Как вы считаете достойна ли вещь быть вечной идеей

Вечность идей? (из комментариев)

Если есть идеи, и при том — вечные, значит есть и вечное их отрицание.

Ведь идея, если она реализованная — перестаёт быть идеей.

А если идея не может быть реализована — она так и болтается в идеях, как пробка в той же бутылке. И по диалектике вещей она там или топится в вине, или затыкает, закупоривает собой саму бутылку,— да так, что и до вина порой не доберешься. Тогда её вообще из бутыля вытаскивают и выбрасывают нафиг.

Так отчего же некоторые считают, что идеи и идеологии должны быть вечны?

© 2016 Свидетельство о публикации №116103106571

Рейтинг работы: 44
Количество отзывов: 2
Количество сообщений: 9
Количество просмотров: 169
Добавили в избранное: 1
© 06.11.2016г. Алексей Кесарь (Цыганков)
Свидетельство о публикации: izba-2016-1823268

564863592386245696

49932788591831920

Андрей, интересно всё-таки как у нас с тобой порой мысли сходятся. Только вместо иллюзорной и ни к чему не обязывающей мечты я на это место ставлю желание. А смешение понятий это не от меня, а от спора Платона с Аристотелем. Платон утверждал, что есть и существуют вечные идеи. Аристотель же по диалектике понятий просил его привести противоположное, то есть отрицание самой идеи. Это он и приводит как довод, если есть вечное устремление, как некое «желание чего-то», то и должна быть сила противодействующая этому устремлению, как Свет и Тьма, Добро и Зло, Любовь и Ненависть. То есть не только сама идея должна возводиться в вечность, но и сила ей противостоящая.

623671276494860672

49932788591831920

Вика, малость суммирую. А то наговорил много, а саму суть упустил.

То, что называют идеей-фикс, чаще всего не идеи, а те или иные желания в поиске этих самих идей, как решения тех или иных проблем.

623671276494860672

49932788591831920

623671276494860672

Источник

Вечное возвращение: блестящий мысленный эксперимент Ницше, иллюстрирующий ключ к экзистенциальному удовлетворению

1547100120241277089

«Откровенное признание: вспоминать, нести ответственность, в конечном счёте, прощать и любить».

Возможности и выборы призваны делать нас теми, кем мы являемся, и хотя мы можем ошибочно принять возможность за выбор, наши выборы ‒ это тяжёлые и шероховатые булыжники, которые вымащивают нашу судьбу. В конечном счёте, они всё, за что мы можем ручаться, когда речь идёт об архитектуре нашего характера. Писательница Джоан Дидион определила характер как «готовность принять ответственность за собственную жизнь» и увидела в этой готовности корень самоуважения.

За столетие до Дидион Фридрих Ницше (15 октября 1844 года – 25 августа 1900 года) написал произведение о согласовании выборов и удовлетворённости жизнью. Ницше, который восхищался идеей Эмерсона о нонконформизме и самонадеянном индивидуализме, писал страстно, почти неистово, о том, как найти себя и что значит быть свободным духом. Он считал, что процесс становления самим собой управляется готовностью отвечать за собственные выборы и их последствия – это трудно, однако служит противоядием от экзистенциальной безнадёжности, самодовольства и тоски.

Наследие этого обманчиво простого, но глубокого суждения – то, что философ Джон Кааг исследует в книге «Прогулка с Ницше: о становлении тем, кем вы являетесь» – шедевре поэтической науки и созерцательных мемуарах, посвящённых самому фундаментальному вопросу человеческой жизни: что придаёт смысл нашему существованию?

Ответ, который предлагает Кааг, опираясь на самые вневременные идеи Ницше, бросает вызов нашему привычному пониманию самости и её каскадным последствиям для счастья, самореализации и строительных блоков экзистенциального удовлетворения. Он пишет:

«»Я» не является изолированным, единым актёром (Ницше это хорошо знал), однако его процветание зависит от двух вещей: первая – что он может выбирать собственный путь в максимально возможной степени, вторая – когда он терпит неудачу, он способен принять постигшую его судьбу».

