Как вы думаете есть ли существенная смысловая разница между союзными словами который и какой текст

Союзы и союзные слова: функции, особенности, различия

Назначение союзов

В пятом классе, согласно учебнику «Русский язык. Теория. 5-9 классы» В. В. Бабайцевой, ученики знают, что союзы — служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного:

7f300981a4e088ffdda08ff220998074

Простые и составные союзы

В седьмом классе в этом учебнике добавляются сведения о том, что союзы по строению бывают простые и составные.

Простыми союзами называются союзы, состоящие из одного слова, например, и, а, но, да, что, если, когда и др. Союзы, которые состоят из двух и более слов, называются составными: потому что, так как, как будто, оттого что, вследствие того что, не только — но и, в силу того что, с тех пор как, до тех пор пока и др.

Сочинительные и подчинительные союзы

По значению союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы (и, а, но, да, или, ни — ни, то — то и др.) по значению делятся на три разряда:

Соединительные союзы Противительные союзы Разделительные союзы
и, да, ни — ни, и — и, не только — но и, как — так и, тоже, также и др. а, но, да (в значении но), зато и др. или, либо, то — то, не то — не то, или — или и др.
Эти союзы имеют значение соединения (и это, и то): И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы. Эти союзы имеют значение противопоставления (не то, а это): Не от росы урожай, а от поту; Труд при ученье скучен, да плод ученья вкусен. Эти союзы имеют значение разделения (или то, или это): Всю ночь огонь то разгорается, то гаснет; Либо рыбку съесть, либо на мель сесть.

Подчинительные союзы (когда, что, чтобы, если, так что, потому что, как, как будто и др.) связывают простые предложения в сложноподчиненное: Я хочу, чтобы вы были хозяевами неба.

Подчинительные союзы по значению делятся на следующие разряды:

Временные (указывают на время): когда, пока, едва, лишь, лишь только и др. Когда мы возвращались домой, было темно и тихо.
Причинные (указывают на причину): потому что, так как, оттого что, ибо и др. Я надел старую шинель и взял зонтик, потому что шел дождь.
Целевые (указывают на цель): чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы и др. Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать.
Условные (указывают на условие): если, раз, если бы и др. Если хочешь узнать человека, посмотри на его друга.
Уступительные (указывают на противоречие одного события другому): хотя; несмотря на то, что; пускай и др. Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми; Никто из нас не чувствовал ни малейшей усталости несмотря на то, что поход длился уже несколько суток; Пускай ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету.
Сравнительные (указывают на сравнение): как, как будто, словно и др. Журавли летели быстро-быстро и кричали грустно, будто звали с собой.
Следственные (указывают на следствие): так что. В сенях дуло со всех сторон, так что едва не погасла свеча.
Изъяснительные (указывают на то, о чем говорят): что, чтобы, будто и др. Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало.

На наш взгляд, на этом этапе целесообразно вспомнить о видах синтаксической связи или ввести новый для семиклассников термин «виды синтаксической связи».

Основные виды синтаксической связи между словами и предложениями — сочинительная и подчинительная.

Сочинительная связь Подчинительная связь
Сочинительная связь объединяет равноправные части.
Сочинением связаны части сочинительных словосочетаний (леса и луга) и сложносочиненных предложений: Гром скоро затих, но дождь все лил и лил.
Основным средством связи при сочинении являются сочинительные союзы (и, а, но, да и др.)
Подчинительная связь объединяет главную (подчиняющую) и зависимую (подчиненную) части. Обычно при подчинении можно задать вопрос от главной части к зависимой: знать (что?) литературу; Я не знаю (чего?), что будет со мною.
Подчинением связаны части подчинительных словосочетаний и сложноподчиненных предложений.

