Как вы считаете какими могли быть возможные воздействия холодной войны на послевоенную историю

Как будет

Причины, этапы и последствия «холодной войны».

После окончания Второй мировой Войны, ставшей самым масштабным и жестоким конфликтом за всю историю человечества, возникло противостояние между странами коммунистического лагеря с одной стороны и западными капиталистическими странами с другой. Между двумя сверхдержавами того времени СССР и США. Охарактеризовать холодную войну кратко можно, как соперничество за господство в новом послевоенном мире.

Главнейшей причиной холодной войны стали неразрешимые идеологические противоречия, между двумя моделями общества социалистической и капиталистической. Запад опасался усиления СССР. Сыграли свою роль и отсутствие у стран победительниц общего врага, а также, амбиции политических лидеров.

Историки выделяют следующие этапы холодной войны:

Конец холодной войны был вызван слабостью советской экономики, ее неспособностью более поддерживать гонку вооружений, а также, просоветские коммунистические режимы. Определенную роль сыграли и антивоенные выступления в самых разных уголках мира. Итоги холодной войны оказались для СССР удручающими. Символом победы Запада. стало воссоединение в 1990 г. Германии.

Последствия:

В действительности холодная война оказала влияние практически на все стороны жизни человечества, к тому же её последствия в различных странах имели свои особенности. Если же попытаться выделить некие основные, наиболее общие последствия холодной войны, то нужно упомянуть следующие:

· разделение мира по идеологическому принципу – с началом холодной войны и образованием военно-политических блоков. Возглавляемых США и СССР, весь мир оказался в состоянии разделения на «своих» и «чужих». Это создавало многочисленные практические сложности, так как ставило немало преград на пути экономического, культурного и иного сотрудничества, но в первую очередь это имело негативные психологические последствия – человечество не чувствовало себя единым целым. Кроме того, постоянно нагнетался страх того, что противостояние может перейти в острую фазу и закончиться мировой войной с использованием ядерного оружия;

· разделение мира на сферы влияния и борьба за них – фактически вся планета рассматривалась противостоящими сторонами как плацдарм в борьбе друг с другом. Поэтому те или иные регионы мира являлись сферами влияния, за контроль над которыми между сверхдержавами шла ожесточённая борьба на уровне экономической политики, пропаганды, поддержки тех или иных сил в отдельных странах и тайных операций спецслужб. В результате в различных регионах были спровоцированы тяжёлые разногласия, которые после окончания холодной войны привели к многочисленным очагам напряжённости, возникновению локальных вооружённых конфликтов и полномасштабных гражданских войн (судьба Югославии, «горячие точки» на территории бывшего СССР, многочисленные конфликты в Африке и так далее);

· формирование ряда социалистических режимов – окончание холодной войны ознаменовало собой антикоммунистические и антисоциалистические революции во многих странах, прежде всего в Европе. Однако ряд стран сохранили социалистические режимы, причём в довольно консервативном виде. Это является одним из факторов нестабильности современных международных отношений: так, например, для США по-прежнему весьма невыгодно нахождение у их рубежей социалистического государства (Кубы), а КНДР, чей политический режим весьма близок к сталинизму, является раздражителем для Запада, Южной Кореи и Японии ввиду информации о работах по созданию северно-корейского ядерного оружия;

· холодная война способствовала выходу некоторых стран на лидирующие позиции – по окончании Второй Мировой войны США активно поддерживали экономическое возрождение и развитие Западной Германии и Японии, которые могли быть их союзниками в борьбе против СССР. Советский Союз также оказал определённую помощь Китаю. При этом Китай развивался самостоятельно, но пока остальной мир сосредоточился на противостоянии США и СССР, Китай получил благоприятные условия для преобразований;

· научно-техническое и технологическое развитие – холодная война стимулировала развитие как фундаментальной науки, так и прикладных технологий, которые изначально спонсировались и развивались для военных целей, а после были перепрофилированы для гражданских нужд и повлияли на рост уровня жизни обычных людей. Классический пример – Интернет, который первоначально появился как система связи американских военных на случай ядерной войны с СССР;