В центре философии Ницше – идея о вечном возвращении: окончательном взятии на себя ответственности, связанном с принятием последствий, как хороших, так и плохих, своих действий. В ней содержится настоятельный призыв откалибровать свои действия таким образом, чтобы сделать их последствия терпимыми, приемлемым для жизни в гипотетической вечности. Ницше иллюстрирует данную концепцию простым, волнующим мысленным экспериментом в своей последней книге «Ессе Номо. Как становятся сами собою»:

«Что, если в один прекрасный день или вечер демон украдёт твоё самое одинокое одиночество и скажет тебе: “Жизнь, которой ты сейчас живёшь, будет повторяться снова и снова бесчисленное множество раз; в ней не будет ничего нового, каждая боль и каждая радость, каждая мысль и каждый вздох, всё невыразимо малое и великое в твоей жизни будет возвращаться к тебе, в том же порядке и в той же последовательности – даже этот паук и этот лунный свет, пробивающийся сквозь деревья, и даже этот момент и я сам. ”»

1547100154271847069

Демон Ницше – это не метафизическая экстравагантность, а психологический вызов, сигнал для пробуждения в самой радикальной экзистенциальной реальности. В основе мысленного эксперимента лежит тревожный вопрос о том, достойно ли мы проживаем свои жизни. Кааг пишет:

«Демон Ницше. это вызов – или, лучше сказать, вопрос – на который нужно отвечать не словами, а течением жизни: “Вопрос ‘Хотите ли вы проживать это снова и снова бесчисленное множество раз?’ лёг бы на ваши действия как самое тяжёлое бремя! Или насколько хорошо расположенными вы должны стать к себе и жизни, чтобы страстно желать ничего, кроме этого вечного повторения?”

Разве мы, по словам Уильяма Батлера Йейтса, готовы “довольствоваться тем, чтобы проживать всё это снова и снова”? Довольствоваться в этом смысле не значит быть отвлечённым, убаюканным или смириться с судьбой, которой нельзя избежать. Это значит жить по велению сердца, осознавая, что вы будете делать так снова и снова вечно. Ницше полагает, что утверждение вечного возвращения возможно только в том случае, если человек желает и способен приспособиться к жизни и самому себе. Быть хорошо приспособленным, по мнению Ницше ‒ значит искренне выбирать, что думать, где находить и как создавать смысл. Угроза в виде бесконечного однообразия была для Ницше постоянным стимулом брать на себя абсолютную ответственности: если выбор человека будет повторяться бесконечно, тогда он должен быть правильным».

В книге присутствует прекрасный мета-слой ‒ Кааг пишет после возвращения в Пиц Корвач, где он впервые побывал измученным девятнадцатилетним подростком, пребывавшим на грани самоубийства, в надежде обрести здравомыслие и спасение, следуя по стопам своего гениального, полубезумного героя. Вернувшись к «горе Ницше» в зрелом возрасте, вместе с возлюбленной ‒ также философом, но только из кантовского лагеря ‒ и маленькой дочерью, Кааг исполняет настоящий акт вечного возвращения. Он погружается в самую глубокую, самую тревожную, но в итоге жизнерадостную оценку выборов, которые он сделал с тех пор и их комбинаторные последствия для жизни, которой он живёт сейчас ‒ жизни, которой стоит жить.

Он рассматривает силу мысленного эксперимента Ницше как инструмент калибровки жизни для получения истинного удовлетворения:

«Может показаться заманчивым думать, что “правильность” решения определяется каким-то внешним моральным или религиозным стандартом, но Ницше хотел, чтобы его читатели сопротивлялись данному искушению. Демон Ницше, в конце концов, приходит к нам, когда мы совсем одни, его вопрос можно услышать только в “самом одиноком одиночестве”, и поэтому ответ не может быть дан консенсусом или от имени каких-то безличных институтов. Это в действительности самый личный из ответов — тот, который всегда определяет индивидуальный выбор. Конечно, вы можете выбрать всё, что хотите, растить детей или жениться, но не притворяйтесь, что делаете это потому, что эти вещи обладают какой-то внутренней ценностью — это не так. Делайте это исключительно потому, что это ваш выбор, и вы готовы нести за него ответственность. В истории нашей жизни эти выборы — наши и только наши, и именно это придаёт вещам, всем без исключения, ценность. Если человек осознаёт это, значит, он готов иметь дело с вечным повторением, целым циклом, без риска оказаться раздавленным».

1547100202258582471

«Возможно, самая трудная часть вечного возвращения — это признать мучения, которые мы создаём для себя и других. Откровенное признание: вспоминать, нести ответственность, в конечном счёте, прощать и любить».