797a8584e936e0b3194cd77da300e42a

Сочинительная и подчинительная связь может быть оформлена союзами, например:

900e6d797da39c0dd97eda85dccce8d1

26289f7b41b7077e3a132f97d5e16b40

36fb33e92618c794606232dc458ce0b7

Союзы и значения сложносочиненных предложений

В девятом классе ребята узнают, что в сложносочиненных предложениях простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами. По характеру сочинительного союза и значению сложносочиненные предложения делятся на три группы:

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами и, да, да и, а (в значении и), тоже, так-же и др. Сложносочиненные предложения с противительными союзами но, а, да (в значении но), однако, зато и др. Сложносочиненные предложения с разделительными союзами или (иль), либо, то — то, то ли —то ли и др.
Гроза разразилась, и дождь освежил томящуюся землю; Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески; Здесь мой голос на резком ветру загрубел, да и сердце мое огрубело. Мир разноязычен, но все люди одинаково плачут и одинаково смеются; Все проходит, да не все забывается; Корень учения горек, зато плоды его сладки. Можешь шагу прибавить, или силенок нет?; Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у колонистов накипело; То ли гречка цветет, то ли речка течет.
В предложениях с этими союзами выражаются разнообразные значения, чаще других временные значения: одновременность и последовательность. В предложениях этой группы одно явление (событие) противопоставляется другому. В сложносочиненных предложениях этой группы указывается на чередование явлений (событий), на то, что возможно одно явление из названных.

0070974 550

Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях

В этом же, девятом, классе ребята узнают, что придаточные предложения присоединяются к главному или к другому придаточному подчинительными союзами (простыми и составными) или союзными словами.

Под союзными словами авторы учебников учебно-методического комплекса В. В. Бабайцевой понимают относительными местоимения, которые используются для связи простых предложений в составе сложноподчиненного.

Подчинительные союзы Союзные слова
Простые Составные
что
чтобы
как
когда
ибо
пока
будто
словно
если и др.
потому что
оттого что
так как
так что
лишь только
как будто
с тех пор как
в связи с тем что
для того чтобы и др.
что
кто
как
когда
который
какой
где
куда
откуда и др.

Как видим, в некоторых случаях совпадают (по написанию) простые подчинительные союзы и союзные слова. Как девятиклассник сможет отличить союз от союзного слова (например, что, как, когда) в сложноподчиненном предложении?

Чтобы отличить союз от союзного слова, необходимо помнить:

1) Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному или другому придаточному:

1d4f03c137b43f73745ac9fc05f42071

Союзные слова не только «прикрепляют» придаточные предложения к главному (или к другому придаточному), но и являются членами придаточных предложений:

550f349398b9aab711055566fe87fa13

2) В некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нельзя:

1ae14e665c846d36969fb24390cb21ab

3) Союз можно заменить только другим союзом:

6228bdc103fe7f65e706f75f97559332

4) Союзное слово можно заменить только союзным словом или теми словами из главного предложения, к которым относится придаточное, например:

93a629f85c7054c7fc3db50d8adaf6b5

Авторы данного учебника обращают внимание девятиклассников, что умение разграничивать союзы и союзные слова нужно для правильного интонирования предложения, так как нередко союзные слова являются смысловым центром, они выделяются логическим ударением.

Закрепляем полученные знания о союзах и союзных словах на практике

В учебнике «Русский язык. Практика. 9 класс» Ю. С.Пичугова, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой дается ряд упражнений, направленных на формирование умения отличать подчинительные союзы и союзные слова. Приведем некоторые такие упражнения.

66fbd3b939b19919c9d151a5843148ae

cdbc015818064a7f04481dd2edc7002c

15ff24b86d4d30a4f92075887d36b05e

d9dae532d6bec45aff5e3c5436175072

Эту модель или ее фрагменты можно использовать как в 9 классе, так и в 7-8 классах.

Полагаем, предложенная модель обучения поможет учителю «расставить все точки над и» при изучении союзов и союзных слов на уроках русского языка: рассмотреть их функции, особенности строения и значения союзов, их использования в сложных предложениях; особенности использования союзных слов в сложноподчиненных предложениях.

Источник

Задание 54 § 7. Понятие о сложном предложении 9 класс Разумовская М.М.

Поможете ответить на этот ворох вопросов?
Выполните задания по тексту упр. 53.
1. Сколько грамматических основ в простом предложении исколько их может быть в сложном? Докажите на примерах.
2. В каких предложениях (простых или сложных) информация о событиях более богатая? Покажите на примерах.
3. Какая связь (союзная? бессоюзная?) наблюдается между частями сложного предложения? Проиллюстрируйте ответ примерами из текста.
4. Найдите части сложных предложений, которые связаны сочинительной связью. Подчиняются ли эти части одна другой или они являются равноправными?
Затем найдите части сложных предложений, которые связаны подчинительной связью, как в словосочетании. Эти части равноправны или одна из них является главной, а другая зависимой?
Аргументируйте свои ответы.
5. Прочитайте сложные предложения и решите: интонация завершённости свойственна этим предложениям в целом или она есть в конце каждой отдельной части, входящей в состав сложного предложения?
6. Какие знаки препинания употреблены между частями сложного предложения?

