поиски золотого руна – история похода и приключений аргонавтов. Легенда – вероятно, даже более древняя, чем «Илиада» и «Одиссея», – к сожалению, дошла до нас в более позднем варианте эпической поэмы «Аргонавтика» александрийского поэта Аполлония Родосского.

В походе участвовало пятьдесят аргонавтов, и хотя разные исторические источники не всегда называют одни и те же имена, в большинстве они все-таки сходятся. Кроме самого Ясона, в команде были Аргос, строитель «Арго»; кормчий Тифий; певец Орфей; Зет и Калаид, сыновья Борея, северного ветра; братья Елены Кастор и Полидевк; Пелей, отец Ахилла; Лаэрт и Автолик, отец и дед Одиссея; Адмет, тот самый, вместо которого согласилась умереть жена; аргосский прорицатель Амфиарай и Геракл. Воодушевлять гребцов своими песнями взялся Орфей, самый прославленный в те времена певец, а кормчим избрали Тифия, который научился этому искусству в плену у финикийцев. Название «Арго» означает «быстрый», и действительно, этот корабль отличался невиданной быстротой. Построен он был в порту Пагасы, в Фессалии, из леса с горы Пелион, а на его носу укрепили принесенный Афиной кусок дуба из священной рощи Зевса в Додоне. Благодаря этому корабль мог сам давать прорицания.

93200 6 bern 037

«Арго» отправился в плавание с благоприятными предзнаменованиями. Его курс лежал на север, к Черному морю. На пути к Колхиде команда прошла множество испытаний. В Мисии ее покинул Геракл. Там пропал их молодой товарищ – прекрасный юноша Гилас. Он ушел к источнику пресной воды и не вернулся на судно, похищенный нимфами источника, очарованными его красотой. Гилас был другом Геракла, поэтому последний отправился на его поиски38, а «Арго» продолжил свой путь.

На греческом берегу Босфора аргонавты нашли Финея, слепого провидца, сына Посейдона. Боги наложили на Финея страшное проклятие. Всякий раз, когда он собирался поесть, к нему подлетали гарпии, полуженщины-полуптицы, выхватывали у него клювом часть пищи, а оставшуюся оскверняли.

Аргонавты устроили для этих чудовищ западню. Они пригласили Финея разделить трапезу вместе с ними, и, когда появились гарпии, крылатые сыновья Борея39 обнажили свои мечи и начали преследовать их до тех пор, пока, обессиленные, они не пообещали оставить старца в покое. В знак благодарности тот рассказал, какие опасности ждут их на пути в Колхиду и как преодолеть их. Он поведал аргонавтам, что надо делать со сдвигающимися скалами40: он посоветовал им пустить вперед голубя; если тот пролетит между скалами, то и «Арго» останется невредимым, но если попытка голубя будет неудачной, то неудача постигнет и аргонавтов.

Голубь, которого они выпустили, благополучно пролетел через сдвигающиеся скалы, между ними осталось лишь самое длинное перо из его хвоста. Похожее случилось и с «Арго»: корабль стремительно пронесся через пролив, и лишь конец руля раздробили ему сомкнувшиеся скалы. Дальнейший путь аргонавтов проходил без особых трудностей, и они благополучно прибыли в Колхиду.

Перво-наперво Ясон отправился к царю Ээту и рассказал ему о цели своего прибытия. Ээт согласился отдать золотое руно, но при условии, что Ясон исполнит его поручение: он должен укротить и запрячь в железный плуг двух медноногих огнедышащих быков, которые подарил Ээту Гефест, затем вспахать этим плугом поле и засеять его зубами дракона, убитого в Фивах Кадмом (эти зубы Ээту дала Афина), а когда из этих зубов вырастут воины – уничтожить их. Ясон опрометчиво согласился на все эти условия, надеясь на помощь волшебницы Медеи, дочери Ээта. Взяв с Ясона обещание жениться на ней, девушка вручила герою волшебное зелье. Натерев им свое тело и свой щит, Ясон сделался непобедимым и неуязвимым ни для железа, ни для меди, ни для огня. Она также рассказала ему, что надо сделать с теми закованными в доспехи воинами, что вырастут на вспаханном им поле: он должен бросить камни в самую их гущу – это вызовет среди них сумятицу, и они станут нападать друг на друга, а не на Ясона. Вооруженный и предупрежденный, предводитель аргонавтов выполнил все свои задачи.

