Магия и медицина в древнем египте

Какой была древнеегипетская медицина?

Древний Египет был цивилизацией, которая длится с 3300 г. до н.э по 525 г. н.э. Некоторые из самых ранних записей о медицинской помощи относятся к Древнему Египту. Древние египтяне верили в молитву как в решение проблем со здоровьем, но у них также были естественные или практические средства, такие как травы. Это было структурированное общество с такими инструментами, как письменность и математика, которые позволяли им записывать и развивать идеи, и это означало, что другие могли учиться у них.

Медицина древнего Египта

У древних египтян было медицинское оборудование, но они также верили, что боги контролируют жизнь и здоровье. Древние египтяне считали, что боги, демоны и духи играют ключевую роль в появлении болезней. Врачи считали, что духи блокируют каналы в теле и это влияет на работу организма. Египтяне искали способы разблокировать эти каналы и использовали сочетание молитвы и естественных средств. Большинство целителей были также священниками, но со временем появилась профессия «доктора медицины».

Тот факт, что древние египтяне имели системы букв и цифр, означал, что они могли записывать и развивать идеи и выполнять вычисления. Документированная древнеегипетская медицинская литература является одной из старейших существующих сегодня. Древние египтяне имели организованную экономику и систему правления, оседлое население, социальные соглашения и должным образом исполняемые законы. До этого местные жители в основном вели кочевой образ жизни. Эта стабильность позволила развиваться медицинским исследованиям.

Кроме того, в древнеегипетском обществе были относительно состоятельные люди. Они могли позволить себе медицинскую помощь, а также имели время для размышлений и учебы. Древние египтяне были торговцами. Они путешествовали на большие расстояния, возвращаясь с травами и специями из далеких стран. Практика древних египтян сохранять умерших людей в виде мумий означала, что они узнали кое-что о человеческом теле.

Врачи Египта, по-видимому, имели довольно хорошие знания о строении костей и некоторое представление о том, как работают мозг и печень. Согласно папирусу Эберса, центром кровоснабжения тела является сердце, и каждый уголок тела прикреплен к сосудам. Сердце было местом встречи сосудов, которые несли слезы, мочу, сперму и кровь. Древнеегипетское понимание сердечно-сосудистой системы является сложным. В документе подробно описываются характеристики, причины и лечение психических расстройств, таких как слабоумие и депрессия. Древние египтяне, по-видимому, рассматривали психические заболевания как сочетание заблокированных каналов и влияние злых духов и разгневанных богов. Свиток содержит раздел о контроле над рождаемостью, о том, как определить, беременна ли женщина, и некоторые другие гинекологические вопросы. Существуют также рекомендации по поводу:

Кроме того, имеются данные, как вправлять сломанные кости и лечить ожоги.

Некоторые рекомендации, которые тогда давали врачи, теперь кажутся нам вполне логичными. Египтяне советовали людям умываться и бриться, чтобы предотвратить инфекции, тщательно питаться и избегать нечистых животных и сырой рыбы. Некоторые, однако, менее знакомы. Люди также использовали навоз для разгона злых духов.

Египтяне также практиковали стоматологию. Кариес зубов был обычным явлением. Средства лечения включали :

Однако, похоже, они не практиковали удаление зубов.

Магия и религия

Теория каналов

«Теория каналов» возникла из наблюдений за фермерами, которые выкапывали ирригационные каналы для своих культур. Это позволило медицине перейти от полностью духовного лечения к практическому, т.е. естественному. Врачи считали, что, как и при орошении, каналы обеспечивают организм путями для хорошего здоровья. Если возникали блокировки, они использовали слабительные, чтобы разблокировать их. Сердце было центром 46 каналов, видимых как разновидности трубок. Это правда, что человеческие вены, артерии и кишечник являются разновидностями труб. Однако египтяне не понимали, что эти каналы имеют разные функции.

