Как вы думаете от чего зависит в какой форме будет находиться металл в природе

Урок по теме: «Нахождение металлов в природе и общие способы их получения»

« Нахождение металлов в природе и общие способы их получения»

Цели урока: создать условия учащимся для формировния представлений о металлургии, способах получения металлов разной степени активности из минералов, горных пород и руд, ознакомить учащихся с природными соединениями металлов; развивать умение составления уравнений химических реакций.

— образовательные: ; уметь устанавливать причинно-следственные связи смежду «составом», «химическими свойствами» и «получением металла»;

— развивающие: развитие умений сравнивать, обобщать, правильно формулировать задачи и излагать мысли; развитие логического мышления, внимания и умения работать в проблемной ситуации;

— воспитательные: формирование у учащихся познавательного интереса к химии; воспитание таких качеств характера, как настойчивость в достижении цели, интереса и любви к предмету через содержание учебного материала, умение работать в коллективе, взаимопомощи, культуры общения.

— научатся : составлять уравнения реакций, лежащих в основе получения металлов;

получат возможность научиться: приводить примеры уравнений реакций, лежащих в основе промышленных способов получения чугуна и стали.

— регулятивные: у читывают правило в планировании и контроле способа действия;

— познавательные: используют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

— коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

Личностные: появляется гордость за российскую науку

Термины: металлургия, руды, минералы, гидрометаллургия, пирометаллургия, электрометаллургия.

Оборудование: таблицы «Руды металлов», коллекция «Минералы и горные породы».

Тип урока: урок формирования новых знаний.

1. Организационный момент ( мотивация учащихся к активной познавательной деятельности). Учитель Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих.

2. Актуализация знаний .Проверка домашнего задания. Учитель просит учащихся собрать рабочие тетради для проверки домашнего задания за это время раздает им карточки с заданиями на 15-20 минут.

Проверочная работа: «Общие химические свойства металлов»

Учитель по истечению времени самостоятельной работы просит ребят собрать листочки и поставить их на его стол. Далее раздает им рабочие тетради и приступает к объяснению материала.

3. Объяснение материала ( формирование научного типа мышления, владения химической терминологией ). Учитель сообщает тему и цели урока. Учащиеся записывают тему урока в тетрадях.

Учитель: Как вы думаете, ребята, в каком виде встречаются металлы в природе?

Учащиеся: Металлы встречаются в природе в самородном и связанном виде.

Учитель: Оказывается, о нахождении металла в природе можно судить в зависимости от его расположения в ряду напряжений.

Для наглядности и легкого запоминания учитель предлагает схему «Металлы в природе»

Схема 2. Металлы в природе

Учитель: Обращает внимание учащихся на схему «Металлы в природе» и подводит итог: большинство металлов в природе существует в связанном состоянии, т.е. в виде различных природных соединений. Химические природные соединения металлов называют минералами. Минералы в основном встречаются в виде оксидов либо в виде сульфидов.

Схема 3. Минералы железаСхема 4. Сульфидные минералы

Минералы входят в состав горных пород и руд.

Природные образования, содержащие минералы металлов, пригодные для промышленного получения из них металлов, называют рудами. Наука о получении металлов из руд называется металлургией. В зависимости от способа извлечения металла из руды выделяют следующие виды металлургических процессов:

1.Пирометаллургия – это метод извлечения металлов из руд под действием высоких температур.

Сульфидные руды подвергают обжигу:

2 CuS + 3 O 2 → 2 CuO + 2 SO 2

Оксидные руды и оксиды восстанавливают водородом, углем, угарным газом, более активными металлами – алюминием (алюминотермия), магнием (магнийтермия).

2.Гидрометаллургия – это метод получения металлов, основанный на химических реакциях, происходящих в растворах. Гидрометаллургия включает 2 способа:

a ). Получение из различных руд растворимых солей металла

3.Электрометаллургия – это метод получения металлов из их солей, и оксидов под действием электрического тока.

2 NaCl (расплав) → 2 Na + Cl 2

Металлы, стоящие в ряду напряжений до алюминия включительно, можно получить электролизом только расплавов оксидов и солей. Менее активные металлы можно восстановить электрическим током из растворов солей.

