Как выглядит земская больница каковы были пациенты какие чувства вызывает чеховский рассказ хирургия

Как будет

Как выглядела земская больница? Какие чувства вызывает чеховский рассказ?

Задания по литературе для 5 класса 3. Как выглядела земская больница? Каковы были пациенты? Какие чувства вызывает чеховский рассказ?

В своем рассказе «Хирургия» Чехов не дает описания земской больницы и о том, как она могла выглядеть, мы можем только догадываться по нескольким словам.

Прежде всего мне кажется,что земская больница представляла собой скорее большую избу, в который была выделена приемная и кабинет для осмотров и проведения лечения, что-то среднее между процедурным кабинетом и операционной.

Помещение было накурено, потому что фельдшер не стеснялся курить сигары. Инструменты хранились в обычном шкафу. Ни о какой санитарии и стерильности речь не идет.

Земская больница в описании Чехова представляет собой удручающее зрелище. Непонятно даже отделена ли была приемная от кабинета доктора, потому что мы читаем, что дьячок входит в приемную и тут же садится, сперва перекрестясь на бутылку с карболкой.

Главным в больнице был доктор, а помогал ему фельдшер Курятин, которого доктор оставлял вместо себя, когда уезжал. Замена была неравноценной. Фельдшер ничего не знал и не умел.

Инструменты видимо не стерилизовались, потому что щипцы фельдшер достает прямо из шкафа.

«Сказание о подвиге отрока-киевлянина» заканчивается возвращением в киев князя Святослава.

Когда воевода Претич хитростью выдал себя за передовой отряд князя Святослава, печенеги испугались и решили снять осаду, их князь даже обменялся ценными подарками с воеводой Претичем в знак дружбы.

Когда печенеги ушли князю Святославу было отправлено послание, в котором его упрекали, что занимается он своими делами, а город оставил без защиты.

Сильно кручинился князь на свою оплошность и погнал печенегов далеко в поле и наступил мир.

Этими словами автор сказания хотел подчеркнуть, что негоже властителю думать только о чужих землях, куда важнее уметь защитить свои собственные.

Пришлось вставить в свой ответ текст стихотворения Афанасия Фета Чудная картина для полноты понимания поставленного вопроса:

Как видно из приведённого выше текста стихотворения совершенно нет глаголов. А глагол, как значимая часть речи, обозначает действие или состояние.

В стихотворении же употребляются, в основном, прилагательные. Именно прилагательные, которые обозначают качество или свойство того или иного предмета, наилучшим образом выполняют задумку поэта.

Эпитеты, которые употребляются в данном стихотворении, вызывают у читателей зримый образ природы и человека.

Кроме того, поэт использует в стихотворении приём безглагольности: он передаёт настоящее время назывными предложениями, в которых, как известно, глагол не употребляется.

Сказка «Солдатская шинель» относится к многочисленным сказкам, которые рассказывают о солдатской сметке и находчивости.

В этой сказке, солдат продает барину шинель, говоря, что лучше чем на шинели спать ни на чем нельзя.

Барин конечно не смог уснуть на шинели и ругался с командиром. Но солдат показал, как легко спать на шинели и за находчивость был даже награжден.

Основная мысль сказки «Солдатская шинель» в том, что из любой ситуации можно найти выход если иметь голову на плечах. Что к любым условиям человек может привыкнуть и использовать их себе на пользу.

Ну а главная идея наверное в том, что солдат всегда найдет для себя выгоду, потому что нужда заставит.

Мне в рассказе Тургенева «Муму» не интересны ни Капитон, ни Татьяна, ни Гаврила. Это второстепенные персонажи, которые играют лишь вспомогательную роль. В частности история с прачкой Татьяной показывает отношение Герасима к пьянству, его моральные качества.

Поэтому чтобы отвадить Герасима Татьяну показали пьяницей и когда Герасим это увидел, он сразу к ней охладел.

Гаврила был дворецким, он был женат и обладал утиным носом. Это верный служака, который во всем подчинялся барыне.