Привет, это длинно-длинная теория в деталях)
1) Простое предложение — это предложение с одной грамматической основой (Владимир старался только не потерять настоящего направления.).
Сложное предложение — это предложение с двумя или несколькими предикативными основами, причем простые предложения в составе сложного образуют смысловое и интонационное целое. (Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер, и сделалась такая метель, что он ничего не видел.).
2) В сложных предложениях информация более богатая (Простое: Владимир ехал полем, пересеченным глубокими оврагами. Сложное: Лошадь начинала уставать, а с него пот катился градом, несмотря на то, что он поминутно был по пояс в снегу.)
3) По способу соединения простых предложений сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные. (Союзное: Лошадь начинала уставать, а с него пот катился градом, несмотря на то, что он поминутно был по пояс в снегу. Бессоюзное: Прошло ещё около десяти минут, рощи все было не видать.)
4) Сочинительная связь придаёт простым предложениям в составе сложного относительную синтаксическую самостоятельность. (Лошадь начинала уставать, а с него пот катился градом. ).
В сложноподчинённых предложениях одно простое предложение (придаточное) зависит от другого (главного). От главного предложения к придаточному можно задать вопрос. (Но ему казалось (казалось что?), что прошло более получаса, а он не доезжал ещё до Жадринской рощи.)
5) Простые предложения в составе сложного образуют смысловое и интонационное целое.
Употреблены запятые, точки с запятыми, кроме того, могут быть также использованы двоеточие и тире.

Источник

Трудности русского языка: Отличия союзов от союзных слов

Урок 56. Русский язык 11 класс ФГОС

Конспект урока «Трудности русского языка: Отличия союзов от союзных слов»

· Вспомним, при помощи его соединяются части в сложноподчинённых предложениях.

· Выясним, как определить, союз перед нами или союзное слово.

· Поразмышляем, зачем нам нужно отличать союзы от союзных слов.

На уроках русского языка мы довольно часто встречаемся со сложноподчинёнными предложениями.

Он торопился, потому что не хотел опоздать на урок.

Это предложение состоит из двух частей. Первая часть главная. А за ней идёт придаточная часть. От главной части к придаточной ставится вопрос. Придаточные предложения, как мы помним, отвечают на вопросы членов предложения.

И иногда у нас могут возникнуть проблемы со средствами связи в сложноподчинённых предложениях.

В этих предложениях придаточная часть присоединяется к главной с помощью союза или союзного слова.

У нас уже есть один пример. Рассмотрим ещё одно предложение.

Он расстроился, когда опоздал на урок.

В первом предложении средство связи – союз. Во втором предложении – союзное слово.

Но как мы это определили?

Подробнее посмотрим на подчинительные союзы.

В сложноподчинённых предложениях мы можем встретиться с союзами что, как, потому что, так что, чтобы, поскольку, если, пока и так далее. Это служебные части речи, и они используются в предложении только для связи между частями.

А что можно сказать о союзных словах?

И получается, что союзные слова – это уже самостоятельные части речи, которые используются для связи в предложении. Но при этом они выполняют и другие функции. Они не утрачивают своей самостоятельности и поэтому являются членами предложения.

Проблема состоит в том, что союзы и союзные слова похожи.

Мальчик так и не понял, почему ему не дают конфет.

И сходу бывает сложно сказать – местоимение перед нами? Или союз, который образовался от местоимения? Конечно, через некоторое время мы вспомним, что перед нами на самом деле – наречие. Значит, это союзное слово.

Но иногда догадаться бывает сложно.

И тут возникает ещё один вопрос – зачем нам вообще отличать союз от союзного слова?

На уроках мы довольно часто сталкиваемся с таким заданием – подчеркнуть главные и второстепенные члены в сложноподчинённом предложении. Или, например, с необходимостью выполнить морфологический разбор слов в предложении. И невозможно выполнить эти задания правильно, если мы путаем союзы с союзными словами.

