Магия и религия в исследованиях фрэзера

Золотая ветвь. Исследование магии и религии
Джеймс Джордж Фрэзер, 1890

«Золотая ветвь» известного английского религиоведа и этнолога Джеймса Фрэзера (1854-1941) принадлежит к числу тех фундаментальных исследований, которые составляют непреходящую ценность для многих поколений ученых. Посвятив жизнь изучению фольклористики и истории религии, Дж. Фрэзер собрал огромный фактический материал, позволивший ему с помощью сравнительно-исторического метода показать связь между современными религиями и первобытными верованиями, выявить земные истоки религиозного миропонимания.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Золотая ветвь. Исследование магии и религии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

The Golden Bough: A Study in Magic and Religion

© Рыклин М. К., перевод на русский язык, 2011

© Токарев С. А., наследники, послесловие и комментарии, 1980

© Издание на русском языке, оформление ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2018

Из предисловия автора к сокращенному изданию «Золотой ветви»

Основной целью настоящей книги является объяснение любопытного правила, которое определяло порядок наследования должности жреца Дианы в Ариции. Впервые приступив к изучению этой проблемы более тридцати лет тому назад, я полагал, что решение может быть найдено очень быстро. Однако вскоре обнаружилось, что для того, чтобы найти правдоподобное (и даже просто понятное) решение, необходимо обсудить ряд более общих вопросов, часть которых ранее практически не поднималась. В последующих изданиях обсуждение этих и близких к ним вопросов занимало все больше места, исследование разрасталось во многих направлениях до тех пор, пока два первоначальных тома не превратились в двенадцать. За это время читатели часто высказывали пожелание переиздать «Золотую ветвь» в более сжатой форме. Выход в свет данного сокращенного издания продиктован стремлением удовлетворить это пожелание и сделать книгу доступной более широкому кругу читателей. Хотя объем книги был значительно сокращен, я постарался сохранить в неприкосновенности основные ее идеи и привести для их иллюстрации достаточное количество примеров. Несмотря на сжатость изложения, большей частью был сохранен и язык полного издания. Чтобы вместить возможно больший объем текста, я пожертвовал примечаниями и точными ссылками на источники. Поэтому для проверки источника того или иного высказывания читатели должны обращаться к полному изданию, снабженному подробной библиографией.

В сокращенном издании я не вводил новый материал и не изменял взглядов, высказанных в последнем, полном, издании. В целом данные, с которыми мне удалось познакомиться за это время, либо подтверждали мои выводы, либо по-новому иллюстрировали старые положения…

Является ли моя теория верной или от нее следует отказаться, покажет будущее. Я всегда готов отказаться от нее в пользу лучшей теории. Предоставляя новый вариант книги на суд публики, мне хотелось бы предостеречь против неверного понимания ее задачи, которое продолжает иметь место, несмотря на то что в прошлом я уже выступал против него. Если я в данной работе подробно останавливаюсь на культе деревьев, то это происходит не потому, что я преувеличиваю его значение в истории религии, и еще менее потому, что я вывожу из него всю мифологию. Просто, стремясь объяснить смысл должности жреца, носившего титул Царя Леса, я не мог обойти молчанием этот культ. Ведь в обязанности этого жреца входило срывать Золотую ветвь — ветвь с дерева в священной роще. Но я далек от того, чтобы приписывать поклонению деревьям первостепенное значение в развитии религиозного сознания, и, в частности, считаю его подчиненным страху перед покойниками, который представляется мне самым мощным фактором в формировании первобытной религии. Надеюсь, что теперь меня не будут обвинять в том, что я являюсь сторонником мифологии, которую я считаю не просто ложной, но нелепой и абсурдной. Однако я слишком близко знаком с гидрой заблуждения, чтобы, отрубая одну из ее голов, рассчитывать на то, что смогу предотвратить рост другой (или даже той же самой) головы. Тем не менее я верю в искренность и ум своих читателей: пусть же они исправят это серьезное заблуждение.

Источник

Золотая ветвь. Исследование магии и религии. ( В 2-х томах. ) Джеймс Фрэзер

«Золотая ветвь» известного английского религиоведа и этнолога Джеймса Фрэзера (1854-1941) принадлежит к числу тех фундаментальных исследований, которые составляют непреходящую ценность для многих поколений ученых. Посвятив жизнь изучению фольклористики и истории религии, Дж. Фрэзер собрал огромный фактический материал, позволивший ему с помощью сравнительно исторического метода показать связь между современными религиями и первобытными верованиями, выявить земные истоки религиозного миропонимания. [. ]

Первое издание «Золотой ветви» вышло в Лондоне в 1890 году в двух томах, а затем книга переиздавалась в различных вариантах, – то в более пространных, то в сокращенных. Труд был переведен на множество языков. На русском языке он впервые был издан в 1928 году (1-4-й выпуски). Однако перевод был сделан с подготовленного женой Дж. Фрэзера авторизованного сокращенного французского издания.