Стихотворение Плещеева «Весна» несомненно о природе и смене времен года. Автор упоминает, что «пора метелей и бурь» миновала надолго и подчеркивает сезонность этих изменений в природе словом «опять». То есть он выражает уверенность, что пройдет время, весна, лето, осень, и снова вернется зима, вернется пора «Зимних бурь».

Источник

А.П. Чехов «Хирургия»: анализ

Краткое содержание:

История создания

Тема рассказа — ошибки некомпетентных врачей. Она не нова и актуальна во все времена. Очень часто пациенты страдают от врачебной халатности, особенно много подобных случаев было в хирургии. Чехов с присущим ему юмором и сарказмом описывает одну из таких историй. Автор сам был врачом, поэтому большинство его рассказов основано на реальных событиях. Антон Павлович Чехов написал рассказ «Хирургия», когда работал в Чикинской земской больнице (г. Воскресенск).

Произведение рассказывает не только о халатности врачей. Оно раскрывает такие пороки человечества, как хамство, хвастовство, самоутверждение за счет других, угодничество, чинопочитание.

Жанр произведения

Писатель берет за основу сюжета реальный случай из медицинской практики того времени. Будучи врачом, он знал, что в этой сфере работало очень много непрофессионалов, которые не лечили, а калечили. Хирургия – как раз то направление медицины, где промахи наиболее болезненны и очевидны. Автор обнажил насущную проблему общества, где здравоохранение для людей с низким доходом превращается в лотерею, где выиграть практически невозможно, а проигрыш обходится очень дорого. Поэтому произведение Чехова можно отнести к остро социальным рассказам.

Автор делает акцент на осмеянии пороков, то есть хочет исправить создавшееся положение. Если люди увидят, насколько нелепо выглядит их поведение, они перестанут себя так вести. Смех больно ранит человека, в отличие от морализаторских выпадов и поучений. По стилю писатель даже ближе к фельетону. Меткие характеристики героев указывают на их недостатки, выявляя порочную натуру, скрывающуюся за ними. Внешний их облик не так смешон, как внутреннее безобразие души. Юмор в «Хирургии» играет роль обличителя, которого приятно слушать, несмотря на его обвинения. Он проявляется даже в сюжете: доктор уехал жениться, фельдшер ничего не умеет, но все же принимается за работу, дьячок то хватит, то проклинает врача, ведь он не в силах любить ближнего своего и терпеть земные муки. Таким образом, произведение можно назвать юмористическим рассказом.

Читайте также:  Как быть человеком с харизмой

Сюжет рассказа «Хирургия» с цитатами

Земской доктор покинул больницу, чтобы сыграть свадьбу. Во время его отсутствия больных принимал фельдшер Курятин – обстоятельный «толстый человек лет сорока», лицо которого внушало доверие.

В приемном покое появился дьячок Вонмигласов, который принялся жаловаться на сильную зубную боль. Мужчина очень страдал – щека его распухла, он не мог ни есть, ни спать. Он уже и «водку с хреном» прикладывал к больному месту, и ниточку носил «с Афонской горы», но ничего не помогало.

Во время осмотра Курятин заметил «один зуб, украшенный зияющим дуплом». Сказав с важным видом, что «хирургия — пустяки», он принялся рыться в инструментах доктора и рассуждать о том, что зубы разные бывают – «один рвешь щипцами, другой козьей ножкой, третий ключом… Кому как».

Свой выбор фельдшер остановил на щипцах, которыми ухватился за зуб и принялся что есть силы его тащить. Дьячок стал громко кричать от нестерпимой боли и хватать руками своего мучителя. Щипцы сорвались с зуба, и Вонмигласов принялся укорять фельдшера: «Коли не умеешь рвать, так не берись!».

