Миф и ритуал магия и мантика

МАГИЯ И МАНТИКА

Постижение воли сверхъестественных существ, а также толкование с помощью сверхъестественных орудий таких явлений в природе и в человеческом обществе, которые не поддавались естественному объяснению, — именно этим занималась у греков мантика, а у римлян — дивинация. В это понятие входила совокупность деяний отдельных лиц и коллегиальных учреждений, направленных на раскрытие таинственного смысла многих явлений в прошлом и настоящем, а также предвидение будущих событий. Как правило, эти деяния воплощались в сложной системе разнообразных технических приемов, в соответствии с которыми существовали разные виды гадания: гадание по предметам, животным, деревьям, небесным светилам, по восторженному состоянию человека и тому подобное. Примечательно, что почти все способы гадания ставились в определенную зависимость от предшествовавших жертвоприношений.

В основе мантики лежала вера в расположение богов к откровению, к сообщению ими людям такого рода сведений, получение которых выходило за рамки естественных способностей человека и с которыми человек считал себя обязанным согласовывать свое поведение в интересах собственного же благополучия. Поэтому у греков и римлян гадание было делом государственным, а его результаты оказывали огромное влияние на ход жизни не только частных лиц, но и государства.

Резкого различия между магией и мантикой не было, да и не могло быть. В сущности, каждый прием гадания содержал в себе магический элемент. Так, например, гадание в целях излечения больного было не чем иным, как соединением в различных соотношениях мантики и магии. Будучи связаны между собой приемами, магия и мантика не могли не соединяться и в лице своих представителей. Так, Меламп — врач души и тела — пользовался волшебством для того, чтобы открыть в области сверхъестественных сил причины болезней и средства исцеления. Кроме того, большинство оракулов находились в тех местах, где пророческое вдохновение неразрывно соединялось с известными материальными условиями, совершенно сходными с магическими орудиями: источники, пещеры, поднимающиеся от земли испарения, священные деревья — словом, все то, чем мог по своему усмотрению пользоваться человек для вызова сверхъестественного откровения.

Даже успехи естественных наук не могли ограничить область гадательного и магического искусства.

Со временем античное ведовство со всей совокупностью приемов, определенных правил и предписаний, с помощью которых можно было якобы принудительно воздействовать на богов и демонов, стало фундаментом для народных суеверий и, минуя века и страны, распространилось по всему свету и благополучно перекочевало в наши дни.

И все же наука породила скепсис: магия и мантика стали предметом самых серьезных размышлений и исследований античных философов и моралистов. В спор, суть которого выражалась тезисом «верить или не верить», так или иначе оказались вовлечены все великие писатели античности.

Мнения разделились. Некоторые философы допускали возможность с помощью богов предсказывать будущее. Пифагор и его ученики, например, с любовью занимались мантикой. В свою очередь, Эмпедокл (ок. 490 — ок. 430 гг. до н. э.) признавал существование отношений между человеком и божеством, но лишь в качестве привилегий для избранных душ. Анаксимандр (ок. 610—546 гг. до н. э.) и философы ионической школы, напротив, совершенно отрицали мантику, допуская предвидение не иначе как на основании опыта и точных наблюдений. А Еврипид (ок. 480—406 гг. до н. э.) смело утверждал, что «лучший гадатель тот, кто хорошо соображает».

По мнению Аристотеля (384—322 гг. до н. э.), гадание состоит в разумном исследовании, или же оно — чистый обман, а занимающиеся им люди — шарлатаны. При всем том на безусловное отрицание мантики он не отважился. «Нелегко презирать ведовство, — замечает философ, — нелегко и верить в него». Дар предвидения он считал естественной способностью человека, которая может быть развита при определенных условиях.

Почти все философские школы пытались объяснить феномен магии и мантики, найти их место в системе научных знаний. Первую систематическую попытку точно определить роль ведовства в познании мира сделал Платон. Он считал мантику первой низшей формой умственной деятельности, высшим проявлением которой была философия. Академия Карнеада доказывала нецелесообразность веры в мантику, тогда как Ямвлих считал ее надежным руководством в жизни. Последователи Плутарха отстаивали ведовство как дар богов. А Цицерон считал ведовство бичом человеческого разума и пытался освободиться от него с помощью философии.