· формирование однополярной модели мира – фактически победившие в холодной войне США стали единственной сверхдержавой. Опираясь на созданный ими для противостояния СССР военно-политический механизм НАТО, а также на самую мощную военную машину, также появившуюся в ходе гонки вооружений с Советским Союзом, Штаты получили все необходимые механизмы для защиты своих интересов в любой части мира вне зависимости от решений международных организаций и интересов других стран. Особенно ярко это проявилось в так называемом «экспорте демократии», проводимом США с рубежа XX-XXI веков. С одной стороны, это означает доминирование одной страны, с другой, ведёт к нарастанию противоречий и сопротивлению этому доминированию.

Источник

Эссе «Холодная война: причины развязывания, итоги и последствия для мировых держав»

«Война невероятна, мир невозможен»

Рёймон Арон, франц. философ

Холодной войной называют исторический период с 1946 по 1991 год, прошедший под знаком противостояния двух крупных сверхдержав – СССР и США, оформившихся после окончания в 1945 году Второй мировой войны (1947 г. американский журналист У. Липпман так определил отношения СССР и США). Начавшееся соперничество двух сильнейших на тот момент государств планеты постепенно приобрело ожесточенный характер противостояния во всех сферах – экономической, социальной, политической и идеологической. Оба государства создали военно-политические объединения (НАТО и ОВД), форсировалирост ракетно-ядерных и обычных вооружений, а также постоянно принимали скрытое или явное участие практически во всех локальных военных конфликтах на планете.

Дело в том, что холодная война сопровождалась не только дипломатическими битвами, военным противостоянием и наращиваний вооружений, но и остротой идеологического противоборства, шумными пропагандистскими кампаниями. Ухудшение отношений СССР и США продолжились и в 1947 г. Европа лежала в развалинах. В этих условиях росло влияние идей коммунизма, престиж СССР. Опасаясь распространения коммунистической идеологии и массовой ее поддержки, США начали активно противодействовать СССР. Для подрыва подобных настроений США приняли программу экономической помощи Европе – «план Маршалла»:

— создать военно-политический союз западных стран под эгидой США (1949 г. блок НАТО);

— разместить вдоль границ СССР сеть американских военных баз;

— поддержать внутреннюю оппозицию в странах Восточной Европы;

Существовало одно условие предоставления помощи – выведение из состава правительств западноевропейских государств коммунистов, что подрывало авторитет и престиж СССР на международной арене.

Можно ли было избежать холодной войны и перейти к мирному решению международных вопросов? Ведь и сегодня не все историки согласны с тем, что холодная война была в 50-е годы неизбежной.

Существовала ли реальная опасность перехода от холодной войны к «горячей»? В 1949 году – год разгара холодной войны – С. Михалков писал:

Народа мира без поблажки

Сегодня сообща должны

Держать в смирительной рубашке

Всех поджигателей войны.

Для того, чтобы ответить на этот вопрос нужно проанализировать точки зрения историков разных стран на «поджигателей» войны и холодную войну в целом.

Во-первых, главная ответственность за начало холодной войны возлагается на СССР. Согласно этой точке зрения, в 1945-1948 г.г. по инициативе СССР происходила «советизация» стран Восточной Европы, где – по словам Мао Цзэдуна – «прогрессивные силы были вырваны с корнем железным плугом Красной армии». США в этой ситуации не играли роли «первой скрипки», а включались в ответные действия против СССР, дабы сохранить демократию и безопасность западных стран против коммунистов и мировой революции.

Читайте также:  Как будет на английском слово сайт

В-третьих, общая ответственность за развязывание холодной войны лежит на обеих сверхдержавах и их союзниках. Из статьи Дж. Л. Геддиса: «По окончании II Мировой войны и США, и СССР заботились в первую очередь о собственной безопасности. Трагедия заключалась в том, что добивались они своей цели в одностороннем порядке, вместо того, чтобы действовать сообща… История редко бывает столь проста, чтобы ее можно было представить в категориях «белого и черного». При рассмотрении такого сложного вопроса, как истоки «холодной войны» нелогично и неразумно пытаться полностью обелить одну сторону и возложить всю вину на другую».