Настоящее издание – это первый перевод «Золотой ветви» на русский язык с английского сокращенного издания, подготовленного самим автором (Freser J.J. The Golden Bough. London, 1923). В тексте книги имеются подстрочные примечания, составленные профессором С.А.Токаревым. Им же осуществлена общая научная редакция издания.

Тома I и II вместе.

Тома I и II вместе.

ЗОЛОТАЯ ВЕТВЬ. II. Главы XL-LXIX. БОГИ И УЧЕНЫЕ.
СОДЕРЖАНИЕ. 2
Глава XL. АТРИБУТЫ ОСИРИСА.. 2
Глава XLI. ИСИДА.. 2
Глава XLII. ОСИРИС И СОЛНЦЕ. 2
Глава XLIII. ДИОНИС.. 2
Глава XLIV. ДЕМЕТРА И ПЕРСЕФОНА.. 2
Глава XLV. МАТЬ ХЛЕБА И ХЛЕБНАЯ ДЕВА В СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЕ. 2
Глава XLVI. МАТЬ ХЛЕБА В РАЗНЫХ СТРАНАХ.. 2
Глава XLVII. ЛИТИЕРС.. 2
Песнопения жнецов. 2
Умерщвление духа хлеба. 2
Принесение человеческих жертв ради посевов. 2
Умерщвление духа хлеба в лице человека, его воплощающего. 2
Глава XL VIII. ЖИВОТНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ДУХА ХЛЕБА.. 2
Воплощения хлебного духа в образах животных. 2
Хлебный дух в образе волка или в образе собаки. 2
Хлебный дух в образе петуха. 2
Хлебный дух в образе зайца. 2
Хлебный дух в образе кошки. 2
Хлебный дух в образе козла. 2
Дух хлеба в облике быка, вола или коровы. 2
Хлебный дух в обличье коня или кобылицы. 2
Дух хлеба в обличье свиньи (борова, кабана). 2
Воплощения духа хлеба в животной форме. 2
Глава XLIX. ЖИВОТНЫЕ ОБРАЗЫ ДРЕВНИХ БОГОВ РАСТИТЕЛЬНОСТИ.. 2
Дионис в виде козла и в виде быка. 2
Отношение Аттиса и Адониса к свинье. 2
Осирис в образе свиньи и быка. 2
Отношение Вирбия к лошади. 2
Глава L. ПРИЧАЩЕНИЕ ТЕЛОМ БОГА.. 2
Таинство вкушения первых плодов. 2
Причащение телом бога у ацтеков. 2
«В Ариции много Маниев». 2
Глава LI. ГОМЕОПАТИЧЕСКАЯ МАГИЯ МЯСНОЙ ПИЩИ.. 2
Глава LII. УМЕРЩВЛЕНИЕ СВЯЩЕННОГО ЖИВОТНОГО.. 2
Предание смерти священного канюка. 2
Предание смерти священного барана. 2
Предание смерти священной змеи. 2
Предание смерти священных черепах. 2
Предание смерти священного медведя. 2
Глава LIII. УМИЛОСТИВЛЕНИЕ ОХОТНИКАМИ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ.. 2
Глава LIV. ТИПЫ ПРИЧАЩЕНИЯ МЯСОМ ЖИВОТНЫХ.. 2
Египетский и айнский тип причащения. 2
Шествия со священными животными. 2
Глава LV. ПЕРЕНЕСЕНИЕ СИЛ ЗЛА.. 2
Перенесение сил зла на неодушевленные объекты. 2
Перенесение зла на животных. 2
Перенесение напастей на людей. 2
Перенесение зла в Европе. 2
Глава LVI. ПУБЛИЧНОЕ ИЗГНАНИЕ ЗЛЫХ СИЛ.. 2
Вездесущность злых духов. 2
Эпизодическое изгнание злых духов. 2
Периодическое изгнание злых духов. 2
Глава LVII. СУЩЕСТВА, ПРИНОСИМЫЕ В ЖЕРТВУ НА БЛАГО ОБЩЕСТВА.. 2
Изгнание злых духов в лице их представителей. 2
Эпизодические изгнания злых духов в материальный объект. 2
Изгнание злых сил в материальные тела, совершаемое регулярно. 2
Об искупителях грехов вообще. 2
Глава LVIII. ЛЮДИ В РОЛИ ИСКУПИТЕЛЕЙ ЧУЖИХ ГРЕХОВ В КЛАССИЧЕСКОЙ ДРЕВНОСТИ.. 2
Искупители чужих грехов в Древнем Риме. 2
Искупители чужих грехов в Древней Греции. 2
Римские Сатурналии. 2
Глава LIX. ПРАКТИКА УМЕРЩВЛЕНИЯ БОГА В МЕКСИКЕ. 2
Глава LX. МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЕЙ.. 2
Не касаться земли. 2
Не видеть солнца. 2
Заточение девушек в период полового созревания. 2
Причины изоляции достигших половой зрелости девушек. 2
Глава LXI. МИФ О БАЛЬДЕРЕ. 2
Глава LXII. ЕВРОПЕЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ ОГНЯ.. 2
Общая характеристика праздников огня. 2
Огни Великого поста. 2
Пасхальные огни. 2
Бельтановы огни. 2
Огни летнего солнцестояния. 2
Огни кануна дня Всех Святых. 2
Огни зимнего солнцестояния. 2
Огни бедствия (Need-fire). 2
Глава LXIII. ИСТОЛКОВАНИЕ ПРАЗДНИКОВ ОГНЯ.. 2
О праздниках огня вообще. 2
Солярная теория праздников огня. 2
Очистительная теория праздников огня. 2
Глава LXIV. СОЖЖЕНИЕ НА КОСТРАХ ЛЮДЕЙ.. 2
Сожжение изображений. 2
Сожжение на кострах людей и животных. 2
Глава LXV. БАЛЬДЕР И ОМЕЛА.. 2
Глава LXVI. ПРЕБЫВАЮЩАЯ ВНЕ ТЕЛА ДУША И ЕЕ РОЛЬ В НАРОДНЫХ СКАЗКАХ.. 2
Глава LXVII. БЕСТЕЛЕСНАЯ ДУША В НАРОДНЫХ ОБЫЧАЯХ.. 2
Душа, пребывающая в неодушевленных предметах. 2
Душа, пребывающая в растениях. 2
Душа, пребывающая в животных. 2
Обряд смерти и воскресения. 2
Глава LXVIII. ЗОЛОТАЯ ВЕТВЬ. 2
Глава LXIX. ПРОЩАНИЕ С НЕМИ.. 2
СЭР ДЖЕЙМС ДЖОРДЖ ФРЭЗЕР: ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА1 2
1. ПАРАДОКС ЛИЧНОСТИ ФРЭЗЕРА И ЕГО ТРУДОВ.. 2
2. МЕСТО ФРЭЗЕРА В РАЗВИТИИ ЭТНОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.. 2
КРАТКАЯ ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА.. 2
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ. 2
СОДЕРЖАНИЕ. 2

