Как вы думаете почему у нас право избирать и быть избранными имеют граждане российской федерации

Глава 2. Статья 44. Право на избрание

Глава 2. Статья 44. Основные права, свободы, долг и обязанности человека и гражданина. Право на избрание.

1. Каждый гражданин в Российской Федерации, достигший точно возраста 18 лет, имеет право на избрание – избирать и быть избранным на представительскую или иную выборную должность, избирать и предлагать варианты решений, публично или частным порядком голосовать на выборах, референдуме, опросе общественного мнения, собраниях и сходах, митингах, сборах подписей и иных общественно-политических мероприятиях.
2. Каждый гражданин в Российской Федерации свободен определять, выражать и распоряжаться своим правом на избрание и правом быть избранным (избирательным правом) согласно своей совести, вероисповеданию и убеждениям и действовать в соответствии с ними.
3. Каждый гражданин в Российской Федерации должен сохранять и защищать своё право на избрание и право быть избранным (избирательное право) всеми доступными и не запрещёнными законом мерами, средствами и способами.
4. Каждый гражданин в Российской Федерации обязан самостоятельно обеспечивать своё право избирать и право быть избранным (избирательное право) за счёт своих физических, интеллектуальных и личностных способностей и возможностей.
5. Каждый гражданин в Российской Федерации, обладающий правом избирать и правом быть избранным (избирательным правом), должен принимать участие в голосовании на выборах, в референдумах и всеобщих опросах общественного мнения, предусмотренных законом и проводимых законными методами, что является гражданским долгом граждан по участию в народовластии и управлении государством.
6. Гражданин в Российской Федерации никем и ничем не может быть лишён права избирать и быть избранным (избирательного права), кроме признания его судом недееспособным, а также лишения его свободы по приговору суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
7. Гражданин в Российской Федерации может быть ограничен в праве избирать и быть избранным только на основании закона в интересах государственной и национальной безопасности, обеспечения обороны, общественного порядка и экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья, нравственности или защиты прав и свобод других лиц, в случае угрозы возникновения чрезвычайной ситуации (ЧС), эпидемии, пандемии, эпизоотии, опасности распространения инфекции, введения чрезвычайного положения (ЧП), режимов повышенной готовности (РПГ), антитеррористических операций (АТО), особых условий и режимов проживания населения и хозяйственной деятельности на отдельных (закрытых) территориях.

Для сравнения – действующие пункты 2 и 3 статьи 32. Главы 2. Конституции Российской Федерации:

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Справка: В соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 15 УК РФ:

4. Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает десяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает пятнадцати лет лишения свободы.
5. Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых настоящим Кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

Источник

Как я понимаю конституционное право избирать и быть избранным (ЕГЭ обществознание)

Конституционное право – основополагающая отрасль права, регулирующая наиболее значимые, фундаментальные общественные отношения. Оно включает в себя общественный строй, формы и способы осуществления власти; основы правового положения личности; государственное устройство (территориальную организацию государства); систему, порядок формирования, принципы организации и деятельности органов государственной власти, а также местного самоуправления.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Стоит отметить, что иногда термин «конституционное право» приравнивают к «государственному праву».

В России принято выделять такие основные принципы Конституционного права, как: республиканская форма правления, разделение властей, а также право народа самоопределяться, нерушимость прав и свобод каждого человека и поддержка граждан со стороны государства. Кроме этого, избирательная система тоже является неотъемлемой частью основных принципов Конституционного права.

Избирательная система – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе выборов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

На мой взгляд, в настоящее время люди осознали необходимость в юридической осведомленности: они стремятся разбираться не только в своих обязанностях, но и в предоставляемых правах. Народ стал понимать, что право избирать, не только право, которое можно исполнять или не исполнять из необходимости, сколько большая ответственность перед самим самой, близкими, будущим поколением, страной. Избирательное право находится в неразрывной связи с патриотизмом – высоким чувством настоящего, истинного гражданина, которое поддерживает в каждом человека не только любовь к прошлому, настоящему, но и будущему страны, а также отвечает за самостоятельность выбора.

Вернемся ко второму виду избирательного права – пассивному. Пассивное избирательное право – право избираться в выборные государственные органы и органы местного самоуправления, а также на выборные государственные и муниципальные должности. То есть человек имеет право быть зарегистрированным в качестве кандидата, проводить предвыборную кампанию и агитацию наравне с остальными, пользоваться всеми другими правами кандидата, которые предусматривает закон.