Каналы и сердце

Папирус Эберса отмечает, что сосуды идут от сердца ко всем четырем конечностям и каждой части тела. Врач, священник Секмет или экзорцист кладет свои руки на любую часть тела, исследуя сердце, так как все сосуды исходят из сердца.

Хирургия в Древнем Египте

Египетские врачи могли успешно исправить перелом кости и вывих суставов. Основная хирургия — то есть процедуры, проводимые близко к поверхности кожи или на коже — была обычным навыком, и врачи знали, как эффективно зашивать раны. Врачи использовали бинты и определенные растения, такие как листья ивы для лечения воспаления. Однако они не проводили хирургическое вмешательство глубоко внутрь тела, вероятно потому, что не было анестетиков или антисептиков. Обрезание мальчиков было обычной практикой. У хирургов было множество инструментов, таких как щипцы, ложки, пилы, сосуды с горящими благовониями, крючки и ножи. Протезы существовали, но были не очень практичны. Врачи, возможно, использовали их, чтобы сделать умерших людей более презентабельными во время похорон или просто для декоративных целей.

Травмы и болезни

Египетские врачи сообщили о трех типах травм :

Заболевания, поддающиеся лечению включали:

Средство от головной боли, упомянутое в папирусе Эберса, включает:

Смешайте муку, благовония, древесину, мяту, рог оленя, семена платана, штукатурку каменщика, семена зарта, воду. Нанесите на голову.

Другие состояния и методы лечения включают :

Лекарством от простуды было заклинание.

Ранние концепции гомеопатии

В некоторых лечебных средствах использовались продукты, травы или растения, которые были похожи на болезнь, которую лечили. Практика известная как simila similibus, или похожая на аналогичную. Сегодня гомеопатия следует тому же принципу. В египетские времена люди использовали страусиные яйца для лечения перелома черепа.

Здравоохранение в Древнем Египте

Чистота была важной частью египетской жизни, и в домах были ванны и туалеты. Внешний вид человека и использование макияжа играли важную роль. Основная цель заключалась в удовлетворении социальных и религиозных требований, хотя многие люди наносили макияж вокруг глаз, чтобы защитить себя от болезней. Люди использовали москитные сетки в жаркие месяцы, чтобы защитить себя от малярии и других болезней или избежать укусов. Малярия была распространенной проблемой. Священники регулярно мылись, стирали свою одежду и мыли столовые приборы. Это помогло защитить их здоровье, хотя они это выполняли по религиозным соображениям. Как мы знаем сегодня, инфраструктуры общественного здравоохранения не было. Не было канализации, систематической медицинской помощи и общественной гигиены.

Читайте также:  Гороскоп от линды гудман мужчина козерог

Медицинская профессия

Вероятно, древние египтяне были первыми людьми, у которых были профессиональные врачи, и это было уважаемым занятием. Согласно « Энциклопедии древней истории », доктора должны были быть грамотными и чистыми телом и духом. Врачи были по всему Египту. Самым ранним упоминанием о враче-мужчине является Хеси-Ра в 2700 г. до нашей эры. Хеси-Ра был «главой стоматологов и врачей» фараона Диосера. Первое упоминание о женщине-докторе относится к Песешет в 2400 году до нашей эры. Возможно, женщины-врачи были уже в 3000 году до нашей эры. Лучшие врачи работали при дворе. Под ними инспекторы контролировали работу других врачей. Были специалисты, такие как стоматологи, проктологи, гастроэнтерологи, офтальмологи. Проктологов, которые ставили клизмы, звали « нери фуйт », что переводится как «пастырь ануса».

Заключение

У древних египтян были изощренные методы медицинской практики, сочетающие сверхъестественное и естественное, например, лечебные травы и хирургия. Их письменные записи позволили знаниям передаваться через века. Хотя и не всегда, некоторые теории и практики не сильно отличаются от используемых сегодня.

