Как вы думаете что именно можно было узнать о россии из этого произведения бежин луг

что можно было узнать о России из рассказа «Бежин луг» И. В. Тургенева? ответ дать в сочинении (пожалуйста)

Бежин луг как судьба России

Есть в русской классике рассказы (почему-то именно рассказы, а не романы, не эпопеи), которые больше чем просто литература, даже классическая. Это рассказы-пути, рассказы-предвидения. Это рассказы, определяющие что-то очень важное, может быть самое главное в русской судьбе. Рассказы эти выстроены характерами, причем не любыми характерами, ибо л ю б ы х – много, на них держится вся остальная литература, а именно что судьбоносными характерами, емко и сполна определяющими то, без чего Россию уж точно никак не понять. И ведь не специально выдуманы или подогнаны эти характеры, эти типы, тут же становящиеся русскими архетипами, а счастливейше угаданы из сотен тысяч других душою художника. Редко, но все же удавалось русским писателям создавать такие рассказы. Чтобы скорее быть понятым, назову сразу некоторые из них. Это «Очарованный странник » Лескова. Это «Алеша Бесконвойный» Шукшина. Это, наверное, и солженицинская Матрена. Это и гениальный рассказ-очерк Владимира Короленко «Река играет» с его вечно пьяным героем-перевозчиком, в минуту опасности вдруг мгновенно трезвеющим и спасающим гибнущих в буре людей. Вот когда он воистину красив, могуч, великолепен, этот былинный русский богатырь, вот когда в нем пробуждается Истина. а потом, увы, когда река «не играет», герой опять пьет и спит – до очередной бури.
Наверное, подобных рассказов и образов численно больше в нашей классике, но и те, о которых я сказал здесь, позволяют выстроить некоторый судьбинный, промыслительный ряд. И особое место в этом ряду занимает любимый мой (да не только мой, конечно!) рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг». Не стану говорить о прекрасном языке рассказа, о его лиричности и – лаконичности одновременно, о высоте и мягкости тона, а также об окончательной и ясной определенности сказанного автором в знаменитых описаниях природы. Да об этом тома написаны! Без ритма и языка писатель вообще немыслим, но не о том сейчас речь. Хочу сказать о своем ощущении света и трагедии одновременно, радости и боли, заключенных в этом кратком шедевре. Откуда они возникают? Почему так магически и страшно поднята здесь тема воды, темной воды России? Отчего так ужасающи и неодолимо притягательны в то же время все эти овраги и бучила, где злодеи топят добрых людей? Отчего так таинственна эта темная река, где тонут дети, оставляя безутешными своих матерей и где прочится гибель одного из юных героев рассказа? Эта тема темной стихии не находит однозначной разгадки. Пожалуй, автор и не стремился объяснить ее до конца – да и возможно ли? Он просто гениально показал нам – через детские байки, страшилки и поверия – все то темное, что живет в природе и в душе человеческой. Живет как рок, как некая данность, могущая преображаться лишь творческими усилиями человека: через сказку, песню, бывальщину. И тогда она становится не такой уж и страшной, хотя до конца избыть ее, эту темную стихию, не удавалось и не удается никому.
Но ведь и света, истинного света в рассказе сколько! И светлое ощущение от рассказа неизбывно, неизменно у многих поколений читателей, оно-то и смягчает глубинную, глубоко скрытую трагичность повествования. Тут вправе меня спросить – а в чем, собственно, трагичность «Бежина луга»? Да ведь, кажется, и нет ее вовсе.
Вот сидят у костра в ночном пятеро деревенских ребятишек, пасут коней, варят картошку в котелке, коротают ночь в байках и деревенских страшилках… и все.
Нет, не все! Тургенев не случайно так пристально вглядывается в лица и характеры этих ребятишек, ибо они-то и есть – Россия. Многоликая, многоочитая, таинственная в своих судьбах Россия.

Источник

И. С. Тургенев «Бежин луг»: анализ

Краткое содержание:

Произведение «Бежин луг» входит в известный цикл рассказов «Записки охотника», которые впервые стали публиковаться в журнале «Современник» в 1847 году. Тургенев показал общественности крестьянское сословие в новом свете, заставляя читателей добровольно задумываться о судьбе этих простых людей. Название самого цикла детально раскрывает содержание всех произведений, составляющих его, но при этом смысловая нагрузка каждого из них заслуживает отдельного внимания.