Более того, пассивное избирательное право, как и активное, имеет свои требования: во-первых, возрастной ценз. Так, например, депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года. Что касается самый высокой должности, то Президентом России может быть избрано лицо не моложе 35 лет, но чтобы стать Президентом Италии необходимо достичь 50.

Во-вторых, порой существует необходимость прохождение военной службы, такое требование встречается, например, во Франции и Турции. В-третьих, уплата всех местных налогов, как в Великобритании. В-четвертых, обязательное проживание на территории избирательного округа и т. д. с установленными государством сроками. Нам мой взгляд, такие требования носят обоснованный характер – они дают возможность, тому же депутату, лучше узнать интересы, проблемы и нужды общества, а это играет важную роль в его будущей успешной политической деятельности.

В наше время выборы проходят путем голосования граждан в специальных пунктах, но по сей день существуют проблемы с проведением этого мероприятия: как должны проходить выборы, где, когда, кто будет голосовать и т.д. Не так давно существовали более серьезные ограничение, чем возраст, которые запрещали голосовать: сюда относится, например, малы размеры или вообще отсутствие личного хозяйства, имущества, женский пол. До сих пор в ряде стран женщины лишены избирательного права – они не могут никаким образом повлиять на свою жизнь, не говоря уже о будущем страны.

Отсюда следует, что выборы становятся правом граждан и служат обществу лишь тогда, когда кандидаты избираются на определённый, установленный срок, что позволяет контролировать их длительность, а также предотвращать злоупотребление ею и влиять на проводимую ими политику. Следовательно, цивилизованным государством принято считать государство, проводящее честные и свободные выборы.

Таким образом, я хочу с уверенностью сказать, что избирательная система – это ключ к великому настоящему и будущему страны. Благодаря конституционному праву избирать и быть избранным каждый человек получается право на самостоятельный выбор то или иного политического курса, то или иного кандидата, тех или иных действий. Каждый человек – это прежде гражданин, в чьи руках находится будущее его жизни, близких, страны, а также всего мира.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Читайте также:  Как будет по английски во множественном числе слово apple

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id44873

Источник

Статья 32 Конституции России

Текст Ст. 32 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Комментарий к Ст. 32 Конституции Российской Федерации

Статья посвящена политическим правам граждан. Активное избирательное право определяется как право граждан РФ избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Пассивное избирательное право — это право граждан РФ быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Выборы — это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований в целях формирования органов государственной власти, органов местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.

Базовым законодательным актом в этой сфере является Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

В части 1 статьи раскрывается в наиболее общем виде сущность основного политического права граждан: участвовать в управлении делами государства. Управление делами государства охватывает деятельность всех его органов, в том числе органов государственной власти, управления, суда. Это право реализуется через более конкретные права, которые излагаются в ст. 5 КРФ.

Часть 1 комментируемой статьи, находясь в системном единстве с другими положениями Конституции и прежде всего с ч. 1-3 ст. 3, является нормативной основой правомочий, воплощающих как общие, так и конкретизированные (в той или иной мере) возможности граждан, их объединений и организаций участвовать в управлении делами государства и, соответственно, в осуществлении власти народа.

Нормативное ядро комментируемого положения составляет конституционное понятие управление делами государства, значение которого не ограничивается содержанием самой по себе ч. 1 ст. 32. Оно распространяется на все части комментируемой статьи, имея в виду, что в них также находят свое отражение, в той или иной мере, нормативные характеристики публичных форм участия граждан в управлении государством посредством таких институтов, как выборы органов государственной власти и местного самоуправления, проведение референдумов (ч. 2), формирование государственного аппарата (ч. 4), отправление правосудия (ч. 5) и т.п.

В ч. 2 статьи перечислен ряд прав, конкретизирующих ч. 1. К ним относятся право граждан избирать своих представителей в органы государственной власти и органы местного самоуправления, право быть избранным в указанные органы, право участвовать в референдуме.

Право избирать заключает в себе возможность принимать решение по формированию данных органов, обязательное для государственных органов, должностных лиц, граждан. Право избирать дает возможность участвовать в управлении опосредованно, через представителей. Отдавая свое предпочтение программе политической партии, общественному движению, независимому кандидату, избиратели предопределяют направленность законодательства и конкретной деятельности высших должностных лиц.

Согласно ст. 60 Конституции РФ право избирать возникает у граждан с 18 лет. Право быть избранным означает возможность осуществлять деятельность в составе органов государственной власти и местного самоуправления. При этом кандидат должен обладать определенными профессиональными и моральными достоинствами, признанными избирателями.