В СССР взгляд на международные отношения и внешнюю политику, не совпадавший с официальной линией, имел Литвинов – заместитель министра иностранных дел, который был вынужден в 1946 году уйти в отставку. Линию США критиковал Генри Уоллес – один из ближайших сотрудников президента, который был позже выведен из вашингтонского правительства. Таким образом, люди, действующие и думающие в противовес тогдашней политике держав, благополучно устранялись от власти.

Почему же СССР и США ни разу не вступили в прямой военный конфликт?

Исход военного конфликта между двумя крупными военными блоками был совершенно непредсказуем, но главным сдерживающим фактором являлось наличие ракетно-ядерного вооружения в огромных количествах как у Соединенных Штатов, так и у Советского Союза. За годы противостояния стороны накопили такое количество ядерных зарядов, которого хватило бы на то, чтобы многократно уничтожить все живое на Земле.

Таким образом, прямой военный конфликт СССР и США неизбежно означал обмен ракетно-ядерными ударами, в ходе которого победителей бы не было – все оказались бы проигравшими, а сама возможность жизни на планете была бы поставлена под сомнение. Такого исхода не хотел никто, поэтому стороны всячески избегали открытого военного столкновения друг с другу, но тем не менее периодически пробовали силы друг друга на прочность в локальных конфликтах, помогая какому-либо государству скрыто или непосредственно участвуя в военных действиях.

Джозеф Най, профессор Гарвардского университета (США), выступая на конференции «От Фултона до Мальты: как начиналась и как закончилась холодная война» (Горбачев-Фонд, март 2005 года), указал на уроки, которые следует извлечь из «холодной войны»:

— кровопролитие как средство урегулирования глобальных или религиозных конфликтов не является неизбежным;

— ход конфликтов тесно связан с личными качествами конкретных лидеров (И.В. Сталин и Гарри Трумэн, Михаил Горбачев м Рональд Рейган);

— военная мощь имеет существенное, но не решающее значение (США потерпели поражение во Вьетнаме, а СССР – в Афганистане); в эпоху национализма и третьей индустриальной (информационной) революции управлять враждебно настроенным населением оккупированной страны невозможно;

— в этих условиях гораздо большую роль приобретает экономическая мощь государства и способность экономической системы приспосабливаться к требованиям современности, способность к постоянным инновациям.

В 1991 году СССР распался, осталась только одна держава – США, которая попыталась перестроить весь мир на основе американских либеральных ценностей. В рамках глобализации идет попытка навязать всему человечеству некую универсальную модель общественного устройства по образцу США и Западной Европы. Однако этого пока не удается сделать. Идет активное сопротивление во всех точках земного шара против насаждения американских ценностей, которые неприемлемы для многих народов. История идет дальше, борьба продолжается………

Считаю, что холодная война была гигантской ошибкой, стоившей миру огромного напряжения сил и гигантских материальных и людских потерь в период 1945-1991 г.г. Бесполезно выяснять, кто был более и менее виноват в этом, кого-то обвинять или обелять – одинаковую ответственность за это несут политики как в Москве, так и в Вашингтоне.

Источник

Итоги Холодной войны по пунктам

Начало противостояния двух систем: капиталистической и социалистической было положено в середине 40-х годов прошлого столетия. После победы во Второй мировой войне над странами Оси: США, Великобритания, Франция и ряд других держав, обеспокоенные возросшим влиянием СССР в мире, а также установлением марионеточных режимов в государствах Восточной Европы были вынуждены пойти на конфронтацию.

