Магия и религия в первобытном обществе

228,Древняя магия первобытного человека

Древняя магия и волшебство – всего два слова, а притягивают внимание людей еще с первобытных времен. Древние люди не разделяли себя с природой, они воспринимали себя, как неотделимую частичку целого мира. А их вера в духов и потустороннюю жизнь не знала предела.

Зоолатрия

Зоолатрия – культ животных, возник из тотемизма. Зоолатрия была широко распространена в древности. Племена, поклонявшиеся животным, верили, что звери понимают речь человека, могут принимать его облик или когда-то были людьми. Во время исполнения магических обрядов шаманы совершали пляску, подражая движениям птиц или зверей. Чтобы еще больше походить на животных они облачались в звериную шкуру, перья, использовали маски. В подобных племенах запрещалось убивать священного зверя ради пропитания, хотя в некоторых случаях, например во время болезни, его съедали, чтобы умилостивить духа – покровителя животного. Часто имя священного животного давало название племени, которое ему преклонялось. Шаманы бережно хранили когти, кости и шкуру священного животного или фигурки, его изображающие. О принадлежности человека к тому или иному племени свидетельствовали нательные татуировки с изображением священного животного.

Магия первобытных людей

Магия первобытных людей – основная форма древней культуры и религии. Первобытная магия возникает с расцветом человеческой истории. В этот период исследователи обнаруживают первые магические ритуалы, магические обереги.

Магия выступала в качестве попытки воздействия на окружающую реальность, природу, духов, человека при помощи определенных практик. Магия явилась следствием разложения первобытного стада, нижнепалеолитического сознания, вместо которого появилось мифологическое сознание.

Магия выступила формой связи действия и мифа. Магические ритуалы и обряды были и составной частью и репетицией действий. Таким образом, вся жизнь первобытных людей неотделимо связывалась с магией.

Магическое сознание зиждилось на двух основаниях:

О сложной системе магических обрядов известно благодаря археологическим раскопкам и благодаря описанию бытового образа жизни народов, находящихся в первобытных условиях.

Первобытная магия связана с образом сильного колдуна, мага, который имеет власть над явлениями природы и людьми, пользуясь сверхъестественными возможностями.

Первобытные люди считали, что у таких людей есть непосредственная связь с миром духов, поэтому они обладают силами исцеления и защиты, возможностями вызывать дождь, обеспечить успешную охоту.

Обязанностями мага было общение с духами и предками общины, проведение магических ритуалов, обрядов, приготовление ядов, лекарственных средств, противоядий, зелий, защита рода. Решением магических проблем было верное и точное соблюдение обрядов и ритуалов, что породило консерватизм в мифологическом познании мира.

Магические ритуалы часто представлялись в виде целого театрального действия, так как содержали в себе пение заклинаний, танцы, игры с костями или на музыкальных инструментах. Одним из важных элементов было одеяние мага, которое так же включалось в сопровождение обряда.

Нередко колдуны становились общинными «лидерами», даже вождями племени. Они заключали в себе представление, веру о силе, которая передаётся от одного рода другому. Тот, кто имеет доступ к силе, становится вождём племени.

Тотемизм

Термин «тотемизм» произошел с языка северноамериканских индейцев, на котором слово «ототем» значит «род его». Тотемизм — религия, основанная на веровании в наличии мистической связи между человеком, родом или племенем с каким-либо животным или растением, и именно это животное или растение и называлось тотемом. Появление тотемизма, по мнению историков, связано с укладом жизни древних людей. Первобытные люди занимались охотой и собирательством, для них растения и животные были источником пропитания, поэтому закономерно, что человек начал обожествлять самый важный для его жизнедеятельности вид флоры или фауны. Наиболее ярко религия тотемизм была представлена в племен северной Америки, центральной Африки и Австралии, так как жизнь древних людей, проживающих в этих регионах, была более сильно связана с окружающей природой, чем жизненный уклад народов Европы, Азии и западной Африки.