Для права избирать и быть избранным характерны периодичность реализации и общие демократические принципы избирательной системы. Статья 32 не содержит перечня этих принципов. Они указаны в Конституции в ст. 81 о выборах Президента. Эти выборы проводятся «на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании».

Указанные принципы относятся ко всем видам выборов. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции ст. 32 действует во взаимосвязи со ст. 21 Всеобщей декларации прав человека и ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Были приняты Федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации».

Согласно действующему избирательному праву граждане Российской Федерации, проживающие или находящиеся в период подготовки и проведения выборов или референдума за пределами территории Российской Федерации, обладают всей полнотой избирательных прав.

Принятые Законы утвердили демократические принципы избирательного права граждан России. Всеобщий и равный характер этого права выразился в возможности с 18 лет участвовать в выборах без какой-либо дискриминации по признакам пола, расовой, национальной принадлежности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям в соответствии со ст. 17, ст. 19, ст. 60 Конституции.

Содержание Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан» шире его названия. Конкретные правомочия, вытекающие из права быть избирателем, означают возможность быть внесенным в список избирателей, знакомиться с этим списком, оспаривать как в соответствующей избирательной комиссии, так и в суде правильность списка.

С появлением в нашем обществе граждан, получивших статус вынужденных переселенцев, возникли случаи отказа внесения их в списки избирателей. Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил безусловное право этой категории граждан быть внесенными в списки избирателей при условии соблюдения ими правил регистрации по месту пребывания.

Провозглашенные ст. 3 Конституции свободные выборы предполагают также добровольность участия в них гражданина. Воля избирателя свободна, если имеются варианты выбора и возможность беспрепятственного выражения своих предпочтений посредством свободной агитации в пользу определенного кандидата или избирательного объединения.

Российское законодательство определило организационные формы, посредством которых кандидаты выдвигаются партиями, избирательными блоками, общественными объединениями, непосредственно избирателями.

Наряду с этим ст. 40 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания» предусматривает право каждого гражданина Российской Федерации, обладающего активным избирательным правом и достигшего на день выборов 21 года, выдвинуть свою кандидатуру по одномандатному избирательному округу для баллотировки на выборах депутатов Государственной Думы.

Конституцией установлена строгая периодичность выборов, являющихся высшим выражением власти народа. Попытка нарушить эту периодичность должна оцениваться как посягательство на политические права граждан. При свободных демократических выборах проигравшие на выборах избиратели и кандидаты никак не ущемляются в своих правах.

В этом случае действует выработанный историческим опытом механизм самосохранения демократии. В очередном избирательном цикле прежняя политическая воля меньшинства может стать юридически признанной волей большинства.

Право на свободу предвыборной агитации выражается в проведении публичных предвыборных собраний и встреч с избирателями, в дебатах и дискуссиях, митингах, шествиях, использовании средств массовой информации (см. ст. 45 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», а также ст. 29 Конституции).

В обществе с демократической избирательной системой такое состояние – чрезвычайно важный фактор. Практика проведения выборов свидетельствует об огромном значении эмоциональной поддержки большинства, выражающейся в состоянии доверия, симпатии либо страха, агрессии, при формировании выборных институтов государственной власти.

Был подвергнут сомнению, в частности, принцип исключения при распределении депутатских мандатов избирательных объединений, получивших менее пяти процентов голосов. Определением Конституционного Суда Российской Федерации 20 ноября 1995 г. в запросе было отказано, поскольку принципы избирательной системы конкретизируются законодательством.

Данное определение принято в соответствии с принципами правового государства, поскольку принцип стабильности законодательства не может быть нарушен в процессе конкретной избирательной кампании. Для России с ее огромной территорией и многомиллионной численностью населения избирательный барьер в пять процентов вряд ли может рассматриваться как излишне завышенный.

Читайте также:  Глисты у взрослого человека как проверить есть

Референдум Российской Федерации наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа.

Указанный Закон провозгласил наряду с законодательством о выборах все демократические принципы и гарантии избирательного права. Закон детально регламентировал процедуру реализации инициативы проведения референдума Российской Федерации ее гражданами.

На основании ст. 9 Закона необходимо создание инициативной группы в количестве не менее 100 человек для сбора подписей в поддержку инициативы о проведении референдума Российской Федерации.

Право на создание инициативной группы принадлежит отдельному гражданину, группе граждан, общероссийскому общественному объединению, устав которого предусматривает участие в выборах федеральных органов государственной власти и зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации не позднее чем за шесть месяцев до обращения с инициативой о проведении референдума Российской Федерации.

