Как вы думаете чего больше должно быть в человеке духовного или душевного богатства

О богатстве материальном, душевном и духовном

«Беден не тот, у кого мало что есть, а тот, кто
хочет иметь больше»

«Кто ни в чем не нуждается, тот богат».

Оба приведенных афоризма принадлежат Сенеке и содержат банальную истину, состоящую в том, что бедность и богатство – понятия относительные. Полагаю, против этой истины мало кто будет возражать. На мой взгляд, уровень нашей жизни можно представить в виде дроби, с нашими возможностями, в числителе, и нашими желаниями, в знаменателе. В известном тосте, из фильма «Кавказская пленница», есть слова: «Так выпьем же за то, чтобы наши желания всегда совпадали с нашими возможностями». СОВПАДАЛИ! Мне кажется, в таком совпадении и состоит то, что мы называем «ДОСТАТКОМ».

Но все это общие, теоретические рассуждения, относящиеся, главным образом, к материальному благосостоянию, не учитывающие другие виды богатства и бедности, которые, однако же, не менее реальны. В первую очередь, мы можем здесь вспомнить, об эмоциональном богатстве человека, то есть, о его эстетическом развитии, способности глубоко, тонко чувствовать красоту природы, поэзию, музыку, качественный кинематограф и т.д. Эмоциональное богатство напрямую связано с интеллектуальным богатством, то есть, со знаниями и способностью творческого мышления. Это понятно. Для того, чтобы наслаждаться произведениями искусства нужно их знать, а творческая мысль всегда страстна, насыщена эмоциями.

В соответствии с тройственным составом человека (тело, душа, дух) эмоциональное и интеллектуальное богатство, в сумме, можно назвать душевным богатством, которое возможно противопоставлять духовному богатству, о котором речь пойдет ниже.

На мой взгляд, душевное богатство неизмеримо важнее богатства материального, так же, как душа человека важнее его тела. Если материально богатый человек эмоционально ограничен, беден, как он сможет использовать свое богатство, какую выгоду сможет из него извлечь? Дворцы, яхты, автомобили, швейцарские часы, модная одежда, первосортные коньяки и вина, телевизор на всю стену – разве подобные блага могут насытить душу, стремящуюся к познанию и творчеству? Материально богатый человек может купить все самые значительные произведения мировой литературы, поставить их у себя на полке, но этим все и ограничится, если он беден душевно. В лучшем случае, он будет, время от времени, доставать книги с полки, перелистывать их, и затем со вздохом ставить обратно. Ну, может быть, иногда посмотрит картинки в книгах, если обнаружит.

Духовное богатство очень отличается от душевного (эмоционального + интеллектуального) богатства. Духовно богатый человек наполнен собой и мало зависим от внешних источников наполнения ума. Духовно богатый человек не нуждается в компьютере, телевизоре, книгах, музыке. Любая вещь, любое занятие будут ограничивать его, нарушать внутреннюю полноту. Не представляю себе Рамакришну или Серафима Саровского, за книгой, телевизором или компьютером. По себе знаю, как ничем не хочется заниматься по утрам (особенно пустыми разговорами) когда душа, обновленная ночным сном, еще не успела расплескать себя. Увы, только по утрам.

У Раджниша есть такая мысль:
«Уму нужно постоянное занятие, иначе ум не может существовать. Но если вы чувствуете, что быть не занятым ничем, без всякого дела, просто быть, что это полно смысла, значительно, тогда вы религиозный человек».
По-моему, фраза Раджниша идеально определяет не религиозного человека, а человека духовно богатого.

Лично я не отношусь к людям духовно богатым, ибо слишком зависим от внешней информации. Мне необходимы компьютер, планшет, аудиокниги, музыкальные записи и т.д. Когда однажды, вечером, у нас в квартире надолго погас свет, я не знал чем занять себя, и мне было скучно. Я все время что-то вспоминал, что-то обдумывал, но всем своим существом ожидал включения света.

Поставлю вопрос: нужно ли человеку стремиться к духовному богатству в молодые и зрелые годы жизни, пренебрегая своим эмоциональным и интеллектуальным развитием? Вспоминаю стихийные книжные базары 90-х годов прошлого века, продавцов и покупателей эзотерической литературы. Какие-то юноши, в джинсиках, иногда с косичками, с отрешенными взглядами, непонятные, загадочные. Нет, не думаю, что молодым людям правильно, естественно, увлекаться восточными практиками, усмирять ум, углубляться в себя, стремиться к какой-то самореализации и просветлению. Нужна правильная последовательность: сначала развитие душевное, затем развитие духовное.

Молодой человек, на мой взгляд, должен жить полноценной «земной» жизнью: ставить себе мирские цели, устраивать личную жизнь, влюбляться, делать ошибки, набивать шишки, открывать для себя сокровища мировой культуры прошлого и настоящего, заниматься творчеством. Это не относится к людям с монашескими склонностями, изначально чуждым всему земному, речь идет о людях обычных. И только в определенном возрасте, когда главный труд жизни позади, пришло время пенсии и появились внуки, можно уже заняться «усмирением ума» и накоплением духовного богатства. Мне так кажется, хотя возможно я ошибаюсь.

Добавлю в заключение, что духовное богатство, в процессе жизни, накапливается само собой, даже если мы к нему не стремимся. С возрастом слабеет наша энергетика, отмирают сами собой некоторые страсти, появляется жизненная мудрость. Серафим Саровский сказал об этом так: «Как воск, не разогретый и неразмягченный, не может принять налагаемой на него печати, так и душа, не искушенная трудами и немощами, не может принять на себя печати Божией».

Источник

Материальное или духовное: что важнее?

a89dd6fb58229b6b2732085e8d089a81

Б ольшинству людей свойственно впадать в крайности. Кто-то считает, что в жизни главное — добиться исключительно материального успеха, кто-то ударяется в духовность, считая, что материальным можно пренебречь. Яркий тому пример — современная Индия. Различные философские концепции и не только они привели эту страну в то состояние, где большинство жителей живут за чертой бедности.

Поэтому совершенно очевидно, что в этом вопросе нужно искать золотую середину: как погоня за материальными благами, так и полное безразличие к внешнему миру — это две крайности.

Как энергия влияет на наше материальное положение?

Для тех, кто считает, что всем материальным можно пренебречь, рекомендуется поинтересоваться свойствами самой первой чакры в энергетическом теле человека. Именно муладхара-чакра отвечает за базовые потребности человека и, в том числе, за материальное благополучие. И если у человека с этим проблемы, но вместе с тем он заявляет, что он духовно развивается, то это, скорее всего, лукавство. Это типичный защитный механизм, о которых так много говорят психологи.

И чаще всего проблема кроется в том, что хронические неудачи в материальной сфере заставляют человека глубоко погружаться в духовность, стараясь убедить себя и окружающих, что у него нет никаких проблем, просто он святой человек и ему ничего не нужно. Но не стоит забывать, что в мире нет ничего плохого или хорошего и всё является инструментом.

И говорить о том, что деньги — зло, могут либо религиозные фанатики, оторванные от реальной жизни, либо опять-таки те, кто убегает от реальности в духовное развитие. Впрочем, чаще всего это одно и то же.

30b871a97e051a99dc8c70440ac98816

Кто такой богатый человек?

Есть мнение, что богатые люди в основном безнравственные. Об этом очень интересно говорил Михаил Задорнов: «Богатый человек — от слова Бог. То есть богатый тот, в ком Бога много. А тот, у кого много денег — тот коллекционер». Очень точно подмечено. И если у человека всё в порядке с энергией, все центры развиты гармонично, то у него развитие происходит на всех уровнях, если же есть перекос в какую-то одну сторону — это говорит о наличии проблем.

Как уже сказано выше, отречься можно только от того, что у человека есть. Легко, будучи нищим, отречься от богатства. Тут можно привести пример принца Сиддхартхи, жившего 2500 лет назад, который оставил всё: дворец отца, богатство, роскошь, право наследовать трон и стать великим правителем и завоевателем.

Всё это он променял на монашескую накидку и чашу для подаяний. И это величайший пример истинного отречения, когда ради блага других человек пожертвовал всем. И пройдя через многие испытания, принц Сиддхартха стал Буддой.

В истории Будды был ещё один интересный пример. Однажды к нему на проповедь пришла женщина, у которой не было ничего, кроме накидки, в которой она ходила. И желая хоть что-либо сделать для этого святого человека, она пожертвовала ему всё своё имущество — свою накидку. И тогда Будда обратился к присутствовавшим на собрании царям, которые пожертвовали Будде много драгоценностей, он сказал: «Пожертвование этой женщины превышает все ваши пожертвования. Потому что она отдала всё, что у неё было».

То есть для царей их пожертвования не были настолько значимы, для них это —капля в море. А женщина отдала последнее. И тут, кстати, мгновенно сработал закон кармы: присутствовавшие на собрании цари, услышав это, пожертвовали этой женщине много одежды, украшений, драгоценностей и так далее.

52df2c9e12540f7b0f4a7567247e0f25

Таким образом, не так важно, сколько у человека денег, важнее, что он способен отдавать и делиться. И это признак поистине богатого человека. И тут снова речь идёт о гармоничном развитии. С одной стороны, если у человека много денег, но он не способен жертвовать — такого человека можно назвать нищим, ведь он полностью бесполезен для окружающих. С другой стороны, если у человека совсем ничего нет, то и такой человек является нищим, ведь он тоже ничего не может дать другим.

Также говоря о нищете, нельзя не упомянуть закон кармы. Если у человека совсем нет материальных благ — это свидетельствует о том, что он долгое время вёл себя как эгоист, ни с кем ничем не делился и теперь он пожинает плоды своей скупости. Снова-таки можно привести пример с Буддой: он родился сыном великого царя и жил в роскоши.

И это признак святой личности — гармония на всех уровнях, и в материальном, и в духовном. А если человек испытывает проблемы на материальном уровне, значит он попросту не создал в прошлом причин для того, чтобы быть материально обеспеченным. И это повод начать взращивать в себе щедрость.

Материальное и духовное: чему учит йога?

Что же о бедности и богатстве говорит нам философия йоги? Существуют принципы гармоничного развития — Яма и Нияма. И в контексте нашей темы нам интересны два из этих принципов: Астея и Апариграха.

Астея переводится, как неворовство, неприсвоение чужого. Опять-таки, тут затрагивается вопрос кармы, если человек присваивает себе чужое, его самого будут лишать материальных благ. И тут речь идёт не только о воровстве в классическом понимании этого слова. К примеру, скачивание пиратского контента с торрентов — это тоже воровство, т.к. любое стремление к «халяве» можно считать воровством. И обратите внимание на то, как распространена жажда «халявы» в нашем обществе.

Именно поэтому большинство людей сейчас живут за гранью бедности, попутно рассуждая о том, что те, кто «ворочает миллионами» эти самые миллионы «наворовали». Как бы там ни было, если у человека много денег, значит он в прошлом много отдавал. И сам создал причину для того, чтобы быть богатым.

ec873e86e29e96a25db722445a247d88

Другой вопрос, как он сейчас использует своё богатство, но это уже на его совести. Самое главное, что важно понять: если человек нищий, то это только потому, что он является эгоистом, как минимум, в прошлом. А если человек осознал эту проблему, то придётся какое-то время буквально отдавать последнее, чтобы что-то изменить. Как в случае с женщиной, которая пожертвовала Будде свою накидку.

Второй йогический принцип, который может быть интересен в контексте нашей темы — Апариграха. Переводится как нестяжательство, ненакопление. И это тоже немаловажно. Если человек накапливает сверх меры, это не пойдёт ему на пользу. Это, кстати, касается не только материального. Стремление усвоить разом всю информацию, переслушать все лекции, прочитать все книги, получить все возможные посвящения и практики — это тоже алчность, только на духовном уровне.

Что же касается материальной сферы, то важно понимать, что любая вещь, которой мы обладаем, тратит нашу энергию, наш потенциал. Поэтому для страдающих «синдромом Плюшкина» плохая новость: такие люди тратят всю свою энергию на поддержание того хлама, которым они ежедневно «обрастают». Именно поэтому Шантидэва писал: «Раздай всё, кроме трёх монашеских одеяний». Не стоит воспринимать буквально, впрочем, кому-то подойдёт именно такое радикальное решение.

Когда принц Сиддхартха решил покинуть дворец, отец уговаривал его остаться, говорил, что ему выделят специальную комнату для медитации, создадут все условия, ему не будут мешать. Но принц понимал, что развиваться среди всей этой роскоши будет сложнее, так как на излишества человек тратит энергию. И тут мы подходим к рассмотрению такой концепции как минимализм. К счастью, сегодня эта идея всё больше набирает популярность.

bfc080b45f37f8cfacd04a93cc27f7c5

Минимализм — баланс между материальным и духовным

Помимо выше приведённого примера с Буддой, в истории было немало личностей, которые жертвовали богатством ради духовного совершенствования. Идея минимализма в русской культуре берёт своё начало в творчестве Льва Толстого, который и проповедовал идею отказа от излишеств. На Западе идее минимализма придерживался писатель Генри Дэвид Торо, написавший об этом книгу «Уолден или жизнь в лесу».

Идеи отказа от излишеств присутствовали ещё в Древнем Риме. Так император Диоклетиан отказался от власти, статуса и богатства, уехал в своё поместье и вёл там образ жизни простого человека.

На Западе идея минимализма стала популярной в 1980-ых годах с выпуском книги Дюэйна Элгина «Добровольная простота», в которой предлагается вырваться из замкнутого круга «работа-растраты-долги», в котором сейчас крутится большинство людей. Реклама управляет нами, заставляет потреблять всё больше и больше, а для того, чтобы удовлетворять навязанные нам потребности, нас вынуждают всё больше и больше работать, жертвуя при этом остальными сферами жизни.

Поэтому минимализм — это не уход в нищету и крайнее отречение, но и не накопление лишнего. Минимализм предлагает человеку пользоваться исключительно тем, что ему необходимо для жизни.

Если у тебя есть деньги — ты счастлив

Сегодня нам это внушают 24/7 и многие придерживаются этой концепции. Однако при детальном рассмотрении подобная идея не выдерживает никакой критики. Есть множество примеров того, как финансово успешные люди выходят в окна и прыгают с мостов. И вместе с тем, множество примеров того, как люди, не обладая огромным богатством, научились быть счастливыми.

02ed0d1fb81c54de0385aa71c0c10d0f

Один из ярких примеров гармонии между материальным и духовным — мирянин-практик Вималакирти, современник Будды, которого тот очень ценил и уважал за его высокий уровень духовного развития. В «Вималакирти-нердеша-сутре» описано, что Вималакирти был продвинутым практиком и Бодхисаттвой, совмещая это с мирской жизнью.

Также можно вспомнить йогина Миларепу, который был странствующим монахом, но поток посетителей, которые несли ему пожертвования за знания, не иссякал никогда. Существует мнение, что все эти драгоценности Миларепа буквально как хлам сбрасывал в некую пещеру, которую до сих пор ищут охотники за сокровищами.

Из христианских святых можно привести пример Серафима Саровского, жизнь которого проходила в аскезах: он жил в лесу, питался снытью (травой), постился, мало спал, зимой ходил в летней одежде. И вместе с тем даже богатые и знатные люди почитали за честь встретиться с ним и спросить духовного совета. За советом к нему приходил даже царь Александр I.

Таким образом, духовность и материальный достаток — это две важных области человеческой жизни. И важно найти золотую середину: не зацикливаться на материальном, пользуясь лишь самым необходимым, но и не пренебрегать материальными благами, утверждая, что «всё иллюзия».

Напоследок можно процитировать Иисуса, который очень точно сказал о гармоничном развитии: «Итак, не заботьтесь и не говорите — что нам есть, что пить, во что одеться? Ищите же прежде царства Божия и правды его — и это всё приложится вам». То есть человек, который идёт по пути гармоничного духовного развития, не будет иметь нужды ни в чём.

Источник

Как стать богатым душой?

Все когда- то задумывались о том, как стать богатыми душой. Некоторые конечно сначала в жизни стараются стать богатыми материально и к сожалению не успевают обогатиться душевно. А как вы думаете что важнее- быть материально или душевно богатым? Конечно. В этом вопросе нужна уравновешенность, как и в других. Ведь если одно другому не мешает, то это же вообще замечательно. Однако если что- то имеет перевес, то человека начинает заносить в ненужную сторону как однобокую птицу.

Признаки духовного богатства.

Он имеет в себе сочетание прекрасных качеств и умеет их правильно проявлять. Например, он терпелив, проницателен, добр, прощающий, уступчивый, корректный, обдумывающий слова, хороший слушатель и т. д.

Высоконравственность.

Как это понять? Например, человек добр и это хорошо. К такому человеку обращается кто бы то ни было и просит сигарету. Как поступит высоконравственный человек? Не даст. Курение вредит здоровью самого курильщика и окружающим, поэтому дать такому человеку своими руками сигарету означает проявить к нему не любовь, а еще раз помочь ему принести вред себе. Такой же принцип можно применить и к другим поступкам, которые имеют название вредные привычки или противоречат нравственности.
Если человек поступается какими- то моральными принципами или тем более своей совестью, то это говорит о его душевной, внутренней неустойчивости и незрелости. Это можно исправить.

Удовлетворение.

Бытие определяет сознание.

Поменять внешнее, чтобы стать богатым душой.

Бедность не оправдывает беспорядок и неряшливость.

На черный день.

Это вообще будто прописное правило- оставить все хорошее на черный день.
Понимаете разницу между первым мышлением, которое описано выше и этим? У того человека может не быть хороших вещей и он их не стремится приобретать, а у человека, с таким мышлением, такие хорошие достойные вещи могут быть, но где? Правильно, спрятаны они или убраны «на черный день».
Опять же оговорка- уточнение, что это не значит, что не стоит быть бережливым и думать о завтрашнем дне. Но у некоторых это перерастает в крайность и они готовятся пользоваться хорошими вещами почему- то в черный день, который они постоянно ждут, а не в хороший настоящий.
Эта привычка имеет глубокие корни. Например, человек пережил войну или голод, или стихийное бедствие и он начинает как бы копить впрок, чтобы больше не испытывать недостатка. Или человек воспитан по таким правилам суровой бережливости.
Но опять же налицо мышление не развития, а обратного.
Человек никогда не может позволить пользоваться себе благами, которые ему доступны, но всегда ждет такого момента, когда они ему пригодятся. То есть человек ест из поколовшейся тарелки, тогда как у него целый набор новых стоят в коробке в чулане. Или человек не одевает новый костюм, но хочет доносить старый, который почему то никак не изнашивается. Таких примеров очень много. Особенно много таких стереотипов среди пожилых, которых конечно можно понять из-за их прошлого. Но и дети таких пожилых почему- то не побуждают родителей одеть новый халат, купить себе новую куртку или приобрести новый чайник. К сожалению, такие дети будучи уже даже взрослыми могут использовать такую самоотверженность родителей в свою выгоду и у родители, которые не могут отказать своим детям, постоянно пользуются всем старым и пьют чай из красивой кружки только по особым праздникам.
Если у вас есть такая привычка то подумайте поможет ли она вам стать богатым душой? Если вы не позволяете себе пользоваться добром, которое ваше, то позволите ли вы себе развиваться и достичь успеха?

Синдром Золушки.

Проявляйте любовь к себе.

Вы не должны любить вещи материальные больше чем себя. Конечно, есть такое что,человек может отдать жизнь за моральные принципы, но скорее всего покупка дачи, машины, ремонт и т. д. это не то, что должно забирать вашу любовь.
Вы уже очень экономны и бережливы, целеустремленны и терпеливы, так будьте же добрее к себе и к своим потребностям.
Не вините себя в излишествах, если вы что- то купили из необходимого. Например, теплая куртка на зиму, обувь, по размеру одежда детям- это потребность, а не баловство.
Это не значит, что вы сейчас спустите все деньги и восполните все из прошлого. Нет, помните, вы хотите стать богатым душой, а не просто материально. Материально с вашими качествами вы итак живете хорошо, но вот внутри нужно убрать комплексы.
Так же можно найти себе хобби или развить то, которое у вас уже есть. Это поможет вам проявлять любовь к себе, хотя хобби по психологическим мотивам иногда считается уже не прихотью, а потребностью. Занимайтесь чем- нибудь интересным для себя и своей семьи в свободное время, конечно. То есть выделите время для души, для себя, любимого или любимой.
Через время вы увидите, что купить что- то для себя- это не преступление, и что вы хорошо выглядите при том что вы еще и копите и что- то приобретаете материальное. Знаете почему такое будет? Потому что вы станете богатым душой- вы будете добры и к себе и к окружающим, и будете получать радость и удовлетворение от жизни не только после приобретения вещи, на которую копите, но и уже сейчас.
Также вы можете поставить себе более реальную цель в плане времени. Например, если вы хотите 2-х этажную дачу. То может купить одноэтажную и потом подумать как ее расширить или потом может оказаться что вам хватает и ее.
Эти моменты на первый взгляд связана с материальным, но они исходят из ума, и также влияют на него обратно.
Если дома неопрятные и старые вещи, то это результат мышления, но пока вы не избавитесь от такой обстановки, то она же и будет угнетать вас дальше.

Источник

Духовность

В этом тёмном мире считай истинным только духовное богатство, ибо оно никогда не обесценится.
Омар Хайям

Мы живем в очень сложном мире, в котором есть и материальное, и не материальное, есть свои законы, по которым существует то и другое, и есть человек, который может и с тем, и с другим определенным образом взаимодействовать. Есть люди, которые больше заняты материальным миром, они хотят преуспеть именно в материальных делах, а есть и те, кому интересен мир нематериальный и все его, как известные, так и таинственные законы. И хотя материальное определенным образом связано с нематериальным и наоборот, ибо не получится людям жить чем-то одним, тем не менее, чтобы как следует постичь то или другое направление, нужно посвятить себя только ему одному. Человек может преуспеть либо в вопросе материального благополучия, либо в духовном развитии. Если же эти вещи совмещать, то можно прийти к гармоничному развитию личности, но не к абсолютному успеху в каком-то из этих направлений. В этой статье мы с вами поговорим о духовности, о том, что она из себя представляет, какая от нее польза и как к ней прийти. И заодно выясним, нужно ли всем становиться духовно развитыми людьми или может быть многим достаточно только того, чтобы не забывать о духовном, живя материальными ценностями.

Я решил уделить внимание этой теме по той причине, что как по собственным наблюдениям, так и по примерам с другими людьми, подавшимися в духовность, увидел и понял, как это направление может изменить жизнь человека в лучшую сторону и даже спасти ее. Когда привычный уклад жизни ничего кроме боли и страданий не приносит человеку, духовность может стать для него единственным спасением, как для души и разума, так и для тела. Большинство современных людей – это одержимые идеей материального успеха индивидуалисты или лучше сказать, люди с высокими эгоистическими принципами, которые убеждены в том, что только материальное благополучие и большое влияния позволят им обрести полноценное счастье в этом мире. Оно и понятно, мир, где много суеты и мало времени, где постоянно надо зарабатывать на жизнь и часто нет возможности даже по последним новостям пробежаться, не то что целую книгу прочитать, требует максимальной практичности во всем. Иначе в такой высококонкурентной среде не выжить, ну или по крайней мере не преуспеть. А потому такие темы, которые не несут очевидной пользы в виде успеха в материальном мире и не позволяют решить повседневных задач материального характера для жизни кажутся, если уже и не бесполезными совсем, то во всяком случае не первостепенными, чтобы уделять им достаточно внимания. Но это все до тех пор, пока эта игра в материальный успех или какие-то нежелательные для человека события не приведут его к состоянию полного отчаяния, при котором он уже ничего не будет хотеть и может перестать видеть смысл во всем, что он делал, а также перестанет ценить все то, ради чего жил. И еще страх неуверенности, неизвестности, неопределенности также способен поставить человека на колени, с которых ему не получится встать, руководствуясь идеями, отражающими материальные ценности. Вот тогда он и обращает свое внимание на другую сторону жизни – духовную.

И духовность может помочь многим людям пережить тяжелое время, выжить физически и морально, и обрести душевный покой. Многие люди возвращаются к жизни после тяжелых ударов судьбы и снова обретают уверенность в себе благодаря именно духовности. А для кого-то она и вовсе становится единственным смыслом жизни. Духовность способна помочь и тем, кто добился определенного материального успеха, но при этом все равно не удовлетворен своей жизнью, ибо, как мы знаем, не хлебом единым жив человек, люди могут иметь все, кроме ощущения счастья. Помогает она и тем, кто не имеет ничего, ну или имеет совсем мало, а потому и не видит никакой радости в жизни, а только одни проблемы и трудности, и связанные с ними страдания. Интерес к духовному выводит людей на другой уровень осознания реальности, на котором многие вещи воспринимаются иначе. Вот материальное благополучие не всем и не всегда помогало. Сколько людей не корми, как в прямом, так и в переносном смысле, а радоваться высшим ценностям ты их так не научишь.

Как я всегда говорю: разве современный человек, живущий, хоть в весьма благополучной стране, хоть в очень отсталой, живет хуже, чем жили люди в этих же странах сто, двести, триста лет назад? Разве в современном мире проблема голода стоит также остро, как это было в прошлом? Разве люди, у которых есть крыша над головой, одежда, еда, есть возможность получать качественную информацию, в том числе и абсолютно бесплатно, не могут радоваться жизни, ведь у них есть все необходимое для нее? Так от чего же столько неудовлетворенных людей, от чего же в мире не стало меньше насилия, агрессии, враждебности, от чего люди совершают самоубийства, как будто у них нет другого выхода из тех ситуаций, в которых они оказались? Почему, несмотря на полные желудки и на имеющуюся у многих людей свободу, пусть и относительную в каждом конкретном случае, но все же достаточно ощутимую, они тем не менее, многим недовольны и страдают? А все дело именно в ценностях и в понимании человеком этого мира. Если жить одними только материальными ценностями и не воспринимать духовные, то человеку всегда и всего будет мало, потому что он живет ограниченной жизнью, воспринимая только одну из ее сторон. А при таком подходе к жизни он никогда не насытится ею настолько, чтобы больше не переживать на счет своего материального состояния и вообще о том, как он живет. Потому что материальное обогащение – это лишь часть жизни, но есть и другие ее части, которые тоже нуждаются в том, чтобы человек их постигал и жил ими. Одной из таких частей является духовность, позволяющая человеку служить высшим целям и придерживаться высших ценностей. Почему высших? Потому то для их восприятия и использования нужно развиваться, без этого они нам не будут доступны, ибо одних только природных инстинктов недостаточно, чтобы следовать таким ценностям и наслаждаться ими. И таким образом, чем больше мы познаем этот мир и чем лучше его понимаем, тем большим из того, что в нем есть, мы становимся способными насладиться. В частности, нам становятся доступными духовные ценности, живя которыми, мы получаем полное удовлетворение от жизни.

Что такое духовность

Я дам свое собственное определение духовности, как я его понимаю. Оно может не совпадать с тем, что думают об этом явлении другие люди. Духовность – это такое состояние ума, которое помогает человеку понять, что он является частью единого целого, в таком состоянии он поднимается над своими личными интересами и начинает мыслить интересами этого целого, которые более высшие и значимые, чем его собственные интересы. Духовность человека выражается в служении им таким ценностям, которые стоят над его личными ценностями. То есть, он думает уже не о своих интересах и желаниях, а об интересах и целях целого, частью которого он является. И еще можно сказать, что духовность – это явление, отражающее интересы целого через интересы каждого из нас. Быть духовно развитым человеком, значит подняться над своей животной сущностью и начать служить высшим ценностям и преследовать более значимые цели. Эти цели носят созидательный и развивающий характер.

Духовно развитые люди

Теперь давайте посмотрим, кто такие духовно развитые люди и почему нам стоит ценить этих людей и учиться у них, если только мы сами не относимся к их числу. Духовно развитые люди – это люди, придерживающиеся и распространяющие в обществе идеи, основанные на нематериальных высших ценностях, на духовных ценностях, которые носят созидательный характер. То есть, такие люди призывают к добру, милосердию, любви, свободе, справедливости, взаимоуважению, развитию, терпению и тому подобным вещам. Ценность этих ценностей становится тем очевиднее, чем сильнее человек страдает от их отсутствия в его жизни. Скажем, людям порой надо сравнить жизнь, в которой есть милосердие с жизнью, в которой его нет, чтобы понять, насколько это важная ценность, которую стоит пропагандировать и которой стоит придерживаться ради всеобщего блага.

Духовные люди не эгоисты и не материалисты, им богатство и роскошь не нужны, потому что такое вещи отвлекают их от духовного, а значит и высшего блага. Для них важны такие вещи как любовь, свобода, справедливость, доброта, истина, знания, словом, все то, что обладает ценностью для человека, но при этом не имеет непосредственного материального воплощения. Эти люди служат таким ценностям, так как считают, что это отвечает замыслам высших сил, замыслам целого, частью которого они являются. Они и сами этих ценностей придерживаются, и других людей учат их ценить. В этом и заключается польза духовно развитых людей, они учат общество жить по новым, боле человечным законам, а не по звериным, не по законам природы, которые достаточно суровы и беспощадны к любой слабости. Взять, к примеру, то же милосердие, которое делает жизнь людей намного комфортнее, ведь благодаря ему мы всегда можем рассчитывать на помощь других, когда у нас возникнут какие-то трудности, и сами такую помощь можем оказать, когда у нас есть такая возможность. Если бы мы так не делали, то многие из нас могли бы не выжить, случись с нами какая беда. Но ведь милосердию нужно учить, от рождения оно нам если и дается, то в совсем неразвитом виде и если человека не научить помогать другим людям, не объяснить ему, зачем это нужно, что такая помощь дает обществу и почему это важно, он не сможет и не захочет никому помогать. Духовные ценности нужно прививать людям, можно сказать, что и насаждать их иногда надо, долго и старательно, пока люди не осознают их важность и не начнут жить по новым правилам, призывающих их подняться над своей природой. Такое по силам сделать только духовно развитым людям, которые сами в совершенстве постигли ценность высших идей и могут донести важные мысли до большинства других людей. Та же религия яркий тому пример. Когда-то она очень хорошо помогла сделать людей более человечными, научив их помогать друг другу и быть друг к другу терпимее. Хотя, конечно, и темные стороны у нее всегда были и есть, но без этого ни что не может существовать. У всякой медали две стороны.

Духовное развитие

Но зачем каждому из нас развиваться духовно, зачем двигаться в этом направлении, если, к примеру, мы признаем важность духовных ценностей, отчасти их придерживаемся, но не собираемся им служить? Это нужно для того, чтобы раскрыть для себя новые горизонты этого мира, познать такие вещи, которые при обычной жизни просто непостижимы и таким образом прийти к умиротворению и гармонии, а может быть и к новому смыслу жизни, отказавшись от всего того, чем мы все это время жили. Откуда каждому из нас знать, что та жизнь, которой мы живем, правильная или что она является лучшим вариантом для нас? Ну да, есть какое-то удовлетворение, которое мы можем испытывать от своих дел, от различных достижений, от тех радостей, которое нам доступны, от того удовольствия, о котором нам известно. Но почему бы не узнать что-то новое, что может дополнить жизнь новыми радостями, новым удовольствием, сделать ее более интересной, показать нам новые цели, к которым можно стремиться, чтобы прожить жизнь со смыслом? Если ты сыт, одет, обут, у тебя есть крыша над головой, какая-никакая стабильность в делах и уверенность в завтрашнем дне, и у тебя к тому же появилось свободное время от всей той суеты, которая позволила тебе ко всему перечисленному прийти, то тебе ничего не мешает попробовать узнать что-то новое, открыть для себя другие стороны жизни, которые могут оказаться более интересными и значимыми, чем то, что тебе в настоящий момент известно. Иначе, что, ты по одному только сценарию всю жизнь жить собрался, будешь работать, накапливать материальные блага, чтобы потом передать их по наследству? Или как? А если наследники окажутся непутевыми, если из-за отсутствия у них нужных представлений о жизни они не будут видеть никакого смысла в продолжении твоего дела и просто растранжирят все, что ты всю жизнь создавал и копил, то стоит ли оно того, чтобы именно так все сделать? Да хоть даже если ты только для себя будешь жить, то как долго ты можешь это делать и какой в этом смысл? Тут может быть много вопросов, призывающих человека задуматься над необходимостью что-то как-то в своей жизни поменять или чем-то ее дополнить, чтобы в ней стало больше смысла, чтобы появился новый интерес к чему-то, к какой-то идее, какая-то цель значимая появилась. В том числе и в духовность можно податься, о которой мы здесь говорим. Люди подаются в духовность по разным причинам, и она из них – желание жить более интересной, насыщенной и полной жизнью.

Как развиваться духовно

Чтобы развиваться духовно, человеку необходимо отказаться от привычного для большинства людей образа жизни. И чем большего совершенства он хочет в этом достичь, тем от большего ему придется отказаться. Если же он просто хочет дополнить свою жизнь духовными ценностями, тогда ему необходимо для начала проявить интерес к духовности, пообщаться с духовно развитыми людьми, понять, какие ценности они исповедуют, какие цели преследуют, какие идея предлагают. У духовности может быть много обликов, в зависимости от того, кто ее распространяет в обществе и какое учение он предлагает. Главным признаком духовности является всеобщее благо, а не интересы отдельно взятого человека или группы людей. Для того, чтобы встать на путь духовного развития нужно также начать соблюдать определенные ограничения, быть умеренным во многом, делать добрые дела, помогать людям и таким образом приобщаться к духовной жизни. Повторю, полностью отказываться от своего образа жизни, в котором преобладают материальные ценности и корыстные интересы необязательно. Духовностью можно дополнить свою жизнь, но ею необязательно свою жизнь заменять. Понятно, что условно плохих и злых поступков нужно совершать меньше, иначе ни о каком духовном развитии и речи не будет. Служа высшим идеалам нельзя вредить обществу и конкретным людям, которые являются воплощением целого, частью которого мы все являемся. От плохих поступков лучше вообще отказаться, заменив их такими делами, которые должны основываться на любви к ближнему и заботе о нем. Не во всех случаях можно решить проблемы с помощью добра и любви, тогда духовный человек уступает место тем, кто умеет разговариваться на языке силы. Его же миссия состоит в том, чтобы разбудить в каждом человеке человечность, а разговаривать с людьми на языке насилия не его задача. Для этого есть другие люди.

Тем, кто хочет достичь высокого уровня духовности обязательно нужно отказаться от мирских благ и начать довольствоваться только самым необходимым, углубляясь в постижение духовных ценностей, не отвлекаясь на ценности материальные. И, разумеется, такому человеку нужно следовать избранным духовным идеалам, а не просто о них узнавать и говорить. И только потом, когда он поднимется над своей природой, когда научится жить очень простой жизнью, без всякой роскоши и изобилия, совершая полезные для общества дела, он может начать распространять высокие идеалы в виде практичных идей в обществе, показывая другим людям, как они могут жить, придерживаясь высших ценностей. Другими словами, нужно начать отходить от своей природной натуры, от своей животной психики, от своих инстинктивных позывов, чтобы принимать решения, исходя из высоких идеалов и здравого смысла, и показать на личном примере всем, как такой разумной и умеренной жизнью жить. Личный пример здесь очень важен, потому что у нас в обществе очень много людей, которые называют себя духовными, а сами при этом живут мирскими ценностями, гонятся за материальным успехом, не соблюдают никакие, в том числе и собственные правила духовного поведения, подразумевающие ограничение человека в его желаниях, вызванных природными инстинктами. Такие люди призывают к высшим ценностям, а сами живут низшими радостями. Они могут призывать к добру, а сами при этом творят время от времени зло. Они пропагандируют ненасилие, а сами при этом позволяют себе его совершать в отношении тех, кто беззащитен перед ними. Тогда это или лицемерие с их стороны, или просто не понимание того, что такое истинная духовность и для чего она нужна.

Вы не можете быть заядлым материалистом и одновременно духовно развитым человеком, вам надо выбрать что-то одно, если вы хотите в этом достичь действительно высоких результатов. Точнее, вы можете сочетать в себе и те, и другие ценности, вы можете дополнить свою жизнь духовными ценностями, расширив таким образом свое представление о мире. Но если вы хотите достичь высокой духовности, то от материальных благ, засоряющих рассудок вам придется отказаться. Необязательно для этого исповедовать аскетизм, это крайняя мера, как я считаю, без нее можно обойтись. Но минималистом вам стать точно нужно, чтобы иметь только все самое необходимое для жизни, без всяких излишек. Иначе вы не сможете оценить духовное, чтобы понять всю его красоту, если при этом будете наслаждаться имеющимся у вас комфортом и материальным благополучием. Невозможно осознать высшие ценности, радуя себя ценностями низшими, по крайней мере во всей их полноте. Для духовного развития нужно начать отходить от своей животной сущности, от всех тех позывов, которые заложены в нас природой. А это значит, что никакого стремления к богатству, при котором человек превращается в автомат по добычи денег и прочих материальных ценностей и о высоком ему думать некогда, быть не должно. Нельзя идти на поводу у своих инстинктов, нельзя быть тем, кем природа нас сделала, нужно стать тем, кто поднимется над своей природой, благодаря высоким идеалам и голосу разума. Избавиться от врожденных качеств невозможно, но можно взять их под контроль. Только в таком случае человеку откроется новое представление о жизни, когда он от непосредственного восприятия реальности перейдет к такому ее восприятию, при котором его сознание будет им руководить, а не его инстинкты. Это тяжело, поэтому в нашем обществе так мало духовно развитых людей. Кто-то отказывается от духовности из-за всевозможных соблазнов, кто-то из-за страха перед ограничениями, а кто-то просто думает, что он духовная личность, но при этом хочет всего того, чего хотят обычные люди и тянется к этому. Поэтому, этот путь не для всех.

Идеальный вариант существования духовно развитого человека – это жизнь за счет даров и пожертвований, благодаря чему он будет иметь необходимый для жизни минимум и сможет изучать высшие ценности, размышлять над ними, предаваться им, чтобы потом дать обществу новые идеи, которые помогут людям построить более совершенный человечный и гуманный мир. Такой человек не должен зарабатывать обычным образом, тем более много, поскольку и обычная работа и большие деньги изменят его ум, возвратив его из духовного мира в материальный, в котором надо постоянно крутиться, считать деньги, решать бытовые вопросы, конкурировать с людьми и так далее. Такая жизнь может поглотить человека полностью и у него просто не останется сил и времени на духовное развитие. Если сознания отвлекается на такие вещи, как быт, то человек просто не сможет изучить что-то большее, что есть в этом мире. Поэтому, духовное развитие требует, если уж не абсолютного аскетизма, то во всяком случае очень скромной жизни, для которой вполне хватит небольших пожертвований и даров со стороны благодарных и понимающих важность духовного развития людей. Люди дарят духовному человеку необходимые для жизни материальные ресурсы, а он взамен этого просвещает их в вопросе высших ценностей и дарит этому миру новые идеи, которые помогут изменить его к лучшему. Поэтому, никакого богатства и роскоши у по истине духовного человека быть не может, потому что и не должно. Даже если люди его завалят материальными ценностями, в том числе и пожертвованиями в виде денег, от лишнего он должен отказаться. Все лишнее такой человек может пожертвовать тем, кто в этом нуждается, в особенности детям.

У поистине духовных людей жизнь должна быть простой с материальной точки зрения. Подобно тому, как нельзя мыслить чисто и остро с полным желудком, невозможно постигать и нести духовные ценности, живя в роскоши и изобилии. Вот это очень важно понимать. Также нельзя постоянно думать, как заработать деньги на жизнь, деньгами и прочими ресурсами духовно развитому человеку должны помогать, позволяя ему таким образом делать свою работу, которую не всякий готов делать и не всякий в силах сделать. Ум должен быть в каком-то одном состоянии, либо в мирском, либо в духовном, чтобы человек преуспел в той или другой деятельности. Повторю, эти вещи можно совмещать для полноты жизни, но чтобы сильно преуспеть в этом деле, нужно только ему себя посвятить.

Духовным людям нужно помогать и поддерживать их. Это нужно обществу и каждому отдельно взятом его члену. Подобно тому, как общество поддерживает науку, искусство, философию, оно должно поддерживать и духовность. Подносить дары духовно развитым людям, значит служить Богу, обществу, миру и в конечном счете самому себе. Ведь каждый из нас хочет жить в таком обществе, в котором всем будет хорошо, потому что в таком обществе добра будет во много раз больше, чем зла, от которого может пострадать каждый. И кто, как не духовно развитые люди могут научить людей жить в мире и согласии, быть довольными жизнью и радоваться ей, независимо от того, достаточно ли у них материальных благ или нет. Получается, вы кормите тело таких людей, чтобы оно жило, а они взамен будут кормить вашу душу и разум, чтобы вы жили хорошо и счастливо. Совершенно нормальное, разумное, необходимое разделение труда, при котором каждый делает то, что ему ближе.

Духовность – это будущее

Думать о высшем, о вечном, о светлом, а значит и о духовном – думать о будущем. А ради него мы многое делаем в настоящем. В том будущем, которое мы строим сегодня будут жить наши дети. Духовное существует не просто так, а в качестве награды людям за то, что они постигают высшие ценности. Все эти ценности требуют от человека жертв в виде отказа от доступных мирских благ, ради которых мы готовы многое уничтожить здесь и сейчас. Но если мы отойдем от своего эгоизма, то сможем построить просто сказочное будущее для наших детей. Сегодня люди врут, воруют, убивают, грабят, используют друг друга, манипулируют друг другом, а завтра может появиться какой-то духовный человек, у которого нет ничего кроме его учения и изменит с помощью этого учения общество так, что всех этих мерзких вещей, вызывающих боль и страдания станет во много раз меньше. И каждый из нас сможет жить в таком мире, в котором можно верить другим людям, в котором у тебя никто ничего не будет красть, в котором ты не подвергнешься насилию только потому, что кто-то имеет возможность его применить к тебе, в котором тебе протянут руку, если ты оступишься, а не будут тебя добивать, ради корыстных целей, считая, что так оно и должно быть. Ну может быть не мы будем жить в таком мире, а наши дети, но такое возможно. Скажете, это утопия? А разве та же религия не сделала людей добрее и терпимее друг к другу, разве пропагандируемые ею духовные ценности не сделали многих из нас более человечными? И пусть никакое религиозное учение не идеально, все же мы от каждого из таких учений получили что-то хорошее, благодаря чему жизнь в обществе стала лучше, а люди стали добрее. Так ведь? Ну вот вам и проявление духовных ценностей. И их может быть еще очень много, таких проявлений, потому идей, основанных на высоких духовных идеалах, может быть великие множество. Мир никогда не станет идеальным, совершенным, безупречным во всех смыслах, но он может стать лучше. Он у нас уже лучше, по сравнению с тем диким миром, в котором когда-то жили люди, не имевшие представления о каких-то там нематериальных духовных ценностях. Выживал тот, кто просто был сильнее, хитрее, быстрее, ловчее других. Но потом люди с помощью идей, проповедующих добрые дела сделали мир чуточку лучше.

В конечном счете все люди хотят быть счастливыми. То есть, постоянно испытывать радость, удовлетворение и умиротворение. Нам только нужно создать условия, чтобы такое состояние у нас возникло и не исчезало. К примеру, одним из таких условий является свобода, а точнее, ощущение человеком своей свободы, без которой истинное счастье невозможно. А свобода – это духовная ценность, которая нуждается в распространении в обществе в виде разумной и реализуемой идеи, которая позволит людям чувствовать себя свободными и при этом не скатиться к вседозволенности и анархии, которые уже не будут благом для людей. И духовно развитые люди придумывают идеи, которые помогают такие ценности правильно привить людям, создавая важное условие для счастья и исключая возможность злоупотребления такими ценностями.

И материалист, и духовно развитый человек могут быть счастливыми. Но у каждого будет свое счастье. Каждый будет испытывать его по-своему. Как я считаю, учитывая свой жизненный опыт, в котором было место и материальному успеху, а потом и в духовном развитии были определенные достижения, духовность дает более стойкое ощущение счастья, чем материальные успехи. Потому что в этом случае счастье зависит от гораздо меньшего количества условий. Я не назову такое счастье безусловным, ибо все-таки какие-то условия должны соблюдаться, чтобы духовность приносила удовлетворение. Скажем, та же возможность себя кормить необходима всем, человек живет в физическом мире и одной только духовностью в нем сыт не будешь. Но все же такое счастье требует от людей гораздо меньше для своего существования, оно, скажем так, менее требовательное к человеку, чем то счастье, которое испытывает человек, добившийся материального успеха. Человеку лишь необходимо задуматься о высших ценностях, осознать их, придерживаться этих ценностей, служить им и у него появится великий смысл жизни, благодаря которому он будет чувствовать свою значимость независимо от того, сколько у него будет всевозможных материальных благ.

Духовность и духовное развитие – это не развлечение, не игра, не какое-то занятие для тех, кому скучно – это служение высшим ценностям, это работа на благо всего человечества, это вклад в будущее наших детей, это в отдельных случаях и спасение для человека, который запутался в жизни не знает, ради чего ему жить. Духовность предлагает нам всем жить ради интересов целого, ради интересов бытия, а не только ради своих личных интересов. Посвящать себя этому занятию или нет, и как посвящать, полностью отдавшись духовности или частично уделив ей свое внимание, каждый человек решает для себя сам. В этом вопрос у людей должна быть полная свобода выбора. Духовных ценностей можно придерживаться, а можно служить им. И в том, и в другом случае человек многое обретет. Но во втором случае он должен будет и от многого, что ценно для большинства людей, отказаться. Только тогда он сможет добиться в духовном развитии наивысших результатов.

Источник

Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Adblock
detector