Как вы понимаете смысл названия сказки были кладовая солнца

Смысл рассказа «Кладовая солнца» Пришвина

М.М. Пришвин сам определил жанр своего произведения «Кладовая солнца» — сказка-быль. Это произведение наполнено душевной теплотой, чистотой и нежностью. Именно М.М. Пришвин выделяется среди авторов своим особенным отношением к природе. Но что означает понятие «кладовая солнца»? Попробуем разобраться, какой истинный глубокий смысл заложил автор в своё произведение.

Смысл названия рассказа «Кладовая солнца»

Заглавие книги «Кладовая солнца» метафорично. Это своеобразный отсыл читателей к чудесным сказкам и волшебному устному народному творчеству. Кладовая солнца в одноименном рассказе символизирует огромные залежи торфа, найденные детьми. Для жителей того сложного времени это были невероятные богатства.

Однако кладовая солнца говорит не только об источнике света и тепла. Это собирательный образ внутреннего богатства человека. Простые люди имели чувство сострадания к ближнему, они не завидовали успехам другого. Персонажи стремились жить в согласии не только со всем обществом, но и с самим собой. Смысл заглавия рассказа «Кладовая солнца» в том, чтобы показать добрые помыслы и душевное отношение к каждому.

Смысл произведения «Кладовая солнца»

События рассказа «Кладовая солнца» разворачиваются недалеко от городка Переяславль-Залесского. В книге описан тяжёлый период Второй мировой войны. Главные персонажи произведения — дети с их чистыми помыслами и большими ясными глазами. Герои решили сходить недалёко в лес за клюквой. Именно там они и наткнулись на залежи торфа огромных размеров. В те сложные времена торф являлся источником тепла. Находка маленьких персонажей была очень важной и ценной. Теперь в посёлке можно было не волноваться по поводу тепла. Торф был отличным средством для добывания огня.

Однако эта сказка-быль не только рассказывает об удивительной и полезной находке. В произведение включено несколько невероятных историй, представляющих определённую значимость. Из рассказа старого охотника мы узнаем вопрос, который его больше всего волнует. «Что есть правда?» Действительно, эта тема остается актуальной и в наше время.

Смысл произведения «Кладовая солнца» заключается в раскрытии понятий «любовь к ближнему» и «любовь к природе». Автор считал, что мы живет в чудесном мире, который таит в себе огромные богатства. Важно только научиться правильно ими пользоваться. Нельзя пренебрегать предупреждающими об опасности знаками природы. Нужно прислушиваться к дуновению ветра, внимательно следить за капельками росы и с уважением относиться в животному миру.

Смысл книги «Кладовая солнца»в том, чтобы показаться читателю, что природа является нашим другом. Только при условии любви к окружающему миру мы можем построить доброе искреннее общество, которое будет чтить свои корни. Человек не может существовать вне природы. Несмотря на новейшие технологии, прогресс и последние разработки мы тесно связаны с окружающим миром. Эту связь никогда нельзя обрывать. Иначе мы погубим источник всей нашей жизни.

Это произведение раскрывает истинные ценности, которые актуальны во все времена. Автор чётко описывает человеческие качества, которые помогают людям оставаться людьми. Доброта, взаимопомощь, участие, сострадание. В душе человека не должно остаться места для равнодушия, недоверия, неприязни, зависти.

Смысл финала произведения «Кладовая солнца»

Книга «Кладовая солнца» насквозь пронизана любовью к природному миру. М.М. Пришвин — автор, который не оставляет без внимание ни одно явление. Он холит, уважает природу. Автор рассчитывает, что с помощью своих рассказов он заставит людей пересмотреть свои взгляды на жизнь и на окружающий мир.

В финале произведения маленькие герои нашли несметные богатства в виде залежей торфа. Кажется, это просто топливо. Но для жителей военного времени торф являлся кусочком солнца. Топливо было источником жизни. Люди очень трепетно и бережно относились к природе, и она отвечала им тем же. Смысл финала произведения «Кладовая солнца» заключается в том, чтобы научить людей верить в чудеса. Иногда для счастья необходимо так мало, а мы упорно этого не замечаем. Людям нужно быть ближе к природе, ценить то, что она нам преподносит. Именно в этом случае наше существование будет обречено на радость и успех.

