Магия и ритуалы в древнем египте

Содержание

Краткий обзор магии древнего Египта

Введение в магию Египта

Есть много определений магии. Одно из определений магии в словаре это: «Практическое использования чар, заклинаний и ритуалов, чтобы попытаться производить сверхъестественные события или управлять событиями в природе».
Еще одно определение из другого источника: «Магия является попыткой получения ответа у Бога и манипулировать ею для целей человека. Древние верили, что богами можно манипулировать».

Но можно определить третье понятие магии, и будем использовать, чтобы узнать что такое Магия Египта:

«Использовать ритуальные действия, для манипуляций или контроля природных, духовных явлений или событий сверхъестественным образом».

Используя это определение, давайте посмотрим на то, что мы называем «индийский танец дождя». Как это укладывается в наше понятие магии?

Обратите внимание, что засев облаков при помощи самолетов не подходит термин магии, поскольку манипуляции природой происходят не сверхъестественным путем, а по научной методики. Используя наше третье определение магии, то определенные действия считаются магией, только если оно отвечает всем 3 критериям.

Магия Египта, какая она была в древности

Наше определение хорошо сочетается с египетским использованием определения термина Магия. Египтяне использовали магию для своих практических и религиозных целей. Они считали, что божественная магия должна служить на благо человечества. Магия для египтян стояла на ряду с привычными нам научными областей знаний: таких как: архитектура, литература, медицина и т.д. Это был просто еще одна категория знаний, используя для контроля над окружающей средой и религией.

В нашем современном обществе, волшебное слово не передает силу так сильно, как это было в древней египетской культуры. Для египтян, магия была реальной и мощной силой. Это было существенным и мощным средством общения, манипулирования и контроля за богами. Например, их жизнь зависела от сельского хозяйства и, таким образом магия египтян использовалась для контроля над погодой. Используя магию, чтобы управлять погодой имело важное значение для их выживания. Кроме того, как мы потом рассмотрим, магия было необходима после смерти для безопасного прохода человека в загробную жизнь.

Примеры некоторых важных древних египетских магических ритуалов, это защита от врагов. Уничтожение фигуры противника из воска и глины было определенным ритуалом. Также магия использовалась, для того, чтобы держать на расстоянии духовных врагов (то есть богов, которые были неблагоприятными по отношению к ним или хотели причинить им вред). Также заклинания были использованы против врагов. Например, были заклинания, которые вызывают злых богов, которые появляются в снах человека. Также личное использования магии включало использование любовных зелий. Зелья обычно состояли из определенной жидкости или пищи, которые были основой для действия заклинания. Для древних египтян, зелье не сильно отличается от обычного рецепта врача. Помните, магия была просто другой областью знаний, как медицина и была очень реальной для них.

Цель магии, заставить помогать им божественных сил. Как правило, лицо, осуществляющее магическое действие было в маске определенного божества, для получения силы этого божества. Кроме того, человеку могут угрожать тяжелые последствия, если требования не будут выполнены.

Многие египетские боги вызывались с помощью магии, но наиболее часто вызывался бог Isis, она была защитником сына (Horus), помогая человеку.

Сны и пророчества

Магия была также использовалась для предсказания будущего. Один из способов сделать это, была статуя бога, который выступал перед жрецом в качестве оракула. Кроме того, предсказание будущего могло быть получена через толкование сновидений. Египтяне рассматривали сны, как средство, в котором боги могли бы заключать договора с людьми. Другая практика, известная как «инкубация», включает в себя спящими в храма, чтобы получать вещие сны от Бога.

