Как вы понимаете смысл фразы вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации

Статья 132. Оплата по труду

Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Комментарий к статье 132 ТК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает критерии определения размера заработной платы, в качестве которых выступают квалификация работника, сложность труда, его количество и качество (см. коммент. к ст. 129). Надо отметить, что оплата труда работника зависит не только от этих критериев, но и от условий труда, от индивидуальных и коллективных достижений и других факторов, которые тем не менее всегда имеют объективный характер, т.е. характеризуют сам труд, условия его выполнения (в широком смысле слова) либо эффективность труда (см. коммент. к ст. ст. 129, 143, 144).

2. Заработная плата не ограничивается максимальным размером. Работник имеет право получить оплату, исчисленную на основе установленных критериев, без каких бы то ни было ограничений.

3. В Российской Федерации запрещается дискриминация при установлении или изменении условий оплаты труда. Это своего рода конкретизация положений ст. 3 ТК, запрещающей дискриминацию в сфере труда, и ст. 22 ТК, обязывающей работодателя обеспечить работникам равную оплату за труд равной ценности. Запрещение дискриминации связано и с обеспечением справедливой заработной платы.

Понятие дискриминации, сформулированное в ст. 3 ТК, применительно к заработной плате может интерпретироваться как недопущение повышения либо снижения размера заработной платы, установления более (или менее) благоприятных условий оплаты труда в зависимости от обстоятельств и факторов, не связанных с критериями, определенными в ч. 1 комментируемой статьи. Основаниями дискриминации, т.е. необоснованного установления ограничений, исключений или предпочтений при установлении или изменении условий оплаты труда, могут выступать пол работника, его возраст, национальная или расовая принадлежность, социальное происхождение, имущественное положение, религиозные и политические убеждения и другие обстоятельства, не связанные с количеством и качеством затраченного работником труда.

На практике дискриминация в сфере оплаты труда бывает связана с различными обстоятельствами, например с прохождением испытания при приеме на работу: распространена практика установления работнику в период испытательного срока более низкой заработной платы по сравнению с работниками, выполняющими работу по той же должности (профессии, специальности), но уже прошедшими испытание. В качестве другого примера можно привести установление доплат (надбавок, персональных окладов) работникам, заключившим срочный трудовой договор, в том случае, когда они выполняют точно такую же работу, как работники, трудовые отношения которых не ограничены сроком.

В судебной практике признано дискриминационным оставление без изменения размера оклада работника, подлежавшего увольнению по сокращению штата, в то время как другим работникам, выполнявшим аналогичную работу, оклады были повышены почти в два раза (Определение ВС РФ от 08.12.1992).

Другой комментарий к статье 132 ТК РФ

§ 1. Одним из основных принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений является обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 2 ТК). Основные права работника также включают право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии с его квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы (ст. 21 ТК). Очевидно, заработная плата может считаться справедливой тогда, когда в ее основу положены объективные критерии. Роль таких критериев выполняют: квалификация работника, сложность выполняемой работы, количество и качество затраченного труда.

§ 2. Оплата по труду предполагает также, что каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое при необходимости другими средствами социального обеспечения (ст. 23 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.). Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г., ратифицированный Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. и вступивший в силу для СССР 3 января 1976 г., предусматривает, что участвующие в Пакте государства признают право каждого на вознаграждение, обеспечивающее как минимум всем трудящимся: справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия; удовлетворительное существование для них самих и их семей в соответствии с постановлениями настоящего Пакта (ст. 7). Участвующие в Пакте государства признают право каждого человека на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни (ст. 11). Очевидно, вознаграждение за труд призвано обеспечить работнику и его семье достаточный жизненный уровень, гарантируя удовлетворение основных потребностей человека, о которых говорится в Пакте.

§ 3. Принципиально важным положением, закрепленным в комментируемой статье, является отказ государства от ограничения заработной платы максимальным размером. В условиях рынка труда данная норма имеет важное значение, поскольку создает предпосылки как для коллективного, так и для индивидуального договорного регулирования оплаты труда.