Источник

В чем смысл названия сказки-были «Кладовая солнца»? Урок литературы на тему»Смысл названия сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» В чем смысл названия повести кладовая солнца

В чем смысл названия сказки-были «Кладовая солнца»?

Там гдачтото есть оно есть но когда ты Отчаеваешся и не находил выбора то в любом случаи действовать нужно сердцом!

Мордовский республиканский институт образования Кафедра гуманитарного образования

Аннотация. Этот урок позволит говорить с детьми об очень сложной философской проблеме поиска смысла жизни. Начинается разговор с героев-животных: у собаки Травки и волка Серого помещика своя правда.

Чьи жизненные принципы выбрать, к чему это может привести человека на его непростом жизненном пущ когда человек перестаёт быть человеком? Над этими и многими другими вопросами заставляет задуматься сказка-быль Пришвина.

Ключевые слова: правда, смысл жизни, добро, верность, жизнь для других, злость, эгоизм, ненависть, жизнь для себя, любовь, верность.

Хочу предложить вам урок по сказке-были Пришвина «Кладовая солнца». В отличие от предыдущих моих статей, эта посвящена программному произведению. Уроков по нему (как в журналах, так и в Интернете) великое множество. И всё-таки я рискую предложить свой вариант.

В данном произведении отправной точкой для серьёзного разговора стали слова Антипыча о правде. На первый взгляд кажется, что говорить с шестиклассниками на такую сложную тему невозможно. Но это только на первый взгляд. Этот урок получился одним из самых интересных и запоминающихся в моей практике. А понятия «правда Травки» и «правда волка» вошли в лексикон моих учеников и начали применяться ими уже и на других уроках.

— В сказке-были Пришвина, как и в любом художественном произведении, очень много загадок. Например, там есть такой эпизод, когда рассказчик вспоминает, как спрашивали у Антипыча, сколько ему лет, а тот только шутил в ответ. «Антипыч, ну брось свои шутки, скажи нам по правде, сколько же тебе лет?» — спрашивали его. «По правде, — отвечал старик, — я вам скажу, если вы вперёд скажете мне, что есть правда, какая она, где живёт и как её найти». Как вы думаете, о какой правде здесь идёт речь?
— Давайте обратимся к словарю.
Значение слова «правда» по словарю Ушакова:
Правда — то, что соответствует действительности, что есть на самом деле, истина. Открой мне всю правду, не бойся меня. Пушкин. 2. Правдивость, правильность. Никто не думает о правде слов моих.

Идеал поведения, заключающийся в соответствии поступков требованиям морали, долга, в правильном понимании и выполнении этических принципов. Искать правды. Стоять за правду. Жить правдой. Пострадать за правду.
— Слово, как видите, многозначное. В каком значении, на ваш взгляд, употребляет слово «правда» Антипыч?
— То есть правда — это некий ориентир, к которому надо стремиться, смысл жизни, если хотите. Как же можно перефразировать вопрос Антипыча? (В чём смысл жизни и как его найти?)
— Какой серьёзный философский вопрос задаётся в этом произведении! А задумывались ли вы, в чём смысл жизни? В любом случае я предлагаю вам задуматься об этом сейчас.

Читайте также:  Как будет имя василиса на украинском

2. Анализ текста. «Правда Травки и правда волка».

З. Анализ текста. «Путь к правде Насти и Митраши».

— Давайте вспомним, как жили Настя и Митраша.
— Что вы можете сказать об их отношении друг к другу? Они жили и работали очень
дружно, помогали друг другу, заботились друг о друге, заботились о своём хозяйстве.
— На чью правду похоже их представление о жизни: на правду Травки или правду волка?
— Но жизнь так устроена, что она постоянно ставит человека перед какими-то преградами, перед трудностями, проверяет человека на прочность, на верность своим убеждениям, своим принципам. Что в данном произведении послужило проверкой для детей? Их поход за клюквой, их спор, ссора и то, как они вышли из затруднительной ситуации.)
— Что послужило причиной их ссоры? Они начали спорить, по какой тропе идти.
— Что мы здесь видим вместо дружбы, заботы друг о друге? Как дети себя ведут в
этом эпизоде? Какие чувства испытывают по отношению друг к другу? Разозлились, рассердились друг на друга; не хотели слушать друг друга, не желали подчиниться другому; каждый в данный момент думал только о себе; Настя даже плюнула вслед брату.