Конечно, у нас есть ещё и синтаксический разбор сложноподчинённого предложения. Где эти знания тоже необходимы.

Так как быстро отличить – что перед нами?

Посмотрим на союзные слова. Где, куда, откуда, кто, почему, зачем, сколько, какой, который, чей. Эти слова союзами быть не могут. Так что мы просто можем выучить их и действовать по принципу: если слово к этому списку не относится – перед нами скорее всего союз.

А ещё эти слова можно встретить в простых предложениях.

И после них так и хочется поставить вопросительный знак!

Именно вопрос может помочь нам запомнить союзные слова.

И игра в вопросы – это один из способов, который позволяет различить союзные слова с союзами.

Мы не поняли, откуда взялись звуки.

Отсекаем придаточную часть. И пробуем сделать из неё вопрос: а откуда неслись звуки?

Вопрос звучит нормально. Значит, перед нами союзное слово.

Лектор остановился, чтобы передохнуть.

Выделяем придаточную часть.

Пробуем сделать из неё вопрос: а чтобы передохнуть?

Вопрос звучит ущербно, неполно и несамостоятельно.

Значит, перед нами союз.

Но есть особые слова, с которыми и возникают обычно проблемы.

Это слова что, как и когда.

Они в некоторых предложениях могут быть союзами, а в некоторых – союзными словами.

image001

Ведь именно от самостоятельных союзных слов образовались омонимичные им союзы. И теперь нам предстоит отличать слова-омонимы.

Мы можем попробовать сыграть в вопросы.

Я знаю, что вы будете делать завтра. Выделяем придаточную часть, пробуем поставить вопрос. А что вы будете делать завтра? Вопрос нормальный, перед нами союзное слово.

Вы рассказали, что собираетесь заняться йогой. Мы выделяем придаточную часть – и сразу же заметно, что вопрос тут поставить невозможно. Значит, перед нами союз.

Они пойдут по тропинке, что огибает лес. Выделяем придаточное. А что огибает лес? Вопрос поставлен, но звучит он достаточно странно.

Перед нам действительно союзное слово.

Но вопросы можно поставить не всегда, у нас могут возникнуть сомнения.

Так что нужно обращать внимание на другие приметы. Например, на логическое ударение. На союзное слово логическое ударение будет падать. Например:

Не представляю, как можно жить без телефона.

Вы не подскажете, когда отходит поезд со второй платформы?

Что ты собираешься дарить сестре, мне хотелось бы знать.

Во всех случаях мы можем просто прокричать союзное слово.

Вы не подскажете, КОГДА отходит поезд?

А вот на союз логическое ударение не падает. Например.

Я увидел, как чёрная машина скрылась за углом.

Когда облетят последние листья, мы вернёмся в город.

Нужно помнить, что даже безобидный хомяк может оказаться опасным.

Во всех случаях союзы мы произносим быстро, не выделяя голосом.

Иногда роль союза настолько незначительна, что его вообще можно выбросить из предложения. Посмотрим на предложения.

Он вдруг почувствовал, как по спине бегут холодные мурашки. Мы можем просто поставить двоеточие и убрать союз.

Когда я позвоню тебе, возьми трубку, пожалуйста. А здесь мы можем поставить тире между частями – и союз не понадобится.

Учитель сказал, что завтра состоится родительское собрание. Это предложение, как и другие, мы легко можем переделать в бессоюзное предложение.

А вот союзное слово из предложения не удаляется.

Скажите мне, как вы собираетесь выходить из этой ситуации? Кажется, что мы можем здесь удалить наречие как. Но на самом деле это изменит значение всего предложения.

Я не представляю, когда мы можем встретиться. Здесь невозможно удалить союзное слово.

Взгляд её упал на картину, что висела на стене. И здесь невозможно удалить союзное слово.

Мы можем также мысленно разобрать предложение на члены. Потому что союзные слова являются членами предложения.

Никто так и не понял, как они нашли клад. Здесь союзное слово – обстоятельство.

Кто знает, когда ещё выпадет такой шанс. Здесь наречие тоже будет обстоятельством.

Что они рассказали, ты можешь передать? Здесь союзное слово – дополнение.

