Древнегреческий миф про Аргонавтов и золотое руно
Мифы Древней Греции, известные во всём мире, подарили человеческой культуре легенду о мореплавателях из Эллады.
Рождение мифа
Как гласят мифы Древней Греции, женой царя Афаманта была богиня Нефела, родившая ему детей, — сына Фрикса и дочь Геллу. Однажды, когда в стране был неурожай, боги потребовали принести в жертву потомков главы государства. В обмен они обещали исправить ситуацию.
Всё уже было готово к обряду жертвоприношения, когда Нефела решила спасти своих детей, отправив за ними золотого барана, способного летать. Животное улетело с Фриксом и Геллой в сторону севера, а позже мифическое существо было принесено в жертву Зевсу.
После этих событий потомки Афаманта построили Иолк — порт в Фессалии. Эсона, правившего в Иолке, сверг его сводный брат Пелий. Отрёкшийся от власти Эсон испугался за своё потомство и решил спрятать сына, названного Ясоном, в горах. Мальчик рос среди чистой природы, а воспитывал его кентавр Хирон.
От него же Ясон узнал историю своей настоящей семьи. Сын Эсона возмужал и задумал вернуться в Иолк. По пути в портовый город Ясон помог встретившейся ему старушке перейти на другой берег реки. Он и не подозревал, что на самом деле это была богиня Гера, проверявшая его великодушие. Гера стала покровительницей Ясона.
Явившись к Пелию, Ясон сразу заявил о желании восстановления справедливости. Испугавшийся сына Эсона Пелий решил обмануть своего родственника, сказав, что не может отпустить власть, так как дух Фрикса требует возвращения золотого руна.
Ясон приносит Пелию золотое руно. Источник: wikipedia.org
Ясон не дрогнул, нашёл добровольцев, среди которых были Геракл, Тесей, братья Кастор и Полидевк, певец Орфей и многие другие. Вскоре был построен корабль, предназначенный для путешественников. Он получил название «Арго», по имени судна и получили прозвище участники морского странствия — аргонавты. Под музыку Орфея герои и отправились в путешествие из Иолка.
Начало путешествия
Впервые аргонавты остановились на Лемносе. Враждебные жительницы острова, незадолго до этого убившие всё мужское население за измены с фракийскими девушками, приготовились атаковать путников.
Однако вместо битвы они устроили совет, на котором прозвучала мысль о том, что без мужчин всё население Лемноса вымрет. Поэтому аргонавтов впустили в город Мирину. Многие мореплаватели нашли там свою любовь, от этих союзов родились дети. Но Геракл, остававшийся верным своей жене, начал упрекать аргонавтов за бездействие, и путешествие продолжилось.
Лоренцо Коста, Арго. Источник: pinterest.com
Отплыв с Лемноса, аргонавты достигли Мраморного моря, ночью обойдя пролив, подчинённый царю Трои Лаомедонту. Высадились путешественники на полуострове под названием Арктон. Их с радостью встретил местный царь, пригласивший путников на свою свадьбу. Во время праздника на людей, оставшихся сторожить корабль, напали чудовища, имевшие шесть рук.
Они вылезли из земли, но их атаку быстро отбили. После этого инцидента путники отправились в сторону Босфора. По пути туда их настиг сильный ветер, отогнавший судно в сторону. На мореплавателей напали хорошо экипированные войска, часть из которых пала, сражаясь с аргонавтами, а другая — бежала. Вскоре Ясон обнаружил, что ветер принёс судно к восточному берегу Арктона, и царь Кизика, с которым они ещё недавно пировали на свадьбе, лежит мёртвым — он принял аргонавтов за пиратов и пал в бою с ними.
Путники похоронили славного царя. После нескольких дней, отличавшихся плохой погодой, вызванной смертью царя, они смогли продолжить путешествие.
В море у аргонавтов разгорелся спор: Геракл предложил устроить соревнование на лучшего гребца. В итоге полубог победил, последним сдался Ясон. Правда, энтузиазм подвёл Геракла — греческий богатырь сломал весло, и «Арго» встал возле берега. Вечером того же дня Геракл нашёл дерево, которое можно было превратить в весло.