Приглашаем подписаться на наш канал в Яндекс Дзен

Источник

Магия и медицина в древнем египте

ревнеегипетская медицина — самая древняя из документированных медицинских систем. С XXXIII века до н. э. до персидского вторжения в 525 году до н. э. она не претерпела особенных изменений в плане практики, которая, тем не менее, была передовой для своего времени в некоторые исторические периоды и включала в себя простую неинвазивную хирургию, способы лечения переломов и обширный набор фармакопеи. Древнеегипетская медицина оказала влияние на многие последующие медицинские системы Древнего мира, в том числе на греческую.

Основным источником информации о древнеегипетской медицине долгое время были сообщения греческих авторов, но расшифровка в 1822 году древнеегипетских иероглифов позволила в том числе прочесть тексты на папирусах, касающихся медицинских знаний Древнего Египта.

У врачей Древнего Египта была хорошая репутация, и правители других империй даже просили фараона прислать к ним врачей, чтобы лечить своих родственников. Имена некоторых из врачей Египта даже остались в истории.

Египетские врачи были осведомлены о существовании пульса и связь между пульсом и сердце. Автор «папируса Смита» даже имел смутное представление о сердечно-сосудистой системе, хотя и не о кровообращении, и он не мог или считал неважным, различать кровеносные сосуды, сухожилия и нервы. Древние египтяне разработали свою теорию «каналов», которые несли воздух, воду и крови в организме по аналогии с рекой Нил; если он станут заблокированы, поля станут нездоровы, и они применяли этот принцип к телу: если человек был болен, то нужно использовать слабительные, чтобы разблокировать «каналы».

Множество медицинских практик были эффективными, например, многие хирургические процедуры, приведённые в папирусе Смита. В основном советы врачей для сохранения здоровья включали рекомендации мыться и брить тел, в том числе под мышками, так как это поможет предотвратить инфекции. Они также рекомендовали пациентам следить за своим питанием и избегать продуктов, таких как сырая рыба или сырое мясо других животных, считавшееся нечистым.

Многие методы были неэффективны или вредны — в частности, многие рецепты лекарств содержали навоз, который содержит продукты брожения и плесени; некоторые из них имеют целебные свойства, но также и бактерии, представляющие серьёзную угрозу заражения.

Операция была довольно распространённой практикой среди врачей для лечения телесных повреждений. Египетские врачи признавали три категории повреждений: поддающиеся лечению, спорные и неизлечимые заболевания. Излечимые заболевания хирурги быстро оперировали. Спорными болезнями были те, при которых больной мог предположительно прожить без лечения, поэтому пациенты, входившие в эту категорию, наблюдались, и если их болезнь сохранялась, то предпринимались хирургические попытки излечить её. Хирургические инструменты, обнаруженные в археологических памятниках, включают ножи, крюки, свёрла, щипцы, весы, ложки, пилы и вазы с ладаном.

Протез пальца ноги из дерева и кожи времен Древнего Египта

Обрезание мужчин было нормой, как заявил Геродот в своей «Истории». Хотя его эффективность как процедура редко упоминалась, отсутствие его в других культурах часто отмечалось, об отсутствии обрезания у либерийцев неоднократно говорится в папирусах, а из военных кампаний необрезанные фаллосы привозились в качестве трофеев, что свидетельствует о новизне. Хотя другие документы, описывающие инициацию в религиозных обществах через обрезание, позволяют предположить, что эта практика была особенной и не получила широкого распространения. Единственное известное изображение процедуры в могиле врача показывает подростков и взрослых, а не детей. Женское обрезание могло применяться на практике, хотя ни одного упоминания о нём в древних текстах нет.

Протезирование в виде искусственных пальцев или глаз существовало, но имело в большей степени декоративный, нежели практический эффект.

В противоположность Вавилону, мрачной родине деспотизма, Египет был для древнего мира истинной крепостью священной науки, школой для его наиболее славных пророков, убежищем и вместе лабораторией наиболее благородных преданий человечества. Эдуард Шюре («Мистерии Египта»).