Найдены возможные дубликаты

Первая по-настоящему годная философская статья на Пикабу в этом году! А может даже и в прошлом.

Ставь лайк если тоже после трека Славы КПСС)))

А почему «мое» стоит?

Где тег «Яндекс Дзен»?

1516880661124918499

Ну бред же. Как я могу второй раз прожить ту же жизнь? Если я имею опыт прежней жизни, я уже не буду поступать также, чем здорово её изсеню. А если никаких свидетельств о прошло итерации не сохранится, какой вообще смысл говорит о возвращении, если для меня каждая новая жизнь будет восприниматься как первая, единственная и неповторимая?

m413953 1196151585

И так «Каждый день»

1553848833197173474

m549108 188071694

15803784441780995

Пора задуматься

159737200414602321

m2016319 903859486

1613311861254992080

Философия цинизма

В IV веке до нашей эры в городе Синопе разгорелся скандал: сына местного менялы уличили в подделке монет.

Когда страсти улеглись, молодого человека по имени Диоген Синопский не только изгнали из города, но и лишили денег и всего имущества.

По крайней мере, так гласит легенда. И хотя многие факты из жизни Диогена остаются неизвестными, до нас дошли философские идеи, начало которым было положено этим изгнанием.

В ссылке Диоген решает, что если он перестанет следовать мнениям других и откажется от общепринятых мерил успеха, то обретёт истинную свободу. Он будет жить самодостаточно, на лоне природы, вдали от стяжательства, тщеславия или конформизма. Фактически он много лет скитался по городам Древней Греции, имея при себе лишь плащ, посох да суму, спал на улице, отрицал все блага цивилизации, бани и приготовленную пищу.

Но в новой жизни философ вёл себя довольно вызывающе, рассказывают, что он высмеивал прохожих и насмехался над сильными мира сего, публично ел на площадях, мочился и даже рукоблудничал. Люди прозвали его kyôn — лающий пёс. И хотя таким прозвищем хотели оскорбить его, собаки на самом деле отлично вписывались в его философию: ведь они, по сути, счастливые существа, которым неведомы такие абстракции, как власть или репутация.

Диогена и его многочисленных последователей стали называть «собачьими философами», или по-гречески kynikoi, прозвище, впоследствии ставшее словом «циник». Эти первые циники были беззаботными бродягами, их манила вольная жизнь странствий. Слава о Диогене росла, и другие решили испытать его на стойкость. Так, Александр Македонский предложил ему всё, что пожелает философ. Но вместо того, чтобы пожелать себе материальных благ, Диоген всего лишь попросил великого завоевателя не загораживать ему солнце.

После смерти Диогена адепты его философии ещё почти девять столетий до VI века нашей эры продолжали называть себя циниками. Некоторые греческие философы, к примеру стоики, считали, что все должны последовать примеру Диогена. Они также пытались смягчить его философию, сделав её более приемлемой для традиционного общества, что, конечно же, в корне шло вразрез с подходом Диогена.

Другие же были менее снисходительны к циникам, а в римской провинции Сирии во II веке нашей эры сатирик Лукиан описывал циников своего времени как безнравственных, меркантильных, самовлюблённых ханжей, которые только разглагольствовали о том, что Диоген воплощал в реальной жизни. Спустя столетия, читая тексты Лукиана, писатели эпох Ренессанса и Реформации обзывали циниками своих соперников, имея в виду тех, кто только критикует других, а сам не говорит ничего сто́ящего.

Данное употребление в итоге вошло в обиход в современном значении слова «циник» — человек, считающий, что все остальные действуют лишь в собственных интересах, даже если те утверждают, что ими движут высокие мотивы.

Однако и у философии цинизма есть свои поклонники, особенно среди тех, кто задаётся вопросом о состоянии общества. В XVIII веке французского философа Жан-Жака Руссо стали называть «новым Диогеном», за его идеи о том, что искусства, наука и изобретения только развращают людей.

В 1882 году Фридрих Ницше переосмыслил историю, согласно которой Диоген ходил по рынку в Афинах с фонарём в руках в тщетных попытках отыскать честного человека. По версии Ницше, прозванный всеми безумец выбегает на городскую площадь с криком «Бог умер!» Именно так Ницше хотел призвать к «пересмотру ценностей», и отказаться от превалирующей христианской и платонической идеи об универсальных духовных началах за пределами физического мира. Ницше восхищался Диогеном за то, что тот наперекор всем жил здесь и сейчас.

