Магия и эзотерика в современной культуре

Магия как культурно-религиозный феномен Ермолина Юлия Владимировна

Содержание к диссертации

1 Проблема соотношения магии и религии в истории культуры 12

1.1 Концептуальные основания исследования сущности магии 12

1.2 Генезис магии как культурно-религиозного феномена 42

1.3 Магия и религия: единство и различия 59

2 Феномен магии в современной культуре 78

2.1 Магия в структуре эзотерической культуры 78

2.2 Традиции магии в современной культуре 97

2.3 Функционирование магии в культуре современного общества 117

Список литературы 139

Для современного человека, живущего в период глубоких общественных и личных потрясений, проблема реального выживания и обретения внутренней психологической устойчивости в катастрофическом мире становится особенно важной. Традиционные религии, выполняющие креативные функции, не в состоянии полностью удовлетворить потребности людей в духовном спасении, и магия как культурно-религиозный феномен, и как форма эзотерической культуры, отражающая сложные и неоднозначные поиски современного человека в сфере духовной самоидентификации, берет на себя ряд их функций.

В настоящее время научное сообщество проявляет интерес к исследованию магии как к важнейшему элементу современной массовой культуры и, более того, важнейшей составляющей русской национальной культуры.

Современная магия, опираясь на древние традиции, обращается и к новым научным технологиям. В условиях глубокого духовного кризиса многие элементы культуры оказываются под воздействием магии, изменяя свои духовные основания, вплоть до превращения их в свои противоположности. Обращение к проблеме магии как культурно-религиозному феномену таюке обусловлено необходимостью осмысления тенденций его эволюции в современном обществе, ценностных оснований, структурных элементов, специфики функционирования, магических практик и их влияния на формирование массового и индивидуального сознания.

Подобные явления актуализируют необходимость исследования магии как культурно-религиозного феномена, выявления его места и роли в современной культуре.

Степень научной разработанности проблемы.

Изучение магии имеет достаточно длинную историю. Но если говорить о систематическом исследовании этого феномена, то комплексное научное рассмотрение магии началось сравнительно недавно. Как культурно-религиозный феномен она привлекла внимание западного религиоведения и социальной антропологии в последней четверти XIX века. Исследование магии начинались с накопления эмпирического материала: с описания магических приемов, обрядов и их классификации (Ван Геннеп, Б. Арнольд, Л. Юрбон). Новым аналитическим этапом в изучении магии было выявление ее социальных функций (Э. Дюркгейм, Э. Эванс-Причард). Ближе всех к пониманию социально-культурной значимости функции магии подошел Б. Малиновский. Основная функция магии названа им «культурной». По его мнению, она заключается в формировании человеческого оптимизма, в усилении веры в победу надежды над страхом.

Благодаря усилиям западных этнографов, религиоведов, антропологов и социологов к настоящему времени имеется достаточное количество зарубежных исследований по данной теме. Наибольшую известность получили труды К. Леви-

Стросса, Л. Моргана, М. Мосса, Э. Тэйлора, Дж. Фрезера, ныне уже ставшие классическими.

Так, Э. Тэйлор и Дж. Фрезер, представители английской антропологической школы, исследовали сущность магии, причины ее возникновения в первобытной культуре.

В России изучением магии занимались выдающиеся фольклористы, этнографы, историки, философы: А.Н. Афанасьев, В. Басилов, В. Богораз, А. Ветухов, В. Вербицкий, Г.П. Дурасов, ДК. Зеленин, Е.Г. Катаров, И.А. Кремлева, Т.Д. Листова, Л.Н. Майков, Н. Познанский, В.Я. Пропп, Л.В. Черепнин.

Проблему магии с позиций религиоведения рассматривали специалисты в области теории и истории религии (Ю.Ф. Борунков, И.А. Крывелев, Т.И. Касавин, Б.А. Лобовик, Б.И. Пружинин и др.). Ряд трудов посвящен определению границ между религией и магией, и месту магии в структуре мифологии (С.Ф. Анисимов, Ф.Ю. Бородин, С.Н. Давиденков, В.И. Емелях, А.Ф. Лосев, В.А. Руднев и др.).

В последние годы интерес к данному феномену проявлен представителями естествознания (В.И. Аршинов, Л. Болдырева, А.П. Дубров, Ю.Л. Климонтович, Ю.В. Сачков).