Споры вокруг магии и мантики возбуждали интерес к предмету. Но, пожалуй, никакая другая философская школа не оказала ведовству столько услуг, как стоическая. По мнению ее представителей, все предметы в природе соединены между собой мировой симпатией. Они говорили: «Если боги существуют и заранее не открывают людям того, что должно случиться, то значит, они не любят людей или сами не знают будущего, или думают, что людям не важно его узнать, или считают такое открытие несогласным со своим достоинством, или же, наконец, они неспособны открыть будущее. А так как ни одного из этих предположений сделать нельзя, то, следовательно, откровение существует».

Как известно, деятельность гадателей, магов и чародеев особенно оживляется в переломные моменты истории. Одним из таких периодов стал I век до н. э., когда в Риме шли гражданские войны. Именно тогда естествоиспытатель, историк и философ Посидоний (ок. 135—51 гг. до н. э.) объединяет стоический пантеизм с представлениями Платона о бессмертии души и вводит в свою систему астрологию и магию. По его мнению, мир пронизан божественным духом, это создает «симпатию» всех вещей, благодаря чему возможны оракулы, гадания, вещие сны и прочие способы ведовства. Вместе с тем божественное начало мира отражено в иерархии божественных существ, в которую входят небесные светила, а также духи (демоны); к духам относится и душа человека, после смерти она возвращается на свою небесную родину. Мировые процессы протекают в строгом соответствии с предопределением, роком, и мудрец свободно подчиняется ему. Взгляды Посидония оказали большое влияние на философскую мысль первых веков нашей эры. Многие тезисы его учения перешли к философу Филону из Александрии (родился около 20 г. до н. э.), а впоследствии стали элементом христианской догматики.

Таким образом, вера в магию и мантику была составной частью религии в античном мире. Ее могущество даже росло по мере того, как политеизм уступал место христианству. Человек все больше верил в волшебство. Если уже прорицатели героической эпохи влияли на решения героев и руководили движением армий, то позже Греция и Рим с гордостью наблюдали, что даже чужеземные цари обращались с драгоценными дарами к их оракулам, прося о покровительстве. И когда политические перевороты и неизбежное действие времени положили конец этому искательству, вера в магию и мантику была не менее прочна и повсеместна, хотя и не проявлялась столь торжественно.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Магия

Магия Сущность магии заключается в способности творить новую реальность. При этом на бытовом уровне не обязательно быть магом, достаточно лишь знать и пользоваться общими ее

Магия

Магия Ashcroft-Nowicki, Dolores. Magical Use of Thoughtforms. St. Paul, MN: Llewellyn, 2001.Augustine. The City of God. Translated by Henry Bettenson. New York: Penguin Classics, 1984.Buckland, Raymond. The Complete Book of Witchcraft. St. Paul, MN: Llewellyn, 2002.Cooper, Patrinella. Gypsy Magic. Newburyport, MA: Weiser, 2002.Cunningham, Scott. Earth, Air, Fire and Water: More Techniques of Natural Magic. St. Paul, MN: Llewellyn, reprinted 2002.–, Earth Power: Techniques of Natural

Магия и быт

Магия и быт Гадалки, ворожеи и маги существовали на протяжении тысячелетий. Были времена, когда оккультные науки играли очень значимую роль в жизни человека. За бесконечно долгий период своего существования магия глубоко проникла в быт человека и оставила там свои следы,

Магия с киноэкрана и магия реальная

Магия с киноэкрана и магия реальная Многие начинают заниматься ведовством из-за того, что я называю «магией с киноэкрана», и им трудно бывает понять, что такое сущность магии. Они ожидают спецэффектов: молнии с небес и тумана, сгущающегося на холмах. Мне повезло

Народная магия и ритуальная магия

Народная магия и ритуальная магия Произносите ли вы простое заклинание, используя предметы из вашего посудного шкафчика, или участвуете в сложной групповой церемонии, источник энергии, питающий их, один и тот же. Каждое заклинание или ритуал связано с направлением

Магия

Магия МагАвтор: green, 27.12.2003Мы с неким товарищем находимся в некоей местности, которую трудно описать однозначно. Одно и то же пространство, выглядит по разному, я точно знаю что места одни и теже. Мы сидим где-то сверху, внизу все как бы покрыто легким туманом. Спускаясь,

Магия

Магия Мы много говорили о магии, но понимаем ли мы, что это такое?Пожалуй, сколько ведьм, столько и определений магии. Некоторые говорят, что это проявление воли. Другие утверждают, что это использование сил, доступных всем, но признанных лишь единицами. Или что это