Читайте также:  Магия заговор на хорошую работу читать

ЗОЛОТАЯ ВЕТВЬ. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ТОМ.
СОДЕРЖАНИЕ. 2
ОТ РЕДАКЦИИ.. 2
ГЛАВА I. МАГИЯ.. 2
ГЛАВА II. МАГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ НАД ПРИРОДОЙ.. 2
ГЛАВА III КОЛДУНЫ КАК ПРАВИТЕЛИ.. 2
ГЛАВА IV. БОГИ, ВОПЛОЩЕННЫЕ В ЛЮДЕЙ.. 2
ГЛАВА V. ЦАРИ ОТДЕЛЬНЫХ ПРИРОДНЫХ СТИХИЙ.. 2
ГЛАВА VI. ПОКЛОНЕНИЕ ДЕРЕВЬЯМ. 2
ГЛАВА VII. ПЕРЕЖИТКИ КУЛЬТА ДЕРЕВЬЕВ В СОВРЕМЕННОЙ ЕВРОПЕ. 2
ГЛАВА VIII. ОТНОШЕНИЕ ПОЛОВ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАСТИТЕЛЬНОСТЬ. 2
ГЛАВА IX. СВЯЩЕННЫЙ БРАК.. 2
ГЛАВА X. ЦАРСКИЙ ОГОНЬ. 2
ГЛАВА XI. ПАЛОЧКИ ДЛЯ ДОБЫВАНИЯ ОГНЯ.. 2
ГЛАВА XII ОТЕЦ ЮПИТЕР И МАТЬ ВЕСТА.. 2
ГЛАВА XIII ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВЕЧНЫХ ОГНЕЙ.. 2
ГЛАВА XIV ПРЕСТОЛОНАСЛЕДИЕ В ЛАЦИУМЕ. 2
ГЛАВА XV. СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ И ПАРИЛЬЯ.. 2
ГЛАВА XVI ПОКЛОНЕНИЕ ДУБУ.. 2
ГЛАВА XVII. ДИАНУС И ДИАНА.. 2
ГЛАВА XVIII. ТАБУ ЦАРЕЙ И ЖРЕЦОВ.. 2
ГЛАВА XIX. ОПАСНОСТИ, УГРОЖАЮЩИЕ ДУШЕ1 2
ГЛАВА XX. ЗАПРЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ.. 2
ГЛАВА XXI. ТАБУ НА ЛЮДЕЙ.. 2
ГЛАВА XXII. ТАБУ НА ПРЕДМЕТЫ.. 2
ГЛАВА XXIII. ТАБУ НА СЛОВА.. 2
ГЛАВА XXIV. ПРЕДАНИЕ СМЕРТИ БОЖЕСТВЕННОГО ПРАВИТЕЛЯ.. 2
ГЛАВА XXV. СКАЗОЧНАЯ ЖЕНА.. 2
ГЛАВА XXVI. ВРЕМЕННЫЕ ЦАРИ.. 2
ГЛАВА XXVII. ПРИНЕСЕНИЕ В ЖЕРТВУ СЫНА ПРАВИТЕЛЯ.. 2
ГЛАВА XXVIII. УМЕРЩВЛЕНИЕ ДУХА ДЕРЕВА.. 2
ГЛАВА XXIX. КАЧАНИЕ КАК МАГИЧЕСКИЙ ОБРЯД.. 2
ГЛАВА XXX. МИФ ОБ АДОНИСЕ. 2
ГЛАВА XXXI. ОСВЯЩЕНИЕ ПОМАЗАНИЕМ. 2
ГЛАВА XXXII. ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ УМЕРШИХ.. 2
ГЛАВА XXXIII. ВУЛКАНИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ.. 2
ГЛАВА XXXIV. САДЫ АДОНИСА.. 2
ГЛАВА XXXV. РИТУАЛ АТТИСА.. 2
ГЛАВА XXXVI. АТТИС КАК БОГ-ОТЕЦ.. 2
ГЛАВА XXXVII. ОХОТА ЗА ГОЛОВАМИ.. 2
ГЛАВА XXXVIII. СЛЕЗЫ ИЗИДЫ.. 2
ГЛАВА XXXIX. ЗВЕЗДА ИЗИДЫ.. 2
