Карты таро в психологии значение карт

Таро и психика человека

596 header

Новизна концепции, предложенной автором, Антониной Величко:

2. Провести параллели между символами Таро и психическими структурами человека и тем самым дать рациональное истолкование прогностического значения карт.

Как работает Таро?

Техника гадания на Таро основывается на феномене кожного зрения, изученного у экстрасенсов, и несомненно присутствующего у всех нас, но в «спящем» состоянии. Известно, что парапсихологами даже разработаны специальные программы обучения, с помощью которых любой человек может выявить у себя способность к кожному зрению и научиться этой способностью пользоваться. Этот феномен проявляется в резонансе полей руки человека и определенной картинки или текста, невидимых глазу. В результате этого резонанса выделяется теплота, действующая как субпороговый раздражитель и человек берет картинку, которую ему указало подсознание, или читает скрытый текст. Картинки в психологии называются невербальным осмысленным материалом и являются языком бессознательной части психики. А вот смысл, заключенный в этом материале мы выявляем уже сознательно, оценивая карточный расклад. Интересно, что если человек выбирает карты быстро, не давая себе времени для подключения кожного зрения и не прислушиваясь к своим ощущениям, их показания слабо отражают действительность, но процент правильных попаданий резко возрастает при медленном, подборе расклада, причем карты должен брать сам спрашивающий, а не гадающий, иначе на картах можно будет увидеть лишь мнение гадающего по заданному вопросу.

В момент выбора карт полезно выдержать так называемую «паузу бездумья», и прислушаться только к ощущениям в пальцах, ведя рукой над разложенной колодой. Брать лучше ту карту, над которой чувствуется покалывание или тепло. Также повысить эффективность гадания можно, дав спрашивающему карты предварительно рассмотреть, перебрать, прочувствовать, чтобы подсознание получило как бы оттиски картинок через различные органы чувств данного человека. Таким образом, Таро, являющееся ни чем иным, как стандартным набором функциональных понятий, существующих в подсознании человека, и выраженных в символической форме, служит нам как своеобразный язык для беседы с самим собой. И думается, что Таро может по праву занять место среди технических приемов психолога «которые непосредственно активизируют бессознательное. создают некий внутренний радар, который сканирует систему и ищет содержимое с наиболее сильным эмоциональным зарядом» (с)С.Гроф.

2 этапа гадания

Рассмотрим конкретный пример самоанализа с помощью Таро. Ни для кого не секрет, что одной из наиболее частых причин всяких неудач и разочарований бывает неправильная оценка своих возможностей и неумение разумно их реализовать. Психологи выделяют два вида Я: Я-концепция — формальное Я, построенное на идеалах, нормах поведения, и Я-действительное, которое и является истинной сущностью человека. Чтобы увидеть себя «изнутри» надо соответственно этим двум пунктам выбирать две карты из разложенных рубашками вверх Старших Арканов. Таким образом, разложив свою личность на составные части и получив истинную картину своего внутреннего мира можно избавиться от многих неудобств, максимально подогнав свой имидж к Я-действительному.

Помогает Таро и в профилактике стресса — одной из главных проблем нашего времени. Часто причиной длительного стресса и развивающегося на его почве невроза может стать какая-либо трудноразрешимая проблема. Таро позволяет сосредоточиться на возникшем вопросе и найти, может быть, неожиданное решение. Вытаскивая наугад карты, человек рассматривает свою проблему с разных сторон и находит рациональный выход в ситуации, казавшейся безвыходной. Если вы чувствуете, что совсем растерялись и ориентация в происходящем для вас затруднена, можно задать вопрос: «Что я думаю о сложившейся ситуации?» — и из карт получить подсказку своего подсознания.

Но допустим, так уж случилось — от стресса уйти не удалось. Пригодится ли колода Таро и теперь, в «минуту жизни трудную»? Каждый из нас, наверное, помнит, что в стрессовой ситуации очень трудно, практически невозможно читать, писать и вообще воспринимать любую информацию, передаваемую языком понятий. При волнении человеку инстинктивно хочется перебирать что-то в руках, будь это открытки, фотографии, бижутерия, карты. Такая реакция создает иллюзию действия и отвлекает от необдуманных поступков. Таким образом Таро отключает внимание человека от самого ощущения несчастья. Это позволяет успокоиться, снять возбуждение, а затем преодолеть стресс плавно, ненасильственно, самостоятельно, так как картинки Таро незаметно для человека занимают его внимание.

Можно отметить, что метод простейшего психологического самообследования с помощью Таро в эсперименте дал отличные результаты: в 80% случаев пользователь мог определить свои проблемы и найти путь их преодоления.

Источник

Карты таро в психологии значение карт

S0zGjyEekhI

Если вы хоть раз держали в руках обычные игральные карты, то вы знаете, что какой бы ее стороной не держать, «хрен редьки не слаще», и на карте будет всегда одно и то же. Но вот на картах ТАРО все совсем иначе: там картинка целостная, она не «зеркалится», и это значит, что при выкладывании карты может получиться как её прямое значение (как если бы вы читали журнал «вниз ногами»), так и «перевернутое» (если читаете «вверх ногами») значение. В ТАРО такое перевернутое значение открывает нам вторую систему смыслов, и если в прямом значении «Сила» означает уверенность, обладание ресурсами достижения поставленной цели, то в перевернутом – может означать нечто противоположное, потому как смысл «вывернут наизнанку». Например, человек настолько вошел в раж, что не видит последствия своих энергичных действий, не замечает, что это будет «пиррова победа».

