Как вы понимаете слова быть разумным эгоистом приведи примеры разумного эгоизма

Содержание

razumnyy egoizm

Понятие разумного эгоизма плохо укладывается в представления об общественной морали. Долгое время считалось, что человек должен ставить интересы общества выше личных. Те, кто не вписывался в эти условия, объявлялся эгоистом и предавался всеобщему порицанию. Психология утверждает, что разумная доля эгоизма должна присутствовать в каждом.

Что такое разумный эгоизм?

В чем заключается теория разумного эгоизма?

Возникновение теории приходится на период зарождения в Европе капиталистических отношений. В это время формируется представление, что каждый человек имеет право на неограниченную свободу. В промышленном обществе он становится собственником своей рабочей силы и строить отношения с обществом он будет, руководствуясь своими взглядами и представлениями, в том числе и финансовыми. Созданная просветителями теория разумного эгоизма, утверждает, что такая позиция сообразуется с природой человека, для которого главное – любовь к самому себе и забота о самосохранении.

Этика разумного эгоизма

Создавая теорию, ее авторы позаботились о том, чтобы сформулированное ими понятие соответствовало их этико-философским взглядам на проблему. Это было тем более важно, что сочетание «разумный эгоист» плохо вязалось со второй частью формулировки, потому что под определением эгоиста понимали человека, думающего только о себе и ни во что ни ставящего интересы окружения и общества.

По мнению «отцов» теории, это приятное дополнение к слову, всегда носившему негативный оттенок, должно было подчеркнуть необходимость уж если не приоритета личных ценностей, то, по крайней мере, их равновесия. Позднее эта формулировка, приспособленная к «бытовому» пониманию, стала обозначать человека, который сообразует свои интересы с общественными, не вступая с ними в противоречие.

primery razumnogo egoizma

Принцип разумного эгоизма в деловом общении

Известно, что деловое общение строится на своих правилах, диктуемых личной или корпоративной выгодой. Оно предусматривает выгодное решение вопросов, позволяющих получить наибольшую прибыль и установить долговременные отношения с наиболее полезными бизнес-партнерами. Такое общение имеет свои этические нормы и принципы, которые бизнес-сообщество сформулировало и выделило пять основных:

В соответствии с рассматриваемым вопросом, обращает на себя внимание принцип разумного эгоизма. Он подразумевает уважительное отношение к партнеру и его мнению, при этом четкое формулирование и отстаивание собственных (или корпоративных) интересов. Такой же принцип может действовать на рабочем месте любого сотрудника: делай свое дело, не мешая другим делать свое.

Примеры разумного эгоизма

В повседневной жизни поведение «разумного эгоиста» не всегда приветствуется, и нередко он объявляется просто эгоистом. В нашем обществе отказать в просьбе считается неприличным, при этом уже с детства формируют чувство вины у того, кто позволил себе такую «вольность». Однако грамотный отказ может стать наглядным примером правильного поведения, научиться которому будет совсем не лишне. Вот лишь некоторые примеры разумного эгоизма из жизни.

Лучше объяснить жене, что деньги отложены на покупку нового двигателя на автомобиль, на котором супруг ежедневно отвозит ее на работу и от этой покупки зависит не только хорошая работа авто, но – здоровье и жизнь пассажиров. При этом на слезы, крики и угрозы уйти к маме обращать внимания не стоит. Разумный эгоизм должен в данной ситуации преобладать.

Приведенные примеры выявляют две позиции отношений, которые требуют основательной коррекции. Отношения между людьми пока строятся на превосходстве требующего или просящего и неуютного состояния того, у кого просят. Хотя теория существует больше двухсот лет, разумный эгоизм пока сложно приживается в обществе, именно поэтому преобладают ситуации:

Разумный и неразумный эгоизм

После того как увидела свет концепция разумного эгоизма, понятие «эгоизм» стало рассматриваться в двух вариантах: разумный и неразумный. Первый был детально рассмотрен в теории Просветителей, а второй хорошо известен из жизненного опыта. Каждый из них уживается в сообществе людей, хотя формирование разумного эгоизма могло бы принести больше пользы не только обществу в целом, но и отдельным индивидам, в частности. Неразумный эгоизм пока более понятен и принят в быту. При этом, нередко культивируется и активно насаждается, особенно любящими родителями, бабушками и дедушками.

Источник

Что такое эгоизм

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Человек – это, прежде всего биологический вид, а уже во вторую очередь – вид разумный.

Каждому из нас присущи как положительные, так и отрицательные качества, так распорядилась природа. Но иногда трудно бывает разобраться «что такое хорошо, а что такое плохо».

ves ia oni

Подумаем сегодня вместе: эгоизм – это хорошо или нет, бывает ли эгоизм разумным и как его отличить от обычного?

Эгоизм – это …

Слово «эгоизм» произошло от греческого «эго», т.е. « я ». Следовательно, эгоизм – это поведение человека, ставящего свои собственные интересы выше интересов других людей и общества.

chto takoe egoizm

Синонимы к определению «эгоист»:

opredelenie ot ozhegova

Эгоизм вполне вписывается в контекст реализации чувства самосохранения как основы выживания человека в окружающем мире.

Логика такова: если я съем самый большой кусок с общего блюда, то дольше останусь сытым и не погибну от голода. По такой схеме эгоизм человека действует и в других сферах: личной, общественной и т.д.

Кто-то будет негодовать – мол, нашел автор оправдание одному из самых распространенных человеческих недостатков. Возражу своему оппоненту: на то человек и называется «разумным», что может и должен держать свои инстинкты в узде. Этим он и отличается от других биологических видов, обитающих на нашей планете.

znachenie po svoim printcipam

Что такое эгоизм разумный?

Современные психологи утверждают, что эгоизм может проявляться в двух формах :

Примитивный эгоизм выдает себя сразу – человеку «по барабану» интересы, чувства и желания других людей. Поведение такого индивидуума иносказательно называют «нарциссизмом».

Как правило, такой вид эгоизма присущ психически или интеллектуально незрелым личностям. В свою очередь, подобная «незрелость» является либо следствием психического расстройства (приобретенного или наследственного), либо результатом воспитания.

Вы, наверно, не раз видели и слышали, как некоторые родители всячески превозносят свое чадо, позволяют ему совершать все, что ему ни заблагорассудится. Как правило, из таких дитяток и вырастают люди, которые хотят получать от жизни все, что пожелают. Они привыкли к обожанию и вседозволенности, и потому искренне недоумевают, если вокруг них не ходят «на цыпочках» или обижаются на их поступки.

Разумный эгоизм – более зрелая форма развития этого качества.

Если говорить простыми словами, то разумный эгоизм характеризуется схемой «ты – мне, я – тебе». Человек не задумываясь отдаст «последнюю рубашку», зная, что непременно получит что-то взамен (и это «что-то» не обязательно должно быть материальным). Например, студент дает переписать свои лекции сокурснику.

Вряд ли им движет альтруизм, просто подспудно он уверен в том, что в следующий раз сокурсник сможет быть ему в чем-то полезным.

izuchim razumnii

Разумный эгоизм заставляет человека идти на контакт с другими людьми, искать сотрудничества, подстраиваться под чужие желания.

Например, цель практически любого политика, баллотирующегося на какой-либо пост – власть, желание реализовать свои амбиции. Но его электорат слышит из уст претендента заявления о предоставлении помощи всем в ней нуждающимся, об иных благих намерениях. Безусловно, часть из них все же будет реализована, только движущей силой станет не всеобъемлющая любовь к людям, а все тот же разумный эгоизм по схеме «ты – мне, я – тебе».

Другие примеры разумного эгоизма :

Как уйти от примитивного эгоизма к разумному

Безусловно, такие лица не смогут стать альтруистами, это будет идти вразрез с их внутренними установками, что повлечет разрушение их личности. Поэтому они выбирают компромиссный вариант – разумный эгоизм.