4. Домашнее задание: записи в тетрадях и задания:

2). Сколько килограммов меди получается из 120т обогащенной горной породы, содержащей 20% сульфида меди ( I ), если выход меди составляет 90% от теоретически возможного?

ü С какими трудностями вы столкнулись при изучении этой темы и как вы решили эту проблему?

Источник

Нахождение металлов в природе общие способы их получения

Тема: Нахождение металлов в природе общие способы их получения

Цели: познакомить учащихся с распространением металлических элементов и их соединений в природе; охарактеризовать основные способы получение металлов; продолжить у учащихся умение составлять уравнения УВР.

Приветствие, настрой на активную работу.

Проверка д/з. Актуализация опорных знаний.

Проходит в виде беседы.

Какие вещества называются металлами?

Раскройте особенности строения атомов металла и природу химической связи между ними в соединении.

Почему металлы имеют такие свойства, как ковкость и пластичность?

Изучение нового материала

Нахождение металлов в природе

В морской воде содержится большое количество Na (1,05%) и Mg (0,12%).

В природе встречаются металлы, как в свободном виде, так и в связанном.

— в свободном виде: золото, серебро, платина, медь, ртуть.

Общие способы получения металлов

Большинство металлов встречаются в природе в составе соединений, в которых металлы находятся в положительной степени окисления, значит для их получения в виде простого вещества, необходимо провести процесс восстановления.

Но прежде, чем восстановить природное соединение металла, необходимо перевести его в форму, доступную для восстановления. Например, оксидную форму.

На этом основан пирометаллургический способ.

Пирометаллургический способ – это восстановление металлов из их руд при высоких температурах.

Водородотермия – получение меди с оксида с помощью водорода:

Cu 2+ O + H 2 = Cu 0 + H 2 O

Алюмотермия – получение железа с оксида при помощи алюминия:

Гидрометаллургический способ основан на растворении природного вещества с целью получения соли этого металла и вытеснения этого металла более активным. Этим способом получают серебро, золото, цинк и др.

Электрометаллургический способ – это способ получения металлов с помощью электрического тока (электролиз). Этим способом получают алюминий, щелочные и щелочноземельные металлы.

Общее уравнение: 2 NaCl = 2 Na + Cl 2

Закрепление полученных знаний

Расставьте коэффициенты методом электронного баланса

В раствор хлорида меди (11) поместили цинковую пластинку. В реакцию вступил цинк массой 26 г. Вычислите, сколько грамм меди осело на пластинку.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель предлагает учащимся внимательно прочитать слова, приготовленные на доске (раздражительность, злость, безразличие, удовольствие, вдохновение, скука, тревожность, спокойствие, уверенность, наслаждение), и выбрать из них три слова, которые более точно передают их состояние на этом уроке.

Номер материала: ДБ-266107

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также:  Как будут выходные в мае 2021г

Источник

Презентация «Металлы в природе. Способы получения металлов»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Металлы в природе. Общие способы их получения Учитель биологии и химии Сапожникова А.П. МБОУ Комаровская СОШ Г. Ясный Оренбургская область

Нахождение металлов в природе Самородные металлы Минералы и руды Таблица «Свойства руд железа» Металлургия Основные способы получения металлов Металлургия и экология Проверь себя Домашнее задание

Остальные металлы – меньше 2% Прежде чем считать звезды – внимательно посмотри под ноги. восточное изречение Al – 8,8 % Fe – 5,1 % Ca – 3,6 % Na – 2.64 % K – 2.6 % Mg – 2.1 %

Золото в природе чрезвычайно рассеяно. По распространенности в земной коре оно занимает 74 место. Но оно содержится везде: в земле, воде, в организмах растений и животных. И всё это составляет около 100 млрд. тонн. Крупнейшие в мире золотые самородки были найдены в Австралии, они весили 86 и 112 кг. Я солнцу подобно, и ярче огня, Монеты и слитки куют из меня

Платина относится к наименее распространенным в природе элементам. Земная кора содержит 5×10−7% платины. В самородном состоянии встречается в основном в виде сплавов с другими металлами, например, золотом и железом. Самым крупным существующим в настоящий момент платиновым самородком является «Уральский гигант» весом 7 кг 860,5 г. Был обнаружен в 1904 г. На букву «П» моё названье, Я с золотом дружу, И в корону для красавиц Вместе с золотом вхожу.