ТАРО – это гадальная система, и слово «система» подсказывает нам, что карты кладутся не «абы как», а – системно, подчиняясь определенным законам классификации жизненных явлений. Например, если Вы рисуете на листе бумаги два квадратика, где в одном из них будет написано – «дела семейные», а в другом – «мой бизнес», то тогда карта, «упавшая» в «бизнес», будет прогнозировать состояние вашего, а «упавшая» в «дела семейные» будет объяснять и предсказывать положение дел в семье. И здесь уже проявляются взаимосвязи между событиями: обнаруживаются причинно-следственные связи, выясняется, как одно влияет на другое. Прогноз уточняется. Если в простейшем случае с одной картой он давал наиважнейшее, главнейшее состояние человека на текущий момент, то в системе можно увидеть, как одно влияет на другое, обнаружить распределение ресурсов, и узнать, что для успехов в бизнесе человек пожертвовал семьей, или же, наоборот, из-за семьи он погубил весь свой бизнес.

Так вот, таких квадратиков (домов) может быть и один, и три, и семь, и десять, и больше, а карт у нас, как вы помните, 22 штуки, а каждая карта еще имеет два значения – прямое и перевернутое. Вообразите теперь, какое количество потенциальных вариантов прогноза у нас может получиться! Число песчинок на планете будет гораздо меньше, чем количество комбинаторных вариантов в гадальной системе ТАРО.

С другой стороны, начинающему волшебнику не нужно наизусть учить все варианты, ему лишь необходимо хорошо знать символическое значение каждой карты (как в ее прямом, так и в перевернутом значении), и смысл квадратиков (домов), которые он использует. По мере того, как волшебник учится толковать комбинированные суждения карт (карты часто противоречат одна другой, и нужна хорошая гибкость мышления, чтобы вывести из этого противоречия нечто единое целое), синтезировать из отдельных элементов карт итоговую картину мира, процесс гадания будет идти все легче и легче, процесс «спрямляется», как говорят психологи. И как профессиональный психиатр с ходу видит в хаотичном наборе симптомов единственно верную картину болезни, так и таролог, «выбросив» расклад, тут же мгновенно сможет дать ему самое подробное объяснение.

Проблема только одна: дело в том, что когда психиатр видит некоторый ряд симптомов, то мы знаем, что они хотя бы имеют отношение к какому-то конкретному человеку. Но в ТАРО карты выбрасываются тарологом, а их привязка к судьбе человека исключительно мифологична. Дескать, раз я на тебя «раскладываю», то это твой «набор симптомов». Если дядя Федор сидит в кататонии (состояние телесной неподвижности, застывшести), то уж не доктор это придумал. Но в ТАРО – вы ничего не предъявляете, никаких симптомов, так что ничего другого кроме как верить, что «карты правду говорят», не остается. Так ли это?

S0zGjyEekhI

Карты правду говорят?

С позиции раздраженного материализма прогностической ценности ТАРО не имеет, ибо в гадательный принцип изначально заложен «случайный, слепой выбор». Есть элегантная метафора о том, что человек не мог появиться «случайно» на земле, – иначе нам придется допустить, что однажды порыв ветра случайно соберет из мусора самолет «Боинг». Жалко, что эта метафора нам не очень подходит: человек появился один раз на всю сумму неких событий, а в ТАРО на некое событие всегда предъявляется максимум случайных выборов карт. То есть, иначе говоря, в ТАРО поставлено условие, что порыв ветра должен собрать именно самолет «Боинг», а все иные артефакты (велосипед, автомобиль) к рассмотрению не принимаются. Вообразите, что жизненная ситуация у человека – это и есть самолет, а таролог – это тот самый порыв ветра. И вот пришел человек к тарологу, а тот ему вместо самолета «собрал» моторную лодку или дирижабль. Ученых бы, наблюдающих за ветром, порадовал бы любой неординарный результат, но человеку нужен именно самолет, а все дирижабли и лодки не просто отрицаются, но еще и доказывают, что карты не работают.

Парадоксально, но именно это и доказывает, что они, окаянные, как-то работают, а иначе бы они «умерли», не успев как следует «народиться». Ибо людям не нужны лодки, им не нужны дирижабли, а нужны только «самолеты», – то есть, хотят знать они исключительно о себе – «правду, всю правду, и ничего кроме правды».

S0zGjyEekhI

Как такое возможно? Это же антипсихологично!

Сейчас я скажу вам – очень-очень-очень важную вещь. В интерпретации мифологических систем нас преследует одно наваждение, которому мы слепо верим. Как только речь идет о том или ином мифе, который до сих пор оказывает огромное влияние на современный мир, его начинают объяснять так: это такая сложная штука, что мы (дураки) до сих пор ее как следует не можем понять, и только догадываемся об ее истинном содержании. А вот все эти древние жрецы и мудрецы уже все знали доподлинно в самом лучшем и предельно разжеванном виде. А потом все тщательно утаили, чтобы мы не догадались, как оно все на самом деле.