Задания для первой группы:
1. Прочтите эпизод «Митраша в болоте» (со слов: «Мало-помапу, по мере того как
Митраша продвигался вперёд по указанию стрелки и тропы … » до слов: «По его загорелому лицу, по щекам блестящими ручейками потекли слёзы«)
2. Проследите за тем, как Митраша попал в Слепую елань. Для этого выделите предложения, в которых описана тропа, по которой идёт Митраша.
1) Какое определение даёт этой тропе автор? Почему? По каким признакам можно определить, что перед нами тропа, по которой ходили люди?
2) С какими чувствами идёт Митраша по этой тропе? Почему?
3) Помнит ли он про сестру? Какие чувства он сейчас испытывает по отношению к сестре? Попробуйте предположить, что он думает по поводу случившегося.
4) Почему Митраша сходит с этой тропы?
6) Каков результат его неосмотрительного поступка?
«Слой под ногами у Митраши становился все тоньше и тоньше … но он всё шёл и шёл вперёд. Митраше оставалось только верить тому человеку, кто шёл впереди его и оставил даже тропу после себя». «Миграша … ничуть не трусил, — что ему было трусить, если под его ногами тропа человеческая: шёл такой же человек, как и он, значит, и он сам, Митраша, мог по ней смело
идти».

«Вот Митраша увидел: его тропа круто завёртывает влево и туда идёт далеко и там
совсем исчезает. Он проверил по компасу, стрелка глядела на север, тропа уходила на
запад… Узнавая по направлению белоуса тропу, идущую не прямо на север, Митраша
подумал: «Зачем же я буду поворачивать налево, на кочки, если тропа вон, рукой подать,
виднеется там, за полянкой?»»

Митраша выбирает слабую тропу, на которую показывал компас. Автор даёт определение этой тропе — «человеческая». Узнать её можно по траве белоус, которая вырастает вдоль тропы. Это тропа, по которой шёл человек. Митраша идёт по ней смело, потому что по ней ходили люди, а значит, может пройти и он. Он не думает о сестре. По крайней мере, автор ничего об этом не пишет. Но, возможно, думает о том, что он прав, гордится тем, что не пошёл на поводу у старшей
сестры.

Митраша сходит с тропы потому, что стрелка компаса показывает на север, а тропа уходит влево и потому, что прямо перед ним оказывается чистое, ровное место, нисколько не похожее на что-то страшное и смертельно опасное. В результате он попадает в Слепую елань и чуть не тонет.
— Какое значение имеет эпитет «человеческая тропа»? Ведь сойдя с этой человеческой тропы, Митраша попадает в Слепую елань. Забыв о сестре, испытывая злость, раздражение, Митраша сходит с человеческой тропы.
— На прошлом уроке мы говорили о том, что Митраша берёт с собой компас, потому что так его учил отец. Он говорил: «Стрелка эта тебе верней друга: бывает, друг твой изменит тебе, а стрелка неизменно всегда, как её ни верти, всё на север глядит». Почему же в этой ситуации компас подвёл мальчика?
— Козьма Прутков говорил: «Магнит показывает на север и на юг; от человека зависит избрать хороший или дурной путь жизни». Как вы понимаете эти строки? Нельзя бездумно идти по стрелке компаса. Она только лишь указывает, где север. Но куда тебе идти — решаешь ты сам. Стрелка компаса поможет выбраться из леса, но показать путь в жизни не сможет. Это зависит только от человека, от его выбора.

Задания для второй группы

Другие сочинения по этому произведению

М. М. Пришвин вошел в литературу не только как талантли­вый писатель, но и как этнограф, географ, космограф. Однако его произведения не были востребованы в советском обществе. Иде­альными для литературы того времени были произведения, пол­ные высокого.

Жизнь Пришвина была типична для русского человека, который пережил три войны и революцию. Судьба М. М. Пришвина это характерная судьба русского человека именно потому, что почти всегда истинная жизнь его проходит в тени. Она никогда о себе не заявляет.

Источник

Урок по литературе на тему «Смысл названия сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»(6 класс)

Тема урока : Урок развития речи по сказке-были М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Человек – добрый и мудрый хозяин природы. Вековечная правда любви. Смысл названия сказки-были. Подготовка к сочинению.

Цели: раскрыть замысел писателя-показать единство человека и природы, понять нравственный смысл произведения, метафорический смысл сказки-были; обратить внимание детей на особый пришвинский стиль, пробудить интерес к творчеству писателя;

прививать любовь к природе, к труду как нравственной основе жизни, воспитывать доброту, отзывчивость в детях; развивать речь, творческие способности.