А вот союзы членами предложения не являются. Посмотрим на примеры:

Не успел никто глазом моргнуть, как ребят уже и след простыл.

Старуха, когда мы вошли, торопливо подхватилась с места.

Команда была твёрдо уверена, что нужно тренироваться дальше.

Здесь выделенные слова – не члены предложения.

Этот способ не очень удобен, ведь у нас не всегда есть время, чтобы мысленно представить – является ли слово членом предложения.

Так что легче прибегнуть к следующему способу – вставка слов.

Мы можем подставить к союзным словам частицы же или именно.

Сегодня мы выясним, как преступнику удалось сбежать. Можно подставить же или именно.

Уточните, пожалуйста, когда мне следует с вами связаться. Когда именно мне следует связаться.

Никто не может представить, что творится в душе у поэта. Что же творится в душе у поэта.

А вот после союзов такие слова вставить нельзя.

Они не переставали верить, как верят во всё отчаявшиеся люди. Как же верят во всё люди? Нет.

Когда Виктор наконец поверил в свои силы, задача вдруг поддалась ему. Когда именно Виктор поверил? Тоже нет.

Я слышал, что у вас намечается праздник? И здесь после что нельзя вставить же или именно.

Есть и ещё один способ – мы можем попробовать заменить союзное слово другим местоимением или наречием.

День, когда мы встретились, будет лучшим днём в моей жизни. Здесь можно сказать – в который мы встретились.

Этот способ можно использовать не всегда.

Знаете ли вы, где обитали динозавры? Здесь можно сказать – там обитали динозавры.

Самое полезное в этом способе – замена союзного слова что.

Юноша не отводил взгляд от фигуры, что появилась в дверном проёме. Здесь что можно заменить на которая.

Если что можно заменить на который – это сразу же союзное слово.

Итак, как мы можем различать союзные слова и союзы в сложноподчинённых предложениях?

Придаточное с союзным словом можно переделать в вопрос. А придаточное с союзом нельзя.

На союзные слова падает логическое ударение. А на союзы не падает.

Союзные слова являются членами предложения. А союзы не являются.

К союзным словам можно подставить частицы же, именно. А к союзам нельзя.

Но союзные слова нельзя удалить из предложения. А союзы иногда можно.

Источник

Методическая разработка урока русского языка на тему урока: Виды сложных предложений. Своеобразие их семантики, структуры и функций. Синонимия предложений разных видов.

Методическая разработка урока русского языка для 10 класса по учебнику

«Русский язык» (учебник – практикум для старших классов). Авторы А.Д. Дейкина, Т. М. Пахнова.

Тема урока: Виды сложных предложений. Своеобразие их семантики, структуры и функций. Синонимия предложений разных видов.

Цель: систематизация знаний учащихся о видах сложных предложений.

семантики, структуры и функции;

— закрепить знания учащихся о сложном

— усвоить новые знания о сложном предложении.

— развивать умения выражать мысли, используя синонимичные

— активизировать все виды деятельности, связанные с

совершенствованием речи учащихся.

как важно уметь пользоваться разными видами предложений

для того, чтобы речь была яркой, образной, выразительной;

— помочь выработать бережное отношение к языку.

— проблемные задания и вопросы.

— карточки с текстами, предложениями;

— тексты, спроецированные на экран.

II . Проверка домашнего задания: дома, готовясь к уроку, повторили изученное о

сложном предложении и составили таблицы

— в каких стилях речи могут быть использованы различные типы сложного предложения?

— отметьте стилистические особенности прямой и несобственно-прямой речи.

Как вы думаете, есть ли существенная смысловая разница между союзными словами который и какой? Трудно сказать, не видя слов в предложениях. Посмотрите на экран.

На нем два предложения : Это была редкая почтовая марка, какой я еще никогда не видел. В данном случае как будто существенной разницы нет, хотя и здесь улавливается различие: лучше сказать какой, чем которой, потому что именно этой марки мог не видеть и тот, кто знаком с такой маркой.

Прочитайте другое предложение: Хлынул ливень, какой бывает лишь в тропических странах. Здесь уж никак не скажешь который: ведь ливень бывает и в других странах, но именно такой сильный – только в тропических. Таким образом, придаточное определительное с союзным словом КАКОЙ подчеркивает некий особый признак.