Традиции врачевания в Древнем Египте складывались в тесном взаимодействии с медициной Древней Месопотамии. Они оказали большое влияние на становление медицины Древней Греции, считающейся предшественницей современной научной медицины.

1. Источники сведений о медицине Древнего Египта

Изучение древнеегипетских текстов началось сравнительно недавно, после того как французский ученый Ж. Ф. Шампольон разгадал тайну египетского иероглифического письма. Первое сообщение об этом было сделано 27 сентября 1822 г. перед собранием ученых Франции. Этот день принято считать днем рождения науки египтологии.

Открытие Шампольона было связано с изучением надписей на Розеттском камне, найденном офицером наполеоновской армии в 1799 г. при рытье окопов у города Розетта в Египте. До расшифровки древнеегипетского письма единственными источниками по истории Древнего Египта и его медицины были сведения греческого историка Геродота.

Также Египетского жреца Манефона, изложенные на древнегреческом языке и произведения греческих писателей Диодора, Полибия, Страбона, Плутарха и др. Многочисленные древнеегипетские тексты на стенах пирамид, гробниц и папирусных свитках оставались для исследователей «немыми».

Древнейшие медицинские трактаты написаны на папирусах. До наших дней они не сохранились и мы знаем о них лишь по свидетельству древних историков. Так, жрец Менефон сообщает, что Атотис (второй царь I династии) составил медицинский папирус о строении тела человека.

Читайте также:  Гороскопы по годам рождения в картинках

Оба папируса, по-видимому, написаны одним лицом и являются копиями более древнего трактата. Египтологи считают, что этот древний несохранившийся папирус был составлен легендарным врачом Имхотепом в начале III тысячелетия до н. э. Впоследствии Имхотеп был обожествлен.

2. Связь мифологии Древнего Египта с врачеванием

Египетская религия, существовавшая на протяжении почти четырех тысячелетий, базировалась на культе животных. Каждый египетский ном (город-государство) имел свое священное животное или птицу: кошка, лев, бык, баран, сокол, ибис и др. Особенно почитались змеи. Кобра Уаджит была покровительницей Нижнего Египта. Ее изображение находилось на головном уборе фараона.

Мумии священных змей хоронили в храмах бога Амона-Ра. В Мемфисе в грандиозном подземном некрополе обнаружено большое число каменных саркофагов с мумиями священных быков. Убийство священного животного каралось смертной казнью. По представлениям египтян душа умершего человека в течение 3 тыс. лет находится в телах обожествленных животных и птиц, что помогает ей избегать опасностей загробного мира. Этим Геродот объясняет суровость наказания за убийство священного животного.

Исида считалась создательницей магических основ врачевания и покровительницей детей. Лекарства с именем Исиды даже упоминаются в трудах древнеримского врача-фармацевта Галена.

У древнеегипетской медицины были и другие божественные покровители: могучая львиноголовая богиня Сохмет, защитница женщин и рожениц; богиня Тауэрт, изображавшаяся в виде самки гиппопотама. Каждый новорожденный египтянин независимо от социального статуса лежал рядом с небольшой статуэткой Тауэрт.

3. Заупокойный культ

Способы бальзамирования утрачены, но эффективность их очевидна. Трупы, мумифицированные древними египтянами несколько тысячелетий назад, сохранились до наших дней и позволяют проводить исследования состояния здоровья и особенностей заболеваемости в столь отдаленные времена. Однако далеко не все имели возможность бальзамировать тела умерших родственников. Большинство египтян в те далекие времена хоронили без мумификации, в ямах и без гроба.