МАГИЯ PYH

МАГИЯ PYH ФЕУ символизирует первичную, необузданную стихию Огня. Его энергия сравнима с энергией «большого взрыва» и молнии, ударяющей посреди пустыни. Это порождающая сила на самом примитивном уровне. Его энергия не ведает удержу и при магических таинствах весьма

Александра Давид-Неэль Магия Любви и Черная Магия

Александра Давид-Неэль Магия Любви и Черная Магия Предисловие Я долго колебалась, точнее не решалась в течение нескольких лет публиковать эту книгу из-за некоторых чудовищных по своей сути фактов, описанных в ее пятой и, особенно, шестой главах. Снова оказавшись в Азии,

Магия

Магия О том, что при полтергейсте невесть откуда появляются записки, я узнал на собственном опыте. И лишь потом прочитал об этом.Первую полтергейстную записку в свой адрес я получил около восьми часов вечера 23 марта 1987 года. Случилось это в одной из квартир на

Магия

Магия Понятие «магия» очень просто, и в то же время очень сложно, поскольку к области магии можно смело отнести все, что мы делаем, и все, что происходит вокруг нас. Разница между магами и обычными людьми состоит в том, что маги, в отличие от обычных людей, осознают: все, что

Глава 5. Черная магия, белая магия и живой цвет

Глава 5. Черная магия, белая магия и живой цвет «Плохие парни носят черные шляпы, а хорошие парни скачут на белых лошадях». Вот общий уровень интеллектуальных оценок в отношении «белой» и «черной» магии. Если вы умеете читать между строк, то, должно быть, заметили, что я не

Магия

Магия Магия — это явление, когда человек обращается к тайным силам, чтобы повлиять на события, на свою жизнь. Это достигается с помощью определенных предметов или обрядов.К магии относятся гадание, астрология, заклинания, колдовство, алхимия и другие области наших

КАЗАХСКАЯ МАНТИКА

КАЗАХСКАЯ МАНТИКА У казахов существует два основных вида гаданий: гадание на кумалаках и гадание по жауырын.Самым распространенным видом гадания было первое гадание. Название «кумалак» происходит от названия овечьего помета, которым пользовался гадальщик. Выбор

Магия

Магия В толковом словаре слово «магия» определяется, как «использование человеческой воли для создания форм». Магия требует веры в высшую силу и в собственные возможности. Я написала несколько книг о магии и колдовстве и прочла сотни томов, посвященных этому предмету. Я

Магия ци

Магия ци Сила ци обладает глубоким трансформирующим воздействием. Питание вашей ци сделает вас здоровее и расслабленнее на всю оставшуюся жизнь, до самой глубокой старости. Работа с ци расчищает физические блоки и отрицательные мысли и эмоции, возвращает радость и

Источник

Мантика — искусство гадать!

Само слово «мантика» происходит от греческого «mantike» — «гадание» и обозначает состояние сознания, в котором проявляется пророческий дар. А в понятие мантики входят различные практики предсказания грядущего, которые осуществляются при помощи различных средств и приемов.

Феномен предсказания встречался и продолжает встречаться почти что во всех уголках нашей планеты, во всех культурах цивилизации, начиная от первобытных и заканчивая самыми развитыми. Однако самые первые упоминания о методиках предсказания принято относить к 4 веку до нашей эры (это Древний Египет, Китай, Вавилония, Халдея).

gadaniya na novyj god 01 1

С самого начала человечество стремилось постичь знания о своем будущем, искало способы прорицания, что вполне закономерно и обусловило зарождение мантики. Ведь если мы хотя бы отдаленно может предполагать, что будет с нами в ближайшее время, то можем и спланировать свои дела, и откорректировать свое поведение, стать более осторожными или, наоборот, открытыми для новых интересных знакомств.

Таким образом, предвидение, каким бы способом оно не совершалось, дает нам уверенность в завтрашнем дне.

С течением времени изменялись, совершенствовались инструменты, которыми орудует мантика. И хотя такой способ предвидения, как гадание по внутренним органам животного, остался далеко позади (правда некоторые племена индейцев и африканцев до сих пор его используют), ни научный прогресс, ни рост образования ничуть не сказались на популярности большинства способов предсказания.