ГЛАВА XL. ПРАЗДНИКИ ВСЕХ ДУШ. 2
ГЛАВА XLI. РОДСТВО ПО МАТЕРИ И МАТЕРИ БОГИНИ.. 2
ГЛАВА XLII. БРАКОСОЧЕТАНИЕ БРАТЬЕВ И СЕСТЕР. 2
ГЛАВА XLIII. ДЕТИ ЖИВЫХ РОДИТЕЛЕЙ В РИТУАЛЕ. 2
ГЛАВА XLIV. СЛЕПЫЕ ЖЕРТВЫ В ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯХ.. 2
ГЛАВА XLV МУЖЧИНЫ, ПЕРЕОДЕТЫЕ В ЖЕНЩИН.. 2
ГЛАВА XLVI. ДЕТИ НА ВЕЕРАХ ДЛЯ ПРОВЕИВАНИЯ ЗЕРНА.. 2
ГЛАВА XLVII. МАГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИГР В ПЕРВОБЫТНОМ ЗЕМЛЕДЕЛИИ.. 2
ГЛАВА XLVIII. РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ В ПЕРВОБЫТНОМ ЗЕМЛЕДЕЛИИ.. 2
ГЛАВА XLIX. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ДУХА ЗЕРНА ВО ВРЕМЯ ЖАТВЫ.. 2
ГЛАВА L. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ РАДИ УРОЖАЯ.. 2
ГЛАВА LI. ДУХ ЗЕРНА В ОБРАЗЕ ЖИВОТНОГО.. 2
ГЛАВА LII. ПЛЕЯДЫ В ПЕРВОБЫТНЫХ КАЛЕНДАРЯХ.. 2
ГЛАВА LIII. ПЕРВОБЫТНЫЙ СПОСОБ ОЧИЩЕНИЯ.. 2
ГЛАВА LIV. МАНИА В АРИЦИИ.. 2
ГЛАВА LV. ПОПЫТКИ ОБМАНУТЬ ДЕМОНОВ.. 2
ГЛАВА LVI. ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ПЕРВЫХ ПЛОДОВ1 2
ГЛАВА LVII. ГОМЕОПАТИЧЕСКАЯ МАГИЯ МЯСНОЙ ПИЩИ.. 2
ГЛАВА LVIII. УМИЛОСТИВЛЕНИЕ ОХОТНИКАМИ ДИКИХ ЗВЕРЕЙ1 2
ГЛАВА LIX. ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ДУШ В ЖИВОТНЫХ1 2
ГЛАВА LX. ПЕРЕНОС СИЛ ЗЛА.. 2
ГЛАВА LXI. ВЕЗДЕСУЩНОСТЬ ДЕМОНОВ1 2
ГЛАВА LXII. ПУБЛИЧНОЕ ИЗГНАНИЕ ЗЛЫХ СИЛ1 2
ГЛАВА LXIII. ОБЩЕСТВЕННЫЕ «КОЗЛЫ ОТПУЩЕНИЯ»1 2
ГЛАВА LXIV. САТУРНАЛИИ И АНАЛОГИЧНЫЕ ПРАЗДНЕСТВА1 2
ГЛАВА LXV ТАБУ КАСАТЬСЯ ЗЕМЛИ.. 2
ГЛАВА LXVI. ТАБУ ВИДЕТЬ СОЛНЦЕ. 2
ГЛАВА LXVII. ИЗОЛЯЦИЯ ДЕВОЧЕК С НАСТУПЛЕНИЕМ ПОЛОВОЙ ЗРЕЛОСТИ.. 2
ГЛАВА LXVIII. ПРАЗДНИКИ ОГНЯ В ЕВРОПЕ. 2
ГЛАВА LXIX. ОБОРОТНИ.. 2
ГЛАВА LXX ХОЖДЕНИЕ ПО ГОРЯЩИМ УГЛЯМ. 2
ГЛАВА LXXI. МАГИЧЕСКИЕ ЦВЕТЫ НАКАНУНЕ ДНЯ ЛЕТНЕГО СОЛНЦЕСТОЯНИЯ.. 2
ГЛАВА LXXII. НАХОДЯЩАЯСЯ ВНЕ ТЕЛА ДУША В НАРОДНЫХ СКАЗКАХ.. 2
ГЛАВА LXXIII ДУША ВНЕ ТЕЛА В НАРОДНЫХ ОБЫЧАЯХ.. 2
ГЛАВА LXXIV. РИТУАЛ СМЕРТИ И ВОСКРЕШЕНИЯ1 2
ГЛАВА LXXV. ОМЕЛА.. 2