Начало блокового противостояния

Причиной развязывания Холодной войны со стороны Запада можно назвать и тот факт, что страны капиталистического блока опасались усиления влияния СССР на другие Европейские, Скандинавские государства. Также в бывших странах-колониях постепенно нарастало народно-освободительное движение. Все это беспокоило США, Великобританию, что в конечном итоге привело к созданию Североатлантического Альянса (НАТО) в 1949 году. Ответом СССР и союзнических стран было образование Варшавского договора 14 мая 1955 года.

Период Холодной войны длился между 1945-м и 1991-м годами. Прошедшие десятилетия держали весь мир в напряжении от постоянной угрозы ядерного апокалипсиса. С упразднением СССР военное и политическое соперничество было завершено.

Основные события Холодной войны:

Четыре с половиной десятка лет противостояния капиталистического мира и социалистического лагеря можно охарактеризовать несколькими пунктами:

Советский Союз и США – основные противоборствующие стороны, из года в год упражнялись друг с другом в психологической войне. В подрывной работе использовались: телевидение, радиоголоса, литературные издания, где упор делался на дискредитацию общественного строя.

Противостояние на земле и в космосе

После прихода к власти Горбачева М. С. и взятого им курса на разрядку, разоружение, во второй половине восьмидесятых годов, мир вздохнул с облегчением. Исчезла реальная угроза ядерного конфликта между СССР и США. Агрессивное противостояние двух военных блоков НАТО и Варшавского договора постепенно снизилось. Вывод Советских войск из Афганистана наглядно продемонстрировал миру, что с Холодной войной между социалистическим и капиталистическим строем покончено навсегда.

Итоги Холодной войны очень разнообразны, поучительны и интересны. Например, жесточайшее противоборство двух враждующих систем не ограничивалось только на земле. Две могучие сверхдержавы – Советский Союз и Соединенные Штаты стремились доказать всему миру, что именно их строй является лучшим, поэтому военное и политическое противостояние перекинулось и в космос. В СССР делали все, чтобы первым космонавтом стал советский человек, а американцы обогнали страну развитого социализма в лунной гонке.

Снижение политической и экономической помощи

Главными итогами Холодной войны можно назвать распад Варшавского договора, объединение двух германий: ГДР, ФРГ, упразднение СССР, а также последовавшая смена политического курса стран Восточной Европы. Другие государства, например, на Африканском континенте, в Юго-Восточной Азии, находившиеся под патронажем Советского Союза, все годы жесточайшего противостояния, остались без моральной и финансовой поддержки.

В отсутствии партийных указаний и материальной помощи со стороны Советского Союза, в большинстве стран третьего мира вспыхивали восстания, революции, после которых происходила частая смена власти. Беспрерывные военные и политические столкновения не могли не отразиться на снижении экономического развития, фактически всех государств, особенно на африканском континенте.

Итоги Холодной войны

Для США и стран союзников победа в Холодной войне означала единоличное лидерство среди всех государств земного шара, что, собственно, и произошло в начале 90-х годов прошлого столетия. Неоспоримый факт тоже можно считать одним из печальных итогов Холодной войны, когда Соединенные Штаты при непосредственном участии стран-союзников, в отсутствии необходимой резолюции ООН, бомбили Югославию в 1999 году.

Главные итоги Холодной войны можно выразить списком:

Не все согласны с мнением, что США выиграли Холодную войну. К краху СССР привела неумелая, бездарная внутренняя и внешняя политика последнего генсека Советского Союза. И, если бы страной руководил другой лидер – никто не знает, в каком мире мы бы жили сейчас.

Читайте также:  Как будет выплачиваться софинансирование пенсии

Холодная война и ее причины, этапы, итоги, последствия. Обо всем этом узнайте из видео:

Читайте на нашем сайте о СССР и РСФСР по ссылке.

Источник

Как вы считаете какими могли быть возможные воздействия холодной войны на послевоенную историю

Завершение холодной войны

В Париже 21 ноября 1990 года была подписана Хартия для новой Европы, объявившая о фактическом конце противостояния систем социализма и капитализма и начале эры «демократии, мира и единства».

