Как выглядела земская больница? Какие чувства вызывает чеховский рассказ?
Задания по литературе для 5 класса 3. Как выглядела земская больница? Каковы были пациенты? Какие чувства вызывает чеховский рассказ?
В своем рассказе «Хирургия» Чехов не дает описания земской больницы и о том, как она могла выглядеть, мы можем только догадываться по нескольким словам.
Прежде всего мне кажется,что земская больница представляла собой скорее большую избу, в который была выделена приемная и кабинет для осмотров и проведения лечения, что-то среднее между процедурным кабинетом и операционной.
Помещение было накурено, потому что фельдшер не стеснялся курить сигары. Инструменты хранились в обычном шкафу. Ни о какой санитарии и стерильности речь не идет.
Земская больница в описании Чехова представляет собой удручающее зрелище. Непонятно даже отделена ли была приемная от кабинета доктора, потому что мы читаем, что дьячок входит в приемную и тут же садится, сперва перекрестясь на бутылку с карболкой.
Главным в больнице был доктор, а помогал ему фельдшер Курятин, которого доктор оставлял вместо себя, когда уезжал. Замена была неравноценной. Фельдшер ничего не знал и не умел.
Инструменты видимо не стерилизовались, потому что щипцы фельдшер достает прямо из шкафа.
«Сказание о подвиге отрока-киевлянина» заканчивается возвращением в киев князя Святослава.
Когда воевода Претич хитростью выдал себя за передовой отряд князя Святослава, печенеги испугались и решили снять осаду, их князь даже обменялся ценными подарками с воеводой Претичем в знак дружбы.
Когда печенеги ушли князю Святославу было отправлено послание, в котором его упрекали, что занимается он своими делами, а город оставил без защиты.
Сильно кручинился князь на свою оплошность и погнал печенегов далеко в поле и наступил мир.
Этими словами автор сказания хотел подчеркнуть, что негоже властителю думать только о чужих землях, куда важнее уметь защитить свои собственные.
Пришлось вставить в свой ответ текст стихотворения Афанасия Фета Чудная картина для полноты понимания поставленного вопроса:
Как видно из приведённого выше текста стихотворения совершенно нет глаголов. А глагол, как значимая часть речи, обозначает действие или состояние.
В стихотворении же употребляются, в основном, прилагательные. Именно прилагательные, которые обозначают качество или свойство того или иного предмета, наилучшим образом выполняют задумку поэта.
Эпитеты, которые употребляются в данном стихотворении, вызывают у читателей зримый образ природы и человека.
Кроме того, поэт использует в стихотворении приём безглагольности: он передаёт настоящее время назывными предложениями, в которых, как известно, глагол не употребляется.
Сказка «Солдатская шинель» относится к многочисленным сказкам, которые рассказывают о солдатской сметке и находчивости.
В этой сказке, солдат продает барину шинель, говоря, что лучше чем на шинели спать ни на чем нельзя.
Барин конечно не смог уснуть на шинели и ругался с командиром. Но солдат показал, как легко спать на шинели и за находчивость был даже награжден.
Основная мысль сказки «Солдатская шинель» в том, что из любой ситуации можно найти выход если иметь голову на плечах. Что к любым условиям человек может привыкнуть и использовать их себе на пользу.
Ну а главная идея наверное в том, что солдат всегда найдет для себя выгоду, потому что нужда заставит.
Мне в рассказе Тургенева «Муму» не интересны ни Капитон, ни Татьяна, ни Гаврила. Это второстепенные персонажи, которые играют лишь вспомогательную роль. В частности история с прачкой Татьяной показывает отношение Герасима к пьянству, его моральные качества.
Поэтому чтобы отвадить Герасима Татьяну показали пьяницей и когда Герасим это увидел, он сразу к ней охладел.
Гаврила был дворецким, он был женат и обладал утиным носом. Это верный служака, который во всем подчинялся барыне.
Стихотворение Плещеева «Весна» несомненно о природе и смене времен года. Автор упоминает, что «пора метелей и бурь» миновала надолго и подчеркивает сезонность этих изменений в природе словом «опять». То есть он выражает уверенность, что пройдет время, весна, лето, осень, и снова вернется зима, вернется пора «Зимних бурь».
