Миф магия ритуал в первобытном искусстве

Миф магия ритуал в первобытном искусстве

Магия первобытных людей – основная форма древней культуры и религии. Первобытная магия возникает с расцветом человеческой истории. В этот период исследователи обнаруживают первые магические ритуалы, магические обереги.

Магия выступала в качестве попытки воздействия на окружающую реальность, природу, духов, человека при помощи определенных практик. Магия явилась следствием разложения первобытного стада, нижнепалеолитического сознания, вместо которого появилось мифологическое сознание.

Магия выступила формой связи действия и мифа. Магические ритуалы и обряды были и составной частью и репетицией действий. Таким образом, вся жизнь первобытных людей неотделимо связывалась с магией.

Магическое сознание зиждилось на двух основаниях:

О сложной системе магических обрядов известно благодаря археологическим раскопкам и благодаря описанию бытового образа жизни народов, находящихся в первобытных условиях.

Первобытная магия связана с образом сильного колдуна, мага, который имеет власть над явлениями природы и людьми, пользуясь сверхъестественными возможностями.

Первобытные люди считали, что у таких людей есть непосредственная связь с миром духов, поэтому они обладают силами исцеления и защиты, возможностями вызывать дождь, обеспечить успешную охоту.

Обязанностями мага было общение с духами и предками общины, проведение магических ритуалов, обрядов, приготовление ядов, лекарственных средств, противоядий, зелий, защита рода. Решением магических проблем было верное и точное соблюдение обрядов и ритуалов, что породило консерватизм в мифологическом познании мира.

Магические ритуалы часто представлялись в виде целого театрального действия, так как содержали в себе пение заклинаний, танцы, игры с костями или на музыкальных инструментах. Одним из важных элементов было одеяние мага, которое так же включалось в сопровождение обряда.

Нередко колдуны становились общинными «лидерами», даже вождями племени. Они заключали в себе представление, веру о силе, которая передаётся от одного рода другому. Тот, кто имеет доступ к силе, становится вождём племени.

Древние магические обряды

К одному из самых древних магических обрядов относится обряд, который обеспечивает успешную охоту. Многие первобытные народы, при помощи колдуна, просили своих тотемных духов об удачной охоте. В обряд могли входить:

Целью этих ритуалов было расположение духов-предков к общине, это так называемые ритуалы «задабривания».

Вспомогательным магическим средством в охоте была наскальная живопись, которая отображала сцены удачной охоты, как залог хорошей охоты.

К другим магическим обрядам относились обряды плодородия. В магических ритуалах часто использовались изображения духов из камней, костей, рогов, янтаря. Как правило, это был образ великой Матери, которая воплощала плодородие земли, и всего живого.

Вызывание дождя так же относилось к магическим обрядам плодородия. Первобытный человек наделял магическими свойствами все, что видел, чего боялся, почитал или не понимал. С каждым разом магические представления и ритуалы усложнялись по мере развития представлений о мире духов и Богов, что вело и усложнение характера общения с ними.

После распада первобытно-общинного уклада магия не исчезла, а переродилась в качестве основы для дальнейшего развития ритуальных действий, вроде чародейства, колдовства, гадания, астрологии. Магия стала так же источником для средневековой алхимии.

Источник

228,Древняя магия первобытного человека

totemwolf

Древняя магия и волшебство – всего два слова, а притягивают внимание людей еще с первобытных времен. Древние люди не разделяли себя с природой, они воспринимали себя, как неотделимую частичку целого мира. А их вера в духов и потустороннюю жизнь не знала предела.

Зоолатрия

Зоолатрия – культ животных, возник из тотемизма. Зоолатрия была широко распространена в древности. Племена, поклонявшиеся животным, верили, что звери понимают речь человека, могут принимать его облик или когда-то были людьми. Во время исполнения магических обрядов шаманы совершали пляску, подражая движениям птиц или зверей. Чтобы еще больше походить на животных они облачались в звериную шкуру, перья, использовали маски. В подобных племенах запрещалось убивать священного зверя ради пропитания, хотя в некоторых случаях, например во время болезни, его съедали, чтобы умилостивить духа – покровителя животного. Часто имя священного животного давало название племени, которое ему преклонялось. Шаманы бережно хранили когти, кости и шкуру священного животного или фигурки, его изображающие. О принадлежности человека к тому или иному племени свидетельствовали нательные татуировки с изображением священного животного.