Если бы природа могла чувствовать благодарность к

человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и

воспел её красоту, то прежде всего эта благодар-

ность выпала бы на долю Пришвина.

Быть может, никто из русских писателей не проник в самые сокровенные тайны природы так глубоко, как Пришвин. Изучению этих тайн он посвятил почти всю свою жизнь. И вместе с тем, он всегда утверждал, что главное для него не природа, а человек и что он стремится «искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека».

Вы все прочитали быль-сказку «Кладовая солнца».

Основной вопрос на уроке: «Кто помогает человеку остаться достойным своего звания?»

2.Реализация домашнего задания.

-Выставка рисунков ребят. Представление иллюстрации.

-Чтение наизусть отрывка «Ель и сосна», «Тетерев-косач» и т.д.

3.Беседа по содержанию.

-Зачитайте описание Косача.

-Найдите описание ягод в 7 главе.

-С какой любовью и трепетом описывается каждая ягодка!

И это не случайно: каждая ягодка для художника Пришвина – маленькое чудо, драгоценность.

-Теперь обратимся к сюжету сказки-были. Какое событие является завязкой произведения?

-Кто из них, по-вашему, прав и почему?

-Какую роль в развитии событий играет природа? Как вы понимакте смысл притчи о сосне и ели?

-Найдите доказательства тому, природа предвещает недоброе. (Плач сосны и ели; облако, которое как холодная синяя стрелка… « пересекло пополам» восходящее солнце; тревоги добавляет ветер, из- за которого сосна простонала, ель зарычала).

Читайте также:  Как будет по русскому feet

-Каким местом представляется Блудово болото? ( Тревожным, опасным, страшным. Сама природа как бы пугает не только человека, но и зверя).

-Что мы узнали о палестинке? ( Она чудесна и богата, о ней знают все. Но не всем она даётся. Много погибло людей, желающих найти её. Дети ссорятся, и разными дорогами идут к ней. На пути Слепая елань. Наши герои идут на поиски палестинки, но на их пути встречается много препятствий, преодолеть которые им помогает природа).

Пересказ эпизода «Настя на палестинке».

-Какой мы видим Настю на палестинке? ( Забывает обо всём, теряет человеческий облик).

Кто противопоставляется Насте? (Антитеза)

-Лось. «Огромный, но беззащитный лось обходится малым: осиновой корочкой и лепестками болотного трилистника».

-Почему лось не убегает от Насти?

-Глядя на ползающую Настю, лось не признаёт в ней человека: у неё все повадки зверей, на которых он смотрит равнодушно, как на бездушные камни.

-Какая фраза писателя подчёркивает ничтожность человеческой жадности?

-«Откуда же у человека при его могуществе берётся жадность даже к кислой ягоде клюкве?»

Настя и пень. Что у них общего?

-Есть ли сходство между девочкой и змеёй?

-Девочка,боясь, что кто-то оберет клюкву, ползает по земле, она сама как бы становится змеёй.

-Что же заставляет девочку опомниться?

-Змея зашипела, Настя испугалась, вскочила. И тут только лось признал в ней человека.

-Кто же помог Насте вспомнить, что она человек?

-Итак, природа помогла человеку остаться достойным своего звания.

-Выразительное чтение отрывка «Тот сильный порыв ветра». Обратить внимание на глаголы. Их роль в тексте.

-Уменьшение шума, по нисходящей линии.

5.Пересказ отрывка « Митраша в беде».

-Почему Митраша попал в беду?

-Почему здесь вспоминаются слова Антипыча: «Ходите вы, ребята,….»?

-Почему Антипыч возникает на фоне природы?

-Природа символизирует чистую душу. Антипыч- это обычный человек, добрый и мудрый, память, о котором осталась в людях, и это помогает живым, Антипыч – это все

добрые и мудрые люди, а вернее – это народ, его мудрость, его душа.

-Обратите внимание на речь Антипыча?

-Говорил пословицами и поговорками, загадками. Он много знал, к нему приходили за советом. Он хранитель правды.

-Почему после того как Митраша выбрался из болота, автор говорит о нём «как настоящий большой человек», а раньше всё маленький человек?

-Он стал большим человеком, потому что теперь многое понял, испытал, сумел понять природу и воспользовался этим знанием, чтобы спастись.