Позже, в 1960-х, с Диогеном стали сравнивать хиппи за их открытое противостояние существующей культуре.

Идеи Диогена продолжают заимствовать и переосмысливать. И самые первые циники вряд ли бы одобрили более поздние взгляды: они считали, что единственными настоящими ценностями могут быть только отказ от условностей и жизнь на лоне природы. Разделяете ли вы подобные взгляды или нет, соглашаетесь ли с более поздними их воплощениями, у них у всех есть одно общее — они бросают вызов превалирующему статус-кво. И это пример, которому можем последовать и мы — не верить слепо традиционным взглядам и мнению большинства, а серьёзно задумываться над тем, что представляет истинную ценность.

Перевёл: Ростислав Голод. Отредактировала: Елена МакДоннелл.

m1764462 579473453

15803784441780995

Комикс «Что будет, когда ты умрёшь?»

1546078053198251510

1546078104175176537

1546078125175167890

1546078159117811737

154607819417690951

1546078212177065458

154607823218151551

1546078248197285364

1546078272122935850

154607829615485367

1546078317163787555

154607833716974290

1546078362146945096

154607838116326442

1546078398185720621

154607842515642653

1546078444173817801

154607846617357872

154607848811204215

m2444116 1417417499

1518521400210222951

Биография Ницше Фридриха. Интересные факты, произведения, цитаты

15424359641895828

Часто причиной ярких достижений в философии и искусстве является непростая биография. Ницше Фридрих, один из самых значительных философов второй половины 19 века, прошел непростой короткий, но очень плодотворный жизненный путь. Расскажем о вехах биографии, о самых значительных произведениях и взглядах мыслителя.

Детство и происхождение

15 октября 1844 года в Восточной Германии, в небольшом городке Реккене появился на свет будущий великий мыслитель. Каждая биография, Ницше Фридрих не исключение, начинается с предков. И вот с этим в истории философа не все ясно. Есть версии, что он происходит из польского дворянского рода по фамилии Ницкие, это подтверждал и сам Фридрих. Но есть исследователи, которые утверждают, что семья философа имела немецкие корни и имена. Они предполагают, что «польскую версию» Ницше просто выдумал, чтобы придать себе ореол исключительности и необычности. Точно известно, что два поколения его предков были связаны со священнослужением, со стороны обоих родителей деды Фридриха были лютеранскими священниками, так же как и его отец. Когда Ницше было 5 лет, его отец умер от тяжелого психического заболевания, и воспитанием мальчика занималась мать. К матери он испытывал нежную привязанность, а с сестрой у него были тесные и очень сложные отношения, сыгравшие большую роль в его жизни. Уже в раннем детстве Фридрих демонстрировал желание быть не таким как все, и готов был на разные сумасбродные поступки.

В 14 лет Фридрих Ницше, философия которого еще даже не начала зарождаться, был отправлен в знаменитую гимназию Пфорта, где преподавали классические языки, античную историю и литературу, а также общеобразовательные предметы. В языках Ницше был прилежен, а вот с математикой у него было очень плохо. Именно в школе у Фридриха возникает сильный интерес к музыке, философии, античной литературе. Он пробует себя на писательской стезе, много читает немецких литераторов. После школы, в 1862 году Ницше отправляется учиться Боннский университет на факультет теологии и философии. Со школы он чувствовал сильную тягу к религиозной деятельности и даже мечтал, как отец стать пастором. Но в студенческие годы его взгляды сильно изменились, и он стал воинствующим атеистом. В Бонне отношения с однокашниками у Ницше не сложились, и он перевелся в Лейпциг. Здесь его ждали большие успехи, еще во время учебы его пригласили на работу профессором греческой словесности. Под влиянием своего любимого учителя, немецкого филолога Ф. Ричли, он согласился на эту работу. Ницше с легкостью сдал экзамен на звание доктора философии и отправился преподавать в Базель. Но Фридрих не ощущал удовлетворения от своих занятий, филологическая среда начала его тяготить.