Источник

Золотая ветвь. Исследование магии и религии
Джеймс Джордж Фрэзер, 1890

«Золотая ветвь» известного английского религиоведа и этнолога Джеймса Фрэзера (1854-1941) принадлежит к числу тех фундаментальных исследований, которые составляют непреходящую ценность для многих поколений ученых. Посвятив жизнь изучению фольклористики и истории религии, Дж. Фрэзер собрал огромный фактический материал, позволивший ему с помощью сравнительно-исторического метода показать связь между современными религиями и первобытными верованиями, выявить земные истоки религиозного миропонимания.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Золотая ветвь. Исследование магии и религии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Глава I. Диана и Вирбий

Кто не видел картину Тёрнера «Золотая ветвь»? Пейзаж, залитый золотистым свечением грёзы, в которую погрузился божественный дух Тёрнера, преобразивший прекраснейший из природных ландшафтов, увиденное в порыве вдохновения небольшое лесное озеро Неми, «зеркало Дианы», как называли его древние. Незабываема спокойная водная гладь, окаймленная зеленой цепью Альбанских гор. Уединенность местности не нарушается двумя типично итальянскими деревеньками, погруженными в дрему на берегу озера, и дворцом — также в итальянском стиле — с садами, которые резкими уступами спускаются к озеру. Кажется, будто Диана не захотела оставить этот одинокий берег и продолжает обитать в лесной чаще!

Должность эта, обладание которой было столь зыбким, приносила с собой царский титул. Но ни одна коронованная особа не была мучима более мрачными мыслями, чем Немийский жрец. Из года в год зимой и летом, в хорошую и плохую погоду, нес он свою одинокую вахту и только с риском для жизни урывками погружался в беспокойную дрему. Малейшее ослабление бдительности, проявление телесной немощи и утрата искусства владеть мечом ставили его жизнь под угрозу: седина означала для него смертный приговор. От одного его вида прелестный пейзаж мерк в глазах кротких и набожных паломников. С суровой и зловещей фигурой Немийского жреца плохо сочетались мечтательная голубизна итальянского неба, игра светотени в летних лесах и блеск волн на солнце.

Давайте лучше вообразим себе немийский пейзаж, каким он мог предстать перед запоздалым путником в одну из тех бурных осенних ночей, когда густым дождем падают увядшие листья и ветер поет погребальную песнь уходящему году. Какая мрачная картина, положенная на меланхолическую музыку! На заднем плане темнеет растерзанный лес на фоне низкого, затянутого тучами неба, вздохи ветра в ветвях, шелест увядших листьев под ногами да плеск холодной воды о берег. А на переднем плане в сумерках темная фигура человека, ходящего взад и вперед; и когда, выплыв из бегущего облака, бледная луна всматривается в него сквозь оплетенные ветви, на плече его ярко вспыхивает сталь.

Закон наследования титула жреца в Неми не имеет параллелей в классической древности. Для того чтобы найти ему объяснение, следует заглянуть дальше в глубь веков. Никто, видимо, не станет отрицать, что подобный обычай отдает варварской эпохой и, подобно первобытному утесу на гладко подстриженной лужайке, в совершенном одиночестве возвышается посреди изысканного италийского общества времен Империи. Но именно грубый, варварский характер этого обычая вселяет в нас надежду на его объяснение. Исследования в области древнейшей истории человечества обнаружили, что при множестве поверхностных различий первые грубые философские системы, выработанные человеческим разумом, сходны в своих существенных чертах. Следовательно, если мы сможем доказать, что такой варварский обычай, как наследование титула жреца в Неми, существовал в других обществах, если нам удастся раскрыть причины существования подобного института и доказать, что одни и те же причины действовали в большинстве (если не во всех) человеческих обществах, при различных обстоятельствах пробуждая к жизни множество различающихся в деталях, но в целом сходных институтов, наконец, если нам удастся продемонстрировать, что те же самые причины, вместе с производными от них институтами, на самом деле действовали и в классической древности, — тогда мы сможем по праву заключить, что в более отдаленную эпоху те же причины породили правила преемственности жречества в Неми. За недостатком прямых сведений о том, как этот институт возник, наши заключения никогда не достигнут статуса доказательства, но они будут более или менее вероятными в зависимости от полноты, с какой удастся выполнить указанные условия. Предложить достаточно вероятное объяснение института жрецов в Неми, удовлетворяющее этим условиям, — вот цель данной книги.