По распространенности в земной коре занимает 67 место, но запасы его в 20 раз больше, чем золота. Самый крупный самородок серебра весил 13,5 тонн. Известно я давным-давно. Чтоб не испортилась вода, Меня в походы брали. И мной героев награждали.

По распространенности занимает 66 место. В самородном виде встречается редко, причем чаще её находят в виде сплавов (амальгам) с золотом, серебром и палладием. Когда случайно я прольюсь – блестящим шариком качусь

Минералы – природные химические соединения металлов. В настоящее время известно более 4000 тысяч минералов. Только 70 из них пользуются широким распространением. Входят в состав горных пород и руд.

Бурый железняк (лимонит) – 2Fe2O3·3H2O Среди металлов самый славный, важнейший в мире элемент. Железо Магнитный железняк (магнетит) –Fe3O4 Красный железняк (гематит) – Fe2O3

Природное соединение растворяют в подходящем реагенте с целью получения раствора соли этого металла CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O Гидрометаллургия методы получения металлов, основанные на химических реакциях, происходящих в растворах. Стадии получения и уравнения реакций: Получаемые металлы: серебро, цинк молибден, золото, уран, медь и др. Из полученного раствора данный металл вытесняют более активным или восстанавливают электролизом CuCl2 (раствор) + Fe = FeCl2 + Cu

методы получения металлов, основанные на электролизе, т.е. выделение металлов из растворов или расплавов их соединений с помощью электрического тока. Электрометаллургия – CuCl2 расплав Уравнение реакции электролиза: Cu + Cl2 Получаемые металлы: щелочные, щелочноземельные и алюминий

Негативное воздействие на окружающую среду: 1.Загрязнение почвы по причине массового складирования отходов. Для выработки 1 т стали необходимо 3 т сырья. Поэтому образующиеся после выплавки стали шлаки также складируют в отвалы, что крайне пагубно влияет на почву. Например, в уральском регионе скопилось 6 млрд. тонн отходов.

Предприятия черной металлургии выбрасывают в атмосферу 25% металлосодержащей пыли и оксида углерода (II) от общего количества этих веществ, попадающих в атмосферу. На металлургию приходится 50 % выброса сернистого газа. Также выбрасываются токсичные для человека вещества: бензопирен, фториды, соединения марганца, вольфрама, хрома и других металлов.

Металлургия использует 25% от всей потребляемой российской промышленностью воды. Например, для получения 1 т. алюминия используется 1150 т. воды, 1 т. никеля – 4000 т. В водоемы возвращается 60-70 % чистой воды и 30-40 % загрязненной различными примесями и вредными соединениями

Пути решения Переработка и использование отходов Строительство очистных сооружений и замкнутых систем водоснабжения Разработка новых технологий

Будущее за новыми чистыми технологиями Существуют проекты добычи руды не нарушая ландшафт, с помощью биотехнологий. Используют рудные растворы с тионовыми и железо-бактериями, способными переводить нерастворимые сульфиды в растворимые сульфаты, которые подаются на гидрометаллургическую переработку. Преимущества метода: Используется на месте залегания руд. Не загрязняется окружающая среда.

ТЕСТ на тему: «Металлы в природе. Общие способы их получения.» 1 2 3 4 5 Вариант 1 Современные очистные сооружения на предприятиях достаточно эффективны, но имеют высокую стоимость. Будучи директором крупного завода и имея в своем распоряжении значительную сумму денег, как вы поступите: а)положите в банк для уплаты штрафов за загрязнение природной среды; б) вложите в строительство очистных сооружений; в)часть вложите в расширение производства, часть – для повышение зарплаты рабочих. Из природных веществ можно назвать рудой: а) мел; б) гранит; в) бурый железняк; г) песок Кому принадлежал первый в России учебник по горному делу и металлургии: а) Н.К. Чернову; ) П.П. Аносову; в) Н.Н. Бекетову; г) М.В. Ломоносову Гидрометаллургия представляет собой получение металлов: а) обжигом сульфидов; б) переводом их соединений в раствор с последующим восстановлением; в) обработку руды водяным паром С помощью электролиза впервые был получен металл: а) медь; б) железо; в) свинец; г) натрий