Так вот, на самом деле все наоборот, и я уверен, что если бы древние жрецы погадали бы у современного таролога, то они были бы ошеломлены его мастерством. И, напротив, если бы этот великий жрец был извлечен из своего далекого прошлого, то вы были бы сильно обескуражены той белибердой, которую бы он извлек из расклада ТАРО. Почему?!

Смотрите: нам нужно сказать человеку нечто, чтобы это выглядело для него правдой. И если я скажу такую фразу: «иногда вам очень хочется малины», то для половины из вас я уже собрал дирижабль вместо самолета, ибо вам совершенно этого не хочется, и никогда не хотелось. Но если я говорю: «иногда вам хочется ягод», – то уже для 95 случаев из 100 я сказал абсолютную правду, с которой вы бессознательно согласитесь. Что я сделал? Взял и обобщил ряд однородных явлений, и позволил вам присоединить к этому утверждению ваш личный опыт (вы это сделали, иначе бы вы тут же отвергли бы утверждение), – и оно стало правдой.

Или другой пример: если я скажу, что «Вы не любите дождь», то куча народов тут же мне выскажет, как она именно как раз его и любит. Но я скажу иначе: «вы не любите плохую погоду». Для каждого человека «плохо» что-то свое: для одного дождь, для другого грязь, для третьего жара, и так далее. Вы немедленно включаете в мое утверждение ваш опыт, и вот уже получается, что я вам сказал истину в последней инстанции. Теперь между тем, что я говорю обобщенно, и между тем, что вы конкретизировали, нет никакой разницы, и вы, уточнив мое суждение, фактически сделали так, что именно его я и высказал. Я лишь предложил вам бокал, который можно наполнить любимым напитком, а все остальное вы сделали сами.

Самый мудрый жрец из далекого прошлого в этом случае окажется дурак дураком, и вот в чем причина этой бесталанности: он не в состоянии манипулировать обобщениями. Если какое-то количество веков назад считалось, что в человеке есть четыре вида желчи, от них и зависит здоровье, то утверждения в контексте той или иной желчи может быть истиной в последней инстанции. Не имеет значения, что означает та или иная желчь, важно лишь обобщить в эти желчи огромный класс недугов. Например, красная желчь у нас означает гнев, похоть, раздражение, злобу, ненависть, мстительность, и так далее: вот жрец молвит, что «чую, чую, батенька, много в тебе красной желчушки накопилось». Клиент, прекрасно зная про все эти желчи, роется в памяти и вспоминает, что он два раза огрел мотыгой по спине своего сына и три раза одел корыто на голову от осерчания своей избранной. Опять мы видим, как жрец всего лишь предлагает подойти к «бару» и налить чего-нибудь себе из того, что «вкусно», а все остальное клиент сделает сам.

Источник

Таро и психология

Когда дело касается психоэмоциональных переживаний, совладать с которыми мы не в силах, кто-то из нас записывается на приём к психологу, а кто-то отправляется прямиком в тарологический кабинет. Ну, или ищет Мастера по гаданиям среди знакомых. Не столь важно, с чьей именно помощью человек сумеет разобраться со своей проблемой. Главное, чтобы эта помощь была чёткой и эффективной. А что может быть эффективнее, чем комплексное решение проблемы? Допустим, умение работать психологом и тарологом одновременно. Именно поэтому сегодня мы попробуем разобраться в том, помогают ли карты Таро в работе психолога, или же это лишнее?

Велика ли разница в работе психолога и таролога

Карты Таро для психологов ― декорация или инструмент?

Подходящие колоды для сеанса психотерапии

Велика ли разница в работе психолога и таролога

karty taro v rabote psihologa

Давайте подумаем, чем нам обычно помогает психолог. Как правило, человек с таким дипломом и многолетней практикой сперва внимательно слушает своего пациента. Часто делает для себя пометки, записывает какие-то ключевые моменты. На протяжении всего рассказа он задаёт наводящие вопросы, и под конец анализирует услышанное. Он способен подсказать, где ваша ошибка, в чём стоит изменить своё поведение, и даже отношение к сложившейся ситуации.

10 secrets

Бесплатный онлайн-курс по Таро

Устраните 10 ключевых ошибок новичка и начните с лёгкостью читать карты Таро без каких-либо предварительных знаний

ПОЛУЧИТЬ ДОСТУП arrow white 19

taro and money

5 шагов от любви к картам до финансовой независимости от основателя Русской Школы Таро Сергея Савченко

БЕСПЛАТНОЕ МЕСТО arrow white 19

rwf

Руны без страха и энергозатрат

Как правильно применять Руны? Получите 3 подарка, которые помогут вам быстрее применять Руны для достижения своих целей

ХОЧУ ПОДАРОК arrow white 19

Теперь давайте посмотрим, как работает таролог. Начнём с того, что таролог ― это чаще всего тонко чувствующий человек с хорошо развитой интуицией. Профессиональный Мастер считывает ваше психоэмоциональное состояние за секунды, подобно тому, как это делала известная всем мадемуазель Ленорман. Потом он, естественно, тоже выслушивает вашу проблему, а дальше уже работает исключительно со своим магическим инструментом ― колодой Таро.