Закон подробно регламентирует процедуру оформления ходатайства инициативной группы и порядок ее регистрации той избирательной комиссией, на территории которой проживает большинство членов инициативной группы.

Зарегистрированная инициативная группа должна собрать не менее двух миллионов подписей граждан Российской Федерации при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами территории Российской Федерации проживают не более 10 процентов из них (ст. 8).

Закон устанавливает особую процедуру назначения референдума Президентом Российской Федерации (см. ст. 84). Референдум считается состоявшимся, если Центральная комиссия референдума признает, что в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме (ст. 37).

В ст. 3 Закона определен исчерпывающий перечень вопросов, которые граждане не могут выносить на референдум Российской Федерации. К ним относятся изменения статуса субъектов Федерации, досрочное прекращение или продление срока полномочий Президента, Федерального Собрания или каждой из его палат либо отмена их выборов (формирования).

Также не выносятся на референдум вопросы принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства, введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты.

Из числа вопросов, выносимых на референдум, исключаются вопросы о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения, амнистии и помиловании.

Законодательство стран с устойчивой демократической системой, как правило, устанавливает требование «серьезного отношения» к участию в выборах. Объективно только партии, ставящие перед собой прямую задачу формирования политической воли большинства, определяющие своей главной целью участие в выборах, отвечают этому требованию.

Результаты выборов в России свидетельствует о преимуществах партийной организации избирателей перед иными организационными формами.

Правам избирателей и кандидатов в депутаты корреспондируют гарантирующие их обязанности государства. К ним относятся определенные законодательством сроки и очередность выборов, виды установленной документации, процедуры заполнения бюллетеней и голосования.

Создание таких учреждений, как независимые избирательные комиссии во главе с Центральной избирательной комиссией, также является гарантией избирательных прав граждан наряду с судебной защитой. В качестве одной из гарантий признан институт международных наблюдателей.

Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд.

В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы. Жалобы на действия Центральной избирательной комиссии рассматривает Верховный Суд Российской Федерации.

Наиболее серьезные нарушения при проведении выборов и референдума, затрагивающие права граждан, наказываются в уголовном порядке (ст. 141, 142 УК).

Часть 3 статьи определяет правовые основания ограничений в обладании правами, указанными в ч. 2. Недееспособность граждан, признанная судом (см. ст. 60), связанная со стойким психическим заболеванием, исключает возможность сознательной реализации политических прав. Граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, не могут пользоваться правами, указанными в ч. 2, в силу самой специфики наказания.

В ч. 4 ст. 32 Конституции особо выделяется государственная служба как важный институт непосредственного участия граждан в управлении делами государства. Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению осуществления полномочий государственных органов.

Государственная служба в Российской Федерации включает в себя: федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации, и государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в их ведении.

В соответствии с ч. 4 ст. 32 граждане России имеют равный доступ к государственной службе. Принцип равного доступа к государственной службе означает равное право граждан на занятие любой государственной должности в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой, без какой-либо дискриминации.

Право поступления на государственную службу имеют граждане Российской Федерации не моложе 18, но и не старше 60 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным законодательством для государственных служащих.

При поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов Российской Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным в порядке, предусмотренном российской Конституцией и федеральным законом, а равно других обстоятельств для граждан, профессиональная подготовленность которых отвечает требованиям по соответствующей должности.

Конституционный принцип равного доступа граждан Российской Федерации к государственной службе не исключает ограничений для поступления на эту службу или занятия конкретных государственных должностей.

Ограничения установлены Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. (п. 3 ст. 21), Положением о федеральной государственной службе от 22 декабря 1993 г. (п. 21).

Гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на государственной службе в случаях:

Институт государственной службы составляют государственные должности, занимаемые государственными служащими. Вне государственных должностей государственная служба не существует.

Все государственные должности в Законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» подразделяются на категории «А», «Б» и «В».

В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона к государственной службе относится только исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности категорий «Б» и «В». При этом государственная служба на государственных должностях категории «Б» ограничена сроком, на который назначаются или избираются соответствующие лица, замещающие должности категории «А».

Государственные служащие являются наемными работниками, выполняющими государственные функции. Отношения государственных служащих с органами, в которых они работают, характеризуются следующими факторами:

Поэтому в основе названных отношений лежат назначение или конкурс. Но поступает гражданин на государственную службу на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет.