ТЕСТ на тему: «Металлы в природе. Общие способы их получения.» Вариант 2 Вы работаете на металлургическом заводе и случайно узнаете о неисправности в системе очистных сооружений. Как вы поступите: а) сообщите директору завода, чтобы он принял решение; б) сделаете вид, что вам ничего неизвестно о неисправности; в) скажете директору и, если он не примет меры, будете активно действовать сами К рудам не относится: а) мрамор; б) магнитит; в) галенит; г) лимонит. Среди минералов не встречаются: а) оксиды металлов; б) сульфиды металлов; в) гидриды металлов; г) силикаты металлов Металлический марганец получают алюминотермией из оксида марганца (IV)/ Составьте уравнение реакции. Сумма коэффициентов в правой части уравнения равна: а) 4; б) 5; в) 6; г) 7. В настоящее время для получения хрома в качестве восстановителя чаще всего используется: а) медь; б) натрий; в) хлор; г) алюминий 1 2 3 4 5

Проверь себя Из записанных уравнений выберите те, которые относятся к пирометаллургическому способу: 2ZnS + 3O2 = 2 ZnO + 2SO2 ZnSO4 +Mg = MgSO4 + Zn ZnO + CO = Zn + CO2 ZnO + H2SO4 = ZnSO4 + H2 ZnSO4 +Mg = MgSO4 + Zn ZnO + H2SO4 = ZnSO4 + H2 ZnSO4 +Mg = MgSO4 + Zn ZnO + H2SO4 = ZnSO4 + H2 2ZnS + 3O2 = 2 ZnO + 2SO2 ZnO + CO = Zn + CO2 2ZnS + 3O2 = 2 ZnO + 2SO2 ZnO + CO = Zn + CO2 2ZnS + 3O2 = 2 ZnO + 2SO2 ZnO + CO = Zn + CO2 2ZnS + 3O2 = 2 ZnO + 2SO2 ZnO + CO = Zn + CO2

Проверь себя Fe2O3 + Al O2 FeO Fe Al2O3 Fe2O3 + H2 Fe H2O H2O2 Fe(OH)3 + CuO + C Cu CO2 Cu2O O2 + + Cr2O3 + Al Al2O3 Cr O2 +

Источник

Нахождение металлов в природе и общие способы их получения.

Разработка урока для 9 класса на тему Нахождение металлов в природе и общие способы их получения.

Просмотр содержимого документа
«Нахождение металлов в природе и общие способы их получения.»

Урок 47. Нахождение металлов в природе и общие способы их получения.

Цель урока. Познакомить учащихся с природными соединениями металлов и с самородными металлами. Сформировать понятие о минералах, рудах и металлургии и ее разновидностях – пиро-, гидро- и электрометаллургии.

применение обобщения знаний, умений и навыков в новых условиях – создание проблемной ситуации;

контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков с помощью домашней работы;

уметь устанавливать существенные признаки, являющиеся основой различных классификаций;

уметь устанавливать причинно-следственные связи между «составом», «химическими свойствами», «получением металла».

развитие умений сравнивать, обобщать, правильно формулировать задачи и излагать мысли;

развитие логического мышления, внимания и умения работать в проблемной ситуации.

Читайте также:  Догонялки в единственном числе как будет

формирование у учащихся познавательного интереса к химии;

воспитание таких качеств характера, как настойчивость в достижении цели;

воспитание интереса и любви к предмету через содержание учебного материала, умение работать в коллективе, взаимопомощи, культуры общения.

Оборудование: коллекция руд железа, алюминия, мел, железо, раствор сульфата меди, таблицы «Доменный процесс», « Доменная печь», «Процессы выплавки стали в конвертере, в дуговой печи», «Электрохимическое получение алюминия», фарфоровая ступка, компас.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

1. Расскажите, как располагаются в ПС металлы и неметаллы.

2. Сколько электронов обычно имеют металлы на внешнем энергетическом уровне?