Для психологов важно вытащить из вас все подробности происходящего, а также ваши личные переживания. Таролог же доверяется Высшей Силе, которая порой выдаёт такие факты, о которых сам вопрошающий никогда бы не упомянул по доброй воле. Именно поэтому один из ключевых моментов в процессе гадания ― это правильная трактовка расклада. И конечно же, ни один расклад невозможно сделать без наличия карт.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что работа таролога напрямую связана с его магическими инструментами. Тогда как психологу вовсе необязательно содействие с Высшими Силами, ему достаточно собственных знаний и опыта. В этом смысле психолог более независим как специалист. И тем не менее, карточная колода может существенно облегчить его работу. А о том, как именно, мы расскажем дальше.

Карты Таро для психологов ― декорация или инструмент?

Каким же образом магическая колода может помочь в терапевтическом процессе? Начнём с того, что существуют метафорические и ассоциативные колоды, которые созданы именно для того, чтобы специалисту было легче проникнуть в подсознание своего подопечного. И это не обязательно будут карты Таро, но и они также отлично подойдут для такой работы.

Таро работают по принципу ассоциативного мышления. Иными словами, человек выбирает наиболее приглянувшиеся ему изображения в соответствии со своим психологическим состоянием на данный момент. На основании этих картинок психолог делает вывод о том, какие тревоги мучают сознание человека, и соответственно, сопоставляет эти наблюдения с его словами.

По аналогии с метафорическими колодами возможно использовать и карты Таро. В конце статьи мы перечислим наиболее подходящие для этого варианты. Не зря, когда мы видим во сне тот или иной Аркан, это является каким-то знаком от нашего подсознания. Эти знаки легко можно расшифровать, если знать, к чему снятся карты Таро. Точно также человек может выбрать любой Аркан, прислушиваясь только к своей интуиции, и в 99% случаев этот выбор окажется верным.

rwf

Как правильно применять Руны

vch

Книга для новичков в Таро

10 secrets

at

taro and money

Запишись и получи подарок!

Процесс выбора происходит, конечно же, не так, как в кабинете у таролога. Психолог просто раскладывает Арканы перед клиентом, после чего предлагает тому выбрать понравившиеся карты. При этом он задаёт интересующие его вопросы, допустим, с каким изображением у человека ассоциируются родители, любимый человек, коллеги, и так далее. Суть этой методики заключается в том, что здесь на первый план выходит подсознание, которое знает гораздо больше, чем мозг.

Каждый психолог хотел бы обладать уникальными методами в своей работе, и использование карт как раз относится к таким приёмам. На первый взгляд это кажется детской игрой, чем-то несерьёзным и легкомысленным. Но в то же время картинки расслабляют и без того напряжённого человека, позволяя ему без опаски проявить свои истинные мысли и ощущения.

Подходящие колоды для сеанса психотерапии

Напоследок мы рассмотрим, какие колоды будут наиболее эффективны в работе психолога. Таро, как вы знаете, слишком популярное явление, и естественно, тарологических колод в мире насчитывается не одна сотня. Подробнее об этом вы могли прочитать на нашем сайте, например, в статье «Какие бывают карты Таро». Здесь же мы приведём примеры тех карт, которые максимально ярко способны отразить психологическое состояние человека.

Классические карты мы упоминать не будем по той причине, что их значения, как правило, являются более статичными по сравнению с абстрактными авторскими творениями. Авторские колоды дают возможность проявить своё воображение и восприятие мира более развёрнуто.

Естественно, для того, чтобы правильно растолковать душевное состояние своего клиента, психолог должен досконально изучить специфику выбранной им колоды. Это не обязательно могут быть карты, о которых мы говорили выше, ведь каждый сам выбирает наиболее подходящий вариант для своей работы.

Источник

Таро и аналитическая психология

Большие арканы Таро и есть те самые базовые архетипы, о которых писал Юнг. С одной стороны — каждый из них абсолютно индивидуален, с другой — из каждого можно вывести все остальное.

Таро и аналитическая психология

Прежде чем говорить о Таро, следует сказать о том влиянии, которое оказала аналитическая психология на оккультное сообщество. Не будет преувеличением утверждать, что открытиями аналитической психологии для эзотерической науки началась новая эпоха. Впервые со времен картезианской революции вся глубина символической и духовной Вселенной, отвергнутая рационалистами как предрассудок, получила возможность триумфального возрождения в новом качестве, как сокровищница внутренней бесконечности нашей психики, которая, оказывается, едина с миром.

Вхождение аналитической психологии Юнга в силу фактически разделило весь западный оккультизм на два непримиримых лагеря. Наиболее разумные и культурные эзотерики, желающие диалога с академическим миром и интеграции в академическую реальность, приняли открытия Юнга и стали использовать его модель как одну из базовых карт, позволяющих понять природу оккультного познания. Самыми яркими примерами такого подхода являются супруги Цицеро, Израэль Регарди, Стефан Хёллер (епископ Гностической католической церкви) и многие другие эзотерические авторитеты.