Поступление гражданина на государственную службу оформляется приказом по государственному органу о назначении на государственную должность.

Для возникновения отношений государственной службы на основе назначения необходимо представить документы о профессиональном образовании, о состоянии здоровья, об имущественном положении и другие, если это предусмотрено федеральным законом.

На государственные должности категории «Б» назначение осуществляется по представлению лиц, замещающих должности категории «А», либо уполномоченных ими лиц из государственных органов. Порядок подбора кандидатур определяется соответствующим государственным органом или лицом, замещающим государственную должность категории «А», в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов.

И только на государственные должности 2, 3, 4 и 5-й групп (старшие, ведущие, главные, высшие) категории «В», т.е. учреждаемые самим государственным органом, назначение осуществляется по результатам конкурса на замещение вакантной государственной должности. Конкурс в этой категории должностей проводится среди подавших заявление об участии в конкурсе как государственных служащих, так и граждан Российской Федерации.

Наряду с наиболее общими обязанностями служащих, предусмотренными нормами трудового законодательства, для государственных служащих дополнительно установлены особые обязанности:

Читайте также:  Как быть ответственным туристом в походе

Конкретные обязанности государственных служащих по соответствующим государственным должностям определяются должностными положениями и инструкциями.

Государственные служащие осуществляют предоставленные им права в пределах, установленных по должности. К числу основных прав государственных служащих относится принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями.

Среди других основных прав, впервые нормативно закрепленных, следует выделить право на:

Принципиальным является закрепление в Федеральном законе (ст. 11) ограничений, связанных с государственной службой. Государственным служащим запрещено заниматься другой оплачиваемой деятельностью.

Это означает, что государственный служащий не вправе занимать другую должность (быть совместителем) или выполнять другую оплачиваемую работу на условиях трудового соглашения, договора подряда в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях и общественных объединениях.

Запрет носит безусловный характер и не связан с подконтрольностью, подотчетностью государственного органа, предприятия, организации или иным образом с компетенцией государственного органа, в котором государственный служащий состоит на государственной службе.

Запрет заниматься другой оплачиваемой деятельностью является юридическим выражением требования о том, что государственный служащий обязан посвящать все свое рабочее время служебной деятельности.

Запрет государственному служащему занимать другую должность означает одновременно и запрет быть депутатом законодательных (представительных) органов Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Федерации, органов местного самоуправления.

В Федеральном законе (п. 3, 4, 5 ст. 11) впервые дается развернутая формула запрета для всех категорий государственных служащих Российской Федерации (федеральных и субъектов Федерации) заниматься предпринимательской деятельностью.

На какие конкретно виды предпринимательской деятельности налагается запрет? Государственным служащим запрещено:

Государственным служащим запрещено лично или через представителя голосовать посредством принадлежащих им акций, паев, долей участия при принятии решений общим собранием акционерного общества, товарищества с ограниченной ответственностью или другого товарищества, а также входить в состав руководящих органов акционерного общества или иного субъекта предпринимательской деятельности.

Для правового положения государственных служащих предусмотрены и другие ограничения. Государственному служащему запрещено:

Закон запрещает получать от физических и юридических лиц вознаграждение (подарки). В качестве подарка в Законе рассматриваются материальные ценности и денежные вознаграждения, а также ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию.

На государственных служащих возлагается обязанность хранить государственную и иную охраняемую законом тайну. В Федеральном законе не определено, распространяется ли это требование на время прохождения службы или сохраняется в течение определенного времени и после прекращения отношений государственной службы.

Под государственной тайной понимаются предусмотренные в специальных перечнях важнейшие сведения, разглашение которых образует состав уголовного преступления в виде измены Родине.

Под иной охраняемой законом тайной подразумевается служебная и профессиональная тайна. Служебную тайну образуют содержащиеся в должностных положениях сведения, за разглашение которых не предусматривается уголовной санкции, но может быть применена дисциплинарная санкция.

Содержание профессиональной тайны определяется в законодательстве, регулирующем соответствующие виды деятельности. Так, служащие Государственной налоговой службы обязаны соблюдать тайну в отношении находящихся в их распоряжении материалов, даже если эти сведения иногда достаточно известны.

Однако служебную и профессиональную тайну нельзя трактовать широко, как все то, что известно государственному служащему по характеру службы. К служебной тайне не могут быть отнесены:

Требования и ограничения, связанные с государственной службой, компенсируются соответствующим денежным содержанием и другими выплатами, предусмотренными федеральным законодательством и нормативными правовыми актами субъектов Федерации, гарантиями для государственных служащих, обеспечивающими стабильность рабочего места и продвижение по службе, а также достойный уровень жизни им и их семьям.