Читайте также:  Гороскоп стрелец на 2017 год мужчина глоба

По общему мнению древних, этой роковой веткой была та самая Золотая ветвь, которую Эней по наущению Сибиллы сорвал перед тем, как предпринять опасное путешествие в страну мертвых. Бегство раба символизировало, по преданию, бегство Ореста, а его поединок со жрецом был отголоском человеческих жертвоприношений, когда-то приносившихся Диане Таврической. Закон наследования по праву меча соблюдался вплоть до имперских времен. Среди прочих выходок Калигулы [2] была такая: решив, что жрец Неми оставался на своем посту слишком долго, он нанял для его убийства дюжего головореза. Кроме того, греческий путешественник, посетивший Италию в эпоху Антонинов (I–II вв.), писал, что наследование титула жреца по-прежнему добывается победой в поединке.

Основные черты культа Дианы в Неми еще подлежат выявлению. Из обнаруженных там остатков жертвоприношений явствует, что древние считали ее, во-первых, охотницей, во-вторых, благословляющей людей потомством, в-третьих, дарующей женщинам легкие роды. Огонь, по-видимому, играл в ее культе особо важную роль. Во время ежегодного праздника, посвященного Диане и приходившегося на самое жаркое время года (13 августа), ее роща озарялась светом многочисленных факелов, ярко-красный отблеск которых ложился на поверхности озера. В этот день по всей Италии у каждого домашнего очага свершались священные обряды. Сама богиня изображена на найденных в пределах святилища бронзовых статуэтках держащей факел в поднятой правой руке. Выполняя данные обеты, женщины, молитвы которых были услышаны Дианой, приходили в святилище украшенные венками, с зажженными факелами. Неизвестный римлянин зажег неугасимую лампаду в небольшой гробнице в Неми во здравие императора Клавдия и его семьи. Найденные в роще светильники из обожженной глины, возможно, служили той же цели в отношении простых смертных. Если это так, то аналогия между этим обычаем и обычаем католиков ставить освященные свечи в церквях очевидна. Кроме того, титул Весты, носимый Дианой Немийской, явно свидетельствует о том, что в ее святилище постоянно поддерживался священный огонь. Большой, круглой формы фундамент в северо-восточном приделе храма, приподнятый на три ступени, сохранивший следы мозаики, служил, вероятно, основанием круглого храма Дианы-Весты, аналогичного храму Весты на Форуме. По всей вероятности, священный огонь поддерживался здесь девственными весталками; на месте Немийского храма была найдена статуя весталки из обожженной глины. Кроме того, обычай поклонения неугасимому огню, поддерживаемому девами-весталками, был распространен в Лации с древнейших времен. Во время ежегодного празднества в честь богини увенчивали венками охотничьих собак и не трогали диких зверей. Молодые люди совершали в ее честь очистительные обряды. Приносилось вино и устраивалось пиршество из мяса козлят, горячих лепешек, подаваемых на листьях, и яблок, сорванных вместе с ветками.

Но в роще близ Неми Диана царила не одна. Ее святилище разделяли с ней два божества более низкого ранга. Одним из них была Эгерия, нимфа светлой речки, которая, разбиваясь в брызги о базальтовые скалы, ниспадала изящным каскадом в озеро неподалеку от местечка Ле-Моле (названного так потому, что там теперь находятся мельницы деревни Неми). Журчание бегущего по гальке потока упоминается Овидием, который, по его собственному признанию, часто пил из него воду. Беременные женщины приносили жертвы Эгерии, потому что, подобно Диане, она считалась способной даровать легкие роды. Бытовало предание, что эта нимфа была женой или возлюбленной мудрого царя Нумы и что плодом его общения с этой богиней были данные им римлянам законы. Плутарх сравнивает это предание с другими рассказами о любви богинь к смертным, такими как любовь Кибелы и Луны к прекрасным юношам Аттису и Эндимиону.