Тотемизм представлял собой верование в мистическую связь с животным либо растением, которое было тотемом, а также веру в покровительство тотема. Вследствие в племен, верящих в существование тотемной связи со своим животным-покровителем, сформировались обряды и культы, направленные на задабривание тотема. Таких обрядов было большое множество: к примеру, при рождении ребенка проводились ритуалы, направленные на то, чтобы тотем дал покровительство новому члену племени; потом выросший ребенок должен был сам просить милости тотема; перед важными событиями в жизни общины, в сложные времена (перед войнами с другими племенами, при засухе, недостатке пищи и др.), а также в праздники люди приносили тотему дары и высказывали ему свои просьбы.

Система табу была неотъемлемой частью религии тотемизм. Табу — это ряд запретов, зачастую связанных с тотемом, которых должны были придерживаться все члены племени. Наиболее распространенными табу, которые присутствовали у верованиях практически всех племен, исповедующих тотемизм, были:

— запрет на убийство тотемного животного;

— запрет на употребление в пищу тотема (за исключением ритуалов);

— запрет на демонстрирование связи с тотемом перед представителями других племен;

— запрет на убийство соплеменников, так как это может оскорбить тотемное животное и др.

Древние магические обряды

К одному из самых древних магических обрядов относится обряд, который обеспечивает успешную охоту. Многие первобытные народы, при помощи колдуна, просили своих тотемных духов об удачной охоте. В обряд могли входить:

Целью этих ритуалов было расположение духов-предков к общине, это так называемые ритуалы «задабривания».

Вспомогательным магическим средством в охоте была наскальная живопись, которая отображала сцены удачной охоты, как залог хорошей охоты.

К другим магическим обрядам относились обряды плодородия. В магических ритуалах часто использовались изображения духов из камней, костей, рогов, янтаря. Как правило, это был образ великой Матери, которая воплощала плодородие земли, и всего живого.

Вызывание дождя так же относилось к магическим обрядам плодородия. Первобытный человек наделял магическими свойствами все, что видел, чего боялся, почитал или не понимал. С каждым разом магические представления и ритуалы усложнялись по мере развития представлений о мире духов и Богов, что вело и усложнение характера общения с ними.

Читайте также:  Гороскоп любви и семьи на неделю

После распада первобытно-общинного уклада магия не исчезла, а переродилась в качестве основы для дальнейшего развития ритуальных действий, вроде чародейства, колдовства, гадания, астрологии. Магия стала так же источником для средневековой алхимии.