Однако герой узнал о том, что его оруженосец Гилас пропал. Помощник Геракла влюбился в нимф и отправился в подводный грот с ними. Сын Зевса отправился искать оруженосца. Не дожидаясь Геракла, Ясон приказал аргонавтам отплывать утром.
Стремясь добыть золотое руно, аргонавты прошли ещё через множество приключений. Они участвовали в Олимпийских играх, приняв вызов от сына Посейдона Амика, сражались с войсками бебриков, совершили ритуал жертвоприношения, чтобы задобрить бога морей, спасли царя Салмидесса Финея от гарпий. Кстати, последний помог пробраться аргонавтам через скалы и подсказал, что добыть золотое руно им поможет Афродита. Аргонавты преодолели скалы Симплегады, сталкивающиеся друг с другом.
Путники пустили перед собой голубя — он пролетел, пострадал лишь хвост птицы. После этого мореплаватели проплыли через природных «охранников» Босфора, ударивших только по кормовому украшению судна. За этим последовало нападение опасных стимфалийских птиц, от которых путники скрылись на острове Ареса. Там же, кстати, аргонавты приняли в свои ряды беженцев, выброшенных ночью во время бури на берег.
Медея — любимая женщина и спасение Ясона
Вскоре корабль аргонавтов прибыл в Колхилду. Богини-покровительницы путников смогли уговорить Афродиту вызвать в Медее любовь к Ясону.
Предводитель аргонавтов попросил местного правителя отдать ему золотое руно, пообещав сделать всё, что захочет Ээт. Царь, не желавший расставаться с легендарной реликвией, придумал для Ясона невыполнимое задание: ему необходимо было запрячь царских огнедышащих быков в плуг, распахать на нем поле бога войны Ареса, засеять его зубами дракона и перебить закованных в броню ратников, которые вырастут из этих зубов.
Аргонавты. Источник: diletant.media
Ясон мог погибнуть, выполняя задание Ээта, если бы не влюблённая в него Медея. Девушка подарила вождю аргонавтов волшебную мазь богини Гекаты. Мазь делала человека неуязвимым. Ясон ответил взаимностью Медее и предложил уплыть в Элладу вместе с ним. Ночью он принёс Гекате жертву, а днём уже выполнял поставленные Ээтом задания. С помощью мази и советов возлюбленной Ясон справился со всеми трудностями.
Царь был шокирован подвигами Ясона, в эту же ночь вместе с Медеей отправившегося за золотым руном. С помощью заклинаний девушка усыпила дракона, сторожившего сокровище. Ясон забрал руно, и аргонавты, а вместе с ними и Медея, отправились домой, опасаясь преследований Ээта, не желавшего прощаться с реликвией.
Аспирт, сын Ээта, отправился в погоню за аргонавтами. Его войска хотели напасть на «Арго». Однако до боя не дошло, так как Медея заманила брата в храм, стоявший на берегу, где с ним разделался Ясон. Воспользовавшись замешательством колхидян, аргонавты выиграли время и отбились от преследователей.
Прибыв в Коркиру, которая тогда называлась Дрепаной, колхидяне обнаружили, что «Арго» стоит напротив островка Макрида, а вся команда празднует благополучное окончание плавания. Преследователи потребовали от местных властей выдать Медею и золотое руно Ээту. Однако молодые люди обманули царя Колхиды, быстро сыграв свадьбу — по законам Медея имела право в этом случае остаться с Ясоном.
Корабль аргонавтов прошёл Сциллу и Харибду, пение сирен, сильные ветры и мощные волны, унёсшие команду путешественников в безжизненную пустыню, спастись в которой людям Ясона помог лишь ритуал жертвоприношения и источник, ранее добытый Гераклом.
Медея вновь спасла аргонавтов, напоив враждебного великана Талоса, бросавшего камни во всякого, кто приблизится к острову Крит, снотворным напитком. Пока чудовище спало, девушка вбила ему гвоздь в единственную вену, шедшую от шеи к щиколотке.
Позже аргонавтам на помощь пришли силы бога Аполлона, спасшего путников от бури, осветив им маршрут золотыми стрелами. Наконец мореплаватели прибыли в Иолк. Ясон принес золотое руно Пелию, но тот не выполнил своего обещания и не вернул вождю аргонавтов царского трона.