В юности Фридрих Ницше, философия которого только начала формироваться, испытал два сильных влияния, даже потрясения. В 1868 году он знакомится с Р. Вагнером. Музыкой композитора Фридрих был очарован и раньше, а знакомство произвело на него сильнейшее впечатление. Две неординарных личности нашли между собой много общего: оба любили древнегреческую литературу, оба ненавидели сковывающие дух социальные оковы. На три года между Ницше и Вагнером установились дружеские отношения, но позже начали охлаждаться и полностью прекратились после того, как философ опубликовал книгу «Человеческое, слишком человеческое». Композитор нашел в ней явные признаки душевной болезни автора.

Второе потрясение было связано с книгой А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление». Она перевернула взгляды Ницше на мир. Мыслитель высоко ценил Шопенгауэра за способность сказать правду своим современникам, за готовность идти наперекор общепринятым представлениям. Именно его работы подтолкнули Ницше к написанию философских работ и на смену рода занятий – теперь он решил стать философом.

Во время франко-прусской войны работал санитаром, и все ужасы с полей сражений, как ни странно, только укрепили его в мысли о пользе и оздоравливающем влиянии таких событий на общество.

Еще с детства не отличался крепким здоровьем, был очень близорук и слаб физически, возможно, это и стало причиной того, как складывалась его биография. Ницше Фридрих имел плохую наследственность и слабую нервную систему. В 18 летнем возрасте у него начались приступы сильной головной боли, тошноту, бессонницу, он переживал долгие периоды сниженного тонуса и угнетенного настроения. Позже к этому прибавился нейросифилис, подхваченный от связи с проституткой. В возрасте 30 лет у него начался резкий спад здоровья, он почти ослеп, испытывал изматывающие приступы головной боли. Его начали лечить опиатами, что привело к нарушениям работы желудочно-кишечного тракта. В 1879 году Ницше ушел на пенсию по состоянию здоровья, пособие ему платил университет. И он начал перманентную борьбу с болезнями. Но именно в это время оформляется учение Фридриха Ницше и значительно растет его философская продуктивность.

Философ Фридрих Ницше, идеи которого изменили культуру 20 века, был несчастлив в отношениях. По его словам, в его жизни было 4 женщины, но только 2 из них (проститутки) сделали его хоть немного счастливым. У него с ранней юности были сексуальные отношения с сестрой Элизабет, он даже хотел на ней жениться. В 15 лет Фридрих подвергся сексуальному насилию со стороны взрослой женщины. Все это радикально повлияло на отношение мыслителя к женщинам и на его жизнь. Он всегда хотел в женщине видеть в первую очередь собеседника. Интеллект для него был важнее сексуальности. Одно время он был влюблен в жену Вагнера. Позже он был очарован психотерапевтом Лу Саломе, в которую также был влюблен его друг, писатель Пауль Рее. Некоторое время они даже жили вместе в одной квартире. Именно под влиянием дружбы с Лу он напишет первую часть своего знаменитого труда «Так говорил Заратустра». Дважды в жизни Фридрих делал предложения руки и сердца и оба раза получил отказ.

Самый продуктивный период жизни

С выходом на пенсию, несмотря на мучительную болезнь, философ вступает в самую продуктивную эру своей жизни. Ницше Фридрих, лучшие книги которого стали классикой мировой философии, за 10 лет пишет 11 своих главных произведений. За 4 года он написал и издал самый известный свой труд «Так говорил Заратустра». Книга не только содержала яркие, необычные идеи, но и формально она была не типичной для философских трудов. В ней сплелись размышления, миология, поэзия. За два года после издания первых частей Ницше становится популярным мыслителем Европы. Работа над последней книгой «Воля к власти» продолжалась несколько лет, в нее вошли размышления и более раннего периода. Издана работа была уже после смерти философа благодаря стараниям его сестры.

Последние годы жизни

Философские взгляды Ницше

Философ Ницше известен во всем мире благодаря своим нигилистским и радикальным взглядам. Он очень резко критиковал современное европейское обществ, в особенности ее христианские основания. Мыслитель считал, что со времен Древней Греции, которую он рассматривает как некий идеал цивилизации, происходит распад и деградация культуры Старого Света. Он формулирует собственную концепцию, названную позже «Философией жизни». Это направление считает, что человеческая жизнь неповторима и уникальна. Каждый индивид ценен своим опытом. И главным свойством жизни он считает не разум или чувства, а волю. Человечество пребывает в постоянной борьбе и достойны жизни только сильнейшие. Отсюда вырастает идея о Сверхчеловеке – одна из центральных в доктрине Ницше. Размышляет Фридрих Ницше о любви, смысле жизни, истине, роли религии и науки.