По другим источникам, местом свиданий влюбленных были не Немийские леса, а роща неподалеку от грота у Капенских ворот близ Рима, где из темной пещеры бил еще один святой источник, посвященный Эгерии. Ежедневно римские весталки брали из этого источника воду для мытья храма Весты, перенося ее на голове в глиняном кувшине. Во времена Ювенала грот был выложен мрамором, и это освященное место осквернялось группами бедных иудеев, которые, как цыгане, вынуждены были располагаться на ночлег в роще. Можно предположить, что поток, впадающий в озеро Неми, — это и была первоначально сама Эгерия и что, когда первые поселенцы пришли с Альбанских холмов на берега Тибра, они принесли с собой культ этой нимфы и нашли для нее новое жилище в роще за воротами Рима. Остатки купален, обнаруженные на земле святилища, и множество слепков различных частей человеческого тела, сделанных из обожженной глины, наводят на мысль о том, что вода источника Эгерии использовалась для лечения больных. В соответствии с обычаем, который до сих пор соблюдался во многих частях Европы, больные в знак надежды на исцеление или благодарности посвящали богине слепки больных частей тела. Уверяют, что источник поныне сохранил свои лечебные свойства.

Для того чтобы убедиться в том, что предания, объясняющие происхождение культа Дианы Немийской, не историчны, нет нужды в скрупулезном доказательстве. Они явно принадлежат к разряду распространенных мифов, которые измышляются с целью объяснить происхождение того или иного религиозного культа. Причем это делается с помощью реального или воображаемого сходства, которое позволяет возвести его к какому-то иностранному культу. Действительно, немийские мифы явно не вяжутся друг с другом, потому что учреждение культа возводится то к Оресту, то к Ипполиту (в зависимости от того, какая черта его объясняется). Подлинная ценность этих преданий заключается в том, что они наглядно иллюстрируют сущность данного культа. Кроме того, они косвенно свидетельствуют в пользу почтенного возраста культа, показывая, что он уходит своими корнями в туман мифической древности. В этом отношении немийские легенды более достойны доверия, чем псевдоисторическое предание, подкрепленное авторитетом Катона Старшего, согласно которому священная роща была посвящена Диане неким латинским диктатором Бебием (или Левием) из Тускулума от лица народов Тускулума, Ариции, Ланувиума, Лаурентума, Коры, Тибура, Помеции и Ардеи.

Это предание говорит в пользу большой древности святилища, так как его основание датируется временем до 495 года до н. э., то есть года, когда Помеция была разграблена римлянами и исчезла с лица земли. Но мы не можем допустить, чтобы столь варварский институт, как наследование жречества в Ариции, был намеренно учрежден союзом цивилизованных городов, каковыми, без сомнения, являлись города Лациума. Оно, должно быть, передавалось по наследству с незапамятных времен, когда доисторическая Италия еще находилась в состоянии дикости. Правдивость этого предания ставит под сомнение другое предание, которое приписывает заслугу основания святилища Манию Эгерию, которому обязана своим существованием поговорка «В Ариции много Маниев». Некоторые авторы объясняют эту поговорку ссылкой на то, что Маний Эгерий был предком древнего и славного рода, тогда как другие полагают, что ее смысл сводится к тому, что в Ариции много уродливых, некрасивых людей. Они производят имя Маний от слова mania, что значит «бука», или пугало, для детей. Один римский сатирик использовал имя Маний как синоним нищих, которые валяются на склонах Арицийских холмов в ожидании паломников. Подозрение возбуждает и это расхождение мнений, и противоречие между Манием Эгерием и Эгерием Левием из Тускулума, и сходство обоих имен с именем мифической Эгерии. Однако переданное Катоном предание является слишком обстоятельным, а его поручитель — слишком почтенным, чтобы отвергнуть его как пустой вымысел. Лучше предположить, что оно относится к древней перестройке или реставрации святилища, которая была произведена союзными государствами. В любом случае оно свидетельствует в пользу того, что роща Дианы издавна была местом общего поклонения многих древнейших городов Лациума, если не всей Латинской конфедерации.

Читайте также:  Десятка черви значение карты в гадании

Артемида и Ипполит

Как мы видим, предания об Оресте и Ипполите, не обладая исторической ценностью, тем не менее не лишены смысла вообще, поскольку они помогают лучше уяснить себе происхождение немийского культа путем его сравнения с культом и мифами других святилищ. Возникает вопрос: почему для объяснения Вирбия и Царя Леса авторы этих легенд обращаются к Оресту и Ипполиту? В отношении Ореста все ясно. Вместе с Дианой Таврической, которую можно умилостивить только человеческой кровью, он понадобился для того, чтобы объяснить кровавое правило наследования жречества в Ариции. В случае с Ипполитом не все так ясно. В истории его гибели можно без труда усмотреть причину запрета вводить лошадей в священную рощу Дианы. Но самого по себе этого едва ли достаточно для объяснения идентификации Ипполита с Вирбием. Поэтому надо глубже рассмотреть культ и миф об Ипполите.