Значительное место в изучении магии занимают труды, посвященные исследованию религиозного сознания и мистической духовной традиции (Н.С. Капустин, Л.Н. Митрохин, В.Л. Рабинович, С.Л. Рубинштейн, С.А. Токарев),

6 а также работы В.Я. Режабека по мифологическому мышлению.

Необходимо отметить также исследования Т. Куна, И. Лакатоса, К. Поппера, П. Фейерабенда, Дж. Холтона. Эти авторы рассматривают проблемы вненаучного знания в историческом контексте науки и указывают на существование многообразных видов знания (одним из них является магия) и различных типов рациональности.

Несмотря на определенный прорыв в изучении магии в последние десятилетия, до сих пор существует круг вопросов, остающихся за границами внимания отечественных исследователей. К их числу относится взаимоотношение магии и религии в истории культуры, определение места магии в современной культуре, ее функционирование и своеобразие. В связи с этим возникает необходимость в дальнейшем комплексном изучении вышеназванного феномена в современном социокультурном пространстве.

Объект исследования: религиозная культура.

Предметом исследования является магия как феномен религиозной культуры.

Цель исследования состоит в анализе культурно-религиозного феномена магии, определении его места, роли и функционирования в современной культуре.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих исследовательских задач:

Читайте также:  Манга непутевый ученик школы магии 2 сезон

— выявить основные теоретико-методологические подходы в изучении сущности магии;

раскрыть генезис магии как культурно-религиозного феномена, на основе исследования взаимоотношения религии и магии в истории культуры;

обозначить границы магии в структуре эзотерической культуры;

проанализировать виды и традиции магии в контексте социокультурного опыта;

— определить специфику магии и ее функционирование в современной
культуре.

Теоретические и методологические основы исследования.

Методологическим основанием диссертационного исследования является комплексный, системный, целостный метод, ибо для философско-кулыурологического подхода свойственно стремление объединять, синтезировать материал отдельных наук о культуре. Он сочетается со стремлением к различению и детальному описанию различных типов культурных явлений. С этой целью нами был использован идиографический метод, направленный на изучение не только общего, а и особенного, индивидуального, неповторимого в явлениях культуры. Такие подходы к исследованию культурных феноменов дают преимущество многостороннего «объемного» их изображения. Использование других общенаучных методов: аксиологического, интуитивно-психологического («вчувствование»), герменевтического, структуралистского («археология гуманитарных наук» М. Фуко), а также компаративистского (кросс-культурного), позволяет учитывать взаимовлияние между селективной практикой и социумом, взаимообусловленность развития парадигм от их темпоральных горизонтов, реконструировать интеллектуальную и культурную жизнь прошлого, определять правила интерпретации философских, психологических, культурных, религиозных «текстов», выявлять специфику формирования идеальных ценностей («ценностных благ культуры»). Базовой методологической посылкой исследования считаем признание культурно-исторического и коммуникативного детерминизма, обусловленного социокультурной и коммуникативно-кодовой природой современного гуманитарного знания.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в

целостном культурно-философском анализе феномена магии, определении ее специфического функционирования в современной культуре.

В связи с этим в диссертации выявлены и структурированы теоретико-методологические подходы к определению магии как культурно-религиозного феномена;

показано, что магия, возникнув в первобытной культуре, одновременно являясь формой мифологического сознания и древнейшей формой религии, на протяжении всей истории культуры находится с последней в диалектическом взаимодействии;

доказано, что магия входит в структуру эзотерической культуры и присутствует во всех видах классического оккультизма, а в праксиологическом аспекте присутствует во всех современных религиях;

проявлены специфические особенности магии и ее функционирования в современной культуре.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. В диссертационном исследовании показано, что анализ феномена магии приводит к структурированию ее концепций на основе классификации гуманитарных знаний и выделению соответствующих подходов в культуре при изучении данного феномена: философско-культурологическая школа (психолого-аналитическая, функциональная, структуралистская, философско-антропологическая, диалектико-материалестическая и т.д.); социологическая, психологическая и эзотерическая. Специфика магии как культурно-религиозного феномена наиболее полно может быть представлена на основе комбинации различных подходов и методов анализа.

На уровне культурфилософских обобщений магию необходимо определять в рамках более широкого культурно-религиозного контекста. На наш взгляд, магия — исторически обусловленный способ духовно-практического освоения действительности, основанный на вере в возможность сверхъестественного воздействия на объекты окружающего мира со стороны человека, овладевшего эзотерическими знаниями.

