Магия и ритуалы в первобытном обществе

Магия и ритуалы в первобытном обществе

Магия первобытных людей – основная форма древней культуры и религии. Первобытная магия возникает с расцветом человеческой истории. В этот период исследователи обнаруживают первые магические ритуалы, магические обереги.

Магия выступала в качестве попытки воздействия на окружающую реальность, природу, духов, человека при помощи определенных практик. Магия явилась следствием разложения первобытного стада, нижнепалеолитического сознания, вместо которого появилось мифологическое сознание.

Магия выступила формой связи действия и мифа. Магические ритуалы и обряды были и составной частью и репетицией действий. Таким образом, вся жизнь первобытных людей неотделимо связывалась с магией.

Магическое сознание зиждилось на двух основаниях:

О сложной системе магических обрядов известно благодаря археологическим раскопкам и благодаря описанию бытового образа жизни народов, находящихся в первобытных условиях.

Первобытная магия связана с образом сильного колдуна, мага, который имеет власть над явлениями природы и людьми, пользуясь сверхъестественными возможностями.

Первобытные люди считали, что у таких людей есть непосредственная связь с миром духов, поэтому они обладают силами исцеления и защиты, возможностями вызывать дождь, обеспечить успешную охоту.

Обязанностями мага было общение с духами и предками общины, проведение магических ритуалов, обрядов, приготовление ядов, лекарственных средств, противоядий, зелий, защита рода. Решением магических проблем было верное и точное соблюдение обрядов и ритуалов, что породило консерватизм в мифологическом познании мира.

Магические ритуалы часто представлялись в виде целого театрального действия, так как содержали в себе пение заклинаний, танцы, игры с костями или на музыкальных инструментах. Одним из важных элементов было одеяние мага, которое так же включалось в сопровождение обряда.

Нередко колдуны становились общинными «лидерами», даже вождями племени. Они заключали в себе представление, веру о силе, которая передаётся от одного рода другому. Тот, кто имеет доступ к силе, становится вождём племени.

Древние магические обряды

К одному из самых древних магических обрядов относится обряд, который обеспечивает успешную охоту. Многие первобытные народы, при помощи колдуна, просили своих тотемных духов об удачной охоте. В обряд могли входить:

Целью этих ритуалов было расположение духов-предков к общине, это так называемые ритуалы «задабривания».

Вспомогательным магическим средством в охоте была наскальная живопись, которая отображала сцены удачной охоты, как залог хорошей охоты.

К другим магическим обрядам относились обряды плодородия. В магических ритуалах часто использовались изображения духов из камней, костей, рогов, янтаря. Как правило, это был образ великой Матери, которая воплощала плодородие земли, и всего живого.

Вызывание дождя так же относилось к магическим обрядам плодородия. Первобытный человек наделял магическими свойствами все, что видел, чего боялся, почитал или не понимал. С каждым разом магические представления и ритуалы усложнялись по мере развития представлений о мире духов и Богов, что вело и усложнение характера общения с ними.

После распада первобытно-общинного уклада магия не исчезла, а переродилась в качестве основы для дальнейшего развития ритуальных действий, вроде чародейства, колдовства, гадания, астрологии. Магия стала так же источником для средневековой алхимии.

Источник

Магия в первобытном обществе

Определение понятия магии. Видовая классификация магии по С.А. Токареву. Анализ причин поиска первобытным человеком иррациональных средств практического воздействия на природу. Описание элементов магических действий. Примеры колдовских ритуалов.

Рубрика Культура и искусство
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 03.11.2016
Размер файла 21,0 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Иркутский государственный университет путей сообщения»

Красноярский институт железнодорожного транспорта

— филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего образования «Иркутский государственный университет путей сообщения»

Факультет «Заочное обучение»

Кафедра «Гуманитарные дисциплины »

«Магия в первобытном обществе»

по дисциплине «Культурология»

Выполнил студент(ка) группы З/о- СОД.1-16-1

Проверил к.и.н., доцент кафедры

Понятие, сущность магии

Магические действия и обряды

Представление о дикости, примитивности первобытного человека и первобытной культуры имеет мало общего с действительностью. Первобытные люди были способны к высоким духовным взлетам, они обладали мощным творческим потенциалом, их духовная культура поражает своим богатством и содержательностью. Одаренный творческим порывом, первобытный человек создавал религиозные верования и ритуалы, мифологию и искусство, он стремился проникнуть в тайны мироздания, ему были свойственны философские прозрения, ум его обладал способностью к абстрактному мышлению, его общественная жизнь опиралась на нравственные и социальные нормы.

Читайте также:  Гороскоп для тельца и рыбы в любви

Формами выражения социальных норм первобытного общества выступали в основном обычаи, традиции, ритуалы, обряды, которые закрепляли правила поведения членов рода в различных ситуациях.