В Трезене Ипполиту было посвящено знаменитое святилище, расположенное на берегу прекрасной, почти закрытой бухты, где ныне плодородная прибрежная полоса у подножия морщинистых гор покрыта апельсиновыми и лимонными рощами, а также и высокими кипарисами, поднимающимися, подобно темным шпилям, над садами Гесперид. На противоположной стороне прозрачной голубой бухты возвышается священный остров Посейдона, и вершины его холмов покрывают темно-зеленые сосны. Таково месторасположение святилища Ипполита. Внутри находился храм со статуей героя. Служба в нем лежала на жреце, удерживавшем за собой эту должность пожизненно. Каждый год в честь героя справлялся праздник с жертвоприношениями, и его безвременная кончина оплакивалась траурным, скорбным пением девушек. Перед вступлением в брак юноши и девушки оставляли в храме пряди своих волос. В Трезене находилась также гробница Ипполита, но жители не показали бы вам ее. Можно с большой долей вероятности предположить, что в лице прекрасного Ипполита, возлюбленного Артемиды, погибшего во цвете лет и ежегодно оплакиваемого молодыми девушками, мы имеем одного из смертных любовников богини, играющих столь заметную роль в религиях древности (самый типичный их представитель — Адонис). Соперничество Артемиды и Федры из-за привязанности Ипполита, как было сказано, воспроизводит соперничество Афродиты и Прозерпины из-за любви Адониса: ведь Федра — это двойник Афродиты. Эта теория отдает справедливость как Ипполиту, так и Артемиде. Первоначально Артемида была великой богиней плодородия, а по закону ранних религий оплодотворяющая природу и сама должна быть плодородной, а для этого она должна обязательно иметь при себе супруга.

Согласно нашей гипотезе, Ипполит считался в Трезене супругом Артемиды. Назначением же срезанных прядей волос, преподносимых Ипполиту трезенскими юношами и девушками перед вступлением в брак, было содействовать укреплению союза с богиней для увеличения плодородия земли, скота и людей. Этот взгляд находит подтверждение: в трезенском святилище Ипполита совершалось поклонение двум божествам женского пола — Дамии и Ауксезии, связь которых с плодородием неоспорима. Когда Эпидавр страдал от голода, его жители, подчиняясь указанию оракула, вырезали из священного оливкового дерева и водружали изображения Дамии и Ауксезии, после чего земля снова приносила плоды. Более того, в самом Трезене — а возможно, в святилище Ипполита — в честь этих девушек, как называли их трезенцы, устраивался любопытный праздник с бросанием камней. Легко показать, что подобного рода обычаи практиковались во многих странах с целью получить хороший урожай. Что же касается истории трагической гибели юного Ипполита, то мы можем проследить многочисленные ее аналогии с подобными же историями о красивых смертных юношах, которые заплатили жизнью за краткое наслаждение любовью бессмертных богинь. Эти несчастные, вероятно, не всегда были мифическими персонажами, и предания, которые видели в пурпурном цветке фиалки, в алом пятнышке на анемоне и в малиновом румянце розы пролитую ими кровь, были не просто поэтическими аллегориями юности и красоты, скоротечной, как летние цветы. В них содержалась более глубокая философия соотношения жизни человека и жизни природы, мрачная философия, которая породила не менее мрачную практику. В дальнейшем мы узнаем, какова была эта философия и эта практика.

Из приведенных примеров можно заключить, что культ Дианы в священной Немийской роще имел большое значение и уходил своими корнями в незапамятную древность; что Диана почиталась как богиня лесов и диких зверей, а возможно, также домашнего скота и плодов; что древние верили в то, что она дарует мужчинам и женщинам потомство и помогает матерям рожать; что священный огонь Дианы, поддерживаемый целомудренными весталками, постоянно горел в круглом храме святилища; что с ней ассоциировалась водная нимфа Эгерия, которая выполняла одну из функций Дианы (помощь женщинам при родовых схватках) и которая, по народной легенде, сочеталась в священной роще браком с древним римским царем; что Диана Лесная имела спутника мужского пола по имени Вирбий, который относился к ней, как Адонис — к Венере и Аттис — к Кибеле; и наконец, что в историческое время мифический Вирбий был представлен жрецами, Царями Леса. Они погибали от меча своих преемников, и жизнь их была связана со священным деревом в роще. Жрец был гарантирован от нападения лишь до тех пор, пока дерево оставалось нетронутым.

Эти выводы сами по себе, конечно, недостаточны для объяснения правила преемства звания Арицийского жреца. Но, быть может, привлечение более широкого круга данных убедит нас, что они содержат в зародыше решение проблемы. Пустимся же в путешествие по морю фактов. Оно будет долгим и утомительным, но вместе с тем в нем будет очарование познавательного путешествия, во время которого мы посетим множество странных чужеземных народов с еще более странными обычаями. Снимемся же с якоря, наполним паруса ветром и покинем на время побережье Италии.

Источник

Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Добавить комментарий