В истории масса подобных примеров – богатые люди основывают различные благотворительные фонды. В этом случае схема разумного эгоизма такая: «я бескорыстно помогаю людям (природе, синим китам, амурским тиграм и т.д.) → вы создаете мне положительный имидж, хваля меня → моя основная коммерческая деятельность у всех «на слуху» → моя прибыль увеличивается». Все счастливы → разумный эгоизм «рулит»!

Часто причиной осознанного решения избавиться от примитивного эгоизма являются ухудшающиеся отношения в семье. Жить с таким человеком тяжело, поэтому после того, как исчезает романтический флер влюбленности, семья распадается.

dobrota liudskaia

Психологи советуют, что нужно предпринять, чтобы «уйти» от примитивного эгоизма :

Вместо резюме

Всякий человек – эгоист. Суть разумного эгоизма: чтобы брать, нужно отдавать. Принцип действия: оценка любой ситуации в разрезе соотношения полученной выгоды к затраченным усилиям.

Источник

Эгоизм и эгоисты: неразумный и разумный эгоизм, его примеры

123655001

Эгоизм человека

Эгоист не умеет ставить себя на место других и анализировать свое поведение. Он не скрывает, что готов удовлетворять свои желания за счет остальных людей.

508012653Иллюстрация. Лондон, 1890. Источник: Getty Images https://img.anews.com/media/gallery/123655001/508012653.jpg

Некоторые философы считали эгоизм преступным и зазорным, тогда как другие, напротив, находили его естественным и нормальным. Иммануил Кант считал, что человеку не следует отказываться от собственной выгоды, ведь она также может быть полезной для выполнения общественного долга.

Австрийский психолог Зигмунд Фрейд считал эгоизм абсолютно обыденным стремлением. Наибольшими эгоистами Фрейд называл маленьких детей, которые требуют сиюминутного удовлетворения своих желаний, а вся их жизнь подчинена лишь внутреннему «я».

940247915Зигмунд Фрейд. Источник: Википедия https://img.anews.com/media/gallery/123655001/940247915.jpg

Эгоизм может быть иррациональным и рациональным (разумным). При иррациональном эгоист действует импульсивно, не думая о последствиях своего поведения. При рациональном эгоизме человек способен оценить ситуацию и поступить целесообразно.

Человек регулярно просит о помощи своего друга, который никогда не отказывает и помогает бескорыстно. Но когда поддержка нужна другу, человек не желает ее оказывать и ссылается на занятость, плохое самочувствие или другие причины.

Девушка притворяется больной, чтобы мужчина уделил ей больше внимания и отложил другие дела и встречи.

92032967Капиталист эксплуатирует рабочих ради выгоды. Источник: Depositphotos https://img.anews.com/media/gallery/123655001/92032967.jpg

Разумный эгоизм

Позиция, которая устанавливает для каждого человека приоритет личных интересов над интересами другого человека или общества.

Такой термин возник из-за негативного характера термина «эгоизм».

Идеи разумного эгоизма в XX веке активно продвигала американская писательница, родившаяся в Российской империи, Айн Рэнд.

Советский генетик Владимир Эфроимсон считал разумный эгоизм поведением, сформировавшимся в процессе естественного отбора в борьбе за жизнь и ресурсы.

Примеры разумного эгоизма:

Знакомый просит одолжить денег, обещая, что обязательно их отдаст. Однако вы помните, что он уже брал у вас взаймы, но так и не вернул. К тому же, вы собирались отложить эти деньги на отпуск. Вы спокойно объясняете приятелю, что не можете ему помочь, иначе останетесь без отпуска.

Сотрудника просят взять дополнительную работу, за которую вам не заплатят и которую начинал ваш коллега. Если он согласится, то придется отменить встречу с родственниками, которая была давно запланирована. Сотрудник вежливо объясняет, что на сегодня у него планы, которые никак не перенести.

Источник

как вы понимаете быть разумным эгоистом? приведите примеры разумного эгоисма

Разумный эгоист знает, что первый контакт с
человеком – самый важный и главный, который определяет – какими будут
дальнейшие их взаимоотношения. Поэтому он будет ОЧЕНЬ осторожен, ОЧЕНЬ благоразумен,
будет все время улыбаться, не обращать внимания на те мелочи, которые ему не нравятся
у того человека, с которым он сейчас контактирует. Он постарается как можно
более взвешенно подойти к словам этого человека и не будет принимать В ДАННЫЙ
МОМЕНТ никаких скоропалительных и опрометчивых решений.

Разумный эгоист обязательно будет думать и
поступать как творческая частица единого организма – Человечества. Он будет чувствовать себя творческой личностью,
от действий которой в той или иной мере зависит будущее Человечества.

Осознание себя в этой роли
сразу же ставит его выше мелкой крысиной возни, которой занимаются многие из
окружающих его людей. Это позволит ему более стойко держать удары судьбы,
выходить из них легко и просто. Это даст
ему удовлетворение собой и смысл существования. Это очень выгодная позиция!

Разумный эгоист всегда участвует в выборах.
Он знает, что только в этом случае наша страна в в конце концов станет
цивилизованной державой.

Разумный эгоист всегда будет патриотом
своей страны. Он знает, что если он живет в этой стране, то самое глупое с его
стороны – хулить ее.

Он знает коварство насилия,
он знает, что оно засасывает. И поэтому даже самые невинные формы насилия он будет
использовать только в крайних случаях.

Разумный эгоист никогда не будет верить всяким
слухам. Он всегда старается создать свое собственное мнение о событиях.

Разумный эгоист всегда с вниманием
относится к критике. Пусть даже она кажется ему глупой и вздорной. Но он
понимает, что ее все равно надо принять во внимание. И сделать хоть что-то,
чтобы ее погасить.

Разумный эгоист обязательно научится искусству: как
одновременно «и рыбку съесть и на лодке покататься» – как и откликаться на
просьбы людей и не позволять им на себе ездить.

Разумный эгоист всегда будет очень аккуратен
в своих действиях и своих словах, которые касаются окружающих его людей. Он
прекрасно знает, что их действия
напрямую влияют на его жизнь, на то, достигнет ли он успеха или будет
влачить жалкое существование.

Разумный эгоист сам себе ставит цели и сам же их добивается.
И он постарается сделать все, чтобы не выполнять цели, которые поставлены ему
другими людьми. И которые закабаляли его.

Разумный эгоист сделает все для того, чтобы очистить свою
шкалу ценностей от мусора. И на первые
места в ней он поставит свои эгоистические цели, сделав их тройкой резвых
лошадей, которые повезут его к физическому, психическому и социальному благополучию.

Источник

Разумный эгоизм — в чем заключается теория разумного эгоизма?

lazy placeholder

Понятие разумного эгоизма плохо укладывается в представления об общественной морали. Долгое время считалось, что человек должен ставить интересы общества выше личных. Те, кто не вписывался в эти условия, объявлялся эгоистом и предавался всеобщему порицанию. Психология утверждает, что разумная доля эгоизма должна присутствовать в каждом.

Эгоизм и эгоцентризм разница

Существует также сходное до эгоизма понятие – это эгоцентризм. Между категориями эгоизм и эгоцентризм разница в определении.

Эгоизм – это черта личности, часть ее характера, которая проявляется в поведении, а эгоцентризм – это способ мышления. Эгоцентрист искренне верит в существование только одного правильного мнения, и это своего. Только его идея имеет право на существование, и он устанавливает порядки, и ни чьих-то других рассуждений он слышать не станет. Центр вселенной замыкается на эгоцентрике, он пуп земли, он видит только себя во главе мира, он родился с таким чувством и оно может пройти или более-менее ослабиться в 8-12-летнем возрасте. Если взрослый человек ведет себя, как эго в прошлом, что-то произошло и это не позволило человеку повзрослеть.