Магия в первобытном обществе

Первобытному человеку казалось, что на окружающий мир можно воздействовать колдовством, совершением некоторых обрядов. Так думают и современные культурно отсталые народы. Североамериканские индейцы, например, раньше чем отправиться на охоту на медведя, «убивают» его изображение. Точно так же поступают культурно отсталые охотники Африки и Азии. Как правило, изображения животных эпохи палеолита находятся в глубине совершенно темных пещер, иногда на расстоянии одного и более километров от входа, в местах, где люди не жили и, следовательно, не могли любоваться этими рисунками. Интересно отметить, что в некоторых случаях добраться до мест расположения пещерных рисунков представляет огромные трудности: приходится проползать через узкие щели и даже переплывать подземные речки и озера. Там, где отсутствуют пещеры, изображения животных и сцен охоты наносились под навесами скал высоко в горах, где люди того времени обычно не располагали своих стоянок. Словом, из всего видно, что древние охотники стремились создать таинственную обстановку вокруг своих колдовских обрядов. Вот так зарождалась магия первобытных людей. На многих пещерных рисунках животные изображены с воткнутыми в них наконечниками копий или же с углублениями, означающими, несомненно, «ранения». Изображение животных на известняковой плите Каменной могилы, открытой О. Н. Бадером возле Мелитополя. Надо полагать, что изображения животных в пещерах и на скалах носили временный характер и приспосабливались лишь к однократному колдовскому обряду. Этим следует объяснить, что в некоторых пещерах встречаются расписанные стены и потолки, а поверх этих рисунков наложены новые изображения животных, причем расположены они в беспорядке, как попало. По всей вероятности, древние охотники рисовали животных на прежде разрисованной плоскости в тех случаях, когда отсутствовали свободные тайные места для новых колдовских обрядов. Изображение мамонта на пластинке из мамонтовой кости (Мальта, раскопки М. М. Герасимова). Магический характер, несомненно, имели изображения человеческих рук. У всех первобытных народов как в изобразительном искусстве, так и в языке рука является символом силы, знаком господства, могущества. Изображая на стенах и потолках пещер руку рядом с рисунком животного, древние охотники, по-видимому, надеялись добиться успеха во время охоты на этих животных. Добавим, что часто рисунки древнекаменной эпохи окрашивались красной глиной и охрой. Используются красная глина и охра и в наше время культурно отсталыми народами при религиозных обрядах для раскраски тела. Красная охра – символ крови и магической силы. По-видимому, и палеолитические охотники раскрашивали в красный цвет свои колдовские рисунки с целью придать им большую силу. Как видим, характер первобытной магии был нацелен в основном на добычу пищи. Протяженность пещеры Кастильо 500 метров. 1, 2, 3 — места нахождения рисунков. Несомненно, магический характер имели и скульптурные фигурки животных из кости и камня. Достаточно указать, что на многих из них имеются «ранения» – ямки, отверстия – или же изображены наконечники дротиков. Можно предполагать, что охотники носили эти фигурки с собой, чтобы охота была удачной. Так что первобытная магия воплощалась в разные предметы и рисунки. Изображение бизона и магических знаков из пещеры Пиндаль (Испания) К первобытной магии присоединилась вера в души и духов. Непонимание сущности смерти способствовало возникновению представления о ней как о длительном сне, а бездыханность мертвого тела стала пониматься как результат того, что его покинуло какое-то внутри находящееся невидимое существо – «душа». Точно так же непонимание сущности явлений природы и страх перед ее стихиями (восход и заход солнца, свет и тьма, гром и молния, дождь, буря, лесные пожары, наводнения и т. п.) привели к одушевлению мертвой природы. Фантазия дикаря заселила землю и небо, леса и горы, моря и реки сверхъестественными чудовищами — сильными и могущественными, добрыми и злыми.

Магия и шаманизм

Магия — четвертая из проторелигий, причем она зачастую содержит в себе элементы тотемизма, фетишизма и анимизма. В целом, магия — это вера в наличие сверхъестественных сил, а также в возможность посредством определенных ритуалов и обрядов вступить в контакт с этими силами и с их помощью повлиять на человека, социальное или природное явление. Магия затрагивала практически все сферы жизни древних людей, и со временем в каждом племени (общине) выделились своеобразные касты магов — людей, которые занимались исключительно колдовством и зарабатывали себе на жизнь проведением ритуалов.

Религию шаманизм часто отождествляют с магией, однако это не совсем верно. Несомненно, в шаманизма есть много общего с магией, однако основа этой древней религии — вера в богов и духов и возможность шамана контактировать с ними. Шаман в религии шаманизм является ключевой фигурой, так как этот человек живет одновременно в двух мирах — в материальном мире и мире духов. Магия и ритуалы шамана направленны на связь с духами, и считается, что шаманы могут просить сверхъестественные силы влиять на людей и события материального мира. Шаманы адептами шаманизма считаются избранниками духов, и можно сказать, что шаманы в этой религии — это своего рода жрецы, с помощью магических ритуалов связывающиеся с духами и воплощениями духов в материальном мире.

Статистика по материалу: Тотемизм, анимизм, фетишизм и магия — первые религии древних людей
121284

Источник

Зарождение магии, древнейшие формы религиозности и шаманизм

Древнейшие формы религиозности [ Читать ]

Фетишизм (статья в Википедии) — поклонение неодушевленным материальным предметам — фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Фетиши в форме амулетов-оберегов и талисманов. Культ предков, проросший во многие последующие верования. В первобытном обществе фетишизация предметов природы проходит стадии аниматизма и анимизма, к чему возводят зачатки всех религий и духовной культуры в целом.