Курятин гневно напомнил дьячку, что рвал зуб богатому помещику Александру Ивановичу Египетскому, и тот «не хватал руками». Операция продолжилась. Послышался хруст. Вонмигласов минуту сидел «неподвижно, словно без чувств». Затем, обругав Курятина и «придерживая щеку рукой», он ушел восвояси…

Характеристика главных героев

В произведении два главных персонажа, образы которых автор рисует комично при помощи описания их внешнего вида, поведения, речи. Их характеристика:

Сергей Кузьмич Курятин — фельдшер в земской больнице, толстый человек лет сорока, одет в поношенный чечунчовый жакет и потрёпанные брюки. Воспользовавшись тем, что доктор уехал, занимает его место и пытается самоутвердиться, поэтому строит из себя знающего человека. На его лице выражение чувства долга и приятности, он курит сигару. На самом деле он недалёкий малообразованный человек, не разбирающийся в медицине. Сначала он говорит, что хирургия — это пустяки, но потом утверждает, что это «не шутки». Его речь сжатая, лаконичная. Ему свойственны хвастовство, самоуверенность, невежество, чинопочитание, хамелеонство, грубость.

Ефим Михеич Вонмигласов — дьячок, высокий коренастый старик, одет в коричневую рясу с широким кожаным поясом. На полузакрытом правом глазу у него бельмо, на носу бородавка, напоминающая издалека муху, — это комический элемент образа. Речь персонажа насыщена церковнославянскими оборотами. Он старается строить из себя смиренного, богобоязненного, образованного и вежливого человека, но на самом деле груб, малообразован и бескультурен. Он совершает поступки, не соответствующие поведению священника. Предстает перед читателем заискивающим льстецом, что также говорит о его глупости.

У персонажей этой истории, как и во многих произведениях Чехова, «говорящие» фамилии. Фамилия Курятин вызывает такие ассоциации, как «мокрая курица», «куриные мозги» и «курица лапой». Это намекает на то, что герой жалкий и глупый неумеха.

Фамилия Вонмигласов состоит из двух частей. Возглас «Вонмем!» означает «внимайте», он часто звучит во время церковной службы, «глас» — «голос». Дословно фамилия означает: «Внимайте моему голосу». Однако в конце произведения персонаж грубо бранится и произносит слова, недостойные священнослужителя.

Темы и проблемы

Основная тема рассказа – непрофессионализм людей, которые отвечают за жизнь и здоровье общества. Они прикрывают свое невежество высокопарными терминами и замечаниями, но на деле являются лишь недоучками, абсолютно равнодушными к своему делу.

Основная проблема рассказа – равнодушие людей, которые берутся за работу, но отдают ей и десяти процентов своих сил. Они трудятся спустя рукава и совершенно не развивают навыки, потому что им безразлична эта специальность. Их интересует только жалование, на которое они позволяют себе мещанские радости, ими и ограничено их существование.

Также автор затрагивает темы и проблемные вопросы:

Короткие и содержательные рассказы – основная стезя А. П. Чехова

Рассказ Чехова «Хирургия» еще раз подчеркивает мнение многочисленных литературных критиков относительно того, что писатель является мастером написания новелл-миниатюр. В пользу этого мнения говорит и ряд фраз, использованных в свое время писателем: «Искусство писать – это искусство сокращать», «Краткость – сестра таланта», «Язык должен быть прост и изящен» и пр. Чехов, как никто другой, умел коротко говорить о глобальных вещах. Он с помощью нескольких штрихов мог дать исчерпывающую характеристику любому человеку.

А. П. Чехов никогда не знакомил читателей с предыдущей биографией героев своих рассказов, их родителями или предками до того, как они начинали совершать какие-либо действия, описанные в новелле. Автор всегда начинал рассказы с самого поведения человека, его слов, мыслей и чувств, связанных с тем или иным совершаемым им действием. Описание внешнего вида главных героев или обстановки – это самое большее, что можно найти в рассказах Чехова. «Хирургия» не является исключением из этого правила. Однако эти описания не выходят за рамки того, что может увидеть любой человек, то есть собственное мнение автора в них не фигурирует, благодаря чему читателю предоставляется возможность сформировать собственное мнение о том или ином месте, герое или ситуации.