Магия первобытных людей

Магия первобытных людей – основная форма древней культуры и религии. Первобытная магия возникает с расцветом человеческой истории. В этот период исследователи обнаруживают первые магические ритуалы, магические обереги.

Магия выступала в качестве попытки воздействия на окружающую реальность, природу, духов, человека при помощи определенных практик. Магия явилась следствием разложения первобытного стада, нижнепалеолитического сознания, вместо которого появилось мифологическое сознание.

Магия выступила формой связи действия и мифа. Магические ритуалы и обряды были и составной частью и репетицией действий. Таким образом, вся жизнь первобытных людей неотделимо связывалась с магией.

Магическое сознание зиждилось на двух основаниях:

О сложной системе магических обрядов известно благодаря археологическим раскопкам и благодаря описанию бытового образа жизни народов, находящихся в первобытных условиях.

Первобытная магия связана с образом сильного колдуна, мага, который имеет власть над явлениями природы и людьми, пользуясь сверхъестественными возможностями.

Первобытные люди считали, что у таких людей есть непосредственная связь с миром духов, поэтому они обладают силами исцеления и защиты, возможностями вызывать дождь, обеспечить успешную охоту.

Обязанностями мага было общение с духами и предками общины, проведение магических ритуалов, обрядов, приготовление ядов, лекарственных средств, противоядий, зелий, защита рода. Решением магических проблем было верное и точное соблюдение обрядов и ритуалов, что породило консерватизм в мифологическом познании мира.

Магические ритуалы часто представлялись в виде целого театрального действия, так как содержали в себе пение заклинаний, танцы, игры с костями или на музыкальных инструментах. Одним из важных элементов было одеяние мага, которое так же включалось в сопровождение обряда.

Нередко колдуны становились общинными «лидерами», даже вождями племени. Они заключали в себе представление, веру о силе, которая передаётся от одного рода другому. Тот, кто имеет доступ к силе, становится вождём племени.

Тотемизм

totemwolfТермин «тотемизм» произошел с языка северноамериканских индейцев, на котором слово «ототем» значит «род его». Тотемизм — религия, основанная на веровании в наличии мистической связи между человеком, родом или племенем с каким-либо животным или растением, и именно это животное или растение и называлось тотемом. Появление тотемизма, по мнению историков, связано с укладом жизни древних людей. Первобытные люди занимались охотой и собирательством, для них растения и животные были источником пропитания, поэтому закономерно, что человек начал обожествлять самый важный для его жизнедеятельности вид флоры или фауны. Наиболее ярко религия тотемизм была представлена в племен северной Америки, центральной Африки и Австралии, так как жизнь древних людей, проживающих в этих регионах, была более сильно связана с окружающей природой, чем жизненный уклад народов Европы, Азии и западной Африки.

Тотемизм представлял собой верование в мистическую связь с животным либо растением, которое было тотемом, а также веру в покровительство тотема. Вследствие в племен, верящих в существование тотемной связи со своим животным-покровителем, сформировались обряды и культы, направленные на задабривание тотема. Таких обрядов было большое множество: к примеру, при рождении ребенка проводились ритуалы, направленные на то, чтобы тотем дал покровительство новому члену племени; потом выросший ребенок должен был сам просить милости тотема; перед важными событиями в жизни общины, в сложные времена (перед войнами с другими племенами, при засухе, недостатке пищи и др.), а также в праздники люди приносили тотему дары и высказывали ему свои просьбы.

