Как вы понимаете следующую фразу лежанье у ильи ильича не было ни необходимостью

answer avatar

answer avatar

answer avatar

answer avatar

Стихотворение «Лебедь», как и «Памятник», было особо выделено Белинским. Критик считал, что в них Державин наиболее полно «выразил сознание высокого своего призвания». Он называл «Лебедь» «странной пьесой» и еще «прелюдией к “Памятнику”». Критик, думается, ошибался в этом определении. Прелюдия, как известно, предвосхищает дальнейшее развитие темы в музыкальном или поэтическом произведениях. Однако «Лебедь» не предвосхищал мысль «Памятника», а продолжал и развивал ее. И делал это художественно и в высшей степени оригинально, используя удивительную сюжетную картину – метафору, растянувшуюся на пространстве целого стихотворения. «Лебедь» и создан спустя восемь лет после «Памятника». Создан на ту же тему: бессмертия поэзии и ее творца. Но в совершенно иной и, действительно, необычной тональности и манере.
Лебедь
Необычайным я пареньем
От тленна мира отделюсь,
С душой бессмертною и пеньем,
Как лебедь, в воздух подымусь.

В двояком образе нетленный,
Не задержусь в вратах мытарств;
Над завистью превознесенный,
Оставлю под собой блеск царств.

Да, так! Хоть родом я не славен,
Но, будучи любимец муз,
Другим вельможам я не равен,
И самой смертью предпочтусь.

Не заключит меня гробница,
Средь звезд не превращусь я в прах,
Но, будто некая цевница,
С небес раздамся в голосах.

И се уж кожа, зрю, перната
Вкруг стан обтягивает мой;
Пух на груди, спина крылата,
Лебяжьей лоснюсь белизной.

Лечу, парю, – и под собою
Моря, леса, мир вижу весь;
Как холм, он высится главою,
Чтобы услышать Богу песнь.

С Курильских островов до Буга,
От Белых до Каспийских вод
Народы, света с полукруга,
Составившие россов род,

Со временем о мне узнают:
Славяне, гунны, скифы, чудь,
И все, что бранью днесь пылают,
Покажут перстом, – и рекут:

«Вот тот летит, что, строя лиру,
Языком сердца говорил,
И, проповедуя мир миру,
Себя всех счастьем веселил».

Прочь с пышным, славным погребеньем,
Друзья мои! Хор Муз, не пой!
Супруга! облекись терпеньем:
Над мнимым мертвецом не вой.

answer avatar

Булат Окуджава
Песенка о солдатских сапогах

Вы слышите: грохочут сапоги,
и птицы ошалелые летят,
и женщины глядят из-под руки?
Вы поняли, куда они глядят?

Вы слышите: грохочет барабан?
Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней.
Уходит взвод в туман-туман-туман.
А прошлое ясней-ясней-ясней.

А где же наше мужество, солдат,
когда мы возвращаемся назад?
Его, наверно, женщины крадут
и, как птенца, за пазуху кладут.

А где же наши женщины, дружок,
когда вступаем мы на свой порог?
Они встречают нас и вводят в дом,
но в нашем доме пахнет воровством.

А мы рукой на прошлое: вранье!
А мы с надеждой в будущее: свет!
А по полям жиреет воронье,
а по пятам война грохочет вслед.

answer avatar

1. первое что есть Роман Тургенева «Отцы и дети» открывается приездом Аркадия Кирсанова вместе со своим «приятелем» Базаровым в поместье Кирсановых – Марьино. Друзей встречает отец Аркадия – Николай Петрович. Он не видел сына уже давно – его Аркаша возвращается после учебы в университете со званием «кандидата».
Вторая глава описывает непосредственно встречу отца и сына на постоялом дворе неподалеку от Марьино. Кроме того, она знакомит и Николая Петровича, и читателей с главным героем романа – Евгением Базаровым.
Автор показывает, как волнуется и радуется встрече с сыном Кирсанов-старший. Это мы понимаем по отдельным деталям, «разбросанным» в тексте: «твердил, умиленно улыбаясь»; «пошел торопливыми шагами…, приговаривая: «Вот сюда, сюда, да лошадей поскорее»; «он словно потерялся немного, словно робел», «хлопотливо говорил» и другим.
Николай Петрович хочет угодить во всем Аркадию, ведет себя даже несколько подобострастно. В этом проявляется его огромная любовь к сыну, его добрая и «теплая» натура. Кирсанов хочет как можно лучше принять и друга своего сына – некоего Базарова, немного странноватого и высокомерного человека. Именно в этой главе мы впервые знакомимся с главным героем романа.