Что же включается в содержание данного права? Прежде всего, это запрещение дискриминации в оплате труда. Первоначально основанием для дискриминации в оплате труда, запрещенной Международной конвенцией, стал признак пола. Конвенция N 100 «Относительно равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности» (1951 г.), ратифицированная СССР 4 апреля 1956 г., распространяет принцип равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности как на основную заработную плату, так и на всякие иные вознаграждения, предоставляемые прямо или косвенно в деньгах или в натуре предпринимателем трудящемуся в силу выполнения последним какой-либо работы. Она определяет равное вознаграждение за труд равной ценности как вознаграждение без дискриминации по признакам пола. Затем перечень оснований, по которым запрещается дискриминация в оплате труда, существенно был расширен. СССР ратифицировал Конвенцию N 111 «Дискриминация в области труда и занятий» (1958 г.), в которой дискриминация определяется как «всякое различие, недопущение или предпочтение, проводимое по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, иностранного происхождения, социального происхождения (или по любой другой причине, оговоренной государством) и приводящее к уничтожению или нарушению равенства возможностей доступа к труду и к различным занятиям, а также к профессиональному обучению». Указанные основания дискриминации признаются недопустимыми не только при решении проблем «доступа к труду», но и при реализации других прав человека в сфере труда, включая право на равное вознаграждение за равный труд.

На практике к числу оснований понижения оплаты труда иногда относят предстоящее сокращение численности или штата работников: работодатель «замораживает» размеры должностных окладов работников, занимающих должности, которые подлежат сокращению, повышая оклады (ставки) по другим аналогичным должностям, не подлежащим сокращению. Судебная практика признает подобные действия работодателя противоречащими Конституции РФ и законодательству о труде (см. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 декабря 1992 г. и Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 31 августа 1994 г. // Бюллетень ВС РФ. 1993. N 4. С. 2; 1995. N 5. С. 8).

Очевидно, предусмотреть исчерпывающий перечень оснований, по которым не допускается дискриминация в оплате труда, вряд ли возможно. Именно поэтому Конституция РФ, закрепляя право каждого на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации (ст. 37), тем самым запрещает любую дискриминацию в оплате труда равной ценности. В новой редакции ч. 2 ст. 132 также запрещает какую бы то ни было дискриминацию как при установлении, так и изменении условий оплаты труда.

Следовательно, рынок труда выступает в качестве регулятора цены рабочей силы по принципу одинаковой оплаты за труд равной ценности. В то же время на функцию рынка труда формировать цену товара оказывает непосредственное воздействие и такой фактор, как соотношение спроса и предложения на данный товар: чем выше спрос и меньше предложение, тем выше оплата труда данной ценности, и, наоборот, чем меньше спрос и выше предложение, тем ниже опускается оплата такого труда, который рискует оказаться невостребованным.

Источник

Право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37)

Одно из основных прав наемных работников.

Поскольку речь идет о запрете какой-либо дискриминации в оплате труда, то, следовательно, этим понятием охватываются все обстоятельства, перечисленные в части 2 ст. 19 Конституции РФ, независимо от которых государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина: пол, раса, национальность, язык, происхождение, имущественное и должностное положение, место жительства, отношение к религии, убеждения, принадлежность к общественным объединениям и др.

В соответствии со ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Читайте также:  Как быть пассивом в отношениях с девушкой

В настоящее время МРОТ в РФ, в том числе и в Кемеровской области, составляет 4611 рублей.

Право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37)

Принцип свободы труда, закрепленный в статье 37 Конституции РФ, означает право человека свободно распоряжаться своими способностями к труду. Однако основным социальным назначением прав и свобод в сфере труда все же является обеспечение занятости населения страны, предоставление гражданам возможности честно зарабатывать средства существования, которые позволят им жить достойно.

Незанятость, охватившая в последнее десятилетие и специалистов, и неквалифицированных работников, как неотъемлемая составляющая рыночного типа развития, определяет социальное положение трудоспособного населения Российской Федерации, формирует его массовое сознание, поведенческие стереотипы и нормы жизни. Безработица выступает и как самостоятельная проблема, поскольку для каждого общества степень трудовой активности населения, структура занятости, отношение к труду, связи между различными типами труда имеют принципиальное значение с точки зрения темпов развития.

Стремление любого общества к полной и продуктивной занятости связано не только с тем, что именно трудом создаются материальные блага, но и с тем, что труд и вознаграждение за него позволяют человеку осознавать свою социальную роль в обществе и государстве, испытывать чувство самоуважения.

Практически все важнейшие международно-правовые акты о правах и свободах человека и гражданина содержат положения о взаимообусловленности свободного труда, свободного выбора рода деятельности и профессии, защиты от безработицы. Поэтому закрепление в Конституции России права на защиту от безработицы в качестве неотъемлемого элемента защиты трудовых прав имеет жизненно важное значение для всех лиц наемного труда, а также общества в целом.