Источники
Материалы по теме
А вот ещё:
Как появился человеческий язык ТОП-6 теорий
Вопрос о происхождении языка занимал многих выдающихся мыслителей, но ставился и решался весьма различно. Так для известнейшего ученого Потебни это являлось вопросом «о явлениях душевной жизни, предшествующих языку, о законах его образования и развития, о влиянии его на последующую душевную деятельность, т.е. вопросом чисто психологическим».
По его мнению, именно через психологическое наблюдение современных процессов речи может быть найден ключ к пониманию того, как эти процессы совершались на заре человечества
Известны теория звукоподражания (стоики, Лейбниц), теория эмоциональных выкриков-междометий (Ж.Ж. Руссо, Д. Н. Кудрявский), теория общественного договора (тот же Ж.Ж. Руссо, Адам Смит), теория трудовых ритмических выкриков (Л. Нуаре), теория «семиотического скачка»— внезапного означивания (К. Леви-Стросс) и др.
Уже один перечень показывает, что дело идет не столько о теориях, сколько о гипотезах, чисто умозрительно произведенных от общих философских воззрений того или иного автора. И такое положение в этом вопросе не случайно: происхождение языка вообще как неотъемлемой принадлежности человека нельзя ни непосредственно наблюдать, ни воспроизвести в эксперименте. Возникновение языка скрывается в глубинах предыстории человечества. Но рассмотрим каждую теорию в отдельности.
1. Звукоподражательная теория
Принципы звукоподражательной теории попытался обосновать в конце 17 начале 18 века Лейбниц (1646-1716). Великий немецкий мыслитель рассуждал так: существуют языки производные, поздние, и существует язык первичный, «корневой», из которого образовывались все последующие производные язык.
По мысли Лейбница, звукоподражание имело место прежде всего в корневом языке и лишь в той мере, в какой «производные языки» развивали дальше основы корневого языка, они развивали вместе с тем и принципы звукоподражания. В той же мере, в какой производные языки отходили от корневого языка, их словопроизводство оказывалось всё менее «естественно звукоподражательным» и всё более символическим. Лейбниц также приписывал некоторым звукам связь с качеством.
Принимая звукоподражание как принцип происхождения языка, как принцип, на основании которого возник «дар речи» у человека, Лейбниц отвергает значение этого принципа для последующего развития языка. Недостатком звукоподражательной теории можно назвать следующий: сторонники этой теории рассматривают язык не как общественное, а как естественное (природное) явление.
2. Теория эмоционального происхождения языка и теория междометий
Важнейшим её представителем был Ж-Ж Руссо.(1712-1778). В трактате о происхождении языков Руссо писал, что «страсти вызвали первые звуки голоса». По мнению Руссо, » первые языки были певучими и страстными, и лишь впоследствии они сделались простыми и методическими». По Руссо получалось, что первые языки были гораздо богаче последующих. Но цивилизация испортила человека. Вот почему и язык, по мысли Руссо, испортился и из более богатого, эмоционального, непосредственного сделался сухим рассудочным и методическим.
Эмоциональная теория Руссо получила своеобразное развитие в19- 20 веке и стала называться теорией междометий. Один из защитников этой теории русский лингвист Кудрявский (1863-1920) считал, что междометия были своеобразными первыми словами человека. Междометия являлись наиболее эмоциональными словами, в которые первобытный человек вкладывал различные значения в зависимости от той или иной ситуации.
По мнению Кудрявского, в междометиях звук и значения ещё были соединены неразрывно. Впоследствии, по мере превращения междометий в слова, звук и значения разошлись, причем этот переход междометий в слова и был связан с возникновением членораздельной речи.
3. Теория звуковых выкриков
Эта теория возникла в 19 веке в трудах вульгарных материалистов (немцев Нуаре, Бюхера). Она сводилась к тому, что язык возник из выкриков, сопровождавших коллективный труд. Но эти трудовые выкрики могут быть только средством ритмизации труда, они ничего не выражают, даже эмоции, а являются лишь внешним, техническим средством при работе.
4. Теория социального договора
С середины 18 века появилась теория социального договора. Сущность этой теории состоит в том, что в более поздние этапы развития языка возможно договориться о тех или иных словах, особенно в области терминологии. Но совершенно очевидно, прежде всего для того, чтобы «договориться о языке», надо уже иметь язык, на котором «договариваются».