Читайте также:  Какие брать руны на адк в лоле

Аниматизм (статья в Википедии) — вера в безличную одушевлённость природы или отдельных её частей. Точное время возникновения не установлено. Считается более ранней формой религии, нежели анимизм, существует также идея об их сосуществовании.

Анимизм (статья в Википедии и статья из Новой философской энциклопедии) — вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы, не усложненная мифологией. Одна из современных форм — Синто.

Теротеизм (зоолатрия, анимализм) (статья в Википедии) — совокупность обрядов и верований, связанных с религиозным почитанием животных, когда все объекты и явления природы человеку представлялись антропоморфными существами в образе животных. Взаимосвязан с другими формами первобытной религиозности, в первую очередь с тотемизмом.

Тотемизм (статья в Википедии) — религиозно-социальная система, в основании которой лежит культ тотема. Под тотемом подразумевается класс (а не индивид) объектов или явлений природы, которому та или другая социальная группа, род, племя, иногда даже каждый отдельный пол внутри группы (Австралия), а иногда и индивид (Северная Америка) — оказывают специальное поклонение, с которым считают себя родственно связанным и по имени которого себя называют. Нет такого объекта, который не мог бы быть тотемом, однако наиболее распространённые тотемамы — животные.
Основной признак тотемизма заключается в том, что тотем считается родоначальником данной социальной группы, и каждый индивид тотемного класса — кровным родственником, сородичем каждого члена группы его поклонников.
Многие африканские и американские тотемные племена верят, что после смерти каждый человек обращается в животное своего тотема и, следовательно, каждое животное — умерший родственник.
Поклонение тотему выражается в том, что он является строжайшим табу; иногда избегают даже прикасаться к нему, смотреть на него (бечуаны в Африке). Если это животное, то обыкновенно избегают убивать его, употреблять в пищу, одеваться в его шкуру; если это дерево или другое растение — избегают рубить его, употреблять на топливо, есть плоды его и даже иногда садиться в тени его.
Самым главным средством для общения с тотемом считается вкушение тела его (теофагия, просфира, причащение). Периодически члены рода убивают тотемное животное и торжественно, при соблюдении целого ряда обрядов и церемоний, съедают его, чаще всего без остатка, с костями и внутренностями. Подобный же обряд имеет место и в том случае, когда тотемом является растение. Позднее переросло в жертвоприношение.

список себе для ознакомления:
Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. – М., 1930;
Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. – М., 1980.;
Тайлор Э. Первобытная культура. – М., 1989; Панов В. Г. Эмоции, мифы, разум. – М., 1992;
Токарев С. А. Ранние формы религии. – М., 1992.

Так что же составляет сущность термина «шаманизм» («шаманство»), кто такой шаман?

Шаманизм представляет собой древнейшую форму мистицизма, понимаемого как способ восприятия мира, основанный на эмоциях, интуиции и иррационализме. Тесно связан с такими формами древней религиозности, как фетишизм, аниматизм и анимизм, тотемизм.
В той или иной форме он существовал у большинства народов Земли. По данным археологии, шаманские ритуалы практиковались в Сибири с эпохи неолита и в бронзовом веке.
Шаманизм сложился естественным путем, «вырос» из представлений об устройстве Вселенной и окружающего древнего человека мира, природы.
А эти представления были достаточно неоднородными у представителей, принадлежащих к разным человеческим сообществам. Шаманизм опирается даже не на обобщенные представления отдельных народов, а на очень личный, индивидуальный опыт людей, его практикующих, шаманов в том числе. В нем нет систематизирующих основ, какой-то единой общей мифологической базы или канонических текстов. Мифологическая основа, система разная у евразийского, африканского и американского шаманизма.
Из выше сказанного понятно и то, что у шаманизма нет основателя (и не может быть), как у большинства религиозных учений. Тем не менее, шаманизм принято считать древнейшей религией, насчитывающей десятки тысячелетий.

Шаманизм обладает следующими особенностями, которые могут значительно варьироваться от региона к региону:

— Шаманизм опирается в первую очередь на индивидуальный опыт, который почти не накапливается в виде книг и канонов. Критерием истинности всегда являются индивидуальные экстатические переживания конкретного шамана.