Советский исследователь первобытной культуры С.А. Токарев в свою очередь предложил оригинальный вариант классификации магии по видам:

Магические действия и обряды

Средства к существованию древнейшие люди добывали охотой, рыбной ловлей, собирательством. Однако первобытный охотник, несмотря на все свое умение и искусство, часто оставался без добычи, а рыболов без рыбы, зверь исчезал из леса, рыба покидала реки. Растительную же пищу можно было добывать лишь в определенные месяцы года. Трудовая деятельность первобытных людей, все усилия наших далеких предков, имевшие своей целью обеспечить себя и своих близких средствами к существованию, нередко заканчивались безрезультатно. Это вызывало у них состояние неуверенности в своих силах, неуверенности в будущем. Отсутствие реальных средств, гарантирующих надежные и постоянные результаты производственной деятельности, и явились основными причинами того, что человек каменного века обратился к поискам иррациональных средств практического воздействия на природу. Конкретные формы колдовства создавались каждым родом, племенем, общиной самостоятельно, результатом чего явилось бесчисленное многообразие магических ритуалов и обрядов. Так экономическая неразвитость, слабость первобытного человечества, выразившаяся в практическом бессилии человека перед природой, и явилась тем социальным фоном, на котором выросла вера в магию. первобытный магия колдовской ритуал

Первобытные люди были убеждены, что посредством исполнения магических обрядов они вступают в контакт со сверхъестественной силой, могущей защитить их от стихий природы, от всех злых сил и существ, помочь в достижении той или иной практической цели, которую они не в состоянии достичь посредством реальных приемов и средств.

Магические обряды, которые проводили древние колдуны, часто представляли собой настоящее театральное действо. Они сопровождались пением заклинаний, танцами или игрой на костяных или деревянных музыкальных инструментах. Одним из элементов такого звукового сопровождения часто служило и красочное, производившее шум одеяние самого колдуна.

Ученые описали и систематизировали буквально тысячи колдовских ритуалов и верований, бытовавших у разных народов в разные времена. Исследователи открыли пещерные рисунки, называемые вонджина, у туземцев северо-западной Австралии. Чтобы был хороший дождь, хороший урожай, много скота.

Для этого туземцы рисовали под вонджина то, что им было нужно. Отправляясь на поиски пищи, на охоту, люди первобытной общины не были уверены в успехе. Ведь не раз, даже подраненный, зверь убегал от них. Как обеспечить себе удачу Человек пытался внушить животному, что именно он ждет от него. Он перевоплощался в будущую добычу, надевал маску зверя, подражал его повадкам, поведению, которые знал превосходно. Охотники собирались в потайном месте, наряжались, устраивали магические пляски, церемонии, настигая добычу и убивая ее. В нарисованный контур животного летели дротики, стрелы. Очевидно, без таких вот священнодействий племя не рисковало начинать охоту. Очевидно и другое весь обряд в мельчайших подробностях передавался следующему поколению как самое ценное достояние. Так же как процедура охотничьего колдовства, из рода в род переходили амулеты и талисманы, различные предметы, будто бы обладающие необыкновенными силами воздействия на окружающий мир, способные приносить человеку удачу и здоровье.

С переходом к земледелию магические обряды исполняются, чтобы воздействовать на силы природы и добиться от земли хорошего урожая.

Меланезийцы Тробриандовых островов, например, чтобы клубни выращиваемых ими земледельческих культур таро и ямса были большими и крепкими, зарывали на своих огородах камни, напоминающие по форме эти клубни, предварительно их заговорив.

Еще в прошлом веке русские крестьянки в момент посадки капустной рассады туго обвязывали голову платком, чтобы и кочаны получались тугими и упругими. Часто обряды имели своей целью передачу земле силы человеческого плодородия у многих народов мужчины и женщины во время полевых работ обнажались, исполняли эротические пляски, вступали на поле в половую связь. Иногда главным содержанием земледельческой магии было ритуальное убийство людей.

Так, у индейского племени пауни был такой обряд молодую обнаженную женщину ставили на пьедестал, вокруг которого находились вооруженные луками воины. В определенный момент все они вместе выпускали в девушку свои стрелы. После этого ее тело рубили на куски и зарывали их на поле, а кровью поливали посевы. У одного из племен Западной Африки существовал аналогичный обряд, ежегодно перед полевыми работами совершалось ритуальное убийство мужчины и женщины, после чего их тела закапывались на поле. Обряд совершался в надежде, что мужская и женская сила передастся земле и обеспечит ей плодородие.

Читайте также:  Значение таро да нет карты двора

Страшным бедствием для земледельцев была засуха, наводнение и другие стихийные бедствия. Вот почему появились многочисленные магические обряды, имевшие своей целью влиять на погоду и составившие отдельный вид магии метеорологическую, или магию погоды. Здесь наиболее распространенными являлись обряды вызывания дождя. Вот как вызывали дождь колдуны центрально-австралийского племени вонконгуру.