Амулеты и их сила в древнем Египте

Амулеты использовались для магической защиты. Они использовались как для живых, так и для мертвых. При раскопках египетских гробниц было найдено множество амулетов. Амулеты были разной формы, в виде: богов, богинь, животных, предметов, частей тела и т.д., и, как полагают, содержат в себе специальные свойства. Некоторые амулеты были завернуты вместе с мумией. Мумия Тутанхамона является отличным примером, и много таких амулетов было найдено завернутых в его мумию. Некоторые найденные предметы в мумиях, такие как цилиндры фараона состоящие из меди и цинка, до сих пор таят в себе загадки того времени. Биофизики и медики и считают, что цилиндры, зажатые руках мумии образовывают некую биологическую батарейку, воздействуя на организм человека. Египтяне использовали эти цилиндры для особых целей, для живых поддерживая жизнь, для мертвых сохраняя тела нетленными. Много различных веществ было также использовано в создании амулетов, из камня, дерева, глины и т. д. Так как некоторые вещества обладают определенными свойствами, очень важно было правильно выбрать вещество для конкретного типа амулета. Магия письменности также рассматривалась у египтян как амулет, в подтверждение этого много таких магических папирусов было найдено в гробницах. Таким образом, ношение амулетов при жизни был средством поиска защиты и помощи у богов. После смерти амулеты давали специальную защиту, которая также была необходима, но про это чуть позже.

Использование магии в медицине

Медицина практикуется как на научном, так и на магическом уровне. Рецептура опиралась как на фармакологию так и на симпатическую магию. Существовали много заклинаний, чтобы вылечить от змеиных укусов. Заклинания использовались для родов, беременности и зачатия. Многие заклинания были найдены для защиты новорожденных и детей, для периода кормления грудью, и защиту против детских болезней.

Магия египтян для мертвых

К загробной жизни египтяне подходили с особой трепетностью, для них было важно провести обряд магическими заклинаниями в местах погребения для их защиты. Самая ранняя находка таких заклинаний было найдено вписанными в пирамидах Древнего Царства королевской семьи. Их называют «Тексты пирамид», и были начертаны на стенах пирамид. Было найдено около 800 таких заклинаний. Осирис впервые появляется в этих текстах, как хозяин царства мертвых.

Первоначально, только царю обещалось бессмертие. Во время первого промежуточного периода, обещание бессмертия начало распространяться на более широкий социальный класс. Можно сделать вывод что за этот период было значительно расширенно количество заклинаний. В самом деле, было найдено более 1100 заклинаний. Эти заклинания копируются на внутренней поверхности гроба. И эти тексты называют «Гробовые тексты». Многие из них были путеводителем в потусторонний мир, чтобы дух не заблудился.

Читайте также:  Догма и ритуал высшей магии леви скачать

Позже, во время Нового царства, эти заклинания были скопированы на папирусные свитки и были доступны любому, кто мог за них заплатить. Нам эти папирусные свитки известны как «Египетская книга мертвых». Египтяне называли его своим настоящим именем, который является «Книга после наступления дня». Эти книги не были стандартизированы, и изменялись, дописывались, перерабатывались.

Таким образом, для древнеегипетского народа магия была важна не только для жизни, но и для загробной.

Источник

Египетская магия

Амулеты начали использоваться в Египте. Древние египтяне верили, что талисманы защищат их от всех опасностей. Каждый амулет имел свое значение.

Черная магия: суть

Всевозможные проклятия были популярны в древнем Египте. Многие убеждены, что именно Египет был местом рождения колдовства. Считается, что магия египтян была черной.

Она была доступна только жрецам, которые как раз и помогали обычным людям устанавливать связи с богами и решать задачи. Жрецы давали ответы на вопросы о будущем, помогали проводить обряды.

Большой популярностью пользовались различные любовные напитки, с помощью которых привораживали людей. Часто проводились обряды на изгнание духов. Во время проведения жрецы использовали амулеты и талисманы.

Суть египетской магии в обращении в божественному пантеону. Важно было правильно строить речь, произносить имена нужным тоном. Египтяне, в отличие от христиан, обращались к богам в приказном форме. Боги были мощным инструментом исполнения своей воли.

Обряды выполнялись на изгнание злых духов, на привлечение удачи, на здоровье, деньги, любовь.

Больше информации о магии Древнего Египта ниже.

Исторические факты

Именно египтяне были первыми людьми, которые начали использовать амулеты. Они не сомневались в том, что определенные предметы способны защитить их от всех опасностей. Древнеегипетские обереги изображали богов, животных, символы.

Вещицы изготавливались из разных материалов. Волшебной силой их наделяли произнесенные заклинания. Каждый амулет имел определенное предназначение.