III . Работа в группах. (Класс делится на 2-е группы, каждая группа получает задание, для выполнения которого используются домашние заготовки, допускается презентация указанной темы).

1 группа. Составьте сообщение – рассказ на лингвистическую тему «Сложные предложения» (возможна презентация темы).

2 группа. Докажите, что сложное предложение не есть сумма простых предложений, что это самостоятельная цельная синтаксическая единица.

(Члены группы обсуждают ответ, подбирают сложные предложения, решают, кому предоставят право быть выступающим).

Выступления представителей групп обсуждается, дополняется, оценивается, также оценивается работа каждой группы).

(Задания общие для обеих групп. Учитывается скорость выполнения заданий, точность, правильность).

Исправьте стилистически тексты. Укажите характер ошибки. Выясните возможность синонимичных замен.

— Прочитайте текст (он спроецирован на экран).

— Определите тему, основные мысли.

— Докажите, что это текст.

— Укажите признаки публицистического стиля, которые вы видите в тексте.

— Какие пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?

— Выпишите из предложений текста грамматические основы.

— Составьте схему последнего предложения.

— Замените предложение с прямой речью синонимичной конструкцией.

Для этого сформулируйте свой тезис, выражая согласие с мыслью автора, и обоснуйте его. Понаблюдайте за разными видами предложений.

(Мучительная искренность и недовольство собой не надуманы Толстым – они часть его живой души… Важнее всего для нас, пожалуй, то. Как побеги внутреннего, духовного развития Толстого в дневнике прорастают в его творчестве. «Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей»,- замечал Чернышевский в рецензии на литературные дебюты Толстого. «Диалектика души», прежде чем она была воплощена в толстовском творчестве, оказалась предметом ошеломляющего личного открытия. Толстой сделал его в потаенном юношеском дневнике, когда бился над тем, как улучшить себя.

Вспоминая впоследствии два года, проведенные им в молодости, на Кавказе, Толстой говорил, что никогда потом за всю жизнь он не думал обо всем на свете так сильно и напряженно, как в ту пору, и что все главные свои идеи вынес оттуда.)

Авторы учебника: А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова.

Раздел: «Синтаксис и пунктуация».

Тема: Особенности строения СП с разными видами связи. Знаки препинания в них.

Цель: актуализация знаний обучающихся о структурных особенностях СП с разными видами связи – союзной и бессоюзной; формирование умения анализировать, строить и употреблять в письменной речи такие конструкции, правильно расставлять в них знаки препинания.

— продолжить обучение лингвистическому анализу поэтического

— усвоить новые знания о строении СП с разными видами связи

его смысл, но и красоту слова.

— беседа с учащимися по проблемным вопросам.

Беседа по вопросам.

— Дома, работая над теоретическим материалом, помещенным на 331 странице учебника, вы вспомнили основные ключевые понятия темы «Сложное предложение» и заполнили таблицу из упражнения №429 собственными примерами из произведений художественной литературы.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Что вы знаете о сложном предложении? Какие предложения называются многочленными сложными предложениями?

2. Как в многочленных СП могут быть соединены простые предложения?

3. Перечислите виды синтаксической связи в многочленных СП? Приведите примеры.

4. По каким пунктуационным правилам ставятся знаки препинания в СП? Приведите примеры. За

III . Закрепление полученных знаний.

1.Графический диктант: определите тип СП и вид связи между частями СП.

(Папоротник еще совсем зеленый стоял, но его теперь доверху завалило листвой.

Где нет труда, сады там не цветут.

Светлая майская ночь сменила уже сумерки, небо усеяно было звездами.

Приречные луга оказались затопленными, русло реки исчезло.

Где нет любви к труду, там мир – пустыня.

Небо было безоблачно, и луна ярко светила, сверкая в широкой глади вод.)

2. Проанализируйте следующее предложение:

Приречные луга оказались затопленными, русло реки исчезло; казалось, где-то в нижнем течении ее перекрыли плотиной, и еще одно рукотворное море начало плескаться среди сосновых лесов.

— подчеркните грамматические основы;

— сделайте пунктуационный разбор данного предложения, прокомментируйте расставленные знаки препинания;

— Какие из простых предложений в составе сложного двусоставные, а какие – односоставные? Определите тип односоставного предложения.