Двое заклинателей дождя по очереди зачерпывали заколдованную воду в деревянное корыто и разбрызгивали ее в разные стороны, производя при этом пучками перьев шум и шорох, имитируя тем самым звук падающих капель дождя. Некоторые обряды метеорологической магии предназначены вызывать солнечный свет. Колдуны с острова Флорида, совершавшие этот обряд, привязывали листья и прутья определенной породы дерева к концу бамбукового шеста и держали его над огнем, раздувая его и произнося одновременно магическое заклинание, переходящее на огонь, а с него на листья. Затем шест укреплялся на верхушке дерева, ветер должен был сдуть с него чары и унести их вдаль, ожидалось, что после этого засияет солнце.

В силу неразвитости первобытной практики и идеологии, колдовские обряды сопровождали буквально каждый производственный процесс людей того времени, при этом магические верования тесно переплетались с верными наблюдениями над природой.

Субъектом любого магического действия является колдун профессионал или любитель. На самых ранних ступенях развития первобытного общества профессиональных колдунов еще не было. Магические обряды и ритуалы выполнялись любым из членов племени, чаще стариками, владевшими опытом исполнения необходимых церемоний. Впоследствии появились люди, которых считали наделенными особыми способностями, и, прежде всего, способностью общаться со сверхъестественным миром и его обитателями. У разных народов их называли по-разному колдун, волхв, заклинатель, шаман и т. д. Но социальная функция в доклассовом обществе у них была одна магическая практика, своей целью имеющая обеспечить первобытной общине покровительство сверхъестественных сил и защитить от колдовских происков со стороны недружелюбных племен и злых духов.

Во все времена и у всех народов магия была непременным атрибутом жизни, о чем свидетельствуют летописи, предания, легенды. Она лежит в основании всех религий. Очевидно, что магия существует столько же, по меньшей мере, сколько существует человек. У людей, живших в древние времена, недостаток знаний и невозможность логически объяснить явления, происходящие возмещается чувственным восприятием. В связи с этим, богатое воображение, которому может позавидовать любой социальный человек нашего времени, рисовало невидимые образы, которым люди верили безоговорочно и посредствам самовнушения получали в итоге желаемый результат, к сожалению не всегда положительный. В нашу эпоху научно-технического прогресса мы по-прежнему не в силах объяснить положительные результаты, например, нетрадиционной медицины. Мы ежедневно, не задумываясь о том, пользуемся сотнями маленьких магических обрядов постучать по дереву, плюнуть через плечо, не целоваться через порог, пожелать чихнувшему здоровья даже не подозревая о их магическом происхождении. Магические обряды, которые проводили древние колдуны, часто представляли собой настоящее театральное действо. Они сопровождались пением заклинаний, танцами или игрой на костяных или деревянных музыкальных инструментах. Одним из элементов такого звукового сопровождения часто служило и красочное, производившее шум одеяние самого колдуна.

Полный обзор понятий, классификаций, видов, типов магии и магических обрядов позволяет сделать общие выводы, имеющие принципиально немаловажное значение.

Понятие «магии» это общее обозначение многочисленных и весьма разнообразных обрядов и соответствующих им поверий. Нечто общее, что объединяет и оправдывает данное общее обозначение, не что иное, как психологическое содержание магических представлений: идея способности человека воздействовать сверхъестественным образом на явления внешнего мира.

Список использованной литература

1. Магический кристалл М Республика 1992г.

2. А. Ю. Григоренко Разноликая магия М Советская Россия 1987г.

3. Папюс Практическая магия М Renaissance 1991г.

4. И. И. Жерневская, Л. В. Шарманова Куда ведет аллея сфинксов, Лениздат, 1990г.

5.Сущность и происхождение магии С.А.Токарев

Источник

Обряды, ритуалы, магия в культуре первобытной эпохи

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 17:35, реферат

Описание работы

Представление о дикости, примитивности первобытного человека и первобытной культуры имеет мало общего с действительностью. Первобытные люди были способны к высоким духовным взлетам, они обладали мощным творческим потенциалом, их духовная культура поражает своим богатством и содержательностью. Одаренный творческим порывом, первобытный человек создавал религиозные верования и ритуалы, мифологию и искусство, он стремился проникнуть в тайны мироздания, ему были свойственны философские прозрения, ум его обладал способностью к абстрактному мышлению, его общественная жизнь опиралась на нравственные и социальные нормы.

Читайте также:  Китайская астрология бацзы калькулятор бесплатно с расшифровкой

Формами выражения социальных норм первобытного общества выступали в основном обычаи, традиции, ритуалы, обряды, которые закрепляли правила поведения членов рода в различных ситуациях.