А.П. Чехов «Хирургия»: анализ
Краткое содержание:
История создания
Тема рассказа — ошибки некомпетентных врачей. Она не нова и актуальна во все времена. Очень часто пациенты страдают от врачебной халатности, особенно много подобных случаев было в хирургии. Чехов с присущим ему юмором и сарказмом описывает одну из таких историй. Автор сам был врачом, поэтому большинство его рассказов основано на реальных событиях. Антон Павлович Чехов написал рассказ «Хирургия», когда работал в Чикинской земской больнице (г. Воскресенск).
Произведение рассказывает не только о халатности врачей. Оно раскрывает такие пороки человечества, как хамство, хвастовство, самоутверждение за счет других, угодничество, чинопочитание.
Жанр произведения
Писатель берет за основу сюжета реальный случай из медицинской практики того времени. Будучи врачом, он знал, что в этой сфере работало очень много непрофессионалов, которые не лечили, а калечили. Хирургия – как раз то направление медицины, где промахи наиболее болезненны и очевидны. Автор обнажил насущную проблему общества, где здравоохранение для людей с низким доходом превращается в лотерею, где выиграть практически невозможно, а проигрыш обходится очень дорого. Поэтому произведение Чехова можно отнести к остро социальным рассказам.
Автор делает акцент на осмеянии пороков, то есть хочет исправить создавшееся положение. Если люди увидят, насколько нелепо выглядит их поведение, они перестанут себя так вести. Смех больно ранит человека, в отличие от морализаторских выпадов и поучений. По стилю писатель даже ближе к фельетону. Меткие характеристики героев указывают на их недостатки, выявляя порочную натуру, скрывающуюся за ними. Внешний их облик не так смешон, как внутреннее безобразие души. Юмор в «Хирургии» играет роль обличителя, которого приятно слушать, несмотря на его обвинения. Он проявляется даже в сюжете: доктор уехал жениться, фельдшер ничего не умеет, но все же принимается за работу, дьячок то хватит, то проклинает врача, ведь он не в силах любить ближнего своего и терпеть земные муки. Таким образом, произведение можно назвать юмористическим рассказом.
Сюжет рассказа «Хирургия» с цитатами
Земской доктор покинул больницу, чтобы сыграть свадьбу. Во время его отсутствия больных принимал фельдшер Курятин – обстоятельный «толстый человек лет сорока», лицо которого внушало доверие.
В приемном покое появился дьячок Вонмигласов, который принялся жаловаться на сильную зубную боль. Мужчина очень страдал – щека его распухла, он не мог ни есть, ни спать. Он уже и «водку с хреном» прикладывал к больному месту, и ниточку носил «с Афонской горы», но ничего не помогало.
Во время осмотра Курятин заметил «один зуб, украшенный зияющим дуплом». Сказав с важным видом, что «хирургия — пустяки», он принялся рыться в инструментах доктора и рассуждать о том, что зубы разные бывают – «один рвешь щипцами, другой козьей ножкой, третий ключом… Кому как».
Свой выбор фельдшер остановил на щипцах, которыми ухватился за зуб и принялся что есть силы его тащить. Дьячок стал громко кричать от нестерпимой боли и хватать руками своего мучителя. Щипцы сорвались с зуба, и Вонмигласов принялся укорять фельдшера: «Коли не умеешь рвать, так не берись!».
Курятин гневно напомнил дьячку, что рвал зуб богатому помещику Александру Ивановичу Египетскому, и тот «не хватал руками». Операция продолжилась. Послышался хруст. Вонмигласов минуту сидел «неподвижно, словно без чувств». Затем, обругав Курятина и «придерживая щеку рукой», он ушел восвояси…
Характеристика главных героев
В произведении два главных персонажа, образы которых автор рисует комично при помощи описания их внешнего вида, поведения, речи. Их характеристика:
Сергей Кузьмич Курятин — фельдшер в земской больнице, толстый человек лет сорока, одет в поношенный чечунчовый жакет и потрёпанные брюки. Воспользовавшись тем, что доктор уехал, занимает его место и пытается самоутвердиться, поэтому строит из себя знающего человека. На его лице выражение чувства долга и приятности, он курит сигару. На самом деле он недалёкий малообразованный человек, не разбирающийся в медицине. Сначала он говорит, что хирургия — это пустяки, но потом утверждает, что это «не шутки». Его речь сжатая, лаконичная. Ему свойственны хвастовство, самоуверенность, невежество, чинопочитание, хамелеонство, грубость.