Источник

Чехов «Хирургия» Какие ответы на вопросы 5 класс Коровина?

Чехов «Хирургия» Какие ответы на вопросы по литературе 5 класс Коровина?

Фонохрестоматия Стр. 269

Будьте внимательны к слову К стр. 269

Обратите внимание на действия фельдшера («берёт козью ножку, минуту смотрит на неё вопросительно, потом кладёт и берёт щипцы»). О чём эти действия рассказывают читателю? О чём говорит фельдшер на протяжении всей процедуры с зубом?

Созданию этого рассказа способствовало практически всё, обозначенное в этом вопросе.

Земская больница состояла из приёмного отделения и палат для больных. Пациентами такой больницы обычно были люди с малым образованием. Чеховский рассказ в основном вызывает улыбку.

Если в начале рассказа фельдшер и больной старались быть вежливыми и благовоспитанными, обращаясь друг к другу на «вы», причём, называя имя и отчество, то с течением времени переходят на «ты», при этом обзывая и передразнивая друг друга. Больной дьячок делится глуповатыми способами унятия зубной боли, а у фельдшера Курятина нет и доли того мастерства, которым он так хвастает. Они оба вызывают смех, но сострадания больше заслуживает, конечно, дьячок.

Рассказ Чехова иллюстрирован Кукрыниксами. Основное внимание живописцев напрвлено на нравы героев. На иллюстрацции ясно показано ужасное предоперационное состояние дьячка и хвалебная готовность Курятина к удалению зуба.

Фельдшер Курятин представляет собой толстого человека сорока с небольшим лет, одет в поношенную чечунчовую жакетку и в потрёпанные трикотовые брюки, курит вонючую сигару. Постоянно зевает, хмурится, говорит в основном о своём, не очень интересуясь своими больными.

Читайте также:  Как будет на немецком языке слово обж

Дьячок Вонмигласов представляет собой высокого приземистого старика, одет в рясу, на правом полузакрытом глазу бельмо. Часто крестится, голо сиплый, весь трясётся и чего-то опасается.

гласит сиплым голосом, всё трясется и опасается.

По чтению актёров можно ясно представить облик и характер героев рассказа.

Если поначалу дьячок выражает фельдшеру огромное уважение, то после того, как всё было испорчено, он сообразил, что фельдшер блефует, и никакой он не доктор и в докторском деле не разбирается. Дьячок стал браниться и повышать голос на фельдшера.

Фельдшер своё поведение не меняет, он также никем и ничем не интересуется, кроме как собой. Только ещё грубит дьячку.

Дьячок вывзывает жалость. На протяжении всего рассказа отношение к фельдшеру не меняется, остаётся негативным.

Рассказ «Хирургия» и смешной и грустный одновременно. Смешной, потому что юморной, а грустный из-за наличия в обществе таких людей, как Курятин.

Оба актёра убедительны в изображении героев рассказа.

Фельдшер безответственный, не знает своего дела, у него предоперационная бравада, выбор инструмента у фельдшера чисто случайный. При этом невооружённым глазом виден его низкий уровень культуры.

Дадим ответы на вопросы к рассказу Чехова «Хирургия».

Поведение фельдшера, его выбор инструмента, говорит о его неуверенности в правильности своих действий. Показывает его как неумеху, знающего только самые общие принципы.

у меня на иллюстрации чтото между меннделеевым и тем из уральских пельменей который говорил фразу:А ЧТО, ТАК МОЖНО БЫЛО ЧТО-ЛИ!?

Дадим максимально краткие ответы на вопросы к «Сказке о мертвой царевне» в учебнике для 5 класса.

Добрым молодцам урок предлагает Пушкин извлечь из «Сказки о золотом петушке».

1 Изгнанные из замка нищих, которые не были католиками

2 Изгнанные нищие нашли себе убежище в подземелье часовни

2 Описание тёмных личностей: Профессора, Лавровского, пана Туркевича.