3. Как изменяются металлические свойства в периоде и группе?

4. Опишите физические свойства металлов.

III. Изучение новой темы:

Природные соединения металлов

В природе металлы встречаются чаще всего в виде соединений (метал­лических руд). Объясняется это высокой химической активностью метал­лов. Вопрос обучающимся: «Могут ли металлы находиться в природе в свободном (или самородном) состоянии, т. е. в виде М°? Если могут, то, какие это металлы?» Ответ очевиден, что это металлы низкой химической активности. Обобщаем, что металлы могут встречаться в природе или в виде простого вещества (самородки) или в виде слож­ного вещества. Запись в тетрадях:

Благородные металлы — Аи, Pt, встречаются в природе только в сво­бодном виде.

в самородном виде и в форме соединений могут находиться в природе серебро, медь, ртуть и олово;

Некоторые металлы встречаются и в свободном виде и в виде соеди­нений (Sn, Cu, Hg, Ag).

Чаще всего металлы в природе встречаются в виде солей неорганичес­ких кислот: хлоридов, нитратов, сульфатов, сульфидов, карбонатов, а так­же оксидов.

Природные соединения алюминия

Форма, в которой металлы встречаются в природе

В самородном виде, и в форме соединений

Природные химические соединения металлов называют минералами. минералы, содержащие в количествах. пригодных для получения в промышленности, называют рудами.
На основании вышесказанного можно составить следующий логический ряд, указывая ключевые слова. Один ученик работает у доски с помощью учителя, класс записывает в тетради

Формы существования металлов в природе

Металл –– минерал –– руды
Природное Природное химическое соединение, содержащее
химическое металл в количествах, пригодных
соединение

Вопрос обучающимся: Как вы думаете, ребята, какой основной химический процесс ле­жит в основе получения металлов?

Сообщаем, что получением металлов из их соединений занима­ется важнейшая отрасль промышленности, называемая металлургией. Но прежде чем восстановить природное соединение металла необходимо пе­ревести его в форму доступную для обработки. Это может быть обжиг руд для перевода металла в оксид его или растворение нерастворимых соедине­ний: обработка кислотами, содой и др. Катионы металлов М +п в металлур­гических процессах являются окислителями. Восстановителями выступают следующие вещества: С (уголь), Н2, СО, Al, Mg, активные ме­таллы — ЩМ, ЩЗМ, электрический ток.

Знакомим ребят с общими способами получения металлов:

Пирометаллургия это восстановление металлов из их руд, происходя­щее при высоких температурах. Примеры:

Обжиг (окисление): 2PbS + ЗО2 = 2РЬО + 3SO2

Плавка (восстановление): РЬО + Н2 = Pb + Н2О

Восстановление металлов из их оксидов более активным металлом – алюминием (алюмотерапия).

Гидрометаллургия — это методы восстановления металлов из растворов

их солей другими более активными металлами:

Этим способом получают следующие металлы: Ag, Au, Zn, Zn, Mo.

Электрометаллургия это методы восстановления металлов с по­мощью электрического тока. Данный метод основан на электролизе растворов или расплавов соединений металлов. Наиболее активные металлы получают электролизом расплавов их соединений:

2КС1(расплав) →2K° + С12↑

Таким способом получают активные металлы (ЩМ, ЩЗМ, алюминий).

1. Назовите, в каком виде встречаются металлы в природе? (Металлы встречаются в природе как в чистом виде. так и виде соединений)
2. Как это связано с химической активностью металлов? (Малоактивные металлы встречаются в свободном виде: золото, платина; более активные металлы встречаются как в самородном виде, так и в соединениях – серебро – олово; активные металлы – от олова до лития встречаются только в виде соединений)
3. Какая таблица отражает эти закономерности нахождения металлов в природе? (Электрохимический ряд напряжения металлов.)

Источник

Методическая разработка урока по химии «Металлы в природе. Общие способы получения металлов» 9 класс (базовый курс, О.С. Габриелян)
план-конспект урока по химии (9 класс)

В данной разработке приведен подробный конспект урока химии в 9 классе по теме «Металлы в природе. Общие способы получения металлов». Содержание соответствует базовому курсу химии авт. О.С. Габриелян. К конспекту прилагается презентация (приложение1) и дополнительный материал(приложение 2).