Эгоизм примеры из жизни. У эгоистичных людей слишком сильное стремление иметь все, даже то, что никогда не понадобиться, но есть у других. Такое слишком заостренное внимание на собственных желаниях и их удовлетворение, даже в самый неподходящий момент, присущее малым детям, которые еще не знают, что хорошо, а что плохо, и что можно сделать сейчас же, а что может вызвать негативную реакцию в социуме. Но страшная правда в том, что такое проявления эгоизма присуще как детям, так и взрослым, которые физически давно вышли из того возраста, но психологически не повзрослели. У них нет чувства сытости, и не только в еде, а во всех вещах, им всегда мало, всегда не хватает. Им хочется непросто большой кусок торта, им нужен весь торт.

Человеческий эгоизм имеет в себе детские черты, но мозг у таких личностях работает лучше, чем надо. Им все время нужно искать пути, как заполучить больше. Необходимо придумывать хитрые уловки, как бы приобрести желаемое. Их ум все время напряжен, он направлен на вычисление способов достижения собственной выгоды.

Я – эгоист! Проблемы эгоизма и его природа

Исходя из данных Википедии, эгоизм – это поведение человека, обоснованное личной выгодой и извлечением пользы из всего, что возможно получить и, как следствие, – удовлетворение собственных потребностей. Получается, что каждый человек в этом мире эгоист.

Человеком в достижении целей движет желание получить выгоду в той или иной форме. При этом разум человека устроен так, что он не чувствует себя счастливым, если его поступок стал предметом расстройства окружающих.

Добиваясь в жизни вершин, идя к намеченной цели, мы вольно или невольно задеваем интересы других людей. Жизненный путь человека сродни теории эволюции Дарвина – чем лучше индивидуум устроен в жизни, тем больше шансов у его потомства выжить.

Эгоизм заложен в самой сути живого существа. Только у людей этот процесс ограничен некоторыми рамками социального сосуществования особей, моральными принципами и устоями

Что бы ни говорили люди о тех, кто живет ради других, не оставляя себе ничего, – это не правда. Человек, о котором идет речь, преследует другую выгоду в своем поведении. Добился же он того, что вы о нем говорите что-то хорошее. Этим он тешит самолюбие и достигает того, что вы считаете его лучше, чем он есть на самом деле.

Причины, по которым человек становится эгоистом

Проявление нездорового эгоизма – следствие неправильного воспитания ребенка с детства. Постоянно нахваливая своего ребенка, считая его исключительно умным и красивым, родители культивируют в нем завышенную самооценку и эгоцентризм. Постепенно сознание малыша работает на удовлетворение только собственных желаний и потребностей. Ведь исключительная личность должна иметь в этой жизни все! Формируется пренебрежение к проблемам и чаяниям других людей.

То же самое относится к детям, которые в своей жизни не видели к себе внимания родителей. Равнодушие и нежелание видеть в маленьком человеке личность порождает в этих детях стремление доказывать состоятельность любыми путями. Пусть даже от этого пострадают окружающие. Они оправдываю себя тем, что когда-то давно так же страдали они. Эти дети, становясь взрослыми людьми, остаются так же безучастны к проблемам ближних, как их родители во время взросления ребенка.

lazy placeholder

Проблема эгоизма

Большинство эгоистичных личностей не допускают в свой мир никого, они переживают все свои внутренние порывы наедине, и не нуждаются в сторонней помощи, но бывают среди них те, кому очень необходимо присутствие близкого человека, который поможет, услышит и поймет. Но, также бывает, что им просто необходимо физическое присутствие человека без каких-либо порывов душевных. Для таких людей отсутствие других в их жизни равно кризисному состоянию. Но с кем попало, они не будут заводить знакомства и тем более подпускать в личностное пространство. Им нелегко научиться доверять другим, они должны лично убедиться, понять на собственном опыте, что собой представляет человек и уже после такой строгой проверки они решаются доверять.

Проблема эгоизма кроется в особенностях формирования личности, обстоятельствах ее взросления, правильности воспитания. На определенных жизненных этапах взросления через влияние неблагоприятных условий у человека происходит формирование эгоистических качеств характера. Таким образом, проявления эгоизма, возможно, в любом возрасте.

Эгоизм в отношениях составляет большую проблему, поскольку в паре состоит два человека, и они обязаны любить друг друга, а не один другого, и другой себя. Часто за таким сверх стояла неуверенность в себе, и чтобы ее перебороть им пришлось много трудиться, и в результате такой работы, они отдали слишком много сил, и, подчинившись соблазну, переусердствовали, и им понравилось это новое ощущение. И когда такой человек только нашел себе пару, или вернулся в свои текущие отношения совсем другим человеком, то начинаются проблемы. Для эгоистичной личности как будто все нормально, даже еще лучше, чем было, ведь она теперь знает себе цену, значит, может и в два раза больше требовать. Она не понимает, что такое поведение мешает строить отношение, ведь все внимание и забота дается только одному человеку. Пара она же на то и пара, если в ней два человека, то и инициатива должна исходить от каждого.

Эгоизм в отношениях разбивает семьи и судьбы людей. Но если человек дорожит отношениями, он будет работать над собой и сможет измениться.

Эгоизм считается проблемой в том плане, что человек, который тратит жизненную энергию на себя, часто не замечает, как отравляет жизнь другим, не внимая их потребностям, он никогда не сможет почувствовать радость от бескорыстного поступка для других.

Эгоизм и альтруизм. Если сравнивать альтруизм и эгоизм, то можно выделить в них общую идею – ценность человека. Вот только в альтруизме уважаются потребности других и делаются бескорыстные поступки для их блага, а в эгоизме человек уважает себя сам и реализовывает личные потребности.

Чувство эгоизм может чередоваться с альтруизмом, в зависимости от того какие жизнь приносила уроки. Человек мог однажды сделать бескорыстное доброе дело, а в ответ получить непонимание и осуждение его поступка. Тогда в нем включается механизм защиты и он с того момента начнет делать добрые дела только для самого себя. Здесь также есть его ошибка, поскольку нельзя обобщать все случаи, есть на свете искренние благодарные люди, которые оценят поступок, нельзя так сразу разочаровываться в людях. В обществе бытует проблема, связанная с неприятием ни эгоистических себялюбивых поступков, ни жертвенных альтруистических. Эгоистичные поступки осуждают за угождение потребностей одной персоны, а в альтруизме пытаются найти подвох.

Суть эго

Не секрет, что многие психологи пытаются укрепить эго человеку, попавшему к ним на прием. Считается, что с «хорошим ЭГО» жизнь непременно наладится. И действительно они во многом правы. Итак, суть эго:

Глупый пример: когда пьяный проснулся на лавочке, он пытается определить кто он (пусть будет Вася), где он (пусть в Сыктывкаре), целы ли руки и ноги, какой месяц и день года. И если все хорошо, он успокаивается, ибо контроль эго он выдержал и можно жить дальше. Т.е. он идентифицировал себя.

Так же и мы с вами, уважаемые друзья, с помощью механизма самонаблюдения или анализа определяем свои желания, свои жизненные позиции, свои мотивы и т.д. То есть через эго мы живем своей жизнью.

Не трудно из предыдущего пункта представить, коль мы с помощью эго познаем себя, то и, что естественно, с помощью «здорового эго» мы можем управлять собой. Все жизненные позиции, вся реализация лежит в области эго. И если вы, дорогой человек, решите самореализоваться, то мотивировать вас встать с дивана будет именно ваш эгоизм.

Что же сказать об этом. Все просто. Даже в детском садике, когда малышу бросили песок в глаза, или забрали его любимую машинку, хочется сделать то же самое в ответ. Вы скажете, что это приводит к эгоизму? Я же скажу, что нет. Это и есть правильный и здоровый эгоизм.

Кто будет защищать свою территорию (дом, семью, родину, достижения), если это не сделает эго?