Маргиналы же, дорожившие своей «исключительностью» и предпочитавшие выдавать свой доморощенный оккультизм за Единственную Истину, шарахались от Юнга и юнгианской психологии, как от чумы, ибо он «субъективизировал их великие истины».

Это противостояние, в одинаковой степени актуальное для западного мира и современной России, имеет глубокие психологические корни. Точно так же, как средневековому человеку было сложно принять, что не Земля центр Вселенной, а обывателю XIX века осознать, что человек — лишь звено в цепи эволюции, многие люди не могут принять относительность своих идей и мнений. Рабство духа компенсируется псевдогосподством позы непререкаемого духовного учителя, владеющего абсолютным и священным знанием, либо ученика такого учителя, который, хоть и в статусе ученика, приобщен к тому, что делает его выше всех когда-либо живших людей — делает обладателем Единственной Истины.

Это комплекс власти, лежащий в основе большинства базовых животно-инстинктивных программ человека, не имеет никакого отношения ни к поиску истины, ни к тому уровню знания реальности, которое мы при всей ограниченности нашего познания имеем.

Соблюдая интеллектуальную честность, попробуйте ответить: какие данные доказывают вам, что ваш Орден, Группа или Школа обладает Единственной Истиной, а все остальные пребывают во мраке заблуждения? Историк «малой традиции» найдет десятки различных противоречащих друг другу идей, так что при ближайшем рассмотрении окажется, что любые притязания на эксклюзивность — это субъективизм, провинциальность и нелепость.

Подобно Будде, Юнг предпочитает хранить благородное молчание относительно объективной или субъективной природы оккультных феноменов. Заметим, что он никогда не утверждал, что это «только психическое» в смысле «принадлежащее психике отдельного индивида». Феномены синхронистичности, предвидения, телепатии и др. позволяют уйти от наивного позитивистского образа «Эго, инкапсулированного в кожу». Однако, и в этом Юнг непреклонен, мы не можем безусловно объективировать каждый психический опыт. Ибо любой опыт — субъективен и относителен.

Это и есть та неопределенность, которую по достоинству может оценить только настоящий аристократ духа. Понятия объективного и субъективного вообще весьма относительны; с точки зрения буддизма, например, весь наш объективный мир не обладает ни малейшей онтологической реальностью.

Впрочем, мы слегка забежали вперед. Раскрывая значение юнгианской психологии для новой оккультной революции, мы забыли сказать, что же такое психология Юнга и почему он для нас так важен.

Все началось с того, что в 1875 году в швейцарском местечке Кесвиль родился Карл Густав Юнг — человек, которому было предначертано полностью изменить сами основания картины мира.

С раннего детства Юнг видел сны и даже видения наяву, которые любой его, да и наш современник счел бы странными. В три года — жуткий сон с пещерой, в которой находится ритуальный фаллос с глазом. В семь — раздвоенность и воспоминания из предположительно прошлой жизни сто лет назад. В двенадцать — видение, в котором Бог разрушает собор куском дерьма. Юнг хорошо понимал, что его видения не вписываются в картину мира его семьи, и предусмотрительно их скрывал даже от самых близких людей.

Сами по себе эти видения не делают Юнга исключительным — в истории было предостаточно визионеров и мистиков. Уникальность Юнга в том, что, в отличие от большинства таковых, он обладал удивительно цепким и сильным аналитическим умом. Поэтому вместо того, чтобы воспринимать послания бессознательного буквально и сойти с ума (либо стать очередным «пророком»), Юнг в поисках ответа к семнадцати годам перечитывает всех доступных ему философов и теологов от Платона до Шопенгауэра.

Самое большое впечатление произвел на него Кант. У Канта есть очень важная идея «вещи в себе». Согласно Канту, мы не можем знать сущность явлений; мы можем знать только то, как эти явления проявляют себя в нашем восприятии. Наше восприятие может быть физическим (наблюдение внешних объектов) или психологическим (наблюдение объектов внутренних), но в любом случае мы наблюдаем лишь проявление, феномен, а не ноумен. Вещь в себе, истинная причина причин, остается для нас сокрытой.

Это и есть гносеологическая скромность, которой так не хватает 99 % занимающихся оккультными практиками. Позиция гносеологической скромности является лучшей защитой от любого впадения в безумие, гордыню или другую одержимость — состояния, которые Юнг называл «психической инфляцией».

Выбирая профессию, Юнг чувствует острый внутренний конфликт между потребностью в чисто духовной, абстрактной теологии и в эмпирической науке. В последний момент выбор падает на психиатрию.

Итак, Юнг становится психиатром, практикует несколько лет под руководством доктора Блейлера, пока наконец не становится партнером и другом Зигмунда Фрейда. Союз их длится около десяти лет, но в конце концов они со скандалом расходятся и более никогда не встречаются.

На этом стоит остановиться поподробнее. Разрыв между Фрейдом и Юнгом — это не просто конфликт двух старых друзей, которые не поделили прекрасную даму по имени Сабина Шпильрейн. Это конфликт мировоззрений, установок, культур, который скрыто существовал с первой встречи, но вырвался на поверхность только через восемь лет сотрудничества.

В чем же состоят эти различия? И Фрейд, и Юнг знали, что человеческая психика — это не только сознание, не только то «дневное» Эго, которое говорит о себе «Я». И Фрейд, и Юнг согласились бы с тем, что психика — это множество пластов бессознательного, о котором зачастую наше Эго не только не знает, но и не догадывается.