Древние египтяне активно использовали как любовные зелья, так и отворотные напитки, с помощью которых можно было разрушить чей-то брак. Некоторые рецепты, дошедшие до наших дней, современным людям покажутся безумными.

Скажем, в одном из текстов предлагается взять яблочные зерна, ячмень и кровь клопа, укусившего черную собаку. Все это необходимо смешать с перхотью убитого человека, а также кровь того, кто желает приворожить объект своей страсти.

Черной магии отводилось особое место. К примеру, в Древнем Египте получили широкое распространение всевозможные проклятия. Каждая гробница содержит описание тех ужасов, которые ожидают человека, посмевшего потревожить усопшего фараона.

Удалось установить, что однажды фараон Эхнатон наложил проклятие памяти на бога Амона-Ра. Потомки Эхнатона в наказание подвергли его анафеме, отказались от его наследия.

Источник

Египетские заклинания

Магия Древнего Египта по сей день является предметом многочисленных споров. Исследователи данной культуры, изучив невообразимое количество дошедших до нас книг и артефактов, спорят о том, была ли древнеегипетская магия черной или белой.

На самом деле, этот каверзный вопрос имеет простое объяснение. Магия в Древнем Египте была тесно связана с религией. Применяли её в основном жрецы, простым жителям она была недоступна. Получив огромную власть в свои руки, многие жрецы стали применять её во вред народу и во благо себе, извратив первичное представление о божественном даре. Магия разделилась на две категории: утратившая изначальный добрый посыл стала чёрной, а поддерживаемая добропорядочными жрецами осталась белой.

В этой статье мы подробно разберём саму суть древнеегипетской магии, узнаем, как отличить белые заклинания от чёрных и перечислим наиболее мощные белые заклинания.

Какие бывают египетские заклинания?

Смотрите еще.

Суть древнеегипетской магии в непосредственном обращении к божественному пантеону. Правильное построение речи, применение имён богов соответствующим тоном давали жрецам власть над исполнением своих желаний. Путем многочисленных исследований было выявлено главное отличие христианской и египетской магии.

Если христиане в молитвах и ритуалах обращались к Господу с просьбой, говоря «На всё воля твоя», то египтяне же взывали к богам в приказной форме. Боги Древнего Египта, несмотря на священность и власть, для жрецов были мощным инструментом исполнения своей воли. В отличие от многих культур, этот народ стремился обрести власть над богами и подчинить их своей воле. Если Моисей, согласно святому Стефану, наученный «всей мудрости Египетской» творил чудеса по слову иудейского Бога, то магия египтян творилась богами по власти человеческой.

Оттого тонкая грань между белым и чёрным истончилась, однако сила древнеегипетской магии только возросла. До наших времён дошло малое количество белых заговоров. Благодаря книгам, найденным на раскопках, исследователи выделили наиболее мощные из них: заклинания на изгнание злых духов, привлечение удачи и счастья, укрепление тела и духа, рост благополучия, здоровья и любви.

Египтяне не придерживались чёткого соблюдения временных рамок и положения светил на небесах. Главным правилом произнесения заклинаний оставалось чёткое произношение.

Изгнание злых духов

Огромное внимание маги Древнего Египта уделяли амулетам и талисманам. Фигурки скарабеев, анкх, глаз Тота, крылья Исиды, фигурки богов выступали накопителем для магических сил и маятником для богов.

Традиционно заговор на изгнание злых духов произносился с помощью талисмана, выбранного жрецом. Особое предпочтение в заклинаниях на изгнание отдавалось Урею — защитному символу фараонов. Урей представлялся в виде змеи, выступающей изо лба фараона. В современном мире такой предмет можно найти в специализированных магазинах, или же изобразить для ритуала на бумаге.

Чтобы изгнать злого духа, египтяне привязывали одержимого к кровати на ночь и читали два заговора: один — вечером, другой — наутро.

Также в ритуале использовали благовония и окуривающие смеси для того, чтобы быстрее изгнать демона и не дать ему вернуться.

Вечером над больным произносили, выставив перед собой символ Урея:

«Тот, бог мудрости, Исида, мать всего сущего, услышьте слова мои и донесите их до Амона. Из тела бренного, духом злым осквернённого зло изгоните и Анубису верните».