Отношения в сфере занятости регламентируются международными и национальными нормативными правовыми актами. Среди них Международный кодекс труда. Он состоит из конвенций и рекомендаций Международной организации труда (МОТ), в которых формулируются положения, позволяющие эффективно решать вопросы защиты от безработицы, например Конвенция МОТ № 122 «О политике в области занятости» 1964г. и Конвенция МОТ № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» 1988г.

Отношения в сфере занятости населения в Российской Федерации регулируются Законом РФ от 19 апреля 1991г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами, определяющими государственную политику в области занятости в отношении отдельных групп населения, особо нуждающихся в защите от безработицы.

В этом Законе (ст. 12) предусмотрены такие государственные гарантии при реализации гражданами прав в сфере труда, как:

— свобода выбора рода деятельности, в том числе работы с разными режимами труда;

— охрана труда, правовая защита от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу;

— бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;

— бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости; обеспечение социальной поддержки;

— компенсация материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;

— бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение и др.

Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры (ч. 4 ст. 37)

Защита трудовых прав работника и коллективных интересов работников организаций приобретает все большее значение в связи с проблемами, накопившимися за годы реформирования экономики. Спад производства, взаимные неплатежи организаций, недостаточный рост новых рабочих мест, другие негативные факторы нестабильного состояния экономики деформируют становление рынка труда, порождают рост безработицы. Многие работодатели оказались не готовы к тем изменениям, которые происходят в сфере применения труда. Их стремление снизить издержки на труд нередко сопровождается нарушением трудовых прав и коллективных интересов работников. Работники, со своей стороны, заинтересованы в повышении оплаты труда и своевременном получении заработной платы, соблюдении их трудовых прав, социальных гарантий, уважении и учете коллективных интересов.

Под коллективным трудовым спором понимаются неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях.

Признание Конституцией Российской Федерации (ч. 4 ст. 37) права на индивидуальные и коллективные трудовые споры является важнейшей гарантией соблюдения трудовых прав работающих граждан и работодателей в сфере трудовых отношений.

Причины коллективных трудовых споров кроются в экономической сфере. Хотя нередко нарушения такого условия коллективного договора, как своевременная выплата заработной платы работникам, связаны с недобросовестными действиями отдельных руководителей.

Индивидуальные трудовые споры чаще всего возникают в результате нарушения трудовых прав работника, допускаемых работодателем или выступающим от его имени руководителем (администрацией). Эти неправомерные действия могут быть обусловлены недостаточностью правовых знаний либо пренебрежительным отношением руководителя (администрации) к соблюдению законов о труде, условий коллективного договора, иных соглашений, а также трудового договора работника. Индивидуальный трудовой спор может возникнуть и по причине правовой безграмотности работника. Встречается и иная ситуация, когда недобросовестный работник знает, что он не прав, но стремится любым путем оспорить правомерные действия руководителя.

Порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров урегулирован в главах 60 и 61 Трудового кодекса РФ (ТК РФ), а также в Федеральном законе от 23 ноября 1995г. № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров». Закон действует в части, не противоречащей Трудовому кодексу.

Право на забастовку (ч. 4 ст. 37)

Вышеуказанный Закон устанавливает особую процедуру объявления и проведения забастовки. В разрешении забастовок также участвует государственная служба по урегулированию коллективных трудовых споров, компетенция которой определена в данном Законе об этой службе, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996г. № 468 «О службе по урегулированию коллективных трудовых споров».

Право на забастовку в некоторых случаях может быть ограничено, например, в периоды введения военного или чрезвычайного положения, в организациях, связанных с обеспечением, жизнедеятельности населения, либо введения особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении и т.д. (ст. 413 Трудового кодекса РФ).

Право на отдых (ч. 5 ст. 37)

Это право стоит несколько отдельно в группе трудовых прав и относится к социальным правам, так как обеспечивает исключительно социально-биологическую потребность общества и не имеет целевой экономической составляющей.

Закрепляя право на отдых в качестве неотъемлемого права каждого, Конституция Российской Федерации в части 5 ст. 37 предусматривает, что установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, ежегодный оплачиваемый отпуск гарантируются только работающим по трудовому договору. Это означает, что, только заключив трудовой договор, гражданин вправе требовать от конкретного работодателя соблюдения установленной продолжительности рабочего времени, предоставления ему выходных и праздничных дней, оплачиваемого отпуска, а работодатель, в свою очередь, обязан эти требования удовлетворить и обеспечить условия для реализации работником права на отдых.

