Мир ребенка и мир взрослых в рассказе Александра Грина «Гнев отца»
план-конспект занятия по литературе (6 класс)
Тема Мир ребенка и мир взрослых в рассказе Александра Грина «Гнев отца»
Цель урока: обучение сопоставлению художественных образов через сравнительный анализ художественного мира ребенка и взрослого в рассказе Александра Грина «Гнев отца»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мир ребенка и мир взрослых в рассказе Александра Грина «Гнев отца»
Тема и номер урока в теме
Мир ребенка и мир взрослых в рассказе Александра Грина «Гнев отца»
Цель урока: обучение сопоставлению художественных образов через сравнительный анализ художественного мира ребенка и взрослого в рассказе Александра Грина «Гнев отца»
Задачи:
— обучающие: кратко познакомить учащихся с биографией и творчеством А.Грина, с сюжетом рассказа «Гнев отца»
-развивающие: формировать читательские умения, учить передавать информацию в сжатом виде, развивать критическое мышление и монологическую речь учащихся на основе анализа рассказа А.С. Грина «Гнев отца»
— воспитательные: формировать личностное отношение обучающихся к прочитанному произведению, к героям и их поступкам.
Тип урока: урок изучения нового материала (анализ прозаического произведения малого жанра)
Формы работы учащихся: коллективная, групповая, парная
Структура и ход урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Фаза вызова: ответы на вопросы, формулирование темы и постановка цели урока, виртуальная экскурсия, составление кластера
1 «О жизни Александра Грина»
4 Дом-музей А. Грина в Старом Крыму.
10 Александр Степанович Грин
11 Музей Грина в Кирове
Учитель создает условия для мотивации учебной деятельности.
Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством удивительного писателя А.Грина.
-Может быть, кто-то уже читал его произведения этого писателя?
Я вам искренне завидую: вы открываете для себя удивительный мир, который называется Гринландия. В этой стране свои материки, бухты, проливы, свои города, населенные мужественными, сильными и добрыми людьми.
Послушайте небольшой рассказ о жизни и творчестве Александра Грина. На основе полученной информации составим кластер о писателе и его творчестве.
В революционные годы в Петрограде Грин начал писать повесть-феерию « Алые пар уса » В 1924 году в Ленинграде был напечатан роман Грина « Блистающий мир ».
Коллективно составляют кластер «Александр Грин» и делают по нему промежуточный вывод
Формулирует вопросы перед чтением текста.
У Грина есть интересный рассказ «Гнев отца»
— Как вы понимаете слово «гнев»? Объясните значение.
— В психологии используется прием изображения чувства через цвет, через рисунок. Как бы вы нарисовали гнев? Что изобразили?
-В названии указано: гнев отца. Предположите, о чем может быть рассказ.
— Как можно избавиться от гнева отца? Каковы ваши варианты?
Выясним, какой выход находит герой Грина, оказавшись в трудной ситуации.
Организует индивидуальную работу по выяснению лексического значения слов «прерия», «амнистия».
-Кто может объяснить лексическое значение этих слов? Где можно узнать их значение? Прошу поработать с толковыми словарями двух учеников.
Организует самостоятельную работу учащихся
— Речь в рассказе пойдет о Беринге
Иване Ивановиче. Что вы знаете об этом человеке?
Откроем стр. 163 и самостоятельно прочитаем информацию об известном мореплавателе.
Читает рассказ
Подводит к осмыслению прочитанного
— Совпало ли ваше предположение, о чем будет рассказ?
В парах составьте два вопроса: один
тексту: один толстый и один тонкий. Запишите их.
Делает промежуточный вывод: Содержание рассказа усвоили хорошо. На эти вопросы мы ответим в ходе урока.
Проводит фронтальную беседу с учащимися.
— Рассказ назван «Гнев отца». Кто же главный герой рассказа – отец или Том? Почему?
— Можно ли догадаться по тексту, сколько лет мальчику, хотя об этом не говорит автор?
— Прочитаем еще раз начало рассказа. Вам жалко Тома? Почему?
— Как Том представил себе гнев? Почему?
— А совпал ли ваш словесный рисунок гнева с представлением Тома?
— Грин – мастер комического, в основе которого лежит несоответствие. На каком несоответствии построен сюжет? Как называется этот вид комического?