Если же мы не будем защищаться, т.е. не будем ставить границ для чужих людей, уже завтра нас смогут споить, убедят ограбить банк или заставят воевать на стороне нелюдей, которые вылечат нашу с вами наивную доверчивость в один миг.

«Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас!» – таков девиз одной древней телепередачи. Только полноценно понимая себя и свои особенности, мы сможем реализоваться.

Высокий заработок, творческая реализация, здоровые амбиции и даже спортивная злость – все это «ордена и медали», которыми может обладать здоровый эгоизм. А без этого ничего серьезного в нашей жизни сделать, увы, нельзя.

Как это не эгоистично звучит, но даже любовь к другому человеку мы познаем через свое эго. Ибо эго познает (сравнивает, сверят, различает), а душа реагирует, чувствует. С помощью эго мы можем даже понять, как мы любим близкого человека и за что. С помощью нашего механизма эго мы можем даже усилить или укрепить нашу любовь.

Итак, эго – это не грех, эго – это не способ ухудшить нашу жизнь. Эго – это всего лишь механизм различения своих и чужих,»что такое хорошо, и что такое плохо».

Разумный эгоизм

Существует теория разумного эгоизма. Человек, которому присущ разумный эгоизм отстаивает свое мнение, отказывается от той точки зрения, которую навязывают, поскольку она может нести ущерб личности. Он готов к компромиссу, если это вариант выхода из конфликтной ситуации. Если ощущает угрозу для себя или своих близких, то применяет все возможные способы защиты.

Человек с разумным эгоизмом никогда не будет подчиняться другим, это ниже его достоинства, но и не позволяет себе руководить жизнью других, и не делает этого даже, если может это использовать. Если стоит вопрос о выборе, то здоровый эгоизм подсказывает, что нужно его делать в личную пользу и не предаваться чувству вины.

Разумный эгоизм уделяет внимание не только собственным потребностям, но и потребностям других людей так, чтобы удовлетворение собственных не задело интересы других. Нужно высказывать свое мнение, даже если оно противоположное мнению всех других. Можно высказывать свою критику в адрес других, но, не опускаясь, при этом до уровня оскорблений. Действовать по собственным принципам, но также уважать желания и замечания партнера. Человек, следующий здоровому эгоизму, имеет особый склад ума, благодаря которому лучше понимает жизнь. Когда дело идет о материальных вещах, человек не зацикливается на полноте собственной выгоды. Он старается получить свое, но при этом, не идя по головах, и не причиняя страданий другим, склонен сотрудничать и находить компромиссы. В нем больше этичных принципов, чем эгоистических порывов.

Человек, который занимается самоусовершенствованием, делает это лично для себя, соответственно другие люди в это не вмешиваются. Но в этом самоусовершенствовании он может зайти очень далеко, может начать учить других, как нужно жить, тут уже смывается немного грань между разумным эгоизмом и обычным.

Эгоизм антоним к этому слову альтруист. Разумный эгоизм – это также альтруизм.

Пример разумного эгоизма. Когда человек делает бескорыстную полезную деятельность, в результате получается радость и счастье. Поскольку на это счастье и рассчитывалось, то человек, который сделал этот поступок, также проявляет радость, значит, цель достигнута. Всем от этого только хорошо.

Каждый человек действительно в некоторой степени эгоист, поскольку он должен каждый день о себе заботиться: есть, спать, одеваться, зарабатывать деньги, тратить их в первую очередь на себя. Это абсолютный разумный эгоизм. Работа над своим телом, развитие своего мозга, работа над своей духовной сущностью – это также разумный эгоизм, который дает благо всем.

Эгоизм: как его определить и измерить?

Эгоизм – самая распространенная причина проблем человеческих отношений. Как часто она принимает гипертрофированные формы и у молодежи, и у взрослых! Можно ли определить, эгоист я или нет? Как перевоспитать себя? Что говорит об этом христианская этика? Применимы ли христианские принципы в экономических, общественных отношениях? Размышляет экономист, преподаватель Алла БЫЧКОВА.

Немного об авторе

А. Бычкова – кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы, кредит, бухгалтерский учет и аудит» Омского университета путей сообщения. На занятиях по экономическому анализу применяет эвристические методы, методику М. Рокича.

Накапливая итоги анкетирования студентов, автор статьи обнаружила интересные закономерности. Они вдохновили ее проанализировать взаимосвязь таких категорий как грех, эгоизм, нравственные ценности, альтруизм, милосердие и христианский долг.

«Замеры» эгоизма

В рамках изучения студентами эвристических методов с 2012 по 2017 г. по методике М. Рокича мной было опрошено 269 студентов второго и третьего курсов обучения – это молодые люди в возрасте от 19-20 лет.

Результаты анкетирования показали, по какому принципу молодые люди выбирают решения в деловой сфере (в ходе учебы, прохождения практики на предприятиях, первого опыта работы). У опрошенных доминирует «стремление к развитию собственной карьеры» (43,5 %). А вот «стремление своей работой принести пользу» мотивирует всего 9,3 % опрошенных студентов.

В личной жизни среднестатистический студент предпочитает «стремление к собственному благополучию» (30,5 %), а вот «забота об окружающем мире» (21,2 %) определила большую лояльность студентов к окружающим, к близким людям. Такое распределение ответов студентов оказалось устойчивым, не зависящим ни от профиля направления обучения, ни от курса, ни от времени проведения исследования. Эти результаты свидетельствуют о высоком уровне эгоизма у студентов.

От защиты – к нападению

Полученные результаты мы обсуждали со студентами с точки зрения оценки «качества» сотрудников предприятий и задачи построения отношений в семье. Студенты единодушно отмечали негативный характер таких ценностей: низкий уровень комфортности и высокую степень конфликтности в рабочем коллективе сотрудников; возможное деструктивное поведение сотрудников в случае непредвиденных, кризисных явлений в бизнесе; сложности в управлении таким коллективом. И никто из студентов не хотел бы создавать семью с человеком, который не сможет жить для семьи и ради семьи, отдавая близким свои заботы и труды.

Вместе со студентами мы пытались найти способы самосовершенствования, позволяющие добиться баланса личностных характеристик, то есть понять, как научиться делать правильный выбор, не только обеспечивая при этом свое благополучие, но и сохраняя уважение окружающих людей.

При этом активное сопротивление студентов вызывала необходимость поступаться своими интересами для поиска этого баланса.

lazy placeholder

Пожалуй, это самое сложное для современного молодого человека – научиться отказываться от каких-либо благ ради интересов ближнего. Вероятно, это и есть проявление эгоизма. И наша система воспитания и образования – и в семье, и в воспитательных и образовательных учреждениях не дает ответа на вопрос, как мотивировать себя на это, как в жизни находить такой баланс? Судя по итогам анкетирования, пока результатов в этом направлении у нас нет.

При сопоставлении результатов анкетирования обнаруживается еще один негативный вывод. Среднестатистический студент пытается совмещать две социальных роли: одна – жесткое следование собственным интересам в деловой жизни, а другая – достаточно лояльное, внимательное и заботливое отношение к окружающим и близким людям. Эти двойные стандарты поведения могут привести личность к внутреннему конфликту.

Парадоксально, но эти трудности наших взаимоотношений мы можем оправдать, например, тем, что, с точки зрения современной психологии, эгоизм – это «ценностная ориентация, качество человека, благодаря которому он ставит собственные интересы превыше интересов других людей, и это – полезное качество человека, так как помогает личности самоопределиться и действовать самостоятельно, проявляя волю и характер», но, безусловно, до определенных пределов [1]. При этом наука выделяет разные виды эгоизма: иррациональный и рациональный; активный и пассивный; примитивный, разумный, здоровый, гедонизм и изощрённый эгоизм [2].

Существуют и другие классификации эгоизма, которые возникли неслучайно. Внешние социальные, экономические и политические условия, глобализация мировых экономик, кризис самой государственности – все эти сложные условия нашей жизни заставляют нас защищаться самим и защищать своих детей, используя эгоистические принципы.

