Как вы понимаете слова о том что ионычу было жаль своей любви

Неразделённая любовь «Гранатовый браслет»; «Ионыч» (Итоговое сочинение)

Любовь — является важнейшим чувством человека, ведущим его к гармонии. Это чувство самоотверженности, привязанности. “Любовь есть высшее мужество: она готова к любым жертвам” — Э. Фон Бодман. Любовь — это самое прекрасное чувство. Но бывает, что оно не взаимно, и именно тогда говорят о неразделённой любви.

77944 1 0

Но судьба его весьма трагична: влюбившись в княгиню Веру, он полностью отдается чувствам к ней и, получив запрет на любовь к княгине, совершает самоубийство. В этом примере заключена вся трагичность неразделённой любви, поскольку чувства берут власть над разумом, что ведёт к трагичным последствиям. А. И. Куприн показал нам, что такая любовь опасна, поскольку она заставляет человека страдать, мучиться и может даже привести к крайне неприятным вещам.

Также, о том, как неразделенная любовь влияет на человека повествует А.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

П. Чехов в своём рассказе “Ионыч”. Дмитрий Ионыч Старцев — главный герой произведения, земской доктор в городе С. После переезда в этот город, он знакомится с интеллигентной семьей Туркиных. После посещения их имения он понимает, что влюбился в их 18-летнюю дочь Екатерину Ивановну. Через некоторое время он признается ей в любви, а она ему в ответ тихо хихикая дает записку о встрече на кладбище. Он понимал, что это была лишь шутка, но любовь затуманила его разум и он соглашается встретиться, впоследствии никого там не встретив. Вскоре он предлагает ей руку и сердце, но Екатерина отказывается от предложения и в дальнейшем уезжает из города в Москву, оставив Ионычу лишь разбитое сердце. Спустя несколько лет он толстеет, становится грубым, раздражительным, жадным и одиноким, забыв о любви навсегда. Этим примером А. П. Чехов показал нам разрушительные последствия неразделённой любви, которая привела главного героя к одиночеству и пагубному образу жизни.

Таким образом, важно не упустить это чувство, которое приносит счастье. Если оно пересекло твой жизненный путь, то важно хранить его. А если любовь неразделённая, то нужно побороть внутреннюю горечь и двигаться впеёед, не оглядываясь назад.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id77944

Источник

Любовь Ионыча и Екатерины Ивановны (Котика)

Испытание любовью. «А хорошо, что я тогда не женился». По традиции, сложившейся в русской классической литературе (и в творчестве самого Чехова), испытание героя любовью убедительнее всего помогает раскрыть его истинную суть. Дмитрий Старцев оказывается неспособным к сильной любви. Его восхищает в Котике ее начитанность, она кажется ему умной, интеллигентной. Однако любовь, едва возникнув, уже пугает его. «К чему поведет этот роман? — размышляет он, получив записку от Котика. — Что скажут товарищи, когда узнают?» И далее важное для характеристики героя размышление: «А приданого они дадут, должно быть, немало», — думает влюбленный молодой человек. Предложив «руку и сердце» и получив отказ, Старцев страдал. ровно три дня. «Потом, иногда вспоминая, как он бродил по кладбищу или как ездил по всему городу и отыскивал фрак, он лениво потягивался и говорил: «Сколько хлопот, однако!» Не случайно сопровождает эту вялую любовь и мотив увядания природы: «Приближалась осень, и в старом саду было тихо, грустно, и на аллеях лежали темные листья. Уже рано смеркалось». Его любовь (на фоне такого пейзажа) безнадежная, мелкая, робко-практичная. Но, какая бы она ни была, она одна могла быть для героя рассказа спасительной.