История создания

Стимулом к созданию «Записок охотника» послужило для Тургенева его знакомство с литературным критиком В. Г. Белинским. Он и вдохновил Ивана Сергеевича на это творчество, которое впоследствии стало отправной точкой в вовлечении читателей в жизнь крестьян и их быт.

f90e3a8a32876005500b65dfcb996d0b

Проводя лето в деревне, Тургенев сам глубже проникал в жизненный уклад простого люда, наблюдал и делал заметки. «Бежин луг», в частности, словами автора раскрывает личность, характеры и мышление крестьянских детей.

Сперва Тургенев, посвящая все свое свободное время общению с крестьянами и их детьми, попутно создавал черновик своих наблюдений, периодически внося множество поправок и дополнений. А в 1851 году рассказ был завершен и в полном объеме опубликован в «Современнике».

Жанр, направление

Цикл «Записки охотника» — это сборник рассказов, и жанром данного произведения, соответственно, является рассказ, чей повествовательный характер, согласно литературному определению, и раскрывает конкретный эпизод.

e5181108a12a82ed5ff7219a5ef0294c

Казалось бы, И. С. Тургенев — яркий представитель реализма в литературе 19 века. Однако в его рассказе «Бежин луг» прослеживаются нотки романтизма. Чувства главных героев неразрывно связаны с описанием природы, они постоянно перекликаются. Более того, некоторые природные явления имеют явный сказочный подтекст, быть может, основанный на мифах, тем не менее, при прочтении ощущается тревожное нагнетание атмосферы вокруг. Это состояние граничит с душевностью изложения автором своих воспоминаний. Выражается это посредством описания внешности главных героев. Тем самым в рассказе проявляются черты поэзии.

Повествование ведется от лица автора, и вот, о чем он говорит: рассказчик, отправившись на охоту вместе со своей собакой, заблудился в лесу. Плутая до наступления темноты, он оказался у оврага, под которым разглядел равнину. В тех местах она была известна под названием Бежин луг. Сквозь сумрак ночи охотник заметил на нем несколько человек, копошащихся у костров. Спустившись к ним, понял, что это были крестьянские мальчишки разного возраста, всего их было пятеро. Ребята сторожили ночью пасущийся табун лошадей. Автор попросился заночевать с ними в поле, сообщив, что заблудился. Мальчики сначала настороженно отнеслись к ночному гостю, но немного поговорили с ним, а после сидели у костра и молчали какое-то время. С ними были две большие собаки.

0a26e963d59f2d58fc07b23340b9e834

Автор улегся под кустик чуть поодаль от ребятишек и, пока не уснул, наблюдал за ними. Мальчишки поочередно рассказывали друг другу старые деревенские байки и легенды, эмоционально делились своими переживаниями на этот счет. Некоторые истории из их уст звучали довольно пугающе и зловеще. А слова одного из них о том, что все в жизни каждого предопределено, и судьбу свою никто не минует, тяжелым грузом повисли в теплом ночном воздухе, заставив героев на время умолкнуть и задуматься.

Ребята рассказывали друг другу удивительные истории о домовом, лешем и водяном, напоминая о трагическом финале некоторых из них. В итоге печальный исход постиг одного из мальчишек: в том же году он погиб, упав с лошади. Об этом мы узнаем от автора, когда тот уже покинул свой нечаянный ночлег, поутру кивнув на прощание тому самому пареньку. Подробнее о сюжете мы написали в кратком содержании, там описаны основные события из рассказа.

Главные герои и их характеристика

Автор поочередно знакомит читателей с мальчиками, называя имя каждого. Итак, их было пятеро: Федя, Павел, Илья, Костя и Ваня.

Федя выглядел самым старшим из них, лет четырнадцати. По его внешнему облику и особенностям держать себя рассказчик высказывает предположение, что мальчик из богатой семьи, а ночь в поле с табуном он проводит лишь ради забавы. В Феде чувствуется уверенность и стремление вести себя с остальными ребятами на правах старшего.

1bfd881e54011acc71b23976bba74e02

Другой мальчик, Павлуша, является полной противоположностью первого относительно своего происхождения. Одет он бедно, однако сразу вызывает симпатию автора. На Павла была возложена ответственность за похлебку в котелке, он хорошо разбирался в речной рыбе и звездах на небе. Плюс ко всему мальчик оказался очень смелым: не испугавшись, он один побежал ночью вглубь леса за хищным зверем. А вернувшись, рассказал, как склонившись к реке, услышал зов водяного. Но, не будучи от природы суеверным, Павел сказал, что является фаталистом, верит только в судьбу. О его печальной и внезапной гибели читатели узнают в конце рассказа.