Казалось бы, объективные условия оправдывают такое поведение людей. Но как провести тонкую грань между защитой от внешних угроз и «нападением» – проявлением явных перекосов своего эгоистического начала? Этот вопрос остается очень сложным.

Золотая середина

Можно ли принять эгоизм в разумных пределах как неотъемлемую часть природы человека или нужно добиваться полного отказа от этой опасной черты человеческого характера? Вероятно, нужно придерживаться какой-то золотой середины.

Почему? Эгоизму можно противопоставить альтруизм, который определяется как «бескорыстная забота о благополучии других, приношение в жертву своих выгод в пользу блага других людей или общества» вплоть до полного самоотвержения [3].

Проявления самоотвержения известны нам из житий православных святых, подвиг которых остается непонятен большинству. Люди, далекие от веры, идут путем проб и ошибок и ищут оптимальные поведенческие решения для себя. К сожалению, за период советской эпохи мы потеряли основные знания о христианстве, понимание христианских заповедей, утратили представление о нравственном эталоне поведения человека. Оно ушло из опыта жизни нескольких поколений людей – так мы потеряли идеальную модель человека. Проявление же греховного, эгоистичного начала человека носит сегодня массовый характер, что, по-моему, уже формирует риски экономической безопасности в целом.

Как православный человек, понимающий суть проблемы, тревожусь о том, как помочь светскому молодому человеку делать правильный выбор.

Эгоизм молодых людей, возросший на максимализме молодежи – это объективная реальность.

Но есть и другая грань проблемы – наши дети копируют нас в поведении.

Эгоизм взрослых сегодня приобретает настолько гипертрофированные формы, что это приводит наших детей к серьезным психологическим проблемам, а иногда даже к суициду. Мне приходилось наблюдать это в собственной педагогической практике.

Границы личного пространства

Словом, о необходимости поиска оптимальных поведенческих решений приходится задумываться всерьез. И размышляет об этом, в частности, современный раздел психологии – психология личного пространства человека (под личным пространством имеется в виду зона его комфортной жизни [4]). Что требуется для контроля проявлений эгоизма? Сделать так, чтобы личное пространство не ущемляло и не стесняло интересов других людей, не затрагивало их личное пространство.

При этом стоит признать, что параметры личного пространства у каждого свои. Тогда возникает вопрос, как разделить личные зоны не в частном, конкретном случае, а как общий принцип взаимоотношений людей? В некоторых публикациях эта проблема называется парадоксом милосердия: «человек стремится сделать себе хорошо и одновременно готов добровольно углубиться в чужое «плохо» [5].

Но традиционное понимание милосердия как «чувства готовности оказать бескорыстную помощь, прощение» часто понимается нами как, например, необходимость заниматься благотворительностью как сферой своей деятельности, а не как принцип жизни, проявляющийся во всех жизненных обстоятельствах.

При этом самый важный признак милосердия – прощение, уходит на второй план, уводя за собой основной смысл нравственной ценности – жить для окружающих людей, борясь со своим несовершенством и не обращая внимания на деструктивное поведение других людей.

Труд как тренировка души

Христианское понимание милосердия как добродетели неразрывно связано с заповедью любви к Богу, которая диктует нам в любом человеке видеть образ Божий независимо от его недостатков и исполнять свой христианский долг.

Получается круг взаимосвязанных и взаимозависимых явлений, каждое из которых является одновременно и причиной, и следствием: без веры в Бога мы не сможем быть милосердными, а, поскольку вера в Бога недоступна людям неверующим, то они никогда не смогут решить проблему управления своим эгоизмом.

Может быть, имеет смысл через определение сути христианского долга выйти за пределы этого замкнутого круга? Попробуем.

Христианский долг – это еще одна «вершина» христианства, определить которую достаточно трудно. С точки зрения логики долг относится к роду принятых обязательств личности перед другими и подлежит безусловному исполнению.

Долг бывает формальный, например, финансовый, и неформальный, например, обязанности младшего поколения перед старшим; долг родительский; воинский долг; государственный долг; гражданский долг и др. В науке этим направлением занимается деонтология или деонтологическая этика – учение о «проблемах морали и нравственности» или этика долга, долженствования [6].

Деонтология рассматривает долг как «внутреннее переживание принуждения», основанного на определенных правилах поведения в границах определенной этической системы.

Этическая система христианства ставит задачу долга более конкретно – воспитание души в каждодневном труде, через который проявляется богоугодное служение человека. Тогда, может быть, для разрешения противоречия и поиска золотой середины между эгоизмом и альтруизмом позаимствовать из христианства рациональное зерно в понимании христианского долга – а именно, долга как добросовестного труда во всех сферах жизни и во благо окружающих людей.

Не нужно усложнять: добровольно углубляться в чужое «плохо», заботиться о благополучии других, приносить в жертву свои выгоды, а просто честно выполнять свою часть работы.

Возможно, это путь, способный помочь любому отойти от эгоистических амбиций, потому что работу надо выполнять хорошо.

Такой подход позволит перенести центр тяжести проблемы со вселенской борьбы против эгоизма на ответственное отношение к своему собственному делу, к его качеству, к тренировке своей души, чтобы отдавать созданное тобой людям.

Этот принцип одинаково защищает и интересы личные, и интересы окружающих людей. Может быть, это и есть искомая золотая середина? Тогда как ей последовать и где взращивать такое ценностное начало? Очевидно, что в семье.

Вот здесь и вскрывается, вероятно, одно из следствий эгоизма – мы не умеем воспитывать честное отношение к труду в наших детях, мы не тренируем их делать свою работу как следует, добросовестно. Не ради карьеры.

Современного студента даже ради учебы очень трудно заставить сделать хорошо, качественно какую-нибудь работу. Еще труднее мотивировать его переделать плохо выполненную работу. И в этом поведении наши дети, к сожалению, тоже копируют нас.

Частные выводы: наука «логика» и основы христианства

Применение логических основ философии научных исследований к определению понятия «грех» позволяет трактовать его как отклонение от правил и законов (невыполнение должного) или прямое их нарушение (замена предписанного поведения на собственные действия).

Конечно, когда мы говорим «грех», имеется в виду отступление от Закона Божьего, что определяет духовную сферу как предметную область греха. Можно ли назвать грехом любое преступление, описанное в различных формальных, признанных и утвержденных обществом документах, и в неформальных законах человеческих отношений? Этот вопрос отнюдь не риторический.

Конкретизация вида законов, в данном случае закона Божьего, определяет духовную сферу или предметную область греха. К признакам этого определения, позволяющим описать эту духовную сферу относятся такие формы его проявления как помышление о грехе, желание и намерение совершить грех, грех словом и грех делом [7, с.265]. Поскольку грех может проявляться в разных сферах человеческой жизни – личной, семейной, профессиональной, общественной, то границ применения термина не существует.

Попытаемся соотнести суть понятий эгоизма и греха с точки зрения логики.

Дело в том, что, например, святитель Тихон Задонский не упоминает эгоизм среди греховных состояний человека. И не зря! Вероятно, любое деяние человека – помышления, желания, намерения, слова или дела – может иметь некоторую характеристику целей его реализации – для себя или для других. С этой точки зрения даже полезное дело или помышление о нем может при достаточно пристальном рассмотрении оказаться грехом, потому что преследует только собственные интересы. Вот это то, что очень трудно увидеть в себе и тем более признаться в этом на исповеди.

У меня есть собственный опыт такого прозрения: в свое время у меня очень трудно и медленно шла работа по подготовке моей диссертации. Мне трудно было признаться себе, что уникальный коммерческий эффект в диссертационных предложениях в случае их реализации может обеспечить мне очень неплохой жизненный доход. И я не могла эти идеи отдать миру, я думала только о себе и о своей семье. Но когда я это поняла и исповедовала, я нашла другой способ реализации своих возможностей.