2.
Роман Тургенева «Отцы и дети» появился на свет в те годы, когда на смену старому жизненному укладу стали приходить новые веяния, когда молодые люди переосмысливали старые ценности и, наконец, когда герою-дворянину на смену приходит герой-мыслитель, герой-разночинец. В самом романе мы отмечаем два конфликта: внешний и внутренний. Внешний – это конфликт «отцов» и «детей», противостояние разных поколений, а также конфликт между героем-дворянином и разночинцем-демократом. Проявляется он в отношениях Павла Петровича Кирсанова и Базарова, Николая Петровича Кирсанова и Аркадия. Внутренний же конфликт представляет собой противостояние идей, борьбу двух мировоззрений. Два конфликта и определили важнейшие линии романа. Главный герой романа «Отцы и дети» Евгений Базаров называет себя нигилистом. Суть его теории в отрицании большей части научного и культурного наследия, в утверждении материальных ценностей и «натурфилософского» взгляда на природу. Всё в главном герое провокационно, и при том он имеет явное влияние на окружающих, он прирождённый лидер. Однако на протяжении всего романа Тургенев сталкивает Базарова с трудностями: словесными баталиями между Павлом Петровичем Кирсановым, историей любви Николая Петровича и Фенечки, чувствами Аркадия к Кате, влюбленностью самого Базарова в Анну Одинцову. Благодаря всему этому автор показывает, насколько теории и убеждения Базарова узки и надуманны. Базаров не признавал религию, отрицал старые устои, опирался только на науку, считая необходимым разрушить всё старое, чтобы потом только на «голом фундаменте» стоить что-то новое. Но весь роман, каждая деталь его, каждая сцена убеждают нас в порочности нигилистической теории. Внутренний конфликт романа построен на противопоставлении Базарова и Николая Петровича. Между ними нет открытых споров, да в открытом споре Николай Петрович никогда и не выиграл бы у Базарова. По замыслу Тургенева, Николай Петрович – носитель высоких нравственных ценностей, тех, которыми жизнь движется: любовь к людям и искусству, восхищение окружающим миром. Именно всё это противостоит нигилизму Базарова. Именно это и побеждает в конце романа. Чтобы усилить акцент на изначальной ограниченности и противоречивости базаровских идей, Тургенев вводит в роман еще двух персонажей – Ситникова и Кукшину. Только такие пародии на людей взрастают на мёртвой почве нигилизма. Два этих персонажа считают себя последователями идей Базарова, но между ними и Базаровым оказывается мало общего. Взять хотя бы их образы жизни. Если Базаров, следуя своей философии, много учится и работает, то Ситников и Кукшина тратят свою жизнь впустую. И в итоге их интерес к теории Базарова проходит, как проходит любая мода. После кончины Базарова Ситников устраивается в жизни благодаря родственникам, а Кукшина меняет место жительства и свои интересы.

Источник

Ответы по литературe для 11 класса. Каковы главные причины «лежания» Ильи Ильича Обломова? (По роману И.А.Гончарова «Обломов»)

И.А. Гончаров работал над романом в период оживления общественной жизни, связанного с подготовкой к реформе об отмене крепостного права в России. Это роман о том, как в условиях крепостнической действительности гибнет, теряет жизненную перспективу человек, как он превращается в лентяя, в лежебоку, в никому ненужное существо.

Главный герой романа – Обломов – сложный и противоречивый образ. На его характер и мышление повлияла та среда, в которой он родился и воспитывался.

Илюша не был приспособлен к самостоятельной жизни, за него всегда все делали взрослые, а он жил «в праздности, в покое». Любые попытки деятельности в маленьком Илюше сразу же подавлялись. Стоит ему что-нибудь пожелать, как сразу же его желания исполняли трое слуг.

Но не только барство формирует характер Илюши. Жизнь в Обломовке по-своему полезна и гармонична: русская природа, любовь и ласка матери, русское хлебосольство. Именно такая жизнь для Обломова является идеальной, поэтому герой не принимает «петербургскую жизнь», для него она холодна и лишена души. Все здесь направлено на карьеру и деньги. У героя же совершенно другие идеалы.

Поэтому он решает для себя, что лучше оставаться «обломовцем», но сохранить человечность и доброту сердца, чем быть суетным карьеристом, черствым и бессердечным.