Подумайте, к чему привело незнание слова мальчиком, и сделайте вывод: так о чем же этот рассказ?
Организует работу учащихся в парах.
— Запишите в парах ключевые слова, характеризующие Тома, и определите, на основе чего вы дали такую характеристику.
Проводит фронтальную беседу с учащимися.
— Какие поступки совершил Том, за которые, как утверждала тетя Корнелия, на него обрушится гнев отца?
— Каково состояние мальчика после угрозы тети?
— Оцените поступок Мунка, который понял ошибку Тома, но не помог ему.
После разговора с Мунком Том совершает еще ряд проступков, которые усугубили его положение.
Совместно с учащимися заполняет таблицу (см. ниже)
-Выясним, что явилось причиной безобразного поведения Тома.
Продолжает фронтальную беседу.
-А вам приходилось принимать решение в состоянии обиды, ревности? Потом не жалели о принятом решении?
Как снежный ком, накатывается одно преступление на другое. Приближение гнева неминуемо. Вся надежда только на заступничество отца, которого Том почти не помнил. Мальчик оказался в сложной жизненной ситуации, поэтому решился на побег, чтобы жить в лесу, пока не отыщет клад.
— Предположите, что могло произойти дальше, если бы Том не увидел автомобиль, в котором ехал отец.
— Почему Том, поняв, что едет отец, помчался к дому? Какое чувство им руководило?
— Почему отец приехал раньше, чем его ждали? Как встретился с сыном?
— Том ждал, что с отцом приедет Гнев. Какое сомнение возникло при виде молодой женщины и почему?
— Почему не исчезла тревога Тома после приезда отца?
— Предположите, что мог увидеть Том в сундуке отца. Почему представилось чудовище7
— Какое чувство испытывает мальчик, расстреляв чудовище?
— Что испытывает отец, видя страдания сына? Найдите в тексте строки.
— Почему ошибка сына вызывает пробуждение нежности у сурового отца?
Последние слова отца, которого с нетерпением ждал Том, придают рассказу композиционную завершенность. Хочется верить, что в жизни Тома все будет хорошо, потому что рядом отец, который смог понять страдания мальчика.
Индивидуально работают с толковым словарем
Самостоятельно работают с учебником
Выбирают ключевые слова, характеризующие душевное состояние мальчика
Составляют в парах один толстый и один тонкий вопрос по содержанию текста, записывают в тетради
Работают индивидуально с текстом
Делают промежуточный вывод
Записывают в парах ключевые слова
Коллективно составляют таблицу, делают промежуточный вывод.
Открытый урок по литературе в 6 классе по рассказу А.Грина «Гнев отца»
Ярина ольга Ивановна
Учитель русского языка и литературы
Тема и номер урока в теме
Мир ребенка и мир взрослых в рассказе Александра Грина «Гнев отца»
Урок №1
Т.Ф.Курдюмова Учебник литературы для общеобразовательных учреждений. 6 класс.- М.: Дрофа,2008
1. Подвести к осознанию того, как важно уметь понять ребёнка, его психологию, его духовный мир, его переживания
2.Способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение работать с информацией, анализировать различные ситуации), умение принимать взвешенные решения, способность к разумному рефлективному творческому мышлению).
Задачи:
— обучающие: дать возможность каждому ученику реализовать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения, а также – конструировать своё собственное знание.
-развивающие: формировать читательские умения, учить передавать информацию в сжатом виде, развивать критическое мышление и монологическую речь учащихся на основе анализа рассказа А.С. Грина «Гнев отца»
— воспитательные: формировать личностное отношение обучающихся к прочитанному произведению, к героям и их поступкам. Воспитание социальной ответственности. (Для этого весь учебный процесс целесообразно тесно увязать с конкретными жизненными задачами и проблемами, с которыми дети сталкиваются в повседневности)
Тип урока: урок изучения нового материала (анализ прозаического произведения малого жанра)
Формы работы учащихся: коллективная, групповая, парная
1. Организационный момент.
— Ребята, здравствуйте, меня зовут Ольга Ивановна, поприветствуйте друг друга глазками, улыбнитесь. У каждого из вас сейчас свои эмоции: кто-то возбуждён, кто-то огорчён, а у кого-то просто хорошее настроение. Посмотрим на своего соседа по парте и передадим ему взглядом только всё доброе и хорошее.
2. Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением удивительного писателя А.Грина.
-Может быть, кто-то уже читал произведения этого писателя?
Я вам искренне завидую: вы открываете для себя удивительный мир, полный романтики и приключений. Мир, населенный мужественными, сильными и добрыми людьми.
Александр Гриневский родился 11(23) августа 1880 года. Александр Грин – это псевдоним. Подробно с жизнью и творчеством этого писателя вы познакомитесь позднее.
-А сейчас я предлагаю прослушать притчу.
Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:
— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься, — шрам всё равно останется.
— О чем данная притча? (о гневе)
— Можете ли вы предположить, с каким произведением нам сегодня предстоит поработать?
(Рассказ А.Грина «Гнев отца»)
Эпиграф к нашему уроку:
Жизнь прекрасна без гнева!
— Как бы вы сформулировали тему и цель урока?
(Мир ребенка и мир взрослых в рассказе А.Грина «Гнев отца»)
— Чему сегодня мы должны научиться на уроке?
1. Подвести к осознанию того, как важно уметь понять ребёнка, его психологию, его духовный мир, его переживания
2.Способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение работать с информацией, анализировать различные ситуации), умение принимать взвешенные решения, способность к разумному рефлективному творческому мышлению).
— Как вы понимаете слово «гнев»? Объясните значение. Для этого я предлагаю обратиться к толковому словарю. ( Находят значение этого слова и зачитывают)
— В психологии используется прием изображения чувства через цвет, через рисунок. Как бы вы нарисовали гнев? Что изобразили?
— Как можно избавиться от гнева отца? Каковы ваши варианты?
Выясним, какой выход находит герой Грина, оказавшись в трудной ситуации.
-Я предлагаю проверить содержание этого рассказа. Все ли его прочитали. Для этого нужно встать вкруг, образуя внешний и внутренний и задать друг другу вопросы:
— Как звали главного героя этого рассказа?
— Рассказ назван «Гнев отца». Кто же главный герой рассказа – отец или Том? Почему?
— Можно ли догадаться по тексту, сколько лет мальчику, хотя об этом не говорит автор?
— Вам жалко Тома? Почему?
— Как Том представил себе гнев? Почему?
— А совпал ли ваш словесный рисунок гнева с представлением Тома?
— У кого воспитывался ребенок?
— Какую судьбу пророчила Тому тетка Корнелия?
— Что можно сказать об отце мальчика?
— Счастлив ли был Том в этой семье?
— За что постоянно наказывали ребенка?
— Что такое гнев в понимании Тома?
— Как обрисовал гнев дядя Мунк?
— Что сделал Том с гневом отца?
— Понял ли отец своего сына?
— Спасибо за работу, вы доказали, что знаете содержание этого рассказа.
— А сейчас давайте вспомним, какие средства мы используем для создания литературного образа? Это кластер, давайте постараемся описать главного героя по этой схеме. Используйте текст рассказа.
— Грин – мастер комического, в основе которого лежит несоответствие. На каком несоответствии построен сюжет? Как называется этот вид комического? (Гротеск)
Что такое гротеск? Есть необходимость обратиться к словарю литературоведческих терминов?
Подумайте, к чему привело незнание слова мальчиком, и сделайте вывод: так о чем же этот рассказ?
Упражнение для релаксации.
— Все мы родом из детства. Сейчас я предлагаю посмотреть фрагмент фильма «Гнев отца», а вы постарайтесь представить и увидеть главного героя таким, каким он есть на самом деле.
-Совпало ли ваше представление о главном герое? Именно таким вы его представляли?
— Что можно сказать о главном герое? Он вам симпатичен?
Задание будет одно для всех, но вы должны используя разные приемы, на основе сопоставления, увидеть это несоответствие мира взрослых и мира ребенка.
Первая группа работает с таблицей «тонких» и «толстых» вопросов, используя фрагмент текста, постарайтесь составить связный рассказ на основе личных впечатлений.
Вторая группа работает над кластером и заполняет таблицу.
Третья группа работает над вопросами, помещенными в ромашке «Блума»
Выходим по одному человеку от группы и представим, что удалось выяснить.
