Как вы понимаете выражение эта правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь

Как будет

Конспект урока «Правда вековечной любви» в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»»

Тема урока: «Правда вековечной любви» в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
Цели урока:
На примере текста художественного произведения установить, что благородство и мудрость природы неотделимы от жизни человеческой.

Выяснить смысл основной философской проблемы: «правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь».

На примере текста художественного произведения показать его символику.

Определить и сформулировать основную идею произведения.

Тип урока. Урок-анализ литературного произведения. Форма – эвристическая беседа.
Оборудование урока:
Компьютерная презентация «Сказка-быль М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

П.И.Чайковский «Времена года» («Апрель»);

Ход урока
I. Организационный момент.
II. Целеполагание.
Слайд 1. Ребята, сегодня на уроке нам предстоит серьезная работа. Нам с вами выпала честь ознакомиться с завещанием М.М.Пришвина, которое он оставил нам, читателям, в своем произведении. Послушайте выдержку из него:

Слайд 2. «Содержание обыкновенной нашей сказки — это борьба человека-героя с представителем зла (Ивана-царевича со Змеем Горынычем). И в заключение борьбы непременно должна быть победа, и сказка в этом смысле есть выражение общечеловеческой веры в победу доброго начала над злым. С этой верой я проходил свой долгий литературный путь, с этой верой надеюсь его закончить и передать ее по наследству вам, мои молодые друзья и товарищи».

— Что надеялся оставить в наследство нам писатель?

^ Веру в победу добра над злом.

— Что помогает доброму началу одерживать победу над злым?

Дружба, поддержка, помощь друзей, любовь.

Удалось ли Пришвину осуществить свое желание – передать нам эту веру через свою сказку-быль «Кладовая солнца»?

^ Удалось, там добро победило зло, все закончилось благополучно.

Но ведь в его, пришвинской, сказке нет ни Змея Горыныча, ни отважного Ивана-царевича. Как же нам понять, что добро победило? Чтобы разобраться в этом, я предлагаю вам сегодня стать не просто читателями. Мы с вами превратимся в исследователей и юристов. Наша задача – обобщив все выводы предшествующего анализа, найти в произведении скрытое завещание нам, читателям и потомкам.

Для этого нам придется потрудиться. Задача исследователя – найти это скрытое завещание. Задача юриста – сформулировать его и следить за его исполнением.

Слайд 3. Подсказкой для нас станут слова писателя, взятые нами в качестве эпиграфа: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».

Слайд 4. Мы с вами прочитали произведение, разобрались в его структуре и поговорили о его героях. Всех их мы подвергнем сегодня строгому разбору, чтобы понять, кто же из них олицетворяет добро, а кто зло, состоялась ли победа доброго начала над злым, и в чем смысл этой победы. Это должно приблизить нас к разгадке пришвинской тайны.

^ III. Анализ произведения.

Все они являются участниками событий, персонажами сказки. Многим даны имена.

— Какой прием использует автор, чтобы «оживить, очеловечить» природу?

Олицетворение. Слайд 6.

— В произведениях какого жанра действуют наряду с людьми растения и животные?

— А что в произведении делает его былью?

Указание на конкретное место действия, на историческое время. Слайд 7.

— Итак, природа в сказке-были не фон, а действующее лицо, герой произведения. Давайте посмотрим, как проявляет она себя по отношению к людям, чем помогает, а чем, может быть, вредит им. Для этого вместе с Настей и Митрашей отправимся в лес за кисло-сладкой ягодой клюквой. А увидеть апрельский лес нам поможет музыка П.И.Чайковского, иллюстрации, а также художественное описание природы М.Пришвина. Слайд 8. (Звучит пьеса «Апрель», на фоне музыки дети читают отрывки из «Кладовой солнца», описывающие природу).

В своей повести Пришвин показывает не только гармонию, радость природы, но и ее борьбу за жизнь. В каких эпизодах это видно?

Читайте также:  Как будет дядя по вьетнамски

Природа неотделима от жизни человека. Она мудра. Между всем существующим на свете есть неразрывная, тесная связь. Именно об этом нам и хотел сказать М.Пришвин. Природа предупреждает детей.

— Какие еще эпизоды подтверждают эту мысль автора?

^ Ссору детей предваряет ссора тетерева-косача с вороном. Серая хмарь закрывает от людей солнце.

— Как настроены по отношению к людям эти персонажи? Какое начало они олицетворяют?

— А теперь давайте вернемся к детям. Где началась ссора между ними?

— Вспомните, в каких еще произведениях герои останавливаются возле большого камня?

Девочка пошла по широкой, проторенной дорожке, где все люди ходят.

— Как это характеризует девочку?

^ Она благоразумна, осторожна, не хочет рисковать.

— Как ведет себя девочка на палестинке и кто является свидетелем этого?

Попав на палестинку, Настя совсем забыла о брате. Девочка ползала и собирала клюкву, не поднимая головы. Ее охватила жадность. Она забыла даже о себе. Свидетелями этого стали лось и змея.

— Что еще мы видим на палестинке?

^ На палестинке был пень, а на нем лежала змея.