Система табу была неотъемлемой частью религии тотемизм. Табу — это ряд запретов, зачастую связанных с тотемом, которых должны были придерживаться все члены племени. Наиболее распространенными табу, которые присутствовали у верованиях практически всех племен, исповедующих тотемизм, были:

— запрет на убийство тотемного животного;

— запрет на употребление в пищу тотема (за исключением ритуалов);

— запрет на демонстрирование связи с тотемом перед представителями других племен;

— запрет на убийство соплеменников, так как это может оскорбить тотемное животное и др.

Древние магические обряды

К одному из самых древних магических обрядов относится обряд, который обеспечивает успешную охоту. Многие первобытные народы, при помощи колдуна, просили своих тотемных духов об удачной охоте. В обряд могли входить:

Целью этих ритуалов было расположение духов-предков к общине, это так называемые ритуалы «задабривания».

Вспомогательным магическим средством в охоте была наскальная живопись, которая отображала сцены удачной охоты, как залог хорошей охоты.

К другим магическим обрядам относились обряды плодородия. В магических ритуалах часто использовались изображения духов из камней, костей, рогов, янтаря. Как правило, это был образ великой Матери, которая воплощала плодородие земли, и всего живого.

Вызывание дождя так же относилось к магическим обрядам плодородия. Первобытный человек наделял магическими свойствами все, что видел, чего боялся, почитал или не понимал. С каждым разом магические представления и ритуалы усложнялись по мере развития представлений о мире духов и Богов, что вело и усложнение характера общения с ними.

После распада первобытно-общинного уклада магия не исчезла, а переродилась в качестве основы для дальнейшего развития ритуальных действий, вроде чародейства, колдовства, гадания, астрологии. Магия стала так же источником для средневековой алхимии.

Магия в первобытном обществе

Первобытному человеку казалось, что на окружающий мир можно воздействовать колдовством, совершением некоторых обрядов. Так думают и современные культурно отсталые народы. Североамериканские индейцы, например, раньше чем отправиться на охоту на медведя, «убивают» его изображение. Точно так же поступают культурно отсталые охотники Африки и Азии. Как правило, изображения животных эпохи палеолита находятся в глубине совершенно темных пещер, иногда на расстоянии одного и более километров от входа, в местах, где люди не жили и, следовательно, не могли любоваться этими рисунками. Интересно отметить, что в некоторых случаях добраться до мест расположения пещерных рисунков представляет огромные трудности: приходится проползать через узкие щели и даже переплывать подземные речки и озера. Там, где отсутствуют пещеры, изображения животных и сцен охоты наносились под навесами скал высоко в горах, где люди того времени обычно не располагали своих стоянок. Словом, из всего видно, что древние охотники стремились создать таинственную обстановку вокруг своих колдовских обрядов. Вот так зарождалась магия первобытных людей. На многих пещерных рисунках животные изображены с воткнутыми в них наконечниками копий или же с углублениями, означающими, несомненно, «ранения». Изображение животных на известняковой плите Каменной могилы, открытой О. Н. Бадером возле Мелитополя. Надо полагать, что изображения животных в пещерах и на скалах носили временный характер и приспосабливались лишь к однократному колдовскому обряду. Этим следует объяснить, что в некоторых пещерах встречаются расписанные стены и потолки, а поверх этих рисунков наложены новые изображения животных, причем расположены они в беспорядке, как попало. По всей вероятности, древние охотники рисовали животных на прежде разрисованной плоскости в тех случаях, когда отсутствовали свободные тайные места для новых колдовских обрядов. Изображение мамонта на пластинке из мамонтовой кости (Мальта, раскопки М. М. Герасимова). Магический характер, несомненно, имели изображения человеческих рук. У всех первобытных народов как в изобразительном искусстве, так и в языке рука является символом силы, знаком господства, могущества. Изображая на стенах и потолках пещер руку рядом с рисунком животного, древние охотники, по-видимому, надеялись добиться успеха во время охоты на этих животных. Добавим, что часто рисунки древнекаменной эпохи окрашивались красной глиной и охрой. Используются красная глина и охра и в наше время культурно отсталыми народами при религиозных обрядах для раскраски тела. Красная охра – символ крови и магической силы. По-видимому, и палеолитические охотники раскрашивали в красный цвет свои колдовские рисунки с целью придать им большую силу. Как видим, характер первобытной магии был нацелен в основном на добычу пищи. Протяженность пещеры Кастильо 500 метров. 1, 2, 3 — места нахождения рисунков. Несомненно, магический характер имели и скульптурные фигурки животных из кости и камня. Достаточно указать, что на многих из них имеются «ранения» – ямки, отверстия – или же изображены наконечники дротиков. Можно предполагать, что охотники носили эти фигурки с собой, чтобы охота была удачной. Так что первобытная магия воплощалась в разные предметы и рисунки. Изображение бизона и магических знаков из пещеры Пиндаль (Испания) К первобытной магии присоединилась вера в души и духов. Непонимание сущности смерти способствовало возникновению представления о ней как о длительном сне, а бездыханность мертвого тела стала пониматься как результат того, что его покинуло какое-то внутри находящееся невидимое существо – «душа». Точно так же непонимание сущности явлений природы и страх перед ее стихиями (восход и заход солнца, свет и тьма, гром и молния, дождь, буря, лесные пожары, наводнения и т. п.) привели к одушевлению мертвой природы. Фантазия дикаря заселила землю и небо, леса и горы, моря и реки сверхъестественными чудовищами — сильными и могущественными, добрыми и злыми.