3 Описание пана Тырбуция

4 Приёмные дети пана Тырбуция

Вообще советую прочитать это произведение полностью без сокращений потому что автор редкого литературного таланта и таких авторов нужно читать полностью а не в сокращении как это часто делают в некоторых изданиях.

Источник

Конспект урока «Хирургия» А.П. Чехова как юмористический рассказ»

«Хирургия» А. П. Чехова – юмористический рассказ»

Познакомить учащихся с жизнью А. П. Чехова; ввести представления о понятии «юмор» и его использовании в художественной литературе; выяснить, почему «Хирургия» – юмористический рассказ.

Формировать умения учащихся анализировать текст художественного произведения, умения заниматься исследовательской деятельностью, развивать культуру речи учащихся, обогащать их лексикон, расширять их сведения об историческом прошлом страны.

Воспитывать интерес учащихся к чтению произведений русских классиков,

воспитывать нравственные качества, культуру речи, культуру поведения.

Эпиграф: «Они смешные, но невеселые…»

1. Психологический настрой на урок.

Учитель говорит слова, а дети выполняют действия. Отражающие смысл слов. Все выбирают удобную позу сидения.

Нам радостно, нам весело!

Но вот пришло мгновенье,

Серьезным быть пора.

Глазки прикрыли, ручки сложили,

Головки опустили, ротик закрыли.

И затихли на минутку,

Чтоб не слышать даже шутку,

Чтоб не видеть никого, а

А себя лишь одного!

2. Ввод в тему урока.

Ребята, я предлагаю начать урок с игры, которая называется

Перед вами названия четырех произведений. Найдите четвертое лишнее, объясните свой выбор.

«Заколдованное место» Н.В.Гоголь

«Кавказский пленник» Л.Н.Толстой

Почему рассказ «Хирургия» лишний в данном списке?

Выход на тему урока. Как мы определим тему урока?

Запись темы урока в тетради.

— Такую характеристику своим рассказам дал писатель. Что хотел сказать этими словами автор?

И мы с вами должны выяснить, почему рассказ «Хирургия» и смешной и грустный.

Обратимся к теме урока. Какое слово ключевое в данной теме? (Юмористический)

Что обозначает слово ЮМОР?.

Найдем значение данного термина в литературоведческом словаре. СТР.297

Обратимся непосредственно к рассказу «Хирургия»

Сюжеты для своих рассказов А.П.Чехов брал из жизни. Какие истории легли в основу данного рассказа?

Пересказ. Однажды в земскую больницу, где работал друг Чехова, врач Архангельский, пришел больной с зубной болью. Архангельский был занят другим пациентом, и поручил студенту вырвать у больного зуб. Неопытный студент наложил щипцы и после некоторых истязаний вырвал у пациента не больной зуб, а здоровый. Вырвал и сам испугался. Студент стал рвать больной зуб и сломал на нем коронку. Пациент выругался и ушел.

— А сейчас давайте посмотрим, как этой жизненной ситуацией воспользовался А.П.Чехов.

— Что хотел высмеять Чехов в своем рассказе?

— Как вы понимаете название рассказа? Что такое хирургия?

Хирурги́я — область медицины, в которой заболевания лечатся при помощи оперативного (хирургического) метода.

— Какие еще незнакомые слова вам встретились в рассказе?

Фельдшер – лицо со средним медицинским образованием, помощник лекаря, врача.

Доктор – лицо с высшим медицинским образованием.

Земство – в России до революции: орган местного сельского самоуправления с преобладанием в нём дворянства.

Земская больница – медицинское или учебное учреждение, созданное и финансируемое на средства земства органа местного самоуправления (с 1864 г.)

Чечунчо́вый (устар.) – чесунчовый; чесунча, чечунча – плотная шёлковая ткань, обычно желтовато-песочного цвета.

Трико́вые брюки – брюки из шерстяной ткани узорчатого плетения.

Дьячок – дьяк; низший служитель в православной церкви, не имеющий степени священства.

Карболовый раствор – раствор для дезинфекции (обеззараживания) медицинских инструментов.