Определено, что исторический возраст и повсеместное распространение магии как культурно-религиозного феномена бесспорны: возникнув в условиях синкретизма первобытной культуры, она выступает одновременно древнейшей формой мифологии и религии. Поэтому противостояние религии и магии представляется искусственно усложненным. Оба феномена имели единые гносеологические, социальные и психологические предпосылки возникновения, основывались на вере в существование сверхъестественных сил и признании их главенствующей роли в мировоззрении и жизни людей. С эпохи «осевого времени», по К. Ясперсу, (возникновение великих религиозных систем: буддизм, ислам, христианство) происходит расхождение магии и религии в разные сферы духовной жизни. Далее их взаимоотношения строятся на основе диалектического взаимодействия.

В диссертационном исследовании показано, что эзотерическая культура — древнейшая и неотъемлемая часть общей культуры человечества, ее мистическая составляющая, поэтому она выступает как основа вненациональной, духовной традиции. Структурная модель эзотерической культуры включает эзотерические традиции, традиционные формы эзотерического знания (сакральные науки) — астрологию, алхимию, магию и оккультизм как особый тип эзотерического знания, включающий теософию и антропософию.

Магия, относясь к традиционным формам эзотерики, связана с изначальными традициями, а ее элементы присутствуют практически во всех видах классического и современного оккультизма.

Эволюция магии как традиционной формы эзотерического знания постепенно популяризируется и ныне приобретает не только элитарный (сакральный) характер, но и становится частью массовой культуры, основанной, в первую очередь, на психопрактике.

4. В диссертационном исследовании определено, что массовое
распространение магии в современной российской культуре связано, во-первых, с
ее особой активностью в эпоху кризиса и общественных потрясений, т. к. человеку
представляется возможным решение проблем только при помощи

сверхъестественных сил; во-вторых, разрушение православного ядра русской национальной культуры позволило магии взять на себя часть ее функций: «утешительную», идеологическую, объяснительную и регулятивную. В-третьих, по-прежнему магические действия лежат в’ основе культовой практики всех современных религий; в-четвертых, духовный мир человека невозможен без таинственного, сакрального, без традиционных форм эзотеризма, к которым относится магия. Отсюда закономерно, что магия остается не только частью элитарной, эзотерической культуры, но и пронизывает массовую культуру, т. к. последняя, характеризующаяся динамичностью, диверсификацией (стилистическим плюрализмом), конформизмом, вместе с тем является и «питательной средой» для шарлатанов, именуемых себя «магами» и «ясновидящими».

Читайте также:  Гороскоп по месяцам семья и любовь

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что ее обобщения и практико-значимые выводы могут быть применены, во-первых, для дальнейшего проведения исследования проблем соотношения философии, науки и магии; во-вторых, для изучения культурных и философских оснований современного феномена магии и его влияния на развитие культуры; в-третьих, в преподавании различных дисциплин гуманитарного блока в ВУЗе (культурология, религиоведение, философия культуры, философская антропология).

Результаты исследования можно использовать в образовательно-воспитательном процессе в учебных заведениях, при разработке базовых и элективных курсов по философии религии, философской антропологии.

Апробация исследования. Диссертация обсуждена на заседании кафедры логики, философии и методологии науки ГОУ ВПО «Орловский государственный университет».

Основные положения и выводы исследования представлены на следующих научных и научно-практических конференциях: Всероссийская конференция «Гармония и хаос: этико-эстетические аспекты» (г. Санкт-Петербург 2006 г.); IX Международная научно-практическая INTERNET конференция «Ментальность, общество, экономика: проблемы развития России» (г. Орел, 2007 г.); Всероссийская конференция «Россия.ХХ век» (г.

11 Орел, 2007 г.); X Международная научно-практическая INTERNET конференция «Россия в XXI веке: развитие в условиях глобализации» (г. Орел, 2008 г.); XI Международная конференция «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования» (г. Екатеринбург, 2008 г.); V Международная конференция «Семиозис и культура: методологические проблемы современного гуманитарного знания» (г. Сыктывкар, 2008 г.)

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, 6 параграфов, заключения и библиографии.

Концептуальные основания исследования сущности магии

Культура, по мнению отечественного ученого-религиоведа Н.С. Капустина, «включает в себя науку, религию и магию, следовательно, мы обязаны осветить такой феномен, как магия, с оккультной стороны, философской и со стороны научных знаний. Изучение магии позволяет обозначить этот феномен, прежде всего как нечто таинственное, отличающееся от обычного мира идей и форм. При этом сфера тайного не является актом веры, обнаруживающим себя в религии, и не означает нечто недоступное рациональному познанию»2.