И вот через несколько лет Дмитрий Ионыч Старцев вновь встречает Екатерину Ивановну, приехавшую в родной город из Москвы, где она училась в консерватории. Неизменной осталась среда, жизнь и быт семьи Туркиных, но изменились главные герои рассказа. Герой утратил полное имя, а вместе с ним и полноту жизни, свою человеческую индивидуальность: ужин в клубе, деньги, которые его раньше не интересовали, являются теперь смыслом жизни. Героиня стала более зрелой, серьезной, реально оценивающей жизнь и свои возможности: «Я такая же пианистка, как моя мама писательница. ». У нее осталась лишь одна иллюзия, с которой ей тоже приходится расставаться, — это любовь Старцева. Пейзажный фон их последнего свидания тяжел, мрачен: «Они пошли в сад и сели там на скамью под старым кленом, как четыре года назад. Было темно». «Было темно», — очевидно, красота ночной природы для героя стала закрытой. Это он ее такой темной видит. Во время первого, несостоявшегося, свидания на кладбище, когда в душе его было светло, светлой, таинственной, загадочной и поэтичной была и природа. Слово «темно», «темный», кстати, повторяется во второй половине рассказа несколько раз: «темный дом и сад» Туркиных.

Темно и в душе Ионыча. Лишь на миг «затеплился огонек», стало жаль любви, утраченного счастья, и, словно при свете этого огонька, вдруг раскрылась пошлость его бессмысленной жизни. «Стареем, полнеем, опускаемся. жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей. Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего?» — жалуется он. Но тут же «Старцев вспомнил про бумажки, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием, и огонек в душе погас». Ему уже не жаль молодости, любви, несбывшихся надежд. «А хорошо, что я тогда не женился», — думает он.

На первых страницах романа голос Старцева звучал иначе: «О, как мало знают те, которые никогда не любили! Мне кажется, никто еще не описал верно любви, и едва ли можно описать это нежное, радостное, мучительное чувство. » Но теперь для Ионыча умерло все, даже его единственное поэтическое воспоминание. «И когда, случается, по соседству за каким-нибудь столом заходит речь о Туркиных, то он спрашивает: “Это вы про каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепьянах?”» Наверное, ничто так не характеризует героя, как предательство самого себя, опошление и забвение самой светлой страницы его жизни — любви. Дмитрий Ионыч стал уже частью того самого мира, который он на словах отвергает. Герой страшится любой перемены, он принял правила игры и внутренне доволен своим нынешним положением.

В рассказе важную роль играет пейзаж. На первый взгляд, может показаться лишним, не связанным с основными событиями эпизод на кладбище, где Старцев напрасно ожидает свидания: «На первых порах Старцева поразило то, что он видел теперь первый раз в жизни и чего, вероятно, больше уже не случится увидеть: мир, не похожий ни на что другое, — мир, где так хорош и мягок лунный свет, точно здесь его колыбель, где нет жизни, нет и нет, но в каждом темном тополе, в каждой могиле чувствуется присутствие тайны, обещающей жизнь тихую, прекрасную, вечную. От плит и увядших цветов, вместе с осенним запахом листьев, веет прощанием, печалью и покоем». Но это описание является поворотным, кульминационным.

В первой и второй главах мы уже видим пустоту, механистичность жизни Туркиных, но пока это все было прикрыто легким покровом поэзии. Поэтическое веяние достигло апогея в эпизоде на кладбище. После него следует сплошная проза жизни, рисующая нам постепенное, но неуклонное очерствление души героя рассказа, превращение его в грубого, страшного Ионыча (языческого бога). Сцена на кладбище — это как бы лебединая песнь той поэзии, которая робко и несмело звучала в сухой и прозаической душе Старцева. По контрасту с ней особенно печально все то, что мы узнаем о Старцеве в дальнейшем.

Источник

Анализ рассказа Чехова «Ионыч»

Анализ рассказа Чехова «Ионыч» содержит следующие разделы:

Сюжет и название рассказа: Сюжет рассказа «Ионыч» прост — это история несостоявшейся женитьбы Дмитрия Ионыча Старцева. Фактически же рассказ — это история всей жизни героя, прожитой бессмысленно. Это история о том, как неплохой человек с добрыми задатками превращается в равнодушного обывателя. Кто виноват в этом превращении? Среда, окружающая действительность? Но это был бы самый легкий ответ.

Семья Туркиных: Чтобы дать представление о здешней жизни, писатель знакомит нас с семьей Туркиных, «самой образованной и талантливой» во всем городе, по мнению местных жителей. Чехов доверяет читателю и, как всегда, избегает прямых оценок. Но, постепенно узнавая членов этой семьи, мы понимаем, как они, в сущности, бездарны и скучны.