Существую следующие разновидности мантики, в зависимости от способа получения информации. В свою очередь, все они делятся на два типа.

magic odn 005

Первый тип: гадания по внешним «знамениям»

Также, мантрические методы разделяются на индуктивные, интуитивные и толковательные.

magic 1

Индуктивная мантика берет за основу, что если одинаковы причины, то одинаковы будут и следствия. Сюда относятся такие разделы мантики, как графология (изучение человека и его характера по почерку), физиогномика (изучение характера по лицу), френология (изучение врожденных особенностей человека по форме черепа), хиромантия (гадание по руке). Многие мантики нашли признание в официальных структурах, к примеру, без графологической экспертизы, основой для которой служит графология, редко когда обходятся следователи.

Интуитивная мантика основывается на моторных и сенсорных реакциях организма человека. Классический тому пример – шаманизм. Шаманы являются наиболее яркими представителями гадателей, которые используют сенсорный автоматизм, состоящий в пристальном рассматривании чернил, налитых на ладонь, или кристалла. Интуитивная мантика – это также и пророчества, которые являются единственной формой предсказаний, признанных высшими религиозными авторитетами.

talisman

В основе толковательной мантики – умение извлекать информацию из совершенно случайных комбинаций предметов, используемых для гадания. Самая древняя форма этой мантики – бросание жребия. Сегодня сюда также можно отнести и китайскую «Книгу Перемен», и умение гадать на картах, рунах, игральных костях, бобах, монетках, кофейной гуще и т.п.

Также важно для себя уяснить и разность таких понятий, как гадание и предсказание, которые находятся в рамках мантики.

Гадание рассказывает/показывает то, что должно случиться. А предсказание дает информацию о том, что лишь может произойти, если вы будем следовать намеченному пути. Таким образом, в соответствии с полученными знаниями и своими желаниями, мы может уже выбрать, позволим ли тем или иным событиям наступить или же постараемся изменить возможный ход событий. Предсказание – дает нам свободу выбора, о которой следует помнить.

Источник

Мантика и гадатели

Мантика и гадатели

Насколько всю систему верований иньцев можно считать переходным этапом от древнейших культов к системе религиозных представлений развитого общества, настолько и очень типичную для иньцев систему мантических (гадательных) обрядов можно рассматривать как переходную, сочетавшую в себе и элементы древней магии, и элементы более поздних ритуалов. Гадательные обряды тем отличаются от близких к ним обрядов магических, что они преследуют цель узнать о событиях, а не вызвать их [138, 15]. Судя по находкам археологов, обнаруживших гадательные кости при раскопках стоянок культуры Луншань, мантические обряды были известны в Китае еще в эпоху неолита. Однако в иньском Китае эти обряды заняли уже центральное место во всей системе ритуалов [161; 1024].

Смысл гадательных обрядов в иньском Китае заключался в том, что с помощью специально разработанного и очень сложного ритуала гадатель добивался от божества, в первую очередь от Шанди, ответа на жизненно важные вопросы, которые постоянно интересовали иньцев. Техника обряда была примерно такова. На лопаточной кости животного (обычно барана) или на панцире черепахи гадатель в строго определенном для данного случая порядке наносил несколько углублений. Затем на кости или панцире выцарапывалась надпись, содержавшая вопрос. Вопрос обычно формулировался таким образом, чтобы можно было получить однозначный ответ (да, нет, согласен, не согласен). Затем с помощью специально нагретой бронзовой палочки углубления на кости прижигались. По трещинам на обратной стороне гадатель (иногда им был сам правитель-ван) узнавал, точнее, интерпретировал результат гадания [161, 109 – 110].

Должность гадателя в Инь была весьма важной и ответственной. От того, как будет сформулирован вопрос, какая задача будет поставлена перед духом, зависело очень многое. Вот почему иньские гадатели принадлежали к совсем иной категории людей, чем колдуны-шаманы. Это были прежде всего грамотные люди, в сущности, первые из китайцев, овладевшие очень сложной и трудной для графического воспроизведения иероглифической, скорей даже пиктографической, системой письменности [312, 191 – 192]. Кроме того, они должны были быть ближайшими сподвижниками и помощниками вана, хорошо разбиравшимися во всех тех проблемах, которые стояли и могли встать перед складывавшимся иньским государством [312, 190; 1024, 279 – 280]. Число иньских гадателей было не столь уж велико: по некоторым данным, на протяжении трех столетий было 117 гадателей, имена которых зафиксированы в иньских гадательных надписях [274, 22]. По сути дела, иньские гадатели были первыми представителями высокой социальной прослойки жрецов-чиновников, которая уже в Чжоу была типичной и играла столь большую роль как в государственно-административной, так и в религиозно-этической жизни страны.