Получается, эгоизм – это не сам грех, а некоторая характеристика целей любого греха. И не обязательно греха! То есть и сам грех нужно трактовать шире! Грех в этом случае необходимо толковать и как (1) отклонение от правил и законов (невыполнение должного) или прямое их нарушение (замена предписанного поведения на собственные действия), и как (2) любое деяние человека, преследующее только собственные интересы индивидуума.

Тогда формы проявления греха могут быть следующие:

– помышление о грехе или о только собственной выгоде в благом деле,

– желание и намерение совершить грех или неосознанное желание и намерение проявить эгоистическое поведение в благом деле;

– грех словом, грех делом или слова и дела, проявляющие эгоистическое желание достижения только собственной выгоды в благом деле.

Спорные утверждения? Возможно. Но такая трактовка объясняет, как незаметно вкрадывается грех в человеческую жизнь, как незаметно для себя мы становимся эгоистами, оправдывая свои греховные деяния благими целями.

Очень важно различать эти тонкости. Тем более, что о необходимости и важности понимания греха, его проявлений и борьбы с ним в виде оценки значимости нравственных ценностей субъектов как ориентиров, помогающих уйти от деструктивного поведения, писали известные экономисты и философы: А.Смит, М.Вебер, К. Эрроу, Д. Норт, Д. С.Лихачев, П.Ульрих и многие другие.

Весьма интересное философское представление о природе, сущности нравственных ценностей привел в своей научной работе «Ценность и экзистенция. Основоположения исторической аксиологии культуры» И.И.Докучаев.

Ценностью он называет идеальную модель какого-либо явления, которая включает «субъективные и объективные требования человека и имеет иерархическую структуру, в центре которой лежат важнейшие ценности, определяющие смысл человеческого бытия, а на периферии – ценности, определяющие различные стороны человека, общества, природы и культуры» [8, с. 21].

Степень устойчивости ценностной структуры общества зависит от степени согласованности мировоззрения каждого человека с общепризнанным и поддерживаемым в настоящий момент в обществе характером ценностей.

Чем выше эта степень согласованности, тем больше вероятность того, что признанные всеми общечеловеческие ценности сцементируют сообщество людей, тем самым создав основу стабильности всех видов деятельности.

В идеале так должно быть. Но, похоже, что российские условия доказывают наличие обратных процессов. Что же делать? Может быть, сопоставить эту идеальную модель с христианской нравственной моделью, и именно в ней найти рецепты борьбы с экономическими проблемами, хотя бы в той части, где их создает человеческий эгоизм?

Надеюсь, что проблемы, поднятые в моей статье, не оставят вас равнодушными, а мои выводы и предположения станут поводом для дискуссии.

Для тех, кто заинтересован обсудить тему,

предлагаю следующие вопросы:

Список электронных источников

К печати подготовила Валентина Киденко

Фото предоставлено автором статьи и из открытых источников

Примеры эгоизма

Каждый человек может назвать примеры эгоизма из жизни своих близких, или собственной. Практически каждый человек имеет в круге знакомых такого ярого эгоиста. Его стразу можно вычислить, он в принципе и не скрывается, а наоборот, старается быть у всех на виду.

Эгоист очень расчетливый человек, он прежде чем возьмется за дело, подумает насколько оно ему выгодно, каких плодов ему принесет его участие и, взвесив все плюсы и минусы, он соглашается на дело или нет. Быстрых решений он в деле не принимает.

Практически все разговоры с ним будут так или иначе, но обязательно сводится к его личности, обсуждению его успешного прошлого и удачливости в теперешнем времени. Эгоист признает существование только своего мнения. Он даже представить себе не может, что мнение окружающих, даже намного более опытных людей, чем он сам является, может быть верным. Если обстоятельства заставляют, он сможет найти выход из положения, но только за счет усилий других, или совсем несправедливо обвиняет их. Его совершенно не интересуют интриги или проблемы других, он живет себе спокойно, пока ничего его не затрагивает.

Примеры эгоизма из жизни. Владея техниками манипулирования, заставляет других уступать ему. Если ему предлагают компромисс, он отказывается от него и ждет, когда человек сдастся. Эгоистичные личности часто любят раздавать советы о том, как правильно жить, хотя сами далеко не являются образцами для подражания. В любом деле находят выгоду, или откровенно без задних мыслей требует ее. Можно также привести примеры эгоизма из жизни за характерными внешними особенностями данного типа людей.

Проявления эгоизма. Эгоиста очень заботит его внешность, он смотрит на себя и любуется. И чтобы все время быть для себя красивым, ну и для других тоже, ему необходимо много времени уделять внимание себе перед зеркалом. Почти всегда эгоисты – это самые привлекательные люди, зацикленные на своем теле, они не могут налюбоваться своей внешностью и знают, что нравятся другим. Чтобы красивую внешность подчеркнуть, они одеваются очень стильно, иногда, даже эпатажно. Эгоистичная личность всегда старается произвести хорошее впечатление, поэтому в своем поведении пользуется хорошими манерами, старается создать впечатление воспитанного человека. Также эгоистичного человека среди других выделяет его лексикон, он рябит фразами: «цель оправдывает средства», «мне все можно», «я намного лучше», «я самый…», «у меня», «я хочу», «для меня» и так далее.

Эгоизм в жизни. Эгоистичные личности могут применить особенности своего характера, работая во властных структурах, милиции, военном деле, бизнесе, косметологии.

Примеры эгоизма в литературе. Скарлетт «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл, Вронский «Анна Каренина» Л. Толстой, Дориан Грей «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда и другие.

Очень известным и ярким примером эгоизма может послужить Грушницкий «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтов. Сам автор считает, что Грушницкий низкий и фальшивый. Герой делает все наперекор самому себе. Он желает чувствовать то, чего не может ощутить, старается чего-то добиться, но не того, что ему поистине нужно.

Он желает, чтобы его ранили, хочет быть просто солдатом, который вместе с тем, несчастлив в любви, хочет приходить в отчаяние. Он мечтает об этом, но судьба распоряжается по-другому, уберегая его душу от жизненных потрясений. Если бы он влюбился, а девушка не ответила взаимностью, он бы разочаровался в любви и навсегда закрыл свое сердце. Он так желал стать офицером, но получив известие о производстве, навсегда забрасывает свой прежний костюм, который так любил, как оказалось на словах.

Примеры проявления эгоизма показывают, что проблема существует, и много людей стает несчастными из-за собственной неразумности. И если опамятоваться, посмотреть на свою жизнь и вынести из нее урок, то можно измениться, избавиться от эгоизма, поскольку счастья он не сулит, а только разбивает человеческие сердца и судьбы.

В сочинении имеются отсылки к рассказу О. Павловой.

Эгоизм — это стремление человека поставить себя выше всех и, если ему это удаётся, то такому человеку кажется, что мир вертится только вокруг него. Это качество относит-ся к отрицательным, ведь за ним стоят нескромность, гор-дыня, иногда даже бессердечие.

В рассказе О. Павловой мы можем найти несколько персонажей-эгоистов.

Макс Смирнов, желая сострить, не стесняется передраз-нивать заикающегося Жукова. Для Кати Лебеде-вой привычно самовлюблённо восхищаться своей вышивкой. Несмотря на то что Макс — капитан школьной баскетбольной команды, а Катя красива и талантлива, они не вызывают симпатии у читателя.

А потому что эгоизм сводит на нет все добродетели чело-века, делая его неприятным, бездушным.

Я считаю, что эгоизм — одно из самых неприятных ка-честв в человеке. Это самовлюблённость, жажда внимания и глупость вместе взятые. Эгоист не замечает людей вокруг, наоборот — он ждёт обожания, преклонения.

Давайте посмотрим, обратившись к предложенному тек-сту, какими неприятными могут быть проявления эгоизма.