Ефим Михеич Вонмигласов — дьячок, высокий коренастый старик, одет в коричневую рясу с широким кожаным поясом. На полузакрытом правом глазу у него бельмо, на носу бородавка, напоминающая издалека муху, — это комический элемент образа. Речь персонажа насыщена церковнославянскими оборотами. Он старается строить из себя смиренного, богобоязненного, образованного и вежливого человека, но на самом деле груб, малообразован и бескультурен. Он совершает поступки, не соответствующие поведению священника. Предстает перед читателем заискивающим льстецом, что также говорит о его глупости.
У персонажей этой истории, как и во многих произведениях Чехова, «говорящие» фамилии. Фамилия Курятин вызывает такие ассоциации, как «мокрая курица», «куриные мозги» и «курица лапой». Это намекает на то, что герой жалкий и глупый неумеха.
Фамилия Вонмигласов состоит из двух частей. Возглас «Вонмем!» означает «внимайте», он часто звучит во время церковной службы, «глас» — «голос». Дословно фамилия означает: «Внимайте моему голосу». Однако в конце произведения персонаж грубо бранится и произносит слова, недостойные священнослужителя.
Темы и проблемы
Основная тема рассказа – непрофессионализм людей, которые отвечают за жизнь и здоровье общества. Они прикрывают свое невежество высокопарными терминами и замечаниями, но на деле являются лишь недоучками, абсолютно равнодушными к своему делу.
Основная проблема рассказа – равнодушие людей, которые берутся за работу, но отдают ей и десяти процентов своих сил. Они трудятся спустя рукава и совершенно не развивают навыки, потому что им безразлична эта специальность. Их интересует только жалование, на которое они позволяют себе мещанские радости, ими и ограничено их существование.
Также автор затрагивает темы и проблемные вопросы:
Короткие и содержательные рассказы – основная стезя А. П. Чехова
Рассказ Чехова «Хирургия» еще раз подчеркивает мнение многочисленных литературных критиков относительно того, что писатель является мастером написания новелл-миниатюр. В пользу этого мнения говорит и ряд фраз, использованных в свое время писателем: «Искусство писать – это искусство сокращать», «Краткость – сестра таланта», «Язык должен быть прост и изящен» и пр. Чехов, как никто другой, умел коротко говорить о глобальных вещах. Он с помощью нескольких штрихов мог дать исчерпывающую характеристику любому человеку.
А. П. Чехов никогда не знакомил читателей с предыдущей биографией героев своих рассказов, их родителями или предками до того, как они начинали совершать какие-либо действия, описанные в новелле. Автор всегда начинал рассказы с самого поведения человека, его слов, мыслей и чувств, связанных с тем или иным совершаемым им действием. Описание внешнего вида главных героев или обстановки – это самое большее, что можно найти в рассказах Чехова. «Хирургия» не является исключением из этого правила. Однако эти описания не выходят за рамки того, что может увидеть любой человек, то есть собственное мнение автора в них не фигурирует, благодаря чему читателю предоставляется возможность сформировать собственное мнение о том или ином месте, герое или ситуации.
Чехов «Хирургия» Какие ответы на вопросы 5 класс Коровина?
Чехов «Хирургия» Какие ответы на вопросы по литературе 5 класс Коровина?
Фонохрестоматия Стр. 269
Будьте внимательны к слову К стр. 269
Обратите внимание на действия фельдшера («берёт козью ножку, минуту смотрит на неё вопросительно, потом кладёт и берёт щипцы»). О чём эти действия рассказывают читателю? О чём говорит фельдшер на протяжении всей процедуры с зубом?
Созданию этого рассказа способствовало практически всё, обозначенное в этом вопросе.
Земская больница состояла из приёмного отделения и палат для больных. Пациентами такой больницы обычно были люди с малым образованием. Чеховский рассказ в основном вызывает улыбку.