— В чем заключается особенность строения данного предложения?

3. Обратите внимания на особенности строения предложений следующего текста.

(на экран проецируется текст М. Пришвина. Темный лес.

Темный лес хорош в яркий солнечный день – тут и прохлада и чудеса световые; райской птицей кажется дрозд или сойка, когда они, пролетая, пересекут солнечный луч; листья простейшей рябины в подлеске вспыхивают зеленым светом, как в сказках Шехерезады.

Чем ниже спускаешься чащей к речке, тем гуще заросли, тем больше прохлада, пока, наконец, в черноте теневой, между завитыми хмелем ольхами, не блеснет вода бочага и не покажется на берегу его влажный песок. Надо тихо идти: можно увидеть, как горлинка тут пьет воду. После на песке можно любоваться отпечатками ее лапок и рядом – всевозможных лесных жителей: вот и лисица прошла…

Оттого лес называется темным, что солнце смотрит в него, как в оконце, и не все видит. Так вот нельзя ему увидеть барсучьи норы и возле них хорошо утрамбованную песчаную площадку, где катаются молодые барсуки. Нор тут нарыто множество, и, по-видимому, все из-за лисы, которая поселяется в барсучьих норах и вонью своей, неопрятностью выживает барсука. Но место замечательное, переменить не хочется: песчаный холм, со всех сторон овраги, и все такой чащей заросло, что солнце смотрит и ничего видеть не может в свое небольшое окошко.)

Задания: 1. Текст прочитайте, определите тип речи. В каком из предложений текста выражена основная мысль?

2. Дайте характеристику каждого предложения (по цепочке анализируется каждое предложение; все остальные составляют их схемы. )

3. Итак, в чем же особенность строения предложений текста?

4. Напишите небольшой текст-зарисовку «Лес ранней весной».

Какими типами предложений вы пользовались.

4. Следующие задания выполняются по группам:

1) Утром на восходе роса заливает травы и пахнет сладко хлебом из каждой избы.

2) Как только занималась заря и как только двери заводили свой разноголосый концерт, старички уже сидели за столиком и пили кофе.

3) Это было в ту пору, когда все казалось радостным и от жизни ждали только одни радости.

4) Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уже впоследствии трудно мне будет освобождаться от его опеки.

5) Я спал долго, потому что когда проснулся, была уже ночь.

1) Утром со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет. – Когда наступило утро, со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет.

2) К вечеру похолодало и мы заторопились домой. – Когда наступил вечер, похолодало и мы заторопились домой.

(Вывод: при наличии общего придаточного, как и при общем второстепенном члене, запятая между самостоятельными частями перед И не ставится).

3) С весел капали голубые капли и, когда они падали в море, на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко. – С весел капали голубые капли, и когда они падали в море, то на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко.

4) Меня не тянула улица, если на ней было тихо, но когда я слышал веселый ребячий гам, то убегал со двора. – Меня не тянула улица, если на ней было тихо; но, когда я слышал веселый ребячий гам, убегал со двора.

(Вывод: в смежных предложениях между сочинительными и подчинительными союзами запятая ставится тогда, когда после придаточного нет второй части двойного союза ( то, так) или союза НО).

1. Текст-зарисовка «Лес ранней весной».

3. Составьте опору – конспект темы «Строение СП с разными видами связи».

Методическая разработка урока русского языка для 11 класса

по учебнику «Русский язык» (учебник – практикум для старших классов).

Авторы: А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова

Раздел: «Синтаксис и пунктуация»

Тема: «Анализ синтаксической структуры и средств выразительности

художественного и публицистического текстов».

Цель: анализ и интерпретация текста на основе целостного восприятия.

познакомить с особенностями синтаксического строя

текстов публицистического и художественного стиля;

-закрепить знания учащихся о тропах, их роли в речи;

средствах и стилистических фигурах;

— разобрать задания ЕГЭ А 26, 27, 29 и В8 (умение находить

средства художественной выразительности,

использованные автором в тексте)

— развивать умения исследования текста, творческое воображение;

воспитать бережное отношение к языку, способность думать о том,

как построить свои мысли, чтоб смысл их был понятен

Методы и приемы: слово учителя;

проблемные задания и вопросы;

— таблицы, опорные схемы, тексты разных стилей, экран,

проектор, тексты тестов.