Бог Анубис проводит бальзамирование усопшего

Следует сразу оговориться, что мумификацию В. И. Ленина в России проводили по технологии, не имеющей ничего общего с методами древних египтян. Оригинальность российского метода заключалась в возможности сохранения прижизненной окраски тканей и максимального портретного сходства с живым объектом. Все египетские мумии имеют коричневую окраску и отдаленное портретное сходство с умершим. Цель египетского бальзамирования не преследовала перспективы оживления покойника и возврата его к земной жизни.

Практика бальзамирования в Древнем Египте явилась, по-видимому, первым и основным источником знаний о строении человеческого тела. Бальзамирование требовало применения и различных реактивов, что косвенно способствовало зарождению представлений о химической природе реакций.

4. Естественные и сверхъестественные болезни

Египтяне знали крупные органы: сердце, сосуды, почки, кишечник, мышцы и др. Им принадлежит первое описание мозга. В папирусе Э. Смита движение мозга в открытой ране черепа сравнивается с «кипящей медью».

Египетские врачи ассоциировали повреждения мозга с нарушением функции других частей тела. Им были известны так называемые двигательные параличи конечностей при ранениях головы.

Врачеватели Египта делили причины болезней на естественные и сверхъестественные. К первым они относили нездоровую пищу, неблагоприятные климатические и погодные факторы, наличие кишечных паразитов. Геродот пишет, что египтяне считали причиной человеческих недугов плохую пищу, поэтому «желудок свой они очищают каждый месяц три дня подряд, принимая слабительные средства, и сохраняют здоровье рвотными и клистирами».

Египтянам приписывают и изобретение клизмы. Интересно, что язык описания зашлакованности организма и методов очистки от шлаков многих современных народных целителей мало чем отличается от представлений древних египетских врачевателей.

Сверхъестественные причины болезней египтяне видели во вселении в организм злых духов умерших. Для их изгнания использовались как лекарственные средства, так и различные магические приемы. Полагали, что дурные запахи и горькая пища отпугивают злых духов. Поэтому в состав ритуальных смесей при магических процедурах включали такие экзотические продукты, как части хвостов мышей, выделения из ушей свиней, кал и мочу животных.

5. Папирус Эберса

Обнаруженный в Фивах в 1872 г., папирус Эберса представляет собой медицинскую энциклопедию древних египтян. В нем содержится более 900 прописей лекарств для лечения болезней желудочно-кишечного тракта, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, нарушений слуха и зрения, разного рода инфекционных процессов и глистных инвазий.

Папирус склеен из 108 листов и имеет длину 20,5 м. Египетские врачеватели пользовались мазями, пластырями, примочками, микстурами, клизмами и другими лекарственными формами. Основами для приготовления лекарств служили молоко, мед, пиво, вода священных источников, растительные масла.

6. Родина косметики

Кадр из фильма ‘Клеопатра’ 1963 года, изображающий царицу Клеопатру с косметическим макияжем на лице

В папирусе Эберса приводятся прописи лекарств для разглаживания морщин, удаления родинок, окраски волос и бровей, усиления роста волос. Для защиты от палящего солнца египтяне обоего пола обводили глаза зеленой пастой, содержащей сурьму и жир. Глазам при этом придавалась миндалевидная форма.

Женщины Египта румянили щеки и красили губы. По-видимому, египтяне первыми ввели в употребление парик, который надевали на коротко остриженные волосы. Парик состоял из большого числа туго переплетенных косичек. Он заменял головной убор и косвенно способствовал борьбе со вшивостью.

Современные косметические египетские фирмы, стремящиеся на российский рынок, пытаются возродить многие древние прописи, рекламируя омолаживающее действие древних мазей, пластырей, примочек.

Большое значение древние египтяне придавали соблюдению гигиенических правил. Религиозные законы предписывали умеренность в пище и опрятность в быту. Описывая обычаи египтян V в. до н. э., Геродот свидетельствует: «Египтяне пьют только из медных сосудов, которые чистят ежедневно. Платье носят полотняное, всегда свежевымытое, и это составляет для них предмет большой заботы.