Если в начале рассказа фельдшер и больной старались быть вежливыми и благовоспитанными, обращаясь друг к другу на «вы», причём, называя имя и отчество, то с течением времени переходят на «ты», при этом обзывая и передразнивая друг друга. Больной дьячок делится глуповатыми способами унятия зубной боли, а у фельдшера Курятина нет и доли того мастерства, которым он так хвастает. Они оба вызывают смех, но сострадания больше заслуживает, конечно, дьячок.
Рассказ Чехова иллюстрирован Кукрыниксами. Основное внимание живописцев напрвлено на нравы героев. На иллюстрацции ясно показано ужасное предоперационное состояние дьячка и хвалебная готовность Курятина к удалению зуба.
Фельдшер Курятин представляет собой толстого человека сорока с небольшим лет, одет в поношенную чечунчовую жакетку и в потрёпанные трикотовые брюки, курит вонючую сигару. Постоянно зевает, хмурится, говорит в основном о своём, не очень интересуясь своими больными.
Дьячок Вонмигласов представляет собой высокого приземистого старика, одет в рясу, на правом полузакрытом глазу бельмо. Часто крестится, голо сиплый, весь трясётся и чего-то опасается.
гласит сиплым голосом, всё трясется и опасается.
По чтению актёров можно ясно представить облик и характер героев рассказа.
Если поначалу дьячок выражает фельдшеру огромное уважение, то после того, как всё было испорчено, он сообразил, что фельдшер блефует, и никакой он не доктор и в докторском деле не разбирается. Дьячок стал браниться и повышать голос на фельдшера.
Фельдшер своё поведение не меняет, он также никем и ничем не интересуется, кроме как собой. Только ещё грубит дьячку.
Дьячок вывзывает жалость. На протяжении всего рассказа отношение к фельдшеру не меняется, остаётся негативным.
Рассказ «Хирургия» и смешной и грустный одновременно. Смешной, потому что юморной, а грустный из-за наличия в обществе таких людей, как Курятин.
Оба актёра убедительны в изображении героев рассказа.
Фельдшер безответственный, не знает своего дела, у него предоперационная бравада, выбор инструмента у фельдшера чисто случайный. При этом невооружённым глазом виден его низкий уровень культуры.
Дадим ответы на вопросы к рассказу Чехова «Хирургия».
Поведение фельдшера, его выбор инструмента, говорит о его неуверенности в правильности своих действий. Показывает его как неумеху, знающего только самые общие принципы.
у меня на иллюстрации чтото между меннделеевым и тем из уральских пельменей который говорил фразу:А ЧТО, ТАК МОЖНО БЫЛО ЧТО-ЛИ!?
Дадим максимально краткие ответы на вопросы к «Сказке о мертвой царевне» в учебнике для 5 класса.
Добрым молодцам урок предлагает Пушкин извлечь из «Сказки о золотом петушке».
1 Изгнанные из замка нищих, которые не были католиками
2 Изгнанные нищие нашли себе убежище в подземелье часовни
2 Описание тёмных личностей: Профессора, Лавровского, пана Туркевича.
3 Описание пана Тырбуция
4 Приёмные дети пана Тырбуция
Вообще советую прочитать это произведение полностью без сокращений потому что автор редкого литературного таланта и таких авторов нужно читать полностью а не в сокращении как это часто делают в некоторых изданиях.
Хирургия Чехов А.П. — читательский дневник
Читательский дневник по рассказу Чехова «Хирургия» поможет систематизировать знания, полученные при изучении данного произведения. Чехов – писатель, метко высмеивающий людские пороки, что наглядно отражено в этом небольшом рассказе.
Произведение написано в 1884 году. Время, в котором происходят события рассказа – 2-я половина XIX века. Действие разворачивается в русской глубинке, в кабинете земской больницы.
Курятин — фельдшер. Он – глупый, хвастливый, безответственный, некомпетентный. Заменяя отсутствующего врача, фельдшер берется за сложные хирургические манипуляции – пытается вырвать зуб.
Вонмигласов — дьячок, пациент, пришедший с больным зубом в больницу. Он – старик, ограниченный, богобоязненный, льстивый, не умеющий критически мыслить. Дьячок полностью доверяется фельдшеру, и уходит только после двух неудачных попыток вырвать зуб.