Но для Фрейда бессознательное ограничивается телесными и инстинктивными реакциями. И бессознательным оно становится только потому, что наше Эго не желает о нем ничего знать. Эго по Фрейду — это страус, навсегда погрузивший голову в песок. И кто бы спорил, что так бывает! Беда только в том, что по Фрейду бывает только так. Поэтому и искусство, и религию, и науку, и политическую жизнь Фрейд понимал как определенные формы сублимации подавляемой и осуждаемой сексуальной энергии.

Так что, хотя Фрейд и обвинял Юнга в пуританстве за то, что тот не принял его теорию, на самом деле пуританином, верящим в обязательность репрессивного подавления сексуальности культурой, был сам Фрейд.

Наблюдая многие годы за людьми, Юнг открыл, что за личным бессознательным — всем тем, к чему подход Фрейда вполне применим, — скрывается еще один уровень. Тот, который Юнг назвал коллективным, или объективным, бессознательным.

Это объективное бессознательное, в отличие от личного, или субъективного, обладает удивительными свойствами. Во-первых, структуры, которые в нем находятся, не приобретаются в результате личного опыта. Они там есть изначально. Априори. И именно они создают, оформляют и активируют наше восприятие всего, что нас окружает и что с нами происходит. Нечто подобное более двух с половиной тысяч лет назад предположил Платон, говоря об идеях, или эйдосах, но для Юнга архетип — это не просто интеллектуальная идея. Это данность внутреннего опыта.

Изначальная заданность архетипической матрицы объясняет и тот факт, что мифология разных народов до такой степени похожа. До Юнга это объясняли заимствованиями. Дескать, шаман Чукотки мог на досуге заглянуть в гости к африканскому колдуну и поделиться своими последними фантазиями. Просто потому, что других объяснений, которые могли бы объяснить фантастическое сходство мифов с точки зрения рационального ума XIX века, не существовало.

Интересно, что совпадение мифологий происходит не только на уровне образов (в конце концов, все мы видим Солнце, и что удивительного, если разные народы решают ему поклоняться?), но на уровне того, как образы образуют сеть мифологических объяснений, структур, концепций. Например, такой сложный мифологический сюжет, встречаемый и в Индии, и в Скандинавии, как сотворение мира из тела убитого или умершего великана (или Бога). Или сюжет о странствии героя ради спасения принцессы. Или миф об утраченном золотом веке. Антропологи часто объясняют эти сюжеты определенными социальными обычаями и ритуалами, но для нас важно то, что даже современные дети, понятия не имеющие о реалиях жизни в древности, спонтанно начинают порождать фантазии по тем же самым законам. Подробнее эти сюжеты мы будем рассматривать позднее, когда перейдем к Таро, которое воистину дает ключ к сокровищнице общечеловеческого наследия.

Но это — только внешняя сторона учения Юнга. В конце концов, в самом наличии общечеловеческих архетипов нет ничего невероятного. Из маленького сперматозоида всегда развивается существо с заданным набором рук, ног, зубов. Что принципиально невероятного в том, что психические образы и символы могут иметь один и тот же набор «генов»?

Самое удивительное в том, что, когда чистый архетип поднимается на поверхность сознания, меняется и внешняя, окружающая реальность. Иными словами, пока мы находимся в границах личного бессознательного, наших сознательных и бессознательных надежд и страхов, комплексов, — мы находимся в привычной реальности. У нас есть четкая граница — граница между «я» и «другим», между внешним и внутренним, между желаемым и запретным. Но когда происходит прорыв архетипа, сознание оказывается «затопленным» (поэтому прорыв архетипа часто сопровождают метафоры воды) — сама реальность начинает вести себя, как будто подчиняясь этому архетипу, этой идее.

Звучит невероятно, не правда ли? Наша привычная материалистическая картина, в которой каждый атом является полностью отделенной от всех остальных атомов частицей, рушится, как карточный домик. И тем не менее, это так. Более того — эта картина мира имеет существенную поддержку в научном сообществе. Почти одновременно с Юнгом квантовая физика пришла к очень схожим выводам совсем с другого конца. Простейшие частицы ведут себя в зависимости от ожиданий наблюдателя. Понимаете, что это значит? Современная наука оказывается куда более магической, чем может показаться недалекому материалисту.

Да и в самом деле — когда настоящая наука была так жестко материалистична, как это предполагают редукционисты? Ключевые открытия, которые легли в основу западной цивилизации, ученые делали, устанавливая связь с бессознательным. Вспомним философию Декарта, основанием идей которого стал его сон; яблоки, приснившиеся Ньютону; таблицу Менделеева; или открытие частицы нейтрино лауреатом Нобелевской премии и добрым другом Юнга Вольфгангом Паули.

Для поверхностного человека наука, как одноногий солдатик, опирается только на рациональное. Но многие ли знают, что ракетное топливо, позволившее американцам долететь до Луны, разрабатывал маг, оккультист и последователь Алистера Кроули — Джек Парсонс? Многие ли знают, что Ньютон писал алхимические труды, существование которых вынуждена признавать даже официальная наука? Многие ли понимают, какое колоссальное влияние оказывают сны на ключевые открытия нашей жизни?