Исследование сущности магии потребует от нас значительной аналитической работы для раскрытия ее сущности на темпоральном уровне.

Столь же далека от объективной оценки роли магии в культуре, в том числе в сравнении с наукой, позиция Э. Леви, который относил магию к «точной и абсолютной науке о Природе и ее законах»7. Э. Леви видел в магии «золотую середину» между философией и религией. В ней сочетаются разум, наука и верования. Придерживаясь теории «животного магнетизма», он утверждал, что существует сложная действующая сила, сила природная и божественная, одновременно телесная и духовная, общее вместилище вибраций движения и образов форм, которое можно назвать фантазией природы. Посредством этой силы все неравные системы тайно сообщаются между собой, отсюда приходят симпатия и антипатия, отсюда сны, отсюда феномены ясновидения и сверхъестественного видения. Эта универсальная действующая сила природы и есть, по мнению исследователя, великий секрет практической магии.

Известный эзотерик А. Кроули в своей работе «Магия в теории и на практике» определял ее следующим образом: «магия — это наука и искусство вызывать изменения, совершающиеся в соответствии с желанием»8. Магия, по мнению А. Кроули, опирается на все существующие знания, а также и на современные научные знания. Это «определенная система описания и взаимодействия с миром, и поэтому магический язык — не более чем удобная система классификации, позволяющая магу фиксировать свой опыт по мере его приобретения»9.

По мнению. В.Н. Назарова, А. Кроули предельно расширяет понятие магии, подводя под нее фактически всю обычную человеческую деятельность. Каждый человек, воплощающий свои желания в действия, является магом; следовательно, каждый, кто хочет действовать успешно, должен изучать законы магии10.

Магия и религия: единство и различия

. В китайском оккультизме немаловажную роль играли, например магические зеркала, которые использовались для борьбы с демонами. Для этого они принуждали злого духа увидеть себя в зеркале, после чего он лишался своей силы и больше не мог напасть на мага. По китайским поверьям, любое достаточно старое и большое зеркало, висящее в доме, способно обнаруживать духов. Поэтому его необходимо завешивать и не использовать в других целях.

В Китае фетишизм имеет большое распространение. Амулеты и талисманы популярны не только среди магов, но и в обществе простых смертных. Так, китаянки предпочитают золотые и серебряные треугольники с двумя мечами, подвешенными с двух углов. Такой талисман принесет женщине все, что она пожелает. Сильным талисманом, по мнению китайских волшебников, являются колокольчики, которые маги используют во время своих ритуалов.

Рассматривая магию как древнюю форму религии, мы видим неразрывную связь, которая в первую очередь проявляется в единстве гносеологических, социальных и психологических причин их возникновения.

Гносеологической причиной является способность сознания «удваивать» мир. Любой объект обладает неповторимыми, только ему присущими признаками. В то же время ему присущи признаки, характерные для всех явлений определенного рода. Эти признаки закрепляются в понятиях. Например, лев, олень, заяц и другие животные отличаются от растений, камней тем, что они двигаются, добывают пищу, т. е. живут. Отвлекаясь от конкретных признаков львов, оленей, зайцев, человек закрепляет способность «жить» в понятии «животные». Очевидно, так же возникает и понятие «человеческая душа».

Читайте также:  Как определить кто ты в китайском гороскопе

Социальной причиной выступает стихийность природных и общественных процессов. Возникнув в первобытном обществе, религия, так же как и магия способствовали компенсации бессилия людей перед стихийными силами природы, а позже — перед социальными. Современное человечество достигло определенных успехов в освоении природы., Тем не менее, оно испытывает разрушительное действие природных стихий, сущность которых на данном этапе общественного развития еще не познана (или недостаточно познана) в связи с ограниченными научными знаниями и социальными отношениями.

Проанализировав эмпирический материал, автор пришел к следующим выводам. Исторический возраст и повсеместное распространение магии бесспорны. Свои истоки магия возводит к изначальным, доисторическим традициям, к которым принято относить, прежде всего, гиперборейскую и атлантическую протокультуры.