Утром комнату с больным отпирали, читали ниже описанный заговор, а затем освобождали.

«Как замок был надёжно заперт, так душа для злых демонов силой Осириса будет закрыта. Отныне и впредь».

Египтяне почитали богов, несмотря на извечное стремление подчинить себе их власть, поэтому традиция жертвоприношений после успешных ритуалов практиковалась повсеместно. Египтяне отдавали земле во славу богов кровь, вино, пищу. Современные маги, практикующие египетскую магию, благодарят богов красным вином и белым хлебом.

Привлечение удачи

Данное мощное заклинание направлено на привлечение удачи и наложение защиты на заговариваемого. Для ритуала вам понадобится:

Свечу зажгите и поставьте на рисунок. Сосредоточьтесь и громко, чётко и внятно произнесите первую часть заговора:

«Нет убежища для сердца, кроме Амона. Тот, чьё имя — величайшая тайна. Я рассыпаю слова вслух так, что Нил услышит моё добро. Отвратятся неудачи и спросят боги моей защиты и удачи».

Пергамент расстелите перед свечёй и напишите теми же чернилами следующее:

«Амон Ши, приходящий в наш мир для того, чтобы мы повторили добрые дела его, сделал чистым сердце моё, чтобы я заставил зло умолкнуть. Четыре добрых дела сделал я, четыре ветра для каждого, чтобы тот смог дышать. Я устроил Великий потоп, чтобы бедные возымели Великую власть. Я сделал всё, я приказал злу не совершать лиха и делать добро во имя подношения Богам».

Исписанный пергамент положите под свечу и проговорите третью часть заговора:

Читайте также:  Для чего в магии используют пижму

«Амон, слова, произнесённые тем, чьё имя известно тебе одному, благослови меня защитой и удачей».

Оставьте свечу догорать, под конец аккуратно сожгите в её пламени папирус и рисунок. Пепел бросьте в реку.

Здоровье

В ритуалах излечения также применялись магические знаки. Чаще все это был крест с закруглённым наконечником, называемый «анкхом», что в переводе означало «жизнь» или «жизнь вечная».

Заговор читали как над больными, так и над собой, по необходимости. Для этого анкх клали в воду и заговаривали её:

«Сила великой реки придаст мне свободы, сила чёрной земли придаст мне крепости. Сила Осириса, нетленного, придаст неуязвимости. К трём столпам взываю и жизненной силы прошу».

Затем воду выпивали.

В современных условиях анкх легко найти в продаже, также можно вылепить его из глины и обжечь, сплести из лозы или просто нарисовать на вощёной бумаге несмываемой тушью.

Деньги

У древних египтян финансовое дело было развито гораздо больше, нежели у тех же славян. Посему денежному достатку придавалось огромное значение. За благополучие в древнеегипетском пантеоне отвечали Шаи, первоначальный бог виноградной лозы, покровитель богатых, и Хапи — бог урожая.

Призывая к этим богам, жрецы брали сосуды с водой и садились между ними. Пальцами, омоченными в разных сосудах, рисовали на лбу корону и читали заговор:

«Я (ваше имя), приветствую вас, о Шаи, бог удачи, и Хапи, бог плодородия. Взываю к вам властью, данной мне чёрной землёй и течением глубокого Нила. Как воды его текут под землёй, вымывая вверх золото, так пусть прибьёт его к ногам моим. Пусть, приумножаясь, не оскудеет моё богатство. Примите в жертву полям своим воду эту и вознаградите семью мою достатком».

На этих словах сосуды опрокидывались, и вода вытекала в землю.

Любовь

К заговорам на любовь прибегали в основном женщины, мужских заговоров до наших времён дошло мало. Современные белые маги-практики призывают отказаться от египетских мужских заговоров на любовь, считая их опасными как для творящего магию, так и попадающего под её влияние. Древнеегипетские жрецы-мужчины, прибегая к приворотам, не скупились на изъявление власти, тем самым грубо подчиняя себе человеческую волю. В отличие от них, женщины, существа более богобоязненные, относились к заговорам на любовь так, как христиане относятся к молитвам. С соответствующим благоговением, просьбой, подпитываемой искренностью чувств.