93200 6 bern 038

Вернувшись на Иолк, Ясон женился на Медее и отдал золотое руно Пелию. Есть разные версии того, что произошло далее. По одной из них, Медея способствовала тому, чтобы дочери Пелия убили своего отца. Она продемонстрировала им свое искусство омоложения. Смешав различные снадобья в котле с кипящей водой, она разрезала на части старого барана и одну за другой стала опускать их в эту смесь. Как только она погрузила туда последний кусок, из кипящего варева сразу появился молодой барашек. Восхищенные дочери Пелия, охваченные благородным желанием вернуть молодость своему отцу, поспешили согласиться разрубить на части его тело и опустить их в котел. Увы, они только лишь способствовали его смерти.

После этого Ясон и Медея были изгнаны из Иолка и отправились в Коринф, где счастливо прожили десять лет, за это время у них родилось двое детей. Однако с годами Медея наскучила Ясону, и он решил бросить ее, выбрав для себя новый предмет обожания – молодую дочь царя Коринфа Главку. Вне себя от ревности, Медея послала сопернице подарок – одеяние, которое, оказавшись на теле, намертво цеплялось за кожу и отрывалось только вместе с ней. Креонт, конечно, попытался помочь своей измученной дочери и в результате подвергся той же участи. Так они нашли свою смерть43. Однако Медея на этом не остановилась. Чтобы наказать Ясона, она начала убивать своих собственных детей. В конце концов Ясон вернулся к правлению Полком44.

Источник

Аргонавты | Баран с золотым руном

миф Аргонавты.
* Аргонавты — это герои древнегреческих мифов, которые отправились на корабле «Арго» под предводительством Язона в Колхиду за золотым руном.

Баран с золотым руном

Когда-то, в давние-давние времена, рассказывали греки, над городом Орхоменом проплывала высоко в небе туча. Воздушная нимфа Нефела (что и значит по-гречески «туча») увидала на горе над городом красивый дворец с белыми колоннами и широкими террасами. Ей захотелось узнать, кто там живёт, и она спустилась вниз, на каменные ступени дворца.

Навстречу Нефеле вышел хозяин дворца — орхоменский царь Афамант. Он приветствовал красавицу нимфу и пригласил её войти.

Нефела вошла во дворец и осталась там жить. Нимфа полюбила человека и стала его женой.

Прошло несколько лет. У царицы Нефелы родились близнецы — мальчик и девочка, Фрикс и Гелла. Царь Афамант радовался рождению детей. В Орхомене был весёлый праздник, жители города целый день толпились у дворца, чтобы приветствовать новорождённых.

Только Нефела была тревожна и нерадостна. Часто стала она задумываться, скучала, подолгу стояла на самой высокой дворцовой террасе и смотрела в небо. Душно, тесно ей стало в прекрасном дворце, её потянуло в небесные просторы, на волю. Однажды вечером она увидела в небе тучи, засмеялась от радости, поднялась к ним, позабыв обо всём на свете, и ветер унёс её далеко от Орхомена.

Напрасно плакали во дворце маленькие Фрикс и Гелла и звали мать — нимфа Нефела больше не вернулась на землю.

Пусто и печально стало во дворце без царицы. Дети росли без матери.

В это время пришла к Афаманту просить приюта одна царевна, по имени Ино; её семью изгнали из города, где она раньше жила, родные её все умерли, и она осталась совсем одна, без крова и пищи, без всякой помощи.

«Одна ушла, не простясь, другая пришла без зова», — подумал царь Афамант и оставил у себя царевну. Он решил жениться на ней, чтобы она заменила детям мать.