-Дома вы проводили наблюдение за поведением Митраши и Травки. (Проверяем).

Исследовательская работа по тексту.

Действия Митраши. Реакция Травки.

1. Заметила. Хозяин или нет?

2.Заметил. Узнал. Огонёк в глазах. Скорее всего Антипыч. Еле заметно виль-

3.Назвал по имени. Мгновенно легла.

4.Позвал. Тихонечко поползла.

5.Хитрил. Поползла с остановками, чувствуя неиск-

6.Схватил за заднюю лапу Рванулась прочь. «Неужели?»

7.Встал, отряхнул грязь, позвал как Узнала Антипыча, кинулась на шею.

настоящий большой человек.

-Так о какой же правде говорил Антипыч? Перешепнул ли Антипыч свою правду Травке?

-Найдите в тексте и зачитайте размышление автора о загадочных словах Антипыча: в чём его большая человеческая правда? (конец 9 главы).

-Почему воет собака, почему волк?

-В чём состоит счастье для Травки?

-Жить для человека, для своего хозяина и друга.

-Счастье для любого человека- это жить для других, быть нужным, приносить помощь, делать добро. Среди диких животных царит другой закон: «только успей, урви что-нибудь». «Каждый для себя»,- так живут вороны, умные на поганое дело сороки, волк Серый Помещик.

-А теперь обратимся к тексту. Какова же роль солнца в жизни природы?

-«…горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем солнце отдавало тепло.

-Находим ли мы правду Антипыча у солнца или, наоборот, правду солнца у Антипыча?

-Правда солнца – та же правда Антипыча. Суть её в том же: любовь, добро, тепло и свет преобразуют жизнь, а ненависть, зло, холод её омрачают и угнетают. Как солнце бескорыстно отдаёт тепло всему живому, так Антипыч дарил добро лесу, людям, Травке.

-Что же значит «овладеть» правдой Антипыча?

-Это значит проникнуться любовью к окружающей природе, слиться с нею, достичь подлинной человеческой красоты.

Читаем высказывание Пришвина.

Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять,- их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе вода, птице воздух, зверю лес, степь, горы.А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину.

Какова развязка произведения?

-Почему Настя отдала клюкву больным детям?

Почему Блудово болото не стало для детей местом погибельным?

Смысл названия сказки-были? Что есть «кладовая» солнца?

Зачитываем ( стр. 42).

-Только ли торфом богаты леса?

-И палестинка тоже кладовая.

— Вся природа тоже кладовая, она рождена солнцем, живёт благодаря его теплу.

-Вывод. Природа добра и мудра, но в ней много загадок. Их надо разгадывать и относиться к природе с уважением. Она ответит тем же. «Правда человека», по Пришвину, заключена в единстве человека и природы, в родственном, мудром к ней отношении.

-В «Кладовой солнца» прослеживается мысль о том, что природа – это общенародное достояние, источник красоты и нравственного здоровья.

Любите её, цените и берегите!

Закончить урок мне хочется стихотворением В. Шефнера «Миг».

Не привыкайте к чудесам-

Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь.

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Прикладывайтесь к родникам,-

Ничто не повторится!

За мигом миг, за шагом шаг

Впадайте в изумленье.

Всё будет так – и всё не так

Через одно мгновенье.

Написать сочинение-рассуждение по произведению Пришвина.

1.Смысл названия сказки-были «Кладовая солнца».

2.Роль образа Антипыча в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

Источник

Смысл названия рассказа Пришвина «Кладовая солнца»

Известный в России писатель-натуралист Михаил Пришвин по своей основной специальности был не литератором, а биохимиком и агрономом. Поэтому великолепно разбирался в тонкой вязи природных взаимодействий. Например, такая наука, как агрономия, предполагает у грамотного и добросовестного агронома не только знание основных своих постулатов, но и обязательное изучение почв и растительного мира той местности, где специалист проживает.

М. Пришвин как агроном и биохимик своими знаниями пользовался в полной мере: его цикл рассказов о Мещёрской низменности и окрестностях Переславля-Залесского буквально пронизан научной информацией. Но поданной так тонко и ненавязчиво, что у читателя исподволь откладывались знания о местах, так ярко и выпукло описанных автором такого типично пришвинского произведения, как «Кладовая солнца».