СССР в этот период переживал глубочайший кризис. Центральная власть теряла контроль над союзными республиками. На национальных окраинах разгорались межнациональные конфликты. Окончательный распад СССР был оформлен в декабре 1991 года.

Президент России Б.Н. Ельцин в начале 1992 года заявил, что ядерные ракеты России перенацелены на незаселённые территории Земли, а совместная декларация США и России, подписанная в Кэмп-Дэвиде 1 февраля 1992 года положила официальный конец холодной войне.

Готовые работы на аналогичную тему

Во время визита в США 15—19 июня 1992 года Ельцин, выступая перед американским Конгрессом, подчеркнул необратимость падения «коммунистического идола». Был обозначен отчетливый переход от конфронтации к взаимодействию со странами Запада. Один из «черновых» вариантов речи содержит утверждение, что Россия сделала выбор между репрессивным одиночеством и возвращением в мировое сообщество.

Последствия холодной войны

Холодная война, являясь преимущественно явлением мировой политики, оказывала серьезное влияние и на внутреннюю жизнь стран. Полюсное видение мира рождало чувство настороженности к внешнему миру и формировало тягу к внутренней сплоченности перед угрозой внешнего врага. Инакомыслие рассматривалось как подрывная деятельность. В СССР это способствовало появлению и укреплению тоталитарного режима, а в США породило массовые нарушения гражданских прав и свобод. Одновременно в западных странах «холодная война» была стимулом для социальных реформ с целью рождения так называемого «государства благоденствия», которое рассматривалось в качестве барьера для проникновения коммунистических идей.

Таким образом, холодная война оказала многогранное и глубокое воздействие на мировую историю в послевоенный период.

Возникновение холодной войны тесно связано с итогами Второй мировой войны. В ее результате в мире остались лишь две державы, которые обладали достаточной мощью для длительного глобального соперничества во всех сферах. Остальные державы оказались неспособны к этому в силу разнообразных причин. США и СССР в этом смысле стали сверхдержавами. Эта биполярность мира стала важнейшим итогом войны, и естественным образом породила соперничество. Участие в соперничестве государств не просто разных по географическому положению, историческому опыту, политическому, экономическому и социальному строю, но и с разными мировоззрениями, придало ему острые формы идеологического конфликта, во многом напоминающего средневековые религиозные войны.

Уроки холодной войны

Профессор университета Гарварда Джозеф Най в выступлении на конференции «От Фултона до Мальты: как начиналась и как закончилась холодная война» в марте 2005 года указал уроки, которые необходимо извлечь из холодной войны:

Доктор политических наук, доцент факультета мировой политики МГУ Алексей Фененко указывает, что отношения США и СССР не имели характера непримиримой ненависти и экзистенциальной вражды, но являлись политическим состязанием двух сверхдержав, а также идеологических систем либерализма и коммунизма. Это состязание обладало определёнными правилами, включающими уважительное отношение к сопернику и признание наличия у него достоинств, которые следует превзойти. Также отмечается отсутствие в пропаганде сторон ненависти к культуре противника и злорадства по поводу гибели его солдат в локальных конфликтах.

Источник

Урок по истории на тему «Холодная война»

Преподаватель: Гончарук Людмила Николаевна

Урок: «Холодная война»

усвоить понятие «холодная война»

— определить свою позицию к виновникам развязывания «холодной войны»;

— выяснить причины возникновения и признаки «холодной войны»;

-определить влияние «холодной войны» на международные отношения, ее последствия для дальнейшего развития мировой политики

— продолжить формирование умения систематизации знаний на основе полученной информации;

-отрабатывать умение работы с историческими источниками;

-развивать мыслительную деятельность: выделять существенные признаки, анализировать исторические события

— воспитывать у учащихся осознание себя частицей единого мирового пространства, стремление к толерантности, умению находить консенсус

-воспитание уважительного отношения к товарищам и их мнению;

-содействовать формированию у учащихся расширения своего кругозора, через познавательную деятельность

1.Повысить активность учащихся в процессе получения новых знаний посредством работы с исторической и документальной литературой;

2.Создать для учащихся условия для более полного понимания ими такого явления в истории как «холодная война», подвести учащихся к самостоятельному выводу по теме урока;

3.Продолжить формирование личности, помочь учащимся осознать себя частичкой единого мирового пространства, способствовать формированию уважение к себе как к личности через проявление собственного мнения.