Обрезают волосы и носят парики, чтобы избежать вшей. ради чистоты, предпочитая быть опрятными, нежели красивыми. Жрецы через день стригут себе волосы на всем теле для того, чтобы не иметь на себе ни вши, ни какой-либо иной скверны во время служения богам. Одежда жрецов только полотняная, а обувь из папируса. Моются они два раза в день и два раза в ночь». По-видимому, не случайно древние греки считали египтян основателями «предупредительной» медицины.

7. Обучение врачеванию

Передача медицинских знаний в Древнем Египте была тесно связана с обучением иероглифическому письму в специальных школах при храмах. В этих заведениях царила строгая дисциплина и в ходу были телесные наказания.

В крупных храмах городов Саис и Гелиополь существовали высшие школы, или Дома жизни. Наряду с медициной в них обучали математике, архитектуре, ваянию, астрономии, а также тайнам магических культов и обрядов. Дома жизни многими исследователями рассматриваются как предшественники университетов последующих эпох.

Читайте также:  Как с помощью магии познакомиться с мужчиной

Учащиеся Домов жизни овладевали искусством каллиграфии, стилистики и ораторского мастерства. Здесь хранились и переписывались папирусы. До нас дошли лишь третьи или четвертые списки древних оригиналов. Образованного человека, а врач должен был быть таковым, египтяне называли «знающий вещи». Существовал определенный объем знаний, который позволял египтянам узнавать «знающего по знанию его».

Врачебная деятельность в Древнем Египте подчинялась строгим моральным нормам. Соблюдая их, врач ничем не рисковал, даже при неудачном исходе лечения. Однако нарушение правил жестоко каралось вплоть до смертной казни. Каждый египетский врач принадлежал к определенной коллегии жрецов. Больные обращались не непосредственно к врачу, а в храм, где им рекомендовали соответствующего врача. Гонорар за лечение выплачивался храму, который содержал врача.

Правители многих стран приглашали на службу ко двору египетских врачей. Геродот приводит такое свидетельство: «Персидский царь Кир II Великий просил у фараона Амасиса прислать ему «лучшего в целом Египте» глазного врача. Врачебное искусство разделено в Египте таким образом, что каждый врач излечивает только одну болезнь. Поэтому у них полно врачей: одни лечат глаза, другие голову, третьи зубы, четвертые желудок, пятые внутренние болезни».

Геродот пишет о Египте V в. до н. э. К тому времени его древняя культура насчитывала не менее трех тысячелетий своей истории. Страна пережила нашествия многих завоевателей, и былое великолепие клонилось к естественному закату. Однако огромное влияние Египта на развитие культуры и медицины народов Европы, Азии и Африки еще оставалось в силе. Родина Геродота Древняя Эллада только вступала на путь исторического расцвета.

Преемственность египетской медицины хорошо отражена Гомером в «Одиссее».

Заботясь о здоровье и силе духа царя Менелая, Елена

«. подлить вознамерилась соку,
Гореусладного, миротворящего, сердцу забвенье Бедствий дающего.
Диева светлая дочь обладала там соком чудесным;
Щедро в Египте ее Полидамна, супруга Фоона,
Им наделила; земля там богато обильная, много
Злаков рождает и добрых, целебных, и злых, ядовитых;
Каждый в народе там врач, превышающий знаньем глубоким
Прочих людей, поелику там все из Пеонова рода».

(Перевод с древнегреческого В. А. Жуковского)

8. На полях сражений

Молодой Тутанхамон на поле боя

Большую роль в накоплении сведений в Древнем Египте играли военные врачи, сопровождавшие египетское войско в походах. На гробницах сохранились изображения операций на конечностях. В списках с папируса обожествленного врача Имхотепа даются четкие указания по лечению ран мягких тканей, технике перевязок, а также по выполнению наиболее частых хирургических операций того времени: обрезание и кастрация.