Отношение к науке — пограничная линия, разделяющая два вида оккультизма. Одни, отвергая Юнга, отвергают идею академизма, мечтая вернуться в золотой век прошлого, свободный от этой «ужасной бездуховной науки». Увы, часто этот «золотой век» оказывается очередной антиутопией, (примером чему служат Гитлер с его «Аненербе», а также некоторые русские оккультисты из круга Дугина, формирующие современную репрессивную политику). Впрочем, все эти господа презирают науку только на словах, что вполне понятно — презирать науку и ругать прогресс гораздо приятнее за новеньким «макинтошем», перемещаясь в самолете на очередное обнаруженное «место силы». Ну да Хоронзон с ними! Другие, напротив, всецело приветствуют научный прогресс рассматривая научное и оккультное познание как два разных способа познания, которые (как мы видели выше из примеров) часто пересекается.

Впрочем, это лирическое отступление подводило нас к одной из важнейших идей Юнга — к идее, которую Юнг обнародовал лишь ближе к концу жизни. Речь о понятии синхронистичности — то есть осмысленной связности внешних событий и внутренних процессов.

Давайте рассмотрим классический пример, который Юнг приводит в обоснование своей гипотезы.

1 апреля 1949 года. Сегодня пятница. На завтрак у нас рыба. Кто-то в разговоре со мной упомянул об обычае «апрельской рыбы». В то же самое утро я занес в свой блокнот надпись, которая гласила: Est homo totus medius piscis ab imo («Человек целостный есть рыба, извлеченная из глубины»). Днем одна из моих бывших пациенток, которую я не видел уже несколько месяцев, продемонстрировала мне несколько впечатляющих картин с изображениями рыб, которые она нарисовала за то время, что мы не виделись. Вечером мне показали кусок гобелена с вытканными на нем рыбоподобными чудовищами. Утром 2 апреля другая пациентка, с которой я не виделся уже несколько лет, рассказала мне сон, в котором она стояла на берегу озера и увидела большую рыбу, которая подплыла прямо к ней и выбросилась из воды к ее ногам. В это время я занимался изучением истории символа рыбы.

Обратите внимание на последнюю строчку цитаты. На самом деле для Юнга «занимался изучением истории символа рыбы» означало полноценное погружение и сосредоточение сознания на этом простом образе. Пока образ оставался лишь личной интеллектуальной конструкцией, никаких синхроний не происходило (согласно другим записям, Юнг до этого работал с этим символом уже год), но, как только сосредоточение достигло своего пика, произошел прорыв — и вместо концепции рыбы Юнг сталкивается с чистым архетипом.

Переживание архетипа можно безошибочно отличить по особого рода состоянию «нуминозного», или «священного». Чувство нуминозного отличается сложным сочетанием парадоксальных эмоций — страха и восторга, ужаса и экстаза. Будучи захвачены архетипами, мы можем испытывать ужас перед этой многократно превосходящей все сознательные представления Силой и одновременно наполняться восторгом и экстазом от причастности к ней.

И, наконец, самый важный момент открытия Юнга. Любой архетип — двойственен. И сразу, автоматически, несет в себе свою противоположность. Это можно принять логически — почитав Гегеля или хотя бы Веллера. Но на самом деле на уровне переживания мы все равно будем оставаться в плену дуальной картины. Добро — зло. Свет — тьма. Аскеза — гедонизм. Обычное сознание незыблемо убеждено в разделении противоположностей и потому не в состоянии понять, каким образом в ОДНОМ архетипе могут заключаться два противоположных содержания. Почему любое утверждение автоматически несет в себе противоположность. Как только мы провозглашаем некий идеал — мы автоматически создаем его противоположность как компенсацию.

Архетип биполярен и сизигичен. Эго и Тень образуют пару. Анима и Анимус образуют пару. Архетип старца и младенца — образуют пару. В Боге скрывается Дьявол, в Дьяволе — Бог. Бинер по определению — фундаментальный принцип. Поэтому после самых возвышенных экстазов монах сталкивается с демоническими искушениями. Одно порождает другое, хотя сам монах совершенно не осознает этого. Медаль с одной стороной невозможна. В одной из своих работ Юнг делится забавным эпизодом. Однажды ему довелось познакомиться с человеком, который показался воплощением совершенства. Юнг даже позавидовал такому исключению из правил. Но на следующий день он увидел его жену. Которой, по всей видимости, пришлось воплотить все, что было вытеснено у этого субъекта.

Итак, любая архетипическая структура бинарна. Что это значит применительно к Таро? Мы уже упоминали, что в Таро большие арканы соответствуют архетипам. Итак, вытаскивая, к примеру, карту Император, мы не можем знать, предстоит ли нам назначение на роль директора фирмы, которой нам придется править железной рукой, или наоборот — нам доведется оказаться в жестком подчинении у нового авторитарного лидера, который станет директором. Ясно, что проявлен архетип власти, а в каком модусе вы находитесь по отношению к нему — это уже тема для медитации. Другой пример. Аркан Башня может сулить разрушение клетки иллюзий, построенной «по собственным чертежам», или крах всех надежд и стремлений. Иными словами, есть некая первичная идея (скажем, идея власти или идея разрушения, если говорить об Императоре и Башне) но какая ее грань проявится в данном конкретном случае, остается под вопросом.