Магия и шаманизм

Магия — четвертая из проторелигий, причем она зачастую содержит в себе элементы тотемизма, фетишизма и анимизма. В целом, магия — это вера в наличие сверхъестественных сил, а также в возможность посредством определенных ритуалов и обрядов вступить в контакт с этими силами и с их помощью повлиять на человека, социальное или природное явление. Магия затрагивала практически все сферы жизни древних людей, и со временем в каждом племени (общине) выделились своеобразные касты магов — людей, которые занимались исключительно колдовством и зарабатывали себе на жизнь проведением ритуалов.

Религию шаманизм часто отождествляют с магией, однако это не совсем верно. Несомненно, в шаманизма есть много общего с магией, однако основа этой древней религии — вера в богов и духов и возможность шамана контактировать с ними. Шаман в религии шаманизм является ключевой фигурой, так как этот человек живет одновременно в двух мирах — в материальном мире и мире духов. Магия и ритуалы шамана направленны на связь с духами, и считается, что шаманы могут просить сверхъестественные силы влиять на людей и события материального мира. Шаманы адептами шаманизма считаются избранниками духов, и можно сказать, что шаманы в этой религии — это своего рода жрецы, с помощью магических ритуалов связывающиеся с духами и воплощениями духов в материальном мире.

Статистика по материалу: Тотемизм, анимизм, фетишизм и магия — первые религии древних людей
121284

Источник

Обряды, ритуалы, магия в культуре первобытной эпохи

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 17:35, реферат

Описание работы

Представление о дикости, примитивности первобытного человека и первобытной культуры имеет мало общего с действительностью. Первобытные люди были способны к высоким духовным взлетам, они обладали мощным творческим потенциалом, их духовная культура поражает своим богатством и содержательностью. Одаренный творческим порывом, первобытный человек создавал религиозные верования и ритуалы, мифологию и искусство, он стремился проникнуть в тайны мироздания, ему были свойственны философские прозрения, ум его обладал способностью к абстрактному мышлению, его общественная жизнь опиралась на нравственные и социальные нормы.

Формами выражения социальных норм первобытного общества выступали в основном обычаи, традиции, ритуалы, обряды, которые закрепляли правила поведения членов рода в различных ситуациях.

Целью данной работы является исследовать специфику обрядов, ритуалов и магии в культуре первобытной эпохи.

Содержание

Глава 2. Ритуал и его функции в первобытном обществе.

2.1 Древние ритуалы и традиция.

Глава 3. Магия, ее значение и виды.