Скоро Ино стала полной хозяйкой во дворце Афаманта. Царь полюбил её, и люди в Орхомене привыкли к ней — ведь она была не нимфа, а такой же человек, как они. Ино была приветлива со всеми, каждому старалась понравиться. Она ласкала Фрикса и Геллу, но они чувствовали, что она не любит их.

Потом у Ино родился сын, а через год — второй. Она уже не обращала больше внимания на пасынка и падчерицу и совсем перестала заботиться о них.

Годы шли. Афамант сильно состарился, и все ждали, что скоро Фрикс станет царём в Орхомене.

«Что же будет со мной и с моими сыновьями, когда сын Тучи сделается царём в Орхомене?» — думала Ино.

Царица решила избавиться от Фрикса, но она знала, что боги наказывают за убийство, и не хотела навлекать на себя гнев богов. Ино придумала коварный план.

Каждую весну охроменцы засевали свой поля, а семена для посева получали из кладовых царя. В тот год люди, как всегда, пришли к царю за семенами. Ино поджарила зёрна и выдала народу семена, негодные для посева.

Пришло время, и зазеленели поля вокруг Орхомена, но то был не хлеб, а сорные травы. Семена царицы Ино не дали никаких всходов. В стране начался голод.

Люди не знали, отчего случилось несчастье, и думали, что боги гневаются на них. Решили обратиться к оракулу — предсказателю, который мог отгадывать все тайны прошедшего, настоящего и будущего. Царица Ино взялась спросить оракула, за что разгневались боги. Но она никого не стала спрашивать и сама приготовила ответ.

Вот что сказала Ино народу:

— Боги разгневались на то, что в Орхомене была царицей нимфа Нефела, которая самовольно покинула небо и стала женой человека. Боги не хотят, чтобы сын Нефелы стал царём в Орхомене. Убейте его — и тогда ваши поля будут снова давать вам хлеб. Такова воля богов.

Со страхом выслушали орхоменцы эту злую весть. Жаль им было погубить ни в чём не повинного царевича, но люди были покорны богам. И вот назначили день, когда торжественно, перед всем народом, на горе, при восходе луны должны были принести в жертву Фрикса.

Настал этот день. Рано утром брат и сестра стояли одни на высокой террасе дворца и печально смотрели на небо.

Гелла обнимала брата, плакала и звала мать:

— Помоги своим покинутым детям!

Мрачный стоял рядом с ней Фрикс и молчал — он думал, что мать забыла про них.

Вдруг далеко в чистом небе появилась тучка. Это нимфа Нефела, скитаясь по воздушным пространствам, услышала жалобный зов дочери и прилетела на помощь. Тучка приблизилась, опустилась — и мать обняла своих детей. Вместе с нимфой появился перед ними баран с золотыми рогами, с длинной золотой шерстью.

— Дети, — сказала нимфа, — я не могу вас взять с собою — людям не дано жить на небе. Но я дарю вам золоторунного барана. Он перелетает через горы, как птица, плавает в воде, как тритон, и бежит по земле быстрее ветра. Смело садитесь к нему на спину, и он унесёт вас отсюда. Доверьтесь ему. Он переплывёт с вами три моря и отнесёт вас в царство Ээта, сына Солнца. Ээт приютит вас и будет вам вместо отца. Прощайте! Спешите!

И нимфа вместе с тучей опять поднялась в небо и умчалась вдаль.

Фрикс и Гелла сели на спину золоторунного барана, и он унёс их от злой мачехи. Он перелетел с ними через горы, добежал до моря, бросился в воду и поплыл. Море было спокойно, и баран с детьми быстро плыл по волнам. Дети крепко держались за его золотую шерсть и друг за друга и не боялись. Так переплыли они первое море, и волны внесли их в узкий, длинный пролив, которым это море соединялось с другим. Здесь дул сильный ветер, и течение было такое быстрое, что волны окатывали их с ног до головы. Гелла со страхом смотрела на пенистые гребни волн; у неё замирало сердце и кружилась голова.

— Крепче держись за меня, — говорил Фрикс сестре.