Наследие философа невелико. Его последние работы издавала сестра, которая не постеснялась отредактировать тексты в соответствии со своим мировоззрением. Но и этих работ было достаточно, чтобы Фридрих Ницше, произведения которого входят в обязательную программу по истории философии в любом ВУЗе мира, стал настоящим классиком мировой мысли. В список его лучших книг входят, кроме уже упомянутых, труды «По ту сторону добра и зла», «Антихрист», «Рождение трагедии из духа музыки», «К генеалогии морали».

Поиски смысла жизни

Размышления о смысле жизни и цели истории – это базовые темы европейской философии, не мог стоять от них в стороне и Фридрих Ницше. О смысле жизни он говорит в нескольких своих трудах, полностью его отрицая. Он утверждает, что христианство навязывает людям мнимые смыслы и цели, по сути, обманывая людей. Жизнь есть только в этом мире и нечестно обещать какую-то награду в потустороннем мире за моральное поведение. Так, говорит Ницше, религия манипулирует человеком, заставляет его жить ради тех целей, которые неорганичны человеческой природе. В мире, где «Бог мертв», человек сам несет ответственность за свой моральный облик и человечность. И в этом и состоит величие человека, что он может «стать человеком» или остаться животным. Также смысл жизни мыслитель усматривал в воле к власти, человек (мужчина) должен стремиться к победе, иначе существование его бессмысленно. Смысл истории Ницше видел в воспитании Сверхчеловека, его еще нет и социальная эволюция должна привести к его появлению.

В своей центральной работе «Так говорил Заратустра» Ницше формулирует идею о Сверхчеловеке. Этот идеальный человек рушит все нормы и устои, он смело добивается власти над миром и другими людьми, ему чужды ложные сантименты и иллюзии. Антиподом этого высшего существа является «последний человек», который, вместо смелой борьбы со стереотипами, избрал путь комфортного, животного существования. По мнению Ницше, современный ему мир насажден такими «последними», поэтому он видел в войнах благо, очищение и возможность для перерождения. Концепция Сверхчеловека была положительно оценена А. Гитлером и принята как идеологическое обоснование фашизма. Хотя сам философ ни о чем таком и не помышлял. Из-за этого работы и имя Ницше были под категорическим запретом в СССР.

Философ Ницше, цитаты которого разошлись по миру, умел говорить емко и афористично. Поэтому многие его высказывания так любят приводить различные ораторы по любым поводам. Наиболее известными цитатами философа о любви стали слова: «Люди, не способные ни на настоящую любовь, ни на крепкую дружбу, всегда делают ставку на брак», «В любви всегда есть немного безумия. но и в безумии всегда есть немного разума. О противоположном поле он высказывался очень хлестко: «Идешь к женщине – бери плетку». Его личным девизом были слова: «Все, что меня не убивает – делает меня сильнее».

Значение философии Ницше для культуры

Сегодня Фридрих Ницше, цитаты из работ которого можно встретить во многих работах современных философов, уже не вызывает таких яростных споров и критики, как в начале 20 века. Тогда его теория стала революционной и породила много направлений, которые существовали в диалоге с Ницше. С ним можно было соглашаться или спорить, но уже нельзя было игнорировать. Идеи философа оказали сильное влияние на культуру и искусство. Под впечатлением от работ Ницше, например, Т. Манн написал своего «Доктора Фаустуса». Его направление «философия жизни» дало миру таких выдающихся философов, как В. Дильтей, А. Бергсон, О. Шпенглер.

Яркие люди всегда вызывают любопытство людей, не избежал этого и Фридрих Ницше. Интересные факты его биографии ищут исследователи, о них с удовольствием читают люди. Чем была необычна жизнь философа? Например, он всю жизнь увлекался музыкой, был неплохим пианистом. И даже когда потерял разум, он создавал музыкальные опусы и импровизировал в больничном холле. В 1869 году он отказался от прусского гражданства и остаток жизни прожил, не относясь ни к одному государству.

Источник

Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Adblock
detector