Тип урока: урок изучения нового материала

Урок проводится при изучении раздела «Мир во второй половине 20 века » по дисциплине история. Учащиеся получают список литературы и заранее готовятся к данному уроку, получают опережающее задание по вопросу последствий «холодной войны» для дальнейшего развития послевоенного мира. На данном уроке используется историческая и публицистическая литература, что способствует развитию критического мышления учащихся, отрабатываются навыки работы с историческими документами.

Вид урока: проблемный урок.

Проблема: Кто виноват в развязывании «холодной войны», холодная война»- случайность или закономерность? Была ли возможность избежать «холодной войны»?

Тип урока: урок изучения нового материала.

усвоить понятие «холодная война»

определить свою позицию к виновникам развязывания «холодной войны»;

— выяснить причины возникновения и признаки «холодной войны»;

— определить влияние «холодной войны» на международные отношения, ее последствия для дальнейшего развития мировой политики

— продолжить формирование умения систематизации знаний на основе полученной информации;

-отрабатывать умение работы с историческими источниками;

-развивать мыслительную деятельность: выделять существенные признаки, анализировать исторические события

воспитывать у учащихся осознание себя частицей единого мирового пространства, стремление к толерантности, умению находить консенсус;

-воспитание уважительного отношения к товарищам и их мнению;

-содействовать формированию у учащихся расширения своего кругозора, через познавательную деятельность

Оборудование и дидактический материал: интерактивная карта «Территориальные изменения в Европе после второй мировой войны», учебник, мультимедийный проектор, презентация, тексты документов для учащихся, информационно-образовательный ресурс «Холодная война»

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: проблемный

Метод: информационный, проблемного изложения

План изучения нового материала.

Причины и признаки «холодной войны».

«Холодная война» противостояние и сотрудничество.

Последствия «холодной войны».

Актуализация темы по итогам второй мировой войны с использованием карты.

-Какой урок извлек мир из второй мировой войны?

-Как изменилось соотношение сил на международной арене после второй мировой войны?

-Что было сделано странами для сохранения мира?

1.Вступительное слово преподавателя, где определяется главная проблема для обсуждения на уроке, (слайд 4)

В течение нескольких десятилетий между двумя сверхдержавами существовали конфликтные отношения, которые вошли в историю как «холодная война».

Годы с 1946 – 1991 принято называть периодом «Холодной войны », (работа в тетради)

Один влиятельный американский журналист назвал конфликты между великими державами «холодной войной». Пресса подхватила это словосочетание, и оно быстро вошло в обиход.

-Что означает термин «холодная война»?

-Как вы понимаете данный термин?

(после обсуждения возможных вариантов, преподаватель делает обобщение и дает учащимся понятие «холодной войны»)

Кто виноват в развязывании «холодной войны», «холодная война»- случайность или закономерность? Была ли возможность избежать «холодной войны»?

«Холодная война», также как и другое явление в истории не может возникнуть на пустом месте ниоткуда. Для этого необходимы определенные условия.

Каковы были истоки «холодной войны», почему она началась после второй мировой войны?

Возможен алгоритм ответа:

Читайте также:  Как будет по молдавски счастье

Пол- Европы оказалось в советской зоне влияния, и там лихорадочно возникали просоветские режимы.

Возникла мощная волна освободительного движения в колониях.

Мир превращался в двухполюсный.

Покажите на карте эти страны (работа с интерактивной картой)

СССР : мощная армия, развитая военная промышленность, неоспоримый авторитет.