Глава 4. Религиозные обряды: их практическое и символическое значение в культуре первобытной эпохи.

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

чистый.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

На тему : «Обряды, ритуалы, магия в культуре первобытной эпохи»

Выполнил: студент 2го курса

Ю-09-2, дневного отделения

Глава 2. Ритуал и его функции в первобытном обществе.

2.1 Древние ритуалы и традиция.

Глава 3. Магия, ее значение и виды.

Глава 4. Религиозные обряды: их практическое и символическое значение в культуре первобытной эпохи.

Список использованной литературы

Представление о дикости, примитивности первобытного человека и первобытной культуры имеет мало общего с действительностью. Первобытные люди были способны к высоким духовным взлетам, они обладали мощным творческим потенциалом, их духовная культура поражает своим богатством и содержательностью. Одаренный творческим порывом, первобытный человек создавал религиозные верования и ритуалы, мифологию и искусство, он стремился проникнуть в тайны мироздания, ему были свойственны философские прозрения, ум его обладал способностью к абстрактному мышлению, его общественная жизнь опиралась на нравственные и социальные нормы.

Формами выражения социальных норм первобытного общества выступали в основном обычаи, традиции, ритуалы, обряды, которые закрепляли правила поведения членов рода в различных ситуациях.

Целью данной работы является исследовать специфику обрядов, ритуалов и магии в культуре первобытной эпохи.

Для достижения заданной цели поставлены следующие задачи:

При работе над данным рефератом использовались следующие методы исследования:

Данная тема не нова в изучении предмета культурологии. В разное время ее разработкой занимались такие ученые как: Э. Б Тайлор; А.В. Маслов; А.К. Байбуров; В. Тернер; А.Н..Маркова др.

Глава 1. Особенности культуры первобытной эпохи

Одной из особенностей первобытной культуры является ее гомо-генность (однородность). В современной культурологии выделяется три типа социокультурных систем: гетерогенные (неоднородные), гомогенные и гомеостатические. Первым присущи: 1) аксиологический (ценностный) плюрализм и 2) существование множества социальных групп с дифференцированными, зачастую антагонистическими интересами. Эти системы, типичные для европейского круга культур, являются гетерогенными в двойном смысле: культурном и социальном.

Третья особенность первобытной культуры состоит в том, что она представляет собой культуру табу (запретов). Обычай табуирования возник вместе с тотемизмом, он в тех условиях выступает в виде важнейшего механизма контроля и регулирования социальных отношений. Так, половозрастное табу регулировало половые связи в коллективе, пищевое табу определяло характер пищи, предназначенной вождю, воинам, женщинам, детям и др. Ряд других табу был связан с неприкосновенностью жилища или очага, с правами и обязанностями отдельных категорий членов племени. Некоторые вещи, в том числе и пища, принадлежавшие вождю, тоже были табуированы. Исследователи (Дж. Фрэзер, Л. С. Васильев и др.) приводят многочисленные примеры того, что нарушения табу приводили к смерти нарушителя. Например, один из новозеландских вождей высокого ранга и великой святости оставил на обочине дороги остатки обеда, которые подобрал и съел его соплеменник. Когда ему сообщили, что он употребил в пищу остатки трапезы вождя, он скончался в мучительных страданиях.

К этому следует добавить, что у первобытных народов действует еще одно табу помимо вышеупомянутых, а именно: табу на прогресс, на новации любого рода. На последний момент нужно обратить особое внимание, ибо с ним связаны явления альтернативности и многовариантности в мировой истории и многообразия культур. Подобно тому, как в случае с табу блокируется даже сильнейший инстинкт самосохранения, здесь парализуется потребность новаций в социально-экономической сфере; детерминация прогрессивного развития, импульсы которой идут из этой сферы, пресекается в случае, если противоположные данной детерминации нормы поведения становятся внутренними побудительными стимулами жизнедеятельности людей, превращаются в стереотипы поведения. Этот феномен с наибольшей, «классической» ясностью проявляется на стадии первобытного развития человечества, когда особую роль играют различного рода ритуалы.