Щипцы, козья ножка, ключ – инструменты, применявшиеся для удаления зубов и их корней.

Тракция – стоматол.: извлечение зуба из лунки.

Раде́тели – благодетели, проявляющие усердие к чему-либо.

Бу́рса – духовное училище, семинария.

— Вспомните, что послужило темой рассказа? Разве это смешно, когда зуб болит? А рассказ смешной. Почему? (потому что герои ведут себя нелепо…)

Внимательно ли вы прочитали рассказ?

4. Чтобы узнать это, проведем викторину.

1. Какими словами начинается рассказ? Земская больница.

(Земство – в России до революции: орган местного сельского самоуправления с преобладанием в нём дворянства.

Земская больница – медицинское или учебное учреждение, созданное и финансируемое на средства земства органа местного самоуправления (с 1864 г.)

Как выглядела земская больница? Кто ее пациенты?

Читайте также:  Как был открыт китай

(Земская больница не описана Чеховым подробно. В земских больницах обычно были палаты для больных и приемное отделение. Такие больницы были небольшими, часто в них работал только один доктор. В приемной стоит шкаф, в котором инструменты, в бутылке карболовый раствор. Пациенты этой больницы – люди простые и малообразованные, как дьячок Вонмигласов.)

2. Почему больных принимает фельдшер, а не доктор? Уехал жениться

3. Как фамилия фельдшера? Курятин

4. Как зовут фельдшера? Сергей Кузьмич

5. Сколько лет Курятину? 40 лет

6. Как фамилия дьячка? Вонмигласов

7. Что советовал прикладывать Отец диакон Вонмигласову? Водку с хреном

8. Как помогала лечить зуб Гликерия Анисимовна? Ниточку на руке носить с Афонской горы и полоскать теплым молоком. Что такое Афонская гора?

9. Какие инструменты называл Курятин? Щипцы, козья ножка, ключ

10. Назовите тему рассказа.

11. Определите основную мысль рассказа.

Правильно, «Коли не умеешь… так не берись». Кто ее выразил? Как вы думаете, почему именно дьячок высказал ее? Вы затрудняетесь ответить.

А ответ спрятан в значении фамилии Вонмигласов.

Вонмигласов означает «услышь меня», то есть «услышь голос Божий». Фамилия дьячка Вонмигласов. Вонвем! – возглас, призыв.

Дьячок выражает основную мысль, потому что он священник, а наша духовность берет начало из христианской религии.

Что означает фамилия Курятин? Вспомните фразеологизмы, афоризмы со словом «курица».

— Что означает «мокрая курица»?

— Курятин – жалкий человек. А почему? Кто он? Фельдшер. Кто такой фельдшер? Лицо со средним медицинским образованием. А что означает слово доктор? Лицо с высшим медицинским образованием. Доктор, как вы правильно поняли, уехал жениться. Фельдшер во время его отсутствия захотел сыграть роль доктора. Получилось это у него? Нет. Мы сегодня должны выяснить, почему Курятин не смог сыграть роль врача.

И в связи с этим какой прием использует автор в произведении?

Прием «Говорящие фамилии»

А из чего еще может состоять характеристика литературного героя?

Портрет(внешность), речь, поступки, поведение героя.

5. ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ

Путем аналитической беседы и поисковой деятельностью учащихся составляется характеристика Вонмигласова и Курятина.

Работа по вариантам (по группам):

1 вариант –- характеристика Вонмигласова,

Мы руками бодро машем,

Разминаем плечи наши.

Раз-два, раз-два, раз-два-три,

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Корпус влево мы вращаем,

Упражненье повторяем: Вправо плечи, голова.

(Вращение корпусом влево и впр аво.)

Мы размяться все успели, И за па рты снова сели.

(Дети садятся за парты.)