Структура магии с момента своего возникновения представляет собой комплекс особых обрядов, называемых «магической деятельностью», проявление, которой определяется убежденностью индивидов и социальных групп в том, что сверхъестественное влияние на мир возможно. В любой деятельности, и магия здесь не исключение, выделяют субъект, объект, предмет, содержание, средства, способы, цель и результат. Поэтому «магическая деятельность» лежит в основе культурной практики всех религий, и магия выступает как мифологическая, так и религиозная форма одновременно, дающая возможность общаться со сверхъестественным и в повседневной жизни.

Магия в структуре эзотерической культуры

По мнению В.Н. Назарова, эзотерическая культура включает в себя разные уровни знаний в плане их достоверности и взаимосвязи с изначальной традицией. Это порождает определенную иерархическую соподчиненность различных эзотерических учений. Типология этих учений находится в прямой зависимости от структуры эзотерики в целом или универсальной эзотерики. Единая эзотерическая (или метафизическая) традиция, составляет суть универсальной эзотерики и является ядром ортодоксальных религиозных традіщий. Догматические религии и иные формы экзотерических (профанных) традиций являются внешними оболочками, скрывающими за видимым многообразием единство содержания. На противоположном полюсе от единой метафизической традиции находится «контрэзотерика» или по терминологии Р. Генона «контринициация», как ее отрицание и «переворачивание». Промежуточным звеном между эзотерической традицией и контрэзотерикой является псевдоэзотерика («псевдоинициация). Таким образом, само наличие «контрэзотерики» и «псевдоэзотерики» неотделимо от существования единой эзотерической традиции131.

Оккультизм стоит на грани между религией, наукой и философией. Признавая откровение главным источником познания, он выступает как определенный тип религиозной философии, основанной на принципе единства всех религий, представляющих собой осколки некогда единой Тайной доктрины.

В оккультизме принято различать две ветви: западную, берущую начало в Египте и Вавилонии, и восточную, идущую из Индии. За последней закрепилось название теософии («божественной мудрости»). Теософское общество, организованное Е.П. Блаватской, выражает собой как раз восточную ветвь оккультизма.

Теософия существовала во все века, являясь сокровенной частью всех религий. Термин пришел из Ш века н.э. от Александрийских философов, называемых любителями истины. Современная теософия получила широкое распространение благодаря Е.П. Блаватской и ее последователями. Данное учение сложилось под влиянием буддизма, иудаизма, оккультизма, гностицизма.

Функционирование магии в культуре современного общества

Постмодернизм затрагивает мировоззренческие проблемы, порожденные постиндустриальной и постинформационной цивилизацией, в той или иной степени, назревшие в российском обществе: несостоятельность неумеренных притязаний разума на овладение абсолютной истиной и плоского сциентизма, разочарование в идеях научно-технического прогресса, глобализации мирового сообщества и т. п.; духовный кризис и переоценка ценностей, утвержденных традиционными религиями и внерелигиозными гуманистическими концепциями189.

Важнейшим отличием постмодернизма от христианства является то, что постмодернистская картина мира обладает онтологической неопределенностью190. Принцип неопределенности, являясь одним из главных понятий постмодернизма, во многом определяет плюралистичность восприятия мира. Это проявляется, в частности, в том, что различные картины мира не только мирно сосуществуют друг с другом в современной культуре, но и могут прггчудливым образом сочетаться в мировоззрении одного человека. Так, например, человек, считающий себя христианином, в то же время верит в гороскопы и магию. Указанное совмещение в мировоззрении совершенно разных установок свидетельствует также о такой черте постмодернистского сознания, как его поверхностность, что характеризуется созданием установки «не на глубину, а на «скольжение по поверхности»191.

Помимо изменения социокультурной ситуации, на активизацию феномена магии влияет также PI ситуация с изменением самих форм внутринаучной рефлексии, порождаемых внутренними закономерностями развития научного знания. В этом контексте необходимо говорить о поиске нового статуса рациональности. Необходимость же такого поиска заключается в осознании того факта, что классическая научная рациональность не в состоянии адекватно соответствовать новой научной картине мира. Ориентация на объективизм, стремящейся элиминировать все чувственные и аксиологические критерии из познания, была подвергнута пересмотру и критике в неклассическом, а затем и в постнеклассическом типе научной рациональности194.

Поиски новой рациональности привели к переосмыслению проблемы взаимоотношения рационального и иррационального, с критериями последнего связываются принципы магии. По мнению В.Н. Поруса, это попытка расширенного понимания рациональности, при «котором сфера интеллекта и опыта как бы вбирает в себя сферу мистического переживания, чувства»195.

Источник

Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Добавить комментарий