— Давайте сравним поведение Насти и образ жизни этого старого пня.

Настя собирает клюкву для себя, а пень собирает весеннее тепло, чтобы отдать его другим. Прием антитезы.

— Как вы думаете, случайно ли на пне оказывается именно змея?

^ Нет. Настя сама похожа на змею, на животное. В змее она увидела себя. Ей стало стыдно.

— Кто же помогает девочке осознать себя человеком?

Лось, пень. Одним словом, природа. Сначала лось не обращает внимания на девочку, затем смотрит с презрением, а пень подает пример щедрости. Но когда ничего не помогло, природа столкнула Настю со змеей, как с собственным отражением.

— В этом эпизоде мы наблюдаем, как природа помогает человеку оставаться достойным своего звания. Слайд 12. Определим характеристики этих персонажей: доброе или злое начало они представляют?

— Что заставило Митрашу пойти по неизведанной тропе? Каким автор рисует мальчика?

Митраша хотел найти чудесную палестинку во что бы то ни стало. Пришвин рисует мальчика смелым, бесстрашным, опытным лесником. Он не боится неизведанного. Но при этом он упрям и самоуверен.

— Какой эпитет постоянно использует автор, говоря о Митраше в лесу?

М.Пришвин называет его «маленьким человеком». Он восхищается мальчиком, его мужеством, решительностью, знанием и умением пользоваться компасом. И в то же время сожалеет о его упрямстве, которое завело Митрашу в Слепую Елань.

— Кто и что сопровождает Митрашу на его пути к Слепой Елани? Определите место этих персонажей в нашей таблице.

Ворон, ждущий поживы, но в то же время предупреждающий об опасности; елочки-старушки, похожие на злых ведьм, но преграждающие путь в болото; трава белоус, указывающая тропу человеческую.

Он не увидел знаков природы и понадеялся на одного себя, проявил упрямство, не учел опыта другого человека.

— Кто спасает мальчика из болота?

— Что означает выражение писателя: «Теперь Травке нужно было, как и всякому дикому зверю, жить для себя»?

— По какому принципу она делит людей на две группы? Что важно для Травки в человеке?

— Кто такие «Враги Антипыча», по мнению Травки?

^ Это злые, эгоистичные люди.

— Сразу ли собака узнала в Митраше Антипыча?

Нет, не сразу. Только услышав свою кличку, собака перестала сомневаться, кто перед ней. Еще она увидела огонек в глазах мальчика, а до этого они были тусклыми, мертвыми.

— Почему собака ползет к Митраше с остановками?

подозревала что-то не совсем чистое в словах Антипыча.

Читайте также:  Как будет по английски ручка двери

— А почему же, сомневаясь, она не убежала, а продолжала ползти?

Травка – символ верности, преданности и заботы.

^ Они очень похожи. Антипыч похож на Пришвина.

— Как вы думаете, только лишь внешне Антипыч похож на Михаила Михайловича Пришвина? (можно вспомнить возраст писателя в годы его работы над произведением).

^ Не только. Пришвин такой же мудрый, как Антипыч.

— Можем ли мы предположить, что, как и Антипыч, Михаил Михайлович Пришвин знает какую-то правду, сокрытую пока от нас?

— Вот мы и подошли с вами к разгадке. Поняв правду Антипыча, мы сможем узнать и правду Пришвина, а значит, расшифровать его завещание, оставленное в произведении. Итак, исследователи, подведите итог. Назовите нам героев, которые олицетворяют в сказке добро.

— Скажите, кто из героев проявляет как хорошие качества, так и не очень?

^ Настя, Митраша, ель и сосна, Ворон и Ворониха, елочки-старушки.

— Кто в сказке-были является носителем злого начала, его олицетворением?

Волк Серый Помещик, змея, Слепая Елань.

— Скажите пожалуйста, всегда ли злое начало в сказке призвано вредить людям?

^ Нет. Ворон – символ несчастья и одновременно мудрости, он предостерегает своим криком детей, но они не понимают этого предостережения. И елочки тоже.

— Какой вывод мы может сделать о природе?

Природа помогает людям, учит их жизни.

— А какой вывод мы можем сделать о людях в повести? Все ли прислушиваются к природе, ценят и понимают ее?

— Скажите, жив или умер Антипыч?

^ Антипыч, конечно, умер, но автор рассказывает о нем, как о живом.

— Почему именно к нему идут за советом люди?

Антипыч много знает, у него большой жизненный опыт, он хранитель «правды».

— Что это за правда? Как определил ее в конце повести рассказчик? (стр.147, гл.11)

^ Правду эту он обещал «перешептать» перед смертью собаке. Это «правда вековечной суровой борьбы людей за любовь».

^ Против зла, равнодушия, эгоизма.

— Что значит любовь в понимании Антипыча? В чем она проявляется?

Любить – значит проявлять заботу о других: о людях, о природе.

— Мы проанализировали образы всех героев произведения. Кому из них предстоит познать правду Антипыча?

— Вспомните, какие отрицательные качества проявились в них на Блудовом болоте?

Упрямство, самоуверенность, эгоизм, жадность.