Практика гадания для решения важных жизненных вопросов сохранялась и в Чжоу. Согласно материалам «Шуцзин», для разъяснения неясного и сомнительного следовало назначать гадателей и проводить гадание по панцирю черепахи и стеблю тысячелистника14. Всего должно быть семь гадателей (пять – по панцирям, два – по стеблям). Одни гадатели выступали в функции оракулов-интерпретаторов, толковавших результаты гадания, другие – в роли анализаторов, согласовывавших данные различных оракулов [375]. Роль последних была, видимо, наиболее ответственной, так как в их задачу входило не только выбрать нужный результат, но и согласовать его с волей и желаниями вана, его сановников и всего народа. Из приведенной в главе «Хун фань» схемы явствует, что авторы «Шуцзин» призывали в случае разногласий между желаниями разных групп общества и результатами гаданий отдавать определенное предпочтение все?таки данным гаданий, особенно по панцирям [1036, т. IV, 418 – 423; 520, 32 – 33].

В Инь и в начале Чжоу мантические обряды занимали важное место и в политической и общественной жизни. Без обряда гадания – точнее, без апелляции к мнению предков и Шанди – не обходилась ни одна сколько?нибудь важная акция, будь то переселение, объявление войны, закладка нового города и т. п. В «Шуцзин» рассказывается о том, как свое решение переселиться на новые места иньский ван Пань Гэн аргументировал ссылкой на результаты гадания [1036, т. III, 303; 520, 20]. Аналогичный обряд гадания провел и чжоуский правитель, принимая решение создать в районе Лояна новое поселение Лои [1036, т. IV, 523 – 524; 520, 48].

С течением времени значение мантических обрядов постепенно менялось. С одной стороны, в связи с развитием общих теоретических концепций о роли Неба и предков в жизни общества их роль как политического инструмента снижалась. Иными словами, элемент случайности и неуверенности в правильности решения (что и заставляло прибегать к авторитету гадания) постепенно отходил на второй план, уступая место общепризнанным и санкционированным традицией стереотипам, выработавшимся почти для каждого важного случая. С другой стороны, мантика из политического инструмента в руках правителя постепенно превратилась в менее значимый, но гораздо более широко распространенный метод решения многочисленных частных проблем. В этом смысле мантика начала сближаться с магией и стала обслуживать гигантскую и все возраставшую сферу суеверий.

Едва ли можно перечислить все те конкретные случаи, когда китайцы (как в древности, так и в недавнее время) прибегали к гаданию и гадателям. Правильней сказать, что эта практика твердо вошла в жизнь каждого и играла в ней немалую роль. Широкое распространение уже в Древнем Китае получило, например, толкование снов [706]. В одной из песен «Шицзин» [II, 4, V, № 189] повествуется о том, как ван увидел во сне медведей и змей, а гадатель растолковал этот сон в том смысле, что у вана будет много сыновей и дочерей. В другой песне [II, 4, VI, № 190] упоминается, что заснувшим пастухам приснились стаи рыб и толпы людей, множество змей и соколов. Призванный для объяснения сна гадатель сказал, что рыб и людей в столь большом количестве следует воспринимать как предвестника плодородного года, а змей и соколов – как символ увеличения рождаемости. Как видно из этих примеров, направление толкования снов в древности во многом совпадало с желаниями, которые были у тех, кто обращался к гадателю. Впрочем, так было не всегда.