Уже само название объёмного, обстоятельного повествования намекает о Природе в первозданном значении этого слова. Ведь всё живое в этом мире, что окружает нас, возникло под влиянием солнечного света. И маленький ещё мальчик Митраша, настоящий Мужичок-с-ноготок, отправившийся в смертельно опасную Слепую елань через Блудово болото с его топями, тоже идёт в Кладовую солнца за другим его даром – перезимовавшей сладкой клюквой. Идёт вопреки уговорам своей сестры Насти Золотой Курочки.

Но Кладовая солнца – это не только растительный мир, в течение веков и тысячелетий создававший в глуби болот залежи торфа или клюква, похожая на рассыпавшиеся солнечные брызги на закате. Это и вся лесная живность: и токующий глухарь, и вступающие в брачную битву тетёрки, даже одинокий Серый Помещик, волк-одиночка, ставший настоящим кошмаром для всех окрестных пастухов и проклятием охотников. Раз за разом ускользающий из облав и оцеплений и озлобившийся до того, что зимой врывался в лесные деревни и убивал и поедал собак. Он и на плачущую о своей одинокой доле Травку покушался. Благо, что собака вовремя оборвала свои жалобы, замолчала и пошла по следам детей, по оставленной в стылом воздухе тонкой струйке хлебного запаха, почти забытого ею после смерти старого лесника.

Читайте также:  Как быть загадкой для своего мужчины

Круг замкнулся – как всё в конечном итоге замыкается в природе. Осиротевшая собака обрела своего Антипыча в образе маленького мальчика, мужичка-с-ноготок Митраши. Две сироты – оставшаяся без старого хозяина собака и совсем ещё ребёнок Митраша нашли друг друга посреди войны. Посреди гибельной Слепой елани. В самой серединке богатейшей лесной кладовой солнца.

В объёмном пришвинском рассказе, претендующего по своей эпичности скорее на звание повести, нет хэппи-энда в его «голливудском» понимании. Но на фоне мальчика, только что избежавшего гибели в равнодушной топи и собаки, обретшей хозяина и спасшейся от волка, «Кладовая солнца» выглядит очень жизнеутверждающе. Как настоящий гимн жизни.

Источник

Конспект урока «Смысл названия сказки-были «Кладовая солнца».

Тема. Смысл названия сказки-были «Кладовая солнца».

выявить смысл названия сказки-были и основной идеи произведения;

развивать устную речь учащихся, навыки выразительного чтения, составления художественного пересказа, навыки работы с иллюстрациями;

формировать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления идеи произведения.

Оборудование: мультимедийная презентация.

I. Изучение нового материала.

Сообщение темы, цели, плана урока.

2.Обращение к домашнему заданию. Художественный рассказ о отрывков о Блудовом болоте и Слепой елани.

3. Беседа по вопросам.

— Какой вы себе представляете Слепую елань?

— Автор называет это место «кладовой солнца». Какой смысл вкладывает он в эти слова?

Естествоиспытатель и агроном, автор выступает как просветитель, рассказывая о несметных запасах полезных ископаемых. Целебная клюква, деревья и травы, животные и птицы этого болота — это тоже кладовая природы. Это щедрые места, которые могут принести человеку благополучие и процветание, как солнце приносит свет, тепло, радость.

— Как, по мнению автора, человек должен вести себя, чтобы кладовые природы распахнулись перед ним?

Человек должен не терять разум, не быть жадным, сохранять лучшие человеческие качества.

— Понимает ли это Настя? Почему она бросила брата, хотя хорошо знала, что хлеб, бутылка молока, картошка остались у нее в корзинке и брат может заблудиться, остаться голодным в лесу?

— Почему она не вспомнила о нем, когда попала на ягодное место?

— Найдите в тексте слова, содержащие ответ на вопрос.

«Да она и о себе самой забыла и помнит только о клюкве, и ей хочется всё больше и больше».

4. Обращение к иллюстрации Е.М. Рачева «Рогатый великан».

— Выразительное чтение эпизода от слов «Посмотреть на него с одной стороны. » до слов «Лось, обирая осинку, с высоты своей спокойно глядит на ползающую девочку, как на всякую ползающую тварь».

— Почему лось не боится человека?

Человек перестал быть похожим на себя, у него все повадки обычных зверей, на каких он смотрит равнодушно.

5. Обращение к иллюстрации Е.М. Рачева «Настя возле черного пня».