I . Организационный момент.

II . Работа в группах: каждая группа (их две) получает текст и задания к нему, дается время на выполнение заданий, представители группы решают, как будут защищать свое исследование.

Общее задание для каждой группы: проанализировать синтаксическую структуру предложенного текста. (Текст может быть спроецирован на экран или распечатан на отдельных листах).

Ночью впереди теплохода, на гладкой воде, росчерком играл лунный блик. Он серебрился, извивался змейкой, прыгал головастиком, убегал шустрой ящеркой.

Верилось и с нетерпением ждалось: вот-вот настигнет теплоход живую тень луны, сомнет ее, срежет плугом носа.

Но проходили минуты, прошел час, другой, а отблеск далекой луны все бежал и бежал перед теплоходом, без усилий опережая напряженно работающую машину.

И было в этой ночной картине что-то похожее на жизнь, казалось, вот-вот поймаешь, ухватишь смысл ее, разгадаешь и постигнешь вечную загадку бытия.

1. Прочитайте, определите тему и стиль текста. Обоснуйте свой ответ.

2. Объясните постановку знаков препинания в тексте. Выполните синтаксический разбор 1-го и 3-го предложений. Укажите предложение с обособленными уточняющими членами.

3. Сделайте вывод, какие синтаксические и лексические средства используются в тексте и почему.

(Текст В.П.Астафьева написан художественным стилем. Это лирическая миниатюра, отличающаяся образностью, широким использованием разнообразных средств художественной выразительности, воздействующих на читателей. Можно отметить художественные сравнения (извивался змейкой, прыгал головастиком), эпитеты (гладкая вода, далекая луна, живая тень луны), фразеологизмы (вечная загадка бытия). Все средства художественной выразительности подчиняются основной функции стиля – эстетической. В тексте создается поэтический образ таинственной, живой лунной ночи, способной пробудить в человеке что-то необычное, заставить его яснее почувствовать свою связь с природой, ощутить себя частичкой земного бытия и постараться понять, прочувствовать его смысл.

В тексте много предложений с однородными сказуемыми (2,3,5); в состав сложных предложений вошли простые односоставные – безличное ( 3,5), обобщенно-личное (5); между простыми частями в сложных предложениях связь союзная (4) и бессоюзная (3,5).)

Что такое культура, зачем она нужна? Что такое культура как система ценностей? Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках одна из лучших, если не лучшая в мире.

Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический, что своим существованием он обязан еще и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, повторяю знаменитые слова Эйнштейна о том, Что Достоевский дает ему больше, чем математика. Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого.

Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, тот же «Теркин…» А Седьмая симфония Шостаковича – она же помогла выстоять Ленинграду!

1. Прочитайте, определите тему и стиль текста. Свое мнение обоснуйте.

2. Объясните расстановку знаков препинания во втором абзаце.

3. Какие синтаксические конструкции преимущественно использованы в тексте?

(Текст В. Непомнящего – это текст публицистического стиля, т.к. сфера его употребления – культурные отношения (это может быть статья в газете, выступление по радио/телевидению).

Цель – информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя/слушателя, побуждением его к определенным поступкам, действиям.

Особенности – общественно-политическая лексика, эмоциональность, экспрессия, оценочность, риторические вопросы.

Синтаксическая структура текста: в 1 – 2 предложениях экспрессивный повтор (Что такое культура), ряды однородных членов (в 6 и 7 предложениях), газетно-публицистические фразеологизмы (наша система образования лучшая в мире – в 4, феномен «русских мозгов» в 5 и, наконец, разговорные синтаксические конструкции (6, 4, 1).

III . Заслушиваются выступления представителей групп, обсуждаются, оцениваются.

IV . Индивидуальная работа с тестовыми заданиями. Идет погружение в материал заданий под А26, 27, 29 вариантов 3, 4, 5 и В8 варианта 3.

После выполнения задания проверяются, комментируются, исправляются допущенные ошибки.

V . Подводятся итоги. Домашнее задание: перечитайте текст варианта 3 «Любите ли вы литературу так, как люблю ее я?». Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте.

Устно проанализируйте синтаксическую структуру созданного текста.

Источник

Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Adblock
detector