Дьячок, у которого болел зуб, пришел в земскую больницу. Доктор отсутствовал по уважительной причине. Его заменял фельдшер, решивший вырвать зуб, хотя даже не знал, каким инструментом следует пользоваться. В результате дьячок поплелся домой с надломленным зубом, который так и остался во рту. И такой неудачный случай был у фельдшера уже не первым.
Произведение учит, что не стоит браться за дело, в котором не разбираешься. Рассказ предостерегает человека от излишнего доверия к медицинским работникам, находящимся не на своем месте.
Чехов описывает ситуацию, произошедшую в земской больнице. Фельдшер Курятин рвет зуб дьячку, самонадеянно решив, что сможет сделать эту работу вместо врача. Автор описывает ситуацию, которая в те времена в медицине была не такой уж редкой. Писатель негативно относится ко всей системе здравоохранения, и этим рассказом призывает к ее изменению.
Он описывает дьячка – недалекого и малограмотного человека, не умеющего критически мыслить, разобраться в ситуации. Такими же были и другие селяне – необразованные и забитые. Скорее всего, не все из пациентов знали, в чем разница между фельдшером и врачом. С такими людьми можно делать все, что угодно. Дьячок без раздумий доверяется фельдшеру, не может вовремя защитить себя.
Судя по литературе, врачи того периода времени работали круглые сутки, не имели личного пространства. Больного могли привезти в любой момент, и посоветоваться им было не с кем. В сельской местности обычно работал один врач. Так происходит и в рассказе «Хирургия». Доктор женится, но заменить его некем. Поэтому больных принимает фельдшер, успевший за один прием нанести немало вреда.
Писатель высмеивает негативные черты каждого из персонажей. Курятин хвастлив, самодоволен, относится к серьезным вещам слишком легко, не видит свои возможности в реальном свете. Дьячок представляется нам забитым, беспомощным с отталкивающей внешностью.
В произведении мы видим только два образа – это Курятин, работающий фельдшером и дьячок Вонмигласов, ставший его пациентом. Фамилии этих персонажей отражают их состояние, подчеркивая характерные черты. Образ и разговор дьячка выражает страх, богобоязненность и убогость. Чехов рисует образ фельдшера, представляя его неопрятным, даже зловонным. Чувствуется, что Курятин без интереса относится к делу, которым занимается.
С того момента, как фельдшер решил оказать дьячку «помощь», эти образы находятся в противоборстве друг с другом. Курятин взялся за удаление зубов, чему не обучался, не разбирался в тонкостях этой непростой процедуры. Эти два образа противостоят друг другу на протяжении всего рассказа, а в финале их конфронтация достигает наивысшего накала.
В этих образах автор выражает собственное негодование по отношению к системе здравоохранения, существовавшей в те времена. Писатель-врач сам негодует по поводу беспечного и безнаказанного отношения медработников к своим пациентам.
Просфора — небольшой хлебец, используемый для богослужения.
Дьячок или диакон — служитель церкви, находящийся на низшей ступени церковной иерархии.
Фельдшер — медицинский работник, квалификация которого выше, чем у медсестры, но ниже, чем у врача.
Карболовая кислота — сильный и едкий раствор, применяемый в медицине с целью дезинфекции.
Земская больница — медицинское учреждение царской России, обслуживающее сельских жителей.
Ряса — верхняя свободная и длинная одежда темного цвета, предназначенная для лиц духовного звания.
На лице выражение чувства долга и приятности. Между указательным и средним пальцами левой руки — сигара, распространяющая зловоние.
Хирургия — пустяки… Тут во всем привычка, твердость руки.
Отец диакон велели водку с хреном прикладывать – не помогло. Гликерия Анисимовна, дай бог им здоровья, дали на руку ниточку носить с Афонской горы да велели теплым молоком зуб полоскать.
В Петербурге семь лет жил, всех профессоров перенюхал.
Человек почище тебя, а не хватал руками.
Господин Египетский, Александр Иваныч, в Петербурге лет семь жил… образованность… один костюм рублей сто стоит… да и то не ругался… А ты что за пава такая? Ништо тебе, не околеешь!
Литература. 5 класс
Конспект урока
А. П. Чехов. «Хирургия»
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
Рассказ – художественное произведение небольшого объёма, в котором идёт повествование о каких-либо событиях.
Художественная деталь – (от франц. detail – подробность, мелочь, частность) – одно из средств создания образа: выделенный автором элемент художественного образа, несущий значительную смысловую и эмоциональную нагрузку в произведении.