Обломов постоянно лежит на диване не только потому, что может ничего не делать как барин, но и потому, что он не хочет жить в ущерб своему нравственному достоинству. Ничегонеделание Обломова – это своеобразный протест и отрицательное отношение к жизни и интересам современных герою людей.

Штольц пытается вывести Обломова из апатичного состояния – знакомит его с Ольгой Ильинской. Илья Ильич влюбляется в Ольгу. Постепенно чувства к ней углублялись, развивались, но всякий раз Обломов контролировал себя. Илья Ильич любил Ольгу, но и знал свои возможности, свои силы. Он понимал, что вряд ли может ли дать ей счастье.

Мне кажется, что бегство Обломова от Ильинской можно расценивать и как слабость, и как чувство ответственности за человека, которого он любит.

Год спустя после разрыва с Ольгой Обломов живет в домике Агафьи Пшеницыной. Эта женщина ничего от него не требует, потакает всем его прихотям героя. Такая жизнь была для Обломова идеальной, она напоминала ему жизнь в Обломовке. Здесь герой и остался до конца своих дней.

Гончаров показывает, как неплохой от рождения человек, человек «с золотым сердцем» отходит назад, теряет все. Возможности прекрасного человека не реализованы в жизни6 «Что сгубило тебя, Илья?» – «Обломовщина!»

Но это правда лишь наполовину. Есть и другая часть правды – это страшное, тяжелое противоречие между практической деятельностью человека и духовными принципами его существования. Это противоречие и погубило Обломова. Он не нашел в себе сил войти в действительность и изменить ее к лучшему.

Сочинение: Причина бездеятельности Обломова

В своём самом известном творении, романе «Обломов», русский писатель И.А. Гончаров изобразил жизнь российского дворянина Ильи Ильича Обломова. Добродушный, но наивный и ленивый толстяк целыми днями валяется на диване, в пыльной квартире, нигде не работая и ни к чему не стремясь. Его родовое имение находится в упадке, а сам он едва не стал жертвой мошенников, и только благодаря своему лучшему другу — Андрею Штольцу, смог выйти из этой опасной ситуации. В итоге он умер в возрасте тридцати трёх лет, оставив после себя только сына, воспитание которого целиком упало на плечи Штольца. В чём же причина такого финала? Почему Илья Ильич стал тем, чем он стал?

Во сне главный герой видит картины из своего детства. Родовое гнездо его семьи — Обломовка, представляет из себя поистине райское место с прекрасным климатом и чистым небом, островок тишины и покоя в океане бурной и тревожной жизни. Таковы и обитатели этого места, добрые и спокойные люди, которые любой ценой стремятся отгородиться от внешнего мира. Так, крестьяне без зазрения совести бросают умирать живого человека только потому, что он чужак, а мать Обломова даже боится читать почту, ведь там она может прочитать плохие новости. В таком инкубаторе Илья, окружённый всеобщей заботой и любовью, прожил всё своё детство, отрочество и юность. Само-собой, ничего хорошего из такого воспитания выйти не могло. Покинув отчий дом, мужчина оказался совершенно не приспособленным к испытаниям внешнего мира. Устроившись на простую работу государственного чиновника, он не смог справится даже со своими минимальными обязанностями. В конце концов, будучи не в силах выдержать темп повседневной суеты, он ушёл в отставку и предпочёл полноценной жизни постепенную деградацию. Спустя много лет все его родственники умерли, а поместье пришло в упадок. В итоге после смерти барина Обломовка вышла из своей изоляции, став частью остального мира. Идиллия Обломова исчезла, и уже никогда не возродится.

Гончаров, как и множество других писателей XIX, видел порочное разложение дворянского сословия, угасание некогда великих семей. Показав оторванность привилегированного класса от остального мира, он предсказывал его неминуемое падение и гибель.

Автор: Михаил Щепин
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Сборник идеальных эссе по обществознанию

Иван Александрович Гончаров работал над романом “Обломов” в период оживления общественной жизни, связанного с подготовкой к реформе об отмене крепостного права. Этот роман о том, как в условиях крепостнической действительности барский человек гибнет и теряет жизненную перспективу, превращаясь в лентяя, ни на что не годного. Илья Ильич Обломов — сложный и противоречивый образ. Он ленив, целыми днями лежит в постели, не имея никаких жизненных ориентиров и целей. “Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью это было его нормальным состоянием. Внутренний мир героя полон светлых фантазий о будущем, которые он уже много лет не претворяет в жизнь. С чем же связана его апатичность? Детство играет важную роль в жизни и формировании характера Ильи Ильича Обломова. Он родился и провел ранние годы жизни в родовом имении Обломовке, которая оставила неизгладимое впечатление в душе героя. Именно тогда зародились в нем лень и апатия. В первую очередь, на характер Ильи Ильича повлияло воспитание. Жителей деревни не волновали “ни сильные страсти, ни отважные предприятия”. Помещики Обломовы весь день готовились к обеду, после чего вся деревня погружалась во “всепоглощающий, ничем непобедимый сон”. Все родственники окру

