Как вы полагаете являются ли данные товаром могут ли методы быть товаром

Вопросы по предыдущей теме

1. Как вы можете объяснить бытовой термин «переизбыток информации»? Что имеется в виду: излишняя полнота данных; излишняя сложность методов; неадекватность поступающих данных и методов, имеющихся в наличии?

2. Как вы понимаете термин «средство массовой информации»? Что это? Средство массовой поставки данных? Средство, обеспечивающее массовое распространение методов? Средство, обеспечивающее процесс информирования путем поставки данных гражданам, обладающим адекватными методами их потребления?

3. Как вы полагаете, являются ли данные товаром? Могут ли методы быть товаром?

4. Как вы понимаете динамический характер информации? Что происходит с ней по окончании информационного процесса?

Вопросы по предыдущей теме

5. Можем ли мы утверждать, что данные, полученные в результате информационного процесса, адекватны исходным? Почему? От каких свойств исходных данных и методов зависит адекватность результирующих данных?

6. Что такое вектор данных? Является ли список номеров телефонов населенного пункта вектором данных? Является ли вектором данных текстовый документ

7. Является ли цифровой код цветного фотоснимка вектором данных? Если нет, то чего ему не хватает?

Лекция № 2

Информатика. Предмет и задачи информатики

• Информатика — это техническая наука, систематизирующая приемы создании хранения, воспроизведения, обработки и передачи данных средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими

• Предмет информатики составляют следующие понятия:

• □ аппаратное обеспечение средств вычислительной техники;

• □ программное обеспечение средств вычислительной техники;

• □ средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения;

• □ средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами.

Методы классификации компьютеров

1. Классификация по назначению

1.большие ЭВМ (электронно-вычислительные машины), 2.мини-ЭВМ, 3.микро-ЭВМ

htmlconvd

Большие ЭВМ

Это мощные суперкомпьютеры или группы взаимосвязанных суперкомпьютеров. Их применяют для обслуживания очень крупных организаций и целых отраслей народного хозяйства.

Мини ЭВМ – используются для управления технологическими процессами – линиями непрерывного производства, умными зданиями

Микро ЭВМ – используются для управления вспомогательными процессами – ввод и предварительная обработка первичной информации, маршрутизация потоков данных, разделение процессов обработки данных

Персональные компьютеры

Персональный компьютер – это ЭВМ, предназначенная для обслуживания одного рабочего места.

Международные сертификационные стандарты РС99- РС2001 регламентируют принципы классификации ПК и устанавливают следующие категории ПК:

2. Классификация компьютеров по уровню специализации

• Специализированные компьютеры предназначены для решения конкретного круга задач. К таким компьютерам относятся бортовые компьютеры автомобилей, судов, самолетов, космических аппаратов.

• Компьютеры, установленные на современных средствах медицинской компьютерной диагностики в большинстве являются специализированными

Источник

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Экономическая теория. Завтра экзамен

НАСТРОЙКИ.

sel back

sel font

font decrease

font increase

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

2

Вера Амосова, Галина Гукасьян, Галина Афанасьевна Маховикова

Изучение экономической теории должно привить молодым людям ощущение ответственности за судьбу своей страны.