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема: «Металлы в природе. Общие способы получения металлов».

Цель: сформировать у учащихся представление о формах существования металлов в природе, познакомить с природными соединениями металлов; сформировать понятие о минералах и рудах. Познакомить учащихся с металлургией и ее разновидностями: пиро-, гидро- и электрометаллургией.

Оборудование: Учебник О.С. Габриелян. Химия. 9 класс; электронное приложение к учебнику, таблицы: «Производство чугуна», «Конвертор с кислородным дутьем», «Получение алюминия», коллекция руд железа и алюминия, компьютер, мультимедийный проектор.
Применяемые технологии:

Проверяет готовность учащихся

Подготовка к уроку

Актуализация знаний. Определение темы урока.

Беседа в формате вопрос-ответ:

-чем отличаются металлы натрий и золото?

-на какие группы можно разделить все металлы по их активности? К какой из них относится натрий? Золото?

-пользуясь какой таблицей мы можем судить об активности металлов?

— чем обусловлена активность металлов?

— вспомните, в каком виде золото можно найти в природе?

— а натрий в виде чистого металла мы сможем обнаружить в природе?

Сегодня и поговорим о природных соединениях металлов.

Диктует тему урока:

«Металлы в природе. Общие способы получения металлов»

Открывает презентацию к уроку

Слайд 1 Презентации (приложение 1)

-цветом, активностью, плотностью

— по своей активности металлы делятся на активные, средней активности и малоактивные. Натрий – активный металл, золото – малоактивный.

-электрохимический ряд напряжений металлов

— активность металлов обусловлена способностью к отдаче электронов: чем активнее металл, тем легче он отдает электроны

— нет. Натрий – активный металл: он очень активно взаимодействует с водой, кислородом и др. неметаллами, поэтому в природе он существует только в виде соединений

Записывают тему в тетрадь

Изучение нового материала.

Нахождение металлов в природе.

Способы получения металлов.

Слайд 2 Презентации (приложение 1):

Обратите внимание, что природные соединения металлов называются минералами. Металлы средней активности обычно существуют в природе в виде оксидов и сульфидов, активные металлы – в виде солей.

В быту мы окружены множеством изделий из различных металлов и сплавов. Узнаем как же из минералов можно получать металлы.

Минералы в природе обычно входят в состав руд.

Слайд 3 Презентации (приложение 1)

Откройте с. 75 учебника и прочитайте определение руды.

Из определения видно, что минералы – это полезная часть руды, поэтому прежде чем отправить руду на переработку ее обогащают. После этого она идет в металлургическое производство.

Дает определение металлургии.

Мы с вами уже обсудили как связана активность металлов с формами их существования в природе.

А как вы думаете: будет ли активность металлов влиять на выбор способа их получения?

Слайд 4 Презентации (приложение 1):

Просит переписать схему из слайда в тетрадь

Слайд 5 Презентации (приложение 1):

Дает определение пирометаллургии. Просит учащихся записать название способа, сырье и восстановители

Слайд 6 Презентации (приложение 1):

Просит записать подзаголовок со слайда и примеры реакций:

Оксид олова + углерод=

Оксид железа (III)+ оксид углерода (II)=

Показывает учащимся правильные уравнения, просит проверить.

Рассказывает учащимся о доменном производстве чугуна, о кислородном конвертере для производства стали. Демонстрирует таблицы «Производство чугуна», «Конвертор с кислородным дутьем». Далее рассказ учителя дополнительного материала (приложение 2).

Демонстрирует и комментирует видео «Кипящий слой» (ссылка на слайде 6 Презентации)

Слайд 7 Презентации (приложение 1):

Запишем пример восстановления металлов водородом, например, вольфрама из его оксида.

Читайте также:  Как было устроено ммм

Демонстрирует уравнение реакции. Просит проверить.

Слайд 8 Презентации (приложение 1):

Просит записать подзаголовок слайда в тетрадь и составить в качестве примеров уравнения реакций восстановления алюминием оксида железа (III) и оксида марганца (IV).