«Говорящие» фамилии – фамилии персонажей литературного произведения, в которых содержится указание на их характер или внешний вид.
Хирургия – отрасль медицины, изучающая заболевания, основной метод лечения которых – операции.
Земство – в России до революции: орган местного сельского самоуправления с преобладанием в нём дворянства.
Земская больница – медицинское или учебное учреждение, созданное и финансируемое на средства земства – органа местного самоуправления (с 1864 г.).
Фельдшер – здесь: помощник лекаря, врача.
Чечунчо́вый (устар.) – чечунча – плотная шёлковая ткань.
Трико́вые брюки – брюки из шерстяной ткани узорчатого плетения.
Дьячок – дьяк; низший служитель в православной церкви, не имеющий степени священства; то же, что пономарь, псаломщик, причетник.
Бельмо́ – беловатое пятно на роговице глаза (помутнение) после воспаления или травмы.
Карболовый раствор – раствор для дезинфекции (обеззараживания) медицинских инструментов.
Просфо́ра (греч.prosphora – «приношение») – круглый хлебец из пшеничной муки особой выпечки, употребляемый в христианских обрядах.
Псалты́рь – часть Библии, книга псалмов (песнопений).
«Питие́ мое́ с пла́чем растворя́х» – т. е. питье мое с плачем растворял.
«Ни Боже мой, ни капельки, ни синь-порох…» – т. е. никак, нисколько.
Наме́дни – на днях, совсем недавно.
Литурги́я – христианское церковное богослужение, церковная служба.
Гугни́в, гугни́вый – говорящий, поющий в нос; гнусавый.
Афонская гора – гора на севере Восточной Греции, также известная как «Святая Гора».
Предрассудок – заблуждение, суеверие.
Помещик – в России конца XV – начала XX вв.: дворянин-землевладелец; владеющий поместьем.
Щипцы, козья ножка, ключ – инструменты, применявшиеся для удаления зубов и их корней.
Тракция – стоматол.: извлечение зуба из лунки.
Раде́тели – благодетели, проявляющие усердие к чему-либо.
Ока́зия – здесь: неожиданность, неудача, беда.
Бу́рса – духовное училище, семинария.
Восвоя́си – домой, к себе. Русское образование, возникшее путем сращения в одно слово словосочетания «во своя вьси» (где «весь» – «деревня»), имеющее значение «в свои деревни, домой».
1. Коровина В. Я., Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 //В. Я. Коровина, В. П.Журавлев, В. И. Коровин – Москва, Просвещение, 2013 – 303 стр. с ил.
2. А. П. Чехов. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. Сочинения. Том 3. М., «Наука», 1983
3. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. М., Паритет, 2007 – 320 с.
Открытые электронные ресурсы:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассказ «Хирургия» был написан Антоном Павловичем Чеховым в августе 1884 года. Впервые был опубликован в юмористическом литературно-художественном еженедельном журнале «Осколки». Подписался Чехов тогда А. Чехонте. В 1886 году рассказ был включён в сборник «Пёстрые рассказы».
В основу рассказа, вероятно, лёг случай, который Чехов узнал от одного из своих коллег – земского врача Петра Александровича Архангельского. Он поведал писателю о случае, когда практикант вырвал у пациента вместо больного зуба здоровый. Тогда Архангельскому осталось лишь грустно пошутить: «Рви здоровые, авось до больного доберёшься!».
Итак, рассказ начинается в тот самый момент, когда доктор земской больницы уезжает решать свои неотложные семейные дела. Ему предстоит женитьба. А вместо него, на беду пациентам, остается фельдшер Курятин. А у дьяка Вонмигласова, как назло, разболелся зуб. Это в наше время можно выпить таблетку и спокойно дождаться нужного доктора, а во времена Чехова обезболивающее ещё не изобрели.
Надо сказать, что до начала лечения и дьяк, и фельдшер были в прекрасных отношениях. Курятин долго рассуждал, как и какими инструментами, кого он лечил. А дьяк поддакивал, соглашаясь, какая это нелёгкая миссия – лечить людей. Курятин же вспоминает помещика Египетского, который остался доволен работой фельдшера. Правда, мнения помещика на этот счёт мы не знаем. Но едва фельдшер берётся за щипцы, как отношение дьяка к врачевателю резко меняется: он ругается, плачет, скулит и трясётся в кресле. Курятин продолжает орудовать во рту бедного дьяка щипцами, и вот казалось бы финал – зуб вырван, но… не тот. Больной зуб остался на месте.