— Выразительное чтение эпизода, нашедшего отражение на иллюстрации, от слов «А большой черный пень собирает в себе лучи солнца» до слов «И, рыдая, упала возле корзины, наполненной клюквой».

— С кем сравнивает автор Настю?

Девочка ползает по земле, как будто боясь, что клюква достанется кому-то еще. Змея вползла на пень. Она «стережет тепло». Очевидно сравнение со змеей.

— Кто помог девочке избавиться от наваждения и вспомнить о братце?

Настя посмотрела на змею, и ей показалось, что она сама только что была похожа на нее, злобную, шипящую. Испугавшись змеи, Настя испугалась самой себя.

— Какие герои противопоставлены друг другу в этом эпизоде? В чём смысл такого противопоставления?

Жизнь для других, умение довольствоваться малым противопоставлены эгоизму, жадности.

Пень и лось пытаются помочь Насте вернуться к себе прежней, заботливой и доброй; напомнить девочке, кто она и какой должна быть. Сама природа призывает ее вспомнить о своем высоком человеческом предназначении.

— Кто из героев сказки-были умел жить в согласии с природой?

— Почему люди часто обращались за советом именно к Антипычу?

Антипыч много повидал на своем веку, многое знает и понимает.

— Какие особенности речи героя позволяют судить о его мудрости? Найдите в тексте цитаты, позволяющие ответить на вопрос.

Антипыч говорит пословицами и поговорками, загадками, в которых сосредоточена вековая народная мудрость.

— Выразительное чтение отрывка от слов «Эх вы! — бывало, говорил нам Антипыч, когда мы провалимся в болото» до слов «Не знавши броду, не лезьте в воду».

7. Обращение к иллюстрации Е.М. Рачева «Митраша и Травка».

— Какую правду обещал «перешептать» перед смертью собаке Антипыч?

Правда Антипыча — любовь к другим, доброта, душевная щедрость.

Травка связывает с образом Антипыча всех добрых людей, живущих на земле. Она умеет распознавать доброту и человечность.

— Почему она решила, что человек, увязший в болоте, ее Антипыч?

Она заметила огонек в глазах, услышала знакомые интонации.

— Почему она сразу не бросилась к любимому хозяину?

Она услышала неискренность в словах человека, но все-таки поползла, поскольку наконец обрела маленькую надежду на встречу с Антипычем.

— Почему Митраша хитрил? Найдите в тексте слова, содержащие ответ на вопрос.

Она почувствовала силу характера Митраши, услышала властные интонации в его голосе. Таким в ее памяти остался Антипыч: добрым, сильным, великодушным.

8. Обращение к иллюстрации Е.М. Рачева «Заяц».

— Найдите в тексте эпизод, соответствующий иллюстрации.

— Какие свойства характера Митраши проявляются в эпизоде с волком?

— Какие сокровища открыли ребята на болоте? Что поняли Настя и Митраша? Найдите в тексте ответ на вопрос.

«Был мужичок, — отвечали другие, — да сплыл, кто смел, тот два съел: не мужичок, а герой».

«. Когда из детдома эвакуированных ленинградских детей обратились в село за посильной помощью больным детям, Настя отдала им всю свою целебную ягоду. Тут-то вот мы, войдя в доверие к девочке, узнали от нее, как мучилась она про себя за свою жадность».

Побывав на болоте, ребята приобщились к правде Антипыча, «правде вековечной суровой борьбы людей за любовь», правде преодоления в себе всего того, что мешает любви проявить себя в полную силу.

IІ. Подведение итогов урока.

• «Вот какие богатства скрыты в наших болотах!» — восклицает рассказчик. Только ли о торфе, о клюкве говорится в этой фразе? Как вы ее поняли? Обоснуйте свой ответ.

Соль земли — это щедрые на добро, трудолюбивые, мудрые люди. Кладовая солнца — это и богатство земли (торф), и добрая и мудрая природа, и сами люди.

• Как вы поняли заключительные слова «Кладовой солнца»: «А многие до сих пор только и знают. что в них будто бы черти живут; все это вздор, и никаких нет в болоте чертей»?

Многие пока не умеют замечать богатства природы и души человечеческой, живя предрассудками, принимая за истину всякий вздор.

1.Составить цитатный план сказки-были.

Подготовить выразительное чтение фрагмента рассказа «Друг человека».

Источник

Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Добавить комментарий