С течением времени практика гадания совершенствовалась, гадатели обрастали все новыми пособиями, книгами, астрологическими картами и т. п. [1009, т. XIII, 903 – 908]. Уже к концу Чжоу гадание в Древнем Китае представляло собой хорошо оснащенную отрасль деятельности, которой занимались часто из поколения в поколение многие тысячи специалистов. Соответственно и рекомендации гадателей становились более разнообразными и сложными. Так, например, когда в конце III века до н. э. императору уже находившейся тогда на краю гибели империи Цинь – Эр Ши-хуану приснился тревожный сон (белый тигр загрыз его пристяжную лошадь), гадатель заявил, что этот сон – результат козней злого духа реки Цзиншуй, который требует жертв. Гадатель потребовал, чтобы Эр Ши-хуан, после соответствующей процедуры поста и очищения, утопил в реке четырех белых коней [929, гл. 6, 121 – 122]. Кроме толкования снов большую роль в деятельности древнекитайских гадателей уже в Чжоу стала играть геомантия (фэн-шуй), адепты которой создали тщательно разработанное учение о том, где и когда, кому и на каких землях надлежит строить дом или храм, гробницу или часовню. При этом весьма строгой регламентации подлежало буквально все: и размер постройки, и форма ее, и высота и ориентация окон и дверей, и даже день начала строительства. Эти регламентации своими корнями восходят по крайней мере к началу Чжоу: согласно некоторым данным, уже в то время существовали правила, по которым простые смертные должны были погребаться в равнинных местах, знатные – на холмах, а императоры – на вершинах гор [368, 62]. Даже если эти правила не очень строго выдерживались (возможно, чаще над гробницей правителя возводили более или менее заметный искусственный холм), они обязательно принимались к сведению. Совершался обряд гадания, и геомант выносил свое решение. Это решение гадателя, которое базировалось на авторитете древних гадательных книг, в первую очередь «Ицзин», всегда играло роль императива. Без помощи геоманта в Китае уже с эпохи Чжоу практически не возводилась ни одна более или менее значительная постройка – особенно если речь шла о доме, храме или гробнице зажиточных людей, дороживших своим благополучием и заинтересованных в процветании своих потомков. К помощи гадателей древние китайцы обращались и во многих других случаях, например при совершении брачных обрядов. Даже сам великий Вэнь-ван перед заключением брака совершал мантический обряд. К гадателю обращались и тогда, когда неизвестно было родовое имя наложницы. Как известно, в Китае издревле строго соблюдалось правило родовой экзогамии, и вплоть до наших дней браки между однофамильцами запрещались. В «Лицзи» специально указывалось, что в случае, если подлинное имя девушки по каким?либо причинам не могло быть выяснено, вопрос о возможности брака с ней решал опять?таки обряд гадания [883, т. XIX, 83]. С течением времени обряд гадания стал важнейшей частью всего свадебного ритуала для каждого китайца.

Если мы попытаемся проследить эволюцию мантических обрядов и их роли в древнейшем Китае, то окажется, что в Инь мантика играла очень важную, ведущую роль в делах всего общества. Позже эта роль стала ослабевать, а сами мантические обряды из первостепенных по значению государственных ритуальных актов превратились в действо, имевшее отношение в основном к сфере суеверий. Соответственно и гадатели из государственных чиновников-жрецов высокого ранга стали служителями культа, в какой?то степени даже слились с шаманами-магами. Эта эволюция необычайно показательна: с одной стороны, она свидетельствует о том, что мантика, сыграв определенную роль в создании новых форм религиозных отправлений, уже вскоре после начала Чжоу почти целиком стала на службу суеверий, с другой стороны, она лишний раз показывает, что для развитого и гетерогенного в этнокультурном отношении общества с его иерархическим государственным устройством примитивные формы отправления ритуалов уже не годились.

Читайте также

Гадания и гадатели в Шан

Гадания и гадатели в Шан Главным моментом в ритуале общения с божественными предками был обряд гадания, который обычно сочетался с обрядом жертвоприношения. Цель гадания сводилась к тому, чтобы поставить предков в известность о тех или иных намерениях, успехах или

Какие гадатели были у греков и персов

Какие гадатели были у греков и персов Греция — страна сухая и безводная. Путников здесь напутствовали пожеланием: «Счастливого пути и пресной воды!» А когда в поход выступало большое войско, то напоить его на стоянке стоило больших трудов.Там, где стояли греки на склоне

Магия, мантика, суеверия

Магия, мантика, суеверия Обслуживание нужд покойников, равно как и различные формы общения с демонами и обезвреживание их злых чар, – все это тесно соприкасалось с тем, какую роль в религиозном синкретизме играли магия, мантика и связанные с ними суеверия. Комплекс

Древнекитайская мантика

Древнекитайская мантика Чтобы понять, откуда же взялась в Китае глубокая развитая философия даосов, попытаемся прежде всего разобраться, что могла внести в ее фундамент древнекитайская мысль. Напомним, что в шанском и раннечжоуском Китае религия в форме

Древняя мантика

Древняя мантика Следует несколько пояснить механизм мантики, поскольку прорицания были распространены почти везде в древних обществах. Мантика основана на включении психики гадающего в алгоритмику эгрегора-бога (либо нескольких эгрегоров) в трансовом состоянии

Источник

Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Adblock
detector