Денежное содержание государственного служащего состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд, особые условия государственной службы, выслугу лет, а также премий по результатам работы.

Допускается продление нахождения на государственной службе государственных служащих, занимающих высшие, главные и ведущие государственные должности государственной службы и достигших предельного для государственной службы возраста, решением руководителя соответствующего государственного органа.

Однократное продление срока нахождения на государственной службе государственного служащего допускается не более чем на год. Продление нахождения на государственной службе государственного служащего, достигшего возраста 65 лет, не допускается. После достижения указанного возраста он может продолжать работу в государственных органах на условиях срочного трудового договора.

Государственно-служебные отношения подлежат прекращению и в случае возникновения обстоятельств, исключающих пребывание гражданина на государственной службе. Эти основания, как уже отмечалось, закреплены в п. 3 ст. 21 Закона.

При ликвидации государственного органа или сокращении его штата государственно-служебные отношения не прекращаются. В случае невозможности предоставления работы в том же государственном органе государственному служащему должна быть предложена другая государственная должность в другом государственном органе с учетом его профессии, квалификации и занимаемой ранее должности.

При невозможности трудоустройства государственному служащему, заключившему трудовой договор на неопределенный срок, гарантируются переподготовка (переквалификация) с сохранением на период переподготовки (переквалификации) денежного содержания по занимаемой до увольнения государственной должности и непрерывного трудового стажа, а также предоставление возможности замещения иной государственной должности.

Часть 5 ст. 32 Конституции предусматривает право граждан участвовать в отправлении правосудия. Это право выражается, в частности, в возможности быть присяжным заседателем (ч. 4 ст. 123 Конституции).

Организация суда присяжных, права и обязанности присяжных заседателей, особенности судопроизводства с их участием при рассмотрении определенных категорий уголовных дел определены Законом от 16 июля 1993 г. (см. ст. 47 Конституции).

Однако не исключаются и иные формы участия граждан в осуществлении правосудия. Не случайно в Конституции подчеркивается, что судопроизводство с участием присяжных заседателей осуществляется в случаях, предусмотренных федеральным законом. Следовательно, допустимы и иные формы судопроизводства с участием граждан.

В соответствии с ч. 6 раздела второго Конституции впредь до принятия федерального закона, устанавливающего порядок рассмотрения дел судом с участием присяжных заседателей, сохраняется прежний порядок судебного рассмотрения дел. Закон от 16 июля 1993 г. дал основание для введения суда присяжных в Российской Федерации.

В настоящее время он действует в нескольких регионах России. В краевых и областных судах суд присяжных рассматривает дела о наиболее тяжких преступлениях. На остальной территории России продолжают действовать суды в составе, определенном ст. 10 Закона «О судоустройстве РСФСР».

В настоящее время граждане участвуют в отправлении правосудия в составе суда, состоящего из судьи и двух народных заседателей, или в коллегии присяжных заседателей. Обе эти формы образуют самостоятельные институты, различающиеся принципами организации и деятельности. Объединяющим началом между ними является участие в правосудии.

Действующее законодательство (ст. 6 ГПК и ст. 15 УПК) устанавливает, что дела в судах первой инстанции рассматриваются в составе судьи и двух народных заседателей. На протяжении многих десятилетий это являлось единственной формой участия граждан в осуществлении правосудия. Народные заседатели и судьи образуют единую коллегию.

Коллегиальное рассмотрение предполагает полное равенство прав всех членов коллегии. В этом состоит исключительно важный принцип деятельности суда с участием народных заседателей.

Народные заседатели пользуются равными правами с председательствующим в судебном заседании при решении всех вопросов, возникающих при рассмотрении дела, постановлении решения. Народным заседателем может быть избран каждый гражданин России, достигший ко дню выборов 25 лет.

Установлены два порядка выбора народных заседателей. Заседатели районных (городских) народных судов избираются на собраниях граждан по месту их работы или жительства, военнослужащих – по воинским частям открытым голосованием сроком на 2,5 года.

Самостоятельной формой участия граждан в отправлении правосудия является участие в судопроизводстве представителей общественных организаций и трудовых коллективов (ст. 18 Закона «О судоустройстве РСФСР»). Статья 250 УПК конкретизирует такую форму участия: представители общественности могут быть общественными обвинителями либо общественными защитниками.

Источник

Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Добавить комментарий