Катя Лебедева настолько не сомневается в собственном превосходстве, что ни на секунду не допускает мысли о том, что Жуков напишет своё сочинение не о ней. Самовлюблён-ная девочка принимает его доброе отношение без благодар-ности, с «притворным недовольством». Наверня-ка именно о ней и написал Вовка: «Настоящий талант без доброты — это как мёртвые цветы».

Я, к сожалению, тоже бываю эгоистичной. Мне до сих пор стыдно за деньги, которые я брала долгое время у своей бабушки на мелкие расходы, пока мама не сказала мне, что бабуля экономит на себе, чтобы собрать мне эту сумму. А ведь я даже не подумала о том, что бабушкина пенсия со-всем маленькая.

У эгоистов, как я поняла даже из своего опыта, все ин-тересы ограничены собственным «я».

Я думаю, эгоизм — это нежелание понимать, что в этом мире существует кто-то ещё, кроме тебя. Себялюбивый че-ловек считает себя умнее, лучше, достойнее других.

Эгоизм — качество, отличающее Катю Лебедеву из рас-сказа О. Павловой. Все считают её первой красавицей, ей легко даются предметы, но при этом она надменна, груба и нескромна: свою вышивку Катя называет восхитительной, хвастается ею. Согласитесь, такое поведение эгоистично.

Не лучше ведёт себя и Макс Смирнов: не стесняется пе-редразнивать заикающегося Жукова, ведёт себя вызывающе.

И только Вовка Жуков своим сочинением преподал урок всем тем, кто ведёт себя эгоистично в их классе.

Нет красоты в человеке, если он любит только себя и свои достижения.

Эгоизм — это такое поведение человека, когда он думает только о себе и своих достоинствах. Эгоистам нередко свой-ственно самолюбование.

Обратимся к тексту О. Павловой, чтобы доказать эту мысль. Катя, умеющая хорошо вышивать, приносит свои работы в класс. Стараясь привлечь внимание всех к своим картинам, называет вышивки «прекрасным садом», восхи-щается ими, ищет подтверждения своим восторгам в реак-ции окружающих.

Её самомнение неприятно, но Катя этого не замечает. Кроме того, она уверена, что о её талантах обязательно рас-скажет влюблённый в неё Вова. Даже не дослушав его сочи-нение, она комментирует читаемое, чтобы лишний раз обра-тить на себя внимание.

Евгений Онегин из одноимённого романа А. С. Пушкина тоже эгоист, и себялюбие лишило его друга и искренней любви.

Эгоистичные люди, как правило, вызывают неприязнен-ные чувства.

Эгоизм — это пренебрежительное отношение к другим и демонстрация своих мнимых и реальных достоинств. Эгои-сты любят только себя.

Докажем эту мысль примерами из текста О. Павловой. В классе, где учится девочка Катя, все давно заметили, что тихоня и троечник Жук влюблён в неё. Однако Катя унижа-ет его, демонстрируя своё пренебрежение. При-творное недовольство звучит и в её словах, когда Катя слу-шает сочинение Вовки, уверенная в том, что оно написано о ней. Материал с сайта

Зато свои работы девочка непременно подписывает, вос-хищается ими, хвастается, что будет организована выставка её «восхитительного сада». Катя пока не по-нимает, как несчастна в своём эгоизме: не способная полю-бить кого-либо другого, кроме себя, она обречена на одино-чество.

Впрочем, это закономерно: мало кому захочется общать-ся с человеком, которому интересен только он сам.

Эгоизм — это отвратительное свойство человека считать себя лучше всех остальных. Эгоист, как правило, бездушен и самоуверен, он не считается с чувствами окружающих людей.

Так, в тексте О. Павловой неприятное впечатление ос-тавляет о себе Катя, хотя она хорошо поёт, рисует, вышива-ет. Однако её талантом не хочется восхищаться, потому что девочка это постоянно делает сама.

Решив, что она самая лучшая и ей всё позволено, девоч-ка легко оскорбляет одноклассника. Когда захо-дит речь о двустишии влюблённого мальчика, Катя презри-тельно кривится. Эта эгоистка осознаёт лишь собственную исключительность.

Чтобы всем хорошо жилось в обществе, каждый должен думать не только о себе, но и о других.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

В текстах для подготовки к ЕГЭ мы не раз встречали проблему эгоизма в различных ее проявлениях, каждое из которых является заголовком в нашем списке. К ним подобраны литературные аргументы из зарубежных и отечественных книг. Все они доступны для скачивания в виде таблицы, ссылка в конце подборки.

Здоровый эгоизм: почему заботиться о собственных интересах вполне этично

Эгоистов принято порицать, а готовность жертвовать своими интересами ради чужих считается оптимальной моделью поведения в благополучном обществе. Но так ли все однозначно? Питер Шварц, почетный член и бывший председатель совета директоров Института Айн Рэнд в книге «В защиту эгоизма: почему не надо жертвовать собой ради других», которая недавно вышла в издательстве «Альпина Паблишер», развенчивает ряд мифов об эгоизме и утверждает, что у каждого из нас есть неотъемлемое право пользоваться результатами собственных трудов себе во благо.

Мы формулируем свои представления о мире с помощью понятий. Но в нашем обиходе нет понятия «доброго» эгоизма. Определение, которое должно относиться к честным вершителям своих судеб, переносится на беспринципных захребетников.
Аутентичное определение эгоизма («действовать в собственных интересах, подчиняясь голосу разума») ловко изъято из нашего лексикона. И это не просто ошибка альтруистов, — это самый настоящий подлог, чудовищное искажение фактов, в результате которого из языка исчезли понятия, которыми можно было бы оперировать при сравнении альтруизма с эгоизмом. Альтруизм всегда хорош, а эгоизм — плох. Отсутствует само поле для дискуссий о том, хорошо или нет быть эгоистом. Понятие разумного, творческого и независимого человека оболгано и вычеркнуто из нашего обихода.

Свою ложь альтруисты расцвечивают рассуждениями о том, что эгоист — существо равнодушное и бесчувственное, что его интересуют только деньги, что дружба и любовь несовместимы с преследованием личных интересов и что все эгоисты — зацикленные на себе мизантропы. На самом деле личная заинтересованность может быть и материальной, и духовной. Посудите сами: тот факт, что у вас есть друг или любимый человек, дает вам массу преимуществ. Мы общаемся лишь с теми людьми, которые нужны нам. Мы любим лишь тех, кто нам дорог. И если вдруг, наслушавшись альтруистов, вы воспылаете любовью к первому встречному (если такое вообще возможно), — о, это будет воистину самоотверженный поступок! Возлюбить чужого, и тем более врага, — для этого требуется полное самоотречение. Но настоящая любовь всегда эгоистична. Ее не раздают направо и налево как милостыню. Только представьте себе: вы объясняетесь кому-то в любви не потому, что видите в любимом массу достоинств, а просто из жалости. Это же полный абсурд. Любовь не имеет ничего общего с благотворительностью. Мы любим потому, что данный человек для нас бесценен. И такая любовь доставляет бесконечную радость. Любить, желать прожить всю жизнь с человеком, который для нас олицетворяет все самое прекрасное на свете, — очень личный и эгоистический выбор. И только грубый и бессовестный альтруист способен все перевернуть с ног на голову, называя любовь и дружбу жертвенными отношениями.

Питер Шварц, «В защиту эгоизма»

Альтруисты извратили не только понятие «эгоизм». У них свое, особое представление о жертвенности. Что значит «пожертвовать»? Вряд ли это значит просто что-то кому-то отдать. Если мы даем продавцу в магазине деньги, чтобы купить продукты, это всего лишь сделка. При этом мы отдаем меньшую ценность (деньги) за большую (продукты). Жертвенный поступок означает нечто прямо противоположное: мы отдаем большую ценность в обмен на то, что вообще не представляет для нас ценности. Пожертвовать — значит понести убыток: именно поэтому альтруисты и считают жертвенность добродетелью. Если старшеклассника отвлекают от учебы, вынуждая мыть полы в школьной столовой, его заставляют приносить жертву. Если мать велит сыну отдать любимую игрушку сорванцу, который непременно ее сломает, — она требует от сына жертвы.