Дмитрий Ионыч Старцев. Характеристика: Дмитрий Ионыч Старцев — обычный, средний человек. В начале рассказа — скорее, чеховский герой-интеллигент, образованный, исповедующий возвышенные идеалы, испытывающий раздражение среди обывателей, людей смертельно скучных и пустых. Он чувствует себя одиноко среди жителей города С., в беседах с дочерью Туркиных, Котиком, жалуется на пустоту окружающих его людей. Но далее (чисто чеховский сюжет) начинается испытание героя временем, бытом.

Любовь Ионыча и Екатерины Ивановны (Котика): По традиции, сложившейся в русской классической литературе (и в творчестве самого Чехова), испытание героя любовью убедительнее всего помогает раскрыть его истинную суть. Дмитрий Старцев оказывается неспособным к сильной любви. Его восхищает в Котике ее начитанность, она кажется ему умной, интеллигентной. Однако любовь, едва возникнув, уже пугает его.

Екатерина Ивановна (Котик). Характеристика: у Екатерины Ивановны уже была составлена программа жизни (по книгам и вследствие незнания реальной жизни). Она отвергает Старцева потому, что жизнь в этом городе кажется ей бесполезной и пустой, что сама она стремится к некой высшей благородной цели, а вовсе не к тому, чтобы стать женой обыкновенного, невыдающегося человека, да еще с таким смешным отчеством.

Финал рассказа: Содержание рассказа шире, чем художественное исследование жизни одного, хотя и главного, героя. Печальным послесловием к судьбам других персонажей — семьи Туркиных — автор заканчивает свой рассказ. Финал рассказа безысходен и в то же время пронзительно трогателен (опять эмоциональный контраст, так любимый Чеховым).

Сюжет и название рассказа «Ионыч»

После перелома в творчестве Чехова, произошедшего в 1887–1888 годах, во многом меняется поэтика и стилистика, тон его рассказов. В них по-прежнему смешное и грустное, как и в самой жизни, уживаются рядом, но смешное приобретает печальный философский характер. Возрастает роль притчевого начала, снижается роль начала анекдотического. Иным — менее динамичным, неожиданным, но более плавным и спокойным — становится сюжет, повышается внимание к внутреннему миру персонажей, к оттенкам их переживаний. Проза Чехова становится более психологичной, причем психологизм эволюционирует от внешнего («мимического») к «внутреннему», цель которого — непосредственное изображение психических процессов, происходящих во внутреннем мире персонажей.

Сюжет рассказа «Ионыч» прост — это история несостоявшейся женитьбы Дмитрия Ионыча Старцева. Сюжет, как и в пушкинском «Евгении Онегине», строится вокруг двух признаний в любви: вначале он признается ей в любви, делает предложение, но ему решительно отказывают. А спустя несколько лет она, поняв, что лучшей встречи в ее жизни не было, говорит ему о своей любви, но теперь уже он выслушивает ее равнодушно: «А хорошо, что я тогда не женился», — думает он.

Фактически же рассказ — это история всей жизни героя, прожитой бессмысленно. Это история о том, как неплохой человек с добрыми задатками превращается в равнодушного обывателя. Кто виноват в этом превращении? Среда, окружающая действительность? Но это был бы самый легкий ответ.

Название рассказа. Это как бы сжатая пружина, которая, развертываясь, определяет эволюцию, стратегию развития героя — Ионыча. В начале повествования он — Дмитрий Ионыч Старцев и пути его становления могут быть различными. Имя Дмитрий, с его твердыми согласными, содержит в себе активное, волевое, действенное начало, способность к сопротивлению обстоятельствам, в перспективе — другую эволюцию, не ту, что дана в рассказе. То же имя выражает другое начало в Ионыче, живую часть его души — ту, что герой впоследствии утратил. В частности, поэтому Чехов не выбирает имя в качестве названия рассказа. То, что автор назвал свое произведение по конечной, итоговой ситуации, придает некую неотменимость, предопределенность именно такой (а не иной) эволюции образа. В конце концов Ионыч становится среди обывателей своим: таким же обывателем, как и другие (еще и во много раз хуже), а потому и называют его просто, по-свойски — Ионыч. Но название выражает и авторское отношение (это он дал название произведению): оно звучит как своего рода название-упрек, название-обвинение главному герою рассказа, герою-деятелю, ответственному за свои поступки и свой выбор. Ответственному перед автором и перед читателем.