Глава 2. Ритуал и его функции в первобытном обществе.

В древних религиях ритуал был главным выражением культа высшей силы, т.е. ее почитания, обожествления, умилостивления, поклонения ей, жертвоприношения. Основные темы древнейших ритуалов – это сотворение космоса (миропорядка) из хаоса, природный круговорот жизни и смерти, зимы и лета, дня и ночи.

Источник

Роль мифа в формировании первобытной культуры+ Синкретизм, анимизм, магия, тотемизм, фетишизм

ПЛАН

1. РОЛЬ МИФА В ФОРМИРОВАНИИ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ

2. СИНКРЕТИЗМ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ

Впервые причастность охотников и собирателей каменного века к изобразительному искусству была засвидетельствована знаменитым археологом Эдуардом Ларте, нашедшим в 1837 г. в гроте Шаффо пластинку с гравировкой. Он же обнаружил изображение мамонта на куске мамонтовой кости в гроте Ла Мадлен (Франция).

Характерной особенностью искусства на самом раннем этапе был синкретизм.

Деятельность человека, связанная с художественным освоением мира, способствовала одновременно и формированию homo sapiens (человека разумного). На данной стадии возможности всех психологических процессов и переживаний первобытного человека находились в зародыше – в коллективном бессознательном состоянии, в так называемом архетипе.

В результате открытий археологов обнаружилось, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда, почти на миллион лет.

Памятники палеолитического, мезолитического и охотничьего неолитического искусства показывают нам, на чем в тот период сосредоточилось внимание людей. Роспись и гравюры на скалах, скульптуры из камня, глины, дерева, рисунки на сосудах посвящены исключительно сценам охоты на промысловых животных.

Главным объектом творчества палеолитического мезолитического и неолитического времени были звери.

И наскальные рисунки и фигурки помогают нам уловить самое существенное в первобытном мышлении. Духовные силы охотника направлены на то, чтобы постичь законы природы. От этого зависит и сама жизнь первобытного человека. Охотник до мельчайших тонкостей изучил повадки дикого зверя, именно поэтому художник каменного века так убедительно сумел показать их. Сам человек не пользовался таким вниманием, как внешний мир, поэтому так мало изображений людей в пещерной живописи и столь близки в полном смысле слова палеолитические скульптуры.

Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения. Символами являются как реалистические изображения, таки условные. Часто произведения первобытного искусства представляют собой целые системы сложных по своей структуре символов, несущих большую эстетическую нагрузку, с помощью которых передаются самые разнообразные понятия или человеческие чувства.

Культура в эпоху палеолита. Первоначально необособленное в специальный вид деятельности и связанное с охотой и трудовым процессом первобытное искусство отражало постепенное познание человеком действительности, его первые представления об окружающем мире. Некоторые искусствоведы выделяют три этапа изобразительной деятельности в эпоху палеолита. Каждый из них характеризуется качественно новой изобразительной формы. Натуральное творчество – композиция из туш, костей, натуральный макет. Включает в себя следующие моменты: обрядовые действия с тушей убитого зверя, а позже с его шкурой, наброшенной на камень или выступ скалы. Впоследствии появляется лепная основа для этой шкуры. Элементарной формой творчества была звериная скульптура. Следующий второй этап – искусственно-изобразительная форма включает искусственные средства создания образа, постепенное накопление «творческого» опыта, которое выразилось вначале в полно объемной скульптуре, а затем в барельефном упрощении.

Подобные этапы можно проследить и при изучении музыкального пласта первобытного искусства. Музыкальное начало не было отделено от движения, жестов, возгласов и мимики.

В одном из домов Мизинской стоянки был обнаружен древнейший музыкальный инструмент, сделанный из костей мамонта. Он предназначался для воспроизведения шумовых и ритмических звуков.