Но Гелла дрожала и вдруг, вскрикнув, выпустила руку брата и соскользнула с барана в воду.

— Гелла! — успел только крикнуть Фрикс. Но девочка уже исчезла в водовороте. Закрыв глаза, Фрикс поплыл дальше один — прочь от этого страшного места.

А люди потом назвали ту часть моря, где утонула Гелла, Геллеспонтом — «морем Геллы». Чудесный баран с золотым руном миновал второе море и по другому проливу выплыл в широкое бурное Чёрное море. Долго он плыл вдоль берегов, мимо чужих земель, не похожих на Грецию. Наконец он добрался до устья большой светлой реки, впадавшей в море, и дальше поплыл вверх по реке. На берегу с одной стороны был густой, тёмный лес с могучими, высокими деревьями — это была священная роща Ареса, бога войны. Вдали поднимались в небо вершины гор, покрытые снегом. На другом берегу реки виднелся большой город — столица Колхиды, Ээтова царства.

Золоторунный баран вынес Фрикса на берег. Фрикс вошёл в город и направился во дворец царя Ээта. Держа за рог золоторунного барана, сын Тучи явился к сыну Солнца.

Ээт принял Фрикса ласково и поселил у себя во дворце. Чудесного барана закололи в честь бога-Зевса, а золотое руно повесили на священном дубе в роще Ареса. Царь приставил страшного дракона стеречь дуб, чтобы никто не мог украсть золотое руно.

С тех пор стало богатеть царство Ээта. Земля в изобилии приносила людям свой плоды, и люди жили в довольстве.

Путешественники, побывавшие в Колхиде, разнесли по всему свету весть о чудесном золотом руне, приносящем богатство. Много смельчаков в ближних и дальних странах мечтали отправиться в Колхиду, чтобы хитростью или силой добыть золотое руно. Но это было опасное и трудное дело, и долго никто не отваживался на него.

Источник

Золотое руно — это «царский виссон»

0 %D1%84%D0%BB%D0%BE%D1%80%D0%B0

На протяжении веков исследователи пытались понять смысл образа, скрывавшегося в словах «золотое руно». Одни учёные считали, что поход аргонавтов «указывает на торговые отношения древних греков, с дальними странами, откуда они могли получить золото». Другие исследователи толковали «золотое руно» как «сказание о солнечном свете, превратившемся в «золотое руно».

Мифологический словарь утверждает, что в «мифе об аргонавтах объединились подлинные сведения о ранних плаваниях греков и древние сказания о золоте, приносящем несчастья», и что, «по преданию, золото в Колхиде добывали, погружая шкуру барана в воды золотоносной реки. Баранья шкура, на которой оседали частицы золота, превращалось в золотое руно…».

Главной целью аргонавтов было не похищение шкуры златорунного овна, после того, как она пролежит двое суток в золотоносной реке, а похищение какой-то тайны — руно.

%D1%80%D1%83%D0%BD%D0%BE

В мифе об Аргонавтах золотое руно фигурирует, как очень компактная и легкая вещь, Ясон, похитив золотое руно с дуба в священной роще Ареса, спрятал его под своим коротким хитоном и плащом. Едва ли это возможно сделать с большой шкурой златорунного Овна.

Возможно, золотое руно — это НЕ шкура барана, а настоящее сокровище, дороже золота, это лёгкая таинственная вещь, которую было легко спрятать, свернув в рулон. За этой таинственной вещью была послана целая экспедиция.

Слово «руно» не греческое. Все индоевропейские языки происходят из пра-языка ведического санскрита, в нём и следует искать корень этого слова. На санскрите слово «rAsnA» — «секрет, тайна, любое тайное учение» (см. санскрит-английский словарь ), на готском языке слово «runa» означает «тайна», на древнем немецком «runen», и на древнеисландском «runar» — «тайна».