— «высокий коренастный старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом»

— «крестится на бутыль с карболовым раствором»

— «правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бородавка, похожая издали на большую муху»

— «на то вы, благодетели, и поставлены, дай Бог вам здоровья, чтоб мы вас денно и нощно, отцы родные… по гроб жизни»

— «Благодетели вы наши… Нам дуракам и невдомек, а вас Господь просветил»

— «Чтоб тебя на том свете потянуло! Коли не умеешь рвать, так не берись!»

— «Паршивый черт… Насажали вас здесь, иродов, на нашу погибель…»

Делаем вывод о характере Вонмигласова.

Вонмигласов – служитель церкви, Это обыкновенный человек, больной, несчастный и жалкий. Он смешон, потому что его кощунственное поведение не соответствует поведению священника. Кроме того, он глупый, бескультурный, малообразованный человек, но хочет казаться культурным, умным, образованным.

— «толстый человек лет сорока»

— «Между указательным и средним пальцами левой руки – сигара, распространяющая зловоние»

— «В поношенной жакетке, в истрепанных брюках»

— «на лице выражение чувства долга и приятности»

— «берет козью ножку, минуту смотрит на неё вопросительно, потом кладет и берет щипцы»

— «Сейчас мы его …тово…»

-«Дело – то ведь хирургия… Сразу нельзя…»

— «А ты зачем руками хватаешь?»

_ «Хирургия, брат, не шутка»

— «Поругайся мне еще тут… Невежа… не околеешь»

— Соответствует ли его одежда виду врача?

— Соответствует ли такое поведение поведению врача? Нет, не соответствует.

— Как речь Курятина характеризует его? (Речь глупого, необразованного человека, не соответствует речи врача).

Делаем вывод. Курятин – смешной, потому что хочет казаться культурным, образованным человеком, но его речь, поведение, одежда говорят о том, что он бескультурный, невежественный человек. Его речь, поведение, одежда говорят о том, что он хочет казаться важным, знающим свое дело, а на самом деле ничего не умеет. Он смешон, потому что хочет сыграть роль выше той, которая ему назначена. (Фельдшер играет роль врача).

Вывод: писатель показывает своих героев смешными при помощи описания одежды, портрета, поведения героя, его речи. А также при помощи «говорящих» фамилий.

7. Итак, поработав с текстом (закрепление), ответим на вопрос:

— Над чем смеется писатель? Можно ли назвать этот рассказ юмористическим? Почему? На чем основан юмор этого рассказа?

Можно. Юмор в нем основан на изображении смешной ситуации, нелепых характеров героев и на высмеивании их недостатков. (Обратить внимание на эпиграф)

Почему нам хочется смеяться, но в то же время появляется и грустное чувство? Отчего это происходит? (Слушая этот рассказ, хочется смеяться, но в то же время становится грустно, потому что понимаешь, что у людей бывает много недостатков и эти недостатки могут причинять страдание другим людям. Неумение Курятина причиняет страдание его пациенту – дьячку Вонмигласову.)

8. Ребята, бывает ли так, что мы выглядим смешными? Хотите ли вы, чтобы над вами смеялись? Что для этого надо делать? Что бы вы посоветовали Курятину? Вонмигласову? Какой должна быть речь грамотного человека?

Карточка 1. (Задание 1 группе).

Замените фразу «_А- а – а…мое вам» на более удачную.

1. Заходите, пожалуйста. На что жалуетесь?

2. Приветствую вас. Рассказывайте, а я пока покурю.

3. Что скажешь, дружок? Где болит?

Замените фразу «Вырвать его нужно» на более удачную.

1.Его нужно выдернуть.

2. Его нужно вытащить.

3. Его нужно удалить.

11. Подведение итогов урока. Рефлексия.

— Что мы сегодня узнали нового? (Значение некоторых слов, приемы юмористического рассказа, на примере рассказа А. П. Чехова).

— Чему мы учились? ( Работать с текстом, составлять таблицу и работать с ней).

12. Д/З. Сегодня мы работали в роли критиков. Попробуйте себя в роли писателя и сочините юмористический рассказ

Если мы захотим написать юмористический рассказ, нам нужно:

Источник

Оцените статью
Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Добавить комментарий