Перед тем, как читать заклинание на любовь, египтянки брали фигурку Хатор и обматывали её красной нитью или лентой.

«Я, дочь Света (имя) приветствую тебя, о Ра, о покровитель. Приветствую я семь явлений Хатор, семь лик богини любви, рождающей Солнце. Приветствую я всех богов земли, всех покровителей неба. Придите вы к (имя возлюбленного), да возьмите за руку, да направьте ко мне, как белую корову, идущую за травой зелёной, как стадо, идущее за пастухом. Миг будет идти, да век со мной проведёт, и рядом со мной потеплеет».

Последствия

Подводя итоги, можно сделать вывод, что магия Древнего Египта делилась на два типа. Ритуальная или погребальная магия, направленная на благо живых и мёртвых. И проклятия, применявшиеся с исключительно отрицательными намерениями. Каждый маг, выбирая путь в своём ремесле, избирает для себя позитивный или негативный ключ. Однако, бросая вызов этике, морали и мнению другого человека, заклятия не всегда классифицируются только черными или только белыми. Следует быть крайне аккуратным и отдавать себе отчёт в производимых движениях, чтобы предсказать последствия. Именно в этом заключается главный принцип египетской магии.

Каждый маг в современном мире может как создать, так и уничтожить. Независимо от избранного пути, он должен видеть результат, к которому стремится и осознавать всю ответственность, что на себя берёт. От этой тонкой грани между причинением зла и принесением пользы берёт начало египетская магия, считающаяся очень сложной и мощной. Любой вид магии открывает человеку путь к самосознанию и открытию тайн, сталкивает с неизведанными областями внутреннего мира и даёт шанс измениться.

В данной статье вы ознакомились с исключительно белыми примерами египетской магии, неспособными причинить вред при умелом использовании.

Источник

Краткий курс египетской магии: как правильно просить у богов благополучия и любви

В мифологической серии издательства «Манн, Иванов и Фербер» выходит новая книга (всего их уже пять, и все они заслуживают внимания) — на сей раз это труд доктора исторических наук Гэрри Дж. Шоу о египетской мифологии и о том, как древние жители долины Нила объясняли окружавший их мир. Публикуем фрагмент, из которого вы узнаете, почему древнеегипетский храм нельзя было посещать так же свободно, как христианские церкви или мусульманские мечети, каким ритуалом и сейчас можно вызвать бога Имхотепа и что нужно сделать, чтобы вечно жить в доме бога солнца Амона.

Мифология и храмы

Идет 1200 год до новой эры. Вы подходите к мощным стенам, за которыми прячется святилище Амона в Карнаке. Отбрасывая длинную тень, перед вами высится прямоугольной формы преграда, сложенная из серого сырцового кирпича. Эти стены, укрывающие от глаз храмовый комплекс, отделяют шумный, суматошный город с его скученными домами, крикливыми торговцами и грязными улицами от чистого, просторного, священного жилища богов.

Вы шагаете во врата и видите светлые стены храма Амона с величественными пилонами при входе и высокими кедровыми шестами для флагов у фасада; на плитах из песчаника вырезаны сцены: фараон восседает в обществе богов. Пилоны значительно превосходят размерами любой дом в вашем родном городе — уже это наполняет вас благоговением, и вы возносите хвалу богам, столь милостивым к Египту.

Одни паломники пытаются выцарапать из стены кусочек камня, впитавшего божественную силу, желая привезти его домой. Другие потирают статуи древних вельмож, которые сидят или стоят на коленях у врат, словно каменные стражи, устремив незрячие взоры в вечность.

Эти манящие деревянные врата ведут в священный дом Амона, но вам туда хода нет. Лишь по особым дням их открывают настежь и пускают в святилище обычный люд, и то не далее внешних дворов.

Там удачливые паломники могут взглянуть на изваяния первых вельмож Египта — тех, кто с царского дозволения воздвиг внутри собственную статую, чтобы вечно участвовать в священных обрядах, принимать храмовые подношения и пребывать подле бога Амона. Однако если сегодня самый обычный день, если вы не жрец и не фараон (который фактически тоже жрец, только верховный), вас туда не пропустят.