5.Человеческое происхождение языка
Немецкий философ Гердер говорил о чисто человеческом происхождении языка. Гердер считал, что язык человека возник не для общения с другими людьми, а для общения с самим собой, для осознания своего собственного я. Если бы человек жил в совершенном одиночестве, то и тогда, по мнению Гердера, у него возник бы язык. Язык явился результатом «тайного соглашения, которое душа человека заключала сама с собой».
6.Трудовая теория Энгельса
Особо следует остановиться на трудовой теории Энгельса. В связи с трудовой теорией происхождения языка следует прежде всего назвать незаконченную работу Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». В «Введении» к «Диалектике природы» Энгельс разъясняет условия появления языка: «Когда после тысячелетней борьбы рука, наконец, дифференцировалась о ноги и установилась прямая походка, то человек отделился от обезьяны, и была заложена основа для развития членораздельной речи…»
Какими бы искусными архитекторами мы ни считали муравьёв и пчёл, но они не ведают, что говорят: их труд инстинктивный, их искусство не сознательное, и они работают всем организмом, чисто биологически, не применяя орудия труда, а потому никакого прогресса в их труде нет.
Первым орудием человека стала освободившаяся рука, иные орудия труда развились как добавление к руке (палка, мотыга, грабли); ещё позднее человек перекладывает тяжесть труда на слона, верблюда, лошадь, а сам управляет ими. Появляется технический двигатель и заменяет животных. «Коротко говоря, формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась путём модуляций для всё более развитой модуляции, а органы рта постепенно научались произносить один членораздельный звук за другим».
Таким образом, язык мог возникнуть только как коллективное достояние, необходимое для взаимопонимания. Но не как индивидуальное свойство той или иной очеловечившейся особи.
Существуют также иные теории о происхождении языка. Например, теория жестов (Гейгер, Вундт, Марр). Все ссылки на наличие якобы чисто «жестовых языков» не могут быть подтверждены фактами; жесты всегда выступают как нечто вторичное для людей имеющих звуковой язык. Среди жестов нет слов, жесты не связаны с понятиями.
Также неправомерно выводить происхождение языка из аналоги с брачными песнями птиц как проявления инстинкта самосохранения(Ч. Дарвин), тем более из пения человеческого (Руссо, Есперсен). Недостаток всех перечисленных выше теорий в том, что они игнорируют язык как общественное явление. Вопрос о происхождении языка может быть решён. Решений может быть много, но все они будут носить гипотетический характер.
Миф о ясоне и золотом руне аргонавты
Волшебница Медея варит барана, омолаживая его, на глазах у Пелия и его дочерей. Прорисовка древнегреческой чернофигурной вазы.
Аргонавты
Фрикс и Гелла. — Герой Ясон, человек об одной сандалии. — Корабль Арго. — Женщины Лемноса. — Царь бебриков. — Финей и Гарпии. — Симплегадские скалы. — Стимфальские птицы. — Волшебница Медея. — Быки Ээта. — Дочери Пелия. — Ярость и мщение Медеи.
Фрикс и Гелла
Древнегреческий миф об Аргонавтах сложился, вероятно, под впечатлением ужасов, которые переживали мореплаватели в те отдаленные времена, когда искусство управлять кораблем было только в зачаточном состоянии и когда подводные камни, бури, скалы и сильное течение представлялись глазам напуганных путешественников чем-то сверхъестественным.
Поход этот был предпринят с целью отыскать золотое руно, о происхождении которого рассказывается следующее.
Гермес подарил барана (овна), шерсть которого была золотой, царице Нефеле, жене минийского царя Афаманта. Этот мифологический златорунный баран был сын Посейдона, обладал даром слова, мог переплывать моря и быстрее ветра переноситься с одного места на другое.
После смерти Нефелы Афамант женился на Ино. Злая мачеха принялась преследовать детей умершей царицы — Фрикса и Геллу — и довела свои козни до того, что царь согласился принести Фрикса в жертву Зевсу. Тогда Фрикс и Гелла решили спастись бегством. Так как они знали о необычайных качествах златорунного барана, то Фрикс и Гелла сели на него верхом, и баран быстро понес их через моря. Но при переправе из Европы в Азию Гелла выпустила из рук шерсть златорунного барана, за которую Гелла тогда держалась, потеряла равновесие и упала в море, получившее с тех пор название Геллеспонта, т. е. моря Геллы. Фрикс же благополучно добрался до Колхиды, где был дружески принят царем Ээтом.