-Идеологические разногласия : капитализм и социализм.

Вот это новое состояние мира, образовавшееся после войны, быстрее других осознал Черчилль У.(историческая справка, сообщение учащихся), (слайд 6)

Учащимся предлагается обратиться к документу из фултонской речи У. Черчилля 5 марта1946 года, (работа с источником), приложение.

-В пользу, какой точки зрения можно использовать этот документ?

Речь Черчилля в Фултоне стала лишь поводом к началу войны.

Вопросы о том, что послужило причиной «холодной войны» и связанной с ней гонки ядерных вооружений, можно ли было ее избежать, кто первым вступил на путь конфронтации, уже десятилетия дискутируется в зарубежной литературе. А в нашей стране эти проблемы стали подниматься с конца 80-х годов XX в.

Ответить на некоторые из этих вопросов мы попытаемся сегодня, опираясь на мнения современников тех событий, политиков.

Учащимся задается ряд вопросов, чтобы выяснить причины и признаки войны.

Каковы внешнеполитические цели США и СССР после второй мировой войны?

Какие действия принимают эти страны для реализации данных целей?

Учащимся предлагается провести работу с документами.(приложение)

— из речи Трумэна на заседании Конгресса 12 марта 1947 года,

— из речи Дж. Маршалла 5июня 1947 года,

— из доклада Л.П. Берия и И.В. Курчатова на имя И.В.Сталина,

Нам необходимо обсудить эти документы, сформулировать свой взгляд на проблему.

-Подтверждают ли эти документы претензии США на мировое господство?

-Какие средства рассматривались американскими политиками для обеспечения лидерства?

Учащиеся делают выводы, находят нужные аргументы, записывают в тетрадь аргументы, подтверждающие вину США и СССР в развязывании войны.

Разработка планов свержения советской власти в СССР (план Даллеса);

Финансовая и военная поддержка сил, противостоящим коммунизму (план Трумэна);

С целью усиления влияния США на Европу, оказание ее финансовой помощи (план Маршала);

Попытка СССР распространить свое влияние на страны Европы;

Создание социалистических государств в Центральной и Восточной Европе;

Навязывание странам Центральной и Восточной Европы советской модели развития;

Распространение влияния СССР на Иран, Грецию, Турцию.

После обсуждения учащиеся склонны считать, что виновными в «холодной войне» были обе стороны.

Преподаватель: Одностороннее обвинение не несостоятельно, обе сверхдержавы внесли свою лепту в развязывание «холодной войны». В подтверждение цитаты из статьи американского ученого Геддиса: «…История редко бывает столь проста, чтобы ее можно было представить в категориях «белого» и «черного». При рассмотрении такого сложного вопроса как истоки холодной войны, нелогично и неразумно пытаться полностью обелить одну сторону и возложить всю вину на другую».

Далее учащимся предлагается проанализировать возможные воздействия «холодной войны» на послевоенную историю, основные проявления войны, с которыми столкнулся мир в прошлом столетии.

(сообщения учащихся о гонке вооружений, психологическая и пропагандистская конкуренция, противостояние в области культуры и спорта, противостояние коммунистической и либеральной систем)

А теперь давайте обратимся к нашей проблеме:

Кто же виноват в развязывании «холодной войны, «холодная война»- случайность или закономерность? Была ли возможность избежать «холодной войны»?

Итог урока. «Холодная война» серьезно повлияла на жизнь государств. Черно- белое видение мира порождало чувство настороженности по отношению к внешнему миру и создавало тягу к сплоченности перед лицом внешнего врага. «Холодная война» заставила направить колоссальные средства на создания вооружения. Эта гонка породила научные открытия. Соперничество между США и СССР облегчило народам колониальных и зависимых стран борьбу за независимость, но началась бесконечная полоса конфликтов за сферы влияния. «Холодная война» оказала глубокое и многогранное воздействие на послевоенную мировую историю.

Учащимся предлагается проанализировать свою деятельность на уроке.