Древнеегипетский храм не похож на церковь или мечеть: верующие не могли собираться там в любой день для общей молитвы. Он считался жилищем бога, его земным пристанищем — местом, где соприкасались небо и земля; мирозданием в миниатюре.

Гипостильный зал считался тростниковыми болотами — переходным пространством, где из вод Нуна поднялся первый холм творения. Его колонны были стеблями болотных растений, а капители — связками бутонов или единичными цветками папируса. Кроме того, на колонны будто бы опирался небосвод — такую метафору подчеркивали рисунки созвездий на сводах храма. Святилище в задней части храма — первый холм творения — вместе с тем символизировало небо, так что его божественный обитатель обретал частичку дома на земле.

Читайте также:  Лучшие книги про любовь и школу магии

Внутри святилища бог пребывал в виде статуи, сделанной из камня, золота, серебра или позолоченного дерева и украшенной драгоценными камнями. Его присутствие не было постоянным, однако он мог явиться в любой момент, слившись со статуей, и тогда верховный жрец вступал в контакт с прежде не видимой силой.

Читайте также

Там, в святая святых, жрецы совершали обряды во славу бога, на рассвете, в полдень и на закате (то есть в ключевые моменты жизненного цикла солнца) — подносили ему еду, одевали его и умащали благовонными маслами в надежде добиться его расположения. К этим обрядам допускалась лишь горстка избранных; только царю и верховному жрецу дозволялось входить в святилище, а их помощники оставались в соседних залах и коридорах.

Статуя высокопоставленного вельможи Аменхотепа сына Хапу

Итак, обычный человек не имел доступа к богам в святилище — как не мог и прийти во дворец к фараону. Чтобы налаживать отношения с божественными силами, египтянам приходилось прибегать к иным средствам.

Связь с богами

Изваяния, установленные во дворе храма и перед его вратами, помогали обыкновенным египтянам обращаться к богам. Некоторые их них, изображавшие вельмож или царей, служили посредниками — они передавали молитвы паломников божествам внутри храма, в награду их имена зачитывались вслух вместе с ритуальными формулами подношений. Одна из надписей, выбитых на статуе высокопоставленного чиновника Аменхотепа сына Хапу, которая некогда стояла перед десятым пилоном Карнакского храма, гласит:

О вы, люди Карнака, пришедшие, дабы узреть Амона. Подойдите ко мне, чтобы смог я передать о делах ваших. Я посланник этого бога, ибо Небмаатра [Аменхотеп III] поставил меня, чтобы сообщать о словах Обеих земель. Поднесите мне «жертвы, что дает царь», повторяйте имя мое день каждый, как делают это для того, кто хвалим…

Каир, Египетский музей, inv. JE 44862

Кроме того, к внешней задней стене храма пристраивались специальные молельни «слышащего призыв»; в них стояли большие статуи богов и царей, к которым можно было обратиться с просьбой, причем в любое время, поскольку они располагались снаружи. Молитвы также обращали к изображениям богов, вырезанным на внешних стенах храма, — они передавали просьбы в святилище.

Подобным же образом остроконечные шесты с привязанными к ним полотнами, на которых писались послания, устанавливались внутри кирпичных стен святилищ и молелен или позади храмовых ворот и дверей. Тогда бог мог прочесть адресованные ему просьбы.

Помимо крупных официальных храмов с мощными стенами, в Египте строили небольшие святилища. Они были разбросаны по всей стране, причем открыты для всех и зачастую посвящены божествам, игравшим важную роль в повседневной жизни, — например, Хатхор, богине любви, брака и материнства. В ее святилище в Фивах приносили фигурки женщин или глиняные фаллосы, молясь о зачатии ребенка.

В таких местах оставляли также особые стелы с начертанными на них благодарственными или покаянными молитвами; если человек полагал, что некое божество вмешалось в его жизнь, он таким образом восславлял его силу на весь мир. Еще в святилищах или вблизи храмов размещали стелы с изображениями огромных ушных раковин — они служили своего рода божественной связью: молящийся мог напрямую обратиться к богу или богине в полной уверенности, что его просьба будет услышана.