По приказанию Гермеса Фрикс принес в жертву Зевсу златорунного барана, а шкуру его (золотое руно) повесил в рощу Арея (Марса), и к ней был приставлен стеречь ее страшный дракон, который бодрствовал днем и ночью.
Герой Ясон, человек об одной сандалии
Это золотое руно было олицетворением благоденствия и богатства страны. Перенесенное в другую страну, золотое руно проявляло и там свою силу, потому-то отыскать и добыть золотое руно стало непременным желанием и стремлением каждого героя, но оно находилось в далекой, малоизвестной стране, куда немногие мореплаватели решались отправляться.
Вот при каких обстоятельствах древнегреческий герой Ясон, сын Эсона, царя Иолка, отправился добывать золотое руно: Пелий, зять Эсона, сверг его с престола, а Ясона отправил на воспитание к кентавру Хирону. Когда Ясону минуло двадцать лет, он решился отправиться к Пелию и потребовать от него наследство своего отца Эсона. На своем пути Ясон встретил нищую старуху, тщетно пытавшуюся перейти реку. Тронутый ее беспомощностью, Ясон предложил ей перенести ее на своих плечах. Старуха с благодарностью приняла предложение Ясона. Во время переправы Ясон потерял одну сандалию, но не захотел спустить с плеч старуху, чтобы поискать свою обувь. Переправившись на другой берег, старуха приняла свой настоящий образ: это была богиня Гера, пожелавшая испытать доброту Ясона. Гера поблагодарила его и обещала Ясону свою помощь во всех его предприятиях.
Ясон, довольный таким приключением, позабыл о том, что потерял сандалию, и отправился прямо во дворец Пелия, которому оракул предсказал, что он должен опасаться человека, имеющего только одну сандалию. Ужас и смущение Пелия еще более увеличились, когда он узнал в прибывшем Ясона.
Пелий тотчас же обратился к Ясону с таким вопросом «Пришелец, что бы ты сделал с человеком, который, по предсказанию оракула, будет опасен для твоей жизни?» «Я бы послал его добывать золотое руно», — не колеблясь, отвечал Ясон, так как он, подобно другим, считал такое предприятие весьма опасным и полагал, что смельчак, отважившийся на это, никогда не возвратится. Ясон не подозревал, что своим ответом произнес свой собственный приговор. Действительно, Пелий приказал Ясону отправиться отыскивать золотое руно.
Прекрасная статуя, находящаяся в Лувре, изображает Ясона в тот момент, когда он привязывает сандалию, главную виновницу похода Аргонавтов.
Корабль Арго
Услыхав о намечающейся экспедиции за золотым руном, многие мифологические герои захотели принять в ней участие. Между ними были Тесей, Геракл, Кастор и Поллукс, Орфей, Мелеагр, Зет и Калаид, крылатые сыновья северного ветра Борея, и многие другие. Всех участников похода Аргонавтов было пятьдесят человек — по числу весел на корабле Арго; кормчим на нем был Тифий, а предводителем Ясон.
Рассказ о постройке корабля Арго под надзором Афины и все путешествие Аргонавтов указывает на начало парусного судоходства. Античный барельеф, сохранившийся до наших дней, изображает Афину, показывающую рабочему, как нужно прикреплять парус к мачте.
Древнеримский поэт Сенека указывает на кормчего Тифия как на первого мореплавателя, употребившего в плавании паруса: «Тифий дерзнул первым развернуть паруса над необозримой поверхностью моря, он осмелился дать новые законы ветрам, он победил море и прибавил ко всем опасностям нашей жизни еще опасности этой страшной стихии».
Замечательно то, что Сенека как бы предвидел открытие Америки. Сенека говорит дальше: «Придет время в последующие века, когда океан расширит земной шар на всем своем протяжении, а новый Тифий откроет нам Новый Свет, и Фула [так в античности называли Исландию] перестанет быть для нас концом вселенной».
На корабле Арго были также и весла, как мы это видим на старинных изображениях корабля. Корабль Арго был построен из пелионских сосен, а мачта была вырублена в священной дубовой роще Додоны и поэтому обладала даром предсказания.