— Шаман, как правило, не может полностью контролировать духа, который в него вселяется или с которым он общается, он служит скорее посредником при общении с духами, а иногда следует воле духов.

— Шаман может изучать мир (духа), опираясь на личный опыт, и составлять свои карты мироздания, которые, как правило, сугубо индивидуальны.

— Для вызова духа или общения с ним используются ритуалы камлания, когда шаман входит в транс или испытывает трансперсональные состояния. Во многих регионах для камлания используется предметы и действия, помогающие совершить переход между мирами: звуки и ритм (бубен или варган, заклинания), изменения положения тела и ритм (танцы), энтеогены (различные субстанции растительного происхождения, содержащих психоактивные вещества, психоделики, традиционно использующиеся для достижения изменённого состояния сознания, использующаяся шаманами и людьми для вхождения в «мистические состояния», в которых они «общаются с духами и божествами»).

— Шаманы воспринимают мир как взаимодействие духов, и в этом мире большое значение играют всевозможные ритуалы — инициации, подношения духам, борьбы с духами и т. п.

— Входя в транс, шаманы отправляются путешествовать в иные миры: нижний мир (мир духов), верхний мир (мир богов), средний мир (мир земных духов).

На определенном этапе отражения мира в сознании людей образ мифической Вселенной стал настолько значимым и разработанным, что разобраться в нем могли только личности, имевшие особые способности и прошедшие специальную подготовку. В большинстве обществ появилась потребность в посреднике между человеческим и потусторонним мирами. В роли такого посредника стал выступать шаман, избранник духов, обладавший способностью видеть иную, особую реальность и путешествовать в ней.

Одна из важных задач, которую выполнял шаман, заключалась в защите психической целостности общества. Для людей архаики наличие в племени такого человека значило очень много, поскольку давало им уверенность в том, что они не одиноки и не беззащитны в мире, в котором существуют непознанные силы (злые духи, демоны). И что кроме молитв и жертвоприношений, с помощью которых они обращаются к богам и сверхъестественным существам, существуют ещё «специалисты по священному», люди, способные видеть духов, вознестись и встретиться с божествами Неба, спуститься в нижний мир и бороться с демонами, болезнями и смертью.

Читайте также:  Какой год был 1889 по гороскопу

Хотя деятельность шамана связана в том числе и с лечением, принято отличать шаманов от знахарей или травников, потому что последние могут лечить за счёт накопленных знаний, а не за счёт помощи духов-помощников и экстатических видений. Согласно древнему поверью, знания о той или иной «силе» целебных растений человек мог получить от духов-помощников, либо от самих трав и деревьев. Поэтому шаманы были хранителями наиболее полезных сведений о лекарственных растениях на протяжении долгого периода.

Шаманская практика связана с первобытной магией, однако, разница заключается в том, что магия направлена на искусственные изменения мира своей волей, в то время как шаман опирается на природные силы. Шаман скорее является проводником природных сил, чем преобразователем мира. И лечение, проводимое шаманом, связано с приведением заказчика в соответствие с природой и духами.

В современном мире шаманизм можно увидеть у народов Северной Европы (саамы), Сибири, Дальнего Востока, у индейцев Северной Америки (Циркумполярная цивилизация) у народов Юго-Восточной Азии и Африки, у индейцев Южной Америки.

Статьи в Википедии по теме Шаманизм и Шаман.

Алтайский шаманизм, шаманы называются камами, после камлания, когда духи покидают шамана, он превращается в обычного человека; бубен же свидетельствовал о квалификации шамана, в отличие от облачения, которого кам мог и не иметь.

Мифология якутов и алтайцев испытала значительное влияние тенгрианства.

Пансу (шаманы) — слепые колдуны, которые начинали свое ремесло с самого юного возраста. Колдовство для них зачастую служит единственным средством к существованию. Насколько выгодно это ремесло, видно из того, что родители слепорожденных детей считались счастливыми, так как заработок этих будущих пансу вполне обеспечивал их старость. Слепые, поступающие в корпорации (общину) пансу, были обязаны, прежде принятия в число членов, пробыть на испытании 3 года, в течение которых их посвящали во все тайны колдовства. Колдун, кроме того, должен был знать обычаи, привычки и слабые стороны всех классов корейского общества, чтобы уметь обращаться со своими посетителями.