Книжный рынок наполнен ныне разнообразной экономической литературой. «Как же выбрать „свой“ учебник?» – задает себе вопрос озадаченный читатель. Попробуем помочь ему сделать правильный выбор. Скажем сразу: главная особенность данной книги состоит в том, что она адресована прежде всего лицам гуманитарного склада ума, тем, кому вербальное (словесное) объяснение экономических процессов и явлений понятнее, чем их графическое отображение. Учебное пособие не перегружено графиками и формулами. Математический и графический аппараты использованы лишь там, где они естественны и необходимы. Однако надо знать, что без экономико-математического анализа современная экономическая теория невозможна, ибо исследование функциональных зависимостей экономических явлений и процессов углубляет понимание их сущности и делает теорию не абстрактной, а прикладной. Ведь известно, что наука только тогда достигает своей зрелости, когда ее удается перевести на язык математики. Вторая особенность учебного пособия состоит в том, что оно написано в привычной и органичной для учебного процесса форме – в форме лекций. При этом автор пытался излагать сложные проблемы доступным для понимания языком, избегая употреблять замысловатые словесные конструкции. Книга содержит не только полный курс лекций, но и сборник практических заданий, разбитых по темам курса и размещенных после каждой лекции. Теория и практика содержатся, как говорится, «в одном флаконе». Это еще одна особенность книги. И наконец, в лекции N 1 в краткой форме изложен исторический процесс развития экономической науки. Таким образом, в учебном пособии использованы и логический и исторический подходы. Как показал опыт, такая форма изучения экономики удобна и студентам и преподавателям. Студенты часто спрашивают: трудно ли изучать экономическую науку? Ответы ученых на этот счет парадоксальны. Так, например, нобелевский лауреат Милтон Фридмен заметил, что очарование экономики в ее простоте, которую, тем не менее, понимают очень немногие.

Отнесите себя к этим «немногим», и успех вам гарантирован, а мое пожелание удачи, хочу надеяться, вам непременно поможет.

Р. S. Автор с благодарностью примет пожелания, замечания и рекомендации, которые можно направлять по адресу: 199023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 21, кафедра общей экономической теории.

ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

Моим студентам посвящается

Порой можно услышать мнение, что экономическая наука – материя сухая и скучная. Между тем экономическое устройство общества содержит не меньше увлекательных проблем, чем неразгаданные тайны самой природы, раскрыть которые пытались и пытаются маститые мыслители Востока, рациональные прагматики Запада, романтики и гуманисты России. Неудивительно поэтому, что экономическая теория – единственная из общественных наук, по которой присуждается Нобелевская премия.

В самом деле, разве вас не интересуют источники ваших доходов, налоговая политика государства, сущность и функции денег, причины инфляции, пожирающей наши доходы, курс рубля к иностранным валютам или, например, уровень таможенных пошлин на ввозимые в страну иномарки? Ответы на такого рода вопросы вы получите, ознакомившись с принципами экономической теории. Однако сначала заглянем в лабиринт экономической мысли, чтобы получить представление о том, как формировались взгляды ученых на предмет и назначение экономической науки.[1]

Тема: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

В первой лекции рассматриваются этапы становления и развития экономической науки. Содержание экономических школ, теорий и концепций анализируется в свете трактовки ими предмета экономической теории. Особое внимание обращается на характерные черты российской экономической школы, ее отличия от западных концепций, которые обусловлены спецификой российской цивилизации.

Сто лет тому назад, в 1901–1902 гг., при раскопках столицы древнего Элама города Сузы археологи обнаружили оригинальный текст законов, начертанный клинописью на диоритовой стеле, которая ныне хранится в Лувре. Это был свод законов Вавилона, созданный в конце царствования царя Хаммурапи (около 1760 г. до н. э.). По этим законам можно судить о весьма значительном развитии товарно-денежных отношений уже в те далекие времена. Есть основания полагать, что на эти законы повлияли еще более древние заповеди, относящиеся к XXXIX вв. до н. э. Интересны также древнеиндийские «Законы Ману» (IV–III вв. до н. э.) и труды древнекитайских мыслителей, среди которых выделяются Конфуций (551–479 гг. до н. э.) и Сюнь Цзы (III в. до н. э.). Они обосновывали мысль о том, что все люди равны и «простой народ» должен иметь возможность в равной степени с остальными пользоваться «накопленным богатством» и иметь право частной собственности на землю. Через все эти и последующие законы красной нитью проходит мысль о необходимости накопления богатства. Уместно сделать вывод, что экономическая наука возникла и длительное время развивалась как наука о богатстве. Гениальные попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества и определить источники его богатства были сделаны великими греками. Считается, что первым стал употреблять термин «экономия» ученик Сократа греческий мыслитель Ксенофонт (430–355 гг. до н. э.). Он составил руководство по управлению домашним хозяйством рабовладельца под названием «Экономикос» (от греч. ойкос – дом, номос – закон), что можно перевести как «домострой», т. е. искусство (законы) управления домашним хозяйством. Ксенофонт писал, что экономия – это наука, при помощи которой можно обогащать свое хозяйство. Источник богатства он видел в домоводстве и сельском хозяйстве, а ремесло, торговлю и ростовщичество отвергал как недостойные виды деятельности. «Экономикос» многие столетия служил целям изучения натурального хозяйства рабовладельца. Обратимся теперь к другому греческому таланту – Аристотелю. Аристотель (384– 322 гг. до н. э.) был самым гениальным ученым среди античных мыслителей. Он имел обыкновение рассуждать с учениками о мироздании, прогуливаясь с ними в саду, поэтому учение Аристотеля называют школой перипатетиков («прогуливающихся»). Среди его учеников был и знаменитый Александр Македонский. Заслуга Аристотеля-экономиста состоит в том, что он первым установил некоторые категории и закономерности политической экономии. К ним можно отнести следующие положения:

– воспользовавшись терминологией, предложенной Ксенофонтом, он наполнил понятие «экономия» научным содержанием. По Аристотелю, экономия – это естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством продуктов. Наряду с «экономией» он разглядел явление, названное им «хрематистикой» (греч. хрема – имущество, владение), т. е. искусство наживать денежное богатство. Экономия и хрематистика вместе составляют учение о богатстве. Если экономия связана с производством продуктов, то хрематистика – с движением денег, с вложением и накоплением капитала. Это была первая в истории науки попытка анализа капитала;

– Аристотель стремился выяснить, что лежит в основе равенства обмениваемых товаров. Забегая вперед, скажем, что борьба мнений по этому вопросу (соотношение роли трудовых затрат – стоимости и полезности в ценообразовании) продолжается и по сей день;

– Аристотель сделал попытку разобраться в свойствах товара, в сущности и функциях денег.

Для Аристотеля, как и Ксенофонта, идеалом оставалось натуральное хозяйство. Но в отличие от Ксенофонта Аристотель не только допускал товарно-денежные отношения, но и пытался их исследовать.

Оценивая заслуги античных мыслителей, можно сделать следующие выводы.

1 Объектом их интереса было полунатуральное рабовладельческое хозяйство.

Источник

Непрерывное сообщение может быть представлено непрерывной функцией, заданной на некотором отрезке [a, b] (см. рис. 1.4).

image006

Рис. 1.4. Процедура дискретизации непрерывного сообщения

Ось значений функции можно разбить на отрезки с заданным шагом и отобразить каждый из выделенных отрезков из области определения функции в соответствующий отрезок из множества значений, см. рисунок 1.4. В итоге получим конечное множество чисел, определяемых, например, по середине или одной из границ таких отрезков.

Таким образом, любое сообщение может быть представлено как дискретное, иначе говоря, последовательностью знаков некоторого алфавита.

Аналоговый компьютер

Аналоговый компьютер — аналоговая вычислительная машина (АВМ), которая представляет числовые данные при помощи аналоговых физических переменных (скорость, длина, напряжение, ток, давление), в чём и состоит его главное отличие от цифрового компьютера.

image008

Рисунок – Польский электронный аналоговый компьютер «AKAT-1».

По конструктивным признакам аналоговые компьютеры можно разделить на:

1) механические АВМ, в которых машинные переменные воспроизводятся механическими перемещениями;

2) пневматические — машинные переменные представлены в виде величин давления воздуха (газа) в различных точках специально построенной сети;

4) электромеханические, в которых машинными переменными являются механические (обычно угол поворота) и электрические (обычно напряжение) величины;

5) электронные, в которых машинные переменные представляются электрическим напряжением постоянного тока;

Представлением числа в механических аналоговых компьютерах служит, например, количество поворотов шестерёнок механизма.

В электронных машинах используются различия в напряжении. Они могут выполнять такие операции, как сложение, вычитание, умножение, деление, дифференцирование, интегрирование и инвертирование.

При работе аналоговый компьютер имитирует процесс вычисления, при этом характеристики, представляющие цифровые данные, в ходе времени постоянно меняются.

Рассмотрим пример устройства дифференциатора электронной АВМ.

Дифференциатор — элемент электрической цепи, выходной сигнал которой пропорционален производной по времени от входного сигнала. Под дифференциатором также понимают структурный функциональный блок аналоговой вычислительной машины.

В качестве простейшего пассивного дифференциатора можно использовать четырёхполюсник, изображённый на рисунке.

image010

Рисунок – схема простейшего дифференциатора на пассивных элементах.

image012

При малых значениях R считаем, что нет падения напряжения на R, тогда

image014

где uвых — напряжение на выходе, uвх — напряжение на входе.

Теперь осталось усилить напряжение на выходе в сотни тысяч раз. Усиление осуществляется операционным усилителем.

Результатом работы аналогового компьютера являются либо графики, изображённые на бумаге или на экране осциллографа, либо электрический сигнал, который используется для контроля процесса или работы механизма.

В ряде случаев, с помощью аналоговых компьютеров, можно значительно быстрее, по сравнению с использованием цифровых компьютеров, решать задачи автоматического управления, требующие решения дифференциальных уравнений, интегрирования или дифференцирования.

Программируются электронные аналоговые машины методом сборки необходимых цепей из типовых элементов посредством их соединения проводами, и изменением параметров переменных сопротивлений в цепях.

640 1

В 1965 г. в СССР сняли с вооружения и продали в Ирак ракеты, названные американцами SCAD. Ракета SCAD управляется АВМ. Солдат срочной службы выставляет на пульте координаты точек старта и падения, а также направления ветров на разных высотах в точке старта. Далее, он нажимает кнопку «Пуск». Ракета, пролетев до 1000 км через космос, вертикально падает вниз с точностью приземления в радиусе 300 м. Конечно, иракцам не продали килотонные ядерные боеголовки. Во время первой войны Дж. Буша старшего в Персидском заливе иракцы успешно обстреливали Израиль, не смотря на двойную заградительную линию современных антиракет «Пэтриот».

В АВМ трудно реализуются блоки умножения функции на функцию. С развитием ЦВМ и разработкой ЦАП, АЦП стали выпускаться гибридные вычислительные машины – ГВМ.

Аналого-цифровой преобразователь (АЦП, англ. Analog-to-digital converter, ADC) – производит обратную операцию преобразования аналогового сигнала в цифровой код.

Гибридный компьютер – это гибридная вычислительная машина(ГВМ), построенная с применением различного представления величин (аналогового и цифрового) и объединённых единой системой управления.

Соединяет в себе преимущества аналоговых и цифровых систем:

1) многообразие возможностей управления и программирования, присущее ЦВМ;

2) принципиальная повторяемость набора состояний системы, присущая ЦВМ;

3) непосредственное взаимодействие с контролируемой и управляемой аппаратурой, присущее АВМ. Отсутствие в критичных узлах дополнительных преобразований физических величин процесса и обусловленных этим временных задержек и погрешностей дискретизации;

4) сравнительно малое количество простых элементов, реализующих сложные функциональные зависимости, присущее АВМ.

Интеграторы и рассмотренные ранее дифференциаторы теперь на входе имеют ЦАП, а на выходе АЦП. Остальные типовые элементы эмулируются программно на ЦВМ.

Подведение итогов

Все процессы в природе сопровождаются сигналами. Зарегистрированные сигналы образуют данные. Данные преобразуются, транспортируются и потребляются с помощью методов. При взаимодействии данных и адекватных им методов образуется информация. Информация — это динамический объект, образующийся в ходе информационного процесса. Он отражает диалектическую связь между объективными данными и субъективными методами. Свойства информации зависят как от свойств данных, так и от свойств методов.

Данные различаются типами, что связано с различиями в физической природе сигналов, при регистрации которых образовались данные. В качестве средства хранения и транспортировки данных используются носители данных. Для удобства операций с данными их структурируют. Наиболее широко используются следующие структуры: линейная, табличная и иерархическая — они различаются методом адресации к данным. При сохранении данных образуются данные нового типа — адресные данные.

Вопросами систематизации приемов и методов создания, хранения, воспроизведения, обработки и передачи данных средствами вычислительной техники занимается техническая наука — информатика. С целью унификации приемов и методов работы с данными в вычислительной технике применяется универсальная система кодирования данных, называемая двоичным кодом. Элементарной единицей представления данных в двоичном коде является двоичный разряд (бит). Другой, более крупной единицей представления данных является байт.

Основной единицей хранения данных является файл. Файл представляет собой последовательность байтов, имеющую собственное имя. Совокупность файлов образует файловую структуру, которая, как правило, относится к иерархическому типу.

Полный адрес файла в файловой структуре является уникальным и включает в себя собственное имя файла и путь доступа к нему.

Вопросы для самоконтроля

1.1. Что означает термин «информатика» и каково его происхождение?

1.2. Какие области знаний и административно-хозяйственной деятельности официально закреплены за понятием «информатика» с 1978 года?

1.3. Какие сферы человеческой деятельности и в какой степени затрагивает информатика?

1.4. Назовите основные составные части информатики и основные направления её применения.

1.5. Что подразумевается под понятием «информация» в бытовом, естественно-научном и техническом смыслах?

1.6. Какие формы существования информации Вы можете назвать?

1.7. Приведите примеры знания фактов и знания правил. Назовите новые факты и новые правила, которые Вы узнали за сегодняшний день.

1.8. От кого (или чего) человек принимает информацию? Кому передает информацию?

1.9. В каких формах человек передаёт и принимает информацию?

1.10. Где и как человек хранит информацию?

1.11. Что необходимо добавить в систему «источник информации — приёмник информации», чтобы осуществлять передачу сообщений?

1.12. Какие типы действий выполняет человек с информацией?

1.13. Приведите примеры ситуаций, в которых информация

а) создаётся; д) копируется; и) передаётся;
б) обрабатывается; е) воспринимается; к) разрушается;
в) запоминается; ж) измеряется; л) ищется;
г) делится на части; з) принимается; м) упрощается.

1.14. Приведите примеры обработки информации человеком. Что является результатами этой обработки?

1.15. Приведите примеры информации:

а) достоверной и недостоверной;

б) полной и неполной;

в) ценной и малоценной;

г) своевременной и несвоевременной;

д) понятной и непонятной;

е) доступной и недоступной для усвоения;

ж) краткой и пространной.

1.16. Назовите системы сбора и обработки информации в теле человека.

1.17. Приведите примеры технических устройств и систем, предназначенных для сбора и обработки информации.

1.18. От чего зависит информативность сообщения, принимаемого человеком?

1.19. Почему количество информации в сообщении удобнее оценивать не по степени увеличения знания об объекте, а по степени уменьшения неопределённости наших знаний о нём?

1.20. Как определяется единица измерения количества информации?

1.21. В каких случаях и по какой формуле можно вычислить количество информации, содержащейся в сообщении?

1.22. Почему в формуле Хартли за основание логарифма взято число 2?

1.23. При каком условии формула Шеннона переходит в формулу Хартли?

1.24. Что определяет термин «бит» в теории информации и в вычислительной технике?

1.25. Приведите примеры сообщений, информативность которых можно однозначно определить.

1.26. Приведите примеры сообщений, содержащих один (два, три) бит информации.

1.27. Как вы можете объяснить бытовой термин «переизбыток информации»? Что имеется в виду: излишняя полнота данных; излишняя сложность методов; неадекватность поступающих данных и методов, имеющихся в наличии?

1.28. Как вы понимаете термин «средство массовой информации»? Что это? Средство массовой поставки данных? Средство, обеспечивающее массовое распространение методов? Средство, обеспечивающее процесс информирования путем поставки данных гражданам, обладающим адекватными методами их потребления?

1.29. Как вы полагаете, являются ли данные товаром? Могут ли методы быть товаром?

1.30. На примере коммерческих структур, обеспечивающих коммуникационные услуги, покажите, как взаимодействуют между собой маркетинг данных и маркетинг методов? Можете ли вы привести примеры лизинга данных и методов?

1.31. Как вы понимаете диалектическое единство данных и методов? Можете ли вы привести примеры аналогичного единства двух понятий из других научных дисциплин: естественных, социальных, технических?

1.32. Как вы понимаете динамический характер информации? Что происходит с ней по окончании информационного процесса?

1.33. Можем ли мы утверждать, что данные, полученные в результате информационного процесса, адекватны исходным? Почему? От каких свойств исходных данных и методов зависит адекватность результирующих данных?

1.34. Что такое вектор данных? Является ли список номеров телефонов населенного пункта вектором данных? Является ли вектором данных текстовый документ, закодированный двоичным кодом, если он не содержит элементов оформления?

1.35. Является ли цифровой код цветного фотоснимка вектором данных? Если нет, то чего ему не хватает?

1.36. Как вы понимаете следующие термины: аппаратно-программный интерфейс, программный интерфейс, аппаратный интерфейс? Как бы вы назвали специальность людей, разрабатывающих аппаратные интерфейсы? Как называется специальность людей, разрабатывающих программные интерфейсы?

1.37. На основе личных наблюдений сделайте вывод о том, какими средствами может пользоваться преподаватель для обеспечения интерфейса с аудиторией. Можете ли вы рассмотреть отдельно методические и технические средства, имеющиеся в его распоряжении? Может ли преподаватель рассматривать вашу тетрадь и авторучку как свое средство обеспечения интерфейса? Если да, то в какой мере?

Использованная литература при подготовке лекции:

Информатика. Базовый курс. 2-е издание / Под ред. С. В. Симоновича. — СПб.: Питер, 2004. — 640 с: ил.

Блюменау Д.И. Информация и информационный сервис.- Л.:Наука, 1989 г.

Брябрин В.М. Программное обеспечение персональных компьютеров. М., Наука, 1987 г.

Глушков В.М. Основы безбумажной информатики. М., 1987 г.

Грибунов В.И., Кирдан В.С., Козубовский С.Ф. Справочник по ЭВМ.- Киев Наукова Думка 1989.

Михнушев А.Г. Информатика в социальном управлении: От знакомства с компьютером к решению практических задач. Ил. учебное пособие. Киев, Политиздат Украины, 1990 г.

Якубайтис Э.А. Информатика – Электроника – Сети. М.: Финансы и статистика 1989.

Поправка Джексона-Вэника (англ. Jackson-Vanik amendment) — поправка 1974 года конгрессменов Генри Джексона (en) и Чарльза Вэника (en) к Закону о торговле США, ограничивающая торговлю со странами социалистического блока, препятствующими эмиграции своих граждан.

Поправкой Джексона-Вэника запрещалось предоставлять режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставлять государственные кредиты и кредитные гарантии странам, которые нарушают или серьёзно ограничивают права своих граждан на эмиграцию. Поправкой также предусматривалось применение в отношении товаров, импортируемых в США из стран с нерыночной экономикой, дискриминационных тарифов и сборов.

Источник

Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Adblock
detector