— Эти качества могут помочь человеку любить?

— Что же предстоит сделать нашим героям, чтобы постигнуть правду Антипыча?

Победить в себе эти качества.

— Итак, вывод таков: Слайд 21 : чтобы постигнуть правду «вековечной суровой борьбы людей за любовь», нужно учиться любить. Любить – значит проявлять заботу о других: о людях, о природе. Любить по-настоящему может только тот человек, который сохраняет в себе лучшие человеческие качества. Для этого надо в своей душе бороться с дурными качествами: жадностью, эгоизмом. Эта борьба суровая и трудная.

— Удалось ли Антипычу перешепнуть эту правду Травке?

— Почему волк Серый помещик обречен на гибель?

Волк злой, он думает только о себе, волк не умеет сочувствовать, никого не любит. Он не находит поддержки у природы.

— К чему призывает людей Антипыч, говоря им о правде?

^ Призывает искать ее самим.

— Что мешало нашим героям понять природу, ее знаки?

Упрямство, самоуверенность, жадность. Они забыли в момент ссоры друг о друге.

— Ребята, подумайте, есть ли общее в правде Антипыча и в значении, сущности солнца?

Антипыч учил любить, заботиться друг о друге. Солнце тоже заботится обо всех, согревает всех и светит всем.

— Только ли полезными ископаемыми Блудова болота богаты эти места?

^ Бережно, внимательно. Человек должен беречь природу.

— Первоначально «Кладовая солнца» называлась «Друг человека». Почему, по-вашему, М.М. Пришвин отказался от этого названия?

Читайте также:  Как вернуть файл который был заменен при копировании

Если бы Пришвин назвал произведение «Друг человека», то весь акцент перенёс бы на образ собаки, которая спасла мальчика. Но главная идея рассказа в том, что природа — это огромная кладовая, и человек должен научиться пользоваться природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества. Название «Кладовая солнца» вполне соответствует этой идее. Слайд 23.

^ Природа — это огромная кладовая, и человек должен научиться пользоваться природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества.

«Природа – это огромная кладовая, и человек должен научиться пользоваться ее богатствами разумно. Учитесь любить, ценить и понимать природу. Для этого нужно сохранять в себе лучшие человеческие качества и бороться с дурными».

Источник

Как вы понимаете выражение «Эта правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь»?

Трагічний випадок на річці показав усім справжнього Федька – надійного друга та відважного рятівника.

«Мертвые души» в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

«Мертвые души» в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

Этот человек задумал и практически осуществил очень простое, но гениальное по своей сути мошенничество. Чичиков скупил у помещиков мертвые крестьянские души, чтобы заложить их как живые и получить за них деньги. В целях осуществления своей задумки герой ездит по всей России. Мы видим, как он посещает помещиков, к каждому из них находит подход и в результате добивается своей цели.

Все помещики, с которыми Чичиков свел знакомство в городе, с удовольствием приглашали его к себе в имение. Манилов, Коробочка, Собакевич, Плюшкин – перед нами проходит череда помещиков, каждый из которых является ярким характером.

Так, Манилов образован и довольно начитан, даже, что называется, эстет. Но дальше прекраснодушных мечтаний и грандиозных планов он не идет. Думаю, этот герой просто не способен к практической деятельности, не приучен к ней, он не считает ее необходимой. Поэтому все его «прогрессивные» начинания «покрылись пылью», а сам он превратился в небокоптителя, смотрящего на мир «сквозь розовые очки».

Помещик Собакевич – полная противоположность Манилова. Этот грубый, «неотесанный» человек крепко стоит на ногах. Весь он – практическая смекалка, хитрость, сила и нахрап. Собакевичу абсолютно чужды «высокие материи», он печется лишь о собственной материальной выгоде и готов ради нее на все, даже на обман и подлость. Про таких людей говорят, что он своего не упустит.

Помещица Коробочка, к которой по недоразумению заехал Чичиков, воплощение ограниченности и застоя. Даже часы в комнате этой героини давным-давно остановились, а вокруг нее роятся мухи, символизируя омертвелость души Коробочки, никчемность ее существования. Весь смысл жизни этой женщины заключается в том, чтобы повыгоднее продать пеньку и пух.

Ноздрев – воплощение русского разгульного духа, широкой натуры, которая не может найти себе применения. Этот человек не признает никаких законов и принципов, кроме одного – интереса и азарта. И ради этого он готов на все – на любую подлость и аферу.

Безусловно, типаж и характер Павла Ивановича Чичикова уникален. Хитростью, тонким знанием жизни и людей, житейской смекалкой, упорством этот герой превосходит большинство людей.

Чтобы понять истоки его характера, Гоголь описывает детство Павла Ивановича, те условии, в которых он воспитывался: «Темно и скромно происхождение нашего героя».

Отец наказал Павлуше «беречь копейку». Эти слова он сделал своим жизненным кредо и изо всех сил стал воплощать отцовский завет в жизнь. Судьба много раз разрушала планы героя, но Чичиков не сдавался. Его упорство и вера в себя вызывают невольное восхищение.

Источник

Оцените статью
Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Добавить комментарий