Тонкая и мягкая традиция тонов, наложение одной краски на другую создают порой впечатления объема, ощущение фактуры шкуры зверя. При всей своей жизненной выразительности и реалистической обобщенности палеолитическое искусство остается интуитивно спонтанным. Оно состоит из отдельных конкретных образов, в нем отсутствует фон, нет композиции в современном смысле слова.

Первобытные художники стали зачинателями всех видов изобразительного искусства: графики (рисунки и силуэты), живописи (изображение в цвете, выполненные минеральными красками), скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины). Преуспели они и в декоративном искусстве – резьбе по камню и кости, рельефу.

Особая область первобытного искусства – орнамент. Он применялся очень широко уже в палеолите. Геометрическим узором покрыты браслеты, всевозможные фигурки, вырезанные из бивня мамонта. Геометрический орнамент – основной элемент Мизинского искусства. Этот орнамент состоит в основном из множества зигзагообразных линий.

Что же означает этот абстрактный узор и как он возник? Попыток решить этот вопрос было много. Уж очень не соответствовал геометрический стиль блестящим по реализму рисункам пещерного искусства. Изучив с помощью увеличительных приборов структуру среза бивней мамонта, исследователи заметили, что они тоже состоят из зигзагообразных узоров, очень похожих на зигзагообразные орнаментальные мотивы Мезинских изделий. Таким образом, в основе мезинского геометрического орнамента оказался узор, нарисованный самой природой. Но древние художники не только копировали природу, они вносили в первозданный орнамент, новые комбинации и элементы.

На сосудах каменного века, найденных на стоянках Урала, был богатый орнамент. Чаще всего рисунки выдавливали специальными штампами. Они как правило, изготавливались из округлых, тщательно отшлифованных плоских галек из желтоватого или зеленоватого с блестками камнями. По острым краям их наносили прорези, штампы делались также из кости, дерева, раковин. Если надавить таким штампом на мокрую глину, наносился рисунок, сходный с оттиском гребенки. Оттиск такого штампа часто называют гребенчатым, или зубчатым.

Во всех проведенных случаях исходный для орнамента сюжет определяется сравнительно легко, но, как правило, отгадать его практически невозможно. Французский археолог А. Брейль проследил этапы схематизации изображения косули в позднепалеолитическом искусстве Западной Европы – от силуэта зверя с рожками до некоего подобия цветка.

Первобытные художники создавали и произведения искусства малых форм, прежде всего небольшие фигурки. Самые ранние из них, вырезанные из бивня мамонта, из мергеля и мела, относятся к полеалиту.

Некоторые исследователи верхнепалеолитического искусства считают, что древнейшие памятники искусства по тем целям, которым они служили, были не только искусством, они имели религиозно магическое значение, ориентировали человека в природе.

В эпоху неолита и бронзовый век подлинный рассвет пережил орнамент, появились изображения. Передающие более сложные и отвлеченные понятия. Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства – керамика, обработка металла. Появились луки, стрелы и глиняная посуда. На территории нашей страны первые металлические изделия появились около 9 тыс. лет назад. Они были кованные – литье появилось гораздо позднее.

3. ПЕРВОБЫТНАЯ РЕЛИГИЯ, АНИМИЗМ, МАГИЯ, ТОТЕМИЗМ, ФЕТИШИЗМ

К древнейшим по своему происхождению формам религии относятся: магия, фетишизм, тотемизм, эротические обряды, погребальный культ. Они коренятся в условиях жизни первобытных людей.

В культуре первобытности анимизм был универсальной формой религиозных верований, с него начался процесс развития религиозных представлений, обрядов и ритуалов.

Анимистические представления о природе души предопределили отношения первобытного человека к смерти, погребению, умершим.

Магия. Наиболее древней формой религии является магия (от греч. megeia – волшебство), представляющая собой ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами.