Основными правовыми актами, регламентирующими рабочее время и время отдыха в организациях, являются Правила внутреннего трудового распорядка, которые утверждает работодатель с учетом мнения представительного органа работников организации, и коллективные договоры, заключаемые работниками и работодателями в лице их представителей.

По трудовому законодательству (ст. 104 ТК РФ) в составе свободного от работы времени различаются:

Перерывы в течение рабочего дня (смены).

Работа без отдыха в течение полного рабочего дня отрицательно воздействует на здоровье работника, поэтому законодательство предусматривает предоставление различных перерывов. Они даются всем работникам (обеденный перерыв) или, в дополнение к ним, иные перерывы для отдельных категорий работников (например, занятым во вредных условиях труда) и служат разным целям (отдых, обогревание).

Ежедневный (междусменный) отдых.

Отдых между двумя рабочими днями (сменами) начинается с момента окончания работы (смены) в один рабочий день и заканчивается в момент начала работы (смены) в следующий рабочий день (смену). Его продолжительность зависит от продолжительности рабочего дня (смены), времени его (ее) окончания и времени начала следующего рабочего дня (смены).

Как правило, продолжительность отдыха между двумя рабочими днями (сменами) не может быть менее 12 часов.

Выходные дни (еженедельный непрерывный отдых).

Продолжительность такого отдыха не может быть менее 42 часов (ст. 110 ТК РФ). Общеустановленным выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе предоставляется по графику.

Нерабочие праздничные дни (ст. 112 ТК РФ).

Нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются:

Право на жилище (ч. 1 ст. 40)

Жилище наряду с пищей, одеждой, водой является одним из главнейших материальных условий жизни человека. Путем использования жилища гражданин удовлетворяет свои жилищные, а также некоторые другие материальные и духовные потребности. Например, жилище используется как место отдыха, научной и иной творческой деятельности.

Читайте также:  Быть занятым как пчела русский эквивалент

В соответствии со статьей 25 Всеобщей декларации прав человека «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи». В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах также указывается: «Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достойный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства-участники примут надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права, признавая важное значение в этом отношении международного сотрудничества, основанного на свободном согласии» (ст. 11). Право человека на жилище возникает с момента его рождения, изменяясь с возрастом, семейным положением и т.п. В жилищном законодательстве это свойство права на жилище проявляется, в частности, в том, что в состав членов семьи нанимателя, имеющих право на жилое помещение, включаются не только совершеннолетние лица, но и дети, причем в законе учитываются их особые интересы.

Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Право на жилище появилось в конституциях сравнительно недавно. В нашей стране право граждан на жилище было впервые установлено в Конституции СССР 1977г., а затем нашло отражение в Конституции РСФСР и Конституции РФ, а также в кодифицированных жилищных законах (Основах жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик, ЖК РСФСР и др.).

Праву на жилище соответствуют определенные обязанности государства, муниципальных органов, связанные с:

— предоставлением малоимущим, иным указанным в законе гражданам бесплатно или за дополнительную плату жилых помещений;

— поощрением жилищного строительства;

— созданием условий для осуществления права на жилище (ч. 2 ст. 40), в том числе за счет расширения государственного и муниципального жилищных фондов, содействия развитию частного фонда и других форм обеспечения граждан жилищем;

— обеспечением правильного распределения общественных жилищных фондов, гарантированием устойчивого, стабильного осуществления права пользования жилищем.

Жилищные права граждан охраняются законом. Запрещаются действия, препятствующие осуществлению права на жилище. Государство заинтересовано в том, чтобы и граждане при осуществлении жилищных прав не совершали действий, нарушающих права других лиц, чтобы были обеспечены надлежащее использование жилищного фонда и его сохранность.

С 1 марта 2005г. вступил в силу Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004г. № 188-ФЗ (ЖК РФ).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище (ст. 2 ЖК РФ), в том числе:

— содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;

— используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;

— в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;

— стимулируют жилищное строительство;

— обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;

— обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;

— обеспечивают контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства.