Илья, по сравнению с Павлом, оказался трусоват. Он был испуган рассказом друга о водяном. На вид ему лет двенадцать. Автор описывает его опрятным крестьянским мальчиком, трудолюбивым и твердо верившим во все народные приметы.

Костя, мальчик лет десяти, одет был бедно, обладал задумчивым и вместе с тем печальным взором. Автор рассмотрел в его взгляде желание высказать некие свои мысли, но, казалось, что мальчик не находит для их выражения слов, отчего и печалится.

Самым молчаливым неприметным оказался и самый младший из ребятишек, семилетний Ваня. Он лишь изредка поднимал свою голову, свернувшись калачиком под рогожей. Его внешний облик автор не описывает, но сообщает другие важные характеристики мальчика. Ваня наблюдателен, мечтателен, чуток и душевен. Это становится очевидным из его восхищения ночным звездным небом и природой в целом.

3018f5bdcbf24222d8f60abd5351ca7e

Тургенев трепетно описывал мальчиков, восторгаясь их нравом, трудолюбием, выносливостью с раннего детства и сформировавшимся взглядом на окружающий мир.

Темы и проблемы

Основная тема рассказа — тема природы, а также ее единение с людьми. Автор уделяет повышенное внимание описанию природы тех мест, где происходят события, используя множество ярких и звучных эпитетов. Природа подчеркивает эмоции и чувства его героев, раскрывает их. Именно в гармонии человека и окружающей среды Тургенев видит основу всей жизни, а в детях — будущее. Писатель подчеркивает, насколько важно с малолетства взращивать в детях любовь к труду, любовь к ближнему, говорит о важности коллективной работы и взаимовыручки. И все это на фоне бережного отношения к природе.

Отдельной строкой можно выделить тему народных верований, примет и нечистой силы. Автор подчеркивает то, насколько твердо в сознании деревенских жителей сидит убеждение в существовании сверхъестественного. Однако на общем фоне выделяется прагматично настроенный Павлуша. Несмотря на то, что он ясно слышал голос водяного, обращенный к нему самому, мальчик уверенно заявлял о своих позициях фаталиста.

Гармоничное взаимодействие человека и природы является и проблемой рассказа «Бежин луг». Также можно выделить проблему детской души, детской психологии и мировоззрения. Автор пытался побудить читателей относиться с любовью и нежностью к крестьянским детям, задуматься об их дальнейшей судьбе на примере Павла. Через образы пятерых ребятишек Тургенев показал, как тонко простые крестьянские мальчишки могут чувствовать природу, бережно обходиться с ее дарами, насколько богат их духовный мир.

612f565906c54452e7a854c865d87181

Главная мысль

Автор неочевидно рассуждает о крестьянском сословии, пробуждая интерес к простым людям как наиболее трудолюбивым, честным и открытым. Он указывает на тот факт, что они достойны не меньшего уважения, чем приверженцы других слоев населения. Ведь уважение и любовь должны быть спутниками жизни не по принципу происхождения, а в дар за заслуги, в этом и заключается смысл рассказа.

Проводя много времени с крестьянами и их детьми, Тургенев убедился, насколько это выносливые и старательные люди, с малых лет привыкшие к труду и выполнению своих обязанностей, насколько душевными и глубокими людьми могут оказаться некоторые их них. Эту мысль и старался донести автор до своих читателей.

Основная идея рассказа – это писательский посыл об ответственности за свою жизнь и отсутствии уныния. Ведь, невзирая на все тяготы крестьянской жизни, эти пять ребятишек находили свои радости. Выгонять табун лошадей на ночь в поле для них было своего рода приключением. Разговоры о нечистой силе сближали мальчиков, не давая думать об усталости. А возможность оказаться на лоне матушки-природы — для них самая значительная награда за труд.

Чему учит?

Рассказ учит созиданию чувства любви и уважения к природе, способности понимать и оберегать ее. Важным аспектом этого является то, что сама природа уравнивает всех людей, не разделяя их на сословия. Воспитание в себе уважительного отношения к людям является залогом счастливой и гармоничной жизни. При этом она может быть полноценной и без основных материальных благ. Для принятия этой мысли автор намекает нам о важности обретения в себе способности замечать красоту и радость в мелочах. Это и есть вывод, который можно сделать из чтения данной книги.

Также мораль рассказа заключается в том, что природа и труд сближают людей и делают их внутренний мир богаче. Герои – еще совсем дети, но уже рассуждают о таких серьезных предметах, как судьба. Значит, для полноценного развития человеку достаточно ответственного труда и возможности постигать красоту через общение с природой.

Источник

Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Adblock
detector