Все ранения делились по прогнозу на излечимые, сомнительные и безнадежные. Врачебная этика того времени требовала открытого сообщения пациенту предполагаемого исхода лечения одной из трех фраз: «Это болезнь, которую я могу вылечить; это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить; это болезнь, которую я не смогу вылечить».

В тех случаях, когда излечение было возможным, в папирусе Имхотепа даются четкие указания тактики врачевания: «Скажи ты тому, у кого зияющая рана на голове: «Это болезнь, которую я буду лечить». После того, как ты зашьешь ему рану, в первый день положи на нее свежее мясо и не бинтуй ее. Заботься о нем до тех пор, пока пройдет время его болезни. Лечи рану жиром, медом, корпией, пока больной не поправится».

При лечении переломов египетские врачеватели применяли деревянные лубки или бинтовали поврежденную конечность льняной тканью, пропитанной затвердевающей смолой. Такие шины обнаружены на египетских мумиях. Они во многом близки современным гипсовым повязкам.

9. Уринотерапия

В Древнем Египте моча находила довольно широкое применение в качестве лечебного средства. У Геродота есть описание не совсем ординарного случая уринотерапии: «По смерти Сезостриса царскую власть наследовал сын его Ферон, который ослеп. заболев глазами. Десять лет он был слепым; на одиннадцатом году царь услышал слово оракула в городе Буто, что время наказания его истекло, что он прозреет, если промоет глаза мочой женщины, которая имеет сношения только с мужем и никакого другого мужчину не имеет.

Он прежде всего испытал мочу собственной жены и, когда не прозрел, подверг испытанию всех женщин подряд, пока наконец не прозрел. Тогда он собрал всех женщин, которых испытывал, кроме той, от мочи которой он прозрел, в одно место, именуемое теперь Красным полем, и всех их там сжег; на той женщине, от мочи которой прозрел, царь сам женился». Так в Древнем Египте одновременно был получен лечебный эффект и проведена экспертиза супружеской верности.

Американские исследователи из Джорджтаунского университета провели такие пробы и получили статистически значимое подтверждение их эффективности. Однако рационального объяснения этот факт пока не имеет.

10. В Древнем Египте страдали от зубной боли

Исключительно популярной в Древнем Египте была профессия зубного врача. Это и понятно, так как исследование мумий показало широкое распространение у египтян тяжелых воспалительных заболеваний надкостницы, десен и зубов. Даже у фараонов, при которых находились лучшие египетские стоматологи того времени, обнаружены поражения челюстей и выпадение зубов.

По-видимому, тогда еще не были известны такие вмешательства, как пломбирование кариозных полостей и протезирование зубов золотом или другими металлами. Единственным свидетельством использования золота в древнеегипетской зубоврачебной практике является накладка двух нижних моляров, соединенных между собой тонкой проволокой по линии шеек обоих зубов.

Лечение болезней зубов в Древнем Египте проводили в основном консервативно, прикладывая к больному зубу или деснам различные пасты. В папирусе Эберса имеется 11 прописей таких лекарств. По мысли составителей, эти пасты должны были оздоравливать полость рта, укреплять зубы, снимать воспаление десен (парадонтоз) и зубную боль.

Многие из прописей паст папируса Эберса современные египетские фармацевты воспроизвели и рекомендуют для лечения распространенного в наше время парадонтоза, ведущего к выпадению зубов.

Современная фармацевтическая промышленность Египта и ее научная база принадлежит государству. Существуют лишь единичные частные фармацевтические фирмы, которые поставляют лекарства на российский рынок медикаментов.

Учитывая, что ряд древнеегипетских лекарств прошли испытание временем и вполне допустимы для использования в наше время, египетские медики и фармацевты проявляют большой интерес к разработке на их основе современных лекарственных средств. Уже внедрены в практику слабительные, мочегонные, противовоспалительные, противоревматические и другие средства с компонентами древних египетских прописей.

Источник

Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Добавить комментарий