Пассивность: как избавиться от синдрома Обломова

Сегодня довольно много объективно здоровых молодых людей ведут образ жизни помещика Обломова. Они, как и Илья Ильич, проводят свои дни, не отрывая тела от дивана. Они не утруждают себя никакой деятельностью, не беспокоятся о благополучии своих домочадцев. Эти Обломовы целыми днями предаются мыслям о том, как надо правильно и счастливо жить. Они сутками напролет мечтают об уютной безмятежной и безбедной жизни на каких-то экзотических островах. И никакие проблемы: увольнение с работы, угроза выселения из квартиры из-за неуплаты, перспектива стать холостяком не могут сдвинуть их с насиженного места. Знакомая картина? Пассивность современников уже перестает быть проблемой, важной исключительно для трудолюбивой и работящей «слуги» Обломова, роль которой в настоящее время мужественно выполняет вторая половина. Можно утверждать, что пассивность нынешнего поколения стала причиной многих негативных социальных явлений. Пассивностью современников можно объяснить появление на политической арене клоунов, устраиваемые представления которыми способны рассмешить только психически нездоровую особу. Синдром Обломова – виновник того, что наши многострадальные граждане терпят над собой издевательства и бесчеловечные опыты со стороны чиновников. Пассивность – причина того, что из-за нежелания молодежи грызть гранит науки во многих сферах наблюдается явный застой в развитие на уровне совдепии. Что представляет собой синдром Обломова? Пассивность – это сформированный стиль поведения человека, являющийся следствием негативных качеств личности. Синдром Облома подразумевает сочетание семи «Б»:

У современного Обломова, как и у литературного прототипа, отсутствует всякая инициатива, и не наблюдаются побуждающих мотивов к деятельности. Граждане с синдромом Обломова – психологически слабые и незрелые личности. Они не способны активно, энергично и адекватно действовать. Они не могут доводить выполняемое задание до логического конца. Им чуждо принимать на себя ответственность за их реальное положение. Чем опасна пассивность: вред от синдрома Обломова
Субъект, страдающий синдромом Обломова – слабак с хрупким внутренним стержнем, испытывающий явный дефицит энергетики. Такой индивид часто попадает в плен разных пагубных зависимостей, ведь у него попросту не хватает энергетического потенциала противостоять соблазнам. Современный Обломов глубоко погружается в свой внутренний мир. Он может десятилетиями размышлять о причинах и предназначении собственной пассивности, анализировать свое прошлое и настоящее. Но он трусливо избегает выполнения каких-то действий, чтобы изменить свою действительность. Пассивность по своей сути является своеобразным показателем того, что субъекта одолевает навязчивый непреодолимый страх перед жизнью. Такая персона панически боится каких-то новшеств и изменений. Пассивного человека разъедает изнутри тревога из-за того, что он какими-то своими действиями повредит своему беспечному существованию. Пассивность – свидетельство, что человек по своей натуре трус. Этого показатель того, что индивид испытывает фобический страх перед обществом, боится конкуренции, не решается вслух заявить о собственной жизненной позиции. Таким образом, все свои негативные переживания: недовольство, разочарование, обиду он загоняет вглубь и годами аккумулирует в своем внутреннем пространстве негатив. Со временем запасы негативных ощущений награждают Обломова депрессией, патологическими страхами, бредовыми идеями и иными психотическими «прелестями». В итоге пассивность приводит к тому, что жизнь пролетает мимо современного Обломова. В старческие года он начинает болезненно осознавать бессмысленность прожитых лет. Ведь пассивность помешала ему добиться поставленных целей и осуществить желанные мечты. К тому же Обломовы на старости лет мучительно переживают свое одиночество, ведь терпеть пожизненную пассивность близкого человека хватает мужества у очень немногих людей. А завести и воспитать благодарное потомство пассивной особе не позволила лень.
Почему возникает синдром Обломова: истоки пассивности
Синдром Обломова нередко возникает после ситуаций, которые выбили человека из колеи. Такими обстоятельствами могут быть:

Возникшая пассивность – результат того, что в какое-то мгновение человек почувствовал, что весь мир ополчился против него. В такой момент он не находит сил преодолевать трудности и не может противостоять неприятностям. Воспоминания о прошлом причиняют субъекту душевную боль. Размышления о будущем его пугают. И на ум приходит решение – чтобы не стало еще хуже, чем есть сейчас, лучше попросту ничего не предпринимать и бездействовать. Со временем у субъекта формируется привычка – избегать ответственных решений и бездельничать. Такой особе становится все сложнее выполнять даже банальные действия. В итоге человек позволяет другим принимать за него решения и навязывать чужие интересы. Зато у Обломова присутствует «стабильность», ведь в жизни нет беспокойства, суеты, волнений и потрясений. Существует и иной взгляд на происхождение пассивности. Некоторые ученые считают, что лень – врожденное чувство. Пассивность – своеобразный «подарок» родителей в виде набора этаких «генов Обломова». А если быть точнее, то пассивность – врожденный дефицит у человека генов, отвечающих за производство белков, функции которых – регуляция энергобаланса организма. Проведенные эксперименты на животных показали, что генетически измененные мышки, являясь объективно здоровыми, ленились выполнять любые виды двигательной активности. Причем даже существующий у грызунов голод не становился стимулом, чтобы подойти к кормушке. Поэтому не стоит пассивного Обломова насильно сгонять с дивана: вполне возможно, что его бездеятельность – результат врожденной нехватки генов. Как избавиться от пассивности: устраняем синдром Обломова
Логически рассуждая, можно сделать вывод: от синдрома Обломова пользы нет, есть один только вред. Судьба любит энергичных, активных, целеустремленных людей. Поэтому от пассивности необходимо однозначно избавляться. Как преодолеть синдром Обломова? Попрощаться со своей прошлой ленью и начать действовать. Шаг 1. Берем на себя ответственность за собственную жизнь Это довольно трудное действие – взять на себя ответственность за происходящее. Такой шаг доставляет некий дискомфорт и требует мужества, но он необходим. Поэтому отказываемся от претензий и обвинений в адрес других людей. Признаем, что нынешняя ситуация существует только из-за наших особенностей и собственной пассивности. Шаг 2. Продумываем свой график на каждый день Чтобы преодолеть пассивность, необходимо четко знать, что конкретно будешь делать завтра. Поэтому заранее планируем график на следующий день. Не забываем мельчайшие детали. Отводим время для приятных занятий. Шаг 3. Определяем цель на будущее Пассивность – следствие того, что человек вообще не знает, что он хочет от жизни. Чтобы избавиться от синдрома Обломова следует избрать для себя одну глобальную цель и расписать ежедневные шаги для ее достижения. Например, мечта человека – объездить весь мир. Что он может сделать сегодня? Знакомиться со странами заочно, читая о них информацию и смотря видеосюжеты. Выучить английский язык для комфортного общения с иностранцами. Узнать предложения туристических компаний и выбрать агентство с наиболее подходящими вариантами. Просчитать, сколько средств необходимо для путешествия и продумать, каким образом можно заработать такую сумму. Шаг 4. Меняем свои привычки Бездеятельность – это вредная привычка, от которой нужно избавляться. Как преодолеть пассивность? Заиметь полезные привычки. Через силу каждый день выполнять зарядку и принимать прохладный душ. Приобретать полезные и свежие продукты и готовить для себя вкусный завтрак. Ухаживать за своим телом и одевать его в красивое убранство. Одним словом – делать для себя полезные и приятные вещи. Шаг 5. Покидаем зону комфорта Чтобы избавиться от синдрома Обломова, нужно в первую очередь лишить себя возможности лежать на удобном диване. Встать, выйти во двор и прогуляться. Встретить старых приятелей и мило побеседовать с новыми знакомыми. Съездить на дачный участок и перекапать огород. Открыть список вакансий и обзвонить подходящие варианты. То есть принудительно заставить себя предпринимать какие-то действия. Шаг 6. Избавляемся от навязчивых страхов Чтобы победить страх, необходимо посмотреть ему в глаза. Если человек боится контактов с противоположным полом из-за имевших место проблем на личном фронте, необходимо заводить как можно больше новых знакомств и организовывать встречи. Если субъект не решается начать новый бизнес из-за краха предыдущего, необходимо начинать с небольших коммерческих мероприятий и участвовать в некрупных проектах, гарантирующих выигрыш. Шаг 7. Раскрываем свои сильные стороны Не существует абсолютно бездарных и неспособных людей. У каждого человека есть свои таланты. Кто-то в совершенстве владеет английским. Другой человек готовит потрясающие кулинарные шедевры. Третий пишет стихи не хуже Есенина. Четвертый может потягаться в вождении автомобиля с самим Шумахером. Пятый – непревзойденный охотник. Необходимо отыскать свои способности и их развивать. Как это сделать? Не бояться пробовать себя в новых начинаниях. Даже если на каком-то поприще свершится неудача, нужно помнить: отрицательный результат – тоже результат, а точнее – полезный опыт.