Говорящей является и фамилия персонажа — Старцев, которая заключает в себе перспективу преждевременного старения души Ионыча.

«Самые образованные и талантливые», или Семья Туркиных. События происходят в губернском городе С. Чтобы дать представление о здешней жизни, писатель знакомит нас с семьей Туркиных, «самой образованной и талантливой» во всем городе, по мнению местных жителей. Чехов доверяет читателю и, как всегда, избегает прямых оценок. Но, постепенно узнавая членов этой семьи, мы понимаем, как они, в сущности, бездарны и скучны: весь талант Ивана Петровича заключается в том, что он говорит «на своем необыкновенном языке, давно уже вошедшем у него в привычку: большинский, недурственно, покорчило вас благодарю. ». Жена Ивана Петровича, Вера Иосифовна, пишет романы, которые изображают то, чего нет и не может быть в действительности. Одна выразительная деталь помогает понять цену этих писаний: «Когда Вера Иосифовна закрыла свою тетрадь, то минут пять молчали и слушали “Лучинушку”, которую пел хор, и эта песня передавала то, чего не было в романе и что бывает в жизни». Начало романа Веры Иосифовны — «Мороз крепчал» — стало после чеховского рассказа синонимом литературного штампа, пошлости. Дочь Туркиных, Екатерина Ивановна (родители зовут ее «Котик»), собирается стать пианисткой, однако ее «исполнительская манера» не свидетельствует о наличии у нее таланта и изображается автором с явной иронией: «ударила по клавишам», «ударила изо всей силы», «упрямо ударяла все по одному месту». Словно речь идет не об искусстве, а о какой-то тяжелой и бессмысленной работе, цель которой «вбить клавиши внутрь рояля».

Время не меняет семью Туркиных. С годами так же шутит Иван Петрович, он застыл не только духовно, но и физически. Прошло время, но «Иван Петрович нисколько не постарел, не изменился и по-прежнему все острит и рассказывает анекдоты». Так же читает свои романы Вера Иосифовна, так же играет на рояле Екатерина Ивановна. Они похожи на механических заводных кукол, и их запрограммированность, заведенность, бесконечная повторяемость в конце концов вызывают раздражение. Но если самые талантливые люди в городе такие, то какими же должны быть остальные?

Дан в рассказе и собирательный портрет остальных жителей города: «пока с обывателем играешь в карты или закусываешь с ним, то это мирный, благодушный и даже неглупый человек, но стоит только заговорить с ним о чем-нибудь несъедобном, например о политике или о науке, как он становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти».

Дмитрий Ионыч Старцев. Характеристика

«Дьячковский сын» Дмитрий Ионыч Старцев. И вот в «губернский город С.» — в эту провинциальную тину — попадает молодой врач Дмитрий Ионыч Старцев. Бедный разночинец, «дьячковский сын», он молод, полон сил, энергии, увлечен работой, даже в праздники не имеет свободного времени. Ему ничего не стоит пройти до города 9 верст (своих лошадей у него еще не было). В его душе звучит музыка (идя в город, он напевает романс «Когда еще я не пил слез из чаши бытия. »). Как и всякий молодой человек, он живет ожиданием любви и счастья.

Дмитрий Ионыч Старцев — обычный, средний человек. В начале рассказа — скорее, чеховский герой-интеллигент, образованный, исповедующий возвышенные идеалы, испытывающий раздражение среди обывателей, людей смертельно скучных и пустых. Он чувствует себя одиноко среди жителей города С., в беседах с дочерью Туркиных, Котиком, жалуется на пустоту окружающих его людей. Но далее (чисто чеховский сюжет) начинается испытание героя временем, бытом. Легко быть “рыцарем на час”, но труднее противостоять влиянию среды, пошлости жизни. Старцев же не был человеком сильных страстей, выдающейся личностью, он был взят Чеховым из самой гущи жизни. И противостояние Старцева миру обывателей было внешним, поверхностным, недолгим. Стремление к сытости, покою и накопительству оказалось сильнее. Куда-то выветрилось, испарилось все живое, что в недалекой молодости волновало его.