Вновь построенный корабль, несмотря на соединенные силы всех Аргонавтов, не спускался в море, и только Орфей звуками своей лиры заставил его добровольно спуститься в море.
Женщины Лемноса
Первым местом остановки корабля Арго был остров Лемнос, все женщины которого, возмущенные постоянной неверностью своих мужей, беспощадно умертвили их всех до единого. Афродита, возмущенная таким преступлением, внушила женщинам Лемноса страстное желание вновь выйти замуж, но, окруженные со всех сторон водой и не имея кораблей, чтобы покинуть их пустынный остров, они могли только проливать горькие слезы и томиться. Приезжие были приняты ими с распростертыми объятиями, и обитательницы Лемноса охотно бы удержали их навсегда, но предусмотрительный Ясон, поняв опасность, собрал всех своих спутников на палубу корабля Арго, как бы желая им передать важные сведения, перерубил канат, которым был укреплен корабль, и пустился в дальнейший путь.
В то время как Аргонавты проезжали мимо Самофракии, страшная буря выбросила корабль Арго на берег Херсонеса, где находилась высокая гора, обитаемая шестирукими великанами Долионами. Великаны Долионы приняли Аргонавтов далеко не так дружелюбно, как прекрасные лемниянки, и ожесточенный бой возгорелся очень быстро между Долионами и Аргонавтами. Но Геракл пустил в ход свои стрелы и уничтожил всех Долионов.
В Мисии Геракл покинул своих спутников: он отправился отыскивать своего любимца Гиласа, которого нимфы увлекли на дно источника.
Царь бебриков
Герои Аргонавты прибыли затем в Вифинию, страну бебриков, где царствовал жестокий и тщеславный царь Амик.
Царь бебриков Амик заставлял всех чужестранцев выходить с ним на поединок, и уже немало людей отправил Амик таким образом в царство теней.
Лишь только царь бебриков заметил приближающийся корабль Арго, он вышел на берег и стал дерзко вызывать самого сильного и ловкого из Аргонавтов померяться с ним силами. Диоскур Поллукс, оскорбленный более других этим дерзким вызовом, принимает его и после довольно продолжительного боя побеждает и убивает царя бебриков.
Поллукс считался с тех пор покровителем кулачных бойцов и атлетов.
Финей и Гарпии
Благодаря ловкости и умению своего кормчего Тифия Аргонавты быстро подвигались вперед. Скоро прибыли Аргонавты в Салмидесс Фракийский, где жил прорицатель Финей. Аполлон даровал Финею способность предвидеть и предсказывать будущее, но этот опасный дар погубил его. Финей, забыв должное уважение к властителю богов, открывал смертным его самые тайные замыслы и решения. Разгневанный Зевс приговорил Финея к вечной старости, лишил его зрения и возможности насыщаться.
Несмотря на то, что Финею приносили разные кушанья все обращавшиеся к нему за предсказаниями, несчастному старику они не доставались: едва их приносили, как крылатые Гарпии, которым поручил Зевс мучить несчастного Финея, слетали с небес и похищали все кушанья. Иногда Гарпии, чтобы увеличить мучения Финея, оставляли ему жалкие остатки пищи, но и те поливали грязью.
Эти Гарпии были сначала олицетворением всесокрушающего вихря, но в мифе об Аргонавтах Гарпии уже являются олицетворением страшного всепожирающего голода и поэтому изображаются отвратительными крылатыми существами: наполовину птицы, наполовину женщины с бледными, искаженными лицами и страшными когтями.
Услыхав о прибытии Аргонавтов, Финей, который знает, что согласно воле Зевса эти чужестранцы должны его освободить от Гарпий, выходит ощупью к ним, еле передвигая ноги. Несчастный вид Финея вызывает в героях глубокое к нему сожаление. Аргонавты объявляют, что готовы помочь Финею. Они становятся подле него и, когда отвратительные Гарпии прилетают, прогоняют их своими мечами. А Зет и Калаид, крылатые сыновья Борея, преследуют их до Строфадских островов, где Гарпии молят о пощаде и дают клятвенное обещание не тревожить больше Финея.