Целью данной работы является исследовать специфику обрядов, ритуалов и магии в культуре первобытной эпохи.

Содержание

Глава 2. Ритуал и его функции в первобытном обществе.

2.1 Древние ритуалы и традиция.

Глава 3. Магия, ее значение и виды.

Глава 4. Религиозные обряды: их практическое и символическое значение в культуре первобытной эпохи.

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

чистый.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

На тему : «Обряды, ритуалы, магия в культуре первобытной эпохи»

Выполнил: студент 2го курса

Ю-09-2, дневного отделения

Глава 2. Ритуал и его функции в первобытном обществе.

2.1 Древние ритуалы и традиция.

Глава 3. Магия, ее значение и виды.

Глава 4. Религиозные обряды: их практическое и символическое значение в культуре первобытной эпохи.

Список использованной литературы

Представление о дикости, примитивности первобытного человека и первобытной культуры имеет мало общего с действительностью. Первобытные люди были способны к высоким духовным взлетам, они обладали мощным творческим потенциалом, их духовная культура поражает своим богатством и содержательностью. Одаренный творческим порывом, первобытный человек создавал религиозные верования и ритуалы, мифологию и искусство, он стремился проникнуть в тайны мироздания, ему были свойственны философские прозрения, ум его обладал способностью к абстрактному мышлению, его общественная жизнь опиралась на нравственные и социальные нормы.

Формами выражения социальных норм первобытного общества выступали в основном обычаи, традиции, ритуалы, обряды, которые закрепляли правила поведения членов рода в различных ситуациях.

Целью данной работы является исследовать специфику обрядов, ритуалов и магии в культуре первобытной эпохи.

Для достижения заданной цели поставлены следующие задачи:

При работе над данным рефератом использовались следующие методы исследования:

Данная тема не нова в изучении предмета культурологии. В разное время ее разработкой занимались такие ученые как: Э. Б Тайлор; А.В. Маслов; А.К. Байбуров; В. Тернер; А.Н..Маркова др.

Глава 1. Особенности культуры первобытной эпохи

Одной из особенностей первобытной культуры является ее гомо-генность (однородность). В современной культурологии выделяется три типа социокультурных систем: гетерогенные (неоднородные), гомогенные и гомеостатические. Первым присущи: 1) аксиологический (ценностный) плюрализм и 2) существование множества социальных групп с дифференцированными, зачастую антагонистическими интересами. Эти системы, типичные для европейского круга культур, являются гетерогенными в двойном смысле: культурном и социальном.

Третья особенность первобытной культуры состоит в том, что она представляет собой культуру табу (запретов). Обычай табуирования возник вместе с тотемизмом, он в тех условиях выступает в виде важнейшего механизма контроля и регулирования социальных отношений. Так, половозрастное табу регулировало половые связи в коллективе, пищевое табу определяло характер пищи, предназначенной вождю, воинам, женщинам, детям и др. Ряд других табу был связан с неприкосновенностью жилища или очага, с правами и обязанностями отдельных категорий членов племени. Некоторые вещи, в том числе и пища, принадлежавшие вождю, тоже были табуированы. Исследователи (Дж. Фрэзер, Л. С. Васильев и др.) приводят многочисленные примеры того, что нарушения табу приводили к смерти нарушителя. Например, один из новозеландских вождей высокого ранга и великой святости оставил на обочине дороги остатки обеда, которые подобрал и съел его соплеменник. Когда ему сообщили, что он употребил в пищу остатки трапезы вождя, он скончался в мучительных страданиях.

К этому следует добавить, что у первобытных народов действует еще одно табу помимо вышеупомянутых, а именно: табу на прогресс, на новации любого рода. На последний момент нужно обратить особое внимание, ибо с ним связаны явления альтернативности и многовариантности в мировой истории и многообразия культур. Подобно тому, как в случае с табу блокируется даже сильнейший инстинкт самосохранения, здесь парализуется потребность новаций в социально-экономической сфере; детерминация прогрессивного развития, импульсы которой идут из этой сферы, пресекается в случае, если противоположные данной детерминации нормы поведения становятся внутренними побудительными стимулами жизнедеятельности людей, превращаются в стереотипы поведения. Этот феномен с наибольшей, «классической» ясностью проявляется на стадии первобытного развития человечества, когда особую роль играют различного рода ритуалы.

Глава 2. Ритуал и его функции в первобытном обществе.

В древних религиях ритуал был главным выражением культа высшей силы, т.е. ее почитания, обожествления, умилостивления, поклонения ей, жертвоприношения. Основные темы древнейших ритуалов – это сотворение космоса (миропорядка) из хаоса, природный круговорот жизни и смерти, зимы и лета, дня и ночи.

Источник

Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Добавить комментарий