Малоимущим, нуждающимся в жилище, оно предоставляется из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ч. 1 ст. 41)

Право на охрану здоровья является одним из важнейших социальных прав человека и гражданина в силу того, что здоровье является высшим неотчуждаемым благом человека, без которого утрачивают значение многие другие блага и ценности. В то же время оно не является только личным благом гражданина, а имеет еще и социальный характер. Иначе говоря, не только каждый должен заботиться о своем здоровье, но и общество обязано принимать все необходимые меры, содействующие сохранению и улучшению здоровья его членов, препятствовать посягательству кого бы то ни было на здоровье граждан. Таким образом, в этом праве наиболее отчетливо проявляется мера взаимной свободы и взаимной ответственности личности и государства, согласование личных и общественных интересов.

Таким образом, под охраной здоровья населения понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-эпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его активной долголетней жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), под здоровьем понимается состояние полного физического, духовного и социального благополучия.

В целях обеспечения охраны здоровья населения правовыми средствами в Российской Федерации принят целый ряд федеральных законов. Среди них:

— Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», закрепивший норму о том, что гигиеническое воспитание и обучение граждан, направленные на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни, являются обязательными;

— Федеральный закон от 2 января 2000г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», регламентирующий вопросы улучшения качества и структуры питания как одного из основных факторов, определяющих здоровье населения;

— Федеральный закон от 17 сентября 1998г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», определяющий стратегию и систему мер в области профилактики основных инфекционных заболеваний;

— Федеральный закон от 30 марта 1995г. № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», и др.

Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях систем здравоохранения и социальной защиты населения.

Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения.

Государственная система здравоохранения включает в себя органы исполнительной власти в области здравоохранения федерального и регионального (субъектов Федерации) уровней и подчиненные им лечебно-профилактические, научно-исследовательские и образовательные учреждения, фармацевтические предприятия, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, имущество которых находится в государственной собственности.

К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические учреждения, фармацевтические предприятия, аптечные учреждения и др.

Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Право на благоприятную окружающую среду (ст. 42)

В соответствии со статьей 42 Конституции РФ «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Отсюда следует, что рассматриваемое право является одним из фундаментальных прав человека и гражданина, ибо оно затрагивает основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни. Суть права на благоприятную окружающую среду заключается в возможности каждого человека проживать в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей среде, при таком состоянии биосферы, которое обеспечивает максимальный уровень физического и психического здоровья.

Термин «окружающая среда» следует понимать в его широком значении, включающем как природную среду, так и элементы искусственной среды (жилые строения, промышленные предприятия, каналы, водохранилища и т.п.). Это среда обитания и производственной деятельности человека, все, что окружает и каким-либо образом влияет на него.

Важное место среди экологических прав граждан занимает право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, которое означает возможность получения заинтересованными субъектами объективной и неискаженной информации о состоянии окружающей среды при помощи закрепленных в законодательстве способов. Такая информация позволит гражданам принять своевременные меры по защите своей жизни, здоровья, имущества от неблагоприятных воздействий природных явлений, природных и техногенных катастроф.

Таким образом, граждане и общественные объединения вправе требовать от органов государственной власти и местного самоуправления, гидрометеорологических и других органов, предприятий, учреждений, организаций предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране.

Помимо права на достоверную информацию гражданам принадлежит и право на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением.

Юридические и физические лица, виновные в экологическом правонарушении, причинившем ущерб здоровью или имуществу граждан, возмещают его в полном объеме.

Возмещение вреда здоровью граждан производится на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на то органа государственного управления, общественного объединения. Сумма денежных средств взыскивается с того, кто причинил вред, а при невозможности его установления – из средств государственных экологических фондов.

Читайте также:  Как будет на чеченском супер

При определении ущерба, нанесенного имуществу, учитывается прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости имущества, в том числе строений, жилых и производственных помещений, оборудования и, как правило, упущенная выгода.

Правовое регулирование вопросов охраны окружающей среды осуществляется Конституцией РФ 1993г., Федеральным законом от 10 января 2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами России и субъектов Федерации.

Право на возмещение государством вреда (ст. 53)

страдания лица, причиняемые действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.

В главе 59 ГК РФ («Обязательства вследствие причинения вреда») детально урегулированы принципы и основания ответственности. Согласно части 1 ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, возмещается за счет казны Российской Федерации, казны соответствующего субъекта Федерации или казны муниципального образования.

При возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами, действует общий принцип полного возмещения вреда, содержание которого раскрывается в статье 1082 ГК РФ: вред может быть возмещен в натуре путем предоставления вещи того же рода и качества, исправления поврежденной вещи и т.п. либо путем возмещения убытков.