Повествуя о своем герое, Чехов не показывает «диалектики души», смены чувств, эмоций и настроений, крайне редко он использует внутренний монолог. Он часто заостряет внимание на одной детали, которая убедительно характеризует героя, его эволюцию: так передается в рассказе процесс превращения Старцева в Ионыча, процесс утраты героем своего собственного имени, человеческой личности. Подобной повторяющейся деталью, лейтмотивом является указание на способ передвижения доктора: «шел пешком не спеша (своих лошадей у него не было)» (глава 1); «у него уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке» (глава 2). Кучер Пантелеймон здесь — «двойник» Старцева, он деградирует вместе со своим хозяином, и тягостное впечатление от эволюции Ионыча усиливается.

Прежде обыватели чувствовали в Старцеве что-то чужое и звали его за спиной «поляк надутый». Теперь же его по-родственному, по-свойски зовут «Ионыч». Жалуясь на окружающую среду, он мирится с нею. Его интересы становятся такими же, как и у других обывателей: он охотно играет по вечерам в карты, а придя домой, с удовольствием считает деньги, полученные от больных. У него уже появилось имение, два дома в городе, и он присматривает третий.

Рассказ Чехова — о духовной деградации человека. Итог жизни его героя: «Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует: он равнодушен и к красоте природы, и к страданиям людей: покупая очередной дом, проходит без церемонии через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей, которые глядят на него с изумлением и страхом». «Прошло несколько лет. Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову. Когда он, пухлый и красный, едет на тройке с бубенчиками и Пантелеймон, тоже пухлый и красный, с мясистым затылком, сидит на козлах, протянув вперед прямые, точно деревянные руки, и кричит встречным “Прррава держи!”, то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не человек, а языческий бог». Сюжет рассказа выстроен ретроспективно. Само по себе повествование в прошедшем времени отдаляет событие, делает его менее актуальным для читателя в эмоциональном отношении. Но это как раз картины, где описан молодой Дмитрий Ионыч Старцев, полный надежд и счастливых ожиданий. Итог же рассказа (Ионыч на тройке с Пантелеймоном) описан в настоящем времени, что максимально приближает изображаемое к читателю. Это настоящее как бы замирает, застывает навеки — дальнейшее движение жизни уже невозможно, в будущем это настоящее может только повторяться («мгновение» остановилось, и оно антиэстетично). На бесконечную повторяемость финала прямо указывают и слова — «картина бывает внушительная» (то есть регулярно бывает). Идеей многократной, безысходной повторяемости «внушительной картины» заканчивается сюжетная линия Ионыча. Далее мы увидим, что этой же мыслью завершается и сюжетная линия Туркиных.

Любовь Ионыча и Екатерины Ивановны (Котика)

Испытание любовью. «А хорошо, что я тогда не женился». По традиции, сложившейся в русской классической литературе (и в творчестве самого Чехова), испытание героя любовью убедительнее всего помогает раскрыть его истинную суть. Дмитрий Старцев оказывается неспособным к сильной любви. Его восхищает в Котике ее начитанность, она кажется ему умной, интеллигентной. Однако любовь, едва возникнув, уже пугает его. «К чему поведет этот роман? — размышляет он, получив записку от Котика. — Что скажут товарищи, когда узнают?» И далее важное для характеристики героя размышление: «А приданого они дадут, должно быть, немало», — думает влюбленный молодой человек. Предложив «руку и сердце» и получив отказ, Старцев страдал. ровно три дня. «Потом, иногда вспоминая, как он бродил по кладбищу или как ездил по всему городу и отыскивал фрак, он лениво потягивался и говорил: «Сколько хлопот, однако!» Не случайно сопровождает эту вялую любовь и мотив увядания природы: «Приближалась осень, и в старом саду было тихо, грустно, и на аллеях лежали темные листья. Уже рано смеркалось». Его любовь (на фоне такого пейзажа) безнадежная, мелкая, робко-практичная. Но, какая бы она ни была, она одна могла быть для героя рассказа спасительной.