Простой рабочий, сующий пьяному бродяжке часть своего заработка (его вдруг взяло за живое, что кому-то живется еще хуже, чем ему самому), тоже приносит жертву. Можно привести в пример множество поступков, совершаемых в ущерб собственным интересам во благо других.

Дальше — больше. Отказ от сегодняшних удовольствий ради будущих благ альтруисты тоже называют самопожертвованием. Но если кто-то упорно трудится, чтобы стать выдающимся нейрохирургом или скрипачом, причем здесь жертва? Совершенно ни при чем. Напротив, распланировать свою жизнь так, чтобы в будущем получить максимальную отдачу (и в материальном, и в духовном смысле), — значит поступать как самый настоящий разумный эгоист. Пожертвовать ладью, чтобы взять ферзя, — не слабый, а, напротив, очень сильный ход. Вот если вы захотите сыграть в поддавки из жалости к слабому противнику, тогда такой шаг вполне можно будет назвать жертвой. Солдат, идущий на войну, когда враг перешел границу, не приносит никакой жертвы. Он просто защищает от агрессора свою свободу и своих близких. Но если его отправляют на край света с так называемой «гуманитарной миссией» (например, чтобы остановить межплеменную резню), его поступок можно назвать жертвой, потому что конфликт в далекой стране совершенно не затрагивает его личных интересов.

«С точки зрения альтруистов, отказ от сиюминутных удовольствий ради будущих благ — жертва, а вот отказ от будущих благ в пользу сиюминутных удовольствий — эгоизм»

Альтруисты не видят разницы между совершенно разными поступками. Инвестиции в собственное будущее (сегодня ты откладываешь доллар, чтобы в будущем получить два) они называют самопожертвованием. Но ведь такая модель поведения в корне отличается от действительно жертвенного поступка, когда ты отдаешь свои два доллара навсегда, становясь «сторожем брату своему».

С точки зрения альтруистов, отказ от сиюминутных удовольствий ради будущих благ — жертва, а вот отказ от будущих благ в пользу сиюминутных удовольствий — эгоизм. В газете читаем статью об одной футбольной команде, озаглавленную «Во всем виноваты эгоисты». Репортер спрашивает игроков о причинах огромного количества поражений в сезоне. В ответах постоянно звучит слово «эгоизм». «Пока одни ребята сидят дома и набираются сил, изучают план игры, прокручивают на видео рабочие моменты, другие всю ночь шляются по барам и наживают себе неприятности». Этих балбесов «товарищи по команде считают эгоистами».

Значит, напиться до посинения, чтобы на следующий день запороть игру, — это эгоизм, а сидеть дома, не притрагиваясь к спиртному, чтобы добиться победы, — самоотречение.

На сегодняшний день не существует четких дефиниций важнейших понятий, связанных с нравственностью, а расплывчатые определения лишь усугубляют положение. Под эгоизмом понимают не заботу о личных интересах (понятие из области этики), а поведение варваров и проходимцев.

Жертвенностью считают не обмен некой ценности на то, что ценности не представляет, а отказ от сиюминутного удовольствия. Альтруизм не определяют как подчинение себя другим, а отождествляют с любовью и уважением. Увы, приходится признать, что в головах людей царит путаница, которая делает их беззащитными перед тиранией альтруизма.

На ключевой вопрос, почему заботиться о собственной жизни считается аморальным, а о чужой — высоконравственным, альтруизм не дает никакого, пусть даже самого путаного ответа. Человек-хищник — эгоист, говорят они, и вопрос о том, почему истинный эгоизм считается злом, повисает в воздухе.

lazy placeholder
© Adam Voorhes

Но если мы проявим настойчивость и попытаемся развеять туман, окутывающий наши представления о нравственности, мы вдруг увидим, что призывы к самопожертвованию не имеют под собой никаких логических оснований. Нет никакого оправдания ни физическому, ни моральному рабству. Нельзя привести ни одного убедительного довода в пользу того, что человек должен подчинить свою жизнь служению другим людям. Наша жизнь принадлежит только нам, и никто не имеет права посягать на нее.

Но если альтруисты не способны привести никаких разумных доводов в пользу своего подхода, на что же они опираются? Альтруизм ищет поддержку в области иррационального. Требовать жертвы во благо других — все равно что рассказывать сказки про загробную жизнь и про то, что воду можно превратить в вино. Тут мы имеем дело не с фактами и логикой, а с их противоположностью — слепой верой.

Понятие «альтруизм» было сформулировано французским философом XIX в. Огюстом Контом. Уж он-то прекрасно понимал смысл этого понятия, определяя его как «религию человечества». Обосновывая свой подход к этике, он писал о «фундаментальной и неопровержимой доктрине», которая заключается том, что «сердце должно служить уму». Его подход становится ясен из следующего высказывания: «Всякий постулат, претендующий на универсальность, может выводиться исключительно из области чувств».

Иными словами, нам предлагают стать альтруистами, руководствуясь не разумом, а чувствами. Наши представления о нравственности мы должны получать не эмпирически, а по наитию, не посредством знаний, а через веру, не потому, что в этом есть какой-то смысл, а несмотря на то, что его нет.

Альтруистическая доктрина принижает роль разума, и люди начинают верить, что превратятся в атилл, если начнут жить для себя. Нам постоянно предлагают ложный выбор — либо ты живешь за счет других, либо позволяешь кому-то сесть тебе на шею. Если постоянно твердить, что преследовать личные интересы — вредно и некрасиво, а жертвовать собой ради других — полезно и благородно, люди оказываются сбитыми с толку. Они начинают верить, что область морали вообще неподвластна разуму, и сдаются, решив, что нравственный выбор требует отказа от свободы воли.

Посеяв всю эту путаницу в головах, альтруисты довольно потирают руки. Не пытайтесь понять нравственность умом, твердят они. Моральные истины происходят не от ума, а от сердца. Разум тут бессилен. Не надо никаких объяснений, — просто верьте. Верить? Во что? В то, что мы должны подчинить себя чужим потребностям. Этого от нас требует общество.

В кодексе альтруиста нет даже намека на логическое обоснование того, что мы обязаны приносить себя в жертву. Более того, альтруисты отрицают саму необходимость хоть какого-то вразумительного ответа на этот вопрос. Если признанные авторитеты объявляет жертвенность добродетелью, спорить бесполезно. Огюст Конт радостно приветствовал христианство с его «подчинением разума вере», ибо вера, по его мнению, «есть служение человека Человечеству». Иными словами, нужно просто заставить себя верить в необходимость самопожертвования. Нужно безропотно принять ее, не задавая вопросов.

Если из кодекса альтруизма убрать словесную шелуху, окажется, что ничего другого там нет.

Эгоизм как болезнь

Самоуничижение эгоиста

Приведем в пользу здорового эгоизма аргументы

Мы уже разобрались в сути термина. Приведем примеры здорового эгоизма и доводы в пользу этой черты характера. Значит, кто такой разумный эгоист? Это человек, который заботится осознанно в первую очередь о себе, но он готов помогать и другим, если извлечет из этого пользу. К примеру, сельский человек будет ухаживать за коровой, кормить ее, потому что она дает ему молоко. Девушка, проживающая в городе, будет проявлять заботу и внимание по отношению к своим подругам, ведь она нуждается в них, хотя бы потому, что с ними можно весело и приятно провести время.

lazy placeholder

Приведем 5 доводов в пользу здорового эгоизма:

Выходит, суть здорового эгоизма в любви и единстве. Тогда жизнь будет счастливой.

Источник

Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Adblock
detector