1. Сегодня на уроке я научился.

2. Сегодня на уроке мне понравилось.

3. Сегодня на уроке мне не понравилось.

Приложение к уроку

Документ №1. Из речи У.Черчилля в Фултоне.

Уже образована всемирная организация с основополагающей целью предотвратить войну. ООН, преемница Лиги Наций с решающим добавлением к ней США и всем, что это означает, уже начала свою работу. Мы обязаны обеспечить успех этой деятельности, чтобы она была реальной, а не фиктивной, чтобы эта организация представляла из себя силу, способную действовать, а не просто сотрясать воздух, и чтобы она стала подлинным Храмом Мира, в котором можно будет развесить боевые щиты многих стран, а не просто рубкой мировой вавилонской башни. Прежде чем мы сможем освободиться от необходимости национальных вооружений в целях самосохранения, мы должны быть уверены, что наш храм построен не на зыбучих песках или трясине, а на твердой скалистой основе. Все, у кого открыты глаза, знают, что наш путь будет трудным и долгим, но если мы будем твердо следовать тому курсу, которому следовали в ходе двух мировых войн (и, к сожалению, не следовали в промежутке между ними), то у меня нет сомнений в том, что, в конце концов, мы сможем достичь нашей общей цели.

. Озабоченность также вызывают перспективы на Дальнем Востоке, особенно в Манчжурии.

Документ №2 Речь Трумэна на заседании Конгресса 12 марта 1947 г

Серьёзность ситуации, сложившейся сегодня в мире, требует моего выступления перед объединенной сессией Конгресса. Внешняя политика и национальная безопасность нашей страны находятся под угрозой. Один аспект существующей ситуации, которую я представляю Вам сейчас для вашего рассмотрения и вынесения решения, касается Греции и Турции. Соединенные Штаты получили от греческого Правительства просьбу о финансовой и экономической помощи. Предварительные сообщения от американской экономической миссии в Греции и сообщения от американского посла в этой стране, подтверждают утверждение греческого Правительства, что помощь крайне необходима, чтобы Греция могла остаться свободной страной…

Сосед Греции, Турция, также заслуживает нашего внимания. Будущее Турции, как независимой и экономически значимой страны, не менее важно для демократического мира, чем будущее Греции.

Мы должны предпринять непосредственные и решительные действия. Поэтому я прошу, чтобы Конгресс предоставил для помощи Греции и Турции 400 миллионов долларов в течение периода, заканчивающегося 30 июня 1948. В дополнение к деньгам, я прошу, чтобы Конгресс разрешил отправку американского гражданского и военного персонала в Грецию и Турцию по просьбе этих стран, чтобы помочь в задачах государственной модернизации и ради наблюдения за использованием финансовой и материальной помощи.

Свободные народы мира обращаются к нам с просьбой в поддержании их свободы. Если мы колеблемся в нашем лидерстве, мы можем подвергнуть опасности мир во всем мире. И, конечно, мы подвергнем опасности благосостояние нашей нации. Большая ответственность возложена на нас последними событиями.

И я уверен, что Конгресс не откажется от этой ответственности.

Документ №3. Из воспоминаний В.М.Молотова:

«…Сталин рассуждал так: Первая мировая война вырвала одну страну из социального рабства. Вторая мировая создала социалистическую систему, а третья навсегда покончит с империализмом».

«В последние годы Сталин стал немножко зазнаваться, и мне во внешней политике приходилось требовать то, что Милюков требовал – Дарданеллы!

Сталин: « Давай, нажимай в порядке совместного владения».

Понадобилась нам Ливия. Сталин говорит: «Давай, нажимай. Аргументировать было трудно.

На одном из заседаний министров иностранных дел я заявил о том, что в Ливии возникло национально-освободительное движение. Но оно пока еще слабенькое, мы хотим поддержать его и построить там свою военную базу».

Документ №4. Из речи Дж. Маршала 5 июня 1947г.

Источник

Оцените статью
Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Добавить комментарий