И вот через несколько лет Дмитрий Ионыч Старцев вновь встречает Екатерину Ивановну, приехавшую в родной город из Москвы, где она училась в консерватории. Неизменной осталась среда, жизнь и быт семьи Туркиных, но изменились главные герои рассказа. Герой утратил полное имя, а вместе с ним и полноту жизни, свою человеческую индивидуальность: ужин в клубе, деньги, которые его раньше не интересовали, являются теперь смыслом жизни. Героиня стала более зрелой, серьезной, реально оценивающей жизнь и свои возможности: «Я такая же пианистка, как моя мама писательница. ». У нее осталась лишь одна иллюзия, с которой ей тоже приходится расставаться, — это любовь Старцева. Пейзажный фон их последнего свидания тяжел, мрачен: «Они пошли в сад и сели там на скамью под старым кленом, как четыре года назад. Было темно». «Было темно», — очевидно, красота ночной природы для героя стала закрытой. Это он ее такой темной видит. Во время первого, несостоявшегося, свидания на кладбище, когда в душе его было светло, светлой, таинственной, загадочной и поэтичной была и природа. Слово «темно», «темный», кстати, повторяется во второй половине рассказа несколько раз: «темный дом и сад» Туркиных.

Темно и в душе Ионыча. Лишь на миг «затеплился огонек», стало жаль любви, утраченного счастья, и, словно при свете этого огонька, вдруг раскрылась пошлость его бессмысленной жизни. «Стареем, полнеем, опускаемся. жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей. Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего?» — жалуется он. Но тут же «Старцев вспомнил про бумажки, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием, и огонек в душе погас». Ему уже не жаль молодости, любви, несбывшихся надежд. «А хорошо, что я тогда не женился», — думает он.

На первых страницах романа голос Старцева звучал иначе: «О, как мало знают те, которые никогда не любили! Мне кажется, никто еще не описал верно любви, и едва ли можно описать это нежное, радостное, мучительное чувство. » Но теперь для Ионыча умерло все, даже его единственное поэтическое воспоминание. «И когда, случается, по соседству за каким-нибудь столом заходит речь о Туркиных, то он спрашивает: “Это вы про каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепьянах?”» Наверное, ничто так не характеризует героя, как предательство самого себя, опошление и забвение самой светлой страницы его жизни — любви. Дмитрий Ионыч стал уже частью того самого мира, который он на словах отвергает. Герой страшится любой перемены, он принял правила игры и внутренне доволен своим нынешним положением.

В рассказе важную роль играет пейзаж. На первый взгляд, может показаться лишним, не связанным с основными событиями эпизод на кладбище, где Старцев напрасно ожидает свидания: «На первых порах Старцева поразило то, что он видел теперь первый раз в жизни и чего, вероятно, больше уже не случится увидеть: мир, не похожий ни на что другое, — мир, где так хорош и мягок лунный свет, точно здесь его колыбель, где нет жизни, нет и нет, но в каждом темном тополе, в каждой могиле чувствуется присутствие тайны, обещающей жизнь тихую, прекрасную, вечную. От плит и увядших цветов, вместе с осенним запахом листьев, веет прощанием, печалью и покоем». Но это описание является поворотным, кульминационным.

В первой и второй главах мы уже видим пустоту, механистичность жизни Туркиных, но пока это все было прикрыто легким покровом поэзии. Поэтическое веяние достигло апогея в эпизоде на кладбище. После него следует сплошная проза жизни, рисующая нам постепенное, но неуклонное очерствление души героя рассказа, превращение его в грубого, страшного Ионыча (языческого бога). Сцена на кладбище — это как бы лебединая песнь той поэзии, которая робко и несмело звучала в сухой и прозаической душе Старцева. По контрасту с ней особенно печально все то, что мы узнаем о Старцеве в дальнейшем.