Каковы главные причины «лежания» Ильи Ильича Обломова? (По роману И.А. Гончарова «Обломов».)

«Обломов» кажется предельно простым и ясным произведени­ем, содержание и смысл которого легко обозначить фразой: изобра­жается помещик-лежебока, привыкший ничего не делать, он оказы­вается не приспособленным к жизни и бесславно оканчивает ее от апоплексического удара еще сравнительно не старым человеком. Вспоминается при этом, что А. Н. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» назвал роман Гончарова «знамением времени», т. е. весьма злободневным, имеющим важное общественное значение. Роман появился накануне отмены крепостного права в России, того самого уклада, который порождает Обломовых.

«Обломов» — реалистический социально-бытовой и в то же вре­мя общественно-психологический роман. Автору удается раздвинуть узко временные рамки романа, обнаруживая черты Обломова не толь­ко в эпохе, среде, но и в недрах русского национального характера.

Автор поднимает в своем романе целый ряд проблем. Прежде все­го, это драма умственного и нравственного развития героя, изображе­ние того, как «никнут и увядают» его лучшие задатки и через какие внутренние компромиссы герой постепенно приходит к оправданию апатичности и бесхарактерности, к своей капитуляции перед ними.

Главным источником романа послужили наблюдения будущего писателя над действительностью, в частности над жизнью родной семьи и родного города Симбирска: «Мне кажется, — вспоминал он позднее, — у меня, очень зоркого и впечатлительного мальчика, уже тогда при виде всех этих фигур, этого беззаботного житья-бытья, безделья и лежанья, и зародились неясные представления об «обло­мовщине».

Сюжет романа прост и ясен. Он заключается в изображении борь­бы в Обломове двух чувств: любви к Ольге Ильинской и властного стремления к покою и лени. Последнее побеждает.

Чтобы понять характер Обломова и найти объяснение его пас­сивности, апатии, необходимо вслед за автором изучить историю жизни героя. Вместе с героем, задающим себе вопрос: «Отчего я … такой. », перенесемся в благодатную Обломовку, возникшую сла­достным видением в сне Ильи Ильича. Любовью и умиротворением веет из этих глубин человеческого бытия. Легенды и сказки, былины и притчи формируют сознание, рождают поэтическую мечтатель­ность главного героя. Вынесенное из глубин детства и отрочества чувство внутренней свободы Обломов пытается сохранить в окру­жающей его действительности. Именно поэтому служба, лишенная человеческого взаимопонимания, друзья, мечтающие только о карь­ере, женщины, не способные любить, отторгаются Ильей Ильичем как чуждое его нравственным идеалам: «Все это мертвецы. Спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!» Он ищет совершенства в этом мире, «нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку». Но такого Обломова, тонко чувствующего, сохранившего внутреннее достоинство, удается увидеть не сразу. Вина Ильи Ильича состоит в том, что он погасил Божью искру, дарованную ему свыше.

Апатию и лень, малодушие и эгоизм в Обломове породили ги­перболизированная опека старших, ограниченность стремлений, от­решенность, закрытость от реальной жизни, желание оградить, убе­речь от возможных проблем. Не смог Илья Ильич реализовать то хорошее, светлое начало, лежащее, «как золото», в недрах его чуткой и доброй («хрустальной») души. Обломов не понял себя, не осознал в себе человека, не дал выхода свету, который, как он считал, был заперт в нем. Герой Гончарова так и остался обломком того несовер­шенного мира, который пытался подчинить его себе.

Трагична судьба главного героя романа Гончарова, но разве это вина одного Обломова? «Наше имя легион», — скажет Илья Штольцу и будет прав. Сколько людей не смогли сбросить с себя халат обло­мовщины, заглушили в себе волю, силу духа, ради успокоенности, собственного благополучия? Этот вопрос звучит на страницах рома­на и будоражит не одно поколение читателей. В этом высочайшая ценность произведения Ивана Александровича Гончарова.

Источник

Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Adblock
detector