Мудан — более многочисленный тип шаманов. Муданы — обычно женщины, хотя к ним причисляются также и мужчины — паксуму, но функции мудан считаются настолько свойственными одним лишь женщинам, что даже паксуму на время исполнения своих обрядов переодеваются в женское платье.
Для того, чтобы сделаться мудан, требуется сверхъестественное призвание и ознакомление с методами колдовства у того, кто им уже занимался раньше.
Призвание, имеющее большое значение, основывается на осознании, что демон овладел женщиной и вселился в неё настолько прочно, что подчинил себе её волю. Вначале женщина будто бы заболевает, болезнь может длиться от 1 месяца до 3 лет, причём в течение этого времени ей снятся дракон, радуга, персиковое дерево в цвету или же вооружённый человек, превращающийся внезапно в какого-нибудь зверя.
Повинуясь «демонскому зову», женщина порывает все родственные и общественные узы, покидает родителей, мужа и детей и слушается одного лишь «зова». С этого момента она становится в совершенно особое положение, и хотя её услуги признаются необходимыми, она считается изгнанной из общества.

Утрачивание шаманизмом ведущей позиции как религиозной системы [ Читать ]

Переход от мезолита к неолиту связывается с переходом культуры от присваивающего (охотники и собиратели) к производящему (земледелие и/или скотоводство) типу хозяйства. И даже имеет отдельный термин «Неолитическая революция» (статья в Википедии).
Неолитическую революцию можно трактовать как разрушение гармоничного сосуществования человека с природой. С этого исторического периода человек и человеческие общности оказываются в оппозиции к природе, подстраивая окружающую среду под свои нужды и потребности. Изменение окружающей природы является стартовым моментом для возникновения цивилизации и технического прогресса.
Причем, переход с разнообразной растительной (собирательство) и белковой (охота) диеты на однообразную растительно-белковую (земледелие и скотоводство, только окультуренных и одомашненных видов) диету был связан с увеличением доли монотонного труда на душу населения. Земледелие, особенно до начала использования тягловых животных, предполагало тяжелый механический труд. Приготовление пищи было также трудным занятием, поскольку зерна приходилось толочь вручную.
Положительный момент заключался в том, что земледелие менее рискованное занятие, чем охота и собирательство (отравления незнакомыми растениями). Еще один важный плюс — возможность сохранять урожай. Откладывание пищи про запас сделало питание более стабильным и равномерным. Важнейшим следствием сохранения урожая стала независимость от природных циклов (смена времен года) и характеристик отдельных лет (дождливый и сухой сезон).

В период неолитической революции, продолжавшейся около семи тысячелетий, и произошел переход от одной из самых древних систем верований, шаманизма, к формированию первых пантеонов богов. А. Э. Назиров и О. В. Маслиева в работе «О становлении духовной культуры» отмечают, что «в ответ на потребности социальных изменений при переходе от первобытной охоты к земледелию происходит замена зооморфных богов антропоморфными с разной степенью снятия старых культов новыми».

По замечанию Г. В. Плеханова, «Когда животнообразное (зооморфическое) представление о боге уступает место человекообразному представлению о нём, тогда животное, бывшее прежде тотемом, становится так называемым атрибутом. Известно, например, что у древних греков орёл был атрибутом Зевеса, сова — атрибутом Минервы, и т. д.»

Развитие жречества, в свою очередь, тесно связано с развитием политеизма, формированием культов отдельных божеств. В политеистический период, с уходом шаманизма, магические практики становятся одним из основных занятий жречества.

Пост не тянет даже на рерайт и является компиляцией статей из Википедии, сложенных в том порядке, чтобы было понятно, какое место занимает шаманизм в истории становления религий, его связь с первобытной магией. Источники указаны.
Своими мыслями и коллажами для иллюстраций поделюсь позднее.

Источник

Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Добавить комментарий