Священная ладья Амона-Ра на стене храма Сети I в Абидосе

Бог Имхотеп

Имхотеп — один из немногих древнеегипетских богов, начавших жизнь как простые смертные. Строитель шестиступенчатой пирамиды Нечерихега Джосера — первой в истории Египта — Имхотеп жил и умер во времена III династии, однако в эпоху Нового царства (более тысячи лег спустя) стал считаться покровителем писцов, а к началу Позднего царства был уже полностью обожествлен.

К нему обращали молитвы об исцелении, поэтому древние греки отождествляли его Бог Имхотеп со своим богом Асклепием. Пожалуй, в современной культуре Имхотеп лучше всего известен как мумия из фильма с молодым Борисом Карлоффом, а также из его ремейков, где роль Имхотепа сыграл Арнольд Вослу.

Может быть интересно

Краткий курс египетской магии: вызываем Имхотепа

Если хотите, чтобы Имхотеп явился вам во сне, следуйте инструкциям из «Греческого магического папируса» III века н.э., ныне хранящегося в Британском музее.

Празднества и оракулы

Во время некоторых празднеств жрецы забирали статую своего бога из храма и ставили ее в переносное святилище на церемониальной ладье, обыкновенно хранившейся в одном из храмовых помещений. Жрецы поднимали ладью на носилки и несли на плечах в торжественной процессии.

С начала и до конца шествия статую божества скрывала завеса, оберегая святыню от нечистых глаз. (Любопытное исключение представляла статуя бога Мина, которая, судя по всему, оставалась открытой взорам во время любой процессии.)

Если же требовалось, чтобы бог выбрал решение из нескольких возможных вариантов, их писали на глиняных черепках, обломках известняка или на кусках папируса и клали на землю перед процессией. Ознакомившись с делом, божественная сущность «подсказывала» жрецам, какой из черепков или свитков пододвинуть вперед.

Иногда список вариантов зачитывался вслух, и бог каким-либо движением давал понять, на чем нужно остановиться. Как ни странно, к божественным вердиктам прислушивались не всегда. Во времена XX династии некий обвиняемый поочередно представлял свое дело на суд трех местных форм Амона. Впрочем, они все подтвердили его вину.

В более поздние периоды древнеегипетской истории при храмах появились специальные помещения, где паломники могли поспать в надежде, что бог во сне пошлет им ответ на вопрос в сновидении. Эта практика называлась инкубацией. Чтобы излечиться от бесплодия, к примеру, требовалось прийти в храм, провести там ночь, а утром описать свои сны жрецу-толкователю. Он обдумывал их и объяснял, какие надо принять меры.

Пожалуй, самым известным таким святилищем считался храм Имхотепа в Саккаре. В эпоху Позднего царства египтяне молились Имхотепу об исцелении и приходили в его святилище, надеясь, что обожествленный зодчий явится им во сне и излечит от недуга (или хотя бы подскажет лекарство).

Инкубацию практиковали и в расположенном неподалеку храме бога Бэса, чьи стены были украшены эротическими образами. Вероятно, туда приходили в надежде исцелиться от бесплодия и полового бессилия или для облегчения родов.

Сонники

Те, кто предпочитал ночевать дома, могли обратиться к профессиональному толкователю снов при храме. Древнеегипетские жрецы вели специальные сонники, куда заносили толкования всевозможных видений. «Если человек увидит во сне бога, который в вышине, — гласит одна запись, — то это добрый знак: его ждет пир».

Другая учит: «Если человек увидит себя во сне пьющим вино, то это добрый знак: сей человек блюдет маат». Однако не все сны толковались в положительном ключе: «Если человек увидит себя во сне пьющим теплое пиво, то это дурной знак: его ждет страдание». «Если человек увидит себя во сне снимающим ногти у себя с пальцев, то это дурной знак: плоды трудов его отнимутся у него». Те же, кому было лень смотреть сны, платили жрецам, чтобы те спали вместо них.

Источник

Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Добавить комментарий