Симплегадские скалы
Желая отблагодарить своих избавителей, Финей говорит Аргонавтам: «Слушайте, друзья мои, то, что мне дозволено вам сообщить, потому что Зевс, справедливо разгневанный на меня, не позволяет открыть вам все, что с вами произойдет. Покинув этот берег, вы увидите в конце пролива две скалы, между ними еще ни один смертный не проехал: они постоянно движутся и часто сдвигаются вместе, составляя как бы одно целое, и горе тому, кто попадет между ними. Прежде чем пытаться проехать, выпустите голубя; если он пролетит благополучно, то гребите как можно сильнее и спешите проехать; помните, что ваша жизнь зависит от силы и быстроты ваших рук. Если же голубь погибнет, придавленный скалами, не делайте более никаких попыток, покоритесь воле богов и возвращайтесь обратно».
Предупрежденные Финеем, Аргонавты взяли с собой голубя. Подъехав к узкому проливу, усеянному подводными камнями, Аргонавты увидали зрелище, которого после них не видел ни один смертный. Симплегадские скалы раскрылись и отошли одна от другой. Один из Аргонавтов выпустил голубя, и все глаза устремились вслед за птицей. Вдруг со страшным шумом и треском обе скалы вновь соединяются, море с ревом вздымает свои пенистые волны до их верхушек, брызги летят во все стороны, несчастный корабль Арго сильно накреняется и повертывается кругом, но голубь благополучно достигает берега, оставив между скал только часть своего хвоста.
Тифий уговаривает своих спутников употребить все усилия и грести как можно быстрее, лишь бы скорее пройти это страшное место; Аргонавты дружно повинуются, но вдруг перед ними вздымается гигантская волна. Аргонавты уже считают себя погибшими и молят богов о спасении. Афина, услыхав мольбы Аргонавтов, спешит к ним на помощь, и корабль Арго благополучно проходит.
С тех пор Симплегады больше не сдвигаются: они остались навсегда неподвижными.
Стимфальские птицы
Избегнув опасности в Симплегадском проливе, Аргонавты приблизились к острову Арея (Марса), где жили Стимфальские птицы, перья которых были острыми стрелами, и они могли их кидать в смельчаков, отваживавшихся подъезжать к их острову.
Видя одного из своих спутников убитым подобной стрелой, Ясон прибегает к хитрости: он приказывает одним Аргонавтам быстро грести, а другим прикрывать гребцов щитами и в то же время ударять мечами о шлемы и испускать громкие крики.
Волшебница Медея
Быки Ээта
Ясон рассказывает Ээту, волшебнику и царю Колхиды, о цели их прибытия и просит отдать ему золотое руно. Царь Ээт отвечает Ясону: «Чужестранец, напрасны твои длинные речи и твои просьбы: прежде, нежели я отдам тебе золотое руно, я должен убедиться, что в тебе течет кровь богов и что ты достаточно храбр, чтобы силой отнять у меня то, что мне принадлежит. Вот испытание, которое я тебе предлагаю; выдержишь ты его, золотое руно будет принадлежать тебе. Я владею двумя быками, у них медные копыта, и пасти их извергают пламя и дым. Поймай их, запряги их в плуг и вспахай поле, но вместо даров Деметры засей это поле зубами дракона, которые я тебе дам; к вечеру из них вырастут вооруженные великаны; победи и истреби их твоим мечом» (древнегреческий эпический поэт Аполлоний Родосский, поэма «Аргонавтика»).
Аргонавты с ужасом выслушивают страшные условия царя Ээта, и надо полагать, что Ясон не мог бы их выполнить, если б Гера, его покровительница, не обратилась за помощью к Афродите. Эта богиня возбудила в сердце Медеи, дочери Ээта и могущественной волшебницы, сильную любовь к Ясону.
Медея приготовила мазь и дала ее Ясону, приказав ему намазать ею все тело и руки. Эта чудодейственная мазь придала Ясону не только страшную силу, но сделала его неуязвимым, так что огонь, исходивший из пасти медных быков, не мог причинить ему вреда.
Вспахав и засеяв поле, Ясон дождался, когда из земли, подобно бесчисленным колосьям, выросли вооруженные великаны. Следуя совету Медеи, Ясон взял огромный камень и кинул его между ними. Подобно собакам, кидающимся на добычу, ринулись великаны на камень, убивая в озлоблении друг друга, и скоро все поле покрылось их телами.