Однако, помимо того, что архетип биполярен (это, пусть с трудом, но еще может вместить обычный разум), он еще и голографичен. Иными словами, хотя каждый из архетипов выражает некую универсальную идею, парадокс в том, что эта идея, будучи рассмотрена абстрактно, как оказывается, включает в себя все остальные. Применительно к нашей теме это значит, что каждый большой аркан потенциально содержит в себе все остальные 21. В работе «Прорицание и синхрония» Мария Луиза Фон Франц приводит интересную мысль, которая может показаться сложной неподготовленному читателю, но представляется мне очень важной:

Коллективное бессознательное представляет собой поле психической энергии, а активизированными точками являются архетипы. И таким же образом, как определяются соотношения в физическом поле, они могут быть определены в поле коллективного бессознательного.

Например, возьмем архетип Мирового Древа или Великой Матери, которые весьма часто объединяют. В гробнице древнеегипетского царя Сета I изображено Мировое Древо, из ствола которого пьет царь. Древо изображает Космическую Мать, питающую царя. Или, например, существуют саги, согласно которым души неродившихся младенцев живут в тени Мирового Древа, откуда их возвращают на Землю, где они и рождаются. Итак, Древо представляет собой своего рода материнское чрево, в котором Земля черпает искру жизни для неродившихся детей. Существует множество мифов, согласно которым Солнце рождается каждое утро из Древа или же описывается как золотое яблоко на Древе Жизни. Иными словами, Солнце — плод Мирового Древа. Древо также сравнивается с источником. В большинстве мифов фигурирует источник, находящийся под Мировым Древом, родник, дающий жизнь.

Источник часто представляет собой своего рода материнское чрево Великой Матери и обладает женскими, материнскими свойствами. Великая Мать связана и с представлениями о смерти. Например, на днище древнеегипетских гробов изображалась Исида, а на крышке — Нут; умерший находился в объятиях Великой Матери. При захоронении человека укладывали в положение эмбриона, что, по-видимому, связано с представлением о том, что человек возвращается во чрево Матери Земли, чтобы потом возродиться.

Представление о смерти также связано с источником. Существуют саги, в которых описано, как человек прыгает в источник и попадает в царство мертвых, в подземный мир.

Все архетипы влияют друг на друга. Поэтому, по моему мнению, вполне целесообразно использовать идею поля применительно к коллективному бессознательному. Тогда можно сказать, что бессознательное — это поле, в котором активизированные точки являются архетипами, между которыми можно установить взаимосвязь. Архетип Великой Матери я выбрала совершенно случайно. С таким же успехом я могла бы выбрать архетип Солнца и сформировать вокруг него так называемое поле.

Итак, думаю, уже понятно, к чему я веду. Большие арканы Таро и есть те самые базовые архетипы, о которых писал Юнг. С одной стороны — каждый из них абсолютно индивидуален, с другой — из каждого можно вывести все остальное.

Но открытие феномена синхронистичности наводит нас на другой момент. Наличие таинственных смысловых связей всего со всем (о чем свидетельствуют и древний герметизм, и современная квантовая физика) полностью легитимизирует идею прорицания. Всякий раз, когда мы обращаемся к Таро с целью прорицания, мы как бы настраиваемся на эту волну всесвязности и всеединства, и те образы и символы, которые нам выпадут, будут нести те смыслы, которые нам нужны. По большому счету, правильно понятая практика прорицания — это упражнение в интуиции. Преимущество использования Таро еще и в том, что колоссальная многозначительность больших арканов позволит вам, получив свой ответ, интуитивно выхватить именно то, что соответствует вашей ситуации. Прорицание — это не пассивный процесс, но некое сотворчество с Богом, разговор с Самостью или, если угодно, — игровое взаимодействие с внутренней бесконечностью.

Поэтому — играйте. Ибо Игра есть начало всего.

Если вам понравились фрагменты моей книги «Таро для всех и для никого» вы можете купить ее перейдя по ссылке

Из книг иностранных авторов по Таро, наиболее заслуживает внимания работа Салли Николз «Юнг и таро», где каждый аркан рассмотрен во всей полноте архетипической перспективы. Именно эта книга на данный момент является абсолютным лидером продаж не только в графе Книги по Таро, но и в общем списке, гранича с «Красной книгой» Юнга и «Путем сновидений» Фон Франц.

В качестве дальнейшего развития понимания именно Телемитского Таро, мы рекомендуем книгу Лон Мило Дюккета «Таро Тота». Книга написана легким, даже игривым языком, но при этом объясняет сложнейшие тонкости символизма Таро Тота уходящего в глубины каббалы и алхимии Телемы.

И наконец книга Майкла Даммита «История Оккультного таро». Можно не соглашаться с теми оценками, и установками которые порой сквозят у исследователя к исследуемому материалу, однако нигде и никогда не приходилось нам встречать столь подробного, детального исследования истории практических всех эзотерических школ и традиций, от рассвета до заката.

Источник

Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Adblock
detector