Проблема магии до сих пор остается одной из наименее ясных среди проблем истории религий. Одни ученые, как известный английский религиовед и этнолог Джеймс Фредер (1854-1941), видят в ней предшественницу религии. Немецкий этнолог и социолог А. Фиркандт (1867-1953) рассматривает магию как главный источник развития религиозных представлений. Русский этнограф Л.Я. Штернберг (1861-1927) считает ее продуктом ранних анимистических верований. Несомненно, одно – «магия скрашивала собой, если не целиком, то в значительной части, мышление первобытного человека и была тесно связана с развитием веры в сверхъестественное».

Первобытные магические обряды трудно ограничить от инстинктивных и рефлекторных действий, связанных с материальной практикой. Исходя из этой роли, которую играет магия в жизни людей, можно выделить следующие виды магии: вредоносная, военная, половая (любовная), лечебная и предохранительная, промысловая, метеорологическая и прочие, второстепенные виды магии.

Психологический механизм магического акта обычно в сильной степени предопределен характером и направленностью совершаемого обряда. В одних видах магии преобладают обряды контактного типа, в других – имитативного. К первым относятся, например, лечебная магия, ко вторым – метеорологическая. Корни магии тесно связаны с человеческой практикой. Таковы, например, охотничьи магические пляски, представляющие обычно подражания животным, зачастую с употреблением шкур животных. Может быть, именно охотничьи пляски запечатлены в рисунках первобытного художника в палеолитических пещерах Европы. Наиболее устойчивое проявление промысловой магии – охотничьи запреты, суеверия, приметы, поверья.

Как и всякая религия, магические верования являются лишь фантастическим отражением в сознании людей, господствующих над ними внешних сил. Специфические корни разных видов магии – в соответствующих видах человеческой деятельности. Они возникли и сохранились там тогда, где и когда человек был беспомощен перед силами природы.

Один из древнейших, притом самостоятельных, корней религиозных верований и обрядов связан с областью взаимоотношения полов – это любовная магия, эротические обряды, различные виды религиозно-половых запретов, поверья о половых связях человека с духами, культ божеств любви.

Магические представления определяли всю содержательную сторону первобытного искусства, которое можно назвать магико-религиозным.

Фетишизм широко распространен и в современных религиях, например, поклонение черному камню в Мекке у мусульман, многочисленным «чудотворным» иконам и мощам в христианстве.

Тотемизм. В истории религий многих древних народов важную роль играло поклонение животным и деревьям. Мир в целом представлялся дикарю одушевленным; деревья и животные не составляли исключения из правила. Дикарь верил, что они обладают душами, подобными его собственной, и соответственно общался с ними. Когда первобытный человек называл себя именем животного, именовал его своим «братом» и воздерживался от его умерщвления, такое животное называлось тотемным (от сев. индейск. ототем – его род). Тотетизм – это вера в кровнородственные связи между родом и определенными растениями или животными (реже – явлениями природы).

От тотема зависела жизнь всего рода и каждого его члена в отдельности. Люди верили и в то, что тотем непостижимым образом воплощается в новорожденных (инкарнация). Обычным явлением были попытки первобытного человека воздействовать на тотем различными магическими способами, например, для того, чтобы вызвать изобилие соответствующих зверей или рыб, птиц и растений и обеспечить материальное благосостояние рода. Вероятно, что именно с тотемизмом связаны и известные пещерные рисунки и скульптуры эпохи верхнего палеолита в Европе.

Следы и пережитки тотемизма обнаруживаются и в религиях классовых обществ в Китае в древний период племя инь (иньская династия) почитало в качестве тотема ласточку. Прослеживается влияние тотемических пережитков на мировые и национальные религии. Например, ритуальное поедание мяса тотема в более развитых религиях переросло в обрядовое поедание жертвенного животного. Некоторые авторы считают, что и христианское таинство причастия коренится в отдаленном тотемном обряде.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Древние цивилизации. Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М. М., Мысль, 1989

2. Дмитриева Н.А Краткая история искусств М., Искусство, 1985

3. Лурье С.А История Греции СПб, Издательство Санкт-Петербургского университета, 1993

4. Любимов Л. Искусство древнего мира М., Просвещение, 1980

Источник

Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Adblock
detector