По словам Геродота, в Индии «на диких деревьях растёт шерсть, красивее и лучшего качества, чем овечья; эти деревья снабжают одеждой индийцев», и далее — «индийцы носили одежду из древесной шерсти». Геродот имел в виду всего-навсего… кустарниковый хлопок. Под руном древние могли подразумевать и шерсть, и хлопок, и чесаное волокно конопли, льна…

Шерсть начали прясть с VI—V веков до нашей эры. В ритуальном отношении шерсть считалась нечистой, она годилась для повседневной одежды.

Древнегреческий историк Геродот (484 до н. э. — 425 до н. э.), говоря о египтянах, писал: «Ничего шерстяного нельзя вносить в храм или хоронить с мертвыми, это запрещено».

0 %D1%81%D0%B0%D1%80%D0%B8

Может пряжа из хлопка была дорогой? По утверждению Марко Поло, посетившего Индию в 1290 году, в стране «ткали отличный баракан, самый красивый и самый тонкий в свете, самый дорогой и, словно, как из овечьей шерсти. Все короли и королевы одеваются в него — так он красив и наряден».

Если в тонкий баракан, ткань из хлопка, одевались короли и королевы, то она, действительно, могла стоить дороже золота.

Но, существовала другая пряжа — из льна, которая во все времена ценилась очень высоко. Чем тоньше была льняная нить, тем дороже она стоила.

Лён в Элладе рос повсеместно, из него получались длинные, мягкие и прочные волокна. Как указывают некоторые античные авторы, «платья, изготовленные из, произраставшего в Ахайе, превосходного льна продавались на вес золота. Высшим качеством выработки льна являлись ткани, продававшиеся на острове Кос».

Существование довольно оживленных торгово-экономических связей между древнегреческими полисами, скифским Причерноморьем и Колхидой не подлежит сомнению.

0 %D0%9B%D1%91%D0%BD

С древнейших времен голубой цветок льна считался священным не только у земледельцев, но и у кочевников. Египетские жрецы Исиды, олицетворяли соцветие льна с голубым цветом неба, жрицы Древнего Египта носили только льняные одежды.

Известный русский учёный — льновод Н. А. Веселовский пишет: «Лён широко был известен в Элладе. Во времена Троянской войны разведение льна, и производство тканей приносило в дом богатство». Гомер, описывая занятия гречанок, изображает их сидящими за работой, знатные гречанки всегда изображались с веретеном в руках или за работой у ткацкого станка.

0 %D0%9F%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D0%B0Прекрасная Елена даже в день свадьбы своей дочери не выпускает из рук веретена. Жена Одиссея Пенелопа, день и ночь, ткала и распускала пряжу. Спутники Одиссея расстилали для героя льняной ковёр. Ахиллес приготовил мягкое ложе Фениксу из овчин, покрытых изящными льняными тканями.

Во время Панафинейских празднеств, процессия по священной дороге поднималась в храм, чтобы принести в дар покровительнице ремёсел, богине Афине, пеплос – одеяние, сотканное руками знатных афинянок из тончайшей дорогой льняной ткани.

Пеплос (греч. πέπλος) — женская верхняя одежда из легкой ткани в складках, без рукавов, надевавшаяся поверх туники.

Греки описывают пеплос, как накидку, как тонкую вуаль, расшитую золотым шитьем. Даже самая тонкая золотая нить резко утяжелила бы пеплос, и весь замысел воздушной одежды, невесомой вуали, сразу бы потерялся. Квадратный метр ткани пеплоса должен был весить несколько грамм.

Ритуал подношение пеплоса богине Афине, происходит глубины веков, когда единственным материалом для ткачества был лён. О ритуальных подношений из шерсти не может идти речи, это было недопустимо ни в Египте, ни в Греции.

Значит, пеплос богини Афины мог быть соткан только из золотого руна. Значение слова «руно» в VIII—VII веках до н. э. древние греки не знали и не могли объяснить, что такое золотое руно. Естественно предположить, что слово «руно» не греческого происхождения, а завезено в Грецию из Колхиды, со скифских берегов Понта Аксинского (Моря Негостеприимного).

0 linaire %D0%BB%D1%91%D0%BD 1КАК ДЕЛАЛИ «ЗОЛОТОЕ РУНО»?