А Курятин всё так же продолжает рассуждать о сложности своей профессии и хирургии вообще: «Хирургия, брат, не шутка».
Очередная попытка хирургического вмешательства не удалась, и Вонмигласов со сломанным, но не удалённым больным зубом, проклиная хирургию, уходит.
А что же фельдшер? Он продолжает философствовать на тему медицины и вспоминать успешно проведённую операцию господину Египетскому.
Рассмотрим образы героев рассказа. Стоит отметить, что в произведении Чехова нет героя, который бы вызывал симпатию читателя или сочувствие. Такова особенность сатиры: она демонстрирует только смешные и позорные качества своих жертв.
Итак, сатира – разновидность литературы, специфическими формами обличающая и высмеивающая пороки людей и общества.
Пациент – Дьячок Вонмигласов. Вот как его описал Чехов: «В приёмную входит дьячок Вонмигласов, высокий коренастый старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом. Правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бородавка, похожая издали на большую муху. Секунду дьячок ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором…». Человек он набожный, а к медицине относится с опаской, предпочитает народные средства, и если бы не огромный флюс и дикая боль, то и к доктору бы не пошёл.
Другой персонаж – фельдшер Курятин – самодовольный и невежественный хвастун, который не имеет твёрдых убеждений и знаний. Как его описывает автор? «Толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрёпанных триковых брюках. На лице выражение чувства долга и приятности».
Какую основную тему отражает автор в рассказе «Хирургия»?
Прежде всего, Чехов говорит о непрофессионализме людей, которые отвечают за жизнь и здоровье человека, а если брать шире, то и всего общества. Они готовы часами рассуждать, прикрывая своё невежество высокопарными словами, но на деле остаются недоучками, абсолютно равнодушными к своему делу.
Что высмеивает автор? С одной стороны, комичен фельдшер – типичный шарлатан, который больше болтает, чем делает. С другой – писатель смеётся над дремучестью пациентов. Будучи врачом, Чехов лично наблюдал людей, которые самолечением доводили себя до плачевного состояния и к врачу обращались лишь когда боль становилась нестерпимой.
Для высмеивания персонажей Чехов прибегает к приёму «говорящие фамилии». «Курятин», по всей видимости, происходит от слова «курица». Манера речи фельдшера напоминает кудахтанье курицы, поведение – суетливость птиц в курятнике. Да и устоявшийся образ курицы как «птицы невысокого полета» напоминает самого героя.
«Вонмигласов» – производное от устаревшей формы церковного выражения «услышь меня», то есть «услышь голос Божий». Автор иронично подчёркивает косноязычие дьячка, который из-за больного зуба не мог нормально отслужить литургию.
Для создания соответствующей атмосферы в рассказе Чехов использует речевые особенности героев. Например, у дьяка ругательства явно соседствуют с церковной лексикой: «Паршивый чёрт… – выговаривает он. – Насажали вас здесь, иродов, на нашу погибель!».
Кроме того, автор широко использует историзмы, архаизмы и цитаты из церковных трудов, чтобы придать речи героев колоритную сатирическую окраску.
Сатира Чехова направлена на человеческие качества и пороки, которые мешают обществу развиваться и процветать. В произведении он обличает безответственность, хвастовство, невежество, непрофессионализм, равнодушие и грубость людей. Об этом говорят все смешные моменты, из которых состоит рассказ.
Примеры заданий из тренировочного модуля
Выбор элемента из выпадающего списка
Фамилии, которые автор используют как один из элементов характеристики персонажей, называются:
В задании идет речь о литературном приёме, который применил автор рассказа. В материале урока этот приём назывался «говорящие фамилии».
Правильный ответ: «говорящие».
Восстановление последовательности элементов
В задании предлагается восстановить последовательность событий в рассказе. Нужно вспомнить каков был сюжет рассказа, в какой последовательности всё происходило и правильно расположить предложенные словосочетания.