Демонстрирует уравнение реакции. Просит проверить.

Восстановление металлов алюминием – это экзотермический процесс. Демонстрирует видео «Алюминотермия» (ссылка на слайде 8 Презентации)

Слайд 9 Презентации (приложение 1):

Просит записать подзаголовок слайда в тетрадь и составить в качестве примера уравнения реакций получения цинка из его сульфида.

Демонстрирует уравнение реакции. Просит проверить.

Слайд 10 Презентации (приложение 1):

Дает определение гидрометаллургии. Просит учащихся записать название способа и металлов, которые можно им получить.

Подчеркивает, что при таком способе получения нерастворимые соединения переводятся в растворимые, и уже растворы подвергаются переработке.

Слайд 11 Презентации (приложение 1):

Просит записать в тетрадь подпункт а) из слайда и в качестве примера составить уравнение реакции восстановления меди из ее сульфата железом.

Напоминает, что этот опыт ребята проводили, когда изучали химические свойства металлов.

Демонстрирует уравнение реакции. Просит проверить.

Просит переписать в тетрадь текст пункта б) слайда и уравнение реакции.

Поясняет, что электролиз – это ОВР, проходящая под действием эл. тока. Более подробно этот процесс рассматривается в 11 классе.

Получение каких металлов мы с вами еще не обсудили?

Почему активные металлы нельзя получить пиро- и гидрометаллургией?

Учитель помогает ученикам наводящими вопросами сформулировать правильный ответ.

Итак, для получения активных (щелочных и щелочно-земельных) металлов нужен сильный восстановитель. И таким восстановителем является эл. ток. Его восстановительной способности хватит и для восстановления очень активных металлов (лития, натрия, калия и др.) Т.е. электролиз, о котором мы говорили выше, можно применять и для получения активных металлов.

Подумайте, можно ли получить активные металлы электролизом их водных растворов?

Поэтому для получения активных металлов эл. током действуют на расплавы их соединений.

Слайд 12 Презентации (приложение 1)

Дает определение электрометаллургии. Просит учащихся записать название способа и металлов, которые можно им получить.

Переписывают данные слайда в тетрадь. Рассматривают образцы минералов из коллекции.

— открывают учебник, читают определение.

Записывают в тетрадь формулу: руда = минерал + горная порода,

Обогащение руды – удаление из нее пустой породы.

-переписывают схему в тетрадь

— делают записи в тетрадь

— записывают текст слайда и составляют уравнения реакций

— проверяют правильность уравнений

— переписывают подзаголовок слайда в тетрадь, пишут уравнение реакции

-проверяют правильность составленного уравнения

— переписывают подзаголовок слайда в тетрадь, пишут уравнение реакции

— проверяют правильность уравнений

— переписывают подзаголовок слайда в тетрадь, пишут уравнение реакции

— проверяют правильность уравнений

— переписывают содержание слайда.

— делают запись в тетрадь, пишут уравнение реакции

— проверяют правильность уравнения

-делают записи в тетради

— активные металлы в природе находятся в виде солей. Чтобы их восстановить из солей, нужны сильные восстановители. Неметаллы такой силой не обладают, а очень активные металлы, например, нельзя применять как восстановители в гидрометаллургии, т.к. они взаимодействуют с водой.

— нет, потому что полученные металлы будут сразу же взаимодействовать с водой.

— делают записи в тетради

Осмысление и формулирование выводов по уроку.

В форме беседы помогает учащимся сформулировать выводы по теме урока:

1. Как вы думаете от чего зависит, в какой форме будет находиться металл в природе?

2. От чего зависит способ переработки руды для получения металла?

3. На чем основаны способы получения металлов из руд?

Таким образом, мы видим, что получение металлов зависит от химической активности металлов, то есть химических свойств, а также от количественного и качественного состава природных соединений металлов.

Записывают вывод в тетрадь

-форма нахождения металла в природе зависит от химической активности металла

-способ получения металла зависит от вида, в котором находится металл в природе, то есть от руды.

— в основе способов получения металлов лежат химические свойства самих металлов и их соединений, входящих в состав руд.

Рефлексия. Обсуждение домашнего задания.