Если проанализировать последовательность всех описанных операций, то получается, что колхи брали шкуру барана и погружали её в золотоносную реку, где и держали двое суток. Почему только двое суток? Осаждение золотинок — чисто механический процесс, во время которого золота в шкуре барана накопится больше, если дольше держать её в реке. Почему процесс ограничивается двумя сутками?

Очевидно, что в древнем мифе о «золотом руно» дано описание самой древней на земле технологии — двухдневное вымачивание льна в воде. Согласно этой технологии, берут сноп льняной соломки и погружают его в воду реки на два дня. Для этого выбиралось тихие, спокойные воды (заводь, омут, залив), без быстрого течения, чтобы лён не заносило илом и песком.

Выбор места для замачивания льна зависел от свойств самой воды, которые влияли на качество и окраску льна. Лён, вымоченный в озёрах, всегда приобретал белый цвет.

medea14

Какой должна быть льняная пряжа, чтобы она ценилась дороже золота?

Метрический номер пряжи (танина)— это количество метров нити в 1 грамме нити. Нить с тониной № 40, которой мы пришиваем пуговицы, означает, что 40 метров нити весят 1 грамм. Все ткани, сотканы из ниток, одни имеют тонину от № 2 — толстый брезент, другие — № 400 – это тончайший шёлк. Льняная ткань бывает необыкновенно тонкой!1%D0%AD%D1%80%D0%BE%D1%82 %D0%B8 %D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%B5%D1%8F e1501520706766

«В Архангельском и Холмогорском уездах выделываются тончайшие льняные нитки, известные под названием «золотниковых». Эти нитки применяются для производства кружев и продаются по очень дорогой цене, на золотники. Золотниковые нитки, выпрядают в старообрядческих скитах, эти нити нисколько не уступают заграничным и, переходя в столичные магазины, продаются по 75 коп. за золотник, то есть втрое дороже серебра». В 1898 году 1 золотник примерно составлял 4,26575417 грамма.

Серебро, конечно, не золото, но по тогдашним ценам килограмм тонкой льняной пряжи стоил столько же, сколько 4—6 коров или 2—3 лошади.

На Лондонскую Всемирную выставку в 1851 году некие господа Вертолет и Бонте, из города Куртре, представили ручную пряжу № 967, эта пряжа выставлялась, как предел тонкости ручного прядения.

Сколько же могла стоить такая пряжа? В сообщении с Лондонской Всемирной выставки 1851 г. Вандеркелен-Бриссон из Бельгии представил кружевной платок, изготовленный из льна и весивший около двух унций — то есть 56 граммов. Изделие было оценено в 2500 франков. Простой арифметический расчёт показывает, что льняной платок оценили в 725 граммов золота, то есть за 1 грамм льняного платка платили 13 граммов золота.

e1501519257597

А сколько могла стоить тончайшая льняная пряжа во времена Троянской войны?

Выяснилось, что в Элладе тонкая льняная пряжа стоила примерно в 5— 6 раз дороже золота, а тонкий льняной платок был в 30—35 раз дороже драгоценного металла. Во времена похода аргонавтов тончайшую льняную ткань, близкую тысячному номеру, действительно, расценивали, как настоящее сокровище, как «Золотое Руно».

В Индии Александру Македонскому преподнесли обильные дары, на первом месте лежали тончайшие льняные ткани, которые были дороже драгоценных камней. Возможно, Александру Македонскому и подарили льняную ткань примерно с таниной №1000 – «золотое руно»!

В Ивановской области в городе Приволжске рядом с Плёсом, на Яковлевском льнокомбинате, основанном в 1870 году, есть текстильный музей текстильной мануфактуры льнокомбината. В музее бережно хранятся экспонаты текстильного производства комбината.