Екатерина Ивановна (Котик). Характеристика

«И машет платком. » Однако не только в самом Старцеве заключается причина несостоявшейся любви, несостоявшегося счастья. Его признание в любви Котику заранее было обречено на неудачу, каким бы красноречивым ни был герой. Дело в том, что у Екатерины Ивановны уже была составлена программа жизни (по книгам и вследствие незнания реальной жизни). Она отвергает Старцева потому, что жизнь в этом городе кажется ей бесполезной и пустой, что сама она стремится к некой высшей благородной цели, а вовсе не к тому, чтобы стать женой обыкновенного, невыдающегося человека, да еще с таким смешным отчеством: «Сделаться женой — нет, простите! Человек должен стремится к высшей, блестящей цели, а семейная жизнь связала бы меня навеки». Пока жизнь не докажет Котику иллюзорность этой ее программы, убедить ее невозможно. Необычно в этом рассказе двойное имя героини: Екатерину Ивановну родители зовут «Котик», причем это второе имя в читательском восприятии закрепляется как основное и даже единственное. Само параллельное употребление этих двух имен как в речи родителей (для них дочь всегда будет ребенком — «котиком»), так и в речи авторской их сталкивает, создает иронический эффект. «Котиком» может быть маленькая девочка Катя, но не взрослая женщина Екатерина Ивановна. «Котиком», которая «заметно постарела, прихварывает», героиня остается в финале рассказа: в последнем эпизоде она названа по-прежнему. Ничего не меняется в застывшем хронотопе рассказа. И в придуманном имени выражается инфантильность, искусственность, оторванность Екатерины Ивановны от жизни живой, подлинной. Придуманное имя, придуманная жизнь.

С годами Котик изменилась, повзрослела, более трезво стала смотреть на жизнь, стала Екатериной Ивановной, женщиной с «грустными, благодарными, испытующими глазами». Другим стал и Дмитрий Ионыч Старцев. Он уже не прекраснодушный романтик, за которого его принимает Екатерина Ивановна: «Какое это счастье быть земским врачом, помогать страдальцам, служить народу. Какое счастье. Когда я думала о вас в Москве, вы представлялись мне таким идеальным, возвышенным. », — говорит она, как будто цитируя надуманные книги своей матери. Герои вновь говорят на разных языках. Они меняются ролями, но непонимание остается. «Ионыч» — это рассказ не только о губительном воздействии среды на человека, но и о человеческом непонимании, разобщенности. Сожалеть об этом приходится уже впоследствии, когда выясняется, что счастье было так возможно, так близко.

В рассказе «Ионыч» словно звучит голос Чехова, обращенный к читателям: не поддавайтесь губительному влиянию уродливой среды, вырабатывайте в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавайте светлых идеалов молодости, не предавайте любви, берегите в себе человека, «не подымете их потом».

Содержание рассказа шире, чем художественное исследование жизни одного, хотя и главного, героя. Печальным послесловием к судьбам других персонажей — семьи Туркиных — автор заканчивает свой рассказ. Финал рассказа безысходен и в то же время пронзительно трогателен (опять эмоциональный контраст, так любимый Чеховым): «А Туркины? Иван Петрович не постарел, нисколько не изменился и по-прежнему все острит и рассказывает анекдоты; Вера Иосифовна читает гостям свои романы по-прежнему охотно, с сердечной простотой. А Котик играет на рояле каждый день, часа по четыре. Она заметно постарела, похварывает и каждую осень уезжает с матерью в Крым.

Провожая их на вокзале, Иван Петрович, когда трогается поезд, утирает слезы и кричит:

Такими и остаются персонажи рассказа в нашей памяти, несмотря на внешнее благополучие, несчастными людьми, с неустроенными судьбами. В финале рассказа явственно слышится притчевая интонация, обобщение, бесконечная повторяемость будничной драмы жизни: «И машет платком. » Главный герой рассказа в финале отсутствует: его эволюция свершилась, он утратил человеческое начало, намного «превзошел» Туркиных. Заканчивается рассказ все-таки живыми движениями человеческой души: в Туркине хоть что-то осталось человечески-печальное, трогательное. Эта нота человечности в конце произведения делает финал, как это почти всегда бывает у Чехова, не только печальным, но и содержит надежду на воскрешение человечности.

Финал рассказа возвращает нас к его началу, где говорится о губернском городе С. и о «самой образованной и талантливой» семье Туркиных: «Когда в губернском городе С. приезжие жаловались на скуку и однообразие жизни, то местные жители, как бы оправдываясь, говорили, что, напротив, в С. очень хорошо, что в С. есть библиотека, театр, клуб, бывают балы, что, наконец, есть умные, интересные, приятные семьи, с которыми можно завести знакомства. И указывали на семью Туркиных как на самую образованную и талантливую». Кольцевая композиция усиливает ощущение замкнутости жизненного круга, невозможности его преодоления, трагичности жизни, придает всей этой грустной истории притчевый характер, поучительный смысл не только для ее участников.

Источник

Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Adblock
detector