Предлагает выполнить упр.4 на с.80 учебника.

Предлагает проверить и обсудить решение.

Предлагает записать домашнее задание:

§12, записи в тетради – выучить.

Записывают домашнее задание.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Металлы в природе. Общие способы получения металлов. Химия 9 класс Урок 15 Автор: Ашмасова О.Е., учитель химии и биологии ОАНО КПГСПИК г. Балашиха, МО

Руда → минерал → металл Руда= минерал + пустая порода Обогащение руды – удаление из нее пустой породы Концентрат – обогащенная руда – сырье для металлургического производства Металлургия – наука о производстве металлов, сплавов и их обработке, а так же и отрасль тяжелой промышленности по производству металлов и сплавов.

а) Восстановление из оксидов углем (кокс) или оксидом углерода( II ). Этим способом получают металлы средней активности и неактивные (цинк, олово, железо ). процесс, описанный вторым уравнением, например, проходит в домне https:// drive.google.com/open?id=1MUhj0ADQlPQ8EeEY9SYKdRxag7ZP70UH

б) Восстановление водородом. Метод дорогостоящий, используется для получения редкоземельных металлов.

г) Получение из сульфидов происходит в 2 стадии: обжиг сульфидов до оксидов восстановление металлов из оксидов

3. Электрометаллургия – получение активных металлов из расплавов солей под действием электрического тока. Получают щелочные и щелочноземельные металлы (первая и вторая группа, главная подгруппа).

Предварительный просмотр:

Приложение 2 (доп. материал к слайду 6)

Внедоменные способы получения железа

В ХIХ-ХХ веках большое количество чугуна и железа получали пиротехническим способом в специальных печах домнах, а потом уже из чугуна получали сталь в конверторах. Домны и конверторы – это металлургические печи довольно больших размеров см. таблица «Производство чугуна», «Конвертор с кислородным дутьем»». Выпуск чугуна и стали в них исчислялся миллионами тонн в год.

В настоящее время нет необходимости в таком количестве чугуна и стали, да и природные ресурсы металлических руд и коксующегося каменного угля значительно снизились. Все больше внимания уделяется методам прямого получения железа.

Под процессами прямого получения железа понимают такие процессы, которые дают возможность получать металлическое железо непосредственно из руды, минуя доменную печь.

Методы прямого получения железа из руд известны давно, но пока не нашли широкого применения.

Интересны они тем, что позволяют вести процесс не расходуя металлургический кокс, заменяя его другими видами топлива; получать чистый металл благодаря развитию способов глубокого обогащения руд, обеспечивающих высокое содержание железа в концентратах, но и полное освобождение от фосфора, серы и других примесей. Этого нельзя достичь при доменной плавке.

Большой интерес представляет собой прямое получение легированного железа (вспомните, что это такое) из комплексных руд, содержащих хром, никель, ванадий и другие полезные компоненты. Традиционная двух стадийная технология переработки таких руд на металлургических предприятиях ведется с большими потерями указанных элементов.

Немаловажным преимуществом прямых способов получения железа является возможность организации маломасштабного производства.

Опыт показал, что прямые способы целесообразно применять для получения губчатого железа, используемого при выплавке стали, а также производства железного порошка.

Наибольшее распространение получили способы восстановления с использованием различных агрегатов: шахтных печей и реторт, вращающихся печей, движущейся колосниковой решетки, реакторов кипящего слоя. Для процессов прямого получения железа применяют газообразные или твердые восстановители.

Некоторые полезные технологические принципы доменного производства перешли и сюда. Например, технология «кипящего слоя».

Демонстрируется видео «Кипящий слой» (ссылка на сл. № 6 в презентации к уроку)

В специальную печь на решетку помещают измельченную руду и твердый восстановитель (например, уголь), а снизу подают поток горячего воздуха. Твердые частички током воздуха поднимаются вверх, образуя движущийся слой. Если применяют газообразный восстановитель (СО или водород), то его нагревают подают снизу и частички руды «парят» в потоке восстановителя. Важно точно соблюдать температурный режим, чтобы частички не спекались, и процесс восстановления проходил более полно.

Источник

Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Добавить комментарий