%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D0%B5 %D0%BD%D0%B0 %D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BB%D1%8F%D1%85

В текстильном музее льнокомбината есть экспонат, особенно бережно хранимый под стеклом в шкафу – это картина, напоминающая фотографию, обрамлённую рамкой из красного плюша. Но это не фотография, а тончайшая льняная ткань, на которой, даже при самом тщательном рассмотрении, невозможно было увидеть отдельных нитей. По этой тончайшей ткани была ювелирно вышита картина чёрной пряжей, создавая впечатление изящного рисунка тушью по бумаге. На картине изображены двое — юноша и девушка в старинных одеждах, на качелях в цветущем саду.

Опытнейшие специалисты по льняным тканям сообщают, что в древности изготовлялась льняная ткань-«воздух» из №5000 номера пряжи, то есть один квадратный метр льняной ткани—«воздух» весил всего пять граммов.

Оказывается, в древности выпускались такие льняные ткани, как «текущая вода», «вечерний туман», «сотканный воздух»… За 1000 лет до н.э., в Египте производилась, считавшаяся самой драгоценной и священной, льняная ткань, которую называли «царский виссон».

%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0 %D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D1%82 %D1%88%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%8B

Исследователь ремесленных производств в Древнем Египте А. Лукас пишет: «Основным материалом, из которого египтяне делали свои ткани, был лён… Некоторые ткани, как, например, тончайший прозрачный «царский виссон», стали экспортным товаром и получили широкую известность во всём древнем мире».

Значит, «царский виссон» — это тончайшая льняная пряжа, о которой наши современники пишут: «Пожалуй, нам уже не дано получить льняную ткань, которую могли ткать 60 столетий назад. Образцы льняной ткани, пелены из египетских саркофагов имеют танину № 9000, нить такой ткани удается рассмотреть лишь под микроскопом. Эта пряжа в три раза тоньше человеческого волоса».

Даже трудно представить, сколько могла стоить такая ткань, нет сомнения в том, что она стоила в сотни, если не в тысячи раз дороже золота!

%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%8F %D0%B8%D0%B7%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 %D1%81%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%B1%D1%8C%D1%8F

Возможно ли почти невидимые льняные нити прясть вручную?

Можно предположить, что в древности были такие сорта льна, каких теперь не существует или древние знали какой-то технологический секрет получения сверхтонких номеров льняной пряжи.

В Древнем Египте текстильное производство достигало столь высокого уровня, что льняные ткани экспортировались в другие страны Средиземноморского бассейна.

Лён вымачивали в реке, затем трепали, чесали, приготовляли льняную ленту, которую слегка скручивали руками, превращая в ленту-ровницу. Для получения более высоких номеров пряжи, применялся принцип мокрого прядения чесаного льна в ленте-ровнице, которую перед прядением опускали в сосуд с жидкостью. Этот способ прядения был известен ещё в глубокой древности.

%D1%84%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0 %D0%B6%D0%B5%D0%BD Minoan Adorants Fresco Art Closeup 1

Да, теперь уже можно предположить, что тончайшая льняная пряжа «царский виссон» — это и есть, то самое золотое руно, о котором идёт речь в мифе об аргонавтах.

Выходит, что эллины снарядили военный корабль и тайно отправили на нём аргонавтов, героев Эллады, в трудное и опасное путешествие для того, чтобы похитить в Колхиде тонкую льняную пряжу — золотниковую. Нет, это не могло быть целью похода аргонавтов!

Но тогда ради чего совершили аргонавты это плавание?

Исследование Игоря Машникова даёт неведомую информацию о правовых нормах торгового судоходства, всем изучающим античный мир. Не лишена статья и приключенческого момента, связанного с контрабандой, истоки которой, по заверениям автора, восходят к древнейшим временам. Древние греки, как известно, весьма преуспевающими мореходами, торговцами, контрабандистами, иногда промышляющие пиратством.

Статья Игоря Машникова, основанная на изучении большого исторического, мифологического и специально технологического материала по производству льна с древнейших времён. Выдвигаемая Игорем Машниковым гипотеза о том, что миф о «золотом руне» связан с производством льна, высококачественных льняных волокон и дорогостоящей одежды, изготовленной из тонкой льняной пряжи, вполне правдоподобна и имеет право на существование.

Источник

Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Adblock
detector