Государственный орган, орган местного самоуправления, возместившие вред, причиненный их работником при исполнении служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом (ст. 1081 ГК РФ).

Право на образование (ч. 1 ст. 43)

Согласно статье 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Образование в России осуществляется в соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992г. № 3266-1 «Об образовании», иными законодательными актами, а также нормами международного права. Гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Ограничения этой возможности по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом. Государство обеспечивает право на образование путем создания системы соответствующих социально-экономических условий для его получения.

Система российского образования представляет собой совокупность:

— образовательных программ и государственных образовательных стандартов;

— реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм;

— органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Образовательные программы подразделяются на два вида:

общеобразовательные (основные и дополнительные), к которым относятся программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

профессиональные (основные и дополнительные), к которым относятся программы начального, среднего, высшего, послевузовского профессионального образования.

Образовательные программы реализуются образовательными учреждениями, которые по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных объединений).

К образовательным учреждениям относятся:

— дошкольные общеобразовательные учреждения;

— учреждения профессионального образования;

— учреждения дополнительного образования взрослых;

— учреждения специального образования;

— учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— учреждения дополнительного образования детей и др.

Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. Конституция включает в данный перечень также дошкольное и среднее профессиональное образование. В то же время Закон РФ «Об образовании» (ч. 3 ст. 5) не гарантирует бесплатность дошкольного образования, а бесплатность среднего профессионального образования гарантируется на конкурсной основе. Согласно статье 18 указанного Закона государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения. При этом отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.

Затраты на обучение граждан в платных негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования, возмещаются гражданину государством в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение граждан в государственном или в муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида.

В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются федеральным законом. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Государство оказывает содействие в получении образования гражданам, проявившим выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий.

Государство гарантирует гражданам получение бесплатно на конкурсной основе высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Получение бесплатно на конкурсной основе высшего профессионального образования на предприятии российским законодательством не предусмотрено. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечивать доступ наиболее способных и подготовленных граждан к освоению образовательной программы соответствующего уровня. Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов принимаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также инвалиды I и II групп, которым согласно заключению врачебно-трудовой комиссии не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях.

Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Лица, имеющие начальное или среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам. Получение на конкурсной основе бесплатного высшего профессионального образования в соответствующих государственных образовательных учреждениях осуществляется за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с заданиями (контрольными цифрами) по приему студентов на бесплатное обучение. Объем и структура приема обучающихся на обучение за счет средств федерального бюджета определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Право на участие в культурной жизни (ч. 2 ст. 44)

Согласно статье 44 Конституции РФ каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям; обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Культура, если ее рассматривать в широком плане, включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим человеком.

В более узком смысле культура – это сфера духовной жизни людей.

Рассматриваемые права, как правило, детализируются в конкретных нормативных правовых актах. Например, в Основах законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992г. № 3612-1 подробно определены права человека в области культуры:

— право на творчество;

— право на личную культурную самобытность;

— право на гуманитарное и художественное образование;

— право вывозить за границу результаты своей творческой деятельности;

— право на приобщение к культурным ценностям;

— право на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам.

Право на участие в культурной жизни предполагает реализацию возможностей каждого гражданина приобщиться к культуре, попасть в очаг ее распространения, получить соответствующее образование в институтах культурного профиля (театральных, кинематографических, искусства, цирковых и т.д.), вступить в фольклорный ансамбль, собирать народные легенды, сказки, песни и т.п. Многообразие форм культурной жизни предопределяет и многообразие форм участия в ней.

Культурные ценности представляют собой нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, имеющие историко-культурную ценность здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты. Каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Но для осуществления этого права важно иметь представление об этих ценностях, о роли преемственности в овладении этими ценностями российской культуры. Право на пользование достижениями культуры обеспечивается государственным надзором за охраной памятников истории и культуры, поддержкой театра, кино и т.п., доступом по приемлемым ценам или бесплатно в музеи, библиотеки и т.д.

Право на участие в культурной жизни обеспечивается доступностью учреждений культуры: библиотек, театров, музеев, концертных залов, кинотеатров и др., т.е. каждый может быть зрителем, читателем, критиком, посетителем (например, заповедника, ботанического сада, выставки) либо субъектом культурного опроса (о кинофильме), хранителем материальных культурных ценностей и т.п.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Добавить комментарий