Первая группа выступила.
После разговора с Мунком Том совершает еще ряд проступков, которые усугубили его положение
Теперь мы можем полностью представить, что происходит с ребенком.
Как снежный ком, накатывается одно преступление на другое. Приближение гнева неминуемо. Вся надежда только на заступничество отца, которого Том почти не помнил. Мальчик оказался в сложной жизненной ситуации, поэтому решился на побег, чтобы жить в лесу, пока не отыщет клад.
Предположите, что могло произойти дальше, если бы Том не увидел автомобиль, в котором ехал отец. (вопросы, на которые отвечает третья группа)
— Почему Том, поняв, что едет отец, помчался к дому? Какое чувство им руководило?
— Почему отец приехал раньше, чем его ждали? Как встретился с сыном?
— Том ждал, что с отцом приедет Гнев. Какое сомнение возникло при виде молодой женщины и почему?
— Почему не исчезла тревога Тома после приезда отца?
— Предположите, что мог увидеть Том в сундуке отца. Почему представилось чудовище7
— Какое чувство испытывает мальчик, расстреляв чудовище?
— Что испытывает отец, видя страдания сына? Найдите в тексте строки.
— Почему ошибка сына вызывает пробуждение нежности у сурового отца?
Какова главная мысль рассказа А.Грина «Гнев отца»?
Почему в отличие от других взрослых отец понял состояние сына?
Почему вы считаете, что Беринг любил своего сына?
Кому бы вы порекомендовали прочитать данный рассказ: родителям, детям или тем и другим вместе? Почему?
Последние слова отца, которого с нетерпением ждал Том, придают рассказу композиционную завершенность. Найдите их и зачитайте.
Хочется верить, что в жизни Тома все будет хорошо, потому что рядом отец, который смог понять страдания мальчика.
Составим синквеин со словом гнев
-Каждая группа должна составить синквеин. Давайте проверим, что у вас получилось.
Существительное (ключевое понятие)
2 прилагательных, характеризующих это существительное
Предложение из 4-х слов
Синоним к ключевому понятию
— Посмотрите, что получилось у меня. (На слайде)
Подступает, пугает, страшит,
Том расстреливает гнев отца
Домашнее задание письменно по выбору:
Написать письмо-воспоминание отцу от лица взрослого Тома об ошибке детства.
Нарисовать обложку к рассказу А.Грина «Гнев отца»
Написать отзыв о рассказе, в котором вы должны отразить свою позицию, но только после прочтения вместе со взрослыми.
А в заключении мне бы хотелось обратиться к вам, ребята. Что бы ни случилось, помните, ваши родители любят вас такими, какими вы есть, а вы должны радовать их своими успехами и достижениями. Ведь самое главное – это взаимопонимание и поддержка. Мне бы хотелось, чтобы вы помнили нашу притчу, каждое обидное слово ранит душу и оставляет след, хотелось бы, чтобы вы оставляли только хороший след в своей жизни. Помните: Жизнь прекрасна без гнева!
(Можно сказать всем вместе) И в память о нашей встрече я хочу подарить вам закладки с изречениями о ценности жизни. Благодарю всех за урок.
Как вы думаете сколько лет было тому гнев отца
Классик неоромантической литературы и создатель целой вымышленной страны Гринландии Александр Грин в этом рассказе, пожалуй, изобразил все очень реально. Взрослые на самом деле часто не понимают, как их слова и правильное воспитание могут быть восприняты ребенком…
Рассказ «Гнев отца» впервые был опубликован в журнале «Красная нива» в 1929 году. Ситуации, возникающие в жизни литературных героев прошлого, к сожалению, в том или ином виде повторяется в некоторых семьях и сегодня…
Накануне возвращения Беринга из долгого путешествия его сын, маленький Том Беринг, подвергся нападению тетки Корнелии и ее мужа, дяди Карла.
Том пускал в мрачной библиотеке цветные мыльные пузыри. За ним числились преступления более значительные, например, дырка на желтой портьере, сделанная зажигательным стеклом, рассматривание картинок в «Декамероне», драка с сыном соседа, — но мыльные пузыри особенно взволновали Корнелию. Просторный чопорный дом не выносил легкомыслия, и дядя Карл торжественно отнял у мальчика блюдце с пеной, а тетя Корнелия — стеклянную трубочку.
Корнелия долго пророчила Тому страшную судьбу проказников: сделаться преступником или бродягой — и, окончив выговор, сказала:
— Страшись гнева отца! Как только приедет брат, я безжалостно расскажу ему о твоих поступках, и его гнев всей тяжестью обрушится на тебя.
Дядя Карл нагнулся, подбоченившись, и прибавил:
— Его гнев будет ужасен!
Когда они ушли, Том забился в большое кресло и попытался представить, что его ожидает. Правда, Карл и Корнелия выражались всегда высокопарно, но неоднократное упоминание о «гневе» отца сильно смущало Тома. Спросить тетку или дядю о том, что такое гнев, — значило бы показать, что он струсил. Том не хотел доставить им этого удовольствия.
Подумав, Том слез с кресла и с достоинством направился в сад, мечтая узнать кое-что от встреченных людей.
В тени дуба лежал Оскар Мунк, литератор, родственник Корнелии, читая газету.
Том приблизился к нему бесшумным индейским шагом и вскричал:
Мунк отложил газету, обнял мальчика за колени и притянул к себе.
— Все спокойно на Ориноко, — сказал он. — Гуроны преступили в прерию.
Но Том опечалился и не поддался игре.
— Не знаете ли вы, кто такой гнев? — мрачно спросил он. — Никому не говорите, что я говорил с вами о гневе.
— Да, гнев отца. Отец приезжает завтра. С ним приедет гнев. Тетя будет сплетничать, что я пускал пузыри и прожег дырку. Дырка была маленькая, но я… не хочу, чтобы гнев узнал.
— Ах, так! — сказал Мунк с диким и непонятным для Тома хохотом, который заставил мальчика отступить на три шага. — Да, гнев твоего отца выглядит неважно. Чудовище, каких мало. У него четыре руки и четыре ноги. Здорово бегает! Глаза косые. Неприятная личность. Жуткое существо.
Том затосковал и попятился, с недоумением рассматривая Мунка, так весело описывающего страшное существо. У него пропала охота расспрашивать кого-либо еще, и он некоторое время задумчиво бродил по аллеям, пока не увидел девочку из соседнего дома, восьмилетнюю Молли; он побежал к ней, чтобы пожаловаться на свои несчастья, но Молли, увидев Тома, пустилась бегом прочь, так как ей было запрещено играть с ним после совместного пускания стрел в стекла оранжереи. Зачинщиком, как всегда в таких случаях, считался Том, хотя на этот раз сама Молли подговорила его «попробовать» попасть в раму.
Движимый чувством привязанности и благоговения к тоненькому кудрявому существу, Том бросился напрямик сквозь кусты, расцарапал лицо, но не догнал девочку и, вытерев слезы обиды, пошел домой.
Горничная, накрыв к завтраку стол, ушла. Том заметил большой графин с золотистым вином и вспомнил, что капитан Кидд (из книги «Береговые пираты») должен был пить ром на необитаемом острове, в совершенном и отвратительном одиночестве.
Том очень любил Кидда, а потому, влезши на стол, налил стакан вина, пробормотав:
— За ваше здоровье, капитан. Я прибыл на пароходе спасти вас. Не бойтесь, мы найдем вашу дочь.
Едва Том отхлебнул из стакана, как вошла Корнелия, сняла пьяницу со стола и молча, но добросовестно шлепнула три раза по тому самому месту. Затем раздался крик взбешенной старухи, и, вырвавшись из ее рук, преступник бежал в сад, где укрылся под полом деревянной беседки.
Он сознавал, что погиб. Вся его надежда была на заступничество отца перед гневом.
О своем отце Том помнил лишь, что у него черные усы и теплая большая рука, в которой целиком скрывалось лицо Тома. Матери он не помнил.
Он сидел и вздыхал, стараясь представить, что произойдет, когда из клетки выпустят гнев.
Он встал, прихрамывая, и, опустив голову, угрюмо уставился на огромные башмаки дяди.
— Скажи, Том, — начал дядя, — достойно ли тебя, сына Гаральда Беринга, тайком проникать в этот не знавший никогда скандалов кабинет с целью кражи? Подумал ли ты о своем поступке?
— Я тебя запру здесь и оставлю без завтрака, — сказал дядя Карл, спокойно останавливаясь в дверях кабинета. — Оставайся и слушай, как щелкнет ключ, когда я закрою дверь. Так же щелкают зубы гнева. Не смей ничего трогать.
С тем он вышел и, два раза щелкнув ключом, вынул его и положил в карман.
Так размышляя, Том скользил около ограды и увидел сквозь решетку автомобиль, несущийся по шоссе к дому дяди Карла. В экипаже рядом с пожилым черноусым человеком сидела белокурая молодая женщина. За этим автомобилем мчался второй автомобиль, нагруженный ящиками и чемоданами.
Едва Том рассмотрел все это, как автомобили завернули к подъезду, и шум езды прекратился.
Смутное воспоминание о большой руке, в которой пряталось все его лицо, заставило мальчика остановиться, а затем стремглав мчаться домой. «Неужели это мой отец?» — думал он, пробегая напрямик по клумбам, забыв о бегстве из кабинета, с жаждой утешения и пощады.
С заднего входа Том пробрался через все комнаты в переднюю, и сомнения его исчезли. Корнелия, Карл, Мунк, горничная и мужская прислуга — все были здесь, все суетились вокруг высокого человека с черными усами и его спутницы.
— Да, я выехал днем раньше, — говорил Беринг, — чтобы скорее увидеть мальчика. Но где он? Не вижу его.
— Я приведу его, — сказал Карл.
— Я пришел сам, — сказал Том, протискиваясь между Корнелией и толстой служанкой.
Беринг прищурился, коротко вздохнул и, подняв сына, поцеловал его в расцарапанную щеку.
Дядя Карл вытаращил глаза.
— Но ведь ты был наказан! Был заперт!
— Сегодня он амнистирован, — заявил Беринг, подведя мальчика к молодой женщине.
«Не это ли его гнев? — подумал Том. — Едва ли. Не похоже».
— Она будет твоя мать, — сказал Беринг. — Будьте матерью этому дурачку, Кэт.
— Мы будем с тобой играть, — шепнул на ухо Тома теплый щекочущий голос.
Он ухватился за ее руку и, веря отцу, посмотрел в ее синие большие глаза. Все это никак не напоминало Карла и Корнелию. К тому же завтрак был обеспечен.
Его затормошили и повели умываться. Однако на сердце у Тома не было достаточного спокойствия потому, что он хорошо знал как Карла, так и Корнелию. Они всегда держали свои обещания и теперь, несомненно, вошли в сношения с гневом. Воспользовавшись тем, что горничная отправилась переменить полотенце, Том бросился к комнате, которая, как он знал, была приготовлена для его отца.
Том знал, что гнев там. Он заперт, сидит тихо и ждет, когда его выпустят.
Прильнув к замочной скважине, Том никого не увидел. На полу лежали связки ковров, меха, стояли закутанные в циновки ящики. Несколько сундуков — среди них два с откинутыми к стене крышками — непривычно изменяли вид большого помещения, обставленного с чопорной тяжеловесностью спокойной и неподвижной жизни.
Страшась своих дел, но изнемогая от желания снять давящую сердце тяжесть, Том потянул дверь и вошел в комнату. К его облегчению, на кровати лежал настоящий револьвер. Ничего не понимая в револьверах, зная лишь по книгам, где нужно нажать, чтобы выстрелило, Том схватил браунинг, и, держа его в вытянутой руке, осмелясь, подступил к раскрытому сундуку.
Тогда он увидел гнев.
Высотой четверти в две, белое четырехрукое чудовище озлило на него из сундука страшные, косые глаза.
Том вскрикнул и нажал там, где нужно было нажать.
Сундук как бы взорвался. Оттуда свистнули черепки, лязгнув по окну и столам. Том сел на пол, сжимая не устающий палить револьвер, и, отшвырнув его, бросился, рыдая, к бледному, как бумага, Берингу, вбежавшему вместе с Карлом и Корнелией.
— Успокойся, Том, — сказал Беринг, со вздохом облегчения сжимая трепещущее тело сына. — Я все знаю. Мой маленький Том